Золотой век Испании - OXFORDST.RU

Золотой век Испании

Г.Е. Сергиевская. Испанский «Золотой век».

Г.Е. Сергиевская.
Испанский «Золотой век».

Испанский «Золотой век» — это эпоха, когда Испания пережила великий расцвет литературы и искусства, приходящийся на вторую половину XVI — первую половину XVII веков. «Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение», совпадающее с годами правления Филиппа II (1556-1598), и первый, наиболее плодотворный этап развития культуры барокко время правления Филиппа III (1598- 1621) и Филиппа IV (1621-1648). Весь XVI и начало XVII в. определяют как эпоху Возрождения. В XVII в. преобладающим стилем эпохи было барокко.

И если литература эпохи Возрождения в лице Сервантеса, и Лопе де Вега поднялась на огромную высоту, то эпоха барокко выдвинула таких больших художников, как Гонгора и Кеведо, Тирсо де Молина и Кальдерон. Испанское барокко составило этап в развитии мировой литературы и оказало сильное влияние на европейскую литературу последующих веков.

Путь, пройденный Испанией за два столетия — XVI и XVII, не имеет прецедентов в истории человечества. Могучая и обширная империя в начале XVI в., Испания к концу XVII в. теряет свое значение. Испанская нация и испанское национальное государство складывались в ходе войны за освобождение полуострова от арабского нашествия, получившей название «реконкисты» (обратное отвоевание). И несмотря на то, что арабы оставили на полуострове замечательные памятники архитектуры, способствовали развитию философии и поэзии, поскольку королевская власть стремилась к объединению страны и ее освобождению от иноземного господства, она играла в то время прогрессивную роль.

Брак между Изабеллой Кастильской и Фердинандом Арагонским, заключенный в 1469 г., стал основой для объединения двух крупных государств Испании — Кастилии и Арагона. В конце XV в. страна переживает национальный подъем. В это же время идет активный захват колоний. Под властью испанского короля Карла I (он же германский император Карл V) сосредоточились огромные владения как в Европе, так и в Америке. Все это позволило Карлу хвастливо заявить, что в его владениях никогда не заходит солнце. Однако уже в первой половине XVI в. противоречия общественного развития выступили на поверхность. Сказывается раздробленность, различия в укладе и обычаях различных провинций, сохранение ряда привилегий и вольностей, добытых феодальной знатью за участие в войнах с арабами.

Сильным тормозом в развитии индивидуального сознания и национального самопознания была церковь. Испанская церковь отличалась особой реакционностью. Церковная реформа еще не была доведена здесь до конца, когда началась контрреформация. Идеи Тридентского собора (аскетизм, первородный грех, чистота крови и т.д.) железным обручем сковали испанское общество. Большую роль играло духовенство во время войны.

Оно давало идейное обоснование борьбе с неверными. При этом духовенство не претендовало на политическое влияние и не представляло опасности для королевской власти. Оно стало ее опорой. Двумя другими силами были города и феодалы. Города эти возникли как крепости в борьбе с арабами, в ходе которой они добивались для себя прав и вольностей, и не хотели подчиняться королевской власти. Опираясь на поддержку дворянства, Карл I уничтожил независимость испанских городов, растоптал «вольности старой Испании», однако Испания все еще была обширной и могучей державой. Во второй половине XVI в. в царствование Филиппа II появляются первые симптомы упадка, началось превращение великой импе- рии в прозябающую провинциальную страну.

Все это определило взгляды и настроения таких авторов как: Мигель де Сервантес Сааведра, Лопе де Вега (1562-1635), Тирсо де Молина (1583- 1648), Педро Кальдерон (1600-1681), Луис де Гонгора-и-Арготе (1561- 1627), Франсиско де Кеведо (1580-1645), Бальтасар Грасиан (1601-1658) и др. Три основных момента можно наблюдать в Испании этого периода.

Первое — духовное единство, которое является наивысшим благом народов. Испанец XVII века воображает счастье в своем единстве перед лицом разъединенной Европы с ее бесконечными войнами, мотивированными различными верованиями. М. Менендес Пелайо снова и снова утверждает, что в Испании этого времени инквизиция была популярна. Пристально вглядываясь в историю и пытаясь найти объяснение столь странному, с современной точки зрения, явлению, он находит его в том, что испанец этого времени дает добро любому институту защитников и гарантов этого единства. В идеологическом плане это чувство единства проявляет тот факт, что лучшим путем для его достижения является поддержка какой-либо бесспорной власти. Эта власть должна была представлять «сделанную» философию, иначе говоря, философию как закрытую систему. Слишком часто мы видим, как схоластика сужает свои рамки этим горячим желанием единства, которое ведет ее к бес

плотному отрицанию. Второе переживание воспринимает окружающую жизнь как поле напряжения и борьбы равно как в индивидуальном аспекте, так и в социально-политическом. Философия должна обучать жить эту ситуацию. Это является миссией философии уже согласно учению стоиков. Новый стоицизм XVII века стремится соединить самодостаточность греческого знания с просветленным спокойствием христианского героизма. Именно на базе этого соединения должна появиться высокая добродетель «благоразумие». С другой стороны, новая политика должна была соотнести практическую силу «государственного разума» с моральными обязанностями.

В результате чего появился бы государь желающий управлять по-христиански. Испанец XVII века всеми силами стремится к компромиссу между жесткими гражданскими обязанностями и христианским праксисом. Таким образом, христианский стоицизм этого века, который мы можем рассматривать как философию, служащую жизни, хотел бы быть ответом этому историческому вызову.

Третье переживание в большей или меньшей степени интуитивно чувствует большие темы эпохального мышления. Но, в случае противопоставления с холодным разумом, стремится дать свои ответы в художественных интерпретациях. И здесь наиболее полное и наилучшее философское выражение появляется в литературных произведениях. Они воплощают в символических фигурах гениальные идеи, которые с этого момента призваны сформировать определенную часть человеческого культурного наследства.

существенными изменениями поэтического языка. Испания «золотого века» — родина ведущего прозаического жанра новоевропейской литературы — романа, берущего начало от двух корней: от «Дон Кихота» Сервантеса и от плутовского романа, прообразом которого является «Жизнь Ласарильо де Тормес» (1554).

На хронологическом рубеже, отделяющем «второе» Возрождение от «первого» — эпохи правления Карлоса V (Карла V, 1516-1556) — в испанской литературе возник и так называемый «пасторальный роман» (первый образец — «Диана» Х. де Монтемайора, 1559?) — специфическая нарративная разновидность пасторали. Под влиянием итальянской новеллистики в испанской литературе «золотого века» складывается и развивается жанр новеллы, окончательно оформившийся под пером Сервантеса — создателя «Назидательных новелл» (1613).

Однако со временем в испанской барочной прозе начинает брать верх риторическое начало, подчиняющее себе ренессансное «подражание Природе». Образ «человека внутреннего» в литературе барокко сменяется типом «человека внешнего», озабоченного тем, как он выглядит в глазах других, выстраивающим свое «я» по канонам, навязываемым ему социумом. Стиль прозы барокко характеризует причудливое смешение аллегорической образности и натуралистического гротеска, фантастики и бытописания (характерный образец — «Критикон» Бальтасара Грасиана).

Прозаики барокко (например, Ф. де Кеведо) тяготеют к разработке (в том числе — и пародийной) уже существующих фабульных схем (позднегреческого романа, плутовской автобиографии, менипповой сатиры), к стилевым клише. Вместе с тем, «литературность» их текстов парадоксально сочетается с использованием приемов стилизованной устной речи, «площадного» (М. М. Бахтин) гротескного слова, «низового» фольклора.

В целом испанская проза первой половины XVII века развивается по линии отхода от романной традиции: предпочтение отдается аллегорической «эпопее в прозе» («Критикон»), сатирическому «видению» («Сновидения» Кеведо), собраниям эмблем («Моральные эмблемы» С. де Коваррубиаса) или остроумных поучительных изречений («Карманный оракул» Грасиана). Но «как всякая художественная система, — пишет Н.Б. Томашевский, — испанская драматургия Золотого века имела свое начало и свой конец. Возникнув в 80-е годы XVI века, она узнала годы расцвета (шестисотые годы — тридцатые годы XVII в.) и годы одряхления. К концу своего существования (пятидесятые — семидесятые годы) она выродилась в манеру».

и объективизму барокко. Этот процесс нагляднее всего отразился в творчестве Луиса де Гонгоры. Игра в метафоры-загадки, сложное синтаксическое строение фразы, введение в поэтический язык латинизмов составляет суть культеранизма (или культизма) — одного из главных направлений испанской поэзии XVII века, во главе которой стоял Гонгора.

С ним и в жизни, и в творчестве соперничали два других титана барочной поэзии: Кеведо и Лопе де Вега — глубокий лирик и одновременно создатель откровенно театрализованного поэтического мира. Театрализованность — определяющая черта всех без исключения жанров испанской литературы XVII века, центром развития которой (да и культуры в целом) к середине «золотого века» литературы становится театр.

Испанский барочный театр — театр «социального компромисса» (Х.А. Мараваль), адресованный всем без исключения слоям испанского общества, в котором драматурги пытаются установить нарушенное ходом истории общественное согласие. Одновременно это — пышное, красочное зрелище, активным участником которого чувствовал себя каждый зритель: он находил в театре все, чего была лишена окружающая его жизнь: пылкую любовь, право распоряжаться своей судьбой и одновременно неукоснительное следованием голосу «чести», все доказательства справедливости земных властей и неотвратимости божественного возмездия.

В начале XVII в. наиболее резко обнаружилась двойственная природа Возрождения. Культ подражания природе и априорное «конструирование» идеального человека сами по себе противоречивы, и оба эти принципа должны были подвергнуться «ревизии» под напором новых мировоззренческих концепций. Однако изживание старых взглядов не отменяет прежних достижений. Смена принципа «натуральности» (naturalidad в смысле соотнесенности с природой), явившегося важнейшим стимулом развития реалистического искусства, на, казалось бы, противоположный принцип «выдумки» (invencion) не предполагает обязательного и непременного отказа от правдоподобия, хотя оно и приобретало подчас весьма своеобразный характер. Идеальный человек Возрождения не моделируется больше, но от этого он не потерял силу притягательности, а в новых условиях культа верного слуги короля и церкви приобрел оппозиционно-полемический смысл и значение.

Разочаровавшись в человеческой природе, трактуя ее как неразумную, слабую и порочную, писатели этой эпохи противопоставляют природе трезвый и острый разум. Философская концепция составляет основу и внутренний стержень литературы этого времени. Различные писатели думали над сходными вопросами, но ответы давали разные.

1. Пинский Л.Е. Ренессанс и барокко // Мастера искусства об искусстве. М.; Л.: Искусство, 1937. Т. 1.

2. Пинский Л.Е. Магистральный сюжет. М.: Советский писатель, 1989.

3. Аникст А. Ренессанс, маньеризм и барокко в литературе и театре Западной Ев- ропы // Ренессанс, барокко, классицизм. М.: Наука, 1966.

4. Морозов А. Проблемы европейского барокко // Вопр. лит., 1966, № 12.

6. Штейн А.Л. Литература испанского барокко М.: Наука, 1983.

7. Степанов Г.В. Язык. Литература. Поэтика. М.: Наука, 1988.

8. История всемирной литературы в 9-ти тт. Т. 4. М.: Наука, 1987.

11. Плавскин З.И. Золотой век испанской национальной драмы // Испанская классиче- ская комедия. Л.: Лениздат, 1991.

Золотой век Испании

Золотой век Испании (Siglo de Oro) — величайший культурный подъём в истории Испании, который пришёлся на XVI и на первую половину XVII века.

Испанское государство образовалось в конце XV века путём династического брака «католических величеств» Кастилии и Арагона. В эпоху Великих географических открытий складывается колониальная империя Испанских Габсбургов, в которой, по известной присказке того времени, никогда не заходило солнце. Одновременно Испании удалось укрепить свои позиции в Европе. Испанская и португальская корона соединились в династической унии, в состав Испании вошли богатейшие земли Европы — Бургундские Нидерланды, экспансия в Италии привела к испанизации Меддзоджорно.

Читайте также  Виды и применение трансформаторов

Политико-экономический подъём привёл к тому, что в период Контрреформации Испания оказалась в роли культурного флагмана всей католической Европы, оставив после себя целый ряд выдающихся культурных свершений:

Хронологические границы Золотого века в политическом и культурном смыслах не совпадают: Испания имела статус великой державы с момента открытия Колумбом Америки и до Пиренейского мира 1659 года, а золотой век испанской культуры исчисляется с публикации романа «Ласарильо с Тормеса» (1554) до смерти последнего из классических испанских писателей, Кальдерона, в 1681 году. Однозначного мнения о временных рамках периода в историографии не сформировалось.

См. также

  • Золотой век Голландии
  • Великий век Франции
  • Шведский век

Литература

  • Henry Kamen. Golden Age Spain. 2nd edition. Palgrave Macmillan, 2005. ISBN 9781403933379.
  • Joan Sureda. Golden Age of Spain: Painting, Sculpture, Architecture. Vendome Press, 2008. ISBN 9780865651982.
  • Antonio Domínguez Ortiz. The Golden Age of Spain, 1516-1659. Basic Books, 1971.

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Золотой век (фильм, 2003)
  • Золотой век комиксов

Смотреть что такое «Золотой век Испании» в других словарях:

Золотой век (значения) — Золотой век период (разный по продолжительности) великих достижений в истории. Метафорически относится ко многим периодам в истории, обычно для каждого государства своему: Золотой век Англии время правления Елизаветы I Золотой век… … Википедия

Золотой век Голландии — История Нидерландов Древние времена Доисторические Нидерла … Википедия

Золотой век (фильм — Золотой век (фильм, 2007) Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Золотой век (фильм). Золотой век Elizabeth: The Golden Age … Википедия

ЗОЛОТОЙ ВЕК (в испанской литературе) — «ЗОЛОТОЙ ВЕК» в испанской литературе, метафорическое обозначение эпохи расцвета испанской классической литературы, приходящейся на вторую половину 16 первую половину 17 веков. «Золотой век» включает в себя так называемое «второе Возрождение»,… … Энциклопедический словарь

Золотой век евреев в Испании — Золотой век евреев в Испании период расцвет еврейской культуры в Испании, во время европейского средневековье, в период мусульманского правления на большей части Пиренейского полуострова. В то время евреи были общепринятыми в обществе, и… … Википедия

Золотой век пиратства — Пираты борются за сокровище. Иллюстрация Говарда Пайла Золотой век пиратства общее обозначение активности пиратов, охватывающее период с … Википедия

Золотой век (фильм, 2007) — Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Золотой век (фильм). Золотой век Elizabeth: The Golden Age … Википедия

ЗОЛОТОЙ ВЕК — что [чего, чей] Наилучший, беззаботный период жизни, время благоденствия. Имеется в виду, что какой л. временно/й период (Р) в истории народа, страны, социальной группы (Y), в развитии цивилизации, науки, культуры, какой л. деятельности (Q)… … Фразеологический словарь русского языка

Золотой век голландской живописи — См. также: Золотой век Голландии и Ранняя нидерландская живопись Золотой век голландской живописи самая выдающаяся эпоха в нидерландской живописи, приходящаяся на XVII век. Содержание 1 Исторические условия … Википедия

История Испании — История Испании … Википедия

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

XVII век стал эпохой расцвета испанской культуры, ее Золотым веком. Многое в развитии культуры определило осознание современниками кризиса и упадка, заставлявшее задуматься о причинах происходящего. Кроме того, еще действовала инерция огромной империи, вобравшей в себя опыт культурного развития всех ее составных частей, включая Италию и Нидерланды, и развившей его в соответствии со своими потребностями. Никогда прежде испанская культура не оказывала столь значительного и многостороннего влияния на общеевропейские культурные процессы.

В то же время разные ее сферы развивались крайне неравномерно. Если театр, литература, живопись пролагали новые пути для всей Европы, то в архитектуре не появилось ничего сравнимого с Эскориалом, а в сфере науки вклад Испании был еще скромнее.

Хронологические рамки Золотого века не совпадают с XVII в. Обычно его начинают с 80-х годов XVI в., а завершают примерно 1680 г. Стилистически культура Золотого века очень неоднородна: его начало прошло под знаком Возрождения, но уже на рубеже XVI–XVII вв. в Испании распространился маньеризм, и тогда же заявило о себе барокко. Таким образом, в литературе и театре начала XVII в. Ренессанс, маньеризм и барокко сосуществовали и влияли друг на друга, а затем барокко вытеснило два других. В архитектуре же стиль барокко распространился позже, с середины XVII в.

Важнейшую роль в развитии испанской культуры XVII в. сыграл королевский двор, достигший особого блеска в правление Филиппа IV; сам король был крупнейшим меценатом своего времени, покровительствовал Веласкесу и Кальдерону. Вслед за монархами к коллекционированию обращаются придворные. Составлялись первоклассные собрания живописи, библиотеки, а также «комнаты диковин», в которых, в соответствии со вкусами эпохи барокко, собирались предметы редкие и исключительные. Многие аристократы покровительствовали писателям и художникам.

В религиозно-философской мысли XVII в. самым заметным явлением оставалась так называемая «вторая схоластика», оказавшая влияние на Декарта, Лейбница и других философов Нового времени. Ее крупнейшим представителем был Франсиско Суарес (1548–1617), глубоко переработавший метафизику Аристотеля и учение Фомы Аквинского, что обновило схоластику и позволило успешно использовать ее в новых условиях.

Вклад Испании в Научную революцию был очень скромным. Жесткий контроль со стороны инквизиции и искусственная изоляция (хотя и неполная) от протестантских стран создали в стране обстановку замкнутости и нетерпимости, плохо совместимую с научными исканиями.

Упадок Испании вызвал к жизни целое направление в общественной мысли. Многие авторы размышляли над его причинами, пытались понять его суть и предлагали свои решения. Их именовали арбитристами (от исп. слова «арбитрио» — в одном из значений: средство или произвольное решение короля), а представленное ими направление общественной мысли, достигшее расцвета в первой трети XVII в., историки называют арбитризмом. Среди арбитристов имелись глубокие мыслители (С. де Монкада, П. Фернандес де Наваррете и другие), которые осмыслили исторический опыт Испании и осознали необходимость реформ. Они отстаивали идеи протекционизма и меркантилизма, размышляли над последствиями ввоза серебра из Америки для экономики страны, критиковали предрассудки современников (в частности, презрение к производительному труду).

В трудах историков также воплотился опыт самосознания испанцев эпохи упадка. В прошлом они искали истоки своего национального характера и подтверждение притязаниям. Всегда актуальная для них проблема единства или многообразия исторического развития Пиренейского полуострова с восстановлением суверенитета Португалии зазвучала особенно злободневно. Поскольку в условиях ослабления центра монархии слабели и связи между ее частями, все чаще акцентировалась самодостаточность каждой области и ее прошлого; появилось множество историй городов и провинций.

Одним из самых заметных феноменов испанской культуры Золотого века был театр; спектакли пользовались огромной популярностью. Начало расцвета испанского театра связано с именем Лопе де Веги (1562–1635). Он написал свыше 2 тысяч пьес (сохранилось менее четверти). Несмотря на некоторые черты Ренессанса, в целом творчество Лопе принадлежит барокко. Он строил пьесу так, чтобы не ослаблять напряженного интереса зрителя к действию, удерживать его внимание постоянной переменой декораций и костюмов. Черты барокко проявляются и в обычном для Лопе жанре «новой комедии», смешивающей «высокое» и «низкое», трагическое и комическое, и тем самым нарушающей законы ренессансной теории драмы.

Во втором десятилетии XVII в. сложилась школа Лопе де Веги, к которой в широком смысле принадлежали все последующие драматурги Золотого века: все они следовали принципам «новой комедии», в то же время усиливая или трансформируя отдельные стороны художественной системы Лопе. Так, Тирсо де Молина, создавший бессмертный образ дона Хуана (дона Жуана), внес в театр углубленный психологизм, а Педро Кальдерон де ла Барка — религиозно-философский пафос. Творчество Кальдерона (1600–1681) стало вершиной театра барокко. Его отличают глубокие раздумья о природе человека и его месте в мироздании, красота стиха, обилие символов и аллегорий.

В литературе начала XVII в. особое место занимает Мигель де Сервантес Сааведра (1547–1616). Хотя его поздние произведения, включая и роман «Дон Кихот» (т. 1, 1605, т. 2, 1615), вышли в свет уже в эпоху барокко, писатель сохранял верность идеалам Возрождения. Однако осознание невозможности их торжества окрашивает гуманизм Сервантеса в трагические тона. Книга породила множество толкований, она по праву считается одним из лучших романов мировой литературы, а по числу языков, на которые переведена, уступает лишь Библии. Однако на испанскую литературу XVII в. «Дон Кихот» почти не оказал влияния.

Зато огромным было воздействие романа «Гусман де Альфараче» Матео Алемана (т.1, 1599), обозначившего рождение нового литературного жанра — плутовского, или пикарескного романа (от исп. picaro — «плут»). Перед его читателями разворачивается панорама общества, построенного на обмане, корысти и беззаконии. Черты кризиса ренессансного сознания проявились в рассуждениях о порочности человеческой природы, устойчивом ощущении дисгармоничности мира, общества и человеческого сознания, всесилии фортуны, играющей жизнью героя. Первая треть XVII в. — время расцвета жанра.

Одной из вершин испанского барокко стало творчество Бальтасара Грасиана (1601–1658). Философский роман «Критикой», сборник афоризмов «Карманный оракул», моральный трактат «Герой» Грасиана в XVII–XVIII вв. пользовались европейской известностью.

В поэзии барокко в начале XVII в. выделились две стилевые тенденции, соперничавшие друг с другом. Для культизма, или культеранизма (видимо, от лат. cultus — «изысканный»), связанного с именем Луиса де Гонгоры-и-Арготе (1561–1627), характерны неологизмы, нарушение принятого порядка слов, сложные метафоры, мифологические аллюзии. Консептисты, Франсиско де Кеведо-и-Вильегас (1580–1645) и его последователи, исходили из идеи внутренней сложности мысли, стремясь к лаконизму и смысловой насыщенности каждой фразы. Для них характерна игра на многозначности слов, каламбуры, разрушение словесных штампов.

Испания в XVII в. стала одним из лидеров в развитии европейской живописи. В стороне от его магистрального пути остался, пожалуй, только Эль Греко (1541–1614) — грек с острова Крит, с 1576 г. живший в Испании; у него имелись ученики, но так и не сложилась школа.

Хусепе Рибера (1591–1652), придворный живописец испанских вице-королей в Неаполе, испытал сильное влияние Караваджо. Его полотна привлекают драматизмом религиозного переживания, ощущением бренности и хрупкости телесного, но также и душевной стойкостью персонажей. Франсиско Сурбаран (1598–1664) писал по заказам монастырей циклы картин с эпизодами из истории монашеских орденов и из житий святых. Сурбарану принадлежат также лучшие натюрморты в испанской живописи.

Крупнейший испанский художник XVII в. Диего Веласкес (1599–1660) с 1623 г. был придворным живописцем Филиппа IV; главной для него стала тема власти. Он писал портреты короля, членов его семьи и Оливареса, но также и портреты придворных шутов и карликов, достигнув в них вершины драматического восприятия человеческой личности. Его «Сдача Бреды» запечатлела одну из побед Испанской монархии над Соединенными провинциями: благородству испанского главнокомандующего Амброджо Спинолы противостоит достоинство побежденных, но не сломленных голландцев. Это полотно стало рубежной вехой в складывании в европейской живописи концепции исторической картины. Смерть Веласкеса и его младшего современника Бартоломе Эстебана Мурильо (1617–1682) обозначила конец Золотого века испанской живописи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры При Николае I определился известный всему миру строгий и прекрасный облик Петербурга (на 60° с.ш. нет во всем мире ничего подобного, севернее, конечно, тоже).Почти весь цикл строительства Исаакиевского собора пришелся на его

Читайте также  Мистецтво, як об’єкт наукового дослідження. Види мистецтва

РОЖДЕНИЕ ИСПАНСКОЙ МОНАРХИИ

РОЖДЕНИЕ ИСПАНСКОЙ МОНАРХИИ Бойтесь Бога и воздавайте хвалу Ему, ибо приближается час суда Его. Девиз инквизиции. Франция была самым сильным государством Европы, олицетворявшим в себе могущество христианской цивилизации, – недаром всех европейцев на Востоке называли

Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды

Очерк пятый Узбек, или «золотой век» золотой орды (Хан,

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» НИДЕРЛАНДСКОЙ КУЛЬТУРЫ

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» НИДЕРЛАНДСКОЙ КУЛЬТУРЫ XVII столетие оказалось временем бурного расцвета нидерландской науки и искусства. Маленькая страна в XVII в. стала родиной многих выдающихся ученых и внесла огромный вклад в развитие науки.С конца XVI в. в Соединенных провинциях вырос

Золотой век русской культуры

Золотой век русской культуры Первая половина XIX в. была для России, несмотря на деспотизм Николая I, настоящим золотым веком. В первую очередь для литературы, которая — Пушкин тому пример — переживала настоящий взлет, отмеченный триумфом современного языка,

Золотой век английской, испанской и французской драматургии

Золотой век английской, испанской и французской драматургии Мы не можем завершить наш краткий обзор культуры Европы конца XVI–XVII в. без пары слов о мире литературы, наиболее яркого явления этого периода. В поэзии спектр произведений простирался от таких эпических поэм,

Окончание испанской войны

Окончание испанской войны После отбытия Гасдрубала Барки с Иберийского полуострова карфагенское присутствие здесь существенно ослабло. Стремясь заполнить образовавшуюся пустоту, в метрополии приняли решение направить в Испанию несколько дополнительных

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом

171. Причастность русской культуры к насилию над людьми. Беззащитность советской культуры перед чекизмом — Должно уразуметь истинную сопричастность русской культуры насилию над русскими людьми. У России с Германией, кстати, есть сходство в этом вопросе. Культуры

Дом культуры текстильщиков — Дворец культуры им. Н.К. Крупской

Дом культуры текстильщиков — Дворец культуры им. Н.К. Крупской Современный адрес — пр. Обуховской Обороны, 105.Построен в 1927 году на проспекте Крупской по проекту архитектора С.И. Овсянникова.Название проспекта и Дворца культуры связано с тем, что здесь находилась

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом

1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом Культура есть общезначимый опыт. Поэтому она всегда есть опыт определенных совокупностей людей. Разные человеческие общности жили в различных условиях. Поэтому в каждой из них складывался свой

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры

1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры Вопреки всем утверждениям сторонников субстанционального понимания культуры, она все же представляет собой не субстанцию, а акциденцию. Она есть творение людей, всегда живущих в

Закат испанской империи

Закат испанской империи Кризис испанской империи начала XIX века и потеря заморских владенийВ XIX в. Испания вступала в качестве огромной колониальной державы, владения которой располагались по всему миру: Балеарские острова в Средиземном море, Канарские острова в

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических гимназий, воскресных

Культура капиталистической России (1861–1917) В последние десятилетия XIX в. и первые десятилетия XX в. золотой век (1800–1880) русской культуры уступил место серебряному веку (1880–1920). В эпоху «великих реформ» Александра II росла сеть начальных школ, реальных и классических

ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина

ЛЕКЦИЯ № 8. Золотой век русской культуры. 1-я половина 1. Общая характеристика культуры данного периода Неоднозначно складывалась судьба России в первую половину XIX в. Эти годы начались с победы в Отечественной войне, а закончились неудачной Крымской войной.1-ю половину

Испанская литература «Золотого века»: история, особенности периода, писатели и их произведения

«Золотой век» в испанской литературе — это период становления и развития как жизненной сферы, так и духовной

В период становления Испании, как единой страны, происходило и становление литературы, которая была написана на кастильском диалекте. В этот период у правления были «католические короли», благодаря политической деятельной которых у литературы появился огромный потенциал. Причем он был настолько велик, что не уступал по своим возможностям литературе многих других европейских стран, вместе взятых.

Произведения ученых мусульман и классические традиции, которые глубоко укоренились среди населения страны, подготовили прекрасную почву для развития испанской литературы. Благодаря тому, что в 16 веке начало развиваться печатное искусство, книги стали доступными для многих и получили широкое распространение среди населения.

Но, несмотря на большой потенциал, испанская литература так и не оказалась среди мировых лидеров. Так в это период в стране существовала масса ограничений. В первую очередь именно в этот период наблюдались гонения иноверцев. Из-за этого мавританско-еврейский фонд не был усвоен на должном уровне. Еще одним моментом является то, что каноны гуманизма Ренессанса не слишком сочетались с принципами богословия.

На фоне таких ограничений Испания 16 века предоставила огромное количество достойных произведений литературы. Среди наиболее ярких представителей этого времени стоит выделить рыцарские и пасторальные романы, которые дали начало новому жанру литературы «золотого века» — плутовской роман и поэзия.

Немного о «золотом веке» Испании

Точно выделить хронологические рамки для испанского «золотого века» достаточно сложно. Они слегка размыты и не совсем соответствуют в полном смысле указанному интервалу. Эпоха культурного развития и подъема продолжалась на протяжении двух столетий, начиная с 1474 года и заканчивая 1700 гг.

А вот период развития и расцвета именно испанского искусства лучше рассматривать в контексте европейского Возрождения. Творческий подъем поэзии того времени был вызван в первую очередь пересмотром и переосмыслением классических произведений. Развитие и расцвет литературы Испании начался в небольшой временной период, когда страна достигла своего суверенитета и стала мировой державой, а закончился он через много лет.

Даже во времена политического и экономического кризиса страны литература развивалась и набирала силу, даря миру и своим соотечественникам новые и новые произведения. Именно сложности той эпохи способствовали творческому развитию самых ярких литературных гениев таких, как Сервантес, Веласкес и Лопе де Вега.

Особенности рыцарских романов «золотого века»

Среди испанских читателей в 16 веке огромной популярностью стали пользоваться героические романы, которые рассказывали о подвигах и любовных историях одновременно. Такие произведения одной ногой оставались в эпохе Средневековья, но они уже не могли сравниться ни жанром, ни слогом с представителями прошлых эпох, несмотря на схожесть тематик.

Наиболее ярким представителем рыцарского романа является произведение «Амадис Галльский» (Amadis de Gaula), в котором рассказывается о рыцаре, что отличался благородством и отвагой. Он налево и направо сокрушал своих врагов, но при этом всегда оставался верен даме своего сердца. Стоит отметить, что роман более двух столетий передавался из поколения в поколения в рукописном виде и пользовался большой популярностью. Но в 1509 году Гарси Родригес де Монтальво переписал эту историю по новому, дав ей новую жизнь. Постепенно многие другие авторы стали писать продолжение этой истории.

Многие из книг, посвященных отважному рыцарю, переводились на различные европейские языки. Весь мир читал о захватывающих подвигах и волнующей любви. Но постепенно интерес к рыцарским романам стал угасать и на смену им пришел пасторальный роман.

Пасторальные романы – новые герои и ценности

Героями новых произведений уже стали не отважные рыцари, а простые пастухи и пастушки, которые жили в спокойной тихой местности, вдали от городской суеты и развлечений. Высшее общество в таких местах наслаждалось тишиной и отдыхало от своей привычной насыщенной жизни. Повествование было представлено поэтическими строками, в которые прекрасно вплетались прозаические моменты и участки.

Только с появлением пасторальных произведений, в испанскую литературу стали просачиваться темы итальянского Ренессанса. Наиболее ярким представителем этого направления считается португалец Хорхе де Монтемайора, который писал свои произведения только на испанском языке. Его лучшим произведением считается роман «Семь книг о Диане» (Los siete libros de la Disns, 1559 г.). Естественно, главной героиней романа стала женщина по имени Диана, которая впоследствии вдохновила многих писателей на создание продолжения ее жизни в своих произведениях.

Через несколько десятков лет в жанре пасторального романа будет пробовать себя Мигель де Сервантес, который предоставит произведение «Галатея» (La Galatea, 1585 г). Это первое его произведение, в котором гармонично сочетается поэзия с прозой. Очень часто героями пасторальных романов становились реальные люди, которых авторы знали лично.

Новшество «золотого века» — пикарескный роман

Одним из новшеств «золотого века» стал пикарескный роман. Именно он полностью отвечал новому мировоззрению испанцев. Еще произведения такого жанра стали называть плутовскими романами. Название нового жанра литературы пошло от испанского слова picaro, которое дословно переводится, как «плут, пройдоха». Ведь именно такие люди с сомнительной репутацией и поступками становились главными героями произведений.

В связи с тем, что в эту эпоху происходило полное изгнание из страны евреев и мавров, образовалась определенная пустота среди слоев населения. В стране теперь существовала только знать и чернь, и практически полностью отсутствовал средний класс населения. Именно пикарескный романы старались заполнить эту нишу своими историями о приключениях и похождениях авантюристов, которые проворачивали свои аферы.

Рождением нового жанра считается момент появления анонимного произведения «Ласарильо с Тормеса» (Lazarillo de Tormes, 1554). Но образцом этого жанра все же считают произведение «Гусман де Альфараче» (Guzman de Alfarache), написанное Матео Алеманом в 1599-1604 гг.

Роман преподносит происходящие события со свойственным реализмом той эпохи, но с хорошей долей сатиры. Повествование идет от первого лица, где бесчестный герой исповедуется и рассказывает о своих поступках, которых совершил немало, например, рисовал язвы на ногах, чтобы получить милостыню.

В конце произведения главный герой обретает спокойствие через внутреннее возрождение. Может быть, автором была придумана именно такая концовка, чтобы пройти цензуру и умилостивить Церковь. Это произведение покорило всю Европу.

Особенности религиозной поэзии «золотого века»

Католики Испании отличались своей фанатичностью, и это отражалось в полной степени в их произведениях. В дополнение духовенство взволновала и произошедшая Контрреформация. Это все привело к большому потоку религиозной поэзии. Произведения такого плана, естественно, восславляли Бога, но в то же время от них веяло некоторым мистицизмом. Поэтому читатель начал искать духовное начало в других произведениях. Но, несмотря на свою преданность католицизму, поты-мистики также страдали от инквизиций.

Как уже отмечалось не маловажную роль в развитии «золотого века» на начальных этапах сыграли идеи Ренессанса. Наиболее яро продвигал идеи итальянского стиля Гарсиласо де ла Вега, который отдавал предпочтение сонетам.

Таким же приверженцем этого стиля стал Хуан Боскан Альмогавер, который в огромном количестве посвящал свои любовные стихи любимой супруге. А в последствие появились еще два представителя «золотого века».

Луис де Гонгора

По праву Луиса де Гонгора считают лучшим представителем «золотого века», которого подарили миру Испания. В своих произведениях он обращался к вечным темам любви, современного общества и красот природы. Иногда такие темы гармонично сочетались с мифологическими сюжетами. Но наибольшей популярностью пользовались его стихотворные творения, которые отличались сложным стихотворным слогом и необычными метафорами. Поэма «Уединение» (Soledades, 1627 год), которая так и не была закончена, стала самым известным произведением этого автора.

Читайте также  Демонстрация стереотипов и предрассудков (расизм, сексизм, эйджизм)

Франсиско де Кеведо

Произведения этого автора пользовались не меньшей популярностью. В его стихах описывалось современное общество, пороки и лицемерие, но все это было представлено читателю в оригинальном ироническом, язвительном стиле. Правда, при жизни поэта не было издано не одно произведение. Современники знали его, как автора полемических памфлетов и плутовского романа «История жизни пройдохи по имени дон Паблос» (El buscon, 1626).

Золотой век испанского происхождения, характеристики, работы и авторы

Испанский золотой век это имя получило период наибольшего роста испанской культуры (между концом пятнадцатого века и второй половиной семнадцатого века). Произошло значительное развитие литературы и искусства.

Считается, что Золотой Век начался в один из самых трансцендентальных лет в истории Испании: 1492, когда Небрия опубликовала свой Грамматика испанского языка, арабы были изгнаны с Пиренейского полуострова, и Колумб предпринял свое путешествие, чтобы открыть новые земли.

Конец этой эпохи связан со смертью одного из последних великих писателей, которых имела Hispania: Педро Кальдерон де ла Барка, примерно в 1681 году. Как вы можете видеть, это называется «веком», но на самом деле оно продолжалось почти Двести лет.

События, развязанные в этот период, произошли в то же время, когда Дом Австрии был оставлен на престоле Испании, одной из реальных структур, которая достигла самого высокого уровня распространения и господства в истории европейского континента..

  • 1 Номинал «Золотой век»
  • 2 Происхождение
  • 3 Исторический контекст
    • 3.1 Открытие Америки
    • 3.2 Новый мир, сельское хозяйство и бум экономики
  • 4 Характеристики
    • 4.1 Момент экономического развития
    • 4.2 Колыбель литературного выражения
    • 4.3 Cantigas, moaxajas, jarchas и cantatas de gesta
  • 5 Пластических искусств в Золотой век
    • 5.1 Живопись
    • 5.2 Скульптура
  • 6 Выдающихся работ и их авторов
    • 6.1 Театральные пьесы Лопе де Вега
    • 6.2 Работы Франсиско де Кеведо
    • 6.3 Театральные пьесы Тирсо де Молины
    • 6.4 Работы Мигеля де Сервантеса и Сааведры
    • 6.5 Театр
  • 7 ссылок

Номинал «Золотой век»

Имя Siglo de Oro было присвоено любителю истории, литературы и искусства Луису Хосе Веласкесу после его завершения. Писатель крестил его таким образом в одном из своих первых литературных детей, образцовое произведение: Происхождение кастильской поэзии.

Количество выразительных средств, которые начали сиять на этом этапе, обширно. На литературном поприще находятся чудеса Лопе де Вега, Мигеля де Сервантеса и Сааведры. Также выделяются театральные композиции Кальдерона, которые поразили многих на столах и на улицах..

С другой стороны, во вселенной пластических искусств подчеркивается магия сочетания кистей и цветов. Эль Греко растратил свой талант, как и Диего Веласкес, два самых выдающихся представителя этого жанра изобразительного искусства..

Это было также время большого бума музыки, с Хуаном Идальго и Матео Флешей, «El Viejo», двумя композиторами сарсуэли, а также многими музыкальными формами, которые поддерживают текущие мелодии и гармонии. Полифония появилась как рука великих людей, таких как Франсиско Герреро и Кристобаль де Моралес.

источник

Как было упомянуто заранее, 1492 год стал годом, к которому относится начало Золотого века, что подтверждается значительными событиями, такими как путешествия Колумба, грамматика Небрия и изгнание мавров..

Проведя почти семьсот лет арабского правления на землях Пиренейского полуострова, после прихода к власти католических монархов напряженность достигла своего пика, и было решено создать коалицию, чтобы освободить Испанию от ига мавров. Несмотря на то, что изгнание было достигнуто, культурное наследие навсегда отметило испанцев.

Тот факт, что наконец испанскую территорию возглавляли правители их собственной земли, вызвал эмоции на всех территориях, что нашло отражение в росте художественной и литературной деятельности..

Этот период совпадает с периодом европейского Ренессанса; Это было пробуждение целого континента.

Исторический контекст

В конце 15-го века католические короли Испании консолидировали свою власть. Его правительство было поднято вместе с правительством Макиавелли как одно из самых сильных на территории. Следует отметить, что часть власти католических монархов была основана на религии и области, которой она пользовалась, особенно в так называемой «святой инквизиции»..

Культурный прогресс Испании в то время был огромен. Их экономика, в то же время, росла непропорционально, и католические монархи и их правительство стали пользоваться репутацией, которую никогда прежде не видели.

Все, что было произведено в Испании в то время, было достойно подражания, преподавания и изучения, что даже привело к буму в изучении его языка иностранцами с целью установления экономических связей, которые были бы им полезны..

Все глаза европейского континента, Африки и Азии указывали на землю Сервантеса. Подобно тому, как Месопотамия и Греция когда-то были культурными центрами человечества, в эти почти двести лет Испания могла сиять так, как не было с момента ее основания..

Наиболее важными городами в период развития Испании были Мадрид, Севилья, Валенсия, Толедо, Сарагоса и Вальядолид, являющиеся основными торговыми центрами королевства..

Открытие Америки

Подвиг Колумба к открытию Америки был практически основным двигателем, который экономически поддерживал испанскую монархию. Все богатства, извлеченные из нового континента, послужили оживлением для казны католических королей, помогая развитию всех их начинаний.

Его поездки означали необходимую передышку для испанского правительства, без вклада Колумба после открытия, было бы невозможно сохранить весь рост населения, художественного и культурного роста, который будет в ближайшие сто восемьдесят лет.

Хотя после ряда войн и других исторических событий, которые потрясли Европу, Испания пришла в упадок в отношении своего господства и влияния после Золотого века, даже сегодня, в XXI веке, вы можете увидеть преимущества, полученные после колонизации и открытие.

Новый мир, сельское хозяйство и бум экономики

Помимо золота, серебра и жемчуга, добываемых на новом континенте, существовало некое богатство, которое до сих пор дает дивиденды испанцам, это не может быть ничем иным, кроме предметов, поступающих с американской земли. Кукуруза, картофель, какао, табак и бобы стали преобладать на испанском рынке.

Пищевой вклад картофеля и кукурузы не заставил себя ждать, представляя большой вклад в питание населения в целом. Со своей стороны табак и какао служили активаторами экономики, пользуясь большим спросом среди элиты и монархии в частности..

Можно сказать, что это один из наиболее представительных аспектов культурного обмена, который произошел после открытия Америки. Внутренние отношения между людьми и их пищей чрезвычайно сильны, и они проявляются в изменениях в росте, развитии и даже в обычаях..

черты

Золотой век был широким периодом, когда развивались разнообразные художественные проявления. Ниже мы объясняем наиболее выдающиеся особенности каждого из творческих течений, которые вместе составляют и определяют этот важный цикл.

Момент экономического развития

Золотой век характеризовался экономической выгодой и хорошим военным и правительственным предзнаменованием. Мир и поток богатства на испанской территории способствовали росту множества художественно-литературных дисциплин.

Все эти благоприятные условия позволили испанскому гражданину сделать перерыв в работе и начать развивать свои навыки, что было невозможно в ситуации, сложившейся сто лет назад под властью мавров и в условиях напряженной экономики..

Хорошие времена благоприятствовали идеальным пространствам для беспрецедентного развития латиноамериканского населения того времени до такой степени, что до сих пор не было такого широкого и замечательного отчета о развитии искусства, как в то время.

Среднестатистический испанец, живший в Золотой век, имел пространство и подходящее время для оптимального развития, как во всех возможных краях..

Колыбель литературного выражения

В этот период Испания стала колыбелью развития литературных и эстетических жанров, которые в итоге стали фундаментальной частью универсальной литературы..

Сервантес и его Дон Кихот де ла Манча они полагали, что жемчужина испанской литературы для человечества является жемчужиной, если не будет преувеличением сказать, что это самая высокая работа, написанная на любом языке..

Нельзя оставлять в стороне таких персонажей, как Кальдерон де ла Барса, Феликс Лопе де Вега и Франсиско де Кеведо. Эти посвященные писатели дали поэзии и театру самые великолепные произведения, которые когда-либо были на испанском.

Большинство литературных тем, разработанных в 1500 и 1600 годах, были получены из богатых арабских и еврейских культур, которые внесли большой вклад во время правления мавров на Пиренейском полуострове..

Кантигас, моахаджас, ярч и кантата де геста

Кантига эволюционировала, чтобы уступить место колядкам и моахаджам с их особенными ярчами, которые придавали неповторимый вид популярной иберийской поэзии. Поэтическая идентичность Испании была сформирована в течение многих лет после интенсивного смешения знаний, найденных на их землях.

Нельзя отрицать, что богатство испанского лиризма многим обязано арабской культуре. Если бы не ритмический, мелодичный и рифмующий вклад мавров, испанское пение не было бы тенью того, чем оно является сегодня..

С течением времени жители каждой области брали то, что им больше всего подходило, так как песни дел были одним из самых популярных проявлений среди жителей Испании..

Даже сегодня, спустя почти девятьсот лет после консолидации испанского языка, существуют группы населения, в которых хранятся древние эпические поэмы, передаваемые из поколения в поколение его обитателями для сохранения их обычаев и истории..

Пластика в золотом веке

Хотя одним из наиболее важных проявлений во время Золотого века была литература, пластические искусства не остались позади. Очень значительные и сложные работы были выполнены в различных областях художественного выражения.

Во время испанского Золотого века важные изменения произошли и в остальных европейских странах, особенно в Италии. Их совпадение с эпохой Возрождения делает их беспрецедентным культурным биномом в истории развития искусства.

Таково было выступление итальянских художников, что многие испанские аристократы и дворяне просили произведения итальянских художников для украшения своих домов, задействуя эти каналы наземной и морской торговли, которые приносили очень существенный доход мореплавателям и перевозчикам, а также корона с помощью налогов.

картина

Лас Менинас, Диего Веласкес, с точки зрения живописи, является одним из наиболее возвышенных проявлений, на которое можно ссылаться. Это можно оценить в настоящее время в музее Прадо, в Мадриде, на постоянной выставке, а также в остальной части произведений Веласкеса..

скульптура

Скульптура не осталась в Испании. Так же, как в Италии был свой Мигель-Анхель, у испанцев был Damián Forment Alabastro, которому такие предметы, как Богоматерь хора, а также Габриэль Йоли, с его резьбой по дереву, которые украшают собор Теруэль.

Скульптор Толедано, Фелипе де Боргонья, также оказал свое заметное влияние в то время, так как работы, представленные в соборе Бургоса, были наиболее ярким представителем его творчества как художника..

Он специализировался на всех вариантах, связанных с развитием форм на поверхностях, являясь одним из его фортов..

Выдающиеся работы и их авторы

Было большое количество художников, которые оставили свой след во время развития испанского Золотого века. Поскольку наиболее выдающимися авторами были литературные авторы, его самые популярные работы представлены ниже:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: