Журналистский образ как средство организации журналистского произведения - OXFORDST.RU

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Образ в журналистике. Структура образа.

Образ в журналистике.

Необходимость эмоционального воздействия на читателя заставляет публицистов обращаться к приемам и средствам художественной литературы, в первую очередь — к образу. Образ — это обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления. Образ позволяет автору акцентировать смысл проблемы, установить эмоциональный контакт с читателем. Образность стимулирует эмоциональную реакцию читателя.

Образ в публицистике не самороден, он рационально обусловлен. Каждый малый образ не случаен, он связан с центральными, доминирующими образами. Главная и неповторимая особенность публицистического образа то, что он порожден мыслью, которую он реализует, развивает, уточняет, помогает проявиться ее оттенкам.

Считается бесспорным, что образность публицистики связана в первую очередь с «образом идеи», отстаиваемой автором. Авторская идея или представление о человеке становятся источником построения образа. Эта идея предшествует созданию текста и в нем полностью реализуется

Публицистика эксплуатирует преимущественно факты-образы. Факт-образ зарождается и функционирует в соответствии с художественными законами. В качестве фактов-образов могут выступать вторичные факты или, точнее, факты вторичного использования. Публицисту не обязательно опираться только на свои собственные наблюдения, он может подчеркнуть бесценный материал в прессе, найти в архивах и документах.

Образ-модель, являют собой систему, наделенную некой структурой элементов, зависимых друг от друга и определяющих друг друга. Однако это не означает, что в модели присутствуют все элементы оригинала. Модельное представление неизбежно сопряжено с обеднением факта. Моделирование в публицистике – это формирование гипотетических ситуаций, корректировка моделей реальными фактами.

Под образом-концентратом понимаются образно-понятийные формы, которые зарождаются и имеют хождение в публицистике. Понятийно-образный контекст – активная сила, служащая резонатором образа. Часто из журналистики в житейский обиход перекочевывают понятия, представляющие собой результаты мысле- и словотворчества конкретного автора. публицистическое произведение обладает двуединой структурой:

— вывод (некий доказанный тезис);

2 – образная (иллюстративный материал).

Разные группы жанров отличаются друг от друга степенью развернутости этой схемы. Так, в художественно-публицистических жанрах образная и логическая структуры уравновешиваются. Образная структура публицистического текста:

1) Образы-детали – подробности, обозначенные одним словом или развернутым описанием (портрет, речевая характеристика, описание обстановки, быта, пейзаж).

2) Фабульный (сюжетный) образный уровень. Создается при помощи: авторской мысли; личности автора; собственно сюжета.

3) Образы характеров и обстоятельств – единичные и собирательные герои произведений, обнаруживающие себя во всей совокупности фабульных действий – столкновениях, коллизиях, конфликтах.

Факт и вымысел в журналистике.

Вымысел – изображаемые события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Вымысел не претендует на то, чтобы быть истинным, но и не является ложью. Это особый род художественной условности, и автор произведения, и читатели понимают, что описываемых происшествий и героев в действительности не было, но вместе с тем воспринимают изображаемое как то, что могло бы быть в нашей повседневной земной жизни или в каком-то другом мире.

Факт в теории журналистики – это любой состоявшийся момент действительности; форма человеческого знания, обладающего достоверностью.

Существует три метода сбора фактов.

1) Эмпирический – наблюдение, беседа, интервью, проработка документов.

2) Теоретический – анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия.

3) Художественный – метод наглядно-образного обобщения, опирающегося на приемы ассоциации и творческой фантазии.

Именно художественным вымыслом зачастую пользуются журналисты. Вымысел должен работать как продолжение факта. Но ни в коем случае не заменять его полностью. Журналисты, обладающие богатством художественного вымысла, пишут хорошие очерки, и на этой основе становятся писателями, прозаиками. И это закономерное явление.

Факт и вымысел являются единственно верным решением в создании журналистского произведения. Вымысел – неотъемлемая часть журналистского мастерства.

Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 492 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

В практике используются многообразные формы авторского вторжения. Во-первых, автор может войти в непосредственный контакт со своими героями, во-вторых, поделиться в

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

Другие дипломы по предмету

В создании авторского образа определяющими элементами являются не только мировоззренческая позиция автора, его жизненные установки и ценностные ориентации, идеи и пристрастия, но и авторская речь. Из всех этих составляющих и рождается образ автора в сознании читателей. От того, насколько он будет положительным или отрицательным, будет зависеть и степень доверительности аудитории к словам и мыслям публициста.

В мировоззренческой позиции автора проявляется совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности журналиста и его отношение к действительности. Мировоззрение личности «складывается из элементов, принадлежащих ко всем формам общественного сознания: большую роль в нем играют научные, нравственные и эстетические взгляды. Научные знания, включаясь в систему мировоззрения, служат цели непосредственной практической ориентации человека в окружающей и природной реальности; кроме того, наука рационализирует отношение человека к действительности, избавляя его от предрассудков и заблуждений. Нравственные принципы и нормы служат регулятором взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему, формам деятельности, ее целям и результатам». Автор журналистского произведения, выражая свои мировоззренческие взгляды, тем самым проявляет особенности своего самосознания. Индивидуальный образ автора складывается из той роли, которую он для себя изберет. Можно выделить следующие из них: роль автора как «зеркала» героя, роль автора как лирического героя произведения, роль автора как инстанции анализирующей и оценивающей». Феномен «зеркального отражения» способствует раскрытию внутреннего мира автора. Реагируя определенным образом на мысли и чувства людей, журналист тем самым выявляет и свои эмоциональные реакции на происходящее.

Но познание героя происходит не только на эмоциональном, но и на рациональном уровнях. Авторские суждения, оценки и мнения во многом проявляют позицию журналиста в отношении познаваемого объекта. «Главное назначение оценочных суждений в том, чтобы, сообщая факты, оказывать воздействие, влиять на мнения и поведение людей. Такое воздействие основывается на том, что отношение человека к действительности изменяется не столько под влиянием сообщения о событиях как таковых, сколько потому, что факты получают в тексте определенную социально-политическую окраску, благодаря оценкам с тех или иных позиций». Журналист, занимая определенную позицию по тому или иному вопросу, всегда стремится к ее обоснованию. Публицистическая открытость автора в том и заключается, что журналист, в отличие от писателя, смело делится с читателями собственными рассуждениями без всякой сложной опосредованности, как это делается, например, в художественных произведениях, где автор свои идеи зашифровывает в образы героев.

Автор журналистского произведения, стремясь вовлечь читателя в познание исследуемого вопроса, выдвигает различные тезисы, аргументы и суждения. При этом осознание журналистом истинности собственных выводов может выражаться в следующих формах: уверенность в выдвигаемых положениях; сомнения в их истинности; догадки о возможности их истинности и т.д. Все эти мыслительные авторские проявления выступают в качестве психологических элементов, призванных придать авторской позиции особую воздействующую силу.

Таким образом, авторское сознание проявляется в журналистском произведении посредством демонстрации различных мировоззренческих взглядов. Публицист может поделиться с читателями собственными мыслями, знаниями, нравственными представлениями и устремлениями, жизненными ценностями и т.д. При этом в одном случае возникает образ размышляющего автора, а в другом — образ лирического героя, который, выражая свой внутренний взгляд на описываемые события, тем самым проявляет особенности своего мировосприятия.

Мировоззренческая установка проявляется и в тематических пристрастиях журналиста, и в определении идейной направленности произведения, и в выборе объекта изучения, и т.д.

Читайте также  Наука и мифология

Творческая индивидуальность журналиста проявляется и в особой манере письма, и в методах подачи информации, и в тематических ориентациях, и в особенностях авторского мировосприятия, наконец, в выбираемой журналистом роли. На этой основе и возникает публицистический образ автора. При этом мировоззренческие взгляды автора выражаются через систему оценочных суждений, через нравственные представления, через идеи и т.д. Раскрытие авторской мысли может идти не только аналитическим, но и художественным путем. Поэтому в одних случаях перед аудиторией предстает образ размышляющего автора, а в других — лирического героя.

«Главные характеристики образа в сфере деятельности СМИ можно описать, учитывая три обстоятельства: во-первых, образ коммуникатора всегда упрощен по сравнению с объектом; во-вторых, этот образ как бы живет самостоятельной жизнью в сознании аудитории, значит, динамичен и может изменяться; в-третьих, он находится между реальным и желаемым, восприятием и воображением.

Сам же процесс формирования образа можно разбить на несколько этапов:

·выявление целевых групп, с которыми журналист, в первую очередь, собирается взаимодействовать;

·изучение (хотя бы эмпирическое) пристрастий читателей, радиослушателей, телезрителей, с которыми индивидуальный коммуникатор предполагает взаимодействовать: образ, который он собирается создавать, должен отражать ожидания реальной и потенциальной аудитории;

·в качестве доминирующих, как показывает практика СМИ, можно назвать три составляющих «работающего» образа:

-умение говорить «на языке» своей аудитории;

-знание того, что именно сегодня ее волнует;

— острота ума и чувство юмора;

·подбор журналистом и «примеривание» адекватного типажа, называемого еще «социальной ролью» коммуникатора;

·привлечение внимания к персоне журналиста. Психологи по этому поводу замечают: говорить мы начинаем прежде, чем произносим первые слова. Следовательно, внешность, одежда, манера держаться и еще многое другое определяют едва ли не с первых мгновений коммуникативного контакта перспективность взаимоотношений коммуникатора и коммуниканта;

·вербальный (текстовой) ряд — что и как излагает журналист, насколько аргументировано, убедительно;

·способность вызывать доверие у своей аудитории, а также у потенциальных реципиентов (тех, кто мог бы быть читателем, телезрителем, радиослушателем, но по каким-то субъективным причинам не стал им). Здесь можно говорить о незаурядности личных качеств журналиста, профессионализме, компетентности, может быть, даже определенном «стандарте на героя» у той или иной группы аудитории СМИ.

Отсюда следует вывод: формирование образа журналиста возможно лишь в действии. При этом акцентируется внимание на его выигрышных сторонах и вуалируется или как-то по-иному интерпретируется нежелательное».

1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения

При выявлении образа автора в журналистском произведении в первую очередь следует обратиться к стилистическому анализу как средству выявления образа автора.

1. Стилистический анализ.

Выявление индивидуальных творческих особенностей публициста и, в частности, тех его речевых особенностей, которые рисуют определенный образ автора перед читателем, относится к стилистике речи.

Речь каждого человека обладает неповторимой образностью: «Само собой разумеется, что словесные образы, изучаемые в контексте литературного произведения или в системе словесно-художественного творчества, могут рассматриваться или в их отношении к индивидуальному стилю писателя, или в их отношении к строю и композиции отдельного художественного произведения, или даже в их отношении к целому направлению в развитии литературы,» — писал акад. Виноградов.

Как можно видеть, авторская индивидуальность становится объектом изучения на самом нижнем, наиболее конкретном уровне анализа языковых особенностей произведения.

Априорно можно предположить, что в самом общем виде образ публициста на уровне речевых параметров будет задаваться жанром материала. Традиционно различают жанры информационные (репортаж, интервью) и аналитические (статья, корреспонденция, очерк). Материалы информационных жанров на первый взгляд обычно в меньшей степени индивидуализированы (если это интервью, то на первый план выходит личность интервьюируемого); аналитические же материалы не только в большей мере позволяют, но даже и предписывают более значительное проявление авторской индивидуальности, его оценок и позиций.

2. Анализ подтекста как средство выявления образа автора

Образ автора — это не просто субъект речи, чаще всего он даже не назван в структуре художественного произведения. Это концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем — рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого. Поскольку автор часто не проявляется прямо в тексте, для того, чтобы «выявить» черты его образа, приходится обращаться к анализу подтекста. Подтекст как теоретическое понятие формируется уже более ста лет. Под термином подтекст обычно понимается «передача информации не путем открытого выражения, а путем использования потенциальных значений синтаксических форм».

Роль верной «дешифровки» читателем образа автора при интерпретации подтекста чрезвычайно важна. Пока мы не представим, читая текст, кто же его написал, мы не можем адекватно оценить сообщение. И это вполне закономерно. Всякое произведение диалогично по своей сути. Читателю интересно читать, если ему есть что сказать в ответ. На активное восприятие

Факт и образ в журналистском тексте

Ø Образ — это воспроизведение осознанного автором явления с помощью тех или иных материальных средств и знаков — с помощью речи и т. д.

Среди видов образов в журналистском тексте часто встречаются иллюстративные. Они используются для того, чтобы выразить более широкие и злободневные общественные интересы, в основном публицистические. В жизни часто происходят такие события, интересные и важные своими общими, повторяющимися свойствами, имеющие нравственно-политическое значение. Журналисты стремятся информировать общество о таких повторяющихся событиях. Они ищут такое событие и таких лиц, в индивидуальности которых существенные свойства жизни, важные для общества, проявлялись бы особенно отчетливо, ярко, значительно. Иначе говоря, выбирают для своего изображения типические в своем роде явления жизни, которые могут служить хорошей иллюстрацией существенных особенностей, имеющих общественное значение. Назначение этих текстов заключается в том, чтобы воспроизвести реальных людей во всех их проявлениях. Публицистически-иллюстративные образы лишены гиперболизма. В них не имеет решающего значения’ и эмоциональная выразительность. Они воспроизводят типические явления такими, какими они были в действительности.

Но бывают и другого рода образы, авторы которых не ставят перед собой подобной задачи и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении. Это фактографические образы.

В последнее время в связи с усложнением общественной жизни, развитием массовой коммуникации в обществе все усиливается интерес к образной информации о наиболее важных, только что происшедших событиях в политической, культурной, производственной сфере. Газеты и журналы предлагают читателям образные сообщения о таких событиях. Авторы создают образы для познания индивидуального в реальной действительности и не делают при этом каких-либо обобщений. В результате возникают образы, передающие информацию о том, что однажды где-то произошло. Фактографические образы воспроизводят такие явления жизни, которые значительны по своей индивидуальности. Иллюстративные образы воспроизводят явления ради их типичности, реально существующей в жизни. И те и другие не изменяют индивидуальности явлений, показывая их такими, какими они были в действительности. В создании тех и других образов творческое воображение их авторов не имеет значения и не проявляется сколько-нибудь заметно.

В отличие от иллюстративных и фактографических изображений художественные образы всегда являются созданием творческой мысли и воображения автора.

Художественные образы наиболее близки к образам публицистически-иллюстративным. В них также воспроизводятся типические явления жизни в свете тех или иных общественных интересов и идеалов. Но происходит это иначе. Автор претворяет в этих образах индивидуальность явлений, чтобы они стали еще более типичными, чтобы они еще более отчетливо, ярко, законченно воплощали в себе существенные особенности. Он творчески типизирует жизнь.

Читайте также  Виды современного искусства

Типизация — это такое воспроизведение жизни, в процессе которого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное (гиперболическое) выражение в их новых, вымышленных индивидуальных чертах. Поэтому типизация жизни может осуществляться посредством изображения ее явлений только в образах, а не в отвлеченных понятиях.

Другое отличительное свойство художественных образов — это их отчетливо ощутимая эмоциональность. Журналисты выражают в них свое эмоциональное отношение к действительности подбором и расположением индивидуальных подробностей изображаемого — деталями, а также внешними средствами изображения — речью, сочетаниями звуков, мимикой и жестами, очертаниями и красками и т. д. Художественные образы отличаются эмоциональной выразительностью деталей.

Третья отличительная особенность образов в журналистских текстах заключается в том, что они всегда являются основным и самодовлеющим средством выражения содержания этих произведений. Они не дополняют заранее данные или предполагаемые обобщения жизни в качестве наглядных примеров, а содержат обобщения жизни только в самих себе, выражают их своим собственным «языком» и не требуют добавочных пояснений.

В журналистском тексте средства выражения играют большую роль. Автор своим произведением не только информирует о том, что создано силой его воображения, не только «заражает» своими умонастроениями, но и эстетически воздействует на читателей, ориентируясь на их интеллектуальное воображение.

Журналистскому тексту противопоказаны обильная «регистрация» зрительно воспринимаемых частей предметов и обилие «вспомогательных» подробностей. Вместе с тем нежелательны и суммарные, тезисно-схематические обозначения при отсутствии деталей, штрихов, частностей. Словесный текст отвечает требованиям искусства, если автором найдены немногие яркие детали и подробности, воссоздающие предмет в целостности его облика. Только в этих случаях читатель в состоянии «дорисовать» в воображении обозначенное словами. При восприятии такого произведения важная роль принадлежит ассоциациям представлений — всевозможным сопоставлениям предметов и явлений.

В ассоциациях читателя, вызываемых словесно-художественными образами, немало индивидуального и произвольного. И это один из законов восприятия. Находясь «во власти магии» словесного искусства, погрузившись в мир прихотливо изменчивых представлений, вызванных текстом, читатель становится своего рода соучастником создания образов. Читатель сам избирает темп восприятия произведения. Словесный образ — это своего рода трамплин для сотворчества читателя, толчок для деятельности его воображения.

Задания

1. Найдите в газетных текстах иллюстративные, фактографические, художественные образы. Объясните, в чем их отличие.

2. Как влияют эти образы на восприятие журналистских текстов?

Журналистский текст как носитель информации.
Отражение действительности в СМИ

Ø Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение») — сведения, передаваемые одними людьми другим устным, письменным или каким-либо другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

Информация — это прежде всего новость в форме короткого сообщения. Важно помнить, что новостью называют только что полученное сообщение. Чтобы приобрести свойство журналистской информации, у нее должно быть социальное значение.

Различают несколько видов информации, например региональную и универсальную, имеющую федеральное или мировое значение. Первая исходит из потребностей конкретной аудитории. Вторая должна быть полезна и социально значима для страны в целом. В том случае, когда в регионе происходит нечто сенсационное, региональная информация становится достоянием всего мира.

По степени общественной значимости различают информацию массовую, социальную, личностную. Журналистская информация представляет интерес не только для специалистов (ученых, военных, политиков, экономистов), но и для широкой общественности. Специфика же этой информации определяется ее ретрансляторами — СМИ и самими журналистами, личность которых накладывает отпечаток на их произведения.

Журналистская информация может быть зафиксирована в тексте или изображении (подвижном или неподвижном), фото, видео, вербальных знаках.

Информация обладает многообразными свойствами — атрибутивными, прагматическими, динамичными.

Она имеет универсальный характер, ей присущи определенные атрибутивные свойства. Информационный обмен происходит постоянно в единстве материального и социального. Информация вторична — она продукт обмена. Таю/се она дискретна, обладает свойствами прерывности, существует в виде фрагментов сообщения, зафиксированных па материальном носителе (в тексте). Сами потоки информации непрерывны.

Чтобы стать реальным предметом обмена, информация должна обрести реального потребителя, т. е. поступить в обращение.

Обладает она и чисто прагматическими свойствами: новизной и ценностью. Степень полезности информации определяет потребитель. Кроме того, отличают ее также динамические свойства. Журналист, работающий с различными фактами, документами, идеями, может по своему усмотрению их группировать, интерпретировать, описывать события с конца — от следствия к причине, останавливать время, делить его на интервалы, прерывать. В произведении журналиста события оцениваются, рождаются и умирают. Журналист сам задает динамику событию.

Ценность любой информации может уменьшаться в зависимости, например, от «старения» сообщения. К динамическим свойствам информации мы относим ее проверяемость и многократность использования.

Тиражируемые во времени и пространстве журналистские тексты включены в единую систему регулярного информационного обслуживания людей. Его система тем эффективнее, чем больше учитываются информационные потребности аудитории.

Ø Информационные потребности — это нужда человека в особого рода информации для поддержания равновесия в социальной среде (принадлежность к группе, поддержание статуса, уважение и любовь), возможность самовыражения.

В процессе социализации у человека формируется нужда в дополнительных знаниях, которые он черпает из СМИ.

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

1. Что такое журналистское произведение

Журналистский материал – это информация о тех или иных реальных событиях, явлениях или процессах.

2. Журналистский текст.

Журналистский текст, как правило, отличается хорошим литературным языком, образной речью. Здесь неуместны канцеляризмы, сленг, ненормативная лексика. Впрочем, в каждом отдельном случае, в каждом конкретном материале язык выполняет свои особые функции, полностью зависит от темы и идеи произведения и от индивидуальности автора.

Главная цель журналистского труда состоит в передаче информации. Человек может выразить мысль, идею, образ наиболее точно и недвусмысленно посредством слова. Специально организованный словесный ряд становится текстом журналистского произведения или его литературной основой.

Литературная основа — необходимая и достаточная часть в печатной периодике. Некоторые газетно-журнальные материалы сопровождаются фотографиями, рисунками или другими иллюстративно-графическими материалами, но это вспомогательные элементы.

Тема — предмет изображения. Это также вопрос, выделенный автором как самый главный для данного материала.

Идея — основная мысль произведения, выражение авторской позиции. Идея может предшествовать изучению жизненного материала, она фокусирует взгляды автора на действительность, определяется его нравственными убеждениями, вкусами и пристрастиями.

Если говорить упрощенно, тема — это о чем, а идея — зачем.

Композиция — закономерное построение произведения, гармоничное соотношение отдельных его частей (компонентов), образующих единое целое. Композиция — это принцип организации отображаемого автором материала.

Сюжет (от фр. предмет) — ход повествования, способ раскрытия (и развития) темы на основе ее драматургии.

Драматургия (от греч. искусство построения произведения) — это способ организации жизненного материала, в ее основе всегда лежит конфликт — столкновение двух противоположных начал: положительного и отрицательного, добра и зла, благородства и подлости, правды и лжи, чести и бесчестия, жизни и смерти, белого и черного…

. Из литературоведения известны составляющие части сюжета:

· экспозиция — своеобразный пролог;

· завязка — начало действия;

· развитие действия — более или менее подробное повествование о происходящих событиях;

· кульминация — высшая точка развития действия (здесь движущая пружина сюжета «сжимается» до предела, все герои и события соединены как бы в единый фокус с тем, чтобы в результате решающего действия, поступка, события количество перешло в качество, наметилось разрешение конфликта);

Читайте также  Девиантное поведение сущность, виды, механизм возникновения

· перипетии — события, ведущие к развязке;

· развязка — конец, завершение конфликта, действия;

· эпилог — краткое повествование о последующих событиях.

Эмоциональная, смысловая окраска ваших материалов будет достигаться при помощи языка и стиля, также чрезвычайно важных компонентов формы.

Стилистические приемы, художественные тропы, наиболее часто встречающимися в литературной речи.

Троп — это способ выражения, речевой оборот, образ. Следует уметь различать и использовать в своих материалах такие, например, тропы:

Чрезвычайно важно начало любого журналистского материала. В западной журналистике первая фраза заметки, статьи, видеосюжета называется лид — от слова «лидер» (первый, ведущий). Действительно, прочитав, услышав «лид», читатель, слушатель, зритель принимает решение, читать ли (слушать, смотреть) ему дальше.

Первая фраза рождается обычно в творческих мучениях. «Лид» можно назвать удачным, если в нем ясно излагается основная информация, причем так, чтобы это не было похоже на другие сообщения той же тематики. «Лид» должен оказывать максимальное воздействие при минимуме слов. Здесь не должно быть места второстепенным деталям, общим или абстрактным фразам, расплывчатости, путанице в хронологии событий.

Любой материал оказывает большее или меньшее влияние на аудиторию. Прогнозирование результатов своего выступления — обязательная фаза творческого процесса в журналистике.

Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

1.1 Гносеологические корни публицистического образа

1.2 Образ автора в журналистском произведении

1.3 Средства выявления образа автора журналистского произведения

2. Выявление журналистского образа на примере творчества Нины Гечевари (журнал «COSMOPOLITAN», Россия)

2.1 Круг тем, интересующих Нину Гечевари

2.2 Доминанта творчества автора – ирония

2.3 Средства создания иронии и воздействующей функции

Список использованной литературы и источников

В данной курсовой работе сквозь призму журналистских произведений рассматривается журналистский образ в публицистических текстах на примере творчества Нины Гечевари (журнал «Cosmopolitan, Россия»).

Тема курсовой работы актуальна, т. к. иллюстрирует то, насколько образ автора зависит от веяний времени, его мировоззрения и мировосприятия, а также то, насколько важно для журналиста умение подбирать элементы журналистского мастерства, производящие на читателя наибольшее впечатление.

Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на большое количество существующей по данной теме литературы, средства выражения авторского «я» в периодических изданиях редко исследуются на примере текстов одного публициста.

Данную проблему в различных ракурсах рассматривали многие авторы. Вопросы структуры авторского произведения рассмотрел В. В. Виноградов в научном труде «О теории художественной речи». Подробно описал приемы и методы создания журналистского произведения автор книги «Технология создания журналистского произведения» Ким М.Н М. М. Бахтин в своей книге «Человек в мире слова» доказал, что, проанализировав средства выражения авторского «я» в текстах какого-либо писателя, можно сделать ряд выводов о его индивидуальности. Старуш М.И. в книге «Авторское «Я» в публицистическом произведении» рассмотрела читательскую и авторскую категории, разработала уровневую модель, а также структуру языковой личности. О структуре авторских произведений писали так же в своих трудах Стюфляева М.И. «Человек в публицистике» и Калачинский А.В. «Аргументация публицистического текста».

Объектом исследования явилось выявление характерных черт творчества современного журналиста и влияние их на создание и поддержания образа журналиста.

Предметом исследования выступили учебные материалы и публикации автора, которому посвящена практическая часть работы.

Целью данной курсовой работы является анализ публицистического стиля как сферы преломления индивидуальных особенностей автора, а также рассмотрение вопроса о том, как же образ автора влияет на построение журналистского произведения.

Задача исследования заключается в анализе средств выражения образа автора в текстах отдельного публициста. Средства выражения журналистского образа будут рассматриваться на примере творчества Нины Гечевари. Её материалы публикуются в журнале «Cosmopolitan», Россия. Cosmopolitan позиционирует себя как журнал для женщин. Первый номер журнала Cosmopolitan начал издаваться в 1886 году, как семейный журнал издательским домом Schlicht & Field Cosmopolitan. «Cosmopolitan» сейчас – это профессиональные фотографии и актуальные материалы на волнующие дам темы, подготавливаемые для читателей признанными фотомастерами, журналистами, психологами, ведущими стилистами и модельерами. Позитивный взгляд на серьезные проблемы – вот главная мысль, прослеживающаяся в каждой статье. Нина Гечевари ведёт в газете рубрику под названием «Смотри, мужчина!», в которой на примерах случаев из своей жизни иронично рассказывает о современном обществе и о мужчинах в частности. Материалы именно этой журналистки были выбраны для исследования потому, что они интересны, увлекательны и отличаются от стандартных, шаблонных текстов, часто встречающихся в современной прессе. Использованные в исследовании публикации издавались с января 2007 года по апрель 2009 года.

Структура работы: первая глава (теоретическая) представляет собой реферативный обзор научной литературы по теме данной курсовой работы, а вторая глава (практическая) – анализ образа журналиста Нины Гечевари, основанный на теоретических положениях, описанных в первой главе.

1. Журналистский образ как средство организации журналистского произведения

1.1 Гносеологические корни публицистического образа

Отличительной чертой современной журналистики является постоянное расширение арсенала художественно-выразительных средств, призванных наиболее ярко высветить тот или иной факт или явление действительности. Важнейшим элементом журналистского произведения (особенно в таких художественно-публицистических жанрах, как очерк, фельетон, памфлет) выступает публицистический образ, в основе которого лежит художественно-эстетический характер отображения действительности. Образы публицистики обладают синтетической природой. С одной стороны, в них сильно чувственно-эмоциональное начало, а с другой – логико-понятийное. Образная инфраструктура любого жанра художественной публицистики имеет тенденцию к постоянному расширению и обновлению. Чтобы показать, из каких компонентов выстраивается публицистический образ, обратимся к очерку как одному из самых интересных и емких жанров журналистики.

Природа современного очерка очень сложна. Она во многом обусловлена синтетическим характером данного жанра журналистики, находящегося в зоне активного продуктивно-творческого взаимодействия с литературой, искусством и наукой. В современном очерке интегрируются различные способы отображения социальной действительности, используются разнообразные литературные формы, применяется исследовательский подход в изучении человека, наконец, постоянно вырабатываются новые методы художественного и публицистического анализа.

Специфика художественности проявляется в очерке и в образном осмыслении фактов, и в особых способах актуализации авторской индивидуальности, и в характере проявления различных эстетических начал, связанных с отбором конкретных художественных приемов, со способом образного постижения мира и с поэтикой документального письма. Таким образом, журналисту, чтобы создать полноценный публицистический образ, необходимо не только включиться в познавательный процесс, но и образно осмыслить окружающий мир в зависимости от стоящих перед ним творческих задач. Различные представления о реальности, впечатления, эмоции, идеи являются основными источниками возникновения разнообразных мыслительных образов.

Творец, создавая те или иные художественные образы, стремится не к простому их соотнесению с реальными объектами, а, прежде всего, пытается выразить в образе свое субъективное отношение. Если под объективным в образе понимается все то, что идет непосредственно от действительности, то «субъективное – это переживания и размышления художника, его отношение к изображаемым явлениям, оценка этих явлений, особое их видение».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: