Жанр сонета в литературе - OXFORDST.RU

Жанр сонета в литературе

Сонет: особенности жанра, история

Узнать сонет среди иных стихотворных форм несложно. Существует набор признаков, которые помогают безошибочно определить классическую форму сонета среди других жанров. Хотите быстро овладеть этими приемами? Эта статья — небольшое руководство, которое поможет справиться с задачей.

Сонет: особенности жанра, формы

Изучаете творчество Шекспира или Петрарки и не знаете, что такое сонет? Не спешите искать справочники и читать долгие заумные статьи литературоведов. Предлагаем простую схему, которая поможет распознать сонет среди иных поэтических жанров.

Сонет — это одна из классических стихотворных форм. Поэтам непросто овладеть сонетарной формой, а вот читателям легко узнать ее среди прочих стихотворных построений. Эту возможность обеспечивают четкие требования к этой форме:

Характер по почерку: как определить

  • Определенное количество строк и строф.

Первое, на что следует обратить внимание, чтобы определить сонет, — сколько строк в произведении. В классической версии — всегда 14 строк, которые распределяют по 4 строфам таким образом:

  • 2 четверостишия (катрены) и 2 трехстишия (терцеты);

Фото: pixabay.com: UGC

  • 3 четверостишия и 1 двустишие (дистих). Такую вариацию имеет сонет Шекспира.

Фото: pixabay.com: UGC

  • Строгая композиция.

Поэтическая мысль в сонете развивается по такому принципу:

  • 1-я строфа — тезис, завязка мотива;
  • 2-я строфа — антитезис, формулировка конфликта;
  • 3-я строфа — синтез, решение конфликта;
  • 4-я строфа — развязка или философское обобщение.

Фото: pixabay.com: UGC

  • Количество слогов и особенности рифм.

Традиционно в сонете 154 слога, однако это не строгий показатель этой классической формы, поскольку большинство таких произведений доступны в переводах, где сложно воссоздать точное количество слогов.

Простые и составные числа: определения и примеры

Сонет — форма поэзии, которая отличается музыкальностью. Это обеспечивается чередованием мужских и женских рифм (мужская рифма — ударение на последнем слоге в строке, женская рифма — на предпоследнем слоге). Если сонет начинается с мужской рифмы, то завершить его должна женская.

Традиционно сонеты пишутся ямбом. Используют для него и александрийский стих (двенадцать слогов с ударением на 6-м и 12-м слогах).

Сонет: история

Когда речь заходит о классической поэтической форме из 14 строк, то сразу же в памяти всплывает имя Уильяма Шекспира, славу которому принесли не только драмы, но и любовные стихи — сонеты. Однако он не был родоначальником этого жанра.

Как сложить футболку компактно: топ-5 способов

Фото: pixabay.com: UGC

Как же появились сонеты? В истории развития отмечают несколько этапов:

Сонеты появились на заре Ренессанса, за три века до появления на свет классика английской литературы — в XIII веке. Их родина — Сицилия. В то время остров контролировал император Фридрих II Гогенштауфен — ярый поклонник искусства. При его дворе в особой чести были поэты, которые развлекали публику публичными состязаниями — читали страмботто — двустишья, которые складывались в своеобразный диалог.

На основе страмботто Джакомо (Якопо) да Лентино — придворный поэт Фридриха II — создал сонет. Его последователи разработали более сложный жанр — венок сонетов — цикл сонетов, состоящий из 15 сонетов, связанных между собой тематически и композиционно.

Самостоятельные и служебные части речи с примерами

Вскоре Сицилия была охвачена войной, император умер, поэты, овладевшие мастерством сочинения сонетов, эмигрировали в Северную Италию. На континенте эта форма стала популярна благодаря Данте Алигьери и Гвидо Кавальканти. Сонеты стали жанром любовной поэзии, в которой воспевали Прекрасную Даму.

Фото: Википедия: UGC

  • Расцвет сонета: творчество Франческо Петрарки.

Благодаря последователю Данте — Франческо Петрарке —сонет приобрел популярность и был возведен в ранг жанра высокой поэзии. Итальянский поэт довел эту форму до совершенства, создав более 300 сонетов, которые объединил в два цикла, посвященные прекрасной Лауре. Ученые называют классический сонет петраркианским.

Канон сонета Петрарки стал образцом для последователей поэта. Наиболее выдающимся серди них был… художник и скульптор Микеланджело. В начале XVI века в Испании сонеты писали Мигель Сервантес и Лопе де Вега, во Франции — Жоашен дю Белле, Пьер Ронсар и Агриппа д’Обинье.

Типы речи и их признаки, примеры

Французский сонет отличался от итальянского особенностью рифмования в терцетах (последних двух строфах стиха): в петраркианском — cde, cde, а у французских поэтов — ccd, eed.

Французы сформулировали ряд строгих требований к сонету, которые стали общепринятыми:

  • используются только точные рифмы;
  • запрещен повтор слов, кроме местоимений и союзов;
  • четкое деление на строфы;
  • наличие тезиса, антитезиса и синтеза.

Кроме того, французский сонет писался александрийским стихом, но это было следствием особенностей национального языка.

Фото: pixabay.com: UGC

  • Английский сонет.

XVI–XVII век — период расцвета сонетарной формы в английской литературе. Первым испытал возможности этого поэтического жанра военачальник королевы Елизаветы — Филипп Сидни. Он изменил структуру сонета, введя в моду три катрена и один терцет. Это было продиктовано бедностью английского языка, которая не давала широких возможностей для поиска точных рифм.

Зачем нужны знаки препинания и когда их использовать

Этой форме следовал Шекспир. Сонеты английского поэта и драматурга — это образцы любовной лирики эпохи Возрождения. Недаром его имя упоминается вместе с именем Франческо Петрарки. Сонеты Шекспира — образцы куртуазной литературы. Они посвящены темноволосой красавице, в которую влюблен также и друг поэта.

Итальянский, французский и английский сонеты актуальны и для современной литературы. Существенно расширилась тематика сонета: к любовной теме добавились философские, религиозные, сатирические мотивы, сонеты-послания, сонеты-портреты.

Экспериментируют поэты и с формой: сонеты пишут белым стихом или используют только две рифмы. Современные поэты меняют его структуру: пишут сонеты-перевертыши, начиная с двух трехстишиев, «безголовые» сонеты, отказываясь от одного четверостишья, добавляют лишнюю строку, приделывая «хвост» сонету.

Сочинение про войну для школьников

Сонет — поэтическая форма, которой уже более восьми веков. Овладеть ею под силу только талантливому и дисциплинированному поэту.

Сонет — это поэтическая форма, в которой осмысливается чувство, переживание и впечатление. Изучите особенности построения стиха такого рода и без трудностей определяйте эту форму среди других жанров.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Жанр сонета в литературе

Сонет – вид (жанр) лирики, его основным признаком является объем текста: сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Есть и другие правила сочинения сонета (каждая строфа заканчивается точкой, ни одно слово не повторяется), которые соблюдаются далеко не всегда.

Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих.

Можно указать следующие формы сонета:
Итальянская форма (рифмовка: abab abab cdc dcd, или cde cde).
Французская форма (в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы:
abba abba ccd eed).
Английская форма (заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:
abab cdcd efef g).

Сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис – антитезис – синтез – развязка. Однако этот принцип также далеко не всегда соблюдается.

Из постоянных атрибутов сонета следует отметить музыкальность. Она достигается чередованием мужских и женских рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Также существовала определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

Родиной сонета считается Италия (Сицилия). В качестве наиболее вероятного первого автора сонета называют Джакомо да Лентино (первая треть XIII века) – поэта, по профессии нотариуса, жившего при дворе Фридриха II.

Сонет оказался одним из самых распространенных видов лирики. Он введен в литературный оборот поэтом «сладостного стиля» Гвидо Кавальканти, его использовал Данте Алигьери в автобиографической повести «Новая жизнь», к нему обратился в «Книге песен», посвященной мадонне Лауре, Франческо Петрарка. Именно благодаря Петрарке сонет получил распространение в Европе. Сонеты создавали признанные прозаики Джованни Боккаччо и Мигель де Сервантес, Мишель Монтень, а в комедии Жана-Батиста Мольера «Мизантроп» конфликт происходит из-за слишком суровой оценки Альцестом сонета, сочиненного аристократом, который возомнил себя стихотворцем.

В эпоху Возрождения сонет стал главным жанром лирики. К нему обращались практически все поэты Ренессанса: П.Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л.Камоэнс, У.Шекспир, а также Микеланджело и Мария Стюарт.

В XVII веке жанр сонета получил теоретическое обоснование. Никола Буало в трактате «Поэтическое искусство», который является манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета, правила которого будто бы составлены самим Аполлоном:

Читайте также  Англо-русское соперничество в Иране

Французских рифмачей желаю извести,
Законы строгие в Сонет решил внести:
Дал двух катренов он единый строй в начале,
Чтоб рифмы в них нам восемь раз звучали;
В конце шесть строк велел искусно поместить
И на терцеты их по смыслу разделить.
В Сонете вольности нам запретил он строго:
Счет строк ведь и размер даны веленьем бога;
Стих слабый никогда не должен в нем стоять,
И слово дважды в нем не смеет прозвучать.

Так Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания стали нормой на долгое время.

Первый русский сонет был написан в 1735 году В.К.Тредиаковским и являлся переводом французского поэта де Барро. Также Тредиаковскому принадлежит одно из первых и наиболее простых определений, в котором подчеркивалось неизменное количество строк и наличие острой, важной или благородной мысли.

Образцы сонетной лирики были созданы А.П.Сумароковым, которые также были переводами сонетов Пауля Флеминга, посвященных Москве.

Пушкин в «Сонете» («Суровый Дант не презирал сонета. «) представляет историю сонетного жанра, перечисляя авторов сонетов прошлых лет. Поэт фиксирует внимание на актуальности жанра, поэтому у него фигурируют современные поэты: У.Вордсворт дважды в эпиграфе и в основном тексте, А.Мицкевич и А.Дельвиг. Сам Пушкин предстает здесь как историк жанра. Обращение к жанру сонета в творчестве Пушкина не было единичным. Например, «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. «)[1]. Несмотря на название, стихотворение по жанровой принадлежности – сонет, а именно особая его разновидность, называемая «опрокинутый сонет»: два трехстишья, которые Пушкиным отделены, находятся впереди четырехстиший. Рифмовка парная. Этот пример помогает увидеть близость сонетной формы другим видам лирики: стансам, мадригалу, оде, дружескому посланию. Сходство в близости проблематики и двойственности сонета, выступающего то как обозначение жанра, то просто как структура строф. Пример тому – пушкинское стихотворение «Элегия».

На рубеже XIX-XX столетий русские поэты стали активно использовать такую форму как венок сонетов. В венке сонетов каждая последняя строка сонета становится первой строкой последующего, а последняя строка четырнадцатого сонета одновременно является первой строкой первого. Таким образом, возникает венок из пятнадцати сонетов. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов. Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков.

Первые оригинальные версии венка сонетов принадлежат поэтам «серебряного века» Вяч.И.Иванову и М.А.Волошину. Наиболее известны венки сонетов К.Д.Бальмонта, В.Я.Брюсова, И.Л.Сельвинского, С.И.Кирсанова, П.Г.Антокольского, В.А.Солоухина. В настоящее время известно около ста пятидесяти венков сонетов русских поэтов. В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам.

Можно отметить следующие виды сонетов:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,– печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
( Написано 8 сентября 1830 г. Напечатано Пушкиным впервые
в «Библиотеке для чтения», 1834 г., т. VI (кн. X), отд. I, стр. 16. )

Статья по английской литературе «Сонет как жанр литературы»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Сонет как жанр литературы

Сонет является первой со времен античной формой поэзии, которая родилась как письменный жанр, минуя музыкальное исполнение. В сонете говорилось о любви, давался анализ испытуемых чувств, описывались переживания и надежды. Поэт признавался в любви к земной женщине и в земном находил высшую красоту и благо. Читая сонет, человек оставался наедине с поэтическим словом. Сонет и возник как жанр самопознания. Сонет – как один из литературных жанров, который создавался не на латыни, а на национальных языках. С него начинается своеобразное рождение национальных европейски культур.

Сонет — вид (жанр) лирики, основным признаком которого является объем текста. Сонет всегда состоит из четырнадцати строк. Четырнадцать строк сонета располагаются двояко. Это могут быть два катрена и два терцета или же три катрена и дистих. Предполагалось, что в катренах всего две рифмы, а в терцетах могут быть либо две рифмы, либо три.

Итальянская форма сонета требует следующую рифмовку:

abab abab cdc dcd (или cde cde)

Французская форма сонета отличается тем, что в катренах кольцевая рифмовка, а в терцетах три рифмы:

abba abba ccd eed

Широкое распространение получила английская форма сонета в силу того, что в ней обнаруживается заметное упрощение, связанное с увеличением числа рифм:

abab cdcd efef gg

С точки зрения содержания сонет предполагал определенную последовательность развития мысли: тезис — антитезис — синтез — развязка. Однако этот принцип далеко не всегда соблюдается.

Сонет должен заключаться «сонетным замком». «Замок» обычно располагается в двух последних строках, реже – в одной. В лирическом стихотворении – это фраза, содержащая парадокс, неожиданный вывод. В «замке» лиро–эпического сонета автор должен привести сюжетное действие к неожиданной развязке. Как правило, малый объем замка определяет емкость, афористичность финальной фразы. Особый смысловой акцент падает на последнее слово в «замке»: оно является «ключевым» и часто уточняет смысл всего сонета. Если в сонете скрыта загадка, то слово–«ключ» наводит на правильный ответ. Это последнее слово в тексте может быть названием того предмета, описанию которого был посвящен сонет.

В самом термине «сонет» ( от прованс. sonet-песенка) усматривается указание на то, что это «звучащая» поэтическая форма. В этой связи особое значение придается музыкальности сонета. На этом в свое время акцентировал внимание Л.Г. Гроссман, один из исследователей жанра.

Музыкальность — непременный атрибут сонета. Отчасти она достигается чередованием мужских (с ударением на последнем слоге строки) и женских (с ударением на втором от конца строки слоге) рифм. Правило предписывало: если сонет открывается мужской рифмой, то поэт обязан завершить его женской, и наоборот.

Существовала также определенная норма слогов. Идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога, при этом количество слогов в строках катрена должно быть на один больше, чем в терцетах.

В эпоху Возрождения сонет стал господствующим жанром лирики. К нему обращались практически все ренессансные поэты: П. Ронсар, Ж. Дю Белле, Лопе де Вега, Л. Камоэнс, У. Шекспир и даже Микеланджело и Мария Стюарт.

В их творчестве сонет окончательно приобрел присущие ему содержательные признаки: автобиографизм, интеллектуальность, лиризм. В сонетах, особенно в сонетных циклах, ощутимо максимальное сближение автора и лирического героя. Сонет становится откликом на события, пережитые поэтом. Более того, сонеты нередко пишутся как стихи на случай. Таким образом, по содержанию мы можем выделить несколько наиболее характерных вариаций:

1) Любовный сонет. Он, несомненно, доминирует авторов сонетов запечатлевает образ возлюбленной и свое alter ego, возвышающееся от преизбытка чувств.

2) Сонет – поэтический манифест. В такого рода сонетах выражает свои поэтические пристрастия.

3) Сонет-посвящение, вызванное к жизни конкретным лицом или событием.

4) Сонет-мифологема – стихотворение, в котором развернут один или несколько образов, заимствованных из мифов, легенд, преданий.

5) Иронический сонет. Многие поэты, как бы споря с торжественностью жанра, иронизировали, шутили, преднамеренно заземляя сонет. Теоретическое осмысление жанра сонета получает широкое распространение в XVII веке. Так, Никола Буало в «Поэтическом искусстве», явившимся манифестом классицизма, посвятил несколько строк восхвалению сонета. Кроме того, Буало теоретически закрепил практику сочинения сонетов, его предписания стали нормой на долгое время.

Август Вильгельм Шлегель, один из основоположников и теоретиков немецкого романтизма, кратко определяет сонетный канон:

Вяжу одною цепью два катрена,
Две пары строк в две рифмы облекаю,
Вторую пару первой обрамляю,
Чтобы двойная прозвучала смена.

В двойном трехстишье, вырвавшись из плена,
Уже свободней рифмы расставляю,
Но подвиги, любовь ли прославляю —
Число и строй держу я неизменно.

Читайте также  Добро и Зло в понимании Августина Блаженного

Кто мой отверг строфический закон,
Кто cчел его бессмысленной игрою,
Тот не войдет в число сонетной касты.

Ho тeм, кто волшебством моим пленен,
Я в тесной форме ширь и глубь открою
И в симметрии сплавлю все контрасты.

Венок сонетов

Особую форму представляет венок сонетов. Он состоит из пятнадцати сонетов. Последний, 15-й сонет, называемый магистралом, связывает между собою все части «венка». Первый сонет начинается первым стихом магистрала и кончается вторым стихом магистрала, второй сонет начинается вторым стихом магистрала и кончается, третьим стихом и так далее. Четырнадцатый начинается последним стихом магистрала и кончается снова первым стихом магистрала. Последний, пятнадцатый сонет (магистрал) образован из первых строк всех предыдущих четырнадцати сонетов.

Венок сонетов возник в Италии, оформился окончательно на рубеже XVII-XVIII веков.

В мировой поэзии число венков сонетов приближается к шестистам. Наиболее существенным отступлением от канонического образца венка сонетов стал перенос магистрала в начало сонетного цикла, что, несомненно, является упрощением.

Список используемых источников и литературы

Западноевропейский сонет ( XIII — XVII века): Поэтическая анталогия / Сост. Чамеев А.А. и др.//Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 496 с.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия . /Под редакцией проф. Горкина А.П. //М.: Росмэн . -2006.-568 с.

О строении сонета // http://www. Sonata

Плавский З.И. Четырнадцать магических строк // Л.: Изд-во Ленинградского университета. – 1988. – 46 с.

Ронсар П. Избранная поэзия /Вступ. Статья Виппера Ю.//М.: Художественная литература. – 1985. – 367 с.

Сонет // Википедия – свободная энциклопедия// http :// www . ru.wikipedia.org›wiki

C онет как жанр // http://www.interlit2001.com/sonnet-1.htm

Shakespeare William Sonnets // http://www.info/william-shakespeare.htm

Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов //М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

Шекспир уильям Сонеты // М.: Художественная литература. – 1992. –

Сонет

Сонет − классическая твердая форма европейской лирической поэзии, требующая выполнения ряда строгих условий: 1. Ровно 14 строк, сгруппированных таким образом, чтобы первые восемь строк были отделены от последующих шести, или чтобы было три катрена и двустишие.
2. Рифмовка сонетов подчиняется чётким правилам (см. ниже).
3. Строгое соблюдение правила альтернанса.
4. Не допускаются строфные перебросы: каждая строфа должна представлять собой законченное предложение.
5. Рифмы должны быть точными, звучными.
6. Классический сонетный размер – пятистопный или шестистопный ямб.
7. Запрет на повторы значащих слов.
8. Неторопливая, строгая интонация, «высокая» лексика.
9. Строгие требования к композиции: лирический сонет должен быть выстроен по схеме «тезис – антитезис – синтез», лироэпический – по схеме «завязка – кульминация – развязка», и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).

Виды сонета различаются способом деления на строфы и рифмовкой.

Английский (шекспировский) сонет считается наиболее простой формой классического сонета. Он состоит из трех катренов и завершающего двустишия, причем рифмы в нем не повторяются. Схема рифмовки английского сонета − АВАВ СDCD EFEF GG:

Я знаю точно — зеркало не лжёт.
В него смотрю печально и нечасто.
Без удержу бежит за годом год,
Чтоб отложиться в зеркале балластом.

Тяжёлый груз, справляться нелегко.
Природы нашей правило и прихоть.
Но если жить не хочешь стариком –
Всегда возможен самый быстрый выход.

Закончить всё! Уйти и не страдать –
Покинуть навсегда юдоль земную.
И самую последнюю печать
В конце поставить смертным поцелуем.

Но завершить нельзя земной забег,
Пока есть рядом близкий человек.

(Сергей Кодес «Сонет»)

К континентальным (романским) сонетам относятся итальянский и французский, а также многочисленные их вариации. Они состоят из двух катренов и двух терцетов.
Вид рифмовки в сонетах определяется языковыми особенностями. В русском языке, в отличие от итальянского и французского, варианты рифмовок сонета более разнообразны.
Катрены всегда пишутся на одинаковые рифмы. В терцетах может быть три рифмы, но предпочтительнее считаются сонеты с терцетами на две рифмы. Рифмы в катренах не должны совпадать с рифмами в терцетах.

Итальянский сонет – схема рифмовки:
Катрены имеют перекрестную рифмовку — АВАВ АВАВ.
Терцеты — CCD CCD, или CDC DDC, а при трех рифмах CCD EED.

Французский сонет – схема рифмовки:
Катрены имеют охватную (опоясанную) рифмовку АВВА АВВА.
Терцеты – CCD CDC, или CDC DCD, или CCD CDD, а при трех рифмах − CCD EDE.

«Среди вселенской чёрной пустоты»*,
Среди бессонниц ветренного марта
Нет места ни Сезанну, ни Монмартру
Без будничной парижской суеты.

Есть место развлечениям простым:
Сознание отправится плацкартом,
Пока спонтанность прыгает азартно
Щенком и метит голые кусты.

Любить иных ведь то ещё искусство!
И что Париж? И в Пензе место чувствам.
Предчувствием насыщены дожди.

Парижский сплин, возвысивший Бодлера,
Любовь к непарижанину родил.
«Найти друг друга разве не химера?»*

(Александра Юсупова, «Провинциальный сонет» для венка сонетов, магистрал Андрея Данова)

Существует правило рифмовки терцетов в континентальных сонетах:
« Для строгого сонета существует правило, по которому при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета (ccd cdc, или cdc dcd, или ccd cdd, а при трех рифмах − ccd ede); при перекрестных же рифмах в катренах первые две строки терцетов имеют смежные рифмы, последние же строки терцетов рифмуются так: ccd ccd, или cdc ddc, а при трех рифмах ccd eed » (Квятковский).

Что такое сонет? Правила, темы и признаки сонета

Из нашей статьи вы узнаете, что такое сонет, и каким правилам следует этот стихотворный жанр, а также ознакомитесь с примерами сонетов Шекспира, Данте, Петрарки, Пушкина и Брюсова.

Сонет, вероятно, – самая долгоживущая из всех поэтических форм и, безусловно, самая давняя из всех твердых. Твердая (или закрытая форма) – это конструкция стиха, продолжительность и форма которой установлены заранее: стихотворение должно закончиться в определенной точке, вне зависимости от воли поэта.

Сонет, таким образом, решает две проблемы: пропорций и протяженности. И, хотя, с одной стороны, это рождает дополнительные сложности при его написании, с другой – такая строгость структуры сонета ограничивает вероятность стилистической ошибки.

Что такое сонет? История возникновения и распространения сонета

Сонет как новая стихотворная форма родился приблизительно в 1230 году н. э. на юге Италии, а первым сонетистом считается Якопо да Лентини, придворный короля Фридриха II.

Итальянская народная поэзия в XIII веке, опираясь на творчество провансальских поэтов, развивалась очень быстро. Сонет, канцона и баллата (короткое стихотворение с припевом) входили в широкое употребление прежде, чем успевала развиться их литературная теоретическая база. Тексты народной поэзии вряд ли могли считаться литературой: само это слово означает «написанное». То есть под литературой понимались тексты на латыни, а не устное творчество, причем на местном наречии.

Первым автором, который обратил внимание на теоретические основы сонета, был Данте. К тому времени, когда он написал свой трактат «De vulgari eloquentia» («О народном красноречии» – название парадоксальное для того времени) сонет процветал уже в течение семидесяти лет.

К концу XIII века было написано уже около тысячи сонетов, почти все – на итальянском языке (то есть на одном из его диалектов). Было испробовано большинство разновидностей его формы и возможностей его предмета. Франческо Петрарка, писавший в середине следующего столетия, унаследовал уже очень сложный поэтический инструмент.

Сонет вошел в народную поэзию Испании в середине XV века, Англии и Франции – в начале шестнадцатого, в Германии – в начале семнадцатого.

Русские сонеты

История русского сонета ведет отсчет с 1735 года, когда Тредиаковским был переведен с французского языка один из сонетов Жака де Барро. Периоды расцвета сонетной формы пришлись на «золотой» и «серебряный» век русской поэзии. Из-под пера Пушкина вышло своеобразное посвящение этой стихотворной форме, написанное, конечно же, в форме сонета:

Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.

И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворт его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.

Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер его стесненный
Свои мечты мгновенно заключал.

Читайте также  Мифы древности и их значение для современности

У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дельвиг забывал
Гекзаметра священные напевы. («Сонет», 1830)

Признаки сонета

Признаки сонета в исторически устоявшемся понимании зародились в XIII веке в Италии под влиянием пропорций наиболее близкой к нему поэтической формы – провансальской канцоны. Это было лирическое стихотворение или песня свободной длины, состоящая из нескольких строф, каждая из которых делилась на две (обычно неравные) части. Изначально этот разрыв обуславливался музыкальным требованием: мелодическая фраза воспроизводилась, повторялась один раз, а затем уступала место новой.

Канонический сонет – это всем известные четырнадцать строк, с одиннадцатью (в итальянском сонете) слогами в строке. Произведение делится на две части: октет – первые восемь строк, и секстет – последние шесть. В двух катренах, составляющих октет, используются два вида рифмовки: либо перекрестная (ABAB ABAB) либо опоясывающая (ABBA ABBA). В секстете рифма может быть разнообразной, например, CDCDCD или CDECDE. Части секстета называются терцетами.

У итальянских поэтов отмечалась выраженная смысловая пауза в октаве, между четвертой и пятой строками, то есть между двумя катренами. В первом содержался тезис, во втором – его развитие. Смысловая пауза в секстете между строками одиннадцать и двенадцать разграничивает антитезис и синтез. Смысловой переход от октета к секстету называется вольта.

Данная структура сонета являлась образцом в течение трех столетий, пока около 1525 года не возник английский тип сонета, затем принятый большинством британских сонетистов: вольта в нем располагается не после восьмой, а после двенадцатой строки, из-за чего переход к синтезу становится более резким.

Структура сонета

В каких случаях сонет не может считаться сонетом? Можно ли написать сонет из шестнадцати строк или из двенадцати? А сонет без рифм? Или сонет в трехстопниках вместо стандартной десяти- или одиннадцатисложной строки? Краткий ответ таков: по умолчанию существует основной или простой сонет, по отношению к которому остальные являются вариациями.

Все существующие вариации структуры сонета сложились на основании двух его типов: петраркистского и шекспировского. Разберем их подробнее.

Петраркистский (итальянский) сонет

Первый и самый распространенный сонет – петраркистский, или итальянский. Несложно догадаться, что свое название он получил в честь одного из его величайших практиков – Франческо Петрарки. Этот канонический тип сонета, как уже отмечалось, делится на две строфы, или октаву, и секстет. Строгая схема рифмовки, ABBA, ABBA, CDECDE (или CDCDCD), прекрасно подходит для богатого рифмами итальянского языка. Сюжетный поворот, или вольта, происходит между восьмой и девятой строками, превращая секстет в средство контраргумента, разъяснения или любого другого ответа, которого требует октава.

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с облаком благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Ее влекли небесные дела,
Вся суета земли скользила мимо.
Огнем и хладом тягостно палима,
Моя душа простерла к ней крыла.

Но тщетно — плоть меня обременяла;
Навеки Донну небеса призвали,
И ныне холод мне сжимает грудь:

Глаза — ее живой души зерцала, —
О, для чего Владычица Печали
Сквозь вас нашла свой беспощадный путь? (Ф. Петрарка, сонет 335, пер. Е. Витковского)

Сэр Томас Уайетт ввел петраркистский сонет в Англию в начале XVI века. Его знаменитые переводы, как и собственные сонеты, быстро привлекли внимание к этой форме. Современник Уайетта Генри Говард, Граф Суррей модифицировал этот тип сонета, заложив таким образом структуру, ставшую известной как шекспировский сонет. Отмечается, что эта структура гораздо лучше подходит для сравнительно бедного рифмами английского языка.

Шекспировский сонет

Второй основной тип сонета, шекспировский, или английский, следует другим правилам. Здесь три четверостишия и двустишие, рифмующиеся по следующей схеме: ABAB CDCD EFEF GG. Двустишие играет ключевую роль, обычно выступая в качестве заключения, усиления или даже опровержения предыдущих трех строф.

Лгут зеркала, какой же я старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твой лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.

Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.

Старайся же себя оберегать –
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.

Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое – и твоему конец! (У. Шекспир, сонет 22, пер. С. Маршака)

Свое развитие и популярность данная форма сонета получила в Англии в Елизаветинскую эпоху.

Темы сонетов

О чем же писались сонеты? Размер сонета в четырнадцать строк – это 140–154 слога в общей сложности. В большинстве современных европейских языков этого достаточно для простого выражения чувства или состояния ума, но мало для их глубокого анализа. Также сонет слишком короток для повествования: он может упомянуть о повествуемом событии, но рассказ о должен быть предельно сжатым.

Сонеты могут служить для выражения любой темы. Любовь – не единственное «призвание» сонета, да и сам Петрарка писал не только о ней. Поразительный успех и постоянство сонета объясняются именно его сюжетной универсальностью.

Благодаря своей краткости сонет всегда производит впечатление чего-то личного, как если бы он представлял исповедь говорящего, а, следовательно, и автора. В течение долгого времени он являлся своего рода сценой, на которой «я» писателя говорит с аудиторией. Так обыгрывал эту театральность Брюсов:

О ловкий драматург, судьба, кричу я «браво»
Той сцене выигрышной, где насмерть сам сражен,
Как все подстроено правдиво и лукаво.
Конец негаданный, а неизбежен он.

Сознайтесь, роль свою и я провел со славой,
Не закричат ли «бис» и мне со всех сторон,
Но я, закрыв глаза, лежу во мгле кровавой,
Я не отвечу им, я насмерть поражен.

Люблю я красоту нежданных поражений,
Свое падение я славлю и пою,
Не все ли нам равно, ты или я на сцене.

«Вся жизнь игра». Я мудр и это признаю,
Одно желание во мне, в пыли простертом,
Узнать, как пятый акт развяжется с четвертым.

С самого начала своей долгой карьеры сонет предлагал своим читателям побывать в различных ролях. Он использовался, чтобы имитировать не только «звук вздохов, которые питали мое сердце», как сказал Петрарка, но и другие голоса вымышленных персонажей.

Лирический голос сонета – это драматическая конструкция, через которую авторы преломляют свое «я». Сонетист может заставить лирического героя вести повествование, рассказывать краткую историю некого третьего лица (например, Петрарка рассказывал о собственном прошлом). Герой может драматизировать путем придумывания диалога или выступать в роли слушателя, собеседника или антагониста.

На уровне одного сонета лирическое, повествовательное, драматическое сочетание очень разнообразно, от острых уличных перебранок Чекко Анджольери, уроженца Сиены конца XIII века, и политических речей Мильтона до созерцательного анализа Китса, Хопкинса или Шекспира, чье творчество является квинтэссенцией сонета.

Заключение

Величайший сонетист Франческо Петрарка, спустя много лет после смерти своей возлюбленной Лауры так сказал о своих произведениях:

Quant’io di lei parlai nè scrissi
fu breve stilla d’infiniti abissi.

Все, что я написал о ней,
было лишь каплей из бездны бездн.

Этими словами Петрарка хотел воздать должное ей, а не своим собственным сонетам, но сказанное верно в обоих отношениях. Сонет по своей природе одновременно и мал, предельно ясен, и способен вместить чувства из самых необъятных глубин. Иначе к нему не обращались бы поэты на протяжении нескольких веков: с момента появления в Южной Италии около 1230 года, то есть задолго до того, как Петрарка встретил свою Лауру, и по сей день.

Помогла ли вам наша статья узнать, что такое сонет, и какие признаки сонетов являются ключевыми? Возникло ли у вас желание самому взяться за перо и сотворить сонет? Если да, обязательно поделитесь им в комментариях!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: