Земноводные и пресмыкающиеся отличительные признаки, роль в природе - OXFORDST.RU

Земноводные и пресмыкающиеся отличительные признаки, роль в природе

Земноводные и пресмыкающиеся — отличия, признаки и характеристики классов

Хотя амфибии и рептилии имеют довольно много сходств во внешности, образе жизни и повадках, на самом деле животные очень разные как в биологическом, так и в структурном плане. Это обусловлено изменениями, происходившими в процессе эволюции, а также различными условиями окружающей среды. Чтобы правильно ориентироваться в классификации этих представителей фауны, необходимо знать отличия земноводных и пресмыкающихся.

Общие сведения

У земноводных и пресмыкающихся есть другие названия. Первых называют амфибиями (существа, которые могут жить и в воде, и на суше), а вторых — рептилиями. Пресмыкающиеся получили название из-за способа передвижения древних рептилий, у которых при ползании брюхо волочилось по земле. Эти представители фауны — одни из самых древних, возникших на планете в девонском периоде. Общая характеристика классов:

  • Земноводные. Предшественниками амфибий считают кистеперых рыб, которые в процессе развития вышли из воды на сушу. Рыбьи парные плавники трансформировались в конечности с пятью пальцами. Класс земноводных насчитывает более 6000 видов. Из них 90% — лягушки. Все амфибии делятся на 3 группы: хвостатые (тритон, саламандра, амбистома), бесхвостые (жаба, лягушка) и безногие (рыбозмей, червяг). В обычной среде чаще встречаются лягушки и жабы.
  • Пресмыкающиеся произошли от земноводных. Именно пресмыкающимися были самые крупные животные, которые жили на Земле — динозавры. Они на протяжении 150 миллионов лет доминировали среди других животных, пока господствующее место не заняли млекопитающие. Сейчас известно около 9000 видов пресмыкающихся, которые наделены более высоким уровнем развития по сравнению с земноводными.

    У рептилий и амфибий нет своей постоянной температуры тела, она изменяется в зависимости от окружающей среды. При понижении до +10−12 градусов животные становятся вялыми, прекращают добывать себе пищу, а при дальнейшем похолодании замирают и впадают в спячку. При минусовых температурах погибают: рептилии при -3−4 градусах, амфибии при -1−1,5 градусах. Однако некоторые виды земноводных способны вновь оживать после продолжительного пересыхания или замораживания. Представители обоих классов питаются животной пищей — чаще беспозвоночными, а иногда и мелкими позвоночными, заглатывая их целиком.

    И те и другие предпочитают местности с тёплым климатом. Но амфибий можно встретить в местах повышенной влажности или вблизи водоёмов, так как их развитие происходит только в воде. Рептилии, наоборот, обитают в сухих и более жарких местностях. Разные условия ареалов отразились на строении организмов земноводных и пресмыкающихся, отличий между которыми довольно много.

    Класс Земноводные

    Это немногочисленная группа, которая относятся к простейшим позвоночным животным. Одни из них постоянно обитают в воде, другие — только в период размножения. При неблагоприятных условиях окружающей среды наземные виды могут вести водный образ жизни. Признаки земноводных:

  • Строение органов и физиология. У амфибий позвоночник включает 4 отдела, у бесхвостых видов рёбер нет. Вкусовые рецепторы развиты очень слабо, зато наделены острым обонянием. Сложная выделительная система задерживает в организме воду, чтобы тело амфибий постоянно оставалось влажным.
  • Размножение. Большинство представителей класса, как и их древние предки рыбы, мечут икру в воду или влажные норы, где проходит процесс оплодотворения и развитие личинок. В этот период земноводные привязаны к водоемам — им приходится возвращаться или искать близлежащие лужи, чтобы отложить склеенную слизью икру.
  • Кожный покров. Кожа амфибий гладкая влажная и скользкая. Она сплошь пронизана железами, вырабатывающими нередко ядовитую слизь для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и врагов. Существуют безвредные земноводные, которые способны имитировать отпугивающий яркий окрас ядовитых лягушек и жаб.
  • Органы дыхания. К дыхательной системе амфибий относятся: лёгкие, кожа, слизистая рта и глотки (вспомогательные дыхательные органы) и жабры (у некоторых водных обитателей и у головастиков).
  • Рацион. Пища земноводных довольно однообразна. В основном они питаются мелкими беспозвоночными: насекомыми и их личинками, червями, улитками, многоножками, пауками, ракообразными. Водные виды охотятся на мальков рыб, а самые крупные из них покушаются на себе подобных и их личинки, птенцов водоплавающих птиц, некрупных грызунов. Безногие (червяги), зарывающиеся в землю, питаются почвенными беспозвоночными, а некоторые виды селятся в термитниках и муравейниках, поедая их обитателей.
  • Жизненный цикл. В естественных условиях земноводные живут недолго — в среднем 6−8 лет, тритоны — до 3 лет.

    Когда земноводные находятся в стадии личинок, они больше похожи на рыб. Они дышат при помощи жабр, имеют плавникообразные конечности. Кровеносная система включает в себя двухкамерное сердце и только один большой круг кровообращения. Определённые виды способны жить в морской воде. Также есть амфибии, которые могут регенерировать потерянные конечности.

    Пресмыкающиеся животные

    Рептилии наделены как чертами развитых позвоночных животных, так и примитивных земноводных. Малоподвижность иногда прерывается очень быстрыми и резкими движениями и бросками. Признаки рептилий, отличающие их от амфибий:

  • Позвоночник состоит из пяти отделов. Более развитый скелет и мускулатура, если сравнивать с земноводными. Имеются рёбра, грудина и грудная клетка, зачатки коры больших полушарий мозга, более развиты мозжечок и органы чувств. Благодаря этому они уверенно ориентируются в окружающей среде и добывают пищу, чувствуют тепло и легко определяют источник. Способны регулировать собственную температуру тела, перемещаясь на солнце или в тень. Чтобы согреться, меняют окрас на более тёмный. Для охлаждения светлеют. У рептилий острее зрение и слух.
  • Рептилии являются разнополыми животными. Общая особенность для большинства пресмыкающихся — внутреннее оплодотворение. Отдельные виды класса выводят потомство путём откладывания яиц, из которых появляются на свет уменьшенные копии своих родителей.
  • Кожа пресмыкающихся всегда сухая. Она состоит из прочных чешуй, плотно покрывающих тело. Чешуя препятствует потере влаги и этим защищает тело от пересыхания в жарком климате, поэтому змеи и ящерицы вполне комфортно живут в пустынях. Животные линяют — через определённое время сбрасывают кожу, сдерживающую рост тела. У черепах чешуя преобразовалась в прочный панцирь для защиты от быстрых опасных врагов.
  • Дышат пресмыкающиеся лёгкими, которые имеют сложное строение, но не могут «дышать кожей», как амфибии, так как препятствуют роговые чешуйки.
  • Рацион у рептилий намного богаче. Они могут быть как насекомоядными, так и плотоядными. Питаются рыбой, водорослями, птицей и их яйцами, грызунами. Крокодилы и вараны охотятся на травоядных млекопитающих — косуль, антилоп и буйволов. Зафиксированы случаи нападения комодских варанов даже на детей. Некоторые виды рептилий ядовиты и перед тем, как съесть жертву, кусают и вводят в её тело яд. Хищниками являются змеи, крокодилы и некоторые ящерицы. Черепахи довольствуются травой, молодыми побегами, листьями и ягодами.

    Рептилии — настоящие долгожители животного мира. Сухопутные черепахи иногда доживают до 200 лет, крокодилы — до 80, змеи, игуаны и вараны — до 50 лет.

    Польза и вред амфибий

    Земноводные могут быть очень полезными для человека, так как питаются большим количеством различных насекомых, которые являются вредителями для сельскохозяйственных культур. Эти паразиты уничтожают урожай на домашних огородах и полях. Пресмыкающиеся выступают в качестве ограничителя численности вредных насекомых.

    Полезная деятельность животных увеличивается там, где есть большая их популяция. Это отчетливо видно на примере лягушек. Они не только поедают насекомых, но ещё и сами выступают в роли корма для многих видов рыб, птиц, некоторых млекопитающих. Кроме этого, лягушек используют для лабораторных опытов.

    Земноводные являются одним из очень важных звеньев в пищевых цепочках. Они формируют структуру биосферы не меньше, чем насекомые.

    Но они могут быть и вредны для человека. В определенных регионах, где производится искусственное разведение рыбы, лягушки поедают мальков. Объемы потерь могут доходить до 50% от общего количества молодняка. Они уничтожают и ценные породы рыб, например, лосося, осетра. В условиях изобилия пищи лягушки очень быстро размножаются, из-за чего потери ещё больше увеличиваются, так как головастики становятся конкурентами мальков в борьбе за корм.

    Отличия и выводы

    У амфибий и рептилий существует много общих черт, но особенностей, свойственных только конкретному классу, гораздо больше. Для удобства они сведены в таблицу, по которой легко отследить, чем отличаются земноводные от пресмыкающихся:

    Разделы Земноводные Пресмыкающиеся
    Происхождение От рыб и животных, обитавших в воде. От сухопутных динозавров.
    Размножение Оплодотворение наружное. В водоёмах с пресной водой мечут икру, из которой вскоре появляются головастики с жабрами и хвостом. Проходят ряд метаморфоз, прежде чем стать похожими на взрослых особей. Оплодотворение внутреннее. Некоторые из видов откладывают яйца, другие являются живородящими. Детёныши рождаются полноценно развитыми.
    Органы дыхания Рождаются в водной среде с жабрами, которые трансформируются в лёгкие. Дополнительно кислород получают через кожу. Рождаются с уже полноценными лёгкими. Не имеют возможности дышать через кожу.
    Кожный покров Кожа гладкая и влажная из-за слизи. Кожа чешуйчатая, периодически линяет.
    Строение организма Примитивное строение мозга и органов чувств. Позвоночник включает 4 отдела. Органы более развиты. Позвоночных отделов — 5.
    Ареал обитания Вблизи водоёмов и во влажных местах. Могут существовать в холодных условиях, даже замерзать Предпочитают сухие и жаркие места. При холоде погибают. Некоторые виды живут в солёных водоёмах (морские змеи, черепахи).
    Рацион Поедают преимущественно беспозвоночных. Плотоядны, некоторые виды поедают растительность.
    Продолжительность жизни Живут недолго Живут значительно дольше

    Как видно из таблицы, разница между классами существенная. Пресмыкающиеся гораздо лучше адаптированы к жизни на суше и представляют собой более сложные и развитые организмы по сравнению с земноводными. Зато в воде амфибиям нет равных — они ловкие, быстрые, имеют способность отлично приспосабливаться, чтобы выжить в сложных условиях окружающего мира.

    Читайте также  Невербальное речевое воздействие

    Земноводные и рептилии: в чём разница и как отличить?

    Рептилии (пресмыкающиеся) и земноводные (амфибии) похожи во многих отношениях, но есть несколько основных отличительных особенностей, которые чётко разделяют их. Они ведут разный образ жизни, по-разному выглядят и по-разному развиваются.

    Отличие №1: “Дышащая” кожа

    Гладкая, мягкая кожа без чешуи – важнейший отличительный признак амфибий. Хотя у земноводных них есть лёгкие, они получают большую часть кислорода через свою тонкую влажную кожу. Например, лягушка титикакский свистун, живущая в высокогорном озере, имеет заметные складки на коже, увеличивающие её поверхность и помогающие получать из воды больше кислорода. Обратная сторона медали – амфибии очень легко теряют влагу, и некоторые даже умирают, если их кожа высыхает.

    Итак, лягушки, жабы, саламандры, тритоны и червяги имеют гладкую кожу и относятся к земноводным (амфибиям). Змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы и другие чешуйчатые сухопутные животные – рептилии (пресмыкающиеся).

    Отличие №2: Жизненные циклы

    Когда рептилии вылупляются из яиц, они выглядят как миниатюрные копии своих родителей. Это чешуйчатые животные с полностью развитыми лёгкими и конечностями, готовые к самостоятельной жизни.
    Амфибии (земноводные) обычно появляются на свет в виде совсем непохожего существа, дышащего через жабры. Головастики и другие личинки попросту не могут выжить без воды в первые дни своей жизни. Но по мере того, как они растут и взрослеют, у них меняется рацион, развиваются легкие и конечности, начинается жизнь в новом качестве. Недаром слово “амфибия” по-гречески означает “две жизни”, намекая на двойной этап жизненного цикла, через который проходит большинство амфибий. Как исключение стоит отметить австралийских жаб: из них большинство видов пропускают стадию головастика и вылупляются из икринок уже полноценно развитыми.

    Отличие №3: Яйца

    Подавляющее большинство животных обоих типов откладывают яйца, но они совершенно различны как по внешнему виду, так и по количеству. Земноводные откладывают большое количество — иногда сотни или тысячи за раз — мягких икринок, не имеющих внешней оболочки. Во избежание высыхания им нужна влажная атмосфера или вода, и часто они прикрепляются к стеблям водных растений.

    Яйца рептилий обычно имеют твёрдую кожистую скорлупу, предназначенную для защиты от хищников и высыхания. Их не бывает больше нескольких десятков, и для лучшей сохранности малочисленного потомства матери копают гнёзда.

    Следует отметить, что некоторые виды рептилий и амфибий не откладывают яйца, а практикуют живорождение. Примеры – живородящая жаба Nimbaphrynoides occidentalis, гадюки, живородящие ящерицы (род Zootoca).

    Кавказская гадюка (Vipera kaznakovi)

    Отличие №4: Размножение

    Рептилии используют внутренне оплодотворение, как млекопитающие. Амфибии, наоборот, обычно спариваются внешне: самка сначала откладывает яйца в большую кладку, а самец затем оплодотворяет их там, где они лежат. Впрочем, брачные ритуалы специфичны для каждого отдельного вида.

    Отличие №5: Конечности

    Большинство взрослых земноводных имеют четыре конечности. Исключение – червя́ги, довольно редкие тропические животные, похожие на дождевых червяков.

    Отличие №6: Размер

    Хотя размеры земноводных сильно варьируются, очень немногие из них вырастают больше человеческой ладони. Редкие исключения – китайская гигантская саламандра, иногда достигающая в длину 1,5 м. и лягушка-голиаф, весящая до 5 кг. Рептилии в среднем гораздо больше. Встречаются гребнистые крокодилы более 5 метров и анаконды около 10 метров.

    Отличие №7: Связь с водой

    Многие амфибии должны проводить значительную часть своего времени в воде, тогда как для большинства рептилий это не обязательно. Правда, в этом правиле полно исключений: морские змеи и черепахи, живущие в сухой пустыне австралийские жабы. Многие рептилии селятся в непосредственной близости от воды, а некоторые, такие как аллигаторы и анаконды, предпочитают водную среду обитания суше, хотя неплохо себя чувствуют в обеих стихиях.

    В чем отличия между земноводными и пресмыкающимися, сравнительная таблица

    Классы земноводных и пресмыкающихся, которые последовательно появились на планете, лежат в основе эволюционного древа. Оно дало возможность развиваться более сложным организмам, а именно – птицам и млекопитающим. Яркими представителями последнего класса являются Homo Sapiens. При этом для земноводных и пресмыкающихся характерны определенные особенности и отличия.

    1. Кто такие рептилии и амфибии
    2. Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся
    3. Происхождение
    4. Количество видов
    5. Места обитания
    6. Кожа и внешний вид
    7. Размер
    8. Строение органов
    9. Конечности
    10. Метод дыхания
    11. Рацион
    12. Жизненный цикл и продолжительность жизни
    13. Размножение и яйца
    14. Польза и вред земноводных и рептилий
    15. Краткая сравнительная таблица
    16. Выводы

    Кто такие рептилии и амфибии

    Земноводные стали первыми наземными существами на Земле. Считается, что они произошли от кистеперых рыб, которые жили в тропических морях или на дне пересыхающих озер. Важным приобретением и эволюционным шагом стало появление легких у животных. Помимо этого, у них сформировалось 2 круга кровообращения, что привело к появлению трехкамерного сердца. По мере необходимости передвижения по суше появились пятипалые конечности. Чтобы сориентироваться в новых условиях, земноводные приобрели внутреннее ухо.

    Почти все земноводные покрыты кожей, которая принимает участие в газообмене и имеет железы. Они могут продуцировать слизь. Скелет включает череп, позвоночник, 2 пояса парных конечностей. При этом в самом позвоночнике присутствует несколько отделов – шейный, крестцовый, туловищный. Иногда встречается и хвостовой.

    В дыхании участвуют разные органы – кожа, жабры и легкие. Пищеварительная система начинается с ротоглотки, а завершается клоакой. К органам выделения относят мочевой пузырь или кожу. Животные имеют внешнее оплодотворение. Особенностью размножения считается привязка к воде. Земноводные откладывают икру на листву, грунт или камни водоемов.

    Появление класса пресмыкающихся приходится на палеозой. Однако расцвет наступил в мезозое. Именно тогда динозавры преобладали во всех жизненных пространствах. Сегодня сохранилось лишь 4 отряда рептилий, а именно – клювоголовые, черепахи, крокодилы и чешуйчатые.

    Для пресмыкающихся характерны ороговевшие кожные покровы, которые состоят из щитков и чешуек. Несколько раз в год происходит линька. При этом на поверхности тела нет желез, продуцирующих слизь. В структуру скелета входят хребет, череп и пара поясов конечностей. Органы дыхательной системы обычно представлены легкими. Исключением считаются лишь змеи и морские черепахи.

    Кровеносная система имеет 2 круга. Она переносит газы, кровь и питательные вещества. Однако смешивание крови происходит в спинной аорте. Это замедляет обменные процессы и делает рептилий зависимыми от температуры. Исключением считаются крокодилы с четырехкамерным сердцем.

    Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся

    Для земноводных и пресмыкающихся характерны определенные отличия. Они касаются внешнего вида, структуры внутренних органов, мест обитания.

    Происхождение

    К предкам земноводных относятся кистеперые рыбы, которые отличаются парными плавниками. Из них впоследствии развились пятипалые конечности. Отличие пресмыкающихся заключается в том, что они произошли от земноводных. Рептилии первыми среди позвоночных адаптировались к жизни на суше и на протяжении 150 миллионов лет занимали господствующие позиции. Такая ситуация сохранялась до появления млекопитающих.

    Количество видов

    К земноводным относятся саламандры, лягушки, тритоны. В общей сложности в этот класс входит больше 8300 современных видов. В России насчитается примерно 28 видов земноводных. Что касается пресмыкающихся, их количество составляет больше 11500 видов. При этом основная часть принадлежит к отряду чешуйчатых. В России живет примерно 77 видов рептилий.

    Места обитания

    Земноводные и пресмыкающиеся преимущественно выбирают регионы с теплым климатом. Однако земноводные предпочитают влажные места и селятся около водоемов. Это обусловлено тем, что их развитие осуществляется исключительно в воде.

    Пресмыкающиеся никоим образом не связаны с водой. Поэтому они выбирают для жизни более жаркие места. Зоны обитания приводят к принципиальным отличиям в строении организмов данных классов.

    Кожа и внешний вид

    Кожа пресмыкающихся включает многослойный эпидермис и соединительные ткани. Верхние слои постепенно покрываются роговым слоем, который состоит из чешуек и щитков. Основным назначением чешуи считается защита туловища от потери влаги. При этом кожа пресмыкающихся считается более толстой по сравнению с земноводными.

    В отличие от амфибий, в коже рептилий отсутствуют слизистые железы. Потому она обладает сухой структурой. При этом дерма пресмыкающихся включает небольшое количество пахучих желез.

    Размер

    Размеры земноводных и пресмыкающихся бывают разными. Все зависит от конкретных особей. При этом все представители рептилий и амфибий, живущие в России, считаются небольшими.

    Строение органов

    Различие между земноводными и пресмыкающимися заключается в структуре внутренних органов. Так, обе категории животных имеют трехкамерное сердце. При этом земноводные отличаются 2 кругами кровообращения. По сосудам большого круга течет смешанная кровь, а в мозг – поступает артериальная. Земноводные считаются пойкилотермными животными. Для пресмыкающихся тоже характерно трехкамерное сердце, однако желудочек включает неполную перегородку. При этом они тоже отличаются 2 кругами кровообращения.

    У пресмыкающихся работают тазовые почки, тогда как у земноводных – туловищные. Структура почек рептилий позволяет не так сильно выводиться воде из организма с мочой. Главный продукт выделения – мочевая кислота, которая плохо смешивается с водой. При этом моча отличается консистенцией кашицы.

    Нервная система пресмыкающихся тоже имеет определенные отличия от земноводных. Прежде всего, это относится к головному мозгу. Рептилии отличаются более крупным мозжечком, чем амфибии. Это обусловлено сложными движениями, которые они совершают.

    К тому же пресмыкающиеся имеют более развитое зрение. Они отлично видят не только перемещающиеся, но и неподвижные объекты. Некоторые виды змей обладают органами, которые способны улавливать тепловое излучение.

    Конечности

    Для земноводных характерны пятипалые конечности. Их структура формируется скелетом пояса конечностей и скелетом свободных конечностей.

    Читайте также  Воспитание ребенка в приемной семье

    Пояс передних конечностей пресмыкающихся напоминает пояс земноводных. Главным отличием считается более выраженное развитие окостенения. Пара передних конечностей рептилий включает плечо, предплечье и кисть. В структуру задних конечностей входят бедро, голень и стопа. Фаланги дополняют когти.

    Метод дыхания

    Пресмыкающиеся дышат исключительно легкими. Ороговевшая кожа не может участвовать в дыхании. Легкие рептилий совершенствуются, и на стенках появляется множество перегородок. Такая структура помогает увеличить внутреннюю поверхность легких. Трахея отличается внушительной длиной и в конце делится на 2 бронха. Для бронхов рептилий не характерно наличие разветвлений.

    Рацион

    Все амфибии питаются беспозвоночными. Для пресмыкающихся характерен более разнообразный рацион. Многие из рептилий едят мелких животных. Также встречаются всеядные и растительноядные особи.

    Жизненный цикл и продолжительность жизни

    Длительность жизни рептилий и амфибий имеет важные отличия. Земноводные живут всего несколько лет. Отдельные разновидности способны доживать до 8 лет – в частности, жабы. При этом пресмыкающиеся считаются долгожителями. Продолжительность жизни змей достигает 50 лет, крокодилов – 80 лет. При этом черепахи и вовсе могут прожить 200 лет.

    Размножение и яйца

    Значительные отличия кроются и в способах размножения. Для пресмыкающихся характерно внутреннее оплодотворение. Они откладывают яйца, из которых появляются на свет полностью развитые детеныши. Также встречаются яйцеживородящие рептилии, которые производят на свет полностью развитого детеныша в кожистой оболочке. Когда детеныш разрывает ее, он начинает самостоятельную жизнь. Помимо этого, существуют полностью живородящие пресмыкающиеся.

    Способность к откладыванию яиц в твердой скорлупе дала рептилиям существенное преимущество перед амфибиями и позволила обосноваться на суше. Земноводные оплодотворяются в воде. Они откладывают икру, из которой появляются личинки. Лишь через 2-3 месяца они трансформируются в детенышей.

    Польза и вред земноводных и рептилий

    Свойства пресмыкающихся и земноводных во многом похожи. Они поедают насекомых и прочих вредителей, которые способны уничтожать посевы и приносить сельскому хозяйству большой вред. При этом отдельные виды земноводных сами становятся частью рациона промышленных рыб и животных.

    Однако некоторые особи приносят серьезный вред. Так, сухопутные черепахи в отдельных районах Средней Азии наносят урон бахче, посадкам фисташек и прочим сельскохозяйственным культурам. Некоторые виды ящериц и змей представляют собой источник пищи для клещей. За счет этого они распространяют возбудителей болезней людей и домашних животных.

    В жарких странах большую опасность для людей представляют ядовитые змеи. Их укусы могут быть смертельны для людей.

    Краткая сравнительная таблица

    Ключевые отличия пресмыкающихся и земноводных сведены в таблицу:

    Критерий Пресмыкающиеся Земноводные
    Ареал обитания Не связаны с водой. Предпочитают влажные места и участки около водоемов.
    Кожные покровы Сухие, лишены желез, покрыты роговой чешуей. Тонкие и голые, не имеют чешуи, включают много желез, выделяющих слизь.
    Нервная система Считается достаточно сложной. Считается более простой.
    Оплодотворение Происходит внутренним способом. Осуществляется в воде.
    Продолжительность жизни Может быть большой. Составляет несколько лет.

    Выводы

    Земноводные и пресмыкающиеся имеют много схожих черт, однако для них характерно и большое количество отличий. Они касаются мест обитания, структуры внутренних органов, образа жизни.

    Земноводные и пресмыкающиеся

    Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

    Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

    откроется в новом окне

    Выдаем Удостоверение установленного образца:

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Описание слайда:

    Министерство образования и науки Республики Казахстан
    Восточно-Казахстанская область
    ГУ «Школа-гимназия» г.Риддера
    Земноводные и пресмыкающиеся

    Урок познания мира в 3классе
    с использованием технологии критического мышления
    и технологии
    исследовательской
    деятельности

    Описание слайда:

    Тема. Земноводные и пресмыкающиеся

    Задачи:
    Актуализировать имеющиеся знания о группах животных
    Обогатить знания учащихся новыми сведениями о группах животных (земноводные и пресмыкающиеся
    Классифицировать отличительные признаки животных разных групп
    Учить работать с текстом
    Развивать творческие способности учащихся
    Развивать речь учащихся, умение работать в коллективе

    Описание слайда:

    В чем сходство животных с растениями?
    В чем отличие животных от растений?
    Первая стадия- ВЫЗОВ

    В чем сходство и различие
    животных и растений?

    Описание слайда:

    земноводные
    пресмыкающиеся
    Что вы знаете
    о земноводных и пресмыкающихся?

    Описание слайда:

    Вторая стадия-ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ. Метод «Инсерт»
    Самостоятельно прочитать текст учебника с.140-141, методом активного чтения (с пометками на полях)
    + я это знал
    — я этого не знал
    ! это меня удивило
    ? не понятно , хотел бы узнать подробнее

    2. Обсудить в группах, заполнить таблицу

    3. Приготовить выступление от группы

    Описание слайда:

    Сравнительная таблица
    Третья стадия- РЕФЛЕКСИЯ

    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Скачет зверушка,
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка.

    По пригорочку бежит,
    Хвостиком — рулём рулит.
    Схватишь хвостик, только — ах!-
    Убежала. Хвост в руках.

    Кто длиннее, чем чулок?
    У кого ни рук, ни ног?
    Кожа, словно чешуя.
    По земле ползет .
    Загадки

    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:

    ЛЕГЕНДЫ СКИФОВ
    ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ

    Описание слайда:

    Почему для превращения Василисы Премудрой был выбран образ лягушки?
    Свободное письмо

    Описание слайда:
    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Исследовательская деятельность
    Тема. Лягушки
    Постановка проблемы. Все мы знаем, что в природе существуют лягушки коричневого и зеленого цвета. Возможно ли существование лягушек другой раскраски?
    Гипотеза. Предположим: в мире существуют лягушки всех цветов радуги.
    Сбор и обработка информации. Было дано опережающее задание по группам: 1группе-выяснить есть ли лягушки красного цвета, 2группе-оранжевого, 3группе-желтого и т.д.
    Анализ и обобщение в группе
    Подготовка к представлению результатов (макет, доклад, книжка)
    Защита – венец исследовательской работы. Ребенок учится излагать проблему, учится доказывать свою точку зрения.

    Описание слайда:

    Вывод:
    из лягушек может получиться радуга.

    Описание слайда:
    Описание слайда:

    Памятка для учащихся «Рефлексия урока»
    Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать …
    Мне больше всего удалось .
    Я могу себя похвалить за…
    Я могу похвалить одноклассников за.
    Меня удивило…
    Для меня было открытием то, что .
    На мой взгляд, не удалось…,
    потому что…
    На будущее я учту…

    Описание слайда:

    я
    Подтвердил свое предположение о…
    научился
    узнал
    вспомнил

    Описание слайда:

    с.140-141 (пересказ. )
    Составить необыкновенный рассказ или сказку об изученных видах животных.
    Провести исследование «Может ли из пресмыкающихся получиться радуга?»

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Курс профессиональной переподготовки

    Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

    Курс профессиональной переподготовки

    Охрана труда

    Курс профессиональной переподготовки

    Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

    Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

    также Вы можете выбрать тип материала:

    Общая информация

    • Другое
    • Презентации

    Похожие материалы

    Эволюция человека

    Дети Земли

    Увеличительные приборы (5 класс)

    Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ

    Деление клетки. Митоз (9 класс)

    Строение цветка

    Птичьи секреты. Зимующие птицы

    Анализаторы. Органы чувств

    Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
    5133813 материалов.

    Вам будут интересны эти курсы:

    • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
    • Курс профессиональной переподготовки «Основы религиозных культур и светской этики: теория и методика преподавания в образовательной организации»
    • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»
    • Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
    • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»
    • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
    • Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
    • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»
    • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
    • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»
    • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»
    • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»
    • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
    • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

    Оставьте свой комментарий

    Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

    В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

    Время чтения: 1 минута

    В России разработали программу содействия занятости молодежи до 2030 года

    Время чтения: 1 минута

    ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

    Время чтения: 1 минута

    В Минпросвещения допускают отказ от детдомов в будущем

    Время чтения: 2 минуты

    В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

    Время чтения: 2 минуты

    Минпросвещения подготовит программу по обучению детей плаванию к 1 октября

    Время чтения: 2 минуты

    Подарочные сертификаты

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Читайте также  Автокорреляция рядов динамики

    Земноводные и пресмыкающиеся — отличия, признаки и характеристики классов

    Общие сведения

    У земноводных и пресмыкающихся есть другие названия. Первых называют амфибиями (существа, которые могут жить и в воде, и на суше), а вторых — рептилиями. Пресмыкающиеся получили название из-за способа передвижения древних рептилий, у которых при ползании брюхо волочилось по земле. Эти представители фауны — одни из самых древних, возникших на планете в девонском периоде. Общая характеристика классов:

    1. Земноводные. Предшественниками амфибий считают кистеперых рыб, которые в процессе развития вышли из воды на сушу. Рыбьи парные плавники трансформировались в конечности с пятью пальцами. Класс земноводных насчитывает более 6000 видов. Из них 90% — лягушки. Все амфибии делятся на 3 группы: хвостатые (тритон, саламандра, амбистома), бесхвостые (жаба, лягушка) и безногие (рыбозмей, червяг). В обычной среде чаще встречаются лягушки и жабы.
    2. Пресмыкающиеся произошли от земноводных. Именно пресмыкающимися были самые крупные животные, которые жили на Земле — динозавры. Они на протяжении 150 миллионов лет доминировали среди других животных, пока господствующее место не заняли млекопитающие. Сейчас известно около 9000 видов пресмыкающихся, которые наделены более высоким уровнем развития по сравнению с земноводными.

    У рептилий и амфибий нет своей постоянной температуры тела, она изменяется в зависимости от окружающей среды. При понижении до +10−12 градусов животные становятся вялыми, прекращают добывать себе пищу, а при дальнейшем похолодании замирают и впадают в спячку. При минусовых температурах погибают: рептилии при -3−4 градусах, амфибии при -1−1,5 градусах. Однако некоторые виды земноводных способны вновь оживать после продолжительного пересыхания или замораживания. Представители обоих классов питаются животной пищей — чаще беспозвоночными, а иногда и мелкими позвоночными, заглатывая их целиком.

    И те и другие предпочитают местности с тёплым климатом. Но амфибий можно встретить в местах повышенной влажности или вблизи водоёмов, так как их развитие происходит только в воде. Рептилии, наоборот, обитают в сухих и более жарких местностях. Разные условия ареалов отразились на строении организмов земноводных и пресмыкающихся, отличий между которыми довольно много.

    Класс Земноводные

    Это немногочисленная группа, которая относятся к простейшим позвоночным животным. Одни из них постоянно обитают в воде, другие — только в период размножения. При неблагоприятных условиях окружающей среды наземные виды могут вести водный образ жизни. Признаки земноводных:

    1. Строение органов и физиология. У амфибий позвоночник включает 4 отдела, у бесхвостых видов рёбер нет. Вкусовые рецепторы развиты очень слабо, зато наделены острым обонянием. Сложная выделительная система задерживает в организме воду, чтобы тело амфибий постоянно оставалось влажным.
    2. Размножение. Большинство представителей класса, как и их древние предки рыбы, мечут икру в воду или влажные норы, где проходит процесс оплодотворения и развитие личинок. В этот период земноводные привязаны к водоемам — им приходится возвращаться или искать близлежащие лужи, чтобы отложить склеенную слизью икру.
    3. Кожный покров. Кожа амфибий гладкая влажная и скользкая. Она сплошь пронизана железами, вырабатывающими нередко ядовитую слизь для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и врагов. Существуют безвредные земноводные, которые способны имитировать отпугивающий яркий окрас ядовитых лягушек и жаб.
    4. Органы дыхания. К дыхательной системе амфибий относятся: лёгкие, кожа, слизистая рта и глотки (вспомогательные дыхательные органы) и жабры (у некоторых водных обитателей и у головастиков).
    5. Рацион. Пища земноводных довольно однообразна. В основном они питаются мелкими беспозвоночными: насекомыми и их личинками, червями, улитками, многоножками, пауками, ракообразными. Водные виды охотятся на мальков рыб, а самые крупные из них покушаются на себе подобных и их личинки, птенцов водоплавающих птиц, некрупных грызунов. Безногие (червяги), зарывающиеся в землю, питаются почвенными беспозвоночными, а некоторые виды селятся в термитниках и муравейниках, поедая их обитателей.
    6. Жизненный цикл. В естественных условиях земноводные живут недолго — в среднем 6−8 лет, тритоны — до 3 лет.

    Когда земноводные находятся в стадии личинок, они больше похожи на рыб. Они дышат при помощи жабр, имеют плавникообразные конечности. Кровеносная система включает в себя двухкамерное сердце и только один большой круг кровообращения. Определённые виды способны жить в морской воде. Также есть амфибии, которые могут регенерировать потерянные конечности.

    Пресмыкающиеся животные

    Рептилии наделены как чертами развитых позвоночных животных, так и примитивных земноводных. Малоподвижность иногда прерывается очень быстрыми и резкими движениями и бросками. Признаки рептилий, отличающие их от амфибий:

    1. Позвоночник состоит из пяти отделов. Более развитый скелет и мускулатура, если сравнивать с земноводными. Имеются рёбра, грудина и грудная клетка, зачатки коры больших полушарий мозга, более развиты мозжечок и органы чувств. Благодаря этому они уверенно ориентируются в окружающей среде и добывают пищу, чувствуют тепло и легко определяют источник. Способны регулировать собственную температуру тела, перемещаясь на солнце или в тень. Чтобы согреться, меняют окрас на более тёмный. Для охлаждения светлеют. У рептилий острее зрение и слух.
    2. Рептилии являются разнополыми животными. Общая особенность для большинства пресмыкающихся — внутреннее оплодотворение. Отдельные виды класса выводят потомство путём откладывания яиц, из которых появляются на свет уменьшенные копии своих родителей.
    3. Кожа пресмыкающихся всегда сухая. Она состоит из прочных чешуй, плотно покрывающих тело. Чешуя препятствует потере влаги и этим защищает тело от пересыхания в жарком климате, поэтому змеи и ящерицы вполне комфортно живут в пустынях. Животные линяют — через определённое время сбрасывают кожу, сдерживающую рост тела. У черепах чешуя преобразовалась в прочный панцирь для защиты от быстрых опасных врагов.
    4. Дышат пресмыкающиеся лёгкими, которые имеют сложное строение, но не могут «дышать кожей», как амфибии, так как препятствуют роговые чешуйки.
    5. Рацион у рептилий намного богаче. Они могут быть как насекомоядными, так и плотоядными. Питаются рыбой, водорослями, птицей и их яйцами, грызунами. Крокодилы и вараны охотятся на травоядных млекопитающих — косуль, антилоп и буйволов. Зафиксированы случаи нападения комодских варанов даже на детей. Некоторые виды рептилий ядовиты и перед тем, как съесть жертву, кусают и вводят в её тело яд. Хищниками являются змеи, крокодилы и некоторые ящерицы. Черепахи довольствуются травой, молодыми побегами, листьями и ягодами.

    Рептилии — настоящие долгожители животного мира. Сухопутные черепахи иногда доживают до 200 лет, крокодилы — до 80, змеи, игуаны и вараны — до 50 лет.

    Польза и вред амфибий

    Земноводные могут быть очень полезными для человека, так как питаются большим количеством различных насекомых, которые являются вредителями для сельскохозяйственных культур. Эти паразиты уничтожают урожай на домашних огородах и полях. Пресмыкающиеся выступают в качестве ограничителя численности вредных насекомых.

    Полезная деятельность животных увеличивается там, где есть большая их популяция. Это отчетливо видно на примере лягушек. Они не только поедают насекомых, но ещё и сами выступают в роли корма для многих видов рыб, птиц, некоторых млекопитающих. Кроме этого, лягушек используют для лабораторных опытов.

    Земноводные являются одним из очень важных звеньев в пищевых цепочках. Они формируют структуру биосферы не меньше, чем насекомые.

    Но они могут быть и вредны для человека. В определенных регионах, где производится искусственное разведение рыбы, лягушки поедают мальков. Объемы потерь могут доходить до 50% от общего количества молодняка. Они уничтожают и ценные породы рыб, например, лосося, осетра. В условиях изобилия пищи лягушки очень быстро размножаются, из-за чего потери ещё больше увеличиваются, так как головастики становятся конкурентами мальков в борьбе за корм.

    Отличия и выводы

    У амфибий и рептилий существует много общих черт, но особенностей, свойственных только конкретному классу, гораздо больше. Для удобства они сведены в таблицу, по которой легко отследить, чем отличаются земноводные от пресмыкающихся:

    Разделы Земноводные Пресмыкающиеся
    Происхождение От рыб и животных, обитавших в воде. От сухопутных динозавров.
    Размножение Оплодотворение наружное. В водоёмах с пресной водой мечут икру, из которой вскоре появляются головастики с жабрами и хвостом. Проходят ряд метаморфоз, прежде чем стать похожими на взрослых особей. Оплодотворение внутреннее. Некоторые из видов откладывают яйца, другие являются живородящими. Детёныши рождаются полноценно развитыми.
    Органы дыхания Рождаются в водной среде с жабрами, которые трансформируются в лёгкие. Дополнительно кислород получают через кожу. Рождаются с уже полноценными лёгкими. Не имеют возможности дышать через кожу.
    Кожный покров Кожа гладкая и влажная из-за слизи. Кожа чешуйчатая, периодически линяет.
    Строение организма Примитивное строение мозга и органов чувств. Позвоночник включает 4 отдела. Органы более развиты. Позвоночных отделов — 5.
    Ареал обитания Вблизи водоёмов и во влажных местах. Могут существовать в холодных условиях, даже замерзать Предпочитают сухие и жаркие места. При холоде погибают. Некоторые виды живут в солёных водоёмах (морские змеи, черепахи).
    Рацион Поедают преимущественно беспозвоночных. Плотоядны, некоторые виды поедают растительность.
    Продолжительность жизни Живут недолго Живут значительно дольше

    Как видно из таблицы, разница между классами существенная. Пресмыкающиеся гораздо лучше адаптированы к жизни на суше и представляют собой более сложные и развитые организмы по сравнению с земноводными. Зато в воде амфибиям нет равных — они ловкие, быстрые, имеют способность отлично приспосабливаться, чтобы выжить в сложных условиях окружающего мира.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: