Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения - OXFORDST.RU

Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения

Рациональное использование и охрана земельных ресурсов

Здоровье человека зависит от состояния окружающей среды. Возникающие экологические проблемы инициируют внедрение государственных программ по охране земельных ресурсов. Регулирование осуществляется на законодательном уровне, но личный вклад каждого человека в защиту природы неоценимо высок.

Охрана земель и окружающей среды

«Земельный ресурс» – понятие, более широкое, чем «почва». Он характеризует как рельеф, так и климатические условия, особенности животного, растительного мира, водные объектами. В ходе жизнедеятельности человек строит предприятия, выращивает скот, занимается земледелием, создает лесные хозяйства, заповедники. Это ухудшает состояние окружающей среды. Нерациональное обращение с отходами, их накопление загрязняет поверхностный слой грунта, водоносные горизонты. Неконтролируемая добыча полезных ископаемых ведет к истощению слоев земной коры, изменению рельефа. Уничтожение растительности сдвигает природное равновесие в биоценозах.

Задача мероприятий по охране окружающей среды – предупредить такие последствия. Правомерность использования природных ресурсов регулирует законодательство. Нормативным регулирующим документом является ГОСТ 26640-85. Существуют профильные регламенты по рациональному использованию природы:

  • Водных ресурсов,
  • Атмосферного воздуха,
  • Недр земли,
  • Животного, растительного миров.

Законодательное регулирование охраны земель

Земельный кодекс РФ – документ, регулирующий узаконивание пользования ресурсами. Он регламентирует процессы рационального использования и защиты всего, что связано с землей. Во избежание неправомерного использования природных объектов и недопущения ухудшения состояния окружающей среды, функционирует государственное управление земельными ресурсами. Оно устанавливает четкие нормативные регламенты, инструкции, определяет механизмы их исполнения. Для каждого участвующего в земельных отношениях юридического или физического лица существуют обязанности и права, а между контролирующими инстанциями распределены их полномочия. Так обеспечивается «правовая охрана земельного ресурса».

Задачами государственного управления отношениями являются:

  • разработка комплексных программ, включающих меры по минимизации негативного влияния на окружающую среду;
  • четкий контроль, надзор за использованием ресурсов;
  • проведение мониторинга состояния почвы.

Построение земельных отношений на местном уровне базируется на особенностях каждого региона, учитывает характеристику промышленности, образ жизни людей.

Не исключаются из системы охраны земельных ресурсов индивидуальные собственники земли и те, кто ею пользуется.

Охрана земель и государственный контроль

Государство активно занимается сохранением благополучия экологии и охраной земель. При нарушении норм государственные инспекторы вправе принимать административные меры, а также направлять дела в суд. Наказание за такие нарушения предусмотрены в «Кодексе РФ об административных правонарушениях».

Существует муниципальный земельный контроль. Осуществляют его органы местного самоуправления городов, районов. Предметом контроля являются объекты, расположенные на соответствующей территории. Крайне важен общественный контроль пользования землей. Небезразличные к судьбе природы граждане объединяются в некоммерческие, негосударственные организации. Они ставят перед собой задачу своевременно выявлять, доводить до сведения официальных органов земельные нарушения.

Объективным источником информации являются результаты земельного мониторинга, включающего:

  • лабораторные исследования качества, безопасности земельного ресурса;
  • результаты научного прогнозирования;
  • выявление «сигнальных моментов».

Цели и содержание охраны земель

Определяемые Земельным Законом действия имеют своей целью предотвратить загрязнения, уничтожение природного ресурса, свести к минимуму необратимые процессы. Только обеспечив рациональное использование почв, будет обеспечен баланс между первичным и вторичным их состоянием. Для этого необходимо:

  • восстанавливать химический состав почв после использования;
  • защищать земли от эрозий, деструкций, радиоактивного, химического загрязнения;
  • обеспечивать мелиорацию;
  • ликвидировать последствия человеческой деятельности.

Уполномоченные для контроля структуры ведут надзор за целевой разработкой участков, проведением на них оздоровительных мероприятий, восстановлением плодородия. Значение имеет защита охранных зон, водозаборов. Нарушение правил содержания ведут к сдвигу экологического равновесия, ухудшению состояния здоровья людей.

Охрана сельскохозяйственных земель и лесного фонда

Земли, используемые для сельского хозяйства или занимаемые лесным фондом, составляют предмет контроля государства. Забота о недопущении потери ими плодородия, поддержание экологического равновесия, необходимость охраны от незаконного использования – вот далеко неполный перечень задач соответствующей политики государства. Пути сохранения, улучшения земельных ресурсов:

  • Мелиорация,
  • Рекультивация,
  • Выявление эрозии, опустынивания, засоления почв, движения песков.

Аналогичные разделы работы определены для лесного фонда.

В РФ сегодня есть факторы, негативно влияющие на состояние окружающей среды. Это дегидратация почвы, очаги возгорания, добыча полезных ископаемых. Негативно влияют расширение транспортной инфраструктуры, сложности с финансированием очистительных конструкций, урбанизация территорий. Только совместными усилиями восстанавливается природное благополучие, избежать глобальных экологических проблем.

Почему почву надо охранять, мероприятия направленные на охрану почвенных ресурсов

Виды, факторы и последствия деградации почв

Виды, причины, последствия и борьба с эрозией почвы

Причины и последствия опустынивания

Закон об охране окружающей среды РФ

Мероприятия по охране атмосферного воздуха

Понятие и виды экологического нормирования

Обезлесение – глобальная экологическая проблема

Как защитить воду и предотвратить ее загрязнение?

Химические загрязнения среды и здоровье человека

Способы и последствия осушения болот

Загрязнение почвы химическими веществами: последствия и охрана

21. Земельные ресурсы, их использование и охрана.

Земля-важнейшая часть окружающей природной среды, которая характеризуется пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, водами и является главным средством производства сельского и лесного хозяйства, а также выступает пространственным базисом для размещения всех отраслей народного хозяйства.

Под земельными ресурсами понимаются земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природным историческим признакам. Земельные ресурсы могут рассматриваться как: ресурсы пахотных земель, ресурсы всех сельскохозяйственных угодий. Земельные ресурсы-территориальные ресурсы.

Почва — одна из составных частей окружающей человека среды. Она является важнейшим условием существования и воспроизводства сменяющих друг друга человеческих поколений, главное средство производства в сельском хозяйстве. В современных условиях она испытывает все возрастающее антропогенное воздействие. Следствием неразумного использования почвы являются усиление эрозионных процессов и высокий уровень загрязнения. В результате эрозии ежегодно теряется 200 т/га почвенного материала. Только за счет атмосферных выбросов в почву поступает 350 кг/га вредных веществ в год. Загрязнение почвы оказывает влияние на растительность, поверхностные и грунтовые воды. В современных условиях возрастает актуальность оптимального землепользования в целях сохранения почвенного плодородия, предотвращения загрязнения почвы.

Земельные ресурсы является основой и предпосылкой создания всех материальных благ. Земля-необходимое условие существования человеческого общества. Однако роль земельных ресурсов в сферах производственной деятельности человека может значительно отличаться. Здесь решающее значение имеют такие характеристики как пространство и рельеф. В добывающей промышленности рельеф не имеет значения, но особую роль играют недра.

В соответствии с целевым назначением все земли подразделяются на: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земли природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

К землям природоохранного, рекреационного и оздоровительного назначения относятся земли заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов, курортов и других объектов аналогичного назначения. Землями лесного фонда признаются земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства. К землям водного фонда относятся земли, занятые водоемами, гидротехническими, водохозяйственными сооружениями, а также полосы отвода по берегам водоемов. Землями запаса являются все земли, не предоставленные во владение и долгосрочное пользование. Земли запаса предназначаются для предоставления во владение, пользование и аренду.

Охрана земель — это совокупность предусмотренных нормами права организационных, экологических, экономических и иных мер, направленных на сохранение, восстановление и улучшение качества земель всех категорий как составной и неотъемлемой части окружающей среды в интересах обеспечения ее благоприятного состояния. Общими целями охраны земель являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной и иной деятельности.

Читайте также  Лицензирование и сертификация

Основные мероприятия по улучшению использования и охраны земель:

сохранение и улучшение земель в самом сельскохозяйственном производстве (мелиорация земель, внесение удобрений, борьба с эрозией, создание полезащитных лесополос и т.д.);

ограничение изъятия земель из сельскохозяйственного оборота под горнодобывающие предприятия, строительство водохранилищ, расширение городов, строительство дорог и т.д.;

поиск и использование свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.

Почвозащитные мероприятия на сельскохозяйственных землях.

Система почвозащитных мероприятий базируется на совокупности агротехнических, агрохимических, агрофизических и специальных действий на основе проектов внутрихозяйственного землеустройства с противоэрозионной организацией территории.

Агротехнические приемы являются ведущими в комплексе почвозащитных мероприятий. К ним относятся создание почвозащитных севооборотов, поясное размещение культур, буферных полос, гребневых террас, промежуточных и совмещенных посевов, кулис, мульчирование, противоэрозионная обработка почв и т.д.

Агрохимические приемы в первую очередь предусматривают, особенно на склоновых и эродированных землях, увеличение норм внесения всех видов органических, некоторых минеральных (азотных, фосфорных, калийных), а также бактериальных удобрений, мелиорирующих добавок и микроудобрений. Установлено, что эффективность использования всех этих веществ на смытых почвах выше, чем на несмытых (Таблица 3).

Действенный агрохимический прием увеличения плодородия эродированных почв и защиты их от эрозии, особенно на смытых почвах, — возделывание на них культур на зеленое удобрение. В разных зонтах России для этого используют однолетний и многолетний люпин, люцерну, клевер), кормовые бобы, горчицу белую, вику и др. Эффект достигается три запашке зеленой массы, когда повышается водопроницаемость и влагоемкость почв, усиливаются микробиологические процессы, улучшаются агрофизические свойства земель.

Агрофизические приемы ориентированы прежде всего на обработку почвы полимерами — структурообразователями типа полиакриламида и полимерных пен.

Специальные приемы практикуют для задержания снега и регулирования снеготаяния. К ним в первую очередь относятся валкование и полосные прикатывание и зачернение снега; задержание его с помощью кулис, щитов и др. Задачи задержания и регулирования поверхностного стока талых и ливневых вод, снижения эрозии почв решают также мелиоративные мероприятия. Они предусматривают оптимизацию влажности земель путем их осушения и увлажнения (гидромелиорация), создание защитных лесных насаждений (гидролесомелиорация) и пр.

Определение земельных ресурсов и их применение

Земельные ресурсы относятся к основным исчерпаемым ресурсам, без которых существование человека невозможно. Земельные ресурсы имеют свои характеристики и состав, а деятельность любого государства, в первую очередь, направлена на эффективное управление ними и охрану от негативного воздействия природных факторов и от последствий деятельности человека.

  1. Базовые понятия
  2. Как распределяются ресурсы?
  3. Как оцениваются земельные ресурсы?
  4. Охрана ресурсов
  5. Управление земельными ресурсами
  6. Земельные ресурсы России
  7. Видео-презентация

Базовые понятия

Земельными ресурсами являются те виды ресурсов, которые не созданы искусственным путем и не имеют фиксированной цены. Эта часть земельного фонда предназначена для использования в народном хозяйстве. К ним относится поверхность земли, которая пригодна для проживания людей, строительства и ведения хозяйства. В характеристике ресурсов участвуют такие особенности как рельеф или состав почвы.

Земельный фонд любой страны – это соотношение полей, используемых для пастбищ, сельского хозяйства, промышлености или засаженных лесами.

Говоря о планете в целом, можно отметить, что около трети земельного фонда – земли, относящиеся к сельскому хозяйству, используемые для посева и роста. Стоит отметить, что около ¾ земли имеет пониженный уровень продуктивности, что связано с климатическими условиями. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, многолетние насаждения, луга и пастбища.

В земельный фонд также входят пустыни и высокогорья, которые являются неудобными землями. К другим видам подобных ресурсов можно отнести следующие земли:

  • промышленные;
  • под жилые фонды городов и населенных пунктов;
  • энергетики;
  • зоны связи и радиовещания;
  • зоны специального назначения.

Говоря о процентном соотношении структуры земельных ресурсов, можно выделить следующие соотношения:

  1. Обрабатываемые земли – 11 %
  2. Луга и места для пастбища – 23-25%
  3. Леса и лесопосадки – 31%
  4. Города и другие населенные пункты – 2%
  5. Земли с низким уровнем продуктивности – 31%

Важно отметить, что в зависимости от площади земли на одного человека определяется Земельный фонд мира. Так, на жителя Азии и Европы отводится около 1 гектара земли, в то время на жителя Австралии – 37 гектаров. При этом качество земли определяется плотностью населения. Наиболее плодородными признаны целинные земли, а измотанными – земли, где проживает больше всего людей.

Как распределяются ресурсы?

Каждый день человечество употребляет пищи, равной 37 млн. тонн пшеницы. При этом должно учитываться, что ежегодно прирост составляет около 70 млн. человек, поэтому ежегодно сельскохозяйственное производство должно прирастать на 24 млн. тонн. Чтобы это стало возможным, необходимо гарантировать эффективное распределение земельных ресурсов по следующим критериям:

  • Почвы, которые имеют худшее плодородие или оно вовсе отсутствует, используются для размещения промышленных предприятий.
  • Почвы, которые отличаются высоким качеством плодородия, отводятся для размещения сельскохозяйственных предприятий.
  • Для энергетики необходимо выделять отдельные земли, расположенные далеко от плодородных земельных ресурсов, поскольку в результате производства электроэнергии определенным образом загрязняется окружающая среда.

Стоит отметить, что многие города расположены на плодородных землях, поскольку ранее городские территории состояли из частных домов с приусадебными участками, а не из многоэтажек.

Как оцениваются земельные ресурсы?

При оценке почвенных ресурсов той или иной местности используют следующие основные показатели:

  1. Размер угодий, который измеряется в га или кв. км.
  2. Продуктивность, которая определяется как объем полезной продукции, получаемой с единицы угодья за год. Измеряется в т/га, м. куб/га.
  3. Качество земли, то есть ее пригодность для определенного использования – ведения сельского хозяйства, строительства, добычи полезных ископаемых.
  4. Обеспеченность государства земельными угодьями. То есть, средний размер площади, приходящийся на человека.

Охрана ресурсов

Земельные ресурсы имеют тенденцию к сокращению. Это связано с тем, что продуктивные земли часто отводятся не только под ведение сельского хозяйства, но и под строительство или горную промышленность, затопляются при возведении водохранилищ.

Существенно влияет на земельные ресурсы и урбанизация. Неправильное использование почвы приводит к ее деградации.

К основным причинам сокращения продуктивного фонда земельных ресурсов относится:

  • эрозия почвы;
  • образование рытвин;
  • промоины;
  • овраги;
  • засоление и заболачивание почв;
  • опустынивание;
  • истощение плодородного слоя почвы.

Для сохранения земельных ресурсов, каждое государство принимает ряд мер, направленных на охрану почв. Сюда относится:

  1. Мониторинг земель.
  2. Составление государственного кадастра и его соблюдение.
  3. Защита почв от эрозий и солей.
  4. Защита от заболачивания и подтопления.
  5. Рекультивация земель.
  6. Установление особых режимов пользования для ряда участков, которые относятся к природоохранным или историко-культурным.

Управление земельными ресурсами

Оно входит в число основных направлений в деятельности государства и направленно непосредственно на охрану земельного фонда и обеспечение его рационального использования. Основные виды управления и их функции закрепляются с помощью нормативных актов.

К основным видам управления ресурсами относятся:

  1. Создание и ведение государственного кадастра.
  2. Предоставление земель как физическим, так и юридическим лицам для осуществления определенной деятельности.
  3. Охрана права граждан на пользование землей, а также права на собственность.
  4. Планирование использования имеющихся в распоряжении государства земельных ресурсов.
  5. Постоянный мониторинг земель.
  6. Контроль над соблюдением земельного законодательства.

Земельные ресурсы России

Земельный фонд РФ состоит из 1700 млн. гектаров, распределение которых произведено следующим образом:

  • 64 млн. га – пашни и пастбища;
  • 20-23 млн. – города и населенные пункты;
  • Остальное – лесные зоны и водное хозяйство.

Основная часть земельного фонда РФ расположена в тайге и тундре, то есть не в самых благоприятных условиях. Пахотные земли не перечисляются к землям лесного хозяйства, поскольку ведется политика защиты лесов.

Несмотря на то, что почвенные ресурсы велики, они отличаются низким качеством для посева. Основная причина непродуктивности данных ресурсов – неправильное их применение, причем сельское хозяйство развивается за счет того, что увеличивается площадь засева. В городах же земля используется максимально продуктивно, застраиваясь многоэтажками и предприятиями.

Читайте также  Искусство древней Греции, Крит

Видео-презентация

Более детально о земельных ресурсах, их основных характеристиках и деятельности государства, направленной на защиту и охрану земель, вы можете узнать из видео:

Земельные ресурсы – наиболее значимые исчерпаемые ресурсы. Одна из главных задач не только государства, но и граждан – защита земель и почвы от загрязнения, истощения и эрозии, так как именно наличие плодородных, продуктивных земель – залог высокого уровня жизни людей, их здоровья.

Лекция 8. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

Лекция 8. Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

8.2. Правовые меры охраны земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения, истощения, нерационального использования

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля является особо важным природным объектом, обладающим своей спецификой и оказывающим влияние и на другие природные объекты.

Правовая охрана земель – это система закрепленных законом мер, направленных на обеспечение рационального использования земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от истощения и разрушения.

Цели охраны земель:

1) предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;

2) обеспечить улучшение и восстановление земель.

При этом основным объектом охраны являются земли сельскохозяйственного назначения.

Землями сельскохозяйственного назначения (в соответствие со ст.77 Земельного кодекса РФ) – это земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются:

– земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Правовые меры охраны земель сельскохозяйственного назначения подразделяются на их защиту от загрязнения, истощения и нерационального использования.

Загрязнение – изменение содержания химических соединений и радиоактивных элементов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду и плодородие земель с/х назначения.

Захламление – размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.).

Нерациональное использование – экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей природной среды, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии.

Правовое регулирование охраны земель сельскохозяйственного назначения осуществляется главой II Земельного кодекса РФ, где закрепляются цели и содержание охраны земель.

Основными направлениями охраны земель являются:

В соответствии с Постановлением Правительства от 02.10.2002 № 830 «Об утверждении положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота» консервация земель с изъятием их из оборота производится в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий.

При этом допускается консервация земель, которые подверглись негативным (вредным) воздействиям, в том числе:

а) земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно – растительным покровом;

б) земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

в) земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Рекультивация земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей.

В соответствии с Приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель – комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Нарушенные земли – земли, утратившие свою хозяйственную ценность или являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покрова, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

Рекультивация осуществляется последовательно в два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап).

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Рекультивации подлежат земли, нарушенные при:

– разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземных способом, а также добыче торфа;

– прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова;

– ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений;

– складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов;

– строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.);

– ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы;

– проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.

Постановлением Правительства РФ от 23.02.1994 № 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» установлено, что рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении всех видов строительных, геолого-разведочных, мелиоративных, и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, а также при складировании, захоронении отходов, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.

Земельные ресурсы и охрана земель от загрязнения

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 27 декабря 1993 года N 04-25

КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ

от 27 декабря 1993 года N 61-5678

О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами

Минприроды России направляет «Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами».

Указанный нормативный документ предназначен для определения размеров денежных средств, которые должны взыскиваться по искам органов Минприроды России и Роскомзема с виновных юридических и физических лиц в возмещение нанесенного ими ущерба в результате загрязнения земель химическими веществами.

Просим довести упомянутый документ до сведения соответствующих организаций и учреждений.

Заместитель Министра
Минприроды РФ
А.М.Амирханов

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Комитета Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству
10 ноября 1993 года
Н.В.Комов

Министр охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской Федерации
В.И.Данилов-Данильян
18 ноября 1993 года

Читайте также  Обычаи и традиции русского народа

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения
земель химическими веществами

1. Область применения

Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами устанавливает правила расчета платы в возмещение ущерба, причиненного загрязнением земель (почв) химическими веществами (далее — загрязнение земель), включая загрязнение земель несанкционированными свалками промышленных, бытовых и других отходов, и распространяется на любые земли, независимо от их местоположения и форм собственности.

Настоящий документ подлежит применению органами Минприроды России, Роскомзема и Госкомсанэпиднадзора России.

2. Общие положения

2.1. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами разработан в соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и утвержден Минприроды России и Роскомземом по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами* на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555 «Об утверждении Положения о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными, промышленными отходами и радиоактивными веществами» и от 17 августа 1992 года N 594 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель».
________________
* Настоящий документ одобрен Министерством юстиции Российской Федерации и не нуждается в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 13 декабря 1993 года N 06-09/610.

2.2. Дополнения и изменения в настоящий документ вносятся Минприроды России и Роскомземом по предложениям Минсельхоза России, Госкомсанэпиднадзора России и других заинтересованных министерств и ведомств.

2.3. Выявление загрязненных земель и определение степени их загрязнения осуществляются в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными или разрешенными для применения Минприроды России и Роскомземом согласно приложению 1.

2.4. Территориальные органы Минприроды России и Роскомзема в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге имеют право принимать решения об уменьшении размеров выплат в возмещение ущерба от загрязнения земель, нанесенного юридическими и физическими лицами, с учетом их обязательств о выполнении в установленные сроки мероприятий по восстановлению загрязненных земель и устранению их дальнейшего загрязнения.

2.5. Сумма ущерба от загрязнения земель взимается с предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, на которой они основаны, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц, и граждан (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555). Форма акта о загрязнении земель представлена в приложении 2.

2.6. Иски по возмещению ущерба за загрязнение земель химическими веществами составляются и предъявляются виновным юридическим и физическим лицам органами системы Минприроды России и Роскомзема (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555). При наличии нескольких виновных в загрязнении земель иски предъявляются в соответствии с долевым участием в причинении ущерба каждого виновного.

2.7. Выплаты по искам за загрязнение земель не освобождают виновных от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафов и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законами РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Земельным кодексом РСФСР и другими законодательными актами Российской Федерации.

2.8. Средства по указанным искам направляются в государственные внебюджетные экологические фонды (в соответствии с Положением о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года N 555, а также с Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды, утвержденным Минприроды России 21 декабря 1992 года N 04-04/72-6344 и Минфином России от 22 декабря 1992 года N 9-5-12. При отказе виновных юридических и физических лиц от возмещения ущерба по искам необходимые средства взыскиваются в судебном порядке.

2.9. Средства, взыскиваемые с виновных юридических и физических лиц в возмещение ущерба, нанесенного ими в результате загрязнения земель химическими веществами, рекомендуется использовать для осуществления мероприятий по консервации загрязненных земель, выполнению специальных режимов их использования, восстановлению загрязненных земель, устранению дальнейшего их загрязнения, для возмещения убытков и вреда, причиненного в результате ухудшения качества земель и ограничения их использования, возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также на проведение обследований по выявлению загрязненных земель и лабораторных анализов по определению степени их загрязнения.

2.10. Площади, глубина загрязнения земель и концентрация химических веществ определяются на основании материалов по обследованию земель и лабораторных анализов, проведенных на основании соответствующих нормативных и методических документов, утвержденных или разрешенных для применения Минприроды России и Роскомземом.

Ущерб от загрязнения определяется:

при произведенном загрязнении земель (выбросами и сбросами загрязняющих веществ) — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов по сравнению с данными предыдущих обследований и анализов;

при нарушении технологий и регламентов применения пестицидов и других агрохимикатов, несоблюдении природоохранных требований при их хранении, транспортировке и проведении погрузочно-разгрузочных работ, загрязнении земель при авариях, залповых сбросах и выбросах — на основе данных обследований земель и лабораторных анализов;

при захламлении земель несанкционированными свалками отходов — на основе данных об объеме (массе) отходов и степени их опасности.

Лабораторные анализы проводятся в химических лабораториях специализированных инспекций аналитического контроля территориальных природоохранных органов системы Минприроды России, Госкомсанэпиднадзора России, землеустроительной службы системы Роскомзема, гидрометеослужбы системы Росгидромета, агрохимслужбы системы Минсельхоза России и в других аккредитованных химических лабораториях. В случаях загрязнения земель при авариях, залповых сбросах и выбросах и захламлении земель несанкционированными свалками отходов полевые обследования и лабораторные анализы проводятся за счет виновных в загрязнении земель.

2.11. При расчете размеров ущерба от загрязнения земель стоимостные показатели определяются в соответствии с приложениями 3, 4 и табл.10 и уточняются на основе данных государственной статистики о поквартальной индексации цен.

2.12. Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости на территории Российской Федерации (табл.6) вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого загрязняющими веществами на земли.

Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости могут быть увеличены решениями органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга по представлению соответствующих территориальных органов Минприроды России и Роскомзема следующим образом:

в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях государственных природных заповедников, национальных природных парков и других особо охраняемых природных территориях, эколого-курортных регионах, а также на территориях, по которым заключены международные конвенции, — не более, чем в 2 раза;

в городах и населенных пунктах — не более, чем в 1,5 раза.

3. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель химическими веществами

3.1. Размеры ущерба от загрязнения земель определяются исходя из затрат на проведение полного объема работ по очистке загрязненных земель. В случае невозможности оценить указанные затраты, размеры ущерба от загрязнения земель рассчитываются по следующей формуле:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: