Замки Луары: Блуа - OXFORDST.RU

Замки Луары: Блуа

Средневековый город Блуа и его королевский замок

10-ый отчет. (О путешествии по Франции), начало отчетов — ЗДЕСЬ.

В предыдущем отзыве, я рассказал о начале самостоятельной поездке из Парижа на один день в долину реки Луары, с целью осмотреть три замка, о чем можно прочитать — здесь- » Самостоятельно по замкам Луары — Шамбор и Шеверни.»

Осмотрев замок Шеверни и пообедав в маленькой деревни Шеверни, в небольшом ресторанчике, я пришел на остановку автобуса (возле церкви -на фото) и на которую нас и привезли в Шеверни.

-В 14.46 мы выехали на автобусе из Шеверни и направились в замок Блуа и для этого нам надо было переехать на другую сторону реки Луары. Ехать всего — 36 минут.

-Замок Блуа — самый крупный из всех замков Луары и это можно понять вот по этому северному фасаду (на фото внизу) , где и остановился автобус. Замок находится непосредственно в центре города Блуа, на правом берегу Луары и является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

-Замок Блуа — это любимая резиденция французских королей — Людовика Двенадцатого и Франциска Первого, которые правили в конце 15- начале 16 века.

-Билет в замок Блуа стоил мне — 6,5 евро, с учетом автобусной скидки. На входе видим изображение на коне короля Людовика Двенадцатого.

-Замок Блуа упомянут был в 9 веке. В течении 250 лет графы, луа сохраняли в неприкосновенности свои феодальные владения, прибавив к ним еще и важную провинцию -Шампань.

В 1230 году достояние семейства Блуа, перешло к семейству де Шатийон, которое продолжило перестройку замка Блуа.

-Летописец 14 века Фруассар отметил, что Блуа был одним из самых прелестных мест королевства Франции.

Ги де Шантийон в 1391 году продал замок Блуа — герцогу Луи Орлеанскому, которому в то бурное и неспокойное время нужна была солидная стратегическая база.

В ночь с 7 на 8 апреля 1490 года в замок Блуа прескакало несколько вестников — скончался бездетный король — Карл Восьмой и это означало, что Луи Орлеанский, стал королем Франции — Людовиком Двенадцатым. Он остался верен своему замку Блуа и продолжил его строительство на новом уровне.

Со стороны главного входа — флигель фланкирован двумя башнями с винтовыми лестницами (на верхнем фото)

-Людовик Двенадцатый скончался в 1515 году, не оставив наследников и на трон взошел- его кузен — Франциск Первый. В том же году началась перестройка дворца, длившаяся до 1524 года.

-Позднее замок стал сценой празднеств, романсов, драм и интриг времен Генриха Второго и Екатерины Медичи, и трех королей, их детей — особенно Генриха Третьяго. В 1577 году он собрал Генеральные штаты в Большом зале замка Блуа, договориться не удалось и продолжилась война против гугенотов.

-С 1616 года по 1619 год в замке Блуа под домашним арестом жила королева -мать Мария Медичи, здесь же она и умерла.

-В 1638 году в замке Блуа родился король Людовик 14-ый (Король-Солнце) и после этого все работы по перестройству замка были прекращены. Фактически замок оказался заброшен.

-Замок Блуа открыт круглогодично. В зимние время с 09.00- до 17.30, а летом с 09.00- 19.00.

Замок Блуа

Замок Блуа (château de Blois) расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) — в самом центре города Блуа. Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла […]

Замок Блуа (château de Blois) расположен в долине Луары (châteaux de la Loire) — в самом центре города Блуа. Дворец Блуа в прошлом был любимой резиденцией королей Франции. Его история тесно переплетается с историей французских королевских домов, а по его архитектуре можно проследить развитие замковой архитектуры Франции – от средневековой готики до классицизма. Четыре крыла замка наглядно демонстрируют четыре исторические эпохи.

В X веке город Блуа вместе с его окрестностями были владениями семейства графов Блуа. Именно в X веке здесь была воздвигнута первая крепость. Два века спустя её перестроили. В XIV веке крепость купил брат Карла VI – Людовик Орлеанский. В замке жил его сын Карл. Снова замок Блуа подвергся перестройке. После неё сохранились только круглая башня Фуа – остаток оборонительных сооружений, и готический Парадный зал (La salle des Etats), построенный в 1220 году. Этот зал считается самым старым Государственным залом Франции.

В 1498 году внук Людовика Орлеанского стал королём. В этот период и было построено крыло Людовика XII, которое принадлежит к стилю поздней готики с некоторыми декоративными элементами архитектуры Возрождения. В его облике сочетаются черты европейской архитектуры с итальянскими орнаментами. Король стал жить в Блуа и замок получил статус королевской резиденции.

В 1515 году королём Франции стал Франциск I – муж дочери Людовика XII. Новый король начал возводить собственное крыло дворца в стиле итальянского Возрождения. В архитектуре крыла Франсиска I использовалась резьба по камню, впервые сооружались окна, обрамлённые пилястрами, винтовые лестницы. Проект наружной ажурной лестницы придумал Леонардо Да Винчи. Ренессансное крыло замка Блуа так и осталось недостроенным. После смерти королевы в 1524 году, королевский двор перебрался в Фонтенбло, а замок использовали для торжественных приёмов.

После того, как умер Франциск I, во дворце Блуа жили его внуки. В 1610 г. здесь жила Мария Медичи — вдова Генриха IV. Сын Медичи — Людовик XIII подарил Блуа на свадьбу брату — Гастону Орлеанскому. Начался третий важный этап истории замка – строительство нового крыла в стиле классицизма. Эту часть здания считают жемчужиной стиля. Строительство было поручено архитектору Франсуа Мансару. Была сооружена великолепная лестница с «парящим» сводом, с аллегорическими каменными скульптурами. Архитектор предполагал снести крыло Франциска I – оно мешало осуществлению проекта. В связи с отсутствием денег в 1638 году строительство было прекращено. Крыло Франциска I сохранилось.

С 1660 года замок Блуа был заброшен. По приказу Людовика XIV, в XVIII веке здание передали слугам короля, и они поделили его на апартаменты. Бывшая королевская резиденция оказалась в плачевном состоянии, её сады были тоже раздроблены и заброшены. Людовик XVI в 1788 году приказал разрушить Блуа, но Военное министерство предложило использовать здание под казармы.

Во время Французской революции Блуа полностью разграбили. Были похищены статуи и мебель, разворована посуда. Все изображения и эмблемы, напоминавшие о королевской династии, были уничтожены.

В 1810 году император Наполеон I передал вконец обветшавшую постройку городским властям. Денег на восстановление дворца в казне не было, и там вновь была устроена казарма. Фрагмент крыла Гастона Орлеанского даже снесли, чтобы оборудовать кухню для военных, однако крыло Франциска I открыли для посетителей. В это время в замке побывали несколько известных деятелей культуры Франции. Среди них был Проспер Мериме. Его обеспокоила судьба прекрасного замка.

Благодаря стараниям писателя, в 1841 году Блуа получил статус исторического памятника, музея. В 1846 году были начаты реставрационные работы в крыле Франциска I. Альфонс Губер в период 1880-1913 гг. завершил сооружение лестницы, незаконченной при жизни Гастоном Орлеанским. Была предпринята значительная реставрация (некоторые эксперты считают, что чрезмерная). Замок был заново отделан и меблирован. Уже в XVI веке отреставрировали фасад и перекрытия.

Сейчас этот замок открыт для посещений, и внимание туристов к нему не ослабевает. Вход в Блуа находится в крыле Людовика XII. У входа — конная статуя короля. Эта часть замка, выполненная из кирпича в сочетании с белым камнем, увенчана высокой черепичной крышей с затейливыми слуховыми окнами. В этом крыле с 1869 года разместился Музей изобразительных искусств, где представлены скульптуры и живопись XVI – XIX веков; гобелены работы французских и фламандских мастеров.

Читайте также  Джоуль Джеймс Прескотт

В облике крыла Франциска I просматриваются некоторые черты готики (высокая двускатная крыша, горгульи вдоль карнизов). В целом же это крыло является образцом архитектуры Ренессанса. Здесь находится зал каменных скульптур XVI века. Большую часть крыла занимают отреставрированные королевские апартаменты. Их в XIX веке реконструировал архитектор Дюбан.

В «классическом» трёхэтажном крыле Гастона Орлеанского сейчас находится музей истории замка, проводятся временные выставки. В круглой башне Фуа ещё при Гастоне Орлеанском была построена обсерватория. Из этого сооружения на крыше башни открывается чудесный вид на долину Луары и город Блуа.

Замок Блуа (château de Blois)
Place du Château 41000 Blois, France
chateaudeblois.fr‎

Как я экономлю на отелях?

Самый большой выбор отелей со скидками на сайте Booking. Он предлагает отели и апартаменты по всему миру.

Замок Блуа

Королевский замок Блуа (Le château royal de Blois) находится в центральном района города Блуа в департаменте Луара и Шер. Этот крупнейший замок долины Луары включён в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время расцвета

Первые упоминания о форте на берегу Луары присутствует в хрониках времён Карла Лысого, когда он подвёргся нападению викингов в 854 году. С X в. он принадлежит могущественным графам Блуа. В XIII столетии замок перестраивается для благородного семейства Шатильон. В 1392 году его приобретает Людовик Орлеанский, брат Карла VI.

После возвращения из английского плена его сына Карла в 1440 году замок Блуа больше не напоминает крепость и становится центром светских развлечений. Здесь проходят творческие состязания бардов, в которых принимает участие Ф. Вийон.

Вскоре после того как в 1498 году сын графа Карла Орлеанского взошёл на престол под именем Людовика XII замок Блуа становится королевской резиденцией. При этом правителе в начале XVI в. проводится его реконструкция в стиле, сочетающем элементы архитектуры готики и Ренессанса. Под руководством архитекторов К. Биарта и Ж. Сордю замок приобретает облик усадьбы без крепостных укреплений. По их проектам также реконструируется крыло Франсуа I, замковый сад и возводится часовня Сен-Клу.

В этот период истории замка в нём проходят свадьбы Ч. Борджиа, эрцгерцога Филиппа Австрийского, маркиза Монферрато, несколько раз останавливается Н. Макиавелли. Осенью 1534 года Блуа оказывается в центре событий «дела о листовках», положившему начало открытому противостоянию гугенотов и католиков. В августе 1547 года в нём прошли торжества по случаю коронации Генриха II. В XVI в. замок остаётся основным местом пребывания королей Франсуа II и Карла IX, в нём часто бывает Генрих IV.

В 1610 году замок становится местом ссылки Марии Медичи. По её просьбе архитектор С. де Броссе в 1617 году начинает строительство нового здания северо-западнее старого замка. В 1626 году Людовик XIII преподносит замок в качестве свадебного подарка своему брату Гастону Орлеанскому, который с 1634 года живет в нём почти постоянно. Он приглашает архитектора Ф. Мансара для реконструкции своего поместья.

Упадок и возрождение

С конца XVII в. замок Блуа пребывает в запустении. В следующем столетии он разделён на несколько домовладений. В 1788 году Людовик XVI планирует снести замок, но вместо этого через несколько лет он перестраивается под казармы кавалерийского полка. В 1834 году для строительства армейской кухни сносится южная половина крыла Карла Орлеанского.

Присутствие армии не мешает открытию для посещений крыла Франсуа I. Среди гостей замка были В. Гюго, О. де Бальзак, А. Дюма. В 1840 году он объявлен историческим памятником и его реконструкцией по указанию П. Мериме занимается архитектор Ф. Дюбан. В 1869 году в крыле Людовика XII по инициативе мэра Блуа П. Бло открывается Музей изобразительного искусства.

Новая реставрация замка была проведена в 1880-1913 годы. Руководство работами было возложено на генерального инспектора исторических памятников А. де Бодо и архитектора А. Губерта. В результате проведённых работ было восстановлено крыло Гастона Орлеанского. В 1921 году в помещении бывшей кухни замка открылся Музей обработки камня (Musée lapidaire).

В годы Второй мировой войны большие повреждения при бомбардировках получили крыло Людовика XII и часовня. Они были восстановлены при участии архитектора М. Раньяра в 1946 году. Реставрационные работы были возобновлены в 1990-х года при участии архитекторов П. Понсо, П. Лебутю, и ландшафтного дизайнера Г. Клемента.

Архитектурный комплекс и его состав
Современный замок Блуа состоит в основном из трех крыльев, архитектуре которых присущи элементы готики, ренессанса и классицизма. От крепостных укреплений замка сохранилась круглая готическая башня Фуа (Tour du Foix) XIII в., расположенная рядом с крылом Гастона Орлеанского В XVI в. в ней размещалась астрономическая обсерватория.

Крыло Людовика XII (Aile Louis XII) построено из красного кирпича и белого камня в франко-фламандском стиле в 1498-1503 годах. Оно расположено рядом с часовней Сен-Кале (Chapelle Saint-Calais) и галереей Карла Орлеанского (Galerie Charles d’Orléans). Сейчас в нём размещается музей изобразительного искусства (Musée des Beaux-Arts de la ville de Blois). В его 8 залах представлены коллекции живописи и скульптуры XVI-XIX вв. и собрание фламандских шпалер XVI-XVII столетий. К нему примыкает построенная в стиле высокой готики башня Шамп (Tour des Champs).

Вблизи этого крыла находится готическая часовня Сен-Кале. Она построена в 1498 году, но её окна украшают витражи М. Инграда 1957 года. Декор фасада выполнен Ф. Дюбаном и Ж. Морандье в 1870 году. Рядом с ней расположена галерея Карла Орлеанского, частично разрушенная в XVII в.

В архитектуре крыла Франсуа I (Aile François I) отчётливо прослеживается влияние итальянских мастеров эпохи Возрождения. Особенно замечательна парадная лестница этой части замка с многочисленными скульптурами и декоративными украшениями, конструкция которой приписывается Л. да Винчи..

Взрослый: 10.50 €
Льготный: 8 €
Детский: 5 €

Королевский замок Блуа: страницы истории в облицовке каминов

Долина реки Луары известна под названием «Сад Франции» по причине расположившихся здесь в невероятном своём великолепии резиденций королевской власти эпохи Возрождения, построенных ещё во времена Средневековья. Замки Луары – это архитектурно-исторические памятники Франции. Концентрация выдающихся построек в этом регионе оправдывает занесение долины в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

На правом берегу реки, в самом сердце города Блуа, расположился замок с одноимённым названием. Королевский замок Блуа, самый большой по площади из замков Луары, представляет собой книгу под открытым небом по истории архитектуры и искусства Франции. Её страницы начинаются с ранних готических элементов и пополняются другими стилями вплоть до XVII века, что обусловлено его статусом любимой резиденции разных поколений французских королей. В настоящее время можно выделить три отдельных крыла замка, где смешиваются готический стиль, ренессанс и барокко. Это разнообразие пережитых эпох также отражено и в стилях облицовки каминов, каждый из которых не просто обогревал отдельный зал замка, но и служил величественным элементом интерьера.

Отражение истории замка Блуа в каминной отделке

Средневековые крепостные стены, выстроенные в X веке графом Тибо, в XIV веке были куплены герцогом Орлеанским, сыном коронованного Карла V. Но лишь столетие спустя, благодаря его коронованному внуку Людовику XII замок, Блуа начал приобретать свои черты. По приказу Людовика XII и Анны Бретонской, его супруги, начинается реставрация центрального крыла, оформление комнат выполняется преимущественно в готическом стиле. Камины этого крыла принадлежат работе Луи Делькро.

Читайте также  Мюнхенское соглашение 1938 года

Зал генеральных штатов – старейший из помещений в готическом стиле. В нём расположился монументальный камин, который сохранил свои массивные очертания в строгих геометрических формах. Роспись выполнена во время реставрации в XIX веке в соответствии с историческими источниками и традициями того периода, с использованием геральдической символики, свойственной готическим каминам.

Камин в Зале генеральных штатов, XIV век

В другом зале взгляд притягивает к себе камин, украшенный золотыми инициалами Людовика XII и Анны Бретонской, а также «коронованным» дикобразом. Это животное является эмблемой рода Орлеанских, к которому принадлежит Людовик XII. Дикобраз служит олицетворением девиза «Cominus et eminus» («Близко и издалека»), поскольку считалось, что это животное может не только ранить своими иглами при соприкосновении, но и бросать их на расстоянии.

Фрагмент камина с геральдической символикой, XIV век

В начале XVI века Клоде де Франс, дочь Анны Бретонской и Людовика XII, и Франциск I, вступивший на престол после кончины Людовика XII, принимаются за возведение нового крыла в духе эпохи Ренессанса. Камины, украшающие помещения обретают черты, свойственные стилю. В этой части замка камины отличаются богатством декора, который включает в себя золотые рельефные орнаменты, скульптурные детали, тонкую роспись с множеством деталей.

В этом крыле замка практически везде можно встретить саламандру, извергающую огонь или охваченную им. Это эмблема Франциска I, сопровождаемая девизом «Nutrisco et extinguo» («я питаю его [огонь], и я гашу его»). Так дымоход одного из самых красивых каминов этого крыла, расположенного в Зале Советов, украшает золотая саламандра в виде барельефа.

Камин с барельефным декором, XIV век

Зал короля вместил в себя в полной гармонии два камина – редкие и особо ценные элементы интерьера, созданные во время строительства в 1515-1520 годах. Их декор сохранился в первозданном виде, восстановлению подлежало лишь цветовое оформление, которое было выполнено при реставрации 1845 года с небольшим усилением сочности оттенков. Камин с эмблемой Франциска I в виде саламандры и эмблемой его супруги Клод де Франс в виде горностая является наиболее впечатляющим и одним из самых больших во всём замке.

Камин в Зале короля, XVI век

Второй камин более «лёгкий», вся конструкция словно держится на двух колоннах. Перекликаясь с первым камином, в оформлении также использованы эмблемы Франциска I и его супруги в сочетании с итальянскими мотивами в виде канделябров, маленьких ангелочков, растительного орнамента и гирлянд. Арочные формы отчётливо подчёркивают принадлежность камина к эпохе Ренессанса.

Камин в Зале короля, XVI век

В 1536 году на престол вступает сын Франциска I – Генрих II. На этот момент он уже состоит в браке с Екатериной Медичи. Их жизнь в замке также получила отражение в его стенах. В этот период возводятся камины в стиле барокко и маньеризма, украшенные монограммами Генриха II и Екатерины Медичи в виде букв «H» и «C».

Камин в Кабинете Екатерины Медичи, XVI век

Реставрационный путь каминов замка Блуа к сегодняшнему дню

Красота замка Блуа и его каминов радует посетителей благодаря восстановительным работам. Первые работы проводились в 1534-1535 годах по инициативе Франциска I. Несмотря на то, что король после смерти супруги никогда больше не обитал в замке Блуа, он не оставил его без внимания. Самые масштабные реставрационные работы были проведёны в XIX веке. По решению городских властей, после признания замка памятником истории и архитектуры, в 1845 году начинается восстановление крыла Франциска I, а затем и крыла Людовика XII – в 1865 году. Для проведения реставрации был выбран архитектор Феликс Дюбан. Работа проводилась на основе плана, созданного им в соответствии с историческими источниками, гравюрами, картинами и рисунками интерьеров замка. Восстановительные работы керамических элементов в облицовке каминов выполнял мастер Жюль Лебвиц. Замок Блуа пережил последнюю реставрацию в последнем десятилетии прошлого столетия, Зал генеральных штатов – в 2007 году.

Королевский замок Блуа сегодня – это архитектурно-исторический памятник с более чем 35 000 произведений и коллекций, который также служит павильоном для временных экспозиций. Камины с их разнообразием стилистики исполнения, богатством и красотой декора, историческим и художественным содержанием, признаны одним из наиболее значимых эстетических достояний этого замка.

Замок Блуа

Блуа является одним из самых крупных, разноплановых и красивых замков Луары

Замок Блуа многим из нас знаком буквально с детства – именно в этих краях, Александр Дюма поселил Атоса с Раулем (роман «Виконт де Бражелон») – в Блуа, практически «в деревню к тетке, в глушь, в Саратов».

На самом же деле, замок в Блуа справедливо считается одним из любимейших мест французских королей, с завидной настойчивостью посещавших местную резиденцию с XII по XVII век. Блуа знаменит еще и кровавой расправой, имевшей здесь место при Генрихе III: именно в стенах этого замка были убиты герцог де Гиз и его брат кардинал Лотаринский.

В своё время это была любимая резиденция Людовика XII и Франциска I, которые проживали здесь практически постоянно

В конце XIV века графство Блуа было продано принцу Людовику Орлеанскому, сыну французского короля Карла V. Это событие предопределит блестящее будущее города Сын Людовика, поэт Шарль Орлеанский, после возвращения из многолетнего английского плена прожил в замке 25 лет, собрав вокруг себя небольшое изысканное общество литераторов и поэтов.

Однако история Блуа связана преимущественно с именем внука Людовика Орлеанского, который в 1498 году стал королем Франции под именем Людовика XII. Уроженец Блуа, Людовик XII, решил обосновать здесь свою резиденцию. Небольшой город Блуа стал таким образом королевским городом и был столицей королевства в течение определенного отрезка XVI века. Такой выбор был прекрасно оправдан, так как и город, и его окрестности находились тогда в пышном расцвете, а население их было целиком и полностью предано герцогам Орлеанским, которые способствовали развитию этого района.

Во времена Шарля Орлеанского, и особенно Людовика XII и Франциска I, город Блуа переживает блестящий взлет, но после смерти королевы Клод де Франс (1524 г.) и жестокого поражения при Павии (1525 г.) Франциск I больше никогда не возвращался в Блуа; его преемники останавливались здесь только на короткое время.

В XVII веке в городе наступило некоторое оживление благодаря длительному пребыванию в замке (1634-1660) Гастона Орлеанского, младшего брата Людовика XIII.

Пара старых фотографий замка Блуа

В XVIII веке замок Блуа был покинут королями. В нем нашли себе приют старые верные вассалы короля; он был разделен на небольшие жилые помещения и содержался в плачевном состоянии; сады также были раздроблены. В 1788 году Людовик XVI приказал продать замок или, за отсутствием покупателя, разрушить его. Спасло замок только его переоборудование в казарму.

Во время и после Революции некоторые памятники Блуа были повреждены и частично разрушены. Замок также пострадал от вандализма: все эмблемы и изображения, напоминавшие о королевской семье, были уничтожены. Печальная участь замка длилась всю первую половину XIX века. Он претерпел множество переделок во время военной оккупации, и лишь начиная с 1845 года архитектором Дюбаном была предпринята обширная реставрация, осужденная в настоящее время как чрезмерная.

Первая часть дворца Блуа была возведена в XV столетии Людовиком XII в позднеготическом стиле

Крыло Людовика XII В 1498 году Людовик, герцог Орлеанский и граф де Блуа, становится королем Франции под именем Людовика XII. Новый король тотчас же начинает реконструкцию замка своих предков. Корпуса Людовика XII, вытянувшиеся первоначально по трем сторонам двора, были возведены очень быстро, в течение трех лет. Радостная нота прозвучала в этом новом изящном здании из камня и кирпича, без угрожающих башен и ощетинившихся бойниц, еще очень распространенных в ту эпоху; широкие окна, балконы, лоджии, люкарны, прогулочные галереи давали доступ воздуху и свету.

Читайте также  Нарушения белкового обмена

Крыло Людовика XII очаровывает зрителя своим мирным, радостным, приветливым обликом, как и облик самого короля, известного своими простыми и приятными манерами. Это был уже не замок-крепость, так как у Людовика ХП не было необходимости защищать себя. Его власть была неоспорима. Король Франции нуждался отныне в замке, который мог бы служить ему парадной резиденцией. Итак, король открывает новую эру в управлении государством, «открытую» дипломатию, провозглашенную итальянцами, что и было подтверждено революционной дипломатической акцией — роскошным приемом, оказанным в 1501 году в замке Блуа эрцгерцогу Австрии, с которой Франция была практически в состоянии войны.

При Франциске I к замку было добавлено массивное крыло в духе итальянского ренессанса, но смерть королевы остановила строительство и ренессансное крыло замка осталось незавершённым

Постройки Людовика XII, современные по своему духу, по сути своей оставались глубоко готическими со многих точек зрения: отсутствие равновесия и симметрии в планировке и в распределении оконных проемов, тонкая, очень глубокая и изощренная лепнина, обильный скульптурный декор, включающий, как в соборах, фризы с акантом, пинакли, розетки и , явно средневекового происхождения, подвесные потолочные украшения, декорированные живописными персонажами.

По традиции, типично французской и готической, инициалы и эмблемы владельцев замка выгравированы в камне: цветки лилий — символы короля, горностаи — королевы Анны Бретанской, украшают колонны галереи; парадную лестницу украшают дикобразы — эмблема герцогов Орлеанских: «De pres comme de loin, je suis redoutable!» («Вблизи, как и вдали, я опасен!»); конная статуя короля возвышается над главным входом в замок.

В конце XVI столетия в Блуа произошли исторические события — Амбуазский заговор (при разоблачении которого молодой король Франциск II был спешно вывезен в замок Амбуаз) и убийство Генрихом III своего политического оппонента Генриха I де Гиза, набравшего опасное влияние в обществе и планировавшего свергнуть короля. Гиз и его брат-кардинал были заманены во дворец Блуа и убиты королевской стражей

Ажурная лестница, создание которой приписывают Леонардо да Винчи

Галерея, примыкающая к капелле, южная половина которой была разрушена в XIX веке, ошибочно приписывалась Шарлю Орденскому, тогда как она несомненно относится к постройкам времен Людовика XII.

В сдержанной простоте этого корпуса нет ничего удивительного, так как он служил своего рода коридором, связывающим два строения, а не жилым помещением.

Современная капелла — это всего лишь хоры прежней капеллы, построенной Людовиком XII и посвященной в 1508 году Св. Кале. Неф капеллы был разрушен в XVII веке. Это была частная молельня королевской четы. В непосредственной близости от замка находилась большая капитулярная церковь Св. Спасителя, в которой проходили торжественные богослужения (после Революции она была разрушена).

Фасад капеллы, украшенный инициалами Людовика XII и Анны Бретанской, был переделан в XIX веке. Интерьер этого здания с его стрельчатыми сводами, замками свода и геральдическими эмблемами на плитках пола пронизан духом готики.

Через две недели после этих событий, 5 января 1589 года, в Блуа в своих покоях умерла Екатерина Медичи

После этих событий королевская резиденция Блуа потеряла былое значение и величие. При Людовике XIII здесь жила его мать Мария Медичи, а позже получивший Блуа в своё владение брат короля Гастон Орлеанский решил пристроить ко дворцу крыло в стиле барокко, но на завершение строительства ему не хватило средств

Спальная комната Генриха IV

О судьбе дворца вспомнили лишь в XIX столетии — Луи-Филипп I Бурбон не пожалел денег на полную реставрацию, замену всей мебели и красочное декорирование разорённых за годы революции королевских покоев

Крыло Франциска I. В длинном списке строительных работ, предпринятых Франциском I, принцем, «беззаветно преданным зданиям», замок Блуа был хронологически первым: крыло Франциска I было начато в 1515 году, то есть с начала его правления, а закончились работы в 1524 году после смерти королевы Клод де Франс, инициалы и эмблемы которой всюду неразрывно связаны с эмблемами короля. Построенное спустя всего лишь 15 лет после крыла Людовика XII, крыло Франциска I, однако, значительно от него отличается. За эти 15 лет французское искусство испытало на себе сильное воздействие итальянского искусства. Крыло Франциска 1 — один из самых первых шедевров Ренессанса.

Фасад со стороны двора выполнен в духе готики, что выразилось в отсутствии симметрии и традиционном для французской архитектуры оживлении верхних частей здания: пирамидальная аспидная кровля украшена высокими каминными трубами и большими люкарнами и подчеркнута ажурной балюстрадой. Однако декоративное убранство фасада — совершенно новое: окна обрамлены пилястрами, переходящими с этажа на этаж. Из их перекрестий с горизонтальными профилированными межэтажными тягами образуется квадратная сетка, которая, став образцом для подражания, превратилась в отличительный элемент многих замков Луары. Выступающий широкий карниз состоит из нескольких рядов великолепной каменной резьбы, заимствованной из итальянской архитектуры. Итальянское влияние проявилось также и во фронтонах люкарн с их нишами в античном стиле и фигурками амуров. Уступка французской традиции — эмблема короля, саламандра (девиз которой «J’encourage le bien et j’e’touffe le mal!» — «Я поощряю добро, но я душу зло!») выполнена одиннадцать раз глубоким рельефом на фасаде крыла Франциска I.

Главный акцент фасада — парадная лестница, обозначавшая его центр до разрушений, предпринятых Гастоном Орлеанским. Винтовая лестница, построенная в восьмигранной выступающей башне, была типичной для Франции эпохи готики, хотя в то время в Долине Луары уже начинают появляться лестницы с прямыми маршами в итальянском стиле. Особую привлекательность придают лестнице открытые марши между угловыми контрфорсами. Эта ажурная лестница со своими тремя балконами, откуда открывается прекрасный вид на Парадный двор, служила своего рода декорацией для проведения великолепных королевских церемоний.

Крыло Гастона Орлеанского. Корпус, расположенный в глубине двора, был возведен в 1635-1638 гг. Гастоном Орлеанским, братом Людовика XIII, сосланным в Блуа из-за его бесконечных интриг против короля.

Строгий классический стиль этого здания плохо согласуется с обильным фантазийным декором ренессансных корпусов, которые предполагалось снести в случае осуществления проекта полностью. Архитектор Франсуа Мансар задумал возвести грандиозный дворец вокруг четырехугольного двора, и благоустроить прилегающую территорию с садами, ступенями спускающимися к Луаре, и с монументальным передним двором, окруженным портиками. Этот честолюбивый замысел был похоронен в 1638 году. Было построено только крыло в глубине двора, и то не окончательно. Остаток своей жизни Гастон Орлеанский провел в корпусе Франциска 1, напротив своего незавершенного шедевра.

В корпусе Гастона Орлеанского сегодня размещается Муниципальная библиотека и два больших зала, используемых для концертов, конференций, выставок.

Фото внизу- именно здесь по преданию был в конце 16 века убит герцог де Гиз заколотый восьмью убийцами подосланными Генрихом 3,герцог упал у королевского ложа.

Камин с саламандрой -это эмблема Франциска 1.

В государстсвенном зале замка Блуа разыгрывают мини спектакль об убийстве в замке.

спальня Екатерины Медичи

Я спустился во двор замка

Капелла Сен-Кале освящена в 1508 году

Башня дю Фуа — остаток оборонительных сооружений 13 века

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: