Зачем нужна риторика - OXFORDST.RU

Зачем нужна риторика

Зачем нужна риторика

Сделайте свою речь красивой и убедительной

Зачем нужна риторика в 2020 году? 8 причин и 7 навыков

Имеете вы дело с одним человеком или с тысячей, способность связно и доступно излагать свои мысли– важнейшее умение, которое может развить каждый.

И поняли это еще в каменном веке. Именно там и появилось такое искусство — риторика. Но тогда ее пользовались просто, чтобы передать сообщение.

Сейчас же без нее не представляет себя ни один мало-мальски образованный человек.

Так и зачем же нужна риторика сейчас, в 21 веке.

  1. Чтобы быть уверенным в себе. Человек, говорящий красиво, умнО и правильно всегда будет ощущать себя значимым и уверенным в любых обстоятельствах.
  2. Чтобы убеждать и отстаивать свою позицию. Это требуется каждому ежедневно. На работе, дома, в компании близких и не очень друзей — везде мы убеждаем — взять именно эту пиццу, повысить в должности, мотивировать ребенка сделать уроки, — это то немногое, что нужно любому. И посудомойке, и пенсионеру, и инженеру, и президенту.
  3. Чтобы продавать любой товар или услугу. И для этого не обязательно нужно работать менеджером про продажам. На Авито каждых хоть, да что-то выкладывал.
  4. Чтобы расширять свою сеть знакомств. Все мы знаем, что связи решают все. Поэтому и такое направление, как нетворкинг сейчас очень развито.
  5. Чтобы выступать публично. Не только политикам это нужно, но и преподавателям, сотрудникам фирм, которые часто проводят летучки (совещания) или же участвуют в них. Да и вообще, любой отчет перед коллегами уже публичное выступление.
  6. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице и добиваться финансовых успехов. Если не умеешь правильно и красиво болтать, то и карьеры не видать. Ведь мы помним о том, что из двух одинаковых сотрудников выберут болтуна, а не тихоню.И, конечно же, инвесторы будут вкладывать деньги только в бизнес уверенных и хорошо говорящих людей.
  7. Чтобы складывать о себе впечатление умного и образованного человека. Ну, это же так приятно
  8. Чтобы благодаря законам и правилам риторики развить критическое мышление. Сейчас, когда на нас со всех сторон давит реклама, мошенники, политические пропагандисты просто необходимо уметь отличать правду от манипуляций.

Что же сделает нас такими классными, умными и интересными? Какие навыки входят в этот сложный, но безумно интересный предмет – риторику?

  1. Красивыйголос и четкая дикция. Сложно понять, о чем человек говорит, если вместо приятных уху звуков из рта оратора «вываливается» что-то неразборчивое. Если же говорящий еще и «тишит», то о каком доверии к такому человеку может идти речь.
  2. Невербальное общение и контакт с аудиторией. Порой парочка жестов-паразитов (чесание носа, поглаживание одежды или аксессуаров, оттопыривающийся палец на руке и пр.) могут испортить все впечатление о вас. Оратор с головы до пят должен излучать силу и уверенность.
  3. Аргументация. Ну куда же нам деться без искусства правильно аргументировать свою позицию. Каждый оратор должен уметь составлять аргументы, располагать их в нужном порядке и подкреплять выгодными для него примерами, цитатами, историями и прочими полезными штуками.
  4. Культура речи. Нужно оратору уметь формулировать четкие и понятные предложения? А расставлять в словах родного языка правильные ударения (чтобы не испортить о себе все впечатление одним неправильно произнесенным словом)? Есть ли необходимость в большом словарном запасе? Да! Да! Да!
  5. Структура речи. У успешной и запоминающейся речи всегда есть структура.
  6. Манипуляции и умение отвечать на «каверзные» вопросы. Часто случается следующее: оратор произносит блистательную и убедительную речь; все счастливы и кажется, что победа уже в руках; но тут кто-то из слушателей задает не очень приятный вопрос или язвительно комментирует позицию оратора… Если оратор не умеет распознавать манипуляции, противостоять им, правильно отвечать на вопросы с подтекстом и манипулировать в ответ, то его ждет провал.
  7. Искусство быть хорошим рассказчиком. Или как говорят сейчас — сторителлером. Да, порой истории убеждают намного лучше, чем факты. Но только правильно рассказанные истории.

Кем бы вы ни были: менеджером, учителем, предпринимателем или общественным деятелем, эти навыки помогут вам вдохновлять аудиторию и превращать ее в своего преданного последователя.

Хотите познакомиться поближе и узнать еще много полезного о риторике? Давайте дружить в социальных сетях ⤵️

Зачем риторика в XXI веке?

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Чем риторика отличается от таких предметов, как русский язык и литература? К чему уже привело ее отсутствие в школьной программе? И как можно научиться грамотно и ярко выражать свои мысли самостоятельно? Рассказывает Владимир Аннушкин, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии.

Позвольте начать с решительного заявления: хорошую жизнь дурным языком не построишь. Согласитесь, грустно наблюдать людей, считающих себя вполне умными, но не способных выразить себя в слове и ясно выразить свои намерения. А кто из нас не мечтал говорить уверенно и убежденно в любых ситуациях?
Сегодня важно понимать, что общественное и личное благоденствие напрямую связаны с риторикой. Слово — повсюду, и в этом смысле вся наша жизнь — «сплошная риторика». Меня нередко приглашают на теле- и радиопередачи, вопросы которых сводятся к тому, где ставить ударение в словах «йогурт» или «мусоропровод», среднего ли рода слово «кофе», как научиться различать «надеть» и «одеть». Либо к чему-то скандальному и скептичному: что не устраивает в преподавании русского языка, насколько плоха система ЕГЭ, почему у нас так много иностранных слов, или, что хуже всего, следует ли ввести сквернословие на телеэкраны… А вот о риторике не спрашивают. Между тем неумение вести содержательный диалог и есть результат недостаточного риторического знания.

Между прочим, Пушкин и его лицейские друзья были выучены, прежде всего, строгим учителем риторики и словесности Николаем Федоровичем Кошанским, который давал риторике следующее определение: «Риторика есть наука изобретать, располагать и выражать мысли». Что может быть важнее умения думать? А ведь мы сегодня плохо умеем управлять своими мыслями и чувствами и выражать свои идеи в нужном слове. От того так легко ввести нас в обман и манипулировать нашим сознанием, что мы не видим способы риторического обмана.

Владение риторикой показывает и уровень воспитанности человека. Что значит воспитать? — В том числе научить общаться, выражать свое мнение. В речи воплощается весь человек: его мысли, чувства, воля, духовные устремления, знания, стиль жизни. Едва ли в поговорке «язык мой — враг мой» имеются в виду люди воспитанные.
Нам сказано: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48). И хотя абсолютно совершенного человека не бывает, мы все-таки должны стремиться к тому, чтобы слово человеческое было подобно Слову Божию. Совершенствование речи тем важно, что многие грехи — от языка. Поэтому значение риторики гораздо шире, чем может показаться на первый взгляд.

Как работает риторика

В современной школе риторику преподают в основном факультативно. На обязательном уроке русского языка мы прежде всего учим правила орфографии и пунктуации, на обязательном предмете «литература» пишем сочинения с использованием задолго до нас придуманных, шлифованных мыслей, развиваем письменную речь, а развитие устной выносим куда-то на периферию учебного плана. Что делать, нашему бедному учителю некогда: надо заполнять бумаги для министерства, отчеты, вести журналы и выполнять множество работы, которая отвлекает от его реального дела.

Поэтому сегодня, когда риторика не является обязательной учебной дисциплиной (как было в классическом образовании), существует немало заблуждений о том, что она собой представляет и как работает. Риторика — не многословие и пустословие, не «красивоговорение». Она требует знаний, эрудиции, стараний и тренировки. Всякую речь, которую ритор собирается произнести публично, он предварительно готовит или продумывает.

Ритор не заливается соловьем — он говорит для людей, а не для самовыражения. Он вызывает у своей аудитории нужные эмоции, настраиваясь на бодрое и энергичное общение. Произнося речь, он помнит, что обращается к людям, а не к бумажке с текстом выступления.

Он контролирует реакцию слушателей, видит заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Реплик из зала ритор не боится и реагирует на них спокойно, уверенно и полностью владея собой — своими мимикой, жестами, голосом. Ритор употребляет только литературные слова и выражения, без лишних иностранных заимствований, стремится к богатству слов и выражений. Все его фразы связаны, они четкие и ясные.

Читайте также  Автоматизированная форма бухгалтерского учёта

Завершение речи ритора энергично и оптимистично. Подъемом голоса и завершающей интонацией он показывает, что сказал все, что хотел сказать, и не забудет поблагодарить вас за внимание. Ритор человеколюбив, поэтому не говорит лишнего и не мучает людей своими речами. И даже если ритор проигрывает, он проигрывает достойно.
Но самое главное, ритор говорит от сердца.

Искусство убеждения — меч обоюдоострый, поскольку им может воспользоваться и честный человек, и бесчестный. Но чтобы быть хорошим оратором, — прочитываем у древних, — надо прежде всего быть «хорошим человеком». Важно помнить, что нравственные законы во все времена остаются прежними, что основой нашего языкового общения должны быть духовность, нравственность, понятие об истинной красоте, что остроумие следует понимать в исходном значении этого слова как «острый ум», а не только как юмор.

Есть еще и такой совет: чтобы научиться хорошо говорить, нужно сначала научиться молчать. Умея молчать, начинаешь слушать. Умея слушать, начинаешь мыслить. И проверять: а мысли-то у тебя чистые или грязные?

Справка “Фомы”. Образцы русской ораторской классики

Судебным красноречием отличались известные судебные деятели второй половины XIX — начала ХХ веков Ф. Н. Плевако, А. Ф. Кони, П. С. Поро­ховщиков; академическим красноречием — профессора университетов историки Т. П. Грановский,
В. О. Ключевский, филологи И. И. Давыдов, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский — в XIX веке,
Н. И. Конрад, В. В. Виноградов — в ХХ веке. Образцами духовного красноречия были многие церковные ораторы: митрополит Филарет (Дроздов), святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Образцы политического красноречия мы находим и у киевских князей, и у сподвижников Петра Великого (Феофан Прокопович), и в воззваниях Александра I, написанных по поводу нашествия Наполеона, и в речах деятелей начала ХХ века — Столыпина, Витте и многих других.

На заставке фрагмент фото TEDxSydney

Ораторское искусство: зачем его осваивать и с чего стоит начать

Первые мастера ораторского искусства появились в Древней Греции. Они участвовали в дебатах, играли на сценах театра и выступали с речами перед народом. В XXI веке умение красиво говорить помогает продвигаться по карьерной лестнице и заражать людей своими идеями. Этот навык необходим не только актерам, журналистам и адвокатам, но и всем тем, чья деятельность так или иначе связана с публичными выступлениями. Преподаватели ораторского искусства рассказали РБК Трендам тонкости этого мастерства.

Аудиоверсия материала:

Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.

Что такое ораторское искусство

Это практика убедительных публичных выступлений. Оратор, который способен создать яркий текст и качественно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Эти люди умели вдохновлять остальных своими идеями и вести за собой толпы, как в прямом, так и переносном смысле.

Ораторское мастерство основывается на риторике — искусстве эффективного использования слов. Но если риторика состоит из правил построения художественной речи для создания текстов любых направлений, от поэзии до художественной литературы, то ораторское искусство носит практический характер. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в работе, так и в повседневной жизни. Это один из мягких надпрофессиональных навыков (soft skills), помогающих в решении разнообразных жизненных задач.

Почему важно развивать ораторское искусство

Публичное и деловое общение активно вошло в повседневную жизнь современного человека. Мы выступаем на конференциях, участвуем в собраниях, общаемся через голосовые мессенджеры и читаем поздравительные речи. Этот процесс стал очень активным, и успешному человеку важно работать над подачей своей речи.

«Ораторское искусство нужно для того, чтобы завоевывать достойное место в обществе, выдерживать конкуренцию и создавать свой публичный имидж, —

считает Александр Эпштейн, основатель школы ораторского мастерства «Культура речи». — Я буду не оригинальным если скажу, что человек стал более публичным. Еще совсем недавно предприниматели, бизнесмены, политики не обучались искусству публичных выступлений. Сегодня мы наблюдаем, как среди них значительно вырос спрос на все виды услуг: корпоративные тренинги, персональных коучей и работу в группах».

Елена Полякова, тренер спикеров TEDxSadovoeRing, автор курса «Слово как искусство» и основатель культурного салона «Маяк» в Тбилиси добавляет:

«Само по себе произнесенное слово — лишь итог. Речь человека начинается с его способности к восприятию, к интуитивному познанию мира, к глубокому проживанию собственной жизни. Затем идет умение обрабатывать полученный опыт, ясно мыслить и выражать мысли во всей полноте и убедительности.

Ораторское искусство — это глубокая, целостная работа личности над собой. Такая работа обогащает, делает человека многомерным. Затрагивает все грани внешней и внутренней жизни не менее (а может и более) глубоко, чем, скажем, чтение, рисование, занятия музыкой или танцами. Это инструмент познания себя, и это важно для каждого, я полагаю».

Основные принципы ораторского искусства

Александр Эпштейн рассказывает, что искусство ярких выступлений состоит из трех основных направлений: ясная, разумная и свободная речь.

Ясная речь — это про технику: дыхание, голос, дикция, артикуляция. В интернете много упражнений, тренировок в этом направлении. Разные скороговорки, вокальные и логопедические техники. Можно, к примеру, поработать над дикцией, использовав пробку от вина. С этим направлением все просто — его легко можно натренировать.

Разумная речь — это про логику и структуру. Нужно учиться выстраивать композицию, свои мысли и писать речь, которую вам самим будет интересно произносить. В хорошем тексте должна быть завязка, интрига, кульминация и месседж. Это несколько сложнее, чем техника. Логика речи — это основа драматургии.

Любой оратор или человек, который попадает в публичное пространство, становится в каком-то смысле актером, который дает моноспектакль. И у этого моноспектакля есть свои «ингредиенты». Драматург пишет пьесы для театра, но и оратору было бы неплохо помочь себе хорошей пьесой. Для этого нужно знать, как выстраивать свои мысли в композицию. Как выработать привычку структурно мыслить и структурно говорить.

Свободная речь — это про психотехнику и основы актерского мастерства. Новичкам помимо техники речи стоит изучить, какие техники используют актеры. Допустим, почитать систему Станиславского. Понять, что такое вера в предлагаемые обстоятельства с включением темперамента и с понятием речевого действия. Что актер должен на сцене действовать, а не просто произносить текст. И что с одним и тем же текстом можно совершать разные речевые действия. Можно унизить публику или возвысить, произнося один и тот же материал.

Как развить ораторское искусство

«Навык заключается не только в постижении внешних приемов риторики или сценической грамотности, — рассказывает Елена Полякова. — Когда мы что-либо произносим, мы всегда выражаем себя. Вопрос в том, как и что выражаем».

Еще Самуил Маршак говорил, что «нельзя чувствовать и знать слово, если не чувствуешь и не знаешь действительности».

  • Первое, что хочется сказать тем, кто только заинтересовался изучением ораторского мастерства: если вы умеете говорить с друзьями на кухне, значит вы достаточно хорошо говорите.
  • Второе. Наша речь, как и наша человеческая природа, — это огромный котлован, очень глубокий. И здесь есть, чему учиться. Учиться нужно так же настойчиво, как читать и писать. Идти от слоя к слою. Ничто не заменит практики. Одно упражнение, сделанное со вдумчивым рассуждением, даст больше, чем десятки прочитанных книг. Наберитесь терпения — это долгий путь.
  • И третье. Всегда думайте о цели речи, о ее смысле. Что вы хотите донести, получить в результате? Спросите себя. Вам будет проще, если вы будете думать о пользе для людей, к которым обращаетесь. Что вы хотите, чтобы они сделали, выйдя из зала?

Сколько бы техник и приемов вы не изучили, дело не в красоте или форме слов, а в их содержании. Как только вы ясно поймете свое «зачем», вы будете точно знать, что следует сказать. И даже без изучения науки речи, вы сможете стать убедительными, а ваша речь — сильной.

Где учиться ораторскому искусству

Перед новичком, который только начал интересоваться ораторским мастерством, встает вопрос: где лучше заниматься, дома или с преподавателем. Александр Эпштейн рекомендует начинать обучение в группе в специальном центре, вживую, а потом добирать необходимые навыки самостоятельно.

Читайте также  Варшава і Краків визначні міста Польщі

«По моему опыту — это идеальный сценарий, — продолжает Александр. — Занятие в офлайн-группах дает аудиторию. Можно пробовать различные форматы, которые невозможно потренировать индивидуально. Допустим, провести дебаты и организовать выступления в жанре монолога с видеозаписью и последующим разбором. Аудитория и живое общение дают энергию, эмоции и обратную связь. Самостоятельно такую работу провести невозможно».

В группе можно освоить необходимую теорию, основанную на актерских или журналистских техниках, теорию с психологических факультетов. Поняв некоторую систему и методику публичных выступлений, пройдя это на практике в группе и получив обратную связь от компетентного тренера, в дальнейшем, имея эти инструменты, можно добирать навыки самостоятельно.

Допустим, у человека появляется новый творческий вызов, нужно выступить на форуме или его повысили в должности. Он может обратиться за углубленными доработками, но уже имея базис, который был получен в группе. Это идеальная картина мира.

Практические упражнения

Елена Полякова рекомендует упражнения для новичков, которые можно выполнять постоянно, не отрываясь от повседневных дел. Они направлены на развитие внутренних навыков человека — метанавыков.

Читайте медленно. Возьмите любой отрывок текста. Это может быть проза или стихи — не важно. Достаточно даже одного предложения.

Сядьте ровно и постарайтесь ощутить свое тело целиком: стопы, позвоночник, живот. Затем, читайте слова крайне медленно, будто вы произносите их всем своим телом, буквально пробуя каждое слово «на вкус».

Не нужно никаких специальных интонаций, выразительности. Даже наоборот. Читайте монотонно, все внимание направив внутрь себя. Ваша задача — сначала почувствовать отклик. Это удивительное чувство. Вы его ни с чем не спутаете: будто слова развернулись в вас во всей полноте. И там есть не только понимание смысла слова, но и некое многомерное проживание этого смысла.

Если повторять это упражнение хотя бы по пять минут в день, можно научиться чувствовать красоту слова и особенную связь со своим внутренним миром.

Будьте внимательны к тому, как разговариваете в течение дня. Наблюдайте за собой. Для этого я предлагаю говорить медленнее. Если вам задали вопрос, прежде чем ответить, сделайте паузу, хотя бы секундную. Но не для того, чтобы обдумать ответ. Замрите, снова «нырните» внутрь себя и, почувствовав отклик, отвечайте. Но медленнее, чем привыкли. При этом старайтесь договаривать предложения до конца, аккуратно подбирая слова.

Эта практика научит вас точному выражению мыслей и приведет к ясной речи. Есть большая разница между выражениями «я был рад» и «я был в восторге». Постепенно вы научитесь чувствовать эту разницу, расширите свой словарный запас. А также избавитесь от большого количества ненужных слов, усилителей и речевых шаблонов.

Приучите себя к мысленному рассуждению. Для этого вам нужно иногда ставить под сомнение известные вещи и задавать самому себе вопросы. Очень простые. Что такое свобода? Всегда ли нужно помогать другим? Пусть вам будет интересно об этом думать.

Такая практика поможет развить способности к выстраиванию логических цепочек, приходить к собственным умозаключениям и интуитивно схватывать главное. Ваше сознание станет более гибким. Но самое главное — это навык интуитивного познания мира и путь к настоящему творчеству.

Что такое риторика

Умение общаться важно для любого. Такой навык может помочь в самых неожиданных ситуациях. От способности к общению часто и во многом зависит успех в личной и общественной жизни, в семье и на работе. Лаконичная и умно структурированная информация всегда будет отлично воспринята и понята слушателем.

А риторика – это наука, которая изучает все детали ораторского искусства. Она позволяет сделать речь понятной и убедительной. И все же многие наши сограждане имеют о ней довольно отдаленное представление, не говоря уже о том, чтобы заняться ее изучением. Так что это за предмет такой – риторика?

Основные понятия

Риторика, как наука, от античности и до современной риторики, воспринималась неодинаково. Еще раз дадим определение, что такое риторика?

Ответ на вопрос, что изучает риторика, в самом определении – это наука, изучающая методы технически правильной и гармоничной речи, убеждающей и побуждающей слушателя к действию.

В переводе с греческого это слово означает «ораторское искусство». С момента своего появления, этим словом обозначалось умение красиво говорить, ясно выражать собственные мысли.

Важно! Понятие риторики со временем неоднократно менялось, и связаны эти изменения были со сменой периодов в культурном развитии человечества.

Риторика, как наука об ораторском искусстве, была основана софистами в глубокой древности. Они утверждали, что дисциплина эта способна научить говорящего убедительно доказывать свою позицию, а в обсуждениях доминировать, возможно, даже манипулировать.

Ораторское искусство современности позволяет изучить методы формирования речи, целесообразной, гармоничной, воздействующей, когда сам этот предмет – ни что иное, как мыслеречевое действие.

В риторике сочетаются философия, социология, психология, именно подобное единение таких разных наук результатом имеет эффективное речевое взаимодействие любой публикой.

Так что к современной риторике применим трехсторонний подход. Ее рассматривают как:

  • науку об искусстве речи, с конкретными нормами публичной речи, позволяющими достигать ожидаемого эффекта, когда на слушателей оказывается воздействие;
  • мастерство произношения готового текста перед аудиторией, владение словом на высокопрофессиональном уровне и великолепная ораторская речь;
  • учебную дисциплину, призванную привить обучаемому правила и тонкости ораторского мастерства.

Выделяют два основных направления риторики:

  1. Логическое, главный аспект которого в умении убеждать и эффективно подавать информацию.
  2. Литературное, когда самое важное – это богатство и привлекательность слов и выражений.

Оба эти направления в данной науке объединяются для решения одной, самой важной задачи сделать выступление оратора правильным, убедительным и целесообразным. Особенную важны для ее достижения выразительная речь и изобразительно-выразительные средства.

Виды риторики

Ее предмет – это общие закономерности речевого поведения в различных ситуациях, сферах деятельности, а также практические возможности их использования, позволяющие сделать речь эффективной.

  • риторический канон – путь от мысли к слову;
  • ораторию – теорию и практику публичной речи;
  • искусство ведения спора и беседы;
  • речевое поведение людей в повседневной жизни;
  • контакты между людьми, разных наций и народностей (этнориторику).

Изучает, в отличие от общей, законы эффективной речи, действующие в определенных сферах жизнедеятельности. Проще говоря, наука изучает правила произношения речи и поведение оратора в определенной ситуации.

Частных риторик много, но всех их делят условно на две группы:

  1. Гомилетика – оратор имеет возможность не раз воздействовать на слушателей, как, например в церковном и академическом типах красноречия или в пропаганде.
  2. Ораторика – требует от выступающего умения правильно завершить каждое конкретное выступление (судебный, социально-политический, бытовой типы красноречия). Сегодня она разрослась особенно, оттого и появились такие подвиды, как парламентская, дипломатическая, и другие риторики.

Как развивалась риторика

Как уже упоминалось выше, корни ее следует искать в древней Греции. В древнегреческом обществе, где формировалась демократия, те, кто умел убеждать, становились весьма популярны.

Пройти обучение, научиться ораторскому искусству у преподавателя-софиста имел возможность каждый горожанин. Древнее ораторское искусство знало, как одержать над противником словесную победу. Потому наукой этой стремились овладеть многие.

Важно! «Софизм». Долгое время это слово вызывало негативную реакцию, потому что между риторикой и уловкой, и выдумкой как высшим мастерством ставился знак равенства.

По сей день известны труды об этом искусстве великого грека Аристотеля, римлянина Марка Туллия Цицерона.

Цицерон, в отличие от предшественников, считал, что риторика – самая сложная наука. Оратор только тогда мог стать достойным, когда сам обладает глубочайшими познаниями в самых разных областях жизнедеятельности. Иначе ему непросто будет поддерживать диалог с собеседником.

Именно римская наука стала основой для российской риторики. Надо сказать, что в России она не всегда была востребована и по-разному воспринималась с разными общественно-политическими режимами в стране.

Этапы развития российской риторики

  • XII–XVII вв.В Древней Руси в это время самого слова «риторика» не знали, тем более, об учебных пособиях по ней речи не шло. Зато отдельные правила ораторского искусства успешно применялись. Для обозначения его существовали свои названия: благоречие, красноречие, риторикия. Кто желал обучиться искусству слова, делал это, основываясь на текстах богослужений, создаваемых проповедниками. Известный пример – сборник таких выступлений «Пчела», изданный в XIII столетии.
  • Первая половина XVII века. Появился первый отечественный учебник об основах риторики.
  • Конец XVII-середина XVIII века. Издается книга «Риторика» Михаила Усачева, появились издания: «Поэтика», «Старообрядческая риторика», «Этика», лекции Феофана Прокоповича об ораторском искусстве.
  • XVIII век. Риторика формируется, как российская наука. А М.В. Ломоносов, лично внесший огромный вклад в нее, посвятил ей целый ряд произведений, а его «Риторика» в развитии отечественной науки стала основной.
  • Начало и середина XIX века. Стране пережила риторический бум. Издано много учебных пособий известных авторов, среди которых Галич А.И., Зеленский К.П., Кошанский Н.Ф., Мерзляков А.Ф., Рижский И.С., Сперанский М.М.
Читайте также  Игровая деятельность дошкольников

Позднее ее вытеснила словесность. А советские люди, так вообще, риторику критиковали, предпочитая изучать лингвистику, стилистику и культуру речи.

Практическое значение риторики для человека

В любой сфере жизни полезным оказывается умение убедить собеседника, говорить правильно и красиво, привлекая внимание и обретая доверие слушателей.

Важно! Без умения владеть искусством слова часто оказывается невозможным достижение успеха в самых разных профессиях.

Как обойтись без этого юристу или политику? Грамотно и убедительно выступающий оратор вызывает доверие и уважение слушателей. И наоборот, не умея правильно облечь в словесную форму свою мысль, можно легко оказаться в смешном положении.

Учебная деятельность просто обязывает студента и школьника овладеть риторическим мастерством, так как иначе весьма затруднительно правильно написать реферат или научную работу и защитить их.

А как без ораторского искусства в рекламной деятельности? Ведь задача ее убедить выбрать рекламируемый товар или услугу. В этом деле надо быть особенно убедительным.

Определенного мастерства требует даже повседневное общение. Способность убедительно говорить может встретиться в самых простых ситуациях. К примеру, вам предстоит предупредить об опасности какого-то человека, когда вы увидели угрозу раньше. В ход идут слова и жесты. А иногда особенно необходимо сказать убедительно, стройно и спокойно. В конце концов, мы при помощи языка устанавливаем контакты друг с другом.

Тут, как раз и поможет эта наука, из нее можно почерпнуть все необходимое. Недостаток умения можно восполнить. Есть специальные школы и тренинги, где учат управлять эмоциями, подбирать правильно слова, убеждать.

В заключение

Риторика, как наука об ораторском искусстве, известна человечеству с древности. Сегодня это не только и не столько «наука убеждать», как умение находить самые верные из возможных способов убеждения, касательно всякого конкретного предмета. Мало умело подготовить выступление. Не менее важно уметь свободно держаться перед слушателями, безупречно владеть голосом, мимикой и жестами, безошибочно реагировать на ее поведение. Только так можно произвести на слушателей желаемое воздействие.

А это делает риторику сродни с речевой компетентностью.

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ РИТОРИКОЙ?

ЗАЧЕМ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ РИТОРИКОЙ?

Заговори, чтоб я тебя увидел!

Наверное, все хоть раз в жизни слышали слово «риторика» или хотя бы выражения «риторический вопрос», «риторическое восклицание», «политическая риторика» и т.п. А может быть, кому-то из вас однажды язвительно порекомендовали заняться риторикой…

Давайте разберемся, что такое РИТОРИКА, с чем ее едят, для чего ей важно заниматься.

Для начала задам вам риторический вопрос: как вы составляете мнение о том или ином человеке? Вопрос риторический, потому что мне не нужен ответ на него. Ответ ясен, общеизвестен. В первую очередь мы судим о человеке по его внешности: как одет, как причесан и т.п. Это первый взгляд. Недаром гласит русская пословица: «По одежке встречают, а по уму провожают». В этих словах заложена тысячелетняя народная мудрость, способность наблюдать и ярко формулировать результат этих наблюдений. Итак, провожают по уму… То есть конечный вывод о человеке: умный он или не очень, порядочный или негодяй, воспитанный или невежа, знающий или невежда, с широким кругозором или ограниченный, способный к развитию, или эволюция прошла мимо него и еще много каких моментов важных для познания субъекта – мы можем сделать, только пообщавшись с ним. Все перечисленные черты и многие другие нюансы проявятся лишь в процессе коммуникации. Недаром много тысяч лет назад великий философ всех времен и народов произнес фразу, которую мы дали в качестве эпиграфа к этой статье…

Небольшая предыстория. Однажды Сократа попросили высказаться об одном человеке, которого к нему привели. Мыслитель долго смотрел на него, а потом произнес эту сакраментальную фразу: «Да заговори же наконец, чтобы я мог тебя увидеть»! Здесь слово «увидеть» толкуется очень широко: «узнать», «понять».

Итак, еще в Античности люди поняли, что речь может рассказать о человеке очень много… В прошлом карьера человека сильно зависела от того, как он умеет выражать свои мысли, как может воздействовать на толпу. Представьте себе политика или полководца, который, мямля, тихим голосом, неразборчиво, сбивчиво, задыхаясь, шепелявя, монотонно, комкая слова, будто у него во рту горячая картошка, пытается призвать к действию избирателей или отдает приказ войскам идти в атаку. Не можете представить? Правильно! Потому что такого просто не могло быть. И это только пример контактного общения, когда вы видите друг друга, смотрите друг другу в глаза. Здесь еще могут помочь жесты и мимика… А в современном мире многие вопросы решаются дистантно, например по телефону. И только ваш голос, ваша манера говорить может воздействовать на собеседника позитивно, а может раздражать его и злить… Подумайте об этом!

Очень трудно добиться карьерного роста, если не умеешь логично излагать мысли, аргументировать, привлекать и удерживать внимание собеседника (не говоря уже о потенциальной аудитории в сотни и тысячи человек), если твоя речь неточна и невыразительна, если есть проблемы с дикцией или дыханием, громкостью, темпом, с расстановкой логических акцентов, если ты не знаешь орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и стилистических норм языка (в школе на это до сих пор практически не уделяют времени, там пытаются научить грамотно писать). Поэтому все больше политиков, менеджеров, бизнесменов, стоящих в начале карьерного пути или уже добившиеся больших результатов, обращаются именно к РИТОРИКЕ.

Риторика – искусство красиво говорить.

Так характеризовали это направление наши предки. В наше время РИТОРИКОЙ чаще называют науку и искусство эффективного общения. Какое общение считается эффективным? Такое – в процессе которого Вы достигаете поставленной цели. Пример. Вы хотите, чтобы Вам повысили зарплату (повысили оценку в школе и т.п.) и идете с этой целью к начальнику (учителю). Если после общения Вам повышают зарплату (исправляют оценку на более высокую), значит, ваша риторика удалась, цель достигнута, коммуникация была эффективной. А если нет… Значит, надо работать над своей риторикой, понять, почему Вы не смогли убедить шефа в необходимости повышения, понять, ЧТО Вы говорили не так, проанализировать, КАК Вы говорили… Поняли, а дальше? Дальше – работать над собой, над своей речью, жестами, мимикой… Заниматься риторикой.

Часто спрашивают: «Возможно ли взрослому человеку изменить свою речь?». Отвечаю: возможно. Вода камень точит. Уменье и труд все перетрут. Опять народная мудрость. История знает пример Демосфена – великого оратора всех времен и народов. Оратора, который сделал себя сам. Он был очень умным, знающим человеком, но от природы он был застенчив, имел слабое дыхание, подергивал плечом, у него был тихий голос и проблемы с дикцией. Однако он смог все это преодолеть и прославиться на тысячелетия. Упражнения, разработанные Демосфеном, до сих пор выполняются студентами актерских институтов и училищ, именитыми артистами, дикторами и нашими учениками на занятиях риторикой.

Все больше взрослых и детей мудрых родителей занимаются риторикой, потому что за умением хорошо говорить, эффективно общаться стоит многотысячелетняя история народов и это умение может обеспечить хорошее будущее тому, кто им владеет. Но заниматься риторикой одному очень сложно: мало иметь желание и силу воли, читать специальную литературу, пытаться выполнять упражнения… Этого мало. Нужно выполнять упражнение ПРАВИЛЬНО, нужно, чтобы тебя постоянно контролировал опытный человек, профессионал, оратор, твой риторический тренер, твой репетитор. Риторика учит общению, поэтому все занятия должны проходить в процессе общения с опытным наставником для взрослых и, конечно, для детей. Детям еще сложнее организовать себя, здесь нужны постоянные игровые технологии. О специфике занятий риторикой со взрослыми и детьми мы расскажем в следующих статьях.

А Вам удачи! Говорите, чтобы вас увидели! Говорите правильно и красиво вместе с нами!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: