Возрастная физиология и психофизиология - OXFORDST.RU

Возрастная физиология и психофизиология

Возрастная психофизиология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастная психофизиология — это область психологии, которая занимается исследованием онтогенетического развития системных физиологических механизмов психической деятельности. В первую очередь, ее методы направлены на определение роли биологического созревания в психическом развитии.

Предмет и задачи возрастной психофизиологии

Возрастная физиология представляет собой раздел физиологии человека и животных. Он изучает закономерности становления и развития физиологических функций организма на протяжении онтогенеза, начиная от оплодотворения яйцеклетки и заканчивая завершением жизни.

Данная область знаний призвана рассматривать проблемы, которые относятся к биологическим закономерностям и механизмам роста и развития, особенностям функционирования организма, включая его системы, органы и ткани на разных возрастных этапах.

Наука рассматривает особенности жизнедеятельности организма, функции его отдельных систем, процессы, которые в них протекают и механизмы их регуляции.

Среди основных задач возрастной психофизиологии необходимо выделить исследование следующих аспектов:

  • возрастные особенности мозговой организации психических процессов,
  • механизмы, которые лежат в основе психических процессов,
  • динамика становления и развития психики человека,
  • влияние врожденных детерминант, воспитания и социума на психику человека.

В качестве предмета изучения возрастной психофизиологии выступают закономерности онтогенетического развития. Она исследует процессы созревания мозга, закономерности его структурного созревания в онтогенезе, гетерохронию развития.

Рассматривают отдельно психофизиологию новорожденных детей, психофизиологию детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста. Определяются в рамках науки и психофизиологические особенности подросткового возраста, особенности взросления. Наконец, выделяют психофизиологию среднего, пожилого и старческого возраста.

Готовые работы на аналогичную тему

Самостоятельной дисциплиной считается также пренатальная психофизиология. Она представляет собой направление возрастной психофизиологии, которое рассматривает особенности внутриутробного развития, взаимодействия физиологических и психических процессов во время рождения и в первые месяцы постнатальной жизни (первый год жизни), учитывая взаимодействие ребенка и родителей.

Подходы и методы науки

Физиология и психофизиология как две научные дисциплины, изучаемые в возрастном аспекте, обладают общими методологическими подходами и используемыми методами. В первую очередь, данное утверждение можно отнести к организации исследования: методу поперечного (кроссекциоиного) и продольного (лонгитюдного) исследования.

Первый метод используется с целью сравнения двух или более групп людей разного возраста с условием, что предполагается однородность динамики развития. В соответствии с аспектом конкретного исследования в качестве релевантных (от английского relevant — значимый, относящийся к делу) факторов могут выступать пол ребенка, социальный и экономический статус семьи, порядок рождения.

Второй метод предполагает многократное наблюдение одной и той же выборки людей в течение долгого промежутка времени. Метод используют тогда, когда необходимо выявить взаимосвязь между ранним и поздним развитием. Метод применяется через использование небольших выборок при учете индивидуальных особенностей человека.

Для исследования возрастных аспектов развития ученые применяют метод естественного и формирующего эксперимента. Первый из них имеет в основе наблюдение и анализ определенных аспектов развития ребенка, исключая какие-либо внешние вмешательства в его жизнедеятельность.

Метод формирующего эксперимента необходим для того, чтобы выявить доминирующий параметр, который оказывает воздействие на становление определенного психического процесса (качества). Это предполагает наличие как минимум двух групп испытуемых (контрольная и экспериментальная).

Работу (например, обучение) проводят только с экспериментальной группой, при этом замер уровня развития исследуемого параметра происходит в обеих группах до начала эксперимента и в конце. Далее производится анализ разницы между ними, на основе которого делают заключение об эффективности формирующего воздействия. Частный случай метода формирующего эксперимента в психологии и психофизиологии представлен методом обучения.

Принципы и методики возрастной психофизиологии

В качестве фундаментальных методологических принципов возрастной физиологии и психофизиологии выступает принцип отражения и детерминизм, развитие, единство и взаимосвязь, нервизм и целостность организма.

Методики, которые использует возрастная физиология, в первую очередь, концентрируются на получении количественных показателей анализируемых физиологических процессов. Они дают возможность сформировать максимально целостную картину развития человека через применение количественных и качественных оценок.

Традиционно физиологические методики основаны на биологических и медицинских методиках. Психофизиологические методики, как правило, считаются комплексными, обобщая психологические, биологические и медицинские подходы к анализу аспектов развития человека на разных возрастных стадиях.

Антропометрические методики включают описание морфологических характеристик тела (вес, рост, объем головы, грудной клетки). Они позволяют количественно описать строение человеческого тела.

Физиологические методы концентрируются на оценке функциональных возможностей организма и динамике протекания физиологических процессов. Они предоставляют возможность провести оценку изменений следующих процессов:

  • частота сердечных сокращений (ЧСС);
  • электрические процессы, которые относятся к сокращению сердечной мышцы (электрокардиографический — ЭКГ), кровяному давлению;
  • состояние сосудистой системы организма (плетизмография),
  • функциональное состояние органов движения (электромиография), дыхания (пневмография),
  • запись дыхательных движений и др.

Перечень используемых методов специалисты определяют задачами исследования и имеющейся аппаратурой.

Дисциплина «Возрастная физиология и психофизиология»

Учебно-методические разработки кафедры

Возрастная физиология и психофизиология: метод. указания для практ. занятий / Новосиб. гос. аграр. ун-т, Инженер. ин-т; сост.: И.В. Переселенцева. – Новосибирск, 2008. – 32 с.

Темы рефератов

1. Развитие человека: основные теории.
2. Наследственность и среда – факторы развития человека.
3. Физиология и психология пола.
4. Физиология развития ребенка 1-3 лет.
5. Возрастная периодизация жизни человека.
6. Кризисы развития.
7. Познавательные процессы.
8. Интеллектуальное развитие. Дефекты развития интеллекта.
9. Онтогенез и филогенез.
10. Генетические основы физиологии и психологии человека.
11. Физиология высших психических функций.
12. Физическое и психическое развитие в подростковом возрасте.
13. Акцентуации характера в подростковом возрасте.
14. Аддиктология как наука.
15. Аддикции. Классификация аддикций.
16. Девиантология. Виды девиантного поведения.
17. Генетика поведения как новое направление в науке о человеке.
18. Физиологические аспекты старения.
19. Физиология центральной нервной системы.
20. Сенсорные системы мозга. Анализаторы.
21. И.П. Павлов и физиология центральной нервной системы.
22. Условные и безусловные рефлексы.
23. Современные теории о темпераменте.
24. Функциональная асимметрия мозга.
25. Психологические и физиологические основы левшества.
26. Истинное и ложное левшество.
27. Амбидекстрия. Научный взгляд.
28. Общая физиология гормонов и их значение.
29. Психофизиологические основы речи.
30. Психофизиологические основы памяти. Мнемотехники.
31. Психофизиологические основы одаренности.
32. Психофизиологические основы внимания. Способы развития внимания.
33. Психофизиологические основы восприятия.
34. Креативность и творчество.
35. Креативность и одаренность.
36. Теория стресса. Его значение в жизни человека.
37. Стресс и аффект.
38. Психофизиология эмоций.
39. Эмоции и чувства. Воспитание чувств.
40. Эмоциональные состояния.

Список вопросов для подготовки к зачету

1. Физиология как наука. Предмет, объект, цели изучения.
2. Связь физиологии и психологии. Сущность психофизиологии.
3. Великие физиологи. Их вклад в развитие науки.
4. Методы исследования в физиологии.
5. Методы исследования в психологии.
6. Онтогенез и филогенез человека.
7. Кризисы развития человека.
8. Кризис 1 года.
9. Кризис 3 лет.
10. Кризис 7 лет.
11. Кризис 13 лет.
12. Кризис 17 лет.
13. Кризис 21 года.
14. Кризис 33 лет.
15. Кризис 45 лет.
16. Кризис 55/ 60 лет.
17. Физиология старения.
18. Физиологические и психологические особенности подросткового возраста.
19. Акселерация как физиологическое и психологическое явление.
20. Общая физиология гормонов и их значение.
21. Физиология центральной нервной системы.
22. Сенсорные системы мозга. Анализаторы.
23. Функциональная асимметрия полушарий мозга.
24. Психофизиологические основы памяти.
25. Психофизиологические основы восприятия.
26. Психофизиологические основы мышления.
27. Психофизиологические основы речи.
28. Зависимость между функциональной асимметрией мозга и индивидуальными творческими способностями.
29. Генетика поведения как новое направление в науке о человеке.
30. Теории стресса. Понятие стрессоустойчивости.
31. Физиология трудовых процессов. Особенности умственного труда.
32. Экология человека и средняя продолжительность жизни человека.
33. Адаптация организма к различным условиям. Резервные возможности организма.
34. Наследственность и среда. Их вклад в развитие человека.
35. Функциональные нарушения работы головного мозга и их влияние на психическое развитие личности.

Лекции по возрастной физиологии и психофизиологии Текст

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

Департамент образования города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

Лекция 1
Общая возрастная физиология и психофизиология

1. Определения физиологии и психофизиологии.

2. Общая возрастная физиология. Основные законы возрастного развития ребёнка.

3. Частная возрастная физиология: опорно-двигательный аппарат, нервная система.

4. Понятие «школьной зрелости».

Определения физиологии и психофизиологии.

Читайте также  Гипергликемическая (диабетическая) кома

Наши лекции посвящены вопросам возрастной физиологии и возрастной психофизиологии, конкретнее, особенностям дошкольного возраста. Естественно, чтобы говорить об особенностях, мы вкратце должны остановиться на общих закономерностях.

Начнем с определений.

Физиология (от греч. physis – природа и logos – учение) – наука о природе, о существе жизненных процессов. Физиология изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Предметом изучения физиологии являются функции живого организма, их связь между собой, регуляция и приспособление к внешней среде, происхождение и становление в процессе эволюции и индивидуального развития особи. Физиологическая функция (functio – деятельность) – проявления жизнедеятельности организма и его частей, имеющие приспособительное значение и направленные на достижение полезного результата. В основе функции лежит обмен веществ, энергии и информации.

Психофизиология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась сравнительно недавно на основе знаний, накопленных в нейрофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности и нейропсихологии. Бурное развитие инструментальных методов исследования и компьютерных технологий способствовало существенному сближению различных наук о мозге. Если каждое из этих научных направлений ранее использовало только собственные методы исследования, то в настоящее время применение единых методов изучения мозговых процессов (электроэнцефалографических и томографических) способствовало существенному сближению всех отраслей знания о мозге и развитию психофизиологии.

Психофизиология – наука о мозговой организации психических процессов, научная дисциплина, изучающая физиологические основы психических процессов и целенаправленного поведения. Фактически это тоже физиология, но не соматическая, например изучающая механизмы работы сердечно-сосудистой системы, а физиология головного мозга в широком понимании этого термина, не только как части центральной нервной системы, но и как носителя психики.

Почему возникает необходимость выделения специального раздела в этих науках – изучения возрастного аспекта, развития (начиная со стадии оплодотворения) и возрастной деградации?

К настоящему времени известно, что с момента зачатия ребенка и до смерти в организме человека идут специфические процессы формообразования и видоизменения различных систем и органов. Морфологические изменения основаны на биохимических процессах и функциональной активности каждого органа, каждой системы, и всего организма в целом. А эти процессы имеют свои особенности в разные периоды жизни. Эти изменения предопределены наследственными факторами, определяя до некоторой степени этапы развития и роста. Однако существенное значение для выявления этих наследственных факторов, формирования возрастных особенностей, имеют факторы среды, в которой живет и развивается организм. Это учеба и воспитание, питание и гигиенические условия жизни, общения с другими людьми, физическая активность и другие факторы, которые составляют сущность социальной жизни человека. Таким образом, рост и развитие организма зависят как от биологических (генетических), так и от социальных (образ жизни, характер питания), факторов.

Наглядно этот тезис можно показать на примере кривой нормы реакции.

Из курса общей биологии средней школы все помнят, что любой показатель в работе организма, который можно измерить, в достаточно большой выборке людей одного возраста будет не одним и тем же, а немного различающимся. Если построить гистограмму распределения точных значений этого показателя, его огибающая будет иметь форму нормального распределения. Например, как показано на слайде, мальчики одного возраста имеют рост от 125 до 165 см. Это значит, что если организм имеет генетическую предрасположенность к высокому росту, то при достаточном питании мальчик вырастет до 165 см. Если его недокармливать, он, скорее всего, не остановится на 125 см, а вырастет до 150–155 см. Наоборот, если у ребенка генетическая предрасположенность к низкорослости, то при избыточном белковом питании и адекватной физической нагрузке он может вытянуться до 150 см, но роста 165 см, скорее всего, не достигнет.

Каким образом происходит взаимодействие генетических и средовых факторов. Механизмы, обеспечивающие непрерывное взаимодействие и неразрывное единство организма с окружающей средой, начал изучать еще И.М.Сеченов. Именно он сформулировал рефлекторную теорию работы нашего организма, в частности, работы головного мозга. Применительно к психической деятельности эта теория развита И.П.Павловым. Базируется рефлекторная теория на 3 принципах: причинности, структурности, единства анализа и синтеза. Это значит, что организм активно приспосабливается к условиям жизни лишь ответ на воздействие разных факторов окружающей среды. При этом организм выступает как открытая биологическая система, т. е. система, имеющая с внешней средой материальный, энергетический и информационный обмен.

Непременным условием и проявлением такого взаимодействия организма и среды является адаптация организма к жизненным условиям. Однако понятие адаптации имеет и более широкий смысл и значение.

Адаптация (от лат. adaptatio – приспособление) – все виды врожденной и приобретенной приспособительной деятельности, которые реализуются на основе физиологических процессов, происходящих на клеточном, органном, системном и организменном уровнях. Этим термином пользуются для характеристики широкого круга приспособительных процессов: от адаптивного синтеза белков в клетке до социальной адаптации человека и адаптации народов к определенным климатическим условиям. На уровне организма человека под адаптацией понимают его приспособление к постоянно меняющимся условиям существования.

Организм человека адаптирован к адекватным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза, создания и совершенствования в ходе их адаптивных механизмов (адаптогенез) в ответ на выраженные и достаточно длительные изменения окружающей среды. К одним факторам внешней среды организм адаптирован полностью, к другим – частично, к третьим – не может адаптироваться из-за их крайней экстремальности. В этих условиях человек погибает без специальных средств жизнеобеспечения (на пример, в космосе без скафандра вне космического корабля). К менее жестким – субэкстремальным влияниям человек может адаптироваться, однако длительное нахождение человека в субэкстремальных условиях ведет к перенапряжению адаптационных механизмов, болезням, а иногда и смерти. Примером может служить «аврал» на работе, экзаменационная сессия. Приспособиться можно, но жить долго не получится.

Воздействие факторов в нормальном, неэкстремальном диапазоне, когда организма способен полностью адаптироваться, часто называют физиологическим стрессом, или просто стрессом (Г.Селье, 1992). В отличие от действия субэкстремальных и экстремальных условий, которые называют дистрессом. Действие физиологического стресса приводит не к развитию патологических сдвигов, а к адаптивным изменениям в работе всех систем организма. Согласно теории академика Г.Н.Крыжановского, «адаптация к стрессорному фактору любой природы возникает при физиологическом стрессе, вызываемом субпатогенными воздействиями, такой стресс активирует адаптационные процессы, но не обуславливает патологии» (Г.Н.Крыжановский, 2003). В свою очередь, согласно концепции И.А.Аршавского, воздействие стрессорных факторов на растущий организм в пределах физиологической нормы стимулирует его морфо-функциональное развитие (И.А.Аршавский, 1982), а индуцированные физиологическим стрессом адаптационные процессы являются основой функционального развития регуляторных систем организма, роста его функциональных резервов, т. е. способности к адаптации (Р.М.Баевский, 2003; Н.А.Агаджанян и др., 2006).

Проиллюстрируем эту мысль на примере шарика на наклонной плоскости. Чтобы развить какое-либо качество организма, нужно серьезно потрудиться. Причем это не только двигательные качества, такие, как сила, скорость, выносливость, гибкость, ловкость. Это качества любого вида – способность различать оттенки цветов, слышать и понимать музыку или иностранную речь, различать запахи. Но эти качества у бездеятельного организма, в условиях депривации, т. е. лишения, не просто не развиваются, но деградируют. Если мышцы неподвижны, например, под гипсовой повязкой, в них идут процессы дистрофии. Если мозгом не пользоваться, тупеешь. Как написано у Льюиса Кэрролла, для того, чтобы стоять на месте, нужно бежать изо всех сил. А для того, чтобы двигаться вперед, нужно бежать вдвое быстрее.

Замечательным свойством адаптивных процессов является то, что после воздействия стресса, восстановление состояния организма проходи стадию сверхвосстановления. Это – основа тренировки, тренировки любого качества, не только физического. Главное, чтобы следующее предъявление стрессирующих факторов было приурочено к стадии сверхвосстановления: следующее занятие иностранным языком, музыкой, следующую тренировку.

Общая возрастная физиология.

Вернемся к нашему вопросу. Почему возникает необходимость выделения специального раздела в этих науках – изучения возрастного аспекта, развития (начиная со стадии оплодотворения) и возрастной деградации?

Изучение закономерностей роста и развития детей и подростков позволило жизненный цикл человека разделить на возрастные периоды, которые характеризуются специфическими анатомическими и функциональными особенностями. Четко очерченных пределов между этими периодами нет и они несколько условны. Однако выделение таких периодов необходимо, потому что люди одного и того же календарного (паспортного), но разного биологического возраста (возраст развития), по-разному реагируют на физические и психические нагрузки.

Читайте также  Луна - спутник Земли

Напомню. Возраст – продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени.

Возраст анатомо-физиологический – возраст, определяемый по совокупности обменных, структурных, физиологических, регуляторных процессов. Этот возраст может не соответствовать календарному.

Возраст паспортный (хронологический) – период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления.

Возраст биологический – возраст развития. Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма.

Формулирование понятия «биологический возраст» имеет большое значение, поскольку для многих практических целей важна группировка детей не только по календарному (паспортному) возрасту, а по степени их развития. У значительной части детей биологический и хронологический (календарный) возраст совпадают. Однако встречаются дети и подростки, у которых биологический возраст опережает хронологический или отстает от него.

Основными критериями биологического возраста считаются:

– размеры тела и органов, масса;

– «скелетная зрелость» – окостенение скелета;

– «зубная зрелость» – прорезывание молочных и постоянных зубов;

– степень развития вторичных половых признаков;

– развитие желез внутренней секреции.

Оценка биологического возраста производится путем сопоставления соответствующих показателей развития обследуемого индивида со стандартами, характерными для данной возрастной, половой и этнической группы. Стандарты периодически обновляются. Например, в кардиологии последнее обновление было в 2004 г. Эти данные, кажется, уже устарели.

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций. — презентация

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемfiles.lib.sfu-kras.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций.» — Транскрипт:

1 ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ Презентационные материалы к курсу лекций

2 Сибирский федеральный университет Презентационные материалы к курсу лекций « Возрастная физиология и психофизиология » Составители: О.Н. Московченко Л.Д. Ченцова

3 ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РОСТА И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Лекция 2

4 Факторы, влияющие на рост и развитие

5 ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА – ЦЕЛОСТНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ САМОРЕГУЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА Лекция 3

6 Схема организма человека как единой целостной системы

7 Схема строения клетки

8 Системы органов человека

9 Основные отделы головного мозга

10 КРОВЬ И КРОВООБРАЩЕНИЕ. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ. Лекция 4

11 Что такое кровь? Кровь – это особая жидкая ткань красного цвета, слабощелочной реакции, постоянно движущаяся по кровеносным сосудам живого организма. Кровь состоит из плазмы и клеток.

12 Клеточные элементы крови Эритроциты – красные кровяные тельца Лейкоциты – белые кровяные тельца Тромбоциты – кровяные пластинки

13 Общий вид крови как ткани

15 Эритроциты Двояко вогнутые диски, не имеющие ядра 4,5-5 млн. в мм³ Содержат гемоглобин Переносят кислород

17 Лейкоциты Виды: лимфоциты, моноциты, нейтрофилы шаровидной формы, имеют ядро и способны к активному амебоидному движению 4-8 тыс. в мм³ Вырабатывают антитела, участвуют в фагоцитозе (поглощают и переваривают бактерии)

18 Тромбоциты круглые или овальные уплощенные клетки, окруженные мембраной и обычно лишенные ядра тыс. в мм³ участвуют в свертывании крови

19 Группы крови I (0) I (0) — агглютинины α и β II (А) II (А) — агглютинин β и агглютиноген А II (В) II (В) — агглютинин α и агглютиноген В IV (АВ) IV (АВ) — агглютиногены А и В

20 Классификация групп крови Группа крови Присутствие белков АгглютиногеныАгглютинины 0 (I) нет α и β А (II) Аβ В (III) Вα АВ (IV) АВнет

21 Совмещение разных групп крови Группа сыворотки I (0) II (А) III(В) IV (АВ) I α, β -+++ II β —++ III α -+-+ IV (0) —-

22 Сердечно-сосудистая система Это замкнутая система сердца и сосудов, обеспечивающая непрерывное и однонаправленное движение крови Состоит из 2 кругов кровообращения

24 Большой круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и клетками. Кровь из левого желудочка (3) под большим давлением выбрасывается в аорту, оттуда переходит в артерии, капилляры (1), собирается в вены и по нижней и и верхней полым венам поступает в правое предсердие (2)

25 Малый круг кровообращения Обеспечивает газообмен между кровью и окружающей средой Кровь переходит в правый желудочек (2), а оттуда через легочные артерии – в легкие, растекается по капиллярам легочных альвеол (1) и через легочные вены возвращается в левое предсердие (3)

26 Расположение сердца в грудной клетке

28 Сердечный цикл 1. Систола предсердий – 0,1 сек. 2. Систола желудочков – 0,3 сек. 3. Общая пауза — 0,4 сек.

29 Нервы и проводящая система сердца

31 Кровяное давление – это давление крови на стенку сосуда Зависит от: Работы сердца Объема циркулирующей крови Сопротивления стенок сосуда Вязкости крови Эластичности стенок сосуда

32 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Масса сердца и его размеры прирастают быстрее, чем диаметр сосудов. Сосуды вытягиваются в результате скачкообразного удлинения тела диаметр уменьшается, давление растет

33 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Рост миокарда опережает рост соединительной ткани (клапанный аппарат). Клапаны отстают в развитии появление функциональных шумов

34 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Темпы развития сердца отстают от темпов роста в длину увеличивается систолический выброс крови

35 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Усиливаются половые различия: миокард мальчиков имеет большие функциональные возможности, чем у девочек. АД у мальчиков выше, чем у девочек.

36 Особенности развития сердечно-сосудистой системы у подростка Гиперреактивность частоты сердечных сокращений (ЧСС) и АД на любые нагрузки; замедленное восстановление ЧСС и АД после нагрузки.

38 СИСТЕМА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ Лекция 5

39 Дыхание — это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выведение углекислого газа. Дыхание делится на три этапа: 1.Внешнее – обмен газа с окружающей средой. 2. Перенос О2 и СО2 кровью. 3. Тканевое – обменные процессы в клетках организма.

40 Внешнее дыхание 1 — полость носа; 2 — глотка; 3 — полость рта; 4 — надгортанный хрящ; 5 — складка преддверия; 6 — желудочек гортани; 7 — голосовая складка; 8 — щитовидный хрящ; 9 — гортань; 10 — трахея; 11 — раздвоения трахеи; 12 — главный правый бронх; 13 — главный левый бронх; 14 — верхняя доля правого легкого; 15 — верхняя доля левого легкого; 16 — средняя доля правого легкого; 17 — нижняя доля левого легкого; 18 — нижняя доля правого легкого О2О2 СО 2

41 1 — гортанный выступ (кадык); 2 — щитовидный хрящ; 3 — перстнещитовидная связка; 4 — перстнетрахеальная связка; 5 — дугообразные трахейные хрящи; 6 — кольцевые связки трахеи; 7 — пищевод; 8 — раздвоение трахеи; 9 — главный правый бронх; 10 — главный левый бронх; 11 — аорта

42 Дыхание состоит из двух фаз: вдох- инспирация (сокращение мышц) выдох- экспирация (расслабление мышц)

44 ФИЗИОЛОГИЯ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Лекция 6

45 Строение пищеварительной системы

46 НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СВОЙСТВА. ФИЗИОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА Лекция 8

47 НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА: 1- головной мозг 2- мозжечок 3- спинной мозг 4- межреберные нервы 5- локтевой нерв 6- лучевой нерв 7- бедренный нерв 8- седалищный нерв

48 Общий вид нервной клетки

49 Типы нейронов 1- пирамида 2- звездчатые 3- веретено

50 Нейрон – структурная и функциональная единица нервной системы.

52 Потенциал действия нервного импульса Состояние покоя (от -40 до -70 м Вольт заряд мембраны нейрона) 0 6 мл сек +30, +40 мл Вольт

53 Рефлекс — это ответная реакция организма на любое внешнее или внутреннее воздействие, осуществляемое посредством ЦНС. Классификация рефлекса Высшая нервная деятельность Условный Безусловный Расположение рецептора Интеро- Экстеро- Проприо-

54 Классификация рефлекса В зависимости от центра замыкания рефлекса Спинальные Бульбарные По биологическому значению (пищевые, оборонительные…) В зависимости от исполнительного органа Пищеварительные Сосудистые дыхательные

55 Схема строения вегетативной нервной системы

56 ОРГАН ЗРЕНИЯ Лекция 11

57 Схема строения анализаторов

58 Строение глазного яблока

59 Преломление лучей: в норме (1), при дальнозоркости (2), при близорукости (3)

Читайте также  Изменение трудового договора

60 Глаз и его приспособления

61 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. СОН И БОДРСТВОВАНИЕ. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СТРЕССЫ. Лекция 16

62 Периоды сна человека

63 ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДАПТАЦИИ Лекция 17

64 Уровни функциональной активности

65 Динамика потребления кислорода в процессе циклической мышечной работы умеренной мощности

66 Различие в динамике частоты сокращений сердца при легкой и тяжелой работе

67 Суточная динамика умственной работоспособности

Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»

Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»

1.Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

2.Физиология умственного труда и работоспособность.

3.Рефлекторная и интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы.

4.Динамический стереотип и его роль в формировании трудовых навыков.

5.Высшая нервная деятельность человека, ее возрастные особенности и значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ РИТМЫ — ритмические изменения физиологического состояния организма, управляемые и корректируемые центральной нервной системой, происходящие под действием циклических явлений окружающей его среды.

Виды биологических ритмов

Виды биоритмов Перио­дичность повторения Примеры биоритмов
Инфрадианные (сезонные) Это ритмы, перио­дичность повторения которых превышает длительность суток, т.е. один цикл этого ритма повторяется реже одного раза в сутки. Примерами могут служить ритмы сезонной активности животных (зимняя спячка, гон или нерест), а также некоторых форм физиологической активности человека (менструальные циклы женщин, маниакальные и депрессив­ные фазы проявления некоторых видов психических расстройств).
Циркадианные (околосуточные) Циркадианные (от лат. circa — около), или околосуточные, — это рит­мы с периодом, близким к 24 ч. Примерами таких ритмов могут слу­жить суточные колебания гормонов в крови человека, перепады темпе­ратуры тела, повышение и снижение умственной и физической работо­способности, циклы сна и бодрствования.
Ультрадианные () Ультрадианные (от лат. ultra — сверх) — это ритмы с периодичностью более одного раза в су­тки: от нескольких минут до 12-15 ч. Примером таких ритмов у чело­века могут служить ритм чередования различных фаз сна, динамика мочеиспускания, течение метаболических процессов, сопровождаю­щееся периодически сменяющимися чувствами голода и насыщения, смена эмоциональных состояний.

Роль биологических ритмов в поддержании здоровья,

работоспособности и творческой деятельности:

1. Позволяют организму адаптироваться к изменениям окру­жающей среды.

2. Сезонные биоритмы (инфрадианные) влияют на приливы сезонной активности у людей. Так жизнерадостные и деятельные летом, зимой многие люди становятся апатичными и у них, что называется, все начинает валиться из рук. Дело в том, что в ЦНС имеются супрахиазменные ядра к ним поступают волокна от сет­чаток глаз, гипоталамуса и от ядер шва в стволе мозга (последние служат источником большого количества серотонина в суп­рахиазменных ядрах). Нейроны супрахиазменных ядер посылают свои аксоны к другим ядрам гипоталамуса, гипофизу, эпифизу и тем частям мозгового ствола, которые участвуют в регуляции сна. Под воздействием сигналов, поступающих от супрахиазменных ядер, в эпифизе происходит превращение серотонина, выделяемого его собственными клетками, в гормон мелатонин, активирующий функции связанные с учетом времени и световыми циклами.

3. Влияют на репродуктивный цикл у женщин (средняя продолжительность ко­торого составляет 28 дней. Цикл начинается, как только нейроны преоптической области гипоталамуса приступают к выделению гонадолибериновфоллиберина и люлиберина, стимулирующих секрецию гонадотропных гормонов в гипофизе (фолликулостимулирующего и лютеинизирующего. Фолликулостимулирующий гормон, воздействуя на яичник, стимулирует рост фоллику­ла — полого пузырька, содержащего яйцеклетку. Фолликул по мере своего роста начинает все более и более активно секретировать эстро­ген— гормон, который, с одной стороны, воздействует на гипофиз, тормозя дальнейшую секрецию фолликулостимулирующего гормона, а с другой — стимулирует выработку лютеинизирующего гормона, под воздействием которого стенки фолликула разрушаются и зрелое яйцо освобождается. Этот момент называется овуляцией. Период от первого дня цикла до овуляции составляет 10-14 дней. После овуляции остат­ки фолликула превращаются в желтое тело, которое под действием все того же лютеинизирующего гормона начинает выделять прогесте­рон, гормон, также обладающий двойным действием. С одной стороны, он усиливает кровоснабжение стенок матки, подготавливая ее к им­плантации яйца, в случае если оно будет оплодотворено, с другой — он влияет на гипофиз, который, подчиняясь этому влиянию, прекращает выделять лютеинизирующий гормон. Если оплодотворения не происхоходит, уровень прогестерона падает, желтое тело уменьшается в разме­рах, а слизистая матки отторгается).

4. Околосуточные биоритмы влияют на фи­зиологическую активность организма (наивысшая физическая активность у человека с 9-30 до 12-30) и поддержание температуры тела (наивысшая температура тела – в 12-30, а самая низкая – в 2-5 часов утра).

5. Также влияют на чередование сна и бодрствования у человека.

6. Они влияют и на колебания внимания, познавательной деятельности человека с периодичностью каждые 90-100 мин.

Общие

закономерности динамики работоспособности:

1) врабатывание: происходит постепенное повышение работоспособности за счет поиска наиболее эффективных вариантов функционирования органов и систем органов. Работоспособность неустойчива, а ее эффективность не высока (первые 5 минут на занятии).

2) оптимум: это время, когда организм работает наиболее эффективно, в оптимальном режиме (последующие 10-15 минут на занятии). Заканчивается он, компенсаторной перестройкой, это период, когда обучающиеся еще может работать качественно, но уже ценой значительного напряжения (снижается внимание, рост числа ошибок, снижение темпа деятельности, повышение двигательной активности) – неустойчивая работоспособность длится 5-7 минут.

3) утомление: особое функциональное состояние возникающие при длительной, но неинтенсивной работе, и при кратковременной но интенсивной. Характеризуется: рассогласованностью в деятельности систем организма, снижением регуляторных влияний коры, что приводит к снижению концентрации внимания, темпа работы, двигательному беспокойству, увеличению количества ошибок, нарушению координации движений, появлению вегетативных реакций (потливости, покраснению лица, головной боли) – это состояние предутомления.

Типы работоспособности:

См. ксерокопию стр. 120-125.

Под работоспособностью понимаются закономерности изменения качества деятельности, и функционального состояния работника в процессе непрерывной работы.

В РФ продолжительность работы в неделю установлена:

40 ч для взрослых работников;

36 ч — для рабочих 16…18 лет

24 ч — для работников 15. 16 лет;

при вредных УТ — не более 36 ч в неделю.

Начало и продолжительность перерывов устанавливают с учетом динамики работоспособности.

Вначале в течение 0,25. 1 ч идет врабатываемость, приспособление функций организма к тем требованиям, которые определяются содержанием и условиями работы. Затем в течение 2. 4 ч следует фаза устойчивой работоспособности, в которой достигается наивысшая производительность труда при наименьших усилиях. По мере истощения резервов организма развивается утомление, т.е. временное снижение работоспособности вследствие интенсивности, длительности в неблагоприятных УТ. При утомлении снижается производительность труда, увеличивается производственный травматизм, ухудшается самочувствие, появляется ощущение усталости, для профилактики утомления необходим рациональный уровень рабочей нагрузки (обычно около 30% от максимальных возможностей человека), правильно выбранные перерывы, функциональная музыка, пребывание в кабинетах психофизиологической разгрузки. После обеденного перерыва (его продолжительность должна быть в пределах 0,5. 2 ч) изменения работоспособности носят тот же характер, но реализуются на более низком уровне.

Работоспособность меняется и в зависимости от времени суток. Она максимальна в утренние часы и существенно снижается ночью в период от 2 до 4 ч. Поэтому ночная работа требует больших усилий чем днем, а сама ночная смена должна быть на 1 ч короче дневной. Около 20% всех работников не способны адаптироваться к ночной работе, поэтому целесообразен их отбор по данному параметру.

При установлении перерывов должно учитываться, что для восстановления функций при отдыхе требуется не менее 10 мин.

ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП И

Раздел «Возрастная физиология и психофизиология»

1.Биологические ритмы и их роль в поддержании здоровья, работоспособности и творческой деятельности.

2.Физиология умственного труда и работоспособность.

3.Рефлекторная и интегративная деятельность мозга, ее возрастные особенности и роль в оптимизации учебно-воспитательной работы.

4.Динамический стереотип и его роль в формировании трудовых навыков.

5.Высшая нервная деятельность человека, ее возрастные особенности и значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: