Восстание в Семиречье 1916 года - OXFORDST.RU

Восстание в Семиречье 1916 года

Серик МАЛЕЕВ. Восстание в Семиречье 1916 года. Кто и как разрушил благодатный край.

Россия – многонациональная страна. Поэтому не следует думать, что межнациональный вопрос не волновал умы лучших русских людей.

В России всегда существовала концепция, направленная на интеграцию инородцев в свою среду, с тем, чтобы уже дети этих инородцев во втором или третьем поколении считали себя русскими людьми. Это была ненасильственная модель построения общества, предлагающая в своей основе, мирное сосуществование многочисленных народов, населяющих российскую империю.

Но практически каждый раз мы видим одно и тоже. Когда на смену команде интеграторов проходят в российскую власть великодержавные шовинисты, с их полным неприятием подобной интеграционной модели.

Повальное пьянство переселенцев и заброшенные земли

Названные нами процессы происходили и в казахской степи на рубеже XIX начала XX веков. Поэтому многим нашим современникам, в реальной жизни наблюдающим за возрождением великорусского оголтелого шовинизма, и не понятен Абай, призывавший в свое время к дружбе с русским народом. Однако не будем забывать, что большая часть жизни Абая Кунанбаева выпала на годы, когда царизм проводил в Степи относительно мирную колониальную экспансию. Поэтому Абай не просто допускал, но и отстаивал свои взгляды, согласно которым будущее казахов лежит в дружбе с русским народом.

Однако уже к концу XIX, началу XX века, с приходом на царский трон недалекого императора Николая II, политика царской администрации по отношению к нерусским народам империи претерпевает значительные изменения. В ходе проводимой столыпинской реформы территорию современного Казахстана начинают заселять переселенцами-маргиналами из Центральной России, не имевшими у себя на родине ни кола, ни двора. В пользу столыпинских переселенцев у степняков изымается более сорока пяти миллионов десятин плодородных земель.

В своей основе подверженные пьянству и не приспособленные к трудовой конкуренции, эти маргинальные полчища бедняков наносят сокрушительный удар по экономике Степного Края и Семиречья. Земля, отнятая у казахов, оказывается в большинстве случаев заброшенной.

И вот как это описано в книге «Дорога через Семиречье» современника тех событий Пауля Назарова (Paul Nazaroff «Hunted Through Central Asia» Oxford University Press 1993. First published 1932):

с.127
Бывшее Российское правительство имело очень любопытную систему колонизации Туркестана. Оно старалось заселить эти богатые земли нищими и пьяницами, которые были нежелательны в Центральной России. Оно сделало вряд ли возможным для человека, не имеющего никакого капитала, начать здесь фермерское дело, поддаваясь социалистическим наклонностям русской интеллигенции. Нынешнее правительство «рабочих и крестьян» знает только одно дело — как грабить и разрушать эту богатую и красивую страну.

И далее автор нам приводит схему трудовых отношений, которые складывались на то время между казахами Семиречья и «понаехавшими» из центральных регионов России люмпен-пролетариями:

с.139
…Я провел ночь в русской деревне Майбулак, что по-казахски означает Масляный Ручей. Хозяин дома, в котором я остановился, пожилой человек, пригласил меня на экскурсию в горы посмотреть на старую шахту, где когда-то были интенсивные работы, и было найдено большое количество старинных инструментов. Он мне сказал также, что до революции казахи привозили вниз первоклассный уголь для кузнецов. «Теперь он пропали Бог знает куда, и у нас нет никакого угля», в заключение сказал он.
Здесь, так же как и везде во всех русских поселениях в Семиречье, я был поражен сильной зависимостью русских колонистов от казахов. Все делалось руками казахов: они работали на полях, ухаживали за скотом, добывали уголь, древесный уголь и т.д. Некоторые даже арендовали обратно свою собственные земли у переселенцев — земли, которые были у них отняты у них бывшим правительством и подарены колонистам из России. Такая система колонизации этой страны, при которой росло недовольство среди казахов и кыргызов против русских, и привела к восстанию 1916 года. Власти старались обосновать такие меры броскими лозунгами типа благотворного влияния русских колонистов на грубых кочевников — благотворным влиянием, которое выразилась в обучении казахов и кыргызов питью водки, и, тем самым, увеличению доходов империи. Казахи, конечно же, как и все истинные мусульмане, являются чрезвычайно трезвым народом.

И об этом же, кстати, о том, что именно хозяйства казахов, обеспечивают большую часть поставок на фронт, (поскольку с русских переселенцев взять нечего – авт. ремарка), говорит в своем выступлении перед депутатами ГосДумы лидер партии трудовиков Александр Керенский. (Доклад А.Ф.Керенского о событиях 1916 года в Туркестане на закрытом заседании Государственной думы. 13 декабря 1916 г).

Не Николай, а николашка

Таким образом, следует констатировать, что именно неразумная политика российского императора Николая II, с ее непомерными для степняков налогами, планомерной конфискацией плодородных земель, развернутой переселенческой люмпенизацией обширных территорий, и заканчивая печально известным царским указом «О реквизиции мужского населения Туркестана и Степного Края», послужили причиной восстания 1916 года в Семиречье, имевшего трагические последствия не только для казахского народа, но и для всего населения этих мест, включая русских переселенцев:

Пауль Назаров, современник тех событий, в своей книге «Дорога в Семиречье», приводит следующее свидетельство в подтверждение данного тезиса, когда пишет: «У меня заняло примерно целый день проехать от Токмака до деревни Самсоновка. Я проезжал мимо больших русских поселений вдоль дороги, и во все х них половина населения была пьяной; затем проезжал кыргызские и казахские поселения, полностью разрушенные и снесенные буквально до земли — поселения, где лишь три года назад шумели базары и стояли фермы, окруженные садами и полями с люцерной. Теперь со всех сторон была пустыня. Это казалось невероятным, что такое стало возможным за такое короткое время — стереть целые поселения с лица Земли, со всех их хорошо развитой системой земледелия. Только при очень внимательном рассмотрении я смог найти короткие пни от их деревьев и остатки их оросительных каналов.
«Наша братва развалила все дома, Срубили деревья, срыли сады, завалили арыки так, что все пересохло, и все клеверные поля погибли», мой кучер объяснил мне.
«Но зачем же они срыли сады и закопали арыки?» спросил я.
«Да потому что дураки. Они сами теперь жалеют об этом. Весь тот клевер, который они загубили, был бы очень нужен им самим сейчас.» Он имел в виду люцерну, которую обычно русские неправильно называют клевером.
Разрушение арыков и оросительных каналов в этом регионе быстро превратило этот высокоразвитый сельский район в пустыню и стерло все следы земледелия и поселений. Только вблизи водных лугов и низколежащих земель возле ручьев возможно какое-либо земледелие».

Р.S: — Российская имперская политика, в ее трактовке великодержавными шовинистами, всегда находит резоны и причины для объяснения собственных сокрушительных провалов. Так было в 1916 году в Казахстане, тоже самое мы наблюдаем и сегодня, спустя столетие, в Украине.

У шовинистов в их бедах всегда кто-то виноват, (на этот раз все их соседи, весь окружающий их мир), но только не они сами. Так может, / Чем кумушек считать трудиться, / Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут

1916 — причины восстания и миф о геноциде

Приближается 150-летний юбилей вхождения киргизских племен в состав Российской империи и 100 -летняя годовщина восстания 1916 года. О том, кому выгодно искажать исторические данные, и был ли на самом деле «геноцид киргизского народа» StanRadar.com рассказала доктор исторических наук Шаиргуль Батырбаева.

«Восстание – последствие провальной идеологической работы Российской Империи»

StanRadar.com: Что произошло на самом деле в 1916 году?

— Действительно, было жесткое подавление восстания. Но нельзя умалчивать о причинах этой трагедии. Когда карательные отряды, присланные для усмирения бунта, увидели посаженые на вилы головы русских женщин и детей, то их реакция была соответствующая.

Но это не киргизко-российские проблемы, это последствия восстания и борьбы. Нельзя давать этим событиям этническую окраску. Такие трагические случаи были и в период набегов казахов на киргизскую землю в ХIХ веке, и в период родовой междоусобицы между бугинцами и сарыбагышами. Такая же реакция была и в Афганистане, когда убивали советских солдат и их однополчане в ответ уничтожали целые деревни. Такие явления были во всем мире во время конфликтов.

Восстание 1916 года произошло в северной части современной Киргизии. Именно в той части, где бугинцы, спасаясь от разрушительных набегов сарыбагышей, добровольно приняли подданство Российской Империи и давали клятву верности императору.

Это означает, что они, наравне с другими подданными обязаны были платить налоги, при необходимости нести воинскую службу и идти на войну. В 1916 году был призыв на тыловые работы. Шел третий год Первой Мировой войны. Призыв местного населения Туркестанского генерал-губернаторства, в том числе киргизов, был вынужденным. Они обязаны были подчиняться приказам, но они отказались.


«Царские войска». Часть памятника жертвам восстания киргизского народа 1916 года. Фото — Tokmok.info

StanRadar.com: Почему киргизы решили восстать?

Читайте также  Международные автомобильные перевозки на примере транспортного предприятия

— Ошибка не в том, что их призывали. А в том, что Россия почти полвека осваивая новые территории, не только материально вкладывала в регион, чтобы укрепить границы на востоке и быть успешной, великой державой. Но еще она проводила определенную социальную и культурную политику, учитывающую интересы местного населения лишь отчасти. При этом не проводилась идеологическая работа, чтобы киргизы идентифицировали себя с Российской Империей.

Ведь после восстания прошло 25 лет и началась Великая Отечественная война. Эти же киргизы не только по мобилизации, а добровольно в числе других народов Союза стали воевать, а те, кто остались — работали в тылу днем и ночью, и они же последние силы отдавали ради победы. К дезертирам относились с ненавистью и презрением. И это притом, что за последние 20 лет (1921 — 1941 гг. — прим. StanRadar.com) были массовые репрессии, раскулачивание, коллективизация и другие трагические события.

Старые сплетни рождают историю

StanRadar.com: Данные по потерям киргизов во время восстания сильно отличаются. Какие цифры можно считать достоверными?

Восстание 1916 года («Уркун») охватило северную часть современной Киргизии и часть Казахстана. В связи с участием Российской империи в Первой мировой войне, царское правительство призвало население Средней Азии, которое приняло подданство, на тыловые работы. Местные жители отказались выполнять указ. Волнения переросли в вооруженные стычки и нападения на русских переселенцев. Для подавления мятежа царская администрация использовала карательные отряды.

— Сегодня я слышу разные данные по погибшим по время восстания. От 100 тысяч до одного миллиона человек. Первая всероссийская перепись, в которой впервые были учтены киргизы, была в 1897 году. Во всем Туркестанском генерал-губернаторстве численность киргизов не превышала 650 тысяч. В 1926 году только в пределах современной территории Киргизии численность достигла одного миллиона. Согласно данным переписи 1897 года в двух уездах – Пржевальском и Пишпекском насчитывалось 278,9 тысяч киргизов.

Следующая перепись была летом 1917 года. Шла война и Временное правительство нуждалось в объективных данных, чтобы оценить людские и материальные ресурсы империи. После восстания в северной части современной Киргизии власти подходили к сбору информации особенно тщательно.

Результат переписи показал, что летом 1917 года в двух уездах, где было восстание 1916 года, проживало 324 тысячи киргизов. В науке есть такой метод, когда за основу взяв среднегодовой темп прироста можно исчислить рост численности населения. Это делается для планирования всей сферы деятельности государства. Я применила этот метод и, допустив отсутствие Первой мировой войны и восстания 1916 года, при 1,3% среднегодового темпа прироста киргизов исчислила рост их численности с 1897 по 1917 год.

Результат исчисления показал, что если бы не было бы войны, то численность населения достигла бы 357,6 тысяч. Разница составляет 33,6 тысячи человек .

StanRadar.com: Упомянутая вами оценка потерь в 33,6 тысяч человек — это только погибшие?

— Нет. 33,6 тысяч — это прямые и косвенные потери – погибшие и те, кто бежал в Китай, а также те, кто мог родиться, но не родился у погибших, раненных или сбежавших людей.

Во время самого восстания 1916 года погибли 4 тысячи киргизов . А сегодня этими цифрами манипулируют и делают из этого события один из рычагов для управления общественным мнением, чтобы повлиять на отношения с Россией.

StanRadar.com: Почему тогда в разных источниках такая большая разница в цифрах?

— Почему-то мы воспринимаем за чистую монету данные в старых пожелтевших архивных документах. Разве мы сегодня не увеличиваем количество беженцев для получения большего объема гуманитарного груза или потери, чтобы списать средства? Любые цифры требуют проверки.

Давайте на эту ситуацию посмотрим с другой стороны. В Киргизии в последние десятилетия проводят митинги. Некоторые СМИ пишут, что участвовали 500 человек, а другие, что людей было 15 тысяч. Одни хотят уменьшить количество, другие увеличить. И эти газеты, отчеты и другие документы сохранятся. Пройдет 50 лет и историки будут исследовать политическую ситуации в начале ХХI века в Киргизии. Опираясь на сохранявшиеся документы, одни напишут, что был огромный митинг, а их оппоненты будут утверждать, что митинг не удался. Чтобы знать точные цифры необходимо их проверять.

Очевидцы событий 1916 года такие же люди, как и мы, которые могли преуменьшить или преувеличить истинные данные, часть которых изначально никоим образом не соответствует действительности.


«Киргизский народ». Часть памятника жертвам восстания киргизского народа 1916 года. Фото — Tokmok.info

События 1916 года спровоцировали внешние противники Российской Империи

StanRadar.com: Исходя из этих данных, все-таки был геноцид киргизов в 1916 году?

— Геноцид – это планомерное уничтожение людей по этническому признаку. Но ведь восстали не только киргизы, но и казахи. Это был не геноцид, а противостояние между метрополией и колонией.

В то время, также как и сегодня, шла борьба за власть. Бедняк, которого призвали в армию, пойдет служить, если его никто не будет провоцировать и не подговорит возмутиться приказом. Часть местной интеллигенции всегда хотела быть самостоятельной, у нее было свое видение развития региона.

Когда была стабильность, которую обеспечивала единая политика Российской Империи – они были спокойны. Стоило только Империи ослабнуть, а ситуации — дестабилизироваться, как местные элиты сразу стали искать внешнюю поддержку.

StanRadar.com: Кто оказал эту поддержку?

— Противники Российской Империи. Например, Германия. Военнопленные немцы в Туркестане вели целенаправленную работу, чтобы взорвать изнутри окраины Империи и ослабить ее позицию на западе. В период Великой Отечественной войны Германия предпринимала такие же действия.

StanRadar.com: Если геноцида не было, почему в Киргизии регулярно заявляют о том, что Россия должна выплатить компенсации?

Этот вопрос поднимается не в первый раз. В 2011 году тоже говорили о выплате компенсаций. Это нужно, чтобы актуализировать отношения с Российской Федерацией и внести в них разлад.

Справка StanRadar.com: Шаиргуль Батырбаева – доктор исторических наук, профессор, завкафедрой источниковедения, историографии и исторической информации Киргизского Национального Университета им. Жусупа Баласагына.

Автор: Камилла Алиева, специально для StanRadar.com

Материалы по теме «Фальсификация истории»:

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram

Восстание 1916 года в Средней Азии: ненависть к России сквозь века

Трагедию столетней давности вновь используют националисты Киргизии, чтобы ослабить союз двух стран.

Сегодня, 25 июня исполняется ровно сто лет со дня приказа российского императора Николая Второго о мобилизации населения Средней Азии на прифронтовые работы. Указ вызвал серьезное недовольство местных жителей, что в скором времени вылилось в множество открытых бунтов по всему региону не только против чиновников из царской администрации, но и против проживавших там русских поселенцев. С приближением столетнего юбилея издания указа и начала восстания эта тематика начала всё больше политизироваться, а некоторые националистические силы в республиках Средней Азии прямо выступили с требованием компенсации у России. Особенно активно эта истерия раскручивается в Киргизии, земли которой 100 лет назад стали территорией наибольшей активности восставших и настоящим полем боя с царскими войсками.

Согласно императорскому указу, мобилизации подлежали порядка 450 тысяч мужчин в возрасте от 19 до 43 лет. Их планировалось направить на рытье окопов и траншей, а также заняв некоторыми другими несложными тыловыми работами. Стоит при этом отметить, что в Российской империи коренные нерусские народы призыву в армию не подлежали — её им заменял специальный денежный налог. Посему новость об отправке в район ведения боевых действий большинство местных жителей встретили с недоумением. К сожалению, местная царская администрация не удосужилась толком объяснить не только целей и смысла идущей войны с Германией и Австро-Венгрией, но и необходимость отправки в европейскую часть страны 400 тысяч местных жителей. Многие местные думали, что их отправляют не на тыловые работы, а непосредственно на фронт в состав боевых частей. Началось открытое неповиновение чиновникам, состоявшим из русских.

Полноценное восстание разразилось через полторы недели – 4 июля 1916 года со столкновений между царскими войсками и местными ополченцами в таджикском городе Ходжент. После этого бунт распространился по всей огромной территории региона — от туркменских степей и Каспийского моря до гор Памира и Тянь-Шаня. Николай Второй распорядился направить для усмирения бунтовщиков 30-тысячный хорошо вооруженный корпус. Не имея возможности противостоять регулярным армейским частям, восставшие вымещали свою злобу на местном русском населении, которого к тому времени в Средней Азии было уже около трех миллионов человек, что составляло примерно пятую часть населения всего региона. Селились здесь как казаки, так и крестьяне из центральных областей России, которые получили свободу передвижения после отмены крепостного права в 1861 году. Численность русских в Средней Азии стала быстро расти, что вызывало неудовольствие у местной племенной знати, которая считала, что переселенцы захватывают у них плодородные земли, а местная русская администрация им в этом потворствует.

Читайте также  Закупочная логистика понятие и структура

Главный очаг восстания

Неудивительно, что с самого начала восстание в Средней Азии, в особенности в Киргизии, приобрело отчетливые антирусские черты. Киргизы нападали на хутора, убивали переселенцев и их семьи, расправлялись с казаками, несшими по мере возможностей охранную службу на огромных просторах региона. Каждое селение превращалось в крепость, между домами ставили телеги и отбивались как могли. Зачастую отряд из нескольких десятков человек, вооруженный стрелковым оружием, мог обратить в бегство сотни конных всадников бунтовщиков.

Стоит отметить, что восстание также активно поддерживалось турецкой агентурой, которая распространяла слухи о якобы поражениях России в боях против Османской империи и скором приходе турок в Среднюю Азию для помощи восставших. На этом фоне некоторые религиозные деятели в Киргизии и Узбекистане выступили со следующим заявлением: «Мусульмане! Царствующий над нами Халиф Ислама – Турецкий Султан ведет войну с Россией и другими ей союзными государствами. Каждый мусульманин должен сочувствовать этой священной войне Султана и обязан немедленно жертвовать на её нужды и во благо войны всего мусульманства. А тот, кто не в состоянии жертвовать, тот должен сам встать в ряды сражающихся против неверных. Настало время освобождения от власти гяуров-русских. ». Появились также сообщения о тайных поставках Турцией и стоящей за её спиной Германией оружия и боеприпасов для бунтовщиков.

Как бы то ни было, но к концу 1916 году восстание по большей части было уже подавлено. Уже после усмирения бунта были подсчитаны потери среди русских переселенцев. Оказалось, что по всей Средней Азии количество только убитых составило 3 тысячи человек, в основном среди них были женщины и дети. Были разрушены или сожжены дотла 30 поселений, которые не смогли отбиться от нападений бунтовщиков. По большей части потери русских поселенцев пришлись на земли нынешней Киргизии, которая особенно активно осваивалась русскими после присоединения этого региона в середине 19 века. Потери среди бунтовщиков также были велики. Так, среди киргизов оказалось несколько десятков тысяч убитых, а порядка 100 тысяч человек ушли через горные перевалы в Китай. При этом исход киргизов в Поднебесную получил в дальнейшем в местной историографии название «Уркун», что в переводе на русский означает паническое бегство.

В современной Киргизии, народ которой принимал наиболее активное участие в восстании, события тех лет трактуются сегодня как национальное бедствие. При этом стоит сказать, что некоторые общественные силы в республике, входящей в состав ЕврАзЭс, пытаются обвинить Россию в сознательном геноциде киргизского народа. Речь идет, прежде всего, о националистах, которые активно используют тематику событий 1916 года для разжигания антирусских настроений в Киргизии, пытаясь выставить Россию в неблагоприятном свете агрессора, убийцы и оккупанта перед народом республики. Причем тенденция эта возникла не вчера. Подобная оценка нашей страны и её народа в истории киргизов дала о себе знать уже в конце 1980-х годов на общей волне нарастания националистических настроений в союзных республиках.

Так, киргизское издание «Жаны Агым» опубликовало в конце декабря 2015 года материал под названием «Пусть Путин попросит прощения у киргизов», русский перевод которой был размещен на сайте Gezitter.org. В статье авторы потребовали у руководства Российской Федерации признать факт геноцида киргизского народа и на официальном уровне попросить прощения за события 100-летней давности. «В июле в Бишкеке состоится международная конференция. Наше желание – русский президент Владимир Путин или председатель русской Думы Сергей Нарышкин должны приехать к кыргызскому народу и попросить прощения», – говорится в тексте статьи. При этом весьма примечателен тот факт, что в цитате употребляется слово «русский» , а не «российский», что прямо говорит о намерении авторов сего опуса перевести конфликт именно в национальную плоскость, вызвав у киргизов устойчивое отвращение к русским, которые, кстати, до сих пор в достаточно большом количестве проживают на территории Киргизии.

Кроме того, в Киргизии продолжает процветать национализм, который строится именно на ненависти к России, очернении совместного прошлого и отрицания любого совместного будущего двух стран. Одним из наиболее ярких выразителей этой идеологии является лидер движения «Жоомарт» Нурлан Мотуев. Националист прямо называет события 1916 года геноцидом киргизов, опять-таки делая упор на национальный характер русско-киргизских противоречий, игнорируя многие другие причины восстания. Вместе со своими соратниками он потребовал от Москвы крупную денежную компенсацию за «невинно принесенных в жертву (убиенных) предков». «Наши враги – это русские, и я специально затеял тяжбу к России, требуя с них 100 млрд долларов за резню кыргызов. Вначале меня не поняли, но в этом году очень много организаций поддержали меня. А через 3 года, ох, как жарко будет. Меня не остановит ни тюрьма, ни запреты. И всё это ради довольства Аллаха! Или победа, или Рай!» – написал Мотуев на своей странице в Facebook. Всё это очень напоминает соответствующие требования, которые предъявили к России республики Прибалтики. Только там с ними выступили дорвавшиеся до власти националисты. В Киргизии же с такими требованиями выступают только набирающие свою силу националистические движения.

При этом эксперты отмечают, что националистические настроения пользуются всё большей популярностью среди сельского электората, который крайне восприимчив к подобного рода риторике и, вдобавок ко всему прочему, не знает русского языка. В отличие от городских киргизов, которые активно используют русский язык в деловом и бытовом общении, а также смотрят российские каналы и читают российские газеты, киргизы сельские — именно та среда, которая показала себя питательной почвой для пропаганды идей построенного на ненависти к России киргизского национализма. При этом порой идеи националистические смешиваются с пропагандой идей исламизма. Так, по данным правоохранительных органов республики, на стороне запрещенной в России радикальной организации «Исламское государство» (ИГ) воюют более 350 граждан Киргизии.

К сожалению, власти Киргизии довольно вяло реагируют на угрозу «национализации» республики. А порой и сами являются проводниками этого процесса, делая весьма двусмысленные заявления. Так, в марте 2016 году премьер-министр республики Темир Сариев, комментируя приближение 100-летнего юбилея киргизского восстания, заявил, что бунт был ни чем иным как кульминацией национально-освободительного движения киргизов за свободу и справедливость. «Несмотря на то, что киргизский народ прошел через череду испытаний, дух нации не был сломлен. Самое главное – мы смогли извлечь уроки из трагических событий истории, сохранить о них память и сделать все возможное для обретения независимости и свободы», – сказал он.

С подобными заявлениями выступил и президент Киргизии Алмазбек Атанбаев, подписавший указ «О 100-летии трагических событий 1916 года». Риторика указа также выдержана в русле восприятия событий 1916 года как национально-освободительной борьбы киргизов против России. Кроме этого, в одном из пунктов указа говорится о необходимости увековечивания памяти жертв киргизского народа в ходе событий 1916 года посредством установки памятника в Бишкеке. И это при том, что на озере Иссык-Куль уже стоит подобный монумент. Хочется также отметить, что об увековечивании памяти русских, несколько тысяч которых погибло из-за действий киргизских бунтовщиков в указе президента, увы, не говорится ни слова.

Таким образом, тема бунта 1916 года обрела ярко выраженную националистическую окраску и стремительно политизировалась за постсоветское время. Очевидно, что Россию так или иначе будут винить в тех событиях, возможно, попытаясь на этой волне выбить у Москвы какие-либо преференции или сделать её более сговорчивой в процессе обсуждения вопросов двухстороннего сотрудничества, в том числе в рамках ЕврАзЭс.

Бишкек – стратегический партнер Москвы, и необходимость укрепления отношений между двумя странами сейчас очевидна. Тем более что на усиление влияния в маленькой Киргизии сейчас претендуют как с востока (Китай), так и с запада (Турция). Последняя под руководством президента Реджепа Эрдогана, как и 100 лет назад, вынашивает пантюркистские планы, желая объединить под своей властью все тюркские народы. Поэтому очевидно, что, так или иначе, Турция и стоящий за её спиной Запад могут воспользоваться 100-летним юбилеем трагедии 1916 года в собственных пропагандистских целях. Задача России – этого не допустить. Потому Кремлю стоит утроить ту «малую силу», которую она не в должной мере использует в своем влиянии на Среднюю Азию. Иначе быть беде.

Иван Прошкин

Заглавное фото: памятник жертвам восстания 1916 года на озере Иссык-Куль в Киргизии.

Туркестанское восстание: Почему начались русские погромы, и как власть решала ситуацию

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В соответствии с указом Николая II, порядка полумиллиона мужчин-мусульман призывного возраста планировалось мобилизовать на возведение оборонительных сооружений. Объяснялось это решение нехваткой на фронте рабочих рук из европейской России. Особое положение жителей Туркестана, основанное на освобождении от воинской обязанности, инициативы родовой азиатской аристократии, решившей сохранить власть в регионе, спровоцировали неподчинение царским распоряжениям и конфликт, переросший в противостояние со множеством жертв.

Читайте также  Кадастровая оценка земли

Трудовая мобилизация и недовольство азиатов

В июне 1916-го Николай II подписал указ об обязательном привлечении мужчин-инородцев Российской империи к возведению оборонительных сооружений в районах действующей армии. До того момента в царской армии из среднеазиатов служили лишь туркмены. Так совпало, что призыв на принудительные работы царские чиновники назначили в канун священного мусульманского месяца Рамадан. Помимо этого, в земледельческих регионах Туркестана шли активные сельскохозяйственные работы, что грозило крестьянам урожайным провалом.

В итоге, общим собранием коренное население ряда районов Туркестана приняло решение о неподчинении приказу. Часть подлежащих призыву бежали в Западный Китай, переманивая соплеменников. В Сырдарьинской области волнения вылились в проведение среди жителей антипризывной агитации. В каждом районе волнения выражались по-своему и с разной интенсивностью. В условиях малочисленности русских в администрации, полиции и войсках протестная волна нарастала. Определенную роль сыграла и обычная психология толпы.

Постепенно инородцы перешли от пассивного протеста к конкретным акциям. Кто-то требовал выдачи властями посемейных списков, а кто-то и вовсе пытался их уничтожить. Русской администрации не удавалось подавлять массовые беспорядки на огромной площади. 17 июля 1916-го Туркестанский военный округ перевели на военное положение под руководством генерал-губернатора Алексея Куропаткина — командующего Северным фронтом, блестящего знатока края и ветерана вхождения Туркестана в Россию. В эти же дни был утвержден план усиления русских гарнизонов и образована дополнительная пехота.

Мятеж киргизов и право на ликвидацию аулов

Постепенно местное население вышло за границы обычных протестов, выражая свои недовольства уже в нападениях конкретно на русских. В Семиречье, где проживало множество русских переселенцев, ненависть к ним оказалась наиболее выраженной. В регион прибыли правительственные войска с санкциями на любые действия, вплоть до ликвидации сопротивлявшихся. В ответ повстанцы уничтожили телеграфное сообщение с Ташкентом, стали блокировать военных и даже нападать на них.

Участились нападения на гражданское население: первой волной стало убийство переселенцев-топографов, разворовывание киргизами домашнего скота, погромы на почтовых отделениях, грабежи и поджоги в мелких населенных пунктах. Киргизы вооружались любым доступным оружием: устаревшими фитильными ружьями, берданками, самодельными пиками и топорами, насаженными на длинные палки. Появились регулярные случаи нападения на русских солдат с захватом оружия и убийствами.

Террор местных русских

Политической недальновидностью и пассивными действиями правительство, в первую очередь, подставило под удар русское население региона. Русские стали главной целью беснующейся стихии. Ситуация осложнялась тем, что большинство мужчин на тот момент пребывали на военной службе или на фронте, а поселения оставались практически беззащитными. Восставшие, подогреваемые экстремистскими лозунгами, действовали крайне жестоко. Они устроили настоящий террор мирного русскоязычного населения, насилуя и истязая женщин, убивая детей и стариков. Молодых женщин угоняли в плен, превращая в аульных рабынь-наложниц.

От рук повстанцев в общей сложности погибли не менее 1300 русских мужчин и столько же женщин, более 600 человек были ранены, как минимум тысяча считались пропавшими без вести, уничтожены порядка 900 дворов. Среди убитых значились монахи Секульского монастыря, представители сельской интеллигенции. Благосостояние русских в регионе было всерьез подорвано, в селе Иваницкое дунгане перебили практически всех русских крестьян. О зверствах повстанцев того периода ходили самые страшные легенды. Очевидцы утверждали, что детские трупы попросту выбрасывались на дорогах после страшных истязаний. Взрослых выкладывали рядами и давили лошадьми.

Ответ империи и жестокость русских

Для подавления восстания в Туркестане прибыли 30 тысяч военных, вооруженные пулеметами и артиллерией. Уже к концу лета российские войска ликвидировали волнения практически во всех горячих районах. Действия русских солдат после лицезрения обстановки в разоренных селениях были крайне жестокими. Их позиция стала ожидаемой ответной реакцией на зверства повстанцев.

Как писала киргизский историк Шаиргуль Батырбаева, подавление местных было крайне жестоким, но вполне объяснялось причинами такой трагедии. Присланные для усмирения бунта отряды очень бурно отреагировали на насаженные на вилы головы русских женщин, стариков и детей. Русские ответили на насилие насилием. Были организованы дружины самоохраны, а приведенные в ярость женщины устроили киргизский погром в Пржевальске. В Беловодском, где киргизы убили множество жителей, женщин увели в плен, а детей замучили, русские крестьяне перебили более 500 арестованных киргизов. Туркестанские эпизоды 1916 года нашли свое продолжение в последующие периоды революционных лет, доказав, что невнятная национальная политика в крупном многонациональном государстве чревата кровавыми последствиями.

Как и ужасающие последствия могут вызывать любые заигрывания с расизмом и нацизмом. Потому что в противном случае даже детей низшей расы можно использовать как инкубаторы для крови и банально истреблять.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Ход национально-освободительного движения 1916 года

Ход национально-освободительного движения 1916 года

Семиреченский центр движения. Одним из крупных центров национально-освободительного движения 1916 года на юге Казахстана было Семиречье. 20 июля 1916 года туркестанским генерал-губернатором был назначен А. Куропаткин, участник русско-японской войны 1904-1905 годов, бездарно руководивший обороной крепости Порт-Артур. Он приказал привести в покорность восставших, используя любые средства.

Военный губернатор Семиречья М. Фольбаум рассылал в казачьи станицы винтовки и патроны для организации карательных отрядов из местного казачества. Огнестрельным оружием было вооружено также русское кулачество переселенческих сел. При карательных отрядах, в уездных городах Семиреченской области были созданы военно-полевые суды.

Движение охватило территорию прилегавшую к реке Чу и озеру Иссык-Куль. Более 10 тысяч киргизских и казахских повстанцев осаждали Токмак. В горах близ Узунагача шли неравные бои между повстанцами Жайылмысской волости и карательным отрядом подполковника Базилевича.

Одним из крупных очагов восстания в Семиречье была Каркаринская ярмарка. 11 августа 1916 года более 5 ООО повстанцев осадили ярмарку и захватили ее, нанеся поражение карательному отряду. Отряды меркенских, аулие-атинских повстанцев во главе с Аккозом Косаковым, теснимые карателями, вели упорные бои в песках Моюнкума. После поражения восстания более 238 тысяч населения восставших аулов Семиречья откочевало в Китай. В районах восстания осталось в среднем 1/3 поголовья скота. Один из лидеров восстания в Семиречье Бекболат Ашекеев был повешен на сопке Бурундай. В тюрьме Каркары был отравлен один из вожаков повстанцев Жаменке Мамбетов.

Тургайский центр движения отличался централизацией власти, слаженной системой управления повстанческим движением. Сардарбеком был избран Амангельды Иманов, внук знаменитого батыра Имана, сподвижника Кенесары Касымова. Армия Иманова отличалась организованностью и дисциплиной. В центре внимания кенеса-военного совета находились вопросы обучения военному делу.

В сентябре 1916 года общее число восставших в Тургае достигало 20 тысяч человек. В ноябре 1916 года число восставших составляло 50 тысяч человек. Иманов изобрел свою тактику ведения боя: создавал особые отряды из мергенов — стрелков-снайперов под руководством Кейкы батыра.

В конце октября 1916 года 15 тысяч повстанцев под командованием А. Иманова осадили город Тургай. Оказавшись не в силах овладеть Тургаем, они отошли к урочищу Батпаккара и в пески Аккум, где перешли к партизанским методам ведения войны. Наводили ужас на карателей лихие конные налеты храбрых джигитов прославленного снайпера батыра Кейки.

Последнее сражение восставших с карательными войсками произошло 22-24 февраля 1917 года в местности Догал-Урпек. После поражения повстанцев в Тургайском очаге движения 1916 года было наказано около 3 ООО человек.

Причины поражения и историческое значение восстания. Восстание 1916 года стало частью революционного кризиса, охватившего Восток. Депутат IV Государственной думы А. Керенский, будущий председатель Временного правительства, в яркой обличительной речи подверг резкой критике действия царского правительства и колониальной администрации при подавлении движения 1916 года.

Публицист С. Ужгин, один из создателей Кустанайской социал-демократической организации, выпустил прокламацию «Слово о событиях в Карабалыке», связанных с событиями 1916 года.

Часть русских переселенцев сочувствовала восставшим. Одним из видных организаторов Каркаринского очага движения был Е. Курев. На стороне восставших сражалась дочь предпринимателя С. Вербицкая. Повстанцев в Тургае обучал военному делу Никита Кротов.

При подавлении национально-освободительного движения царизм осуществлял стратегию «выжженной земли». Численность коренного населения в Казахстане в 1916 году сократилась на 0,5 миллиона человек.

Главными причинами поражения освободительного движения были: 1) стихийность, неорганизованность, отсутствие связи между регионами; 2) против повстанцев действовала регулярная армия, хорошо вооруженная и обученная; 3) в регионах, где активно шло переселенческое движение, царизм умело использовал межэтнические противоречия; 4) не было единства в рядах национально-­демократической интеллигенции; 5) феодально-байские элементы в ряде случаев предавали интересы народа.

Национально-освободительное движение 1916 года пробудило рост национального самосознания казахского народа. События 1916 года отражены в творчестве казахских писателей С. Муканова «Ботагоз», Ж. Аймауытова «Карткожа», М. Ауэзова «Килы заман» и других.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: