Воля. Волевые качества и их развитие - OXFORDST.RU

Воля. Волевые качества и их развитие

Волевые качества личности и их формирование

Воля не только стимулирует активность человека, направленную на преодоление трудностей, но и тормозит ее проявление, когда это необходимо для достижения цели. Благодаря побудительной и тормозной функциям воля дает возможность человеку регулировать свою деятельность и поведение в самых сложных условиях. Эти функции воли направлены на преодоление внешних и внутренних препятствий и требуют от человека напряжения всех душевных и физических сил. Когда состояние напряжения, направленное на осуществление побудительной и тормозной функции воли, проявляется повсеместно, оно закрепляется и становится волевым свойством или качеством личности.

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Волевые качества

1. Сила воли – это обобщённая способность преодолевать значительное затруднение, возникающее на пути к достижению поставленной цели.

2. Выдержка или самообладание — умение сдерживать свои чувства, владение собой и заставлять себя выполнять задуманные действия.

3. Целеустремлённость – сознательная и активная направленность личности на достижение определённого результата деятельности

4. Настойчивость – стремление к поставленной цели даже в очень сложных условиях. Следует отличать от упрямости. Настойчивый человек постоянно соотносит свою цель с чем-то, и он может остановиться, в отличие от упрямого.

5. Инициативность – способность предпринимать попытки в реализации возникших идей.

6. Самостоятельность – способность принимать решения и действовать опираясь на собственный опыт и взгляды. Следует отличать от негативизма.

7. Решительность – отсутствие чрезмерных колебаний при принятие решения на стадии борьбы мотивов, следует отличать от импульсивности. Имеет место тогда, как всё обдумал и начинает действовать, импульсивность – делает быстро, но не предшествует этап анализа.

8. Последовательность – способность совершать поступки, вытекающие из единого руководящего принципа, тесно связано с самоконтролем и самооценкой. Последовательные люди немного предсказуемы в хорошем смысле, их поведние логично, а непоследовательные – скачут с одного мотива на другой.

9. Локус контроля – склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным усилиям.

Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки.

Формирование воли

Первый этаппротивостояние ненужномувнешнему. Воля рождается со становления Характера (в житейском понимании) — способности человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения, свои интересы. Негативная оценка этому — Упрямство.

Второй этаппротивостояние ненужномувнутреннему. Научившись противостоять внешнему, человек начинает учиться противостоять внутреннему: тем эмоциям и желаниям, которые неуместны и несвоевременны. Тут воля – это умение, навык или привычка действовать так, как нужно для достижения цели, а не так, как хочется в данный момент.

Локализация контроля и «свобода воли»

Локус контроля( от латинского локус – место и французского конроле – проверка) – это склонность человека приписывать отвественность за результаты своей деятельности либо внешним силам и обстоятельствам, либо своим собственным способностям.

Выделяют внешнюю (экстернальную) локализации конроля и внутреннюю(интернальную).

Экстерналы склонны приписывать причины своего поведения другим людям – внешним факторам. Такие люди не уверенны в себе, неуравновешенны, агрессивны, конфорны, склонны откладывать всё на потом.

Интерналы берут отвественность на себя. Они более уверенны в себе, последовательны, склонны к самоанализу.

И та и другая локализация имее свои положетльные и отрицательные стороны.

Амбиверт – средний

Большая часть исследований, которые были проведены в соответствии с теорией Роттера, сосредоточивалась на личностной переменной, называемой локус контроля — обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. Люди с экстернальным локусом контроля полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами, такими как судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения. «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальным локусом контроля верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» поэтому чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией локуса контроля.

Характеристики экстерналов и интерналов. Исследования, основанные на роттеровской шкале И-Э, показывают, что экстерналы и интерналы различаются не только по своему убеждению относительно того, где находится источник контроля их поведения. Одно из ключевых различий, отличающих экстерналов от интерналов – это способы, какими они ищут информацию об окружении. В нескольких исследованиях было показано, что интерналы с большей вероятностью, чем экстерналы, будут активно искать информацию о возможных проблемах здоровья.

Интерналы также в большей степени, чем экстерналы предпринимают меры предосторожности, чтобы сохранить или поправить свое здоровье, например, бросают курить, начинают заниматься физическими упражнениями и регулярно показываются врачу. Исследования также показывают, что у людей с экстернальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интервальным локусом контроля. Тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем у интерналов. Также вероятность появления психических заболеваний у интерналов ниже, чем у экстерналов.

СВОБОДА ВОЛИ – способность человека к самоопределению в своих действиях.

Абсолютной свободы воли не существует.

Начинается там, где заканчивается свобода воли другого человека.

С позиции первой персоны я не могу сделать умозаключение о том, что я обладаю свободой воли, пока ни одно из решений не принято. Может быть, что-то ещё заставит меня сделать окончательный выбор. Но после принятия и начала исполнения решения у меня возникает впечатление о моей свободе воли, так как я знаю, что я уже принял решение и я помню другие возможные решения, которые я мог бы принять, но не захотел.

Получается, что «свобода воли» — это не только способность принимать решение, но также и способность удерживать в памяти несколько возможных решений. Без способности к последующему обдумыванию возможных решений «свобода воли» превращается в неосознаваемый (потому что нет обдумывания или воспоминаний) выбор. К примеру, технически, это может быть случайным выбором одного из равновероятных путей. Но мы называем свободой воли именно свойство сознательного опыта.

Никакие моральные или биологические потребности или что-то специфически человеческое не используется в таком определении свободы воли с точки зрения первой персоны.

Суждение о свободе воли третьей персоны более трудно. Я делаю вывод о том, что моя кошка обладает свободой воли, потому что в «абсолютно одинаковых обстоятельствах» она иногда ворует сосиски со стола, а иногда нет. По её поведению я вижу, что она помнит, что совершила «нехороший» поступок.

Нарушения волевой сферы

Гипербулия — общее повышение воли и влечений, затрагивающее все основные влечения человека. Например, увеличение аппетита приводит к тому, что больные, находясь в отделении, немедленно съедают принесенную им пищу. Гипербулия — характерное проявление маниакального синдрома.

Гипобулия — общее снижение воли и влечений. Больные не испытывают потребности в общении, тяготятся присутствием посторонних и необходимостью поддерживать беседу, просят оставить их одних. Пациенты погружены в мир собственных страданий и не могут проявлять заботу о близких.

Абулия — расстройство ограничивающееся резким снижением воли. Абулия является стойким негативным расстройством, вместе с апатией составляет единый апатико-абулический синдром, характерный для конечных состояний при шизофрении.

Обсессивное (навязчивое) влечение предполагает возникновение желаний, которые больной может контролировать в соответствии с ситуацией. Отказ от удовлетворения влечения рождает у больного сильные переживания, постоянно сохраняются мысли о неутоленной потребности. Так, человек с навязчивым страхом загрязнения сдержит влечение к мытью рук на короткое время, однако обязательно тщательно вымоет их, когда на него не смотрят посторонние, потому что все время, пока он терпит, он постоянно мучительно думает о своей потребности. Обсессивные влечения включены в структуру обсессивно-фобического синдрома.

Компульсивное влечение — более мощное чувство, поскольку по силе оно сравнимо с инстинктами. Патологическая потребность занимает столь доминирующее положение, что человек быстро прекращает внутреннюю борьбу и удовлетворяет свое влечение, даже если это связано с грубыми асоциальными поступками и возможностью последующего наказания.

При каких заболеваниях возникает нарушение волевой сферы:

Шизофрения, Маниакальный синдром, Депрессивный синдром, Обсессивно-фобический синдром, Психопатии, Алкоголизм, Наркомания.

Нарушения воли (fromГорегляд):

Абулилия– возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждения к деятельности, выражающаяся в неспособности, при понимании необходимости, принять решение действовать или доводить до конца.

Апраксия – сложное нарушение целенаправленность действий, вызываемое поражением мозговых структур, проявляется в нарушении регуляции движений и действий, следовательно осуществлять какую-либо активность становится невозможным.

Собственно абулия и апраксия сравнительно редкие явления, имеющие место только при мозговых патологиях или дисфункциях. Слабоволие, с которым мы часто сталкиваемся, является не чем иным, как недостаток воспитания. Наиболее часто это слабоволие проявляется в виде лени – стремление отказаться от преодоления трудностей.

Воля. Волевые качества и их развитие

Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название «волевые качества».

Определение. Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

Целеустремленность — это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность — это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

Самостоятельность — это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

Выдержка — это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка — это проявление тормозной функции воли. Она позволяет «затормозить» те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

Решительность — свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

Читайте также  Недоношенные дети. Патологии недоношенных детей

Смелость — это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества — энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

Энергичность — это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

Настойчивость — это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство — это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

Организованность — качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

Дисциплинированность — это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

Самоконтроль — это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

Формирование волевых качеств

Воля — это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут «сломить» его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

Воля. Волевые качества и их развитие

Яськов Никита Сергеевич – студент факультета Промышленного и гражданского строительства Академии строительства и архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: Данная статья посвящена одной особенности из особенности психики — воле. Рассмотрены задачи и функции воли, волевые качества человека и их развитие.

Ключевые слова: Воля, качества человека, психология.

Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

Психологическая структура волевого акта

Любая деятельность человека всегда сопровождается конкретными действиями, которые могут быть разделены на две большие группы: произвольные и непроизвольные. Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Например, представим себе больного человека, который с трудом берет в руку стакан с водой, подносит его ко рту, наклоняет его, делает движение ртом, т. е. выполняет целый ряд действий, объединенных одной целью – утолить жажду. Все отдельные действия, благодаря усилиям сознания, направленным на регуляцию поведения, сливаются в одно целое, и человек пьет воду. Это усилия часто называют волевой регуляцией волей.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы. В соответствии с этим принято выделять в качестве конкретизации указанной выше общей функции две другие – активизирующую и тормозящую.

Следует заметить, что не всякое действие, направленное на преодоление препятствия, является волевым. Например, человек, убегающий от собаки, может преодолеть очень сложные препятствия и даже залезть на высокое дерево, но эти действия не являются волевыми, поскольку они вызваны прежде всего внешними причинами, а не внутренними установками человека. Таким образом, важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Обычно мы более менее ясно осознаем то, ради чего совершаем те иные действия, знаем цель, достичь которой мы стремимся. Бывают же случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не может объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими- то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение. Подобные действия принято называть импульсивными. Степень осознания таких действий сильно снижена. Совершив необдуманные действия, человек часто раскаивается в том, что сделал. Но воля раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Волевые качества человека и их развитие

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли обобщенную способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли, принято выделять такие личностные черты: выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется; в недопущении импульсивных и необдуманных действий; в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустремленностью принято понимать сознательную и активную направленность личности на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего выступает отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятельность – это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, критически оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформированные на основе полученных советов.

От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоятельности всегда связана еще с одним качеством воли – решительностью. Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.

От решительности, позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения таким человеком, правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым качеством человека является последовательность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контролирует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к которой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтроля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может постепенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, наоборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координировать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, и большинство других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более менее устойчивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы мотивов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут делать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуществляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возможным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой – некоторая сформированность моральных установок.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человека“ контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и учиться пользоваться ею эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Читайте также  Аэрозоли и порошки

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий.

Понятием „воля“ оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать первичные, базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций – побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

  1. преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;
  2. приобретение человеком контроля над своим поведением;
  3. выработка волевых качеств личности;
  4. а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усй в течение долгого времени.

Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению общественно полезных, так и антиобщественных целей.

  1. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: 2008 — 583 с.
  2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999.
  3. Ильин Е. П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2000. — 712 с.
  4. Федосеенков А.В. Философия жизни: экзистенциальный аспект социальной маргинальности. – Ростов н/Д, 2014. – 138 с.
  5. Майданский А. Д., Федосеенков А. В. О категориях качества и количества//Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: IV Международная научно-практическая конференция. Том 3. Гуманитарные науки в современном образовании. – Таганрог, 2005. – 322 с.

Волевые качества человека и их развитие

Воля человека характеризуется определенными качествами. Прежде всего, принято выделять силу воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной целя. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью воле­вых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Среди различных проявлений силы воли принято выделять такие личностные черты, как выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное дей­ствие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, по что представляется неразумным или неправильным.

Другой характеристикой воли является целеустремленность. Под целеустрем­ленностью принято понимать сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности. Очень часто, когда говорят о целеустремленности, используют такое понятие, как настойчивость. Это понятие практически тождественно понятию целеустремленности охаракте­ризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых слож­ных условиях. Обычно различают целеустремленность стратегическую, т. е. уме­ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин­ципами и идеалами, и целеустремленность оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

От настойчивости принято отличать упрямство. Упрямство чаще всего высту­пает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается на­стоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими жела­ниями.

Важной характеристикой воли является инициативность. Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек. Самостоятель­ность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициатив­ностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели. Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

От самостоятельности следует отличать негативизм. Негативизм проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как сла­бость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др. Очень часто безделье связывают с ленью. Именно лень является всеобъемлющей характеристикой качеств, противоположных по смыслу позитивным качествам воли.

Следует отметить, что инициатива, проявляемая человеком, помимо самостоя­тельности всегда связана еще с одним качеством воли — решительностью. Реши­тельность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст­рый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

От решительности, как позитивного волевого качества, необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Импульсивный человек не задумывается перед тем, как начать действовать, не учитывает последствий того, что он делает, поэтому часто раскаивается в том, что совершил. Торопливость в принятии решения та­ким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что приня­тие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.

Исключительно важным волевым качеством человека является последователь­ность действий человека. Последовательность действий характеризует то, что все совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и са­мооценкой.

Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контроли­рует свою деятельность. В противном случае выполняемые действия и цель, к ко­торой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтро­ля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Так, низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может по­степенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, на­оборот, человек переоценивает себя и свои возможности. В этом случае принято говорить о завышенной самооценке, которая не позволяет адекватно координиро­вать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Воля, как и большинство других высших психических процессов, формирует­ся в ходе возрастного развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобла­дают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Во­левые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный харак­тер. Лишь на четвертом году жизни желания приобретают более или менее устой­чивый характер.

В этом же возрасте у детей впервые отмечается возникновение борьбы моти­вов. Например, дети двухлетнего возраста после некоторых колебаний могут де­лать выбор между несколькими возможными действиями. Однако выбор, осуще­ствляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возмож­ным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влия­нием обучения и воспитания, в процессе постоянного взаимодействия со взрос­лыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствую­щие выводы.

Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо заня­тием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото­рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис­ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае­мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности.

Каковы основные пути формирования воли? Прежде всего успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез­ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по­ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, проис­ходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела­ние, не предъявляют ему требований, которые должны безоговорочно им выпол­няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития.

Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие родителями у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности, кото­рая не только помогает понимать необходимость соблюдения определенных пра­вил поведения, но и обеспечивает ему внутреннюю дисциплинированность, выра­жающуюся в способности регулировать и сопоставлять свои желания с условия­ми реальной деятельности.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу­ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. Например, школьник должен сидеть за партой определенное время, он не может встать с места без разрешения учителя, разговаривать с товарищами, он должен готовить дома заданные ему уро­ки и т. д. Все это требует от него довольно высокого развития волевых качеств и в то же время развивает у него нужные для выполнения этих правил качества воли. Поэтому большое значение для воспитания воли у школьников имеют лич­ность учителя и школьный коллектив.

Учитель, с которым общается ребенок в школе, оказывает непосредственное влияние на формирование у него определенных личностных характеристик и, об­ладая яркой личностью, оставляет в жизни ребенка неизгладимый след. Нередко это вызывает у ребенка стремление подражать поведению учителя, и если у по­следнего хорошо развиты волевые качества, то существует высокая вероятность, что те же качества будут успешно развиваться и .у его учеников.

Читайте также  Мистецтво, як об’єкт наукового дослідження. Види мистецтва

Аналогичная картина наблюдается в отношении школьного коллектива. Если деятельность ребенка протекает в коллективе, где существует атмосфера высокой требовательности, то и у ребенка могут сформироваться соответствующие харак­теристики личности.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. Более того, формирование волевых характерис­тик не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности. ,.

Как развить волевые качества личности — психология

Что такое воля и чем волевой человек отличается от безвольного? Этим вопросом я заинтересовалась, когда моя младшая сестра стала часто пропускать школьные уроки и перестала посещать спортивную секцию по художественной гимнастике. Она объясняла это нежеланием тратить время попусту.

Для нее отдых и ничегонеделанье в соцсетях были более привлекательны и полезны, чем учеба и спорт. Сегодня я вам расскажу, что такое волевые качества личности, зачем они нужны и как их развить. Тренировать волю никогда не поздно, но лучше всего это начинать делать в детстве.

Воля человека

По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно!
Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)

Психология рассматривает волевые качества личности как совокупность необходимых качеств для достижения поставленных целей. Наиболее ярко воля человека проявляется в:

  • целеустремленности;
  • дисциплинированности;
  • настойчивости;
  • стратегичности.

Эти качества характера базируются на воле человека, которую психологи рассматривают как некую привычку психики или ее особое состояние.

Обратите внимание! Силу воли необходимо тренировать, как мускулы тела.

Однако просто силы воли для достижения поставленных целей еще недостаточно, должен присутствовать еще один компонент — стойкость воли или несгибаемость. Сила воли и стойкость образуют волевую сферу личности, которая и отражает психическое состояние индивидуума.

В чем проявляется сила воли? Это способность быстро мобилизовать психику для реализации задуманного. Почему именно психику, а не тело? Потому что именно психические усилия играют основную роль: они называются намерением. Если намерение что-то сделать четко сформировано, то тело подчиняется волевому импульсу и послушно исполняет задуманное.

Если намерение сформировано нечетко (человек не разобрался, нужно ему это делать или не нужно), то тело проявит пассивность либо будет диктовать свои условия. А набор желаний у тела всегда одинаков — отдохнуть, вкусно покушать, поспать. Тело стремится ничего не делать. Побудить его к действию может только стимул — сильная заинтересованность в чем-либо. Это может быть голод, желание привлечь к себе внимание или желание заработать деньги для реализации мечты. Без стимула тело будет пассивным и инертным.

В чем проявляется слабость воли? Это особенно заметно, когда человек останавливается на полпути или опускает руки при первом же препятствии на пути к цели. Слабая воля тоже тренируется, если родители потакают капризам ребенка и не реагируют на частые перемены в настроении. Если ребенком управляет желание «хочу — не хочу», то воля его не тренируется. Такому ребенку придется очень тяжело в жизни, которая требует закаленной воли и твердого характера.

Важно! Чтобы воспитать у ребенка силу воли, нужно привить ему навык доводить задуманное до конца и умение преодолевать препятствия на пути к цели. Стремление к успеху — необходимое качество характера человека.

В чем проявляется стойкость воли? Она проявляется в умении удерживать взятую цель, не сворачивать с выбранного пути и получать удовольствие от достигнутого результата. Именно удовольствие от достигнутого является стимулом для развития стойкости волевых качеств.

Обратите внимание! Стойкость воли можно сравнить с выносливостью.

Чаще всего человеку не хватает выносливости, чтобы завершить начатое дело. У него либо интерес пропадает на половине пути, либо терпения не хватает, либо поднимает голову лень. Поэтому выносливость необходимо тренировать, как и силу воли. Сила воли является побуждением к действию, а выносливость отвечает за реализацию задуманного. Есть много легких на подъем людей, но мало кто из них может пройти путь до конца — получить результат.

Классификация волевых качеств

Психологи выделяют два типа (подвида) волевых качеств человека:

  1. первичные;
  2. системные.

Первичные волевые качества даны нам от рождения, системные формируются в процессе социализации личности, то есть в процессе интеграции в общество. Однако первичные волевые качества с возрастом утрачиваются, поэтому их необходимо восстанавливать тренировками.

Первичные волевые качества — это:

  • энергичность;
  • терпеливость;
  • самообладание;
  • смелость.

Энергичность хорошо проявляется в маленьких детях. Они всегда на позитиве, им всё интересно и увлекательно: мир вокруг раскрашен ярким цветом. То есть у них всегда есть мотивация к действию — познание окружающего мира. Взрослому человеку необходимо эту мотивацию активировать, специально настраивать себя на положительный итог и мобилизовать внутренние ресурсы (энергию для достижения цели).

Терпеливость — это умение кропотливо и целеустремленно добиваться намеченного. Маленькие дети иногда демонстрируют чудеса терпеливости, когда занимаются запрещенным родителями делом (разбирают по запчастям игрушки, уничтожают косметику мамы и т. д.). Маленький ребенок обязательно доведет до конца начатое дело — уничтожение маминых кремов и т. д. Взрослому человеку терпеливо довести до конца начатое (при отсутствии видимых результатов) не всегда хочется, но при наличии мощного стимула вполне реально. Однако не следует путать терпеливость с пассивностью: это разные вещи.

Самообладание проявляется, когда человек продолжает выполнять начатое дело, несмотря на неблагоприятные внешние обстоятельства. Самообладание берет под контроль любые эмоции, чтобы они не мешали осуществлению задуманного. А помешать может страх, паника (всё пропало) или апатия (руки опускаются). Волевой человек упрямо продвигается выбранным курсом, уверенный в успехе своего предприятия. Однако самообладание не следует путать с бестолковостью и упёртостью: оно выражается в стабильности эмоционального фона.

Смелость — это преодоление иррациональных страхов на пути к цели. Почему страхи названы иррациональными? Потому что они воображаемые и надуманные. Их не существует на самом деле, но человек легко может вообразить и придумать любой страх. Помимо иррациональных страхов существуют и вполне реальные — непонимание окружающих, препятствия и осуждение конкурентов, откровенная ложь и даже угроза жизни. Волевой человек умеет побеждать все страхи на выбранном пути и неуклонно продвигается к цели. Однако смелость нельзя путать с сумасбродством, безбашенностью и неоправданным риском.

Системные волевые качества всегда связаны с моральной составляющей, они вырабатываются под влиянием общества. По этим качествам дают характеристику человеку как социальной единице:

  • целеустремленность;
  • настойчивость;
  • принципиальность;
  • инициативность;
  • решительность;
  • стратегичность;
  • самодостаточность.

Целеустремленность предполагает умение ставить цель и добиваться ее законными путями. Это очень важное качество характера, позволяющее выживать в социуме и добиваться определенного социального статуса.

Настойчивость помогает продвигаться к выбранной цели, не сворачивая с пути и не опуская руки при первой неудаче. Настойчивый человек может посвятить своей избранной цели годы, чтобы впоследствии насладиться достигнутым результатом. Настойчивость хорошо тренируется в спортивных секциях.

Принципиальность — качество социального человека. Это верность своим взглядам и убеждениям, умение отстаивать собственную точку зрения и не поддаваться на провокации. Принципиальность тесно связана с мировоззренческой позицией человека.

Инициативность — тоже качество человека социального. Это умение генерировать идеи по преобразованию окружающего мира, проявление неравнодушия к жизни в социуме и желание усовершенствовать социальную жизнь. Инициативность присуща людям с качествами лидера.

Решительность — качество, необходимое для осуществления поставленной задачи. Решительность тренируется только на практике. Например, многие школьники боятся отвечать у доски — необходима решительность. Также решительность проявляется в умении оперативно принимать решения, не боясь последствий. Однако решительность иногда путают с импульсивностью, которая приносит только вред.

Импульсивность характеризуется большим эмоциональным накалом, в отличие от решительности. Серьезные решения должны приниматься разумом, а не эмоциями. Также не следует путать решительность с проявлением спешки: это не суетливое поведение, а скорость перехода от решения к действию. Пока нерешительный человек колеблется и раздумывает, решительный достигает цели.

Стратегичность — тоже качество человека социального. Иными словами, это строгая последовательность действий на выбранном пути и отсутствие хаоса в мыслях. Разумный человек никогда не начнет действовать без четко продуманного плана, а также он предвидит (планирует) результат своих усилий. Например, архитектор сначала видит строение внутренним взором, а потом реализует его в проекте. Однако стратегичность не предполагает косность мышления: планы могут корректироваться изменяющейся обстановкой.

Самодостаточность предполагает самостоятельность во всех ее проявлениях. Это умение жить согласно собственным убеждениям и принципам. Самодостаточный человек не нуждается в посторонней помощи, он вполне самостоятельно может принимать решения и осуществлять их на практике. Иными словами, это умение действовать автономно и независимо.

Методы развития волевых качеств

Воля человека тренируется в процессе жизнедеятельности при преодолении различных препятствий. Именно умение преодолевать препятствия на пути формируют волевую сферу человека. Тренировать волю помогает инстинкт выживания, который является стимулом к действию. Но по мере взросления к инстинкту выживания добавляется социальный стимул — похвала родителей, коллег, учителей. То есть в права вступает воспитание и его требования. Воспитание начинает формировать моральные качества, на основе которых тренируется системная воля.

Методы укрепления волевых качеств:

  • посещение спортивной секции;
  • посещение кружков по интересу (художественный, фото);
  • увеличение сложности процесса;
  • анализ неудач и успеха.

Укреплять волю необходимо с самого детства. Для ребенка будет полезным посещение спортивной секции, так как коллективное преодоление препятствий является огромным стимулом к действию. Дети любят копировать друг друга, поэтому результаты и достижения других будут побуждать к собственным достижениям.

Кружки по интересам тоже воспитывают волевые качества. Например, при рисовании картины необходимо проявлять терпеливость и настойчивость. Способствует развитию воли даже хобби, ведь многие увлечения требуют такого же терпеливого участия в процессе, как и спортивная секция.

Обратите внимание! Чтобы ребенок не бросил занятия рисованием или иным видом деятельности, чаще хвалите его и не ставьте слишком сложные задачи.

Взрослый человек может укреплять волю с помощью занятий на спортивных тренажерах. Укрепляет волю и принятие решения вести здоровый образ жизни либо избавиться от какой-либо вредной привычки.

Помните, что нагружать себя сложными невыполнимыми задачами — путь к провалу. Следует ставить перед собой небольшие выполнимые цели и реализовывать их. Реализация задачи приносит удовольствие, а удовольствие является стимулом к выполнению следующей задачи. От простого к сложному — наилучший совет по укреплению волевых качеств.

Разбор полетов — это важная веха на пути укрепления воли. Нужно спокойно проанализировать, почему не получилось что-то сделать. Так же необходимо фиксировать положительные результаты, чтобы они сохранялись в памяти. Перечитывание записанных в блокноте достижений (или фото/видео отчет) помогают зарядиться позитивом, если что-то не получается.

Совет

Помните, что силу воли необходимо постоянно тренировать. Если этого не делать, начнется обратный процесс — скатывание в апатию и лень, деградация личности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: