Внутренний водный транспорт - OXFORDST.RU

Внутренний водный транспорт

Внутренний водный транспорт России

Материал из Documentation.

Внутренний водный транспорт России — один из видов водного транспорта России.

Россия обладает большой и разветвлённой сетью речных путей и озёр. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства. Однако существенную роль внутренний водный транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных транспортно-экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с практически полным отсутствием альтернативных видов транспорта (Север и Северо-Восток страны). [1]

В состав речного флота входят самоходные суда грузоподъёмностью 2-3 тыс. тонн, сухогрузы типа «Волга-Дон», танкеры грузоподъёмностью 5 тыс. тонн и крупные баржи. С начала 1960-х годов эксплуатируются суда типа «река-море», позволяющие плавать не только по рекам, но и в прибрежных акваториях морей, что значительно сокращает объем перегрузочной работы на стыках река-море. Данный тип судов используется не только на внутренних речных и морских путях, но и для экспортно-импортных операций на линиях, соединяющих Волгу с портами Финляндии, Швеции, Дании, Германии и других стран. [2]

Протяжённость внутренних водных путей составляет 101,7 тыс. км, в том числе 35 тыс. км с гарантированными габаритами пути. На внутренних водных путях построены и эксплуатируются 723 судоходных гидротехнических сооружения, включая 110 шлюзов, 1 судоподъемник, 8 насосных станций, каналы, дамбы и плотины, а также 134 порта. [3]

Перевозочную деятельность на внутренних водных путях осуществляют более 1500 хозяйствующих субъектов, эксплуатирующих около 18 тыс. судов, в том числе 1500 пассажирских и грузопассажирских судов. Ежегодно ими перевозится более 130 млн т грузов и около 19 млн пассажиров. [4]

Содержание

[править] Виды транспорта

[править] Грузовой транспорт

Общий объём перевалки грузов в речных портах России составил 138,2 млн т (2017). По грузообороту речных портов (млн. т, 2013) в Европейской части России выделяются: Волжский (59,4), Московский (36,1) и Волго-Балтийский (17,9) бассейны; за ними следуют Камский (10,5), Северо-Двинский (5,3) и Азово-Донской (1,4). В Азиатской части России наибольший грузооборот речных портов (млн. т, 2013) у Обь-Иртышского (14,1), Енисейского (9,6), Амурского (8,2) и Ленского (5,2) бассейнов. [5]

Крупнейшие по грузообороту речные порты (млн. т, 2013) Европейской части России: Коломна (9,4), Череповец (7,5), Москва (6,9), Кимры (6,4), Казань (5,7), Самара (5,4), Тольятти (4,4), Рязань (4,1), Архангельск (3,6), Чебоксары (3,5), Ярославль (3,5) и Серпухов (3,5); Азиатской части России — Хабаровск (6,8), Томск (5,6), Омск (2,4), Дудинка (2,1), Тобольск (1,8), Лесосибирск (1,6), Якутск (1,5) и Нижневартовск (1,4). [6]

Объём грузоперевозок внутренним водным транспортом составляет 116 млн т (2018; 121,4 млн т в 2015; 140,5 млн т в 2012). Основные виды грузов (%, 2017): строительные материалы (51,9), нефть и нефтепродукты (14,4), зерно и продукты перемола (8,7), лесные грузы (4,7). [7]

[править] Пассажирский транспорт

Число пассажиров, перевезённых внутренним водным транспортом, — 12 млн (2018). Основные пассажиропотоки идут по рекам Волга, Северная Двина, Енисей, Амур и Лена, а также по Волго-Балтийскому пути. Среди туристических маршрутов наиболее популярны Москва — Санкт-Петербург и Москва — Астрахань. Для иностранных туристических судов открыт маршрут из Санкт-Петербурга через Ладожское и Онежское озёра, Беломорско-Балтийский канал с выходом в Белое море, а по Волго-Балтийскому пути из Санкт-Петербурга — в Белозерск. [8]

Внутригородское водное сообщение (речные трамваи) организовано в Архангельске, Астрахани, Волгограде, Нижнем Новгороде, Перми, Омске и ряде других городов, разделённых крупными реками. [9]

[править] Водные пути

Россия располагает одной из самых протяжённых в мире сетей внутренних водных путей (101,5 тыс. км судоходных путей в 2018). [10]

[править] География

В отличие от железных и автомобильных дорог, доля внутренних водных путей в Европейской части России ниже (32 %), чем в Азиатской (68 %), что объясняется большей протяжённостью судоходных частей бассейнов рек Сибири. При этом средняя плотность сети судоходных внутренних водных путей (км на 1 тыс. км2) в Европейской части России 6,6, в Азиатской части, из-за её обширной территории, 4,5. [11]

Наиболее протяжённой сетью судоходных внутренних водных путей обладают Дальневосточный (23365 км; за счёт рек Лена, Амур и их притоков), Западно-Сибирский (18352 км; Обь, Иртыш и их притоки) и Восточно-Сибирский (18188 км; Енисей, Ангара, Лена и их притоки) экономические районы: на эти 3 района, занимающие 75 % территории страны, приходится ок. 68 % совокупной длины внутренних водных путей. В Европейской части России больше всего судоходных внутренних водных путей в Северном (11409 км; за счёт бассейнов рек Северная Двина и Печора) и Поволжском (4218 км; за счёт бассейна Волги) экономических районах. [12]

[править] Реки

Основные судоходные реки в России: в Европейской части — Волга, Ока, Кама, Вятка, Белая, Дон, Сухона, Вычегда, Северная Двина, Мезень и Печора; бассейны рек Волга и Дон соединены друг с другом и с Ладожским (через него с Балтийским морем) и Онежским (через него с Белым морем) озёрами судоходными каналами — Волго-Донским, Волго-Балтийским и Беломорско-Балтийским; в Сибири — Обь (с притоками Иртыш, Тобол и др.), Енисей, Ангара и верхнее течение Лены; на Дальнем Востоке — Лена (с притоками Витим, Вилюй, Алдан и др.), Амур (с притоками Зея и Бурея), Яна, Индигирка и Колыма. [13]

[править] Искусственные водные пути

[править] Порты

На российских реках и озёрах функционируют св. 100 портов, в составе которых 550 грузовых (2017; 610 в 2015) и 475 пассажирских (2017; 534 в 2015) причалов. Для захода иностранных судов открыты 14 устьевых речных портов — Ростов-на-Дону, Астрахань, Архангельск, Санкт-Петербург, Калининград и др. [15]

Основные порты (от верховьев до устья): на реке Волга (с системой водохранилищ) — Тверь, Рыбинск, Череповец, Ярославль, Кострома, Кинешма, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Ульяновск, Тольятти, Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань; на реке Кама — Пермь, Набережные Челны, Чистополь; на реке Дон — Усть-Донецкий, Ростов-на-Дону, Азов; на Беломорско-Балтийской системе — Санкт-Петербург, Петрозаводск, Медвежьегорск; на реке Северная Двина — Котлас, Архангельск; на реке Иртыш — Омск, Тобольск; на реке Обь — Барнаул, Новосибирск, Нижневартовск, Сургут, Лабытнанги; на реке Томь — Томск; на реке Енисей — Абакан, Красноярск, Лесосибирск, Игарка, Дудинка; на реке Ангара — Иркутск, Братск, Усть-Илимск; на реке Лена — Усть-Кут (Осетрово), Киренск, Ленск, Олёкминск, Покровск, Нижний Бестях, Якутск, Сангар, Жиганск; на реке Яна — Верхоянск, Батагай, Усть-Куйга, Нижнеянск; на реке Индигирка — Хонуу, Дружина, Чокурдах; на реке Колыма — Усть-Среднекан, Зырянка, Среднеколымск, Черский; на реке Амур — Благовещенск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре. Действуют порты на Ладожском и Онежском озёрах, озере Байкал и др. [16]

Речной транспорт

Речной транспорт (внутренний водный транспорт) — транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к морскому транспорту, хотя фактически это море является озером (самым большим в мире).

Главным преимуществом речного транспорта является низкая себестоимость перевозок; благодаря ей он продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность.

В то же время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях (20-30 км/ч), себестоимость перевозок речным транспортом значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта (автомобильным и железнодорожным).

Содержание

История

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н. э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали также суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне (см. Коноводное судно).

В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Читайте также  Владимир Ильич Ленин. Жизнеописание

Грузовые перевозки

Так как скорость грузовых речных судов составляет 10-20 км/ч, по внутренним водным путям перевозят в основном грузы, не требующие быстрой доставки — стройматериалы (например, песок), уголь, кокс, зерно и т. п. Перевозят по рекам также нефть и нефтепродукты. Существуют также суда, перевозящие грузовые автомобили вместе с их грузом и речные суда-контейнеровозы.

Для грузовых перевозок используют либо самоходные суда, либо толкаемые буксиром баржи (буксиры-тягачи для проводки барж уже практически не используются). Баржи используются в основном для насыпных грузов.

Самые крупные грузовые речные суда могут иметь длину более ста метров и брать на борт около пяти тысяч тонн грузов. Например, российские суда типа «Волго-Дон» имеют длину 138,5 м, ширину 16,7 м, осадку 3,5 м и грузоподъёмность 5000 тонн.

Однако такие крупные суда могут использоваться далеко не везде. В Западной Европе довольно распространены (прежде всего во Франции, Бельгии и Нидерландах) сравнительно небольшие грузовые суда, называемые пенишами. Они построены в соответствии с минимальными размерами шлюзов и каналов, принятыми во Франции, и, следовательно, могут использоваться почти на всех водных путях этой страны. Максимальные размеры пениша — длина 40 м, ширина 5,2 м, осадка 2,5 м и высота самой высокой части судна над ватерлинией — 3,5 м. Пениш берёт на борт 300—400 тонн грузов. Как правило, экипаж пениша состоит из двух человек — мужа и жены, которые одновременно являются и владельцами судна. Они постоянно живут на судне и обзаводятся жильём на берегу только выходя на пенсию (их дети учатся в интернатах).

Пассажирские перевозки

Традиционные речные суда, даже современной постройки, отличаются низкой по современным меркам скоростью (редко более 25 км/ч), поэтому они не могут конкурировать на равных с автомобильным и железнодорожным транспортом. Поэтому крупные пассажирские суда в наши дни практически всегда используются для перевозки туристов (речные круизы), а также для перевозки пассажиров в труднодоступные районы, с которыми отсутствует автомобильное и железнодорожное сообщение.

Суда на подводных крыльях и суда на воздушной подушке могут развивать скорости до 80 км/ч, однако они отличаются высоким расходом топлива, а, следовательно, и высокой стоимостью перевозок.

Традиционные (без воздушной подушки или подводных крыльев) суда небольших размеров (так называемые «речные трамваи») используются в режиме общественного транспорта для городских и пригородных перевозок.

Суда специального назначения

К таким судам относят плавучие мастерские, плавучие магазины, суда для дноуглубительных работ, а также паромы.

Внутренний водный транспорт России

Водные пути охватывают более 60 регионов страны. Почти 80% из них служат для транспортировки пассажиров и грузов в условиях Крайнего Севера, обеспечивая «северный завоз» (17 млн тонн грузов в год).

Наибольшую протяженность составляют внутренние водные пути Якутии (16 522 км), Тюменской области (11 834 км), Иркутской области (8 069 км).

Примерно 16 000 км водных путей России являются искусственными (каналы, водохранилища, шлюзованные реки).

Наибольшая часть грузов перевозится по водным путям Единой глубоководной системы европейской части России (6 500 км). В составе этой системы:

  • реки Нева, Свирь, Волга, Кама, Белая (Агидель), Дон
  • Ладожское и Онежское озера
  • канал имени Москвы, Беломоро-Балтийский и Волго-Донской каналы
  • Волго-Балтийский водный путь

Инфраструктура внутренних водных путей России включает: 117 речных портов, 491 грузовой причал, 496 пассажирских причалов, 723 судопропускных гидротехнических сооружения, в том числе, 128 каналов и 108 шлюзов (по данным 2015 года). 20% таких сооружений отнесены к категории неудовлетворительных и опасных.

За 2019 год по внутренним водным путям было перевезено:

  • 107 млн тонн грузов
  • 11 млн пассажиров

По обоим показателям продолжается ежегодный спад на уровне 7-10%. Для сравнения: в 1989 году речным флотом РСФСР было перевезено 580 млн т грузов и 100 млн пассажиров. Несмотря на то, что в середине 2000-х наблюдалась тенденция к восстановлению объёмов, дальнейшие экономические трудности не позволили прекратить падение. По данным Росморречфлота, в связи со снижением объемов российского производства, в 2020 году в наибольшей степени сократятся перевозки под водным путям зерна и нерудных строительных материалов.

Хотя транспортировка сырья, оборудования и товаров судами на 30-40% дешевле, чем автомобилями, в структуре российских грузоперевозок на внутренний водный транспорт приходится всего 1,5% от общего объема. На негативную динамику влияет большая совокупность факторов, среди которых: общие экономические трудности, усиление конкуренции со стороны других видов транспорта, инфраструктурные проблемы и продолжающийся износ судов речного флота.

30 лет назад в Российском речном регистре насчитывалось почти 45 000 судов средним возрастом 19 лет, ежегодно в эксплуатацию вводилось еще несколько сотен. Сейчас в регистре учтено менее 25 000 судов средним возрастом 33 года. Среди них по данным 2017 года:

Самоходные

  • Пассажирские и грузопассажирские – 1748
  • Сухогрузные – 870
  • Наливные – 630
  • Буксирные – 4258
  • Нетранспортные – 8222

Несамоходные

  • Сухогрузные – 4175
  • Наливные – 655
  • Нетранспортные – 3781

По оценкам Объединенной судостроительной корпорации, к 2035 году нужно будет списать 2737 и построить 1775 судов речного флота, к 2050 году: списать 6 779 и построить 4 4900 судов. При этом российские судостроительные верфи ежегодно выпускают всего 30-40 гражданских судов, основная часть из которых не речные, а морские.

Появлению в составе речного флота новых российских судов мешают такие очевидные препятствия, как: высокая стоимость строительства и кредитных ресурсов, длительная окупаемость (она может превышать сроки эксплуатации), да и в целом у отечественного водного транспорта смутные перспективы, в него мало кто готов инвестировать. Без господдержки, обновления инфраструктуры и судов объемы перевозок грузов и пассажиров по водным путям продолжат стремительно сокращаться.

Среди мер, которые направлены на стимулирование отрасли, можно привести в пример принятое Правительством постановление N502 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию». Для поддержания инфраструктуры принято распоряжение Правительства N 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» . Например, с целью увеличения пропускной способности внутренних водных путей планируется строительство Нижегородского низконапорного гидроузла на Волге и Багаевского гидроузла на Дону.

Реферат: Внутренний водный транспорт

1. История развития речного транспорта..………………………………….3

1.2 История развития речного транспорта в России……………………..3

2. Перевозки осуществляемые речным транспортом…………………….8

2.2 Пассажирские перевозки…………………………………………. …8

3. Современное состояние и основные проблемы внутреннего водного транспорта……………………………………………..……………………9

3.1 Основные цели, задачи и принципы развития внутреннего водного транспорта……………………………………………………………..12

3.2 Региональные аспекты развития внутреннего водного транспорта.17

Россия располагает всеми современными видами транспорта, но ее транспортные коммуникации нуждаются в существенном совершенствовании.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктур, а также тыловой терминальной и складской инфраструктур. Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), который вызван опережающим развитием в течение последних лет портовых мощностей, направленных на перевалку экспортных грузов.К концу 2006 г. износ основных производственных фондов составил на внутреннем водном – 69,7%. Состояние многих технических средств водного транспорта подошло к критическому уровню. Значительная часть их эксплуатируется за пределами нормативного срока службы, другая, также значительная, часть приближается к этому сроку. Как следствие, существенно ухудшаются показатели безопасности и экономической эффективности работы транспорта.

1. История речного транспорта.

История речного транспорта насчитывает не одну тысячу лет. Считается, что первые крупные речные суда стали строить в Древнем Египте ещё в четвёртом тысячелетии до н.э. Древние речные суда были гребными или парусными. Позднее стали применять тягу при помощи шедших по берегу лошадей или людей (бурлаков). Существовали так же суда, приводящиеся в движение лошадьми, находящимися на самом судне. В XIX веке на внутренних водных путях начали использоваться пароходы, а первый речной теплоход (и вообще первый теплоход в мире) был построен в 1903 году в России.

Читайте также  Общественные и смешанные блага

1.1 Речной транспорт.

Речной транспорт, вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.

Речной транспорт, несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8-10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3-5 раз — автомобильных. Благодаря низкой себестоимости речной транспорт продолжает занимать важное место в транспортной системе, несмотря на низкие скорости и сезонность. В тоже время доля перевозок пассажиров речным транспортом очень низка. Связано это с тем, что будучи очень дешёвым при низких скоростях ( 20-30 км/ч), себестоимость перевозок значительно увеличивается при перевозках со скоростями в 50-60 км/ч, которые позволяют конкурировать с другими видами транспорта ( автомобильным и железнодорожным ).

1.2 История развития речного транспорта в России.

В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преимущественно по берегам рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю с торговыми целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское море с Чёрным морем (великому водному пути «из варяг в греки»), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по русским рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250-300 т. В период царствования Петра 1 (кон. 17 — нач. 18 вв.), который поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 — начаче 19 вв. на месте волоков были построены первые искусственные водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др.

В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя. До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840-80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой. Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: «Общество по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850-59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.

С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т , в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные — самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.

Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), который управлял и морским флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, которая активно участвовала в Гражданской войне 1918-20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутренних водных путей Европейской части РСФСР, широкое использования гидроресурсов страны. В плане намечалось создание основной транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, строительство речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (декабрь 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов. Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Балтийским морем.

В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них — Иваньковский — вступил в эксплуатацию вместе с каналом имени Москвы. За годы довоенных пятилеток (1929-40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Речным транспортом перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога жизни» в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Речному транспорту Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946-50) Р. т. был восстановлен.

В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР — Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м . В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву.

Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке. В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями.

Р. т. СССР — составная часть единой транспортной системы страны. Большое значение имеет Р. т. для развития промышленности и сельского хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной промышленности Якутии и др. В 50-60-е гг. развернулись гидротехнические работы на восточных реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше. Закончено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём с портами Европейской части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.

Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 — качественные показатели работы Речного транспорта.

Читайте также  Назначение источников бесперебойного питания

Табл. 1. — Перевозки грузов на речном транспорте СССР

Внутренний водный транспорт России

Внутренний водный транспорт России относится к составному звену единого целого, называемого судоходной системой государства. В сравнении с другими видами сообщения он имеет ряд достоинств, касающихся транспортировки крупногабаритных и тяжеловесных грузов. В некоторых субъектах РФ он занимает ключевую роль в развитии экономики, так как является единственно возможным способом для данного района.

История развития внутреннего судоходства

Благодаря географическому положению так сложилось, что на протяжении многих лет реки и озера составляли значительную часть инфраструктуры государства. История водного транспорта России имеет многовековые корни. Древние источники упоминают, что еще в IX веке славянские народы торговали с соседями, передвигаясь по Волге, Дону, Каспийскому морю.

Существенные перспективы развития внутреннего водного транспорта России обозначились в период царствования Петра I. Он уделял колоссальное внимание не только армии, но и флоту, в том числе речному.

Существенные видоизменения в русском судостроительстве произошли с развитием промышленности:

  • С начала XIX века для изготовления речного транспорта начинают использовать металл.
  • К середине столетия прослеживается тенденция внедрения механической тяги — пароходов.
  • Появившийся в начале XX века двигатель внутреннего сгорания вытесняет паровую машину и успешно используется до сих пор.

Грузовые перевозки

В совокупности использования комбинированных перевозок роль внутреннего водного транспорта в обеспечении жизненных ресурсов государства является незаменимой. Хотя оказать серьезную конкуренцию автомобильным и железнодорожным средствам он не в силах, специфика перемещаемых грузов и рекордно низкие финансовые затраты (в сравнении с другими типами грузоперевозок) становятся основанием для его использования.

Преимущественно водная техника используется для транспортировки грузов следующих категорий:

  • Сыпучие.
  • Сборные, контейнерные.
  • Пило- и лесоматериал.

Пути водного сообщения, используемые при грузоперевозках

Существует несколько основных направлений. Наиболее востребованными путями сообщения для водного транспорта России, специализирующегося на грузоперевозках, являются следующие артерии:

  • Западно-Сибирская.
  • Волжско-Камская.
  • Северо-Западная.

Разновидности грузовых судов

Внутренний водный транспорт России подразделяется на виды судов, предназначение которых определяется исходя из их функционала. То есть в зависимости от типа перевозимого груза. Всего на территории нашей страны встречается 4 вида:

  • Балкеры (сухогрузы) – предназначаются для транспортировки сыпучих материалов (песок, рудные ископаемые, зерно). Отличить их можно по наличию нескольких выгрузных люков, расположенных по всему периметру.
  • Танкеры – используются для ископаемых наливного типа (нефтепродукты, сжиженный газ, растительные масла).
  • Суда, предназначенные для перевозки товаров с самостоятельной загрузкой.
  • Контейнеровозы – размещают на своей палубе железнодорожные контейнеры евроформата. Сложных манипуляций в процессе погрузо-разгрузочных работ не требуют.

Пассажирские перевозки

Востребованность пассажирских перевозок привязана к крупным столицам регионов. При этом наблюдается прямая противоположность между западной и восточной частями.

В европейских регионах водный транспорт России наиболее востребован в туристических целях. Это объясняется развитой инфраструктурой иных способов сообщения — железнодорожного и автомобильного. В связи с этим судоходство, отличающееся низкой скоростью, используется только для увеселительных прогулок.

Следует отметить построенные в прошлом веке многочисленные каскады гидроузлов Волги и Камы, превратившие реки в полноводные транспортные артерии. Таким образом, все крупные межбассейновые соединения образуют единый путь, протяженность которого достигает 6300 км.

В отношении Сибирской части страны действует совершенно противоположная ситуация. Сложные климатические условия регионов не позволяют отрегулировать инфраструктуру между крупными транспортными узлами. Поэтому речные пути здесь являются жизненно необходимыми.

Разновидности пассажирских судов

Практически в любом крупном городе, стоящем на реке, относящемся к одному из крупнейших судоходных бассейнов, есть речной вокзал, среди услуг которого указываются разнообразные местные, транзитные, туристические и круизные направления плавания.

В зависимости от особенностей водной артерии региона используются различные типы плавательных средств. Классификация внутреннего судоходства России выглядит следующим образом:

  • Пассажирские лайнеры, предназначенные для каботажного плавания вдоль границ государства. Тип судоходного транспорта на подводных крыльях — «Комета-120М», связывающий все черноморское побережье России, начиная от Сочи и заканчивая Крымом.

  • Круизные суда, курсирующие между двумя или несколькими крупными морскими портами в одной акватории. Например, по самому востребованному маршруту, включающему проход практически по всей территории европейской части страны: Москва – Астрахань.
  • Высокоскоростные легкомоторные суда, плавающие в пределах одного прибрежного района: катамараны, конструкции на воздушной подушке, на подводных крыльях.
  • Паромы, курсирующие по строгому графику и используемые для соединения двух точек, находящихся на противоположных берегах.
  • Парусные суда и яхты, предназначающиеся преимущественно в спортивных или развлекательных целях.
  • Моторные лодки всех типов, сконструированные для любительских прогулок, рыболовства.

Речной спецтранспорт

Так называемый технический водный транспорт включает в себя все те судна, что не заняты перевозкой пассажиров, транспортировкой грузов и промысловыми работами. Они, в свою очередь, подразделяются на несколько классификаций:

  • Обслуживающие транспортный флот и порт приписки (лоцманские катера, рейдовые буксиры, речные ледоколы).
  • Суда, используемые сотрудниками экстренных служб (водный транспорт МЧС России, противопожарные, спасательные суда).

Преимущества и недостатки речного транспорта

Несмотря на то что внутренние грузоперевозки остаются рентабельными, данный вид сообщения балансирует на грани исчезновения. Объясняется это многолетними проблемами отрасли, одна из которых — устаревший парк плавательных средств. Исходя из сведений, взятых с сайта Министерства транспорта РФ, только 4-я часть судов находится в идеальном состоянии.

Помимо вышеприведенных сведений, среди основных преимуществ и недостатков водного транспорта в России можно выделить еще ряд факторов, негативно влияющих на его востребованность:

  • Малая скорость передвижения.
  • Сезонность использования. Большая часть водоемов РФ в холодное время года сковывается льдами, что не допускает регулярных перемещений транспорта.
  • Ограничение движения связано с руслом водоема. В большинстве случаев приходится использовать мультимодульные (комбинирование нескольких видов транспорта) перевозки.
  • Прямая зависимость от погодных условий региона.
  • Загрязнение водных артерий страны.

Из достоинств, конкурирующих с негативными характеристиками, можно отметить такие:

  • Маршрут пролегает по путям природного происхождения. Отсутствует необходимость денежных средств на обустройство трасс или прокладку железных дорог.
  • Низкие финансовые расходы, которые объясняются минимальным количеством потребляемой энергии.
  • Высокий показатель грузоподъемности в сравнении с иными видами транспорта.

Состояние водного транспорта на сегодняшний день

Роль, которую выполняет внутренний водный транспорт в экономике РФ, определяется не количеством перевезенного груза и пассажиров, а уникальностью значимости его функций. Как упоминалось ранее, жизнедеятельность удаленных районов Сибири и Дальнего Востока без него может находиться под угрозой.

Однако на текущий момент в данном сегменте прослеживаются прогрессирующие проблемы, требующие экстренного изменения его состояния. В первую очередь ситуация усложняется из-за медленных темпов списания речных судов. Это становится причиной практически отсутствующего «омоложения» транспортных средств. Таким образом, более половины водной техники находится в эксплуатации более 25 лет.

Присутствуют проблемы и в структуре российского транспорта. Полный тоннаж самоходных судов составляет почти 50 % общей грузоподъемности. Ключевой ошибкой российской системы является нерациональное использование так называемых «тягачей». Например, если в нашей стране 1 толкач тянет 2-3 баржи, в Соединенных Штатах на него приходится не менее 7 прицепных элементов, что существенно снижает общий пробег судна.

Таким образом, техническое состояние и перспективы развития водного транспорта России оставляют желать лучшего. Руководством страны за последние годы проведена большая работа, касающаяся возрождения речного гражданского флота, но ее результаты пока еще не обнародованы.

Аварии на внутренних водах за 2018 г.

Возрастные проблемы судов, находящихся в эксплуатации, частично становятся причинами участившихся в последнее время аварийных ситуаций:

  • 01.03.2018 г. – пожар на двухпалубном пассажирском теплоходе «Нерей», пришвартовавшемся в Южном речном порту.
  • 29.06.2018 г. – пожар в машинном отделении скоростного теплохода «Баргузин» в Иркутске.
  • 13.07.2018 г. – 2 затонувших быстроходных судна на подводных крыльях в акватории затона Новинка на Москве-реке.

Это далеко не все трагичные события, в результате которых пострадали люди. Исходя из этого, принято решение ужесточить контроль за техническим состоянием и наличием полиса обязательного страхования водного транспорта России. Это в какой-то степени позволит снизить вероятность появления неисправных судов в акваториях крупных населенных пунктов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: