Внимание, его свойства, виды и функции - OXFORDST.RU

Внимание, его свойства, виды и функции

Понятие внимания, его функции, свойства и виды

Внимание – сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо яркое отражение.

Функции внимания:

1. Отбор значимых, соответствующих потребностям, воздействий и игнорирование других.

2. Удержание какой-либо деятельности на протяжении длительного времени.

3. Регуляция и контроль протекания действия.

Внимание может проявляться в сенсорных, мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Поэтому, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное (двигательное). Наиболее изученным является сенсорное внимание (зрительное и слуховое).

Виды внимания. Выделяют несколько видов внимания: непроизвольное, произвольное (волевое) и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя.

Т.е. непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Оно возникает без каких-либо усилий со стороны человека, невольно.

Причины возникновения непроизвольного внимания:

1. Внешние причины (обусловлены качеством раздражителя):

  • Появление ранее отсутствовавшего раздражителя.
  • Изменение физических свойств действующих раздражителей.
  • Ослабление или прекращение действия раздражителя.
  • Перемещение раздражителей в пространстве.
  • Появление нового, необычного раздражителя.
  • Сильные раздражители (громкие звуки, яркий свет, резкий запах).
  • Контраст.

2. Внутренние причины (связаны с личностными характеристиками):

  • Потребности, значение для индивида.
  • Интерес.
  • Направленность.
  • Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию организма.

Основная функция непроизвольного внимания: быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех ее объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.

Произвольное внимание – это сознательно направляемое и регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованием деятельности.

Произвольное внимание возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и вырабатывает программу действий. Это и определяет выделение объектов его внимания. В таких условиях, когда внимание направлено не на то, что ново и интересно, а на то, что нужно для осуществления деятельности, нередко требуются усилия воли. Поэтому данный вид внимания часто называют волевым.

Произвольное внимание будет поддерживаться, если:

  • человек осознает долг и обязанности при выполнении работы,
  • созданы привычные условия для работы (время, место),
  • косвенный интерес (не интересна сама работа, а интересен результат),
  • созданы благоприятные условия для деятельности (исключено влияние постоянно действующих посторонних раздражителей – телевизор, шум).

Послепроизвольное внимание – возникает после произвольного внимания, на его основе. Т.е. вначале внимание было произвольным, но потом человек заинтересовался работой.

По своим характеристикам оно схоже с непроизвольным, т.к. присутствует интерес, но оно не может быть сведено к непроизвольному, т.к. здесь присутствует и сознательно поставленная цель. Оно не может быть сведено и к произвольному, т.к. здесь для человека уже становится интересным и значимым не только результат деятельности (как при произвольном), но и сам процесс деятельности.

В первые два года жизни внимание ребенка лишь непроизвольное, затем постепенно ребенок учиться быть внимательным благодаря речевым инструкциям взрослых. И постепенно дети овладевают способностью внутренней речевой инструкции (самоприказ).

Кроме этого, в зависимости от того, на какой объект направлено внимание, выделяют такие его виды: внешнее (направлено на окружающие предметы) и внутреннее (направлено на собственные мысли).

Выделяют также внимание коллективное, групповое и индивидуальное.

Способы привлечения и поддержания внимания:

1. Прием «нейтральной фразы» (вначале сообщения произносится фраза, не связанная с темой, но имеющая важное значение для всех). Например, история из жизни, парадокс.

2. Прием завлечения (говорящий произносит что-то трудновоспринимаемое неразборчиво или тихо и слушателю приходится концентрировать внимание).

3. Зрительный контакт (пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание).

4. «Навязывание ритма» (постоянно менять характер и темп речи, не давать расслабиться).

5. Прием акцентировки (обратить на что-то внимание).

Свойства внимания. К свойствам внимания относят следующие:

1. Концентрация – наличие связи с определенным объектом или стороной деятельности и интенсивность этой связи. Концентрация обратно пропорциональна объему внимания (чем больше мы сконцентрированы, тем меньше объектов мы замечаем).

2. Объем – количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов. При восприятии простых объектов объем внимания у взрослого человека равен 5-7 элементам, а у детей – 2-3 элементам (5+2). Поэтому необходимо уметь осмысливать и структурировать воспринимаемый материал, что позволит увеличить объем внимания.

3. Распределение – свойство, с которым связывают возможность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (или нескольких действий).

Возможность распределения внимания зависит от ряда условий: а) чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание, б) успешность совмещения зависит и от того, насколько связаны между собой совмещаемые деятельности (если близко, то распределить внимание становится сложно). Например, трудно совмещать два вида умственной деятельности. Более эффективно распределение внимания при одновременном выполнении двигательной и умственной деятельности. В процессе постоянных упражнений возможно развитие данного свойства.

4. Переключение – проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Например, переключение может быть обусловлено необходимостью включения в новую деятельность, либо осуществляться с целью отдыха.

5. Устойчивость – это длительность сохранения интенсивности внимания (как долго). Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течении относительно длительного времени. 1) Одним из важных условий длительного сосредоточения является изменчивость, подвижность объектов внимания (невозможно длительное сосредоточение на одном объекте, если он не меняется, т.е. однообразие снижает внимание). 2) Устойчивость также повышается с увеличением сложности объекта (сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность). Но эта сложность должна быть оптимальной, иначе быстро наступит утомление. 3) Чем сильнее интерес к деятельности, тем длительнее сосредоточение. 4) Внимание может быть устойчивым, если человек понимает важность выполняемой работы. 5) Большое значение для сохранения устойчивости играет активность личности (внешняя или внутренняя) по отношению к объекту.

Но даже в рамках повышенной устойчивости возможны некоторые колебания внимания. Флуктуации (колебания внимания) – это периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания, периодическое непроизвольное его усиление или ослабление (от 2 до 12 сек.). Такие колебания в рамках устойчивого сосредоточения часто не замечаются и не оказывают существенного влияния на эффективность деятельности. Кроме этого, необходимо учитывать так называемые сдвиги устойчивости, которые могут происходить в течение длительной работы даже у самого внимательного человека (например, в начале урока и в конце).

Если у человека сформировалась привычка всегда быть внимательным, то в таком случае можно говорить о присутствии важного качества личности – внимательности. Если же человек внимателен по отношению к другим людям, то говорят о такой моральной черте, как чуткость, отзывчивость.

Внимания: определение, свойства, функции

  • Что такое внимание
  • Функции внимания
  • Типы внимания
    • По отношению к сознанию и воле
    • По характеру происхождения
    • По типу объекта
    • По фактору регулирования
  • Основные свойства внимания
    • Устойчивость
    • Концентрация
    • Распределение
    • Переключаемость
    • Объем
  • Развитие внимания
  • Примеры проявления внимания

Что такое внимание

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных.

Оно не существует обособленно от других психических процессов, в той или иной степени проявляется в других формах сознательной деятельности человека.

Основными показателями являются сосредоточенность и направленность.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Сосредоточенность — это концентрация на выбранном объекте, явлении действительности, что приводит к более четкому и глубокому пониманию.

Направленность — случайный или преднамеренный выбор объекта, явления, который соответствует интересам, задачам субъекта.

Несмотря на то, что внимание является частью других процессов, оно имеет следующие признаки самостоятельного познавательного процесса:

  • имеет особенные свойства, которых нет у других познавательных процессов;
  • может меняться в течение времени вне зависимости от тех видов деятельности, частью которых является;
  • обладает своими анатомно-физиологическими коррелятами.

Функции внимания

Выделяют следующие функции:

  • Избирательность познавательных процессов — обеспечивает своего рода фильтрацию, то есть человек взаимодействует только с той информацией, которая на данный момент имеет для него наибольшую ценность.
  • Обеспечение целенаправленности деятельности — сосредоточенность и удержание внимания на объекте, переключение с одного действия на другое обеспечивает целенаправленность деятельности человека.
  • Активизация целенаправленности — определенный уровень активности, который человек выбирает для выполнения определенной работы, а также его поддержание.
Читайте также  Исследование фотоэлектрических свойств полупроводниковых материалов

Типы внимания

По отношению к сознанию и воле

Непроизвольное

Непроизвольное внимание не связано с определенной целью, оно возникает стихийно, соответственно, в его возникновении не участвует воля. Основной функцией является ориентация субъекта в условиях окружающей среды, а также выделение тех объектов, которые могут быть значимы в данный момент времени.

Факторы, которые определяют непроизвольное внимание:

  • интенсивность и качество раздражителя;
  • внезапность и повторное появление;
  • движение раздражителя;
  • новизна объекта;
  • соответствие объекта содержанию сознания субъекта.

Произвольное

Произвольное внимание регулируется волей человека и находится под его осознанным контролем, оно позволяет субъекту достигать заранее поставленной цели. Этот вид является основным в организации психических процессов. Он связан с выделением значимой информации, а также с регулированием протекания психических процессов.

Послепроизвольное

Послепроизвольное внимание может возникнуть на основе произвольного и его суть заключается в сосредоточении субъекта на определенном объекте в силу его значимости, однако усилий воли для его проявления не требуется.

По характеру происхождения

Природное

Природное внимание проявляется у человека с момента рождения в качестве способности избирательно реагировать на различные стимулы как внешние, так и внутренние. Оно работает автоматически и направлено на жизненно значимые объекты.

Социальное

Социально обусловленное, в свою очередь, не является врожденным, оно развивается в течение жизни человека. Этот вид направлен не на базовые потребности человека, а на такие как культура, самовыражение и так далее и требует использования усилий воли.

По типу объекта

  • Внешненаправленное внимание ориентированно на определение важных объектов во внешней среде.
  • Внутринаправленное — на определение значимых объектов в самой психике субъекта.

По фактору регулирования

  1. Эмоциональное внимание регулируется эмоциями человека и направлено внутренние переживания субъекта. Оно возникает благодаря стимулам, которые имеют личностную мотивацию, то есть чем значимей стимул, тем ярче реакция на него.
  2. Интеллектуальное внимание — то, которое управляется мышлением человека или направлено на его мысли.
  3. Сенсорное внимание связано с органами чувств человека и может быть тактильным, слуховым, зрительным и так далее.
  4. Двигательное внимание обеспечивает осмысление и контроль движений.

Основные свойства внимания

К свойствам внимания относят устойчивость, концентрацию, распределение, переключение и объем. Рассмотрим каждую характеристику подробнее.

Устойчивость

Под устойчивостью понимается длительность сосредоточенности сознания на конкретном объекте. Факторами устойчивости являются интерес к объекту, связь объекта с потребностями и интересами субъекта, содержательность и многогранность объекта, факторы окружающей среды, а также особенности личности.

Концентрация

Концентрация — интенсивность проявления внимания, то есть то, насколько человек способен сосредоточиться на объекте.

В зависимости от поставленной цели проявляется различная степень концентрации. Если требует выполнения одна задача, то концентрация более глубокая, а если требуется быстрое переключение от одного объекта на другой, то концентрация более поверхностная.

Распределение

Распределение применяется в тех случаях, когда необходимо совмещать несколько действий или быть сосредоточенным на нескольких объектах. Возможность распределять внимание зависит от того, насколько человек способен выполнять несколько действий одновременно. Для успешного совмещения нескольких видов деятельности хотя бы один из них должен быть доведен до автоматизма.

Переключаемость

Это осознанный перенос внимания на другой объект, что связано с изменением цели. При высокой концентрации переключение является более трудным. Переключаемость внимания относится к тем качествам, которые легко поддаются развитию.

Объем

Предполагает количество несвязанных между собой объектов, которые могут быть восприняты одновременно без потери в восприятии, то есть точно и отчетливо. Объем внимания зависит от знакомства с объектами, а также заинтересованности в них. Среднее значение данного параметра у взрослого человека составляет от 3 до 6 объектов.

Развитие внимания

Внимание выражается в направленности сознания на объекты действительности. Постепенно оно превращается в такое свойство личности, как внимательность. Степень развития этого свойства может быть различной, крайний случай принято называть невнимательностью.

В зависимости от проявления выделяют различные типы невнимательности:

  1. Первый тип проявляется при отвлекаемости и низкой интенсивности внимания. Человек легко и неконтролируемо переключает внимание с одного объекта на другой, не задерживаясь долго ни на одном.
  2. Следующий тип невнимательности противоположен первому. Он возникает при сложном переключении внимания и его высокой интенсивности.
  3. Третий тип возникает в результате переутомления и определяется низкой степенью концентрации и еще более слабой переключаемостью.

Развитие внимания заключается в управлении им во время деятельности субъекта. При этом необходимо создавать определенные условия, которые способствовали бы его улучшению. Например, работать в разнообразных условиях и не поддаваться влиянию отвлекающих факторов. Объем и распределение внимания можно формировать во время выполнения нескольких действий одновременно, при этом наращивая темп работы. Главным условием развития свойств внимания у человека является то, что каждое действие выполняется осознанно и основательно.

Примеры проявления внимания

В различных обстоятельствах и при выполнении различных действий у человека более активно проявляются те или иные свойства внимания. Например, распределение внимания используется человеком при прослушивании музыки и занятии бегом — это совмещение физической и умственной деятельности.

Устойчивость сохраняется, когда в объекте раскрывается новое содержание. Например, при просмотре фильма, чтении книги или обучении чему-то новому.

Концентрация зависит от деятельности, которой занимается человек. Так, при написании научной работы уровень концентрации выше. При игре в футбол, когда внимание игрока должно переключаться с одного соперника на другого, глубокая концентрация может привести к ошибкам.

Внимание: свойства, функции и виды

Внимание— направленность психики на определенные объекты, сосредоточенность на них. Внимание — психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности, которые выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Пять основных свойств внимания:

Устойчивость внимания — способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Сосредоточенность внимания (противоположное качество -рассеянность) — проявляется в различиях, в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания — переводвнимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.

Распределение внимания — способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — количество информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека.

Численная характеристика среднего объема внимания людей — 5—7 единиц информации.

Функции внимания:

  • активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,
  • способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,
  • обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.
  • определяет точность и детализацию восприятия,
  • определяет прочность, и избирательность памяти,
  • определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
  • является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.
  • выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.
  • для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.
  • в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.
  • о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.
  • внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Читайте также  Бег с препятствиями дистанция 3000 м

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

Формы расстройств внимания:

1. Повышенная отвлекаемость – чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного объекта и вида деятельности к другому;

2. Уменьшение объема внимания;

3. Инертность (малая подвижность) внимания – невозможность своевременной быстрой переключаемости или патологическая фиксация внимания;

4. Гипо- и апрозекксияневозможность в течение необходимого периода времени сосредоточить на чем-нибудь внимание и полное выпадение внимания.

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Внимание: его основные характеристики. Теории внимания.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное) — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. При пассивности существует зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и отсутствуют усилия со стороны человека, направленные на то, чтобы сосредоточиться. Когда непроизвольное внимание эмоциональное, то выделяют связь между объектом внимания и эмоциями, интересами, потребностями. В этом случае также нет волевых усилий, направленных на сосредоточение.

Любой раздражитель, изменяя силу своего действия, привлекает внимание. Новизна раздражителя также вызывает непроизвольное внимание. Большое значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Предмет, вызвавший у человека удивление, восхищение, восторг, продолжительное время приковывает его внимание.

Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и является одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам

Произвольное внимание (активное, волевое) — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду. Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Внимание обладает определенными параметрами и особенностями, которые во многом являются характеристикой человеческих способностей и возможностей. Основные свойства внимания: объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объем внимания зависит не только от генетических факторов и от возможностей кратковременной памяти человека, но и от профессиональных навыков, жизненного опыта, от поставленной цели, от особенностей воспринимаемых объектов. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам, у ребенка не более 2-3.

Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах). Концентрированность внимания означает, что образуется как бы временный фокус всей психологической активности человека. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлении, вносит ясность в представления человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями. Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.

Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне, под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. Определяется типом нервной системы, темпераментом, мотивацией. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действии. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания.

Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Физиологическое объяснение отвлекаемости — это или внешнее торможение, вызванное посторонними раздражителями, или продолжительное действие одного и того же раздражителя. Отвлекаемость внимания выражается в колебаниях внимания, которые представляют собой периодическое ослабление внимания к конкретному объекту или деятельности.

Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга. Даже частые колебания внимания в короткие промежутки времени (1-5 сек) не сказываются заметным образом на его устойчивости при условии интересной и напряженной работы. Однако через 15-20 мин колебания внимания могут привести к непроизвольному отвлечению от объекта.

Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой. Различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания происходит при изменении характера деятельности, при постановке новых задач в условиях применения новых способов действий. Преднамеренное переключение внимания происходит при участии волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Теории внимания.

Рибо — Внимание связанно с эмоциями и вызывается ими, состояние внимания сопровождается изменением физического и физиологического состояния организма. Физиологическое состояние — это комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных реакций. Интеллектуальное — усиление кровообращения в занятых мышлением органах тела. Состояние сосредоточенности внимания сопровождается движением всех частей тела необходимое условие поддержания внимания на должном уровне. Узнадзе — установка связанна с вниманием. С понятием установки связанно понятие объективации она трактуется как выделение под влиянием установки определенного образа полученного при восприятии окружающей действительности. Гальперин:

  1. Внимание — психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли и др. феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
  2. По своей функции внимание — контроль за этим содержанием.
  3. Как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным.
  4. Произвольное внимание — есть планомерно осуществляемое внимание, т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану.
  5. Все известные акты внимания выполняющие функцию контроля как произвольного, так и нет, являются результатом формирования новых умственных действий.

Д. Бродбент — Если человек занят одновременно двумя делами, предположительно фильтр, который обладает определенной пропускной способностью и устройством распознавания, будет переключаться с одного канала сенсорного регистра на другой, и все равно пропустит столько информации, сколько может пропустить данный канал. Бродбент смог объяснить фильтрацию информации, но не смог объяснить как информация, не привлекающая внимания, все же воспринимается.

Читайте также  Актуальные проблемы экологии Донбасса

А. Трейсман дополнила: между сенсорным регистром и фильтром с ограниченной пропускной способностью есть устройство ослабления, где происходит ослабление сигнала и его семантический анализ (анализ языка, прежде всего слов).

Ф. Дойч и Д. Дойч. — Все раздражители обрабатываются в рабочей памяти, активном хранилище информации, что говорит о том, что отбор происходит позже на этапе обработки информации. Возможности рабочей памяти ограничены, получается, что только часть информации сохраняется там. Затем оценивается важность этой информации, т.е. за это отвечает рабочая память.

По мнению Д. Канемана считал, что важно не где расположено узкое место, а что происходит во время выполнения задания., человек может выполнять одновременно несколько заданий, но при этом условия работы должны быть идеальными, и, если одно из заданий потребует большой концентрации внимания, то остальные задания будут выполнены не столь успешно.

Канеман сделал предположение, что существует распределитель ресурсов, контролирующий именно процесс распределения наших возможностей. На определенных этапах ресурсы внимания используются для обработки стимулов. Эти ресурсы меняются, достигая своего максимума в моменты наивысшего возбуждения. Многое зависит от поступающих стимулов, причем на управление ресурсами влияют устойчивая предрасположенность (переключения внимания на громкие звуки, яркие вспышки свое имя …) и кратковременные намерения (ситуационная предрасположенность).

Андерсон рассматривал инертность внимания (склонность к обработке информации от первичного источника возрастает с увеличением времени сосредоточения внимания на нем), изучая детей смотрящих телевизор. Причем, чем дольше они смотрели телевизор, тем меньше была вероятность их отвлечения от этого процесса на другие источники информации.

В данном случае кратковременное намерение — это просмотр телепередачи, которая влияет на распределение ресурсов внимания, а для устойчивой предрасположенности ресурсов практически нет. Когда по телевизору идет интересный фильм, то у меня часто выкипает чайник и, если бы не реклама, то, очевидно, он бы вообще мог сгореть.

У модели внимания с ограниченными возможностями можно выделить такие свойства:

  • Информация от разных раздражителей конкурирует и создает помехи друг для друга. Два дела можно делать одновременно пока не дойдем до пределов возможности обработки.
  • Результаты выполнения какого-либо из заданий ухудшатся, если мы превысим имеющиеся возможности при обработке информации.
  • Ресурсы распределяются гибко, и раздражители могут менять это распределение.

Внимание: что это в психологии, свойства, виды, классификация, функции

Как долго вы можете концентрироваться на одном действии, собеседнике? Почему вчера вы работали, не отвлекаясь, а в сегодня – сделать это очень сложно. В этой статье я расскажу о внимании, дам краткое определение из психологии, перечислю его основные виды и свойства , а также приведу примеры .

Описание

Это понятие обозначает определенную направленность сознания и зацикливание на одном объекте. Выбор предмета осуществляется самим субъектом деятельности, при этом происходит отвлечение личности от других раздражающих факторов. Можно сравнить данную способность ума со зрением. Когда человек фокусируется на конкретной точке, его окружение становится размытым, так как находится не в фокусе. Держать непрерывный взгляд можно только определенное время – это обусловлено физиологией. То же самое происходит и с нашей внимательностью.

Физиологический механизм

Ежедневно, ежечасно, ежесекундно мы получаем неотфильтрованный поток информации через все способы восприятия. Но из-за того, что у человека есть собственные осознанные и неосознанные потребности, интересы, мотивы – не каждое сведение усваивается нашим мозгом, а только те, которые нам интересны.

Приведу пример: по пути в школу ученик остановился на пешеходном переходе, потому что был красный сигнал светофора. На эту уже отработанную реакцию он потратил немного сил, поэтому уже к вечеру он не сможет вспомнить – на каком именно светофоре он стоял. Но на уроке он внимательно слушал учителя, прикладывая максимум усилий. Это позволило ему запомнить весь урок.

Степень внимательности зависит от:

  • потребностей и мотивации самого субъекта;
  • новизны – одинаковые, постоянно повторяющиеся действия часто не сопровождаются вниманием, а делаются по инерции;
  • продолжительности и количества – почувствовать одну каплю дождя на коже сложнее, чем долгий ливень;
  • связи с базовыми рефлексами – иногда мы откликаемся на раздражители, которые кажутся нам опасными, это любой громкий звук или свет;
  • времени суток, усталости, индивидуальных особенностей человека.

Важно то, что данный процесс протекает взаимосвязано с другими (например, со слушанием, говорением, моторикой), поэтому его очень сложно изолировать и изучать отдельно. На органы восприятия (слух, зрение) действуют раздражители, через нервные окончания импульс идет прямо к коре головного мозга. При правильных условиях в данной области формируется очаг воспаления, и большинство нейронных связей начинает работать в этой зоне, остальные блекнут.

Классификация внимания в психологии

Есть несколько видов, которые зависят от степени участия сознательности в процессе восприятия. Внимательность бывает:

  • непроизвольная. Этот вид проще всего, встречается очень часто и используется в некоторых обучающих программах для детей. Дополнительные названия – пассивное, вынужденное. В данном случае сознание практически не имеет значения, хотя оно может «уловить» и перенять заинтересованность, начать воспринимать более осознанно или намеренно отстраниться от процесса. Раздражитель действует на основании контраста – было тихо, стало громко. В данной категории также существует несколько подвидов. Например, вынужденное – им сложно управлять, оно часто выходит из-под контроля. Так действует внезапный страх от вспышки, громкого взрыва. Еще есть невольное, оно связано с чувством голода или жажды, к примеру, когда из пекарни доносится ароматный запах. Есть также привычное внимание – когда человек по привычке исходя из особенностей профессии, начинает замечать то, что другим людям неинтересно;
  • произвольная. Для нее необходимо прикладывать усилия. Есть цели, которые приводят к активным действиям. Подобным образом происходит обучение, работа, домашние дела и многое другое. Это значительно отличает человека от животных, потому что мы руководствуемся не только биологическими, но и социальными мотивами. Подобное волевое внимание часто учитывают при трудоустройстве;
  • послепроизвольная. Цель есть, но усилий прикладывать не нужно, так как все действия уже становятся привычными. Приведу пример: вы должны прочитать книгу для того, чтобы сдать экзамен. Но в процессе прочтения вы нашли ее интересной, поэтому испытываете самостоятельную тягу к нему.

Какими свойствами обладает внимание

Я выделяю 5 основных особенностей.

  1. Устойчивость. Это то, как долго субъект может концентрироваться на объекте. Это связано со многими и физиологическими (врожденными), и приобретенными характеристиками. Чем устойчивее внимательность человека, особенно ребенка, тем выше вероятность развития гениальности. Это также напрямую связано с эффективностью работы на одном рабочем месте.
  2. Сосредоточенность. Ее также называют концентрацией. Это способность выделить один раздражитель из десятков подобных. Например: учиться или работать под звучание музыки, телевизора. Концентрироваться сложнее, когда вас окружает большое количество внешних раздражающих факторов.
  3. Объем. Это показатель того, сколько объектов могут быть охвачены одновременно. Обычный пример для сравнения – это Цезарь. По историческим сведениям, он мог совмещать сразу несколько дел. Обычный человек может участвовать в 3-7 процессах.
  4. Распределение. Свойство, которое связано с предыдущим. Это способность перестраиваться с одного действия на другое.
  5. Переключение. Это возможность перейти с одного процесса на другой. Такой активностью в большей степени обладают женщины, особенно матери, которые должны быстро реагировать на запросы детей.

Основные функции внимания в соответствии с видами

Их также можно назвать этапами:

  • обнаружение импульса – пребывание в состоянии бдительности или намеренный поиск раздражителя;
  • распределение – выбор одного и концентрация на нем с учетом того, что остальное неважно;
  • отождествление.

Нарушения внимательности

Отсутствие патологической сосредоточенности заключается в особом психологическом состоянии, когда нарушаются физиологические процессы. Чаще всего это выражается в утомлении, но также случается при травмах мозга или других заболеваниях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: