Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка - OXFORDST.RU

Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка

«Навороченные» игрушки убивают воображение ребенка

Для современного ребенка игрушка – это способ познания реальности. Детская фантазия – безгранична и, порой, из самых примитивных игрушек малыш сможет создать в своем воображения целый мир с увлекательными сюжетными линиями. Главное условие – игрушки должны быть ярких цветовых оттенков, которые привлекают внимание детворы.

Негативное влияние игрушек на развитие ребенка имеют говорящие игрушки, которые заметно притормаживают процесс речевого развития чада, как минимум на 2-3 года. Во время общения с такой игрушкой ребенок воспринимает себя в роли слушателя, зрителя, но никак не творца собственной реальности.

Если с раннего возраста приучать малыша к использованию всевозможных гаджетов – это негативно скажется на психическом развитии ребенка. Виртуальный мир способствует развитию клипового мышления. В результате, мозг перестает воспринимать новую информацию линейно – в текстовом виде. Именно поэтому вместо планшета или робособаки лучше всего купить ребенку плюшевую игрушку, конструктор или пазлы.

Влияние современных игрушек на развитие ребенка

Большой ассортимент современных детских игрушек на прилавках магазинов приятно удивляет и родителей, и детей. Однако далеко не все игрушки можно покупать своему чаду. Некоторые из них негативно сказываются на воспитании ребенка:

  • Кислотная атака. Многие современные игрушки отличаются яркой цветовой палитрой. Однако «кислотные» оттенки плохо сказываются на сенсорике малышей, вызывая у них раздражение. Это приводит к проявлению ранней детской агрессии, рассеянности.
  • Страшилки. Наличие острых зубов, пугающего взгляда игрушки, больших когтей – все это символизирует страх и ужас. В результате, у ребенка начинают появляться проблемы с психикой, в его внутреннем мире появляются выдуманные монстры, которых ребенок боится.

  • Электронные манипуляторы. Игрушки, дополненные электронным функциями, способствуют тому, что ребенок «тормозит» в развитии. Малыш выполняет все подсказки, о которых сообщает ему игрушка. В результате, прекращается стимуляция фантазии и отсутствует творческое мышление.
  • Многие современные игрушки предлагают совместить в одном предмете сразу несколько вещей: слоник в виде телефона и на колесиках. Это искажает детское восприятие реальности, деформируя хрупкий чувственный фон малыша.

    Виды игрушек

    Учитывая влияние игрушек на психику ребенка,выделяют четыре основных типа детских игрушек:

    1. Сюжетно-образные – всевозможные куклы, машинки, самолетики, зверушки и прочие фигурки, прообразы которых существуют в реальном мире. Благодаря таким игрушкам чадо сможет моделировать различные ситуации, способные произойти в жизни.
    2. Развивающие – кубик Рубика, конструктор, пазлы, логические головоломки. Все эти игры объединяет одно – они имеют определенные правила и цели. Это помогает ребенку развивать творческое мышление, логику и быть более усидчивым.

  • Спортивные – скакалки, самокаты, велосипеды и другие игрушки, «заставляющие» малыша активно двигаться, не сидеть на одном месте. В результате, малыш учится ориентироваться в пространстве, укрепляя мышечный тонус.
  • Сенсорные – это игрушки-забавы, которые предназначены для самых маленьких. Их основная задача – подарить малышу радость, положительные эмоции. В этот список принято относить погремушки и различные заводные игрушки.
  • По мере взросления малыша его коллекция игрушек должна меняться с учетом его пожеланий, творческих и психологических наклонностей.

    Требования к игрушкам для детей

    Подбирая игрушки для собственного чада, не зависимо от предпочтений и возраста малыша, стоит помнить об одном важном правиле: «игрушка должна способствовать всестороннему развитию ребенку на каждой возрастной ступеньке».

    Существует несколько важных требований, касающихся подбора современных изделий:

    • Тематическая направленность, основная суть игрушки. Способствовать развитию могут только те игрушки, которые несут в себе добрый смысл и «подталкивают» чадо совершать действия положительного характера.
    • Динамичность. Такие игрушки побуждают ребенка к разнообразным действиям. Это положительно сказывается на психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.

  • Внешний вид игрушки. Для воспитания художественного вкуса и эмоционального отношения игрушка должна иметь привлекательный дизайн. Ведь в раннем возрасте малыш в первую очередь оценивает все вещи и предметы согласно их визуальной составляющей.
  • Родителям рекомендуется выбирать игрушки из натуральных, гипоаллергенных и безопасных для детского здоровья материалов. Ведь маленькие дети очень часто облизывают игрушки, кусают их (особенно, когда режутся зубы).

    На сколько важны игрушки для психологического развития ребенка

    Большую половину своего свободного времени ребенок проводит именно с игрушками. Он с ними отправляется на прогулку, в детский сад, проводит свободное время дома. Именно поэтому каждая новая игрушка играет важную роль в процессе психологического развития малыша.

    • Первые шаги – от 1 до 3 лет. В этот период малыш узнает себя, и знакомится с окружающим его миром. Потому важно показывать малышу игрушки, которые создают различные мелодии, яркие и реалистичные модели.
    • Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Это один самых важных этапов в развитии каждого чада. В таком возрасте ребенок в полной мере чувствует свою самостоятельность и испытывает желание в ее самореализации. В качестве
    • игрушек используют: куклы, машинки, разноцветные кубики, пирамидки, конструкторы.

  • Младший школьный возраст – от 7 до 10 лет. Как правило, это последний период, когда ребенок играется в игрушки без особого стеснения. В этом возрасте можно смело знакомить школьников с различными наборами, более сложными видами конструктора, партнерскими играми (шашки, шахматы, морской бой и другое).
  • Помните о том, что развитие ребенка осуществляется не тогда, когда он отрабатывает определенные умения, а когда он учится самостоятельно принимать решения.

    Влияние современной игрушки на развитие личности ребёнка

    Автор: Спицина Татьяна Ивановна

    Организация: МДОУ-детский сад №35

    Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов

    «Игрушка, специально изготовленный предмет,
    служащий для развлечения
    и психического развития ребенка.
    Игрушки — изображения людей и животных,
    копии предметов, позволяют ребенку познать
    их роль и функциональное назначение,
    способствуют развитию различных форм общения
    (Современная энциклопедия 2000 год.)

    Нельзя представить развитие богатого эмоционального мира ребёнка без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Исследования педагогов и психологов подтверждают тот факт, что игрушка является средством развития психики. Действуя с игрушкой, ребенок адаптируется в окружающем мире, социализируется и приобщается к жизни взрослых. Изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
    Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей, показали, что в создании и отборе игрушек обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
    Известный психолог Урунтаева Г.А. говорила, что главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить ребенка действовать с игрушками. Известный педагог в области изучения игрушки Менджерицкая Д.В., считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности
    Что же такое игрушка?
    Игрушка – предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближая игру к действительности. Когда ребенок в игре берет на себя роль мамы, надо иметь в руках куклу-дочку, которую можно укладывать спать, кормить, одевать и т. д. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно действовать, разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры.
    Важным условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал; превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки; использовать как комнату с окошками и дверью для маленькой куклы и др.
    Выбор игрушек. Детям следует приобретать разнообразные игрушки, но основное требование: игрушки должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу», быть достаточно прочными, иметь некую ценность в развитии ребенка и соответствовать определенному возрасту малыша. Часто можно видеть, как девочки 3-4 лет приносят в детский сад кукол, не по своему возрасту, а мальчишки с гордостью вносят в группу агрессивные, ненужные игрушки.
    Кукла Барби и ей подобные считается игрушкой детей скорее школьного возраста.
    Дети впитывают те качества куклы, которые наиболее выражены внешне – манерность, сексуальность, агрессивность, склонность к потребительству. И со временем могут стать качествами самого ребенка. По мнению В.С. Мухиной, «кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла — заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Кукла для ребенка — не только дочка или сынок. Кукла — партнер по общению в игре ребенка». Она несет в себе вербальные и невербальные смыслы, социальные и личностные перцепции, за которыми стоит глубокий контекст культуры.
    Для маленького ребенка кукла должна иметь:

    • детскую внешность;
    • экологический материал, без резкого запаха, мягкий и приятный на ощупь;
    • игрушка не должна иметь острых углов, слишком мелких частиц;
    • волосы прочно держатся, их можно расчёсывать;
    • телесные признаки пола отсутствуют;
    • куклу можно переодевать без расчленения тела;

    Страшные игрушки или антиигрушки стали чрезвычайно яркими и популярными, поэтому практически полностью заполонили прилавки магазинов. Устрашающий внешний облик игрушки утратил свою знаковость и перешел в разряд способов привлечения внимания. Обилие деталей, всевозможные технические «навороты», делают образ игрушки привлекательным, но слишком сложным для понимания малыша. Часто совершенно не ясно, что это за существо — человек, животное или вообще машина. Если для взрослого человека слова «мутант» и «биоробот» несут какую-то смысловую нагрузку, то маленькому ребенку, у которого только складывается представление о мире, они ничего объяснить не могут. В результате, подобные герои со «сверхчеловеческими» способностями, иногда в «железной броне» и с закрытыми маской лицами, становятся для ребенка образцом для подражания, образом того, каким на самом деле должен быть человек.
    Главная опасность таких страшных игрушек заключается в том, что они стирают грань между хорошим и плохим, добрым и злым. Малыш, представления которого о добре и зле только складываются, нуждается в их четком разделении и простой символизации в игрушке. Игрушка программирует поведение ребёнка. Агрессия маленького человека накапливается и со временем может принять неконтролируемые, опасные формы. Такие игрушки могут способствовать появлению у ребёнка невротических проявлений (нарушения сна, появление различных страхов). Для возбудимых детей игра с такими игрушками способ выбросить лишнюю энергию. Но чаще, такая игрушка не успокаивает, а еще больше раздражает ребенка, формирует в нем психологическую зависимость.
    Родители интуитивно чувствуют неприятие к этим персонажам, ведь в нашем детстве ничего подобного не было, и иногда сами предлагают такую игрушку малышу. При этом объяснения находятся самые благие — ведь руководством к действию было желание доставить удовольствие ребенку. Но будет ли это удовольствие полезным?
    Таким образом, взрослым необходимо помнить, каков ребенок в игре, какие игрушки он выбирает, таков он и будет в жизни, в будущем. В играх дети воспитывают в себе личность, познают самих себя. Изменения, которые произошли в нашем обществе, влияют не только на усовершенствование игрушки, но и на степень взаимодействия с ней, на само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой, как он на нее реагирует, какой психологический и культурный смысл они несут детской психике.
    Поэтому, прежде чем купить игрушку ребенку, следует задуматься и сделать свой выбор не на дорогих, бесполезных, накапливающих агрессию, развивающих тревожность, страхи игрушки, а на те, которые воспитают у ребенка чувства доброты, способность к вере, красоту и мудрость.

    Читайте также  Мониторинг технического состояния жилых зданий

    Список используемой литературы:

    1. Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! Родителям об играх и игрушках. Дошкольное воспитание, № 4, 2005. – 98-108 с.
    2. Калиниченко А.В., Микляева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с. (с. 7)
    3. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. Под редакцией Т.А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с. (с.18).
    4. Смирнова Е. Современный дошкольник — особенности игровой деятельности. Дошкольное воспитание, 2002 г. №4 — С.70-73
    5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

    Влияние игрушек на формирование личности ребенка

    Игрушка – это инструмент психологического, эмоционального и физического развития ребенка. Она помогает ребенку подготовиться ко взрослой жизни через игровую деятельность, используя игрушки. В процессе игры активно развивается воображение, память, мышление, коммуникабельность, усидчивость, оттачивается речевая функция, моторика, способность концентрации внимания и многое другое.

    Нельзя недооценивать влияние игрушек на формирование личности ребенка.

    Если родители воспринимают окружающий мир враждебным, опасным, то и их дети будут так же его воспринимать, они будут видеть то же, что и их родители, но по-детски. Посмотрите, какую часть игрушек у Вашего ребенка составляют автоматы, пистолеты, пушки, ножи, мечи и так далее. Если их количество переваливает за 30%, то необходимо понимать, что Вы готовите бойца, формируете в своем ребенке негативное мировосприятие, идею о том, что агрессия и нападение вот главные атрибуты современного взрослого человека. С детских лет через такие игрушки Вы внушаете ему, что надо стрелять, защищаться, нападать, что надо кого-то убивать. Грубо, но так и есть. Причем, оружие есть не только у мальчиков, но и у девочек, хотя конечно реже. Часто родители недооценивают влияние таких игрушек на формирование личности ребенка.

    Как научить ребенка быть дружелюбным?
    Только через себя. Если Вы родители большую часть времени испытываете негативные эмоции, такие как: агрессия, чувство одиночества, комплексы неполноценности, обиду, претензии тогда Ваши дети будут испытывать то же самое. Вы можете тысячу раз сказать своему малышу: «Андрей, надо быть дружелюбным», но если Вы не такие, то он никогда не будет дружелюбным, потому что Вы недружелюбны, а он Ваш ребенок. Необходимо научить ребенка ценить себя, своих близких и друзей. Он научится этому при одном условии — если Вы сами этому следуете. Необходимо показывать, как Вы любите своих родителей, как безвозмездно дарите им свое внимание, не рассчитывая при этом получить что-то материальное. Если родители часто общаются с кем-то и берут своего малыша с собой когда идут в гости, то и он впитает это как правило жизни. «Друзья, это для меня, потому что это было для родителей и я это видел, и я это слышал». Учите своего ребенка любить Вас не за игрушки, а за то, что Вы рядом, что именно Вы его родители.

    Дружелюбие, позитивное мировосприятие, любовь, заботу можно развить при помощи игрушек. Желательно покупать своему малышу яркие, интересные, позитивные игрушки. Иногда ребенок выбирает в магазине на Ваш взгляд темноватую, возможно даже некрасивую игрушку и говорит: «Эту хочу». Ваша задача не сказать сразу: «Нет», а понять чем могла привлечь его игрушка. Возможно это глаза игрушки или текстура, либо общий фон игрушки. Такую игрушку стоит купить, обязательно предложить дать ей имя (если это мягкая игрушка, либо кукла) и уже дома попробовать поговорить о том, какая она эта игрушка. Предложить на выбор следующие характеристики игрушки: добрая, злая, сердитая, упрямая, красивая, вежливая, послушная и так далее. Эта игра позволит ребенку развить навыки общения и воображение, ведь чтобы определить какими свойствами обладает новая игрушка необходимо задуматься и увидеть ее не только внешнюю сторону, но и внутреннюю.

    Возможно, на каком-то этапе эта игрушка будет лучшим другом для Вашего ребенка. Он возьмет игрушку в детский сад, на прогулку, пойдет с ней к врачу, будет говорить с ней так ласково, как говорит с ним его мама. Он знает, что есть тот, кто не обидит, кто не уйдет, кто никогда не скажет: «Иди в угол, ты наказан». Посмотрите, как ребенок играет с игрушкой, и Вы увидите свои взаимоотношения с ребенком, где малыш играет Вашу роль (родитель), а игрушка это он (ребенок). Это позволит Вам взглянуть со стороны на Ваши взаимоотношения с ребенком, которые оказывают влияние на формирование личности ребенка.

    Как правильно покупать игрушки своему ребенку?
    Прежде чем идти с ним в магазин необходимо обсудить какую игрушку ребенок хочет получить. Это должна быть запланированная покупка, никаких дополнительных игрушек. Обсудить цену, то есть сказать ему: «Если игрушка будет очень дорогой, надо будет выбрать другую, чтобы мы могли ее купить. Договорились?» Говорить малышу: «…денег нет!» не стоит, так Вы программируете и себя и своего ребенка на то, что в семье нет денег. То есть привлечете ситуацию, когда действительно денег не будет. Лучше сказать: «В наши планы входила покупка игрушки на такую сумму. Эта игрушка дороже, поэтому выбирай другую». Если ребенок пришел в магазин и просит уже другую игрушку, можно ему уступить, но с условием, что на этой неделе, или в этом месяце покупать другие игрушки не будем. И самое главное, что после этих слов необходимо быть настойчивыми, то есть дали слово — держите. Если Вы не будете сдерживать данных ребенку обещаний, тогда он также не будет сдерживать данных Вам обещаний. Вы учите его через себя, важно об этом помнить.

    Чем более разноплановые игрушки у Вашего ребенка, тем более гармоничной будет личность Вашего ребенка. От машинки до коляски, не должно быть деления игрушек только для мальчиков или только для девочек. Понятно, что машинок и пистолетов больше у мальчиков, лошадок и кукол больше у девочек, но это только потому, что родители навязывают ребенку, что он должен носить, любить, что ему должно нравиться.

    Если подпитывать интерес ребенка только к машинкам, тогда мы получим личность у которой будет узкое мировосприятие. Ему в жизни нужна будет только машина, он ее купит, он будет в ней отлично разбираться, он сможет даже реализовать себя в профессии, где главным звеном будет машина. При этом, семейная жизнь, дружба, взаимоотношения с родственниками и знакомыми могут не приносить удовлетворения на все 100%. Узкое восприятие дает обратный эффект, в одном направлении плюс, в других направлениях минус. Поэтому задача каждого родителя развивать в ребенке понятие того, что жизнь это вечная ценность, что человек всегда выше денег, что взаимоотношения это главное богатство каждого из нас, что игрушка для ребенка, а не ребенок для игрушки. Понятно, что стремится к благополучию это важно, что наш мир материален и хочется комфорта, но забывать об общении, о влиянии друг на друга никогда нельзя.

    Покупайте пазлы, книги, коляски, лошадей, динозавров, развивающие коврики, мячики, шарики, игрушки для купания, краски, альбомы, карандаши, пластилин, бисер и многое другое, одним словом все то, что разнообразит Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка. Обучение не только вглубь но и вширь, чтобы у Вашего ребенка было право выбора что любить, чем интересоваться, к чему стремится. Позволяйте делать ребенку выбор уже тут в детском магазине, причем не все подряд, а только то, что запланировано, то о чем он говорилось раннее. Учите выбирать не только игрушки, но и одежду, обувь, шапку. Интересуйтесь: «Тебе нравится? Ты доволен». Когда ребенок в детстве делает выбор сам, то во взрослой жизни ему это будет даваться легко и просто, он не будет тревожиться, нервничать, переживать, спрашивать совета, он будет делать выбор, выгодный для себя.

    Не обязательно чтобы игрушка была супердорогой, важно чтобы она была куплена не из чувства долга, а из любви к своему ребенку. Не потому что так положено, а потому что хочется доставить радость своему малышу. Я от всей души желаю Вам приятных покупок и много радости в Вашей жизни.

    Читайте также  Национальная валюта тенге

    Современные игрушки: польза или вред?

    Наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Игрушки становятся все более разнообразными и продуманными: одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?

    Прощай, фантазия!

    Мы не откроем Америку, если признаем, что детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки в зародыше уничтожают в детях креатив. Чем более «навороченная» игрушка, чем больше в ней заложено игровых функций, чем сильнее она похожа на свой «живой» аналог – тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».

    Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера – получил предмет страсти, прыгал от радости полчаса и еще два часа нажимал на кнопочки, а сегодня – даже не подходит. И дело не в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не умеет с такой игрушкой играть, не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка, и загорелись лампочки.

    В «навороченных» кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного (читайте: скучающего) наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.

    Игрушечное зло

    О каких игрушках, препятствующих развитию детской фантазии, упоминают психологи и педагоги в первую очередь?

    • интерактивные куклы (которые поют песенки и произносят фразы);
    • планшеты и детские компьютеры (которые предлагают детям простые викторины и игры);
    • куклы с принадлежностями (которые достоверно копируют «взрослую» жизнь – домики, машины, наряды, сумочки и т.д.);
    • самолеты-машины-корабли на пультах управления;
    • любые «кнопочные» игрушки (которые что-то делают при нажатии кнопок).

    В «черный список» попали, как ни странно, Лего-конструкторы: многие родители запрещают детям разбирать собранные Лего-игрушки, и те стоят на полках в виде «музейных экспонатов».

    Так ли страшен черт.

    Будет несправедливо по отношению к игрушкам и их производителям утверждать, что они – абсолютное зло. Большинство игрушек имеют несомненные достоинства: они развивают мелкую моторику, цветовое и слуховое восприятие, осязание, расширяют кругозор, улучшают координацию движений, а самое главное – помогают детям ближе познакомиться с окружающим миром, в том числе – миром взрослых. Многие игрушки тренируют скорость реакции, память, логику.

    Если верить социологам, выбирая игрушки детям, мы руководствуемся тремя основными мотивами:

    1)покупаем игрушки, которых нам не хватало в детстве;

    2)предпочитаем подобные тем, что любили сами;

    3)выбираем под влиянием моды и рекламы.

    Очевидно, что из трех мотивов для покупки, два (первый и третий) «работают» в пользу ярких, привлекательных, дорогостоящих, невиданных во времена нашего детства «навороченных» игрушек.

    Не надумана ли проблема?

    Начнем с того, что тревогу бьют не британские ученые, и опасения основаны на многочисленных проведенных исследованиях. Проблема дорогих «навороченных» игрушек не в том, что они вредят развитию фантазии или препятствуют ему, а в том, что просто фантазию не развивают. С детьми же упущенные возможности – зачастую шаг назад. Ребенок, который в детстве не научился фантазировать, творить, выходить за привычные рамки, едва ли приобретет эту «волшебную» (и чрезвычайно полезную для карьеры и личностного развития) способность во взрослом возрасте.

    И все же по-настоящему вредны детям только:

    — игрушки, содержащие опасные химические вещества (фенол, формальдегид, свинец);

    — игрушки, отрицательно влияющие на психику ребенка (уродливые, агрессивные и т.д.).

    Покупать или не покупать – вот в чем вопрос?

    Ответственному родителю, ребенок которого будет умолять в магазине о покупке детского планшета или кукольного домика для Барби, предстоит выбрать один из вариантов решений:

    1) Категорически не покупать такие игрушки

    Эта ситуация настолько же далека от реальности, как отказ от покупки попкорна и чипсов (из-за их вредности для желудка) или отказ от походов в кино на мультфильмы в 3D (из-за опасности для зрения). Мы стараемся свести к нулю эти проявления «родительской бесхарактерности», но совсем избавиться от них получится едва ли – уж очень эффективную рекламу создают детские маркетологи, уж слишком влиятельно детское окружение, уж слишком хочется порадовать ребенка и доказать, что он «не хуже других».

    Ирина Кузьмина, детский и семейный психолог: «Проблема заключается не в самом существовании «навороченных» игрушек, а в том, что взрослые делают своих детей «потребителями», покупая все больше и больше игрушек из мультфильмов и рекламы. В лучшем случае ребенок проигрывает лишь сюжеты мультиков. Обычно же дети, привыкшие к коллекционным покупкам, просто накапливают их, и при удобном случае устраивают истерику, если им не покупают новую игрушку. Значит, не надо вообще покупать такие игрушки? Надо! Но сначала нужно научить ребенка играть, научить ценить их».

    2) Покупать такие игрушки «под давлением» — и надеяться на лучшее

    Что поделать, если ребенок сильно просит, денег на игрушку хватает, а на коробке перечислены десять причин, почему это «чудо детской техники» полезно и «совершенно необходимо» ребенку? Вероятно, купить – и надеяться, что действительно полезно.

    Ирина Кузьмина: «У каждого времени свои игрушки, поэтому нельзя однозначно сказать, необходимо покупать «супер-новые» игрушки или, наоборот, недопустимо. Это личное дело каждого родителя, каждой семьи. Главное, что любая игрушка должна быть подобрана со смыслом. Выбирая «навороченную» игрушку, спросите себя: кому вы ее покупаете – себе или ребенку?»

    3) Покупать такие игрушки в меру, соблюдая соотношение хотя бы «1:1» с игрушками нашего детства

    Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.

    4) Покупать такие игрушки – и подключать собственную фантазию ради развития фантазии детской

    Если «навороченные» игрушки – необходимое и неизбежное зло, то почему бы не свести его к минимуму? Например, так:

    • Покупая ребенку дорогой набор Лего, разрешите ему разбирать готовую игрушку на детали – чтобы придумать другую, уже самостоятельно, без подсказок от производителя. Можно также дополнить купленный ранее набор специальным набором для творчества от того же Лего (комплект из различных деталей, которые можно превратить во что угодно).
    • Бабушка подарила малышу детский компьютер с викторинами? Устройте соревнование для кукол и мишек – кто лучше справится с заданиями и ответит на вопросы. Заодно предложите ребенку придумать другие задания, составить новые вопросы, в программу компьютера не заложенные.
    • Дочь попросила на день рождения куклу с чемоданом готовых платьев? Понаряжайте подарок вместе, поиграйте в ролевые игры. Придумайте и сшейте новые наряды, а затем устройте показ мод.

    Для большинства игрушек семейства «кнопочных» придумать игровые функции сложно. Значит, просто чаще устраивайте ярмарки игрушек или домашние распродажи: меняйтесь игрушками (пусть даже похожими) с друзьями. В общем, если «навороченные» игрушки приносят какую-либо пользу – пусть даже не пользу фантазии – умножайте ее!

    Ирина Кузьмина: «Любые игрушки могут быть очень даже полезными, — или стать «пылесборниками». Важно, чтобы ребенок умел играть: в норме для детей до 7 лет ведущим видом деятельности является игра, на нее ребенок нацелен. У всех игрушек есть определенные функции, допустим, те же «навороченные» детские игрушки (роботы, планшеты, конструкторы и т.д.), помимо развития мелкой моторики, интеллекта, усидчивости и т.д., созданы для ознакомления с миром взрослых. А фантазия – она в момент игры в любом случае развивается: например, играя с роботом, ребенок может додумывать недостающие функции. Поэтому так важно научить ребенка играть – тогда и фантазия тоже не будет стоять на месте.

    Единственный вопрос, в какое русло она направится? Ведь играя куклами-монстрами, агрессивными игрушками, игрушками с сексуальным подтекстом, ребенок додумывает негативные сюжеты, часто связанные с насилием и жестокостью…

    Что касается творческих навыков – «навороченные» игрушки на их развитие действительно не нацелены. Поэтому, выбирая игрушку ребенку, пытайтесь понять, ДЛЯ ЧЕГО она, какую функцию вы в нее вкладываете».

    Программа-минимум

    Ирина Кузьмина: «Что может сделать родитель в условиях, когда игрушки фантазию не стимулируют? Минимум – играть с ребенком ежедневно хотя бы по 20 минут в ролевые активные игры. Даже если очень не хочется – буквально сесть, взять игрушки и играть. Покупать игрушки осознанно, а не для того, чтобы «дитя не плакало». Вместе с детьми делать самодельные игрушки, лепить фигурки, строить домики, трассы для машин и т.д.»

    Какие бы игрушки мы ни покупали своим детям – обычные, экологически-чистые, деревянные, тряпичные, кнопочные, сборно-разборные или говорящие, основной способ сделать так, чтобы эти покупки приносили пользу – играть с ребенком. Научите малыша играть – и он с любой, даже невероятно скучной игрушкой, что-нибудь придумает. Человек – существо эволюционное, а «навороченные» игрушки – реальность современного мира, поэтому дети будут приспосабливаться к этой реальности, как сумеют. Наша задача – сделать, чтобы «сумели» хорошо.

    Роль и значение игрушек в развитии ребенка

    Игрушки — это неизменные спутники малышей с самого рождения. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, сортеры и каталки — любая игрушка приносит в жизнь новые впечатления, делает ее интереснее и радостнее. Какое влияние на ребенка они оказывают, как помогают родителям в воспитании и развитии детей — читайте в нашей статье.

    Читайте также  Герой времени по роману Лермонтова Герой нашего времени

    Каково значение игрушки в жизни ребенка

    Игрушка — это не только источник радости для ребенка, специально созданная для забавы и развлечений, но и своеобразное средство, учебное пособие, которое позволяет в игровой форме развивать, обучать, воспитывать малыша.

    Игрушки для развития детей: формируем психику

    Во время игровой деятельности происходит развитие сразу нескольких важных механизмов психики:

    • восприятие и ощущение;
    • внимание;
    • память;
    • мышление;
    • воображение;
    • чувства и эмоции;
    • речь.

    История развития начинается с погремушки. Она мелькает перед глазами, издавая звуки, чем привлекает малыша. Рассматривая первую в своей жизни интересную вещь, младенец учится концентрировать внимание, у него возникает желание ее потрогать, взять в руки, потрясти. Это стимулирует ребенка работать ручками, поворачиваться на звук, узнавать предмет и улыбаться при его приближении.

    Пирамидки , конструкторы , сортеры учат малыша распознавать формы, размеры, цвета. Это отличные тренажеры для развития мелкой моторики, мышления, воображения. Очень полезны в плане развития психики игрушки, имитирующие взрослые предметы: кукольная посуда, мебель, врачебные принадлежности. Ребенок запоминает название каждого предмета, учится с ними обращаться.

    Для развития эмоциональности детям важно иметь в качестве друга куклу или мягкую игрушку. В глазах ребенка она становится живой, ее надо накормить, уложить спать, вылечить. Так, в процессе игры у дошкольника начинают проявляться первые признаки эмпатии: забота, любовь, он переживает события своей и взрослой жизни, растет как в эмоциональном, так и нравственном плане.

    Огромное влияние на развитие мышления и воображения оказывают функциональные игрушки. Вы наверняка не раз наблюдали, как годовалый ребенок долгое время возится с баночкой, замком или выключателем. Таких вещиц может быть много, для удобства их закрепляют на одной доске — бизиборде. Он побуждает к размышлению и вызывает интерес к неизведанному.

    Взрослые должны осознавать, какова роль игрушки в психическом развитии ребенка и процессе его социализации. Поэтому перед покупкой необходимо определить, какую пользу она принесет малышу. Ведь среди разнообразия очень легко приобрести вещь, которая вместо помощи в развитии может привести к разрушению психики и моральной дезориентации. К примеру, страшные киборги, куклы с искаженными лицами, уродливые монстры с детально прорисованными шрамами и бородавками, куклы-трупы, плюшевые фекалии.

    Помимо психического развития, позаботьтесь о физической форме своего ребенка. В этом случае игрушки также станут хорошими помощниками.

    Развиваем физическую форму

    Цель всех мам, а особенно пап — вырастить своих ребятишек сильными, ловкими, крепкими. Скакалки, кегельбан, крошечные гантели и хула-хуп — все это обязательно пригодится. Но физическое развитие начинается раньше, когда малыш пытается повернуться на животик, сесть, поползти или сделать первый шаг. Его движения хаотичны и неточны, координация нарушена, чувство равновесия еще дремлет. Чтобы ребенок нормально развивался в физическом плане, вам помогут:

    • Мячики. Небольшие округлые мячи из шерсти или хлопка с колокольчиком внутри помогут ребенку научиться захватывать и удерживать предмет, а после 5 месяцев стимулировать его ползать.
    • Прыгунки. Они хорошо укрепляют ножки и поднимают настроение.
    • Качалка-лошадка. Позволяет развить чувство равновесия, необходимого в ходьбе.
    • Турник. На нем можно учить малыша подтягиваться на ручках. Также можно развешивать здесь различные предметы, стимулируя тянуться за ними.

    Каталки . Ребенок сосредотачивается на игрушке и отвлекается от самого процесса ходьбы, что позволяет добиться автоматизма в этом деле, развить координацию движений.

    Занимаясь с малышом несколько минут в день, вы поможете ему быстрее освоить простейшие движения и не успеете оглянуться, как ребенок будет бегать, прыгать и заниматься на шведской стенке самостоятельно. Чтобы малыш развивался гармонично, необходимо чередовать активные игры и обучающие. Детские психологи рекомендуют проводить учебные занятия в игровой форме.

    Обучение с помощью игрушек

    Обучающие игрушки занимают одну из ключевых ролей в раннем развитии ребенка. С их помощью малыши могут легко освоить счет, выучить буквы, научиться разбираться во временах года, определять время на часах и воспроизводить первые музыкальные нотки. Для этого вам потребуется:

    • Календарь. Благодаря этому игровому пособию тема сезонов станет легкой и увлекательной.
    • Часики. Вынимая и вставляя цифры, вращая стрелки, ребенок начинает понимать, что такое минуты и часы, учится их правильно определять.
    • Счетный материал. Он может быть в виде простых ярких палочек, фигурок или даже целых сюжетных композиций в виде бельевой веревки с кукольной одеждой и прищепками.
    • Детские музыкальные инструменты . Извлекая звуки ударом палочек по пластинам ксилофона или металлофона, дети могут научиться распознавать ноты.

    Придумывая интересные сюжеты и используя пособия, легко научить ребенка важным вещам, подготовить его к школе. Не стоит забывать и о том, что игрушки — отличный инструмент для воспитания малышей.

    Какое значение имеют игрушки для воспитания детей

    Зайчонок, медвежонок или кукла могут стать самыми настоящими помощниками в регулировании поведения ребенка. Это станет возможным, если взрослым удастся сформировать отношения к ним, как к живым друзьям. У детей устанавливаются с такими игрушками положительные эмоциональные отношения — это важный воспитательный момент, который нельзя игнорировать.

    Одно дело, когда мама или папа просят ребенка угомониться, другое — когда к процессу привлекается любимая кукла, которой «не нравится», что малыш не слушается взрослых. То, что кукла уйдет к послушной девочке и уведет с собой любимого медвежонка, может стать весомым аргументом. Таким образом в воспитании можно применять оценку поведения и его регулирование через игрушку, чтобы сформировать:

    • первоначальные представления о добре и зле;
    • доброжелательность, сопереживание, эмпатию;
    • умение побороть страхи и капризы;
    • бережливость, аккуратность, организованность.

    По большому счету, игрушечные «друзья» помогают сформировать личность ребенка и вырастить из него достойного человека. Задача родителей — подбирать игрушки в соответствии с возрастом и уровнем развития своего малыша.

    Выбор игрушек в зависимости от возраста

    В развитии способностей новорожденного малыша большую роль играют погремушки, подвески, черно-белые картинки, развешанные на бортиках кроватки. Но, покупая игрушки, надо учитывать стремительный рост и взросление ребенка.

    • Уже в три месяца малыш не просто лежит в кроватке, а учится переворачиваться, хватает ручонками предметы и пытается попробовать их на вкус. При выборе игрушек надо учитывать его возрастные особенности. Для детей в 3 месяца подойдут: музыкальная карусель (мобиль), развивающий коврик, дуги и растяжки с подвешенными на них игрушками, звуковые браслеты. Подробно, о том, что именно нужно в возрасте от 1 до 7 месяцев, мы рассказывали в статье «Игрушки для новорожденных: какие они».
    • С 9 месяцев до года, когда ребенок уже уверенно сидит, ползает и даже ходит, наступает время более сложных развивающих игрушек. Это всевозможные сортеры, конструкторы-каталки, крупные пазлы. Рекомендуется в этом возрасте приобщать малыша к рисованию пальчиковыми красками и игре на музыкальных инструментах. Однако основное внимание стоит уделить развитию опорно-двигательной системы, предлагая ему прыгунки, каталки, лошадки-качалки.
    • В 2-3 года малыш начинает понимать назначение окружающих предметов, поэтому ему наверняка понравится набор мебели, кукольной посуды, чемоданчик с врачебными инструментами, конструкторы. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к настольным развивающим играм. Также в арсенале трехлетнего малыша должны быть многофункциональные игрушки-заместители: лоскутки, коробочки, баночки. С их помощью он фантазирует, а заодно и учится говорить. Ведь представляя коробку волшебным сундучком, а палочку — острым мечом, ребенок проговаривает их новое назначение.
    • Ребенок в 5 лет — это уже личность, со своими интересами и предпочтениями. Ему доступны многие виды игрушек, с которыми он разыгрывает различные сюжеты. В этом возрасте мальчики предпочитают играть с машинками и солдатиками, а девочки — с куклами и их принадлежностями. Однако, настольные игровые пособия: лото, пазлы, домино интересны для детей обоих полов.

    Советы и рекомендации

    Зачастую перед родителями встает вопрос, как выбрать игрушку для своего ребенка, чтобы она понравилась, увлекла и в то же время оказалась полезной? Тут на помощь придут советы детских психологов. Вот несколько рекомендаций:

    • Приобретайте игрушки, соответствующие возрасту и уровню развития малыша.
    • Чем младше дети, тем крупнее должны быть детали конструкторов.
    • Периодически убирайте предметы из зоны видимости. По прошествии некоторого времени они будут восприниматься как новые.
    • Предлагайте малышу игровые пособия разной направленности. У каждого ребенка должны быть как мячи, скакалки, прыгалки, так и игрушки, требующие сосредоточенности и внимательности: пазлы, мозаика, конструкторы.
    • Помогите организовать игру. Подскажите, а еще лучше поучаствуйте в строительстве гаража, побудьте клиентом в детской парикмахерской или больным на приеме у доктора.
    • Игрушек не должно быть много. Из огромного разнообразия малышу сложно выбирать, в результате он перестанет их замечать.
    • Обращайте внимание, какие пособия вызывают у малыша повышенный интерес. Еще в раннем детстве можно выявить наклонности или даже таланты будущих художников, скульпторов или стилистов.

    Игра помогает детям развить способности и получить навыки, необходимые для жизни в сложном взрослом мире. Значение игрушки в жизни ребенка очень велико, но еще важнее для него внимание, забота и любовь близких. Только находясь рядом с малышом, направляя и обучая, вы сможете вырастить из маленького человечка всесторонне развитого человека с большой буквы.

    Больше интересных статей про игрушки вы можете найти в нашем блоге .

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: