Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля - OXFORDST.RU

Вклад в теорию развития менеджмента Анри Файоля

Классическая (административная) школа управления

Административная школа. Анри Файоль

Административная школа управления сформировалась в период 1920-1950гг. Основателем данной школы является Анри Файоль (1841 –1925), менеджер-практик, французский горный инженер, основоположник теории управления.

Представители классической школы управления, в отличие от школы научного управления, рассматривали организацию комплексно и занимались разработкой методик по совершенствованию управления с позиции целостности. Классическую школу называют административной по той причине, то ее представители занимали высокие административные должности. Например, Файоль, которого считают основателем менеджмента, 30 лет был управляющим французского металлургического и горнодобывающего концерна «Комамбо». Когда он пришел к руководству, предприятия находилось на грани банкротства. К моменту ухода Файоля в отставку концерн превратился в одно из самых крупных и эффективных предприятий, что поспособствовало усилению обороноспособности Франции в период Первой мировой войны.

Файоль считал основным элементом эффективности процесс управления, который он рассматривал в качестве функции администрирования, предназначенной для помощи управленческому персоналу в достижении целей и выполнении задач предприятия. Данное положение об управлении представлено в основном труде ученого «Общее и промышленное управление», 1916 г.

В своих исследованиях Файоль выделяет в своей организации два концептуальных базиса-организма: социальный и материальный. Материальный включает труд, предметы и средства труда в их совокупности, социальный – отношения, складывающиеся между людьми в процессе труда. Данные отношения и выступили предметом изучения Файоля. Ученый предпринял попытки обосновать необходимость создания отрасли науки по управлению людьми как элемента науки об управлении организацией.

По мнению А.Файоля администрирование является основой управления и включает в себя 6 групп операций управления:

  • техническую и технологическую (изготовление, производство, переработка),
  • коммерческую (обмен, закупка, продажа),
  • финансовую (эффективное управление капиталом, привлечение капитала),
  • охранную (охрана физических лиц и собственности),
  • учетную (балансовые ведомости, инвентаризация, статистика, издержки производства),
  • административную (организация, контроль и координирование, распорядительство, планирование).

Руководство вышеперечисленными операциями Файоль определял как общее управление, а внимание заострял на тех административных операциях, которые заключаются именно в управлении персоналом. Он предложил и обосновал необходимость использования санкций в качестве основного метода воздействия.

Финансовые, коммерческие, технические и иные операции ученый рассматривал лишь в качестве объекта воздействия административной функции, которая имеет интегрирующую основу.

Теория управления Файоля является совокупностью приемов, принципов и правил, которые направлены на повышения уровня эффективности деятельности организации, рациональное распределение ресурсов организации.

Файоль сформировал 14 базисных принципов управления. Но главным его вкладом в теорию управления является концепция представления управления как универсального процесса. Исследователь утверждал, что всю деятельность организации, направленную на повышение уровня эффективности, можно подразделить на шесть вышеперечисленных сфер.

В любой организации вне зависимости от вида деятельности, масштабов производства, по мнению Файоля, всегда присутствуют данные шесть сфер. Важное место среди данных сфер занимает последняя – управление. Именно для данного элемента Файоль и сформулировал свои принципы.

Принципы управления Файоля

Принципы управления Файоля заключаются в следующем:

  1. Разделение труда подразумевает расширение специализации, что влечет за собой повышение уровня квалификации работников, а следовательно, к росту объема производимой продукции и ее качества. Специализация дает возможность сократить количество цепей, на которые должны быть направлены усилия и внимание персонала.
  2. Под властью и ответственностью работника понимается, что, при выполнении своих прав отдавать приказы и распоряжения. передавать и предоставлять полномочия, он вместе с этим принимает на себя ответственность.
  3. Дисциплина означает соблюдение соглашений, которые достигнуты между наемным работником и предприятием. Дисциплина формируется рядом факторов, в том числе санкциями.
  4. Единоначалие предполагает, что работник во избежание конфликтов при исполнении распоряжений, должен подчиняться лишь одному начальнику.
  5. Единство направления действия подразумевает следование одной единой цели всех занятых в одной сфере деятельности, деятельность по одному плану.
  6. Подчинение индивидуальных интересов общим заключается в том, что управляющий должен обеспечить подчинение интересов работника интересам организации. Постановка своих целей выше целей организации недопустима.
  7. Вознаграждение персонала – справедливая оплата туда является важным стимулом к труду (однако Файоль подчёркивал, что идеальной системы стимулирования не существует).
  8. Централизация и децентрализация – сущность принципа заключается в обеспечении оптимального соотношения между централизацией и децентрализаций, которая может изменяться в зависимости от ряда условий. Важность имеют ряд мер, которые могут обеспечить наилучший результат.
  9. Скалярная цепь является иерархической зависимостью, следовательно, подчиненность руководителей организации различных уровней (сверху вниз). Вместе с этим, необходимо соблюдать необходимое соотношение между количеством уровней управления и количеством подчиненных одному руководителю.
  10. Порядок подразумевает соблюдение как материального, так и социального порядка. Материальный порядок подразумевает сведение к минимуму потерь рабочего времени и рационального распределения и использования материалов. Социальный порядок – эффективную организацию труда.
  11. Принципом справедливости должны сопровождаться отношения между сотрудниками и руководителями.
  12. Стабильность рабочего места персонала. Успех деятельности любой организации зависит от наличия стабильных кадров.
  13. Принцип инициативы заключается в том, что у всех сотрудников организации должна быть возможность для проявления активности, самостоятельности, способности к поиску.
  14. Корпоративный дух. Благоприятная корпоративная среда формируется благодаря гармоничным отношениям персонала организации.

Файоль писал

«Необходим настоящий талант, чтобы координировать усилия, поощрять увлеченность, использовать возможности каждого работника и награждать каждого по его заслугам без принуждения возможной зависти и нарушения гармоничных отношений»

Макс Вебер – представитель административной школы управления

Макс Вебер – известный немецкий социолог. Большая часть его работ была написана в начале XIX в. и посвящена развитию теории структур власти. Социолог также описывал деятельность организации на основе отношений власти. Им был разработан тип идеальной организации, которую он назвал бюрократией. Идеальной организации в его представлении характерно четкое разделение труда, ясно определенная иерархия, конкретные правила и инструкции, а также безличное управление при помощи четкого определения должностных обязанностей. Ученый признавал что такой «идеальной бюрократии» на практике не существует, и она скорее является избирательной моделью реального мира. В основе его теории о том, как работа может выполняться в больших коллективах, лежит именно данная модель. Это теория лежит в основе построения многих крупных современных организаций.

Идеальной бюрократии по Веберу свойственны следующие характеристики:

  1. Разделение труда. Задачи подразделяются на рутинные, простые и четко определенные.
  2. Иерархия власти. Должности и отделы объединяются с иерархичную структуру, в которой работа каждого сотрудника низшей должности контролируется и управляется вышестоящими сотрудниками.
  3. Формальный отбор. Все работники организации должны приниматься на работу в соответствии с уровнем их квалификации. Данный уровень может определяться на экзамене, либо в соответствии с их подготовкой и опытом.
  4. Формальные правила и процедуры. Для обеспечения однородности и регулирования действий служащих, менеджерам необходимо строго соблюдать формальные правила организации.
  5. Беспристрастность. Правила организации должны выполнять все, и методы контроля необходимо применять ко всем служащим одинаково, без каких-либо личных предпочтений.
  6. Ориентированность на карьеру. Менеджеры – это должностные лица, а не владельцы организаций, которыми они управляют. Менеджеры получают фиксированный уровень заработной платы и могут продвигаться вверх по служебной лестнице в своей организации. Очень важно создавать для менеджера условия карьерного роста.

По мнению Вебера, базисные концепции бюрократии совпадают во многом с концепциями научной организации менеджмента. Оба этих подхода акцентирую внимание на рациональности, предсказуемости, беспристрастности, технической компетентности и авторитаризме. Работы Вебера не имели такого практического характера как работы Тейлора, но сформированный им «идеальный тип» предприятия подходит и сегодня для описания деятельности многих организаций.

Вклад А.Файоля в развитие управленческой мысли

Анри Файоль (1841—1925), считается «отцом научного менеджмента». Объектом его интересов стала организация в целом, а не отдельные стороны ее деятельности, и кроме того, он изучал и описывал управленческую деятельность как таковую, чем до него не занимался никто. В отличие, например, от Тейлора Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне, и в известной мере их выполняют даже рабочие.

Для обоснования классического (административного) направления у Анри Файоля существовали определенные предпосылки в виде осмысления огромного личного опыта. С 1888 г. в течение 40 лет он управлял крупной горнодобывающей компанией «Коломбо», которую возглавил, когда та была близкой к финансовому краху, а покинул процветающей, занимающей ведущие позиции в мире.

Свои взгляды на проблемы управления Файоль изложил в книге «Общее и промышленное управление» (1916 г.). Выйдя в отставку, возглавил Центр административных исследований.

Функционирование любой организации он сводил к следующим основным видам деятельности:

-технической, то есть осуществлению производственного процесса;

— коммерческой, заключающейся в закупке всего необходимого для создания товаров и услуг и сбыте готовой продукции;

— финансовой, связанной с привлечением, сохранением и эффективным использованием денежных средств;

— бухгалтерской, заключающейся в проведении статистических наблюдений, инвентаризаций, составлении балансов и т.п.

— административной, призванной оказывать воздействие на работников.

Основной сферой деятельности Файоль считал административную. Он определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных функций: предвидение (планирование), организацию, распорядительство, координирование и контроль.

Глубоко осмыслив закономерности функционирования организации, Анри Файоль сформулировал знаменитые 14 принципов административного управления, которые сохраняют свое значение и по сей день:

Читайте также  Аналогия и её виды

1. Разделение труда. Цель разделения труда — увеличивать объем и повышать качество производства при затрате тех же усилий.

2. Власть неотделима от ответственности. Власть — есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая подчиняться. Власть немыслима без ответственности, то есть без санкции — награды или кары, сопровождающих ее действия. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность.

3. Дисциплина — это по существу, повиновение, усердие, манера держать себя, внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между предприятием и его служащими соглашению. Состояние дисциплины в каком-либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.

4. Единство распорядительства. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.

5. Единство руководства. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что на предприятии интересы служащих, или группы служащих, не должны становиться выше интересов предприятия. Здесь представлены две категории интересов различного порядка, но одновременно заслуживающие признания; необходимо постараться их согласовать. Это одна из крупных трудностей управления.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8. Разумная централизация. Централизация не является системой управления, хорошей или плохой сама по себе: она может быть принята или отвергнута в зависимости от тенденций у руководителя и от обстоятельств, но в большей или меньшей степени она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации — вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая высшими.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального порядка такова же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость. Для тог, чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно.

12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее, смены в составе неизбежны: возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального образования; некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции, другие же оказываются неспособными брать на себя более ответственную работу. Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава имеет свою меру.

13. Инициатива. Инициативой называется возможность создания и осуществления плана. Свобода предложения и осуществления его также относится к категории инициативы. Файоль утверждал, что хороший руководитель поощряет инициативу подчиненных, подавляя собственное тщеславие.

14. Единение персонала или корпоративный дух. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам силы для того, чтобы их ослабить — дело искусное; но разделять собственные силы в предприятии — тяжкая ошибка.

Дата добавления: 2015-11-10 ; просмотров: 1562 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Анри Файоль Биография, административный процесс и вклады

Анри Файоль (1841-1925) был французским горным инженером, чья теория научного менеджмента, известная как Fayolism, была основой современных стилей управления в компаниях и организациях..

Вклад Анри Файоля был многочисленным и разнообразным, главным образом в области управления. В настоящее время их вклад по-прежнему весьма актуален в организационных теориях.

Его вклад был предшественником fayolismo, теории управления, сфокусированной на определении структуры, необходимой организации для достижения эффективности. По этой причине Файоль известен как один из основателей современной администрации..

Его наиболее ценные идеи были изложены в книге Промышленное и общее управление первоначально опубликовано на французском языке в 1916 году (Fayol, 1949). Там он поднял принципы управления и его функции.

Некоторые ставят под сомнение действительность и применимость административных методов, поскольку они были подняты Fayol более 100 лет назад. Тем не менее, они по-прежнему являются ссылками и влияют на процессы организации современного общества (Brunsson, 2015).

  • 1 Биография
    • 1.1 Труд как инженер
    • 1.2 Управленческое действие
    • 1.3 Ревитализация
  • 2 Административный процесс по Fayol
    • 2.1 План
    • 2.2 Организовать
    • 2.3 прямой
    • 2.4 Контроль
    • 2.5 Прогноз
  • 3 Основные вклады
    • 3.1 Школа вождей
    • 3.2 Функции администрации
    • 3.3 Принципы администрирования
    • 3.4 Функции или основные виды деятельности компаний
    • 3.5 Формализация администрации и ее преподавание
  • 4 Ссылки

биография

Анри Файоль родился 29 июля 1841 года в Константинополе, современном Стамбуле. Его семья была буржуазного происхождения, поэтому он мог получить качественное образование с первых лет обучения..

Его первые исследования были проведены в Liceo de Lyon, расположенном во Франции. Затем он поступил в Национальную шахтную школу, расположенную в Сент-Этьене, и в 19 лет он окончил в качестве инженера в шахтах.

Труд как инженер

В 1860 году Файоль присоединился к компании Commentry-Fourchambault, консорциуму французского происхождения. Там он отвечал за добычу угля, а также за процессы, связанные с выплавкой чугуна..

Компания Commentry-Fourchambault стала компанией, которой Fayol посвятил всю свою трудовую жизнь. Первые шесть лет в этой компании он работал инженером.

В этом контексте одной из задач, которая была лучше всего разработана, было создание полезных и безопасных альтернатив подземным пожарам, которые имели место в шахтах..

Управленческое действие

В 1866 году Файоль стал управляющим рудников компании, а в 1872 году он стал директором ряда рудников. Карьера Файола в этой компании была на подъеме.

Важным фактом о развитии Fayol в компании Commentry-Fourchambault является то, что она оказала большое влияние на сохранение этой компании, когда она была экономически привержена..

В 1888 году компания Commentry-Fourchambault оказалась в затруднительном финансовом положении, поскольку с 1885 года она не могла отменить дивиденды, соответствующие ее акционерам; то есть я на 3 года отстал в этом вопросе.

Именно в этом контексте Файол стал генеральным директором компании, с должности которого он начал поднимать экономическое состояние того же.

восстанавливающий

Одним из наиболее важных действий, предпринятых Fayol по этому сценарию, является закрытие плавильного завода в Фуршамбо..

Кроме того, он отвечал за централизацию производства на другом заводе, расположенном в городе Монлюсон, что привело к созданию эффекта масштаба.

Кроме того, ей удалось получить новые месторождения угля в трех стратегических французских городах: Гондревиль, Сен-Лагер-Брессак и Децевиль. Файоль выполнил задачу по оживлению компании, преобразованию ее и применению элементов, которые позже стали частью административной теории, которую он предложил несколько лет спустя..

Компания, которая спасла Файоль, продолжала быть успешной, до такой степени, что в настоящее время она является частью Creusot-Loire, самой важной металлургической компании во Франции..

Смерть Анри Файоля произошла 19 ноября 1925 года. Его смерть произошла не из-за какого-либо конкретного заболевания, а произошла в результате его преклонного возраста; Мне было 84 года.

Административный процесс по Fayol

Есть работа Анри Файоля под названием Административное управление и генеральное управление, которая считается публикацией, которая лучше всего обобщает ваше предложение в области управления.

По словам Файола, существует шесть основных функций, которые должна учитывать каждая промышленная компания. Эти функции следующие:

-Коммерческие, те, которые связаны с покупкой и продажей продуктов, которые производит компания.

-Методы, которые относятся к конкретным возможностям, с помощью которых компании производят свои услуги и продукты.

-Бухгалтеры, которые включают в себя области статистики затрат, бухгалтерских балансов, запасов и других важных записей для компании.

-Безопасность, которая включает в себя защиту, связанную как с персоналом отрасли, так и с учреждением как таковым. Принимаются меры для предотвращения или контроля пожаров, наводнений, краж и других ситуаций такого типа..

-Финансовый, относительно экономического управления, которое должно осуществляться, чтобы гарантировать, что компания будет иметь прибыльность.

-Административные, то есть те, через которые будут контролироваться предыдущие функции. На этом аспекте Анри Файоль сосредоточился больше всего, и тот, который наиболее развит.

По словам Файоль, все эти функции должны быть оформлены в конкретном административном процессе, что в конечном итоге гарантирует, что компания получит положительные результаты управления.

Файол считает пять шагов необходимыми для соблюдения адекватного административного процесса:

план

Этот шаг подразумевает основу для административной процедуры. Речь идет о четком определении того, каких целей компания хочет достичь, а также того, каким образом она предназначена для достижения указанных целей и задач..

Кроме того, на данный момент очень важно определить конкретные планы, которые также имеют абсолютную согласованность как с характером компании, так и с целью, для которой они рассматривают.

Наиболее важным моментом в этом моменте процесса является создание основ для того, чтобы мероприятия, которые будут проводиться, выполнялись гармонично и четко.

организовать

На этом этапе требуется управление доступными ресурсами таким образом, чтобы их можно было использовать наиболее эффективным способом. В рамках этих ресурсов рассматриваются как материалы, так и человеческий труд.

Таким образом, в данный момент мы стремимся назначить задачи наиболее способным людям для выполнения указанного действия, а также определить, какой процесс будет работать лучше всего для достижения определенного продукта или услуги..

Читайте также  Кривые и поверхности второго порядка

Внутри организации формируется структура, которая указывает, кто кому должен отчитываться о разработке и развитии каждой задачи..

вести

Управление выходит за рамки простого факта организации и координации членов компании, что уже является сложной задачей.

Кроме того, действие направления связано с мотивацией сотрудников, найти более эффективный канал связи и обеспечить его использование таким образом, чтобы оно было полезным для сотрудников и, в конечном счете, для организации..

Точно так же, кто будет руководить организацией, тот будет заниматься решением конфликтов и поддержанием гармоничной и, следовательно, продуктивной рабочей среды. В конечном итоге именно директор считается ответственным за достижение поставленных целей..

контроль

Отрывок, относящийся к офису контролера, имеет отношение к тому, чтобы быть уверенным, что общая деятельность компании происходит, как и ожидалось.

Постоянно необходимо постоянно контролировать развитие и функциональность организации, чтобы в любой момент вы могли быть уверены, что путь, по которому идет компания, продиктован достижением поставленных целей..

Вполне возможно, что есть действия, которые в конечном итоге более или менее отвлекают компанию от ее первоначальных целей. Функция контроля состоит в том, чтобы точно руководить организацией в срок, чтобы можно было корректировать курс и следовать основным целям..

Задачи, выполняемые каждым подразделением компании, должны соответствовать тому, что изначально указано в адресе, и характеру организации. Это та сфера, которая контролирует ту, которая несет ответственность за то, чтобы это было так.

предвидеть

Это один из самых важных шагов в административном процессе организации. Идея заключается в том, что у организации есть будущее видение, которое позволяет ей прогнозировать будущие сценарии и готовиться к этим.

Аналогичным образом, в этом объеме находится планирование будущего идеального сценария и концепция задач, которые должны быть созданы для эффективного достижения указанного будущего..

Основные вклады

Школа вождей

Работа Анри Файоля во многом дополнила то, что сделал его современник Фредерик Тейлор, еще один из отцов современной администрации.

В то время как Тейлор сосредоточился на работе на фабричном уровне, Файол сосредоточился на координации административных функций. (Peaucelle & Guthrie, 2015).

Школа вождей — это концепция, используемая для обозначения этой новой перспективы, представленной Fayol в области управления..

Согласно этой точке зрения, каждый администратор должен посвятить часть своего времени планированию конкретной деятельности ответственного лица в организации..

Этот вклад в теорию администрирования оказался уместным, чтобы направлять компании к достижению их целей путем координации усилий различных функций организации..

Это также помогло определить желательные профили людей, которые управляют этими функциями (Brunsson, 2015).

Административные функции

Другим вкладом, внесенным Анри Файолом, было определение пяти основных пунктов, которые определяют обязанности или функции администрации в организации..

Эти базовые принципы продолжают частично или полностью включаться в новейшие теории управления (Pryor & Taneja, 2010). Это:

  • Планирование: говорится, что администрация всегда должна разработать план действий на будущее
  • Организация: утверждает, что администрация должна развивать как человеческую, так и материальную часть компании.
  • Контроль: показывает, что все должно контролироваться в соответствии с установленным планом
  • Направление: Поднимает, что персонал организации должен всегда руководствоваться и стимулировать.
  • Координация: на основе интеграции и гармонизации всех видов деятельности и усилий внутри организации.

Принципы администрирования

Наиболее признанным вкладом Fayol было определение 14 принципов управления, которые были сырьем для развития теорий управления двадцатого века.

Эти принципы составляют руководство того, что следует учитывать для всех административных процессов, и заключаются в следующем:

  • Разделение труда
  • Авторитет и ответственность
  • дисциплина
  • Блок управления
  • Блок управления
  • раболепие
  • вознаграждение
  • централизация
  • иерархия
  • заказ
  • справедливости
  • Стабильность персонала
  • инициатива
  • Групповой дух

Функции или основные виды деятельности компаний

Третья группа определений, введенных Fayol, широко известна в области администрирования и представляет собой один из наиболее важных вкладов в теорию организации (Pryor & Taneja, 2010)..

Эти определения были направлены на определение основных функций компаний и деловой жизни в рамках шести основных взаимосвязанных видов деятельности. Эти виды деятельности:

  • Техническая деятельность
  • Коммерческая деятельность
  • Финансовая деятельность
  • Безопасность деятельности
  • Бухгалтерская деятельность
  • Административная деятельность

Формализация администрации и ее преподавания

Некоторые авторы признают не только теоретический вклад Fayol, позволивший разработать существующие методы администрирования, но также их усилия по формализации и обучению администрации (Parker & Ritson, 2011)..

Помимо других действий, Файоль основал Центр административных исследований (CAS) после публикации своей книги в 1916 году с целью распространения и популяризации его теорий..

Анри Файоль также выступал за преподавание администрации «во всех слоях населения» своими словами, что помогло создать администрацию как дисциплину.

Вклад Файоля в развитии теории и практики.

Крупный вклад в теорию управления Анри Файоль внес, разработав «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. Им определены функции, принципы и элементы управления.

Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный.

Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

Файоль также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации. Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях:

— техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);

— коммерческая (закупка, продажа, обмен);

— финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);

— охранная (охрана собственности и физических лиц);

— учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);

— административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Из шести видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта.

В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в “специальном знании”, которое является специфическим для любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:

1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.

2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.

3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.

4. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.

5. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. .

6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.

Основные положения школы человеческих отношений.

Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда. Основоположником школы человеческих отношений принято считать Э. Мэйо. Он полагал, что прежние управленческие методы всецело направлены на достижение материальной эффективности, а не на установление сотрудничества, в то время как простое проявление внимания к людям оказывает очень большое влияние на производительность труда. Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную «социальную систему», что явилось новым шагом в развитии теории управления.

К исходным положениям теории человеческих отношений относятся:

· люди в основном мотивируются социальными потребностями и ощущают свою индивидуальность благодаря отношениям с другими людьми;

· в результате промышленной революции и рационализации процесса сама работа в значительной степени потеряла привлекательность, поэтому удовлетворение человек ищет во взаимоотношениях с другими людьми;

· люди более отзывчивы к социальному влиянию группы равных им людей, чем побуждением посредством контроля, исходящего от руководства;

· работник откликается на побуждение руководителя, если руководитель рассматривается работником как средство удовлетворения своих потребностей.

Читайте также  Люминесценция, её виды

Выводы:1)соц.и психологич. Потребности человека так же важны в кач-ве стимулов,как и деньги

2)соц-психологич. Взаимодействия в рабочей группе так же выжно,как и орган-ия выполн.работы

3)при любом прав.планировании упр-я,необходимо учитывать человеческий фактор,его потребности и не только экономические

Школа социальных систем и ее вклад в развитие управленческой мысли.

Процесс принятия решения школа «социальных систем» считает важнейшим средством регулирования и «стратегического руководства». В соответствии с этим и сама организация нередко трактуется как инструмент принятия решений.

Главным интегрирующим фактором организации обычно признается цель. При этом зачастую проводится различие между целями, поставленными перед данной организацией, и целями, присущими всем организациям как таковым. Последние цели считаются обусловленными внутренними потребностями роста и выживания.

Исходя из анализа социальной организации, представители школы «социальных систем» пытаются выявить всеобщие, постоянные элементы всякой организации вообще («организационные универсалии»), присущие как часовому механизму, так и социальному. Такое стремление к созданию универсальной теории организационного процесса сочетается с попытками применить при решении этой же задачи достижения кибернетики, математические методы и т.д. Но, в конечном счете, все эти исследования подчинены частной задаче создания теории организационного управления, которая, прежде всего, применяется к промышленным предприятиям.

Итак, «школа социальных систем» рассматривает организацию как комплексную систему с рядом составляющих ее отдельных подсистем. К таким подсистемам обычно относят индивидуума, формальную структуру, неформальную структуру, неформальную организацию, статусы и роли, а также физическое окружение. Все вместе они определяются как организационная система. Центральным методологическим понятием оказывается понятие «связи», или «связующие процессы». Выделяют три основных связующих процесса: «коммуникация», «равновесие», «принятие решения».

Новая школа.

Становление Новой школы связано с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир. Новая школа сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В Новой школе различают два главных направления:

1. Рассмотрение производства как “социальной системы” с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.

2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели.

Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга.

Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время.

Заслуга новой школы заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию.

Второе направление новой школы связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это направление новой школой.

Отличительной особенностью новой школы является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив.

Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются формированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предшествующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство.

Анри Файоль ( ) Французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Файоль. — презентация

Презентация была опубликована 2 года назад пользователемКирилл Козловский

Похожие презентации

Презентация на тему: » Анри Файоль ( ) Французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Файоль.» — Транскрипт:

2 Анри Файоль ( ) Французский горный инженер, теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления. Файоль родился в 1841 году в Турции, где его отец руководил строительством. В 1916 году Файоль опубликовал работу «Общее и промышленное управление» (фр. Administration Industrielle et Générale). В своей книге Файоль обобщал наработанные им схемы управления, создавая логически стройную систематическую теорию менеджмента.

3 Файоль разделяет операции, которые имеют место на предприятиях, на шесть групп: 1. Операции технические (производство, изготовление продукта, его переработка). 2. Операции коммерческие (покупка, продажа, обмен). 3. Операции финансовые (привлечение капиталов и управление ими). 4. Операции страховые (защита имущества и личностей). 5. Операции учетные (инвентарь, расходы, доходы, статистика). 6. Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

4 Файоль выделяет пять функций менеджмента, представляющие собой самостоятельные направления, но в то же время связанные с другими направлениями процесса управления. Функции менеджмента по Файолю: 1) Планирование 2) Организация 3) Мотивация 4) Контроль 5) Координация

5 Интерес представляет и оценка файолем качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке: физические качества (здоровье, сила, речь); умственные качества (способность понимать и изучать, умение оценивать, приспособление); моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинст­во); общее образование (знание вопросов, относящихся не только к выполняемым функциям); специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и прочие знания, непосредственно относящиеся к занимаемой должности); опыт работы (знания, полученные на базе предшествующей деятельности).

6 Принципы менеджмента Принципы управления, по Файолю, это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. 1. Разделение труда. Эта идея заимствована у классиков экономической теории и заключается в том, что для эффективного использования рабочей силы необходима специализация труда. Как и Тейлор, Файоль считал, что она применима для всех видов труда исполнительного и управленческого.

7 2. Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть бывает официальной, которой менеджер обладает в силу занимаемой им должности, и личностной, которая является результатом его качеств как личности. Хороший менеджер соединяет официальную и личностную власть. Что же касается ответственности, то она представляет собой обратную сторону власти, ее следствие. Этот принцип, сформулированный Файолем, остается неизменным по сегодняшний день.

8 3. Дисциплина. Файоль понимал ее как повиновение, основанное не на страхе, а на уважении, доверии к руководителям на всех уровнях. При этом Файоль одним из самых действенных факторов воздействия на подчиненных считал личный пример начальника. Хороший пример начальника заставляет подчиненных ему подражать, плохой имеет для всех самые отрицательные последствия.

9 4. Этот принцип Файоля привел к возникновению его разногласий с Тейлором. Не коллегиальность, считал он, а приказ от вышестоящего сотрудника обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Выполнение указаний от двух, трех и более руководителей угроза власти, дисциплине и стабильности.

10 5. Единство руководства. Согласно этому принципу деятельность, преследующая одну и ту же цель, должна организовываться одним руководителем в соответствии с единым планом. Лишь при таких условиях возможно обеспечить координацию и концентрацию усилий.

11 6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип был доводом против невежества, честолюбия, эгоизма, лени и других человеческих пороков, которые приводили к возникновению конфликтов.

12 7. Вознаграждение. Оплата, должностной оклад, премия, разделение прибыли, все другие методы стимулирования труда должны быть справедливыми. Файоль пришел к выводу, что стимулирование труда зависит от многих факторов, но цель одна обеспечить максимально возможное удовлетворение интересов сотрудников и работодателей.

13 8. Централизация. Любой организации свойственна централизация. Она не устанавливается либо отменяется менеджером. Вопрос централизации или децентрализации это вопрос их соотношения, т.е. определения оптимального уровня концентрации или рассредоточения власти. Файоль категорично и однозначно определил соотношение централизации и децентрализации. По его мнению, «все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных децентрализация, а что направлено на их снижение централизация».

14 9. Скалярная цепь. Она представляла собой «цепь начальников» от самого высокого до самого низкого ранга. Иначе ее можно охарактеризовать как должностную структуру, которая представляет собой путь достижения власти и каналы передачи информации.

15 10. Порядок. В сравнении с изложенным в перво­начальных принципах 1908 г. этот принцип значительно расширился за счет отнесения его и к сырью, материалам, оборудованию. Что касается персонала, то порядок для его представителя это цель, а цель четко устанавливается в структуре деятельности..

16 11. Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

17 12. Стабильность персонала. Излишняя текучесть кадров негативно влияет на издержки производства и его эффективность. Она является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.

18 13. Инициатива. Этот принцип предполагал проявление каждым работником усердия и энергии во всех начинаниях.

19 14. Корпоративный дух. Гармония всех занятых на предприятиях и их единство в достижении цели такова сущность этого принципа. В единстве не только сила, но и успех достижения целей бизнеса

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: