Вклад Аристотеля в развитие психологии - OXFORDST.RU

Вклад Аристотеля в развитие психологии

Аристотель как основоположник современной психологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Философия Аристотеля

Психология – это наука, зародившаяся в Древней Греции и изучающая психику человека, ее основоположником считается Аристотель.

Его интересовали не только основы мироустройства, но и вопросы сущности личности человека, которые он отражал в своих работах, дошедших до наших дней.

Аристотель – ученик Платона и основатель собственной философской школы, получившей название «Ликей». В основе современной философии лежат работы этого ученого, среди которых самые известные – «Метафизика», «Риторика», «Политика» и др.

В его учении выделяется четыре части:

  1. теория, связанная с изучением проблем бытия, происхождением сущности явлений;
  2. практика как модель устройства государства и деятельности человека;
  3. поэтика, где он рассматривает средства художественного выражения в литературе;
  4. логика – наука об истинном представлении окружающей действительности.

Аристотель, являясь противником однозначных теорий о мироустройстве, считал, что от обстановки в окружающем мире зависит любая идея, а каждая вещь является уникальной.

Он считал, что форму и материю невозможно отделить друг от друга, стремление воплотить в жизни те возможности, которые она заключает в себе, уже заложены в ней.

Когда потенциальная возможность переходит в существующую действительность, образуется движение, в процессе которого простые вещи превращаются в более сложные. Постепенно они совершенствуются и приближаются к своему первоисточнику – Богу.

В его концепции, Бог – это чистое мышление, не имеющее выражения в вещественной форме. Когда мышление достигает совершенства, оно не может развиваться дальше, но, отдельно от материального мира Бога не существует.

По мнению Аристотеля Вселенная состоит из четырех основных веществ – огня, воздуха, воды, земли. Согласно его философской мысли Вселенная имеет форму шара, внутри которого по своим окружностям движутся небесные тела шарообразной формы.

Готовые работы на аналогичную тему

Небо, считает он – это живое существо, состоящее из эфира, которое является границей Вселенной.

Любой живой организм, человек, растение, животное, имеет душу, которая им руководит, что и отличает живую природу от мертвой. Поскольку душа и тело не могут существовать друг без друга, то изучать их раздельно невозможно.

Человеческая душа отличается от души растений и животных, потому что имеет частицу божественного разума и более возвышенные функции, чем ответственность за пищеварение, размножение, передвижение, ощущения.

В своих трудах Аристотель говорит о том, что материя всегда будет стремиться к совершенному состоянию, например, неорганический мир становится органическим, в ходе эволюции растения преобразуются в предметы животного царства и в природе всё является частицами единого целого.

С течением времени жизнь организмов становится ярче и достигает своего пика, воплотившись в человеке.

Что касается этики, то философ говорит о том, что знания не смогут удержать человека от совершения дурных поступков и суть добродетели не в том, что есть добро и зло – необходимо тренировать волю для совершения добрых поступков.

Добро, считает Аристотель, это преобладание разума над желаниями человека. Этическим можно назвать поведение человека только тогда, когда есть компромисс между желаниями и поступками в соответствии с морально-этическими нормами.

Говоря о политике, он приводит разновидности форм государственного правления – это монархия, аристократия, демократия.

Учение о душе

Аристотель считается основоположником психологии как науки о душе. Ученый отвергает материалистические и идеалистические учения о душе и считает, что душа связана с материей с одной стороны, а с другой стороны, она связана с Богом.

Тело и душу невозможно разделить и, исходя из этого, он дает свою трактовку души.

В его понятии душа является формой реализации жизни тела, и существовать без тела не может, она является целью, к которой стремится вещь. Без души тело будет трупом, в душе основа всех проявлений живого тела – роста, дыхания, чувствования, мышления.

Внешние причины заставляют тело осуществлять определенную деятельность, которая изначально заложена в организме как цель развития. Например, растение стремится быть растением, также как животное стремится быть животным.

Все живые тела существуют ради души и являются инструментом у неё на службе. Во время сна человека, душа не проявляет себя активно, но, она всё равно связана с телом, потому что является состоянием его активности.

Несмотря на то, что душа бестелесна, носителем её является пневма – особое органическое вещество, вырабатываемое в крови у животных. Сердце – это орган души, а мозг выполняет вспомогательную функцию, охлаждая кровь до нужной нормы.

Являясь сущностью жизни, она присуща всем живым существам и существует в трех видах – растительной, животной, разумной. Растительная душа существует на вегетативном уровне и способна к размножению и питанию.

Животная душа имеет ещё четыре функции – чувства, движение, ощущение, память. Эти два вида души, Аристотель понимал материалистически, т.е. они появлялись и исчезали вместе с телом – были смертны.

Что касается разумной, т.е. человеческой души, то у неё есть ещё способность к мышлению, что отличает её от растительной и животной. Разумной душой обладает только человек, она идеальна и божественна.

Со смертью человека она никуда не исчезает, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. Каждая форма души, являясь более высокой, надстраивается над предыдущей и приобретает присущие ей функции.

Отсюда, если растительная душа имеет две функции, животная – шесть функций, то у разумной души уже семь функций.

Аристотель, рассматривая душу, таким образом, открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Источником этого знания для него стали не физические и бестелесные идеи, а организм, в котором духовное и телесное образуют нераздельную целостность.

Разумная часть души

По мнению Аристотеля, такие функции души как ум, рассуждение, мышление, способность к умозрению, являются характерными только для души человека.

Аристотель считает, что мышление автономно и бессмертно, т.е. разумная часть души существует вечно.

Бог, по его мнению, является наивысшей формой, чистым разумом. Он делит разумную душу на две части, наделяя каждую интеллектуальной добродетелью, и дает им свои характеристики.

Рассудочная часть разумной души связана с жизнью и деятельностью человека – это практический разум, и душа тесно связана с опытом. Добродетелью этой части души является практичность, для которой необходимы опыт и умеренность.

Практичность в понимании Аристотеля – это добрый совет, рассудительность, изобретательность, проницательность. Рассудительность, по его мнению, является не лучшей стороной практичности, потому что только критикует.

Похвальной он считает изобретательность, но только тогда, когда сама цель тоже похвальна. Изобретательность должна быть на службе практичности, поскольку практичность служит добродетели.

Надо сказать, Аристотель подчеркивает, что практичность является низшим видом деятельности человека.

Мудрость как добродетель разумной части разумной души стоит выше практичности и созерцает неизменные принципы бытия, где существует только знание или незнание.

К практической деятельности эта часть души не способна, потому что там необходимо практическое мышление и стремления, характерные аффективной части души.

Однако разумная часть души может руководить практической деятельностью.

По мнению Аристотеля, мудрость является той добродетелью, которая приносит высшее блаженство в сочетании с деятельностью, которую он видит в созерцании.

Из человеческой деятельности наиболее блаженной он считает ту, которая родственнее всего божественной.

Он придает новый смысл основному принципу научного объяснения – принципу причинности и выделяет особую целевую причину – это то, ради чего совершается действие. Аристотель, таким образом, открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания.

Вклад Аристотеля в развитие психологии

1. Учение Аристотеля о душе.

1.1. Структура человеческой души.

1.2. Душа и тело. Виды души.

1.3. Разумная часть души человека.

2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

Читайте также  Анестезия в акушерстве

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

1. Учение Аристотеля о душе.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).

По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с Богом, т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.

«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях: все вещи есть сочетание материи (вещества) и формы (вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия*. Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).

Шпаргалки к экзаменам и зачётам

студентам и школьникам

  • Ветеринария
  • Военные дисциплины
  • Дизайн
  • Приборостроение
  • Гидравлика и пневматика
  • Лёгкая промышленность
  • Транспорт
  • Туризм
  • Химия
  • Психология
  • Маркетинг и PR
  • Философия
  • Сельское хозяйство
  • Педагогика
  • Медицина
  • Математические дисциплины
  • Машиностроение и материалообработка
  • Электротехника и энергетика

Шпаргалки по истории психологии — Психологические воззрения Аристотеля

Психологические воззрения Аристотеля

Аристотель — древнегреческий философ и естествоиспытатель — открыл новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Источником знания для него стал организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

Его трактат “О душе” стал первым, собственно психологическим, трудом (в рамках донаучной психологии). Аристотель систематизировал предшествовавшие и современные ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений, нашедших обоснование в его трактате.

Душу, он определил не просто как сущность, а как форму, способ организации живого тела, т. е. как то, что позволяет телу существовать как живому. В его представлениях душа — особый орган, посредством которого тело чувствует, мыслит. Не душа мыслит, но тело мыслит посредством души.

Психологическое учение Аристотеля строилось на обобщении медико-биологических фактов. Но это обобщение привело к преобразованию главных принципов психологии.

По Аристотелю уже сам термин “организм” следует рассматривать в связи с родственным словом “организация ”, подчиняющее себе свои части для решения какой — либо задачи; устройство этого целого и его работа (функция) неразделимы; душа организма — это его функция, деятельность. “ Если бы глаз был живым существом, его душой было зрение”, — говорил Аристотель.

Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма, заложенный в нем психологический ресурс и его практическую реализацию. При этом намечалась иерархия способностей — функций души:

1. вегетативная (имеется у животных, растений и человека);

2. чувственно — двигательная (имеется у животных и у человека);

3. разумная (присущая только человеку).

Функции души — уровни ее развития, располагались в виде “лестницы форм”, где из низшей и на ее основе возникает функция более высокого уровня: вслед за вегетативной формируется способность ощущать, из которой развивается способность мыслить. В отдельном человеке при его превращении из младенца в зрелое существо повторяются те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. Впоследствии это было названо биогенетическим законом.

Различие между чувственным восприятием и мышлением было одной из первых психологических истин, открытых древними. Аристотель, следуя принципу развития, стремился найти звенья, ведущие от одной ступени к другой. В своих поисках он открыл особую область психических образов, которые возникают без прямого воздействия предметов на органы чувств. Сейчас эти образы принято называть представлениями памяти и воображения (в терминологии Аристотеля — “фантазии” ). Эти образы починены открытому, опять — таки, Аристотелем механизму ассоциации — связи представлений.

Объясняя закономерности развития характера, Аристотель утверждал, что человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности.

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения — принципу причинности (детерминизм а). Раскрывая принцип причинности, Аристотель показал, что “природа ничего не делает напрасно”; “нужно видеть то, ради чего совершается действие”. Он утверждал, что конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход; психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и желаемого будущего (то, что должно произойти, определяется происходящим сейчас).

Читайте также  Абсолютные, относительные и средние величины в статистическом исследовании

Аристотель указал и на то, что душа может быть разного рода. Так, Аристотель (кстати, создатель зоологии и автор “лестницы” живых существ — первой, в сущности, биологической систематики) говорил о существовании растительной души (ее свойства — питание и ощущение), животной души (стремление, память и движение) и человеческой души (мышление).

В целом, душа, как сущность живого тела, смертна вместе с телом; однако, часть ее, которую мы могли бы на современном языке назвать абстрактным или теоретическим мышлением (в отличие от обыденного эмпирического мышления) Аристотель считает бессмертной.

Дело в том, что наше восприятие и наш практический ум имеют дело с наглядными и, что важно, с отдельными вещами: с этим столом, этой собакой и т. д. Но с чем, с какой реальностью имеет дело абстрактное мышление? “Человек смертен”, — говорим мы, имея в виду человека вообще. Но существует ли человек вообще? Если нет, то о чем мы говорим? Если да — то возможно ли его увидеть?

По Аристотелю, общие понятия (а речь о них) существуют как реальность (т. е. существует не только индивид, но и вид) и, продвигаясь по уровням абстракций, ум мудреца, приближается к божественному, вечному, абсолютному, становясь и сам его подобием, и — обретает бессмертие.

Аристотель пришел к естественному для того времени выводу о существовании врожденного знания , т. е. о бессмертии и нематериальности разумной души.

Культура является внутренним достоянием души человека, наши знания истинны уже по своему происхождению, как часть бессмертного разума. Эти рассуждения привели к появлению весьма значимого в концепции Аристотеля понятия нус (всеобщий разум ). Нус служит хранилищем разумной части души человека после его смерти. При рождении ребенка часть этого разума, образуя новую разумную часть души, вселяется в тело новорожденного, соединяясь с растительной и животными частями. Так происходит передача опыта, т. к. разумная часть души хранит все знания, существующие в нусе, т. е. всю культуру, накопленную человечеством к моменту рождения данного ребенка. Эти знания не осознаются человеком, но актуализируются в процессе обучения или рассуждения.

Создал первую в психологии развернутую теорию познания . Ввел понятия общего чувствилища и ассоциаций, как механизмах психической жизни, механизмах познания, которые, по его мнению, представляют собой важный механизм переработки знаний. Первым этапом познания, по Аристотелю, становится ощущение.

Исследуя проблему регуляции поведения, Аристотель пришел к выводу о том, что возможна двойная регуляция — как эмоциями, так и разумом. Он впервые выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение.

Исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к очень важному для психологии выводу о роли катарсиса (очищения).

Т. о., Теория Аристотеля охватывала широкий круг проблем, наиболее актуальных не только для психологии того времени.

Психология Античного периода (от Аристотеля до Декарта).

Аристотель внес значительный вклад в развитие психологической науки. Им разработан курс общей психологии «О душе». Главная идея, выдви­нутая Аристотелем, состоит в том, что душу от тела отделить нельзя. Душа — не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. В учении Аристотеля также отражены следующие вопро­сы:

– введено понятие о способностях и их иерархия как функ­ция души;

– установлено различение между чувственным восприятием и мышлением; открыта особая область психических образов, которые возникают без прямого воздействия вещей на органы чувств (память, воображение или фантазия);

-установлена связь между представлениями, т.е. выявлены ассоциации;

– поставлена проблема характера «Человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки», тем самим установлена зависимость психического развития человека от его деятельности;

– определена мотивация (психологическая жизнь зависит в данный момент не только от прошлого, но и от потребного будущего;

– выдвинуты принципы, ставшие впоследствии основополагающими: развития, причинности и системности.

Гераклит устанавливает Закон развития (Логос). По его взглядам весь мир — космос (вечно живой огонь), а душа его искорка (микрокосм).

Демокрит. В его понимании боги — сферические скопле­ния огненных атомов. Подобно богам человек также состоит из различного сорта атомов. Самые подвижные из них — ато­мы огня. Именно они образуют душу.

Гиппократ. Медик Гиппократ искал причины здоровья и болезни. Определяющей причиной он считал пропорцию, в которой смешаны в организме различные «соки» (кровь, желчь, слизь). Пропорция была названа темпераментом. А классификация типов темперамента приняла следующий вид: сангвинистический — больше крови, холерический — желтой желчи, ме­ланхолический черной желчи, флегматический — слизи.

Таким образом, душевные качества людей ставились в зависимость от телесных. Отсюда вывод Гиппократа о том, что источник и причины индивидуальных различий людей находятся не во вне, а внутри организма.

Сократ заложил основы психологического мышления, ре­зультатом которого является ясное, отчетливое знание; дока­зал неразрывность общения и мышления, тем самым проде­монстрировав связь культуры и души.

Платон (родоначальник философского идеализма) не связывает душу с телесным. По его мнению: «Всякое знание есть воспоминание. Душа вспоминает то, что ей довелось созерцать до своего земного рождения».

Платон дифференцирует понятие души на различные части и функции, а столетия спустя эти идеи возродились в учении 3. Фрейда.

Итак, в античную эпоху:

— заложен фундамент будущей психологической науки;

— сложилось 3 направления в воззрениях на душу:

1. происходящую не от всей природы, а только от живой (организм) — по взглядам Аристотеля;

2. происходящую от законов движения и развития материального мира (природа) — по взглядам Гераклита, Демокрита, Гиппократа;

3. происходящую от человеческой культуры (общения) – по взглядам софистов, Сократа и Платона.

Все эти положения образуют ядро объяснительных схем современной психологии.

Это время характеризуется, с одной стороны, приостанов­кой естественнонаучных исследований, с другой стороны, до­минированием религиозных взглядов.

Ф. Аквинский,опираясь и извращая учение Аристотеля, так определяет работу души:

Сначала душа совершает акт познания — ей является образ
объекта (ощущение или понятие). Затем она осознает, что ею произведен сам этот акт. Она «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не
акт, а самое себя как уникальную сущность.

Таким образом, перед нами замкнутое сознание, из которо­го нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру.

А в странах Востока в VIII-ХП вв. происходит сближение с эмпирией (практикой), с позитивным знанием о природе.

2 этап. Психология как наука о сознании» (XII—XIX вв.)

В связи с развитием естественных наук возникают предпосылки для анализа сознания, под которым понимается способность думать, чувствовать, желать. Основной метод изучения в этот период самонаблюдение и описание фактов.

Период XII-XIX в.в. характеризуется как эпоха механики (царица всех наук того времени). В геометро-механическую (Галилея) и динамическую (Ньютона) картину природы было вписано и физическое тело человека с его психическими свой­ствами.

1-е достижение — открытие Гарвеем кровообращения. Сердце представлялось как помпа, перемещающая жидкость (для чего не требуется участие души).

2-е достижение — открытие рефлекса Декартом. Поведе­ние человека имеет рефлекторную природу и объясняется без обращения к душе.

Начиная с Декарта, происходит поворот в предмете психо­логии от души к сознанию. Его выражение: «Я мыслю, значит я существую» опреде­лило способ изучения психологических явлений — интро­спекцию, т.е. «внутреннее зрение». Декартовская концепция сознания стала называться интроспективной.

Читайте также  Нервно-мышечные нарушения голоса и речи

3-е достижение — связано с именем Лейбница. Он открыл бессознательное в психике: «В душе непрерывно происходит незаметная деятельность «малых перцепций» (неосознаваемых восприятий). Осознание восприятий становится возможным, когда к простой перцепции (восприятие) присоединяется осо­бый механический акт — апперцепция (внимание и память).

4-е достижение — связано с именем Гоббса. Он ввел по­нятие ассоциации – следствие разума (рационального). А нужен опыт, следовательно, возникает эмпирическая психоло­гия (экспериментальная психология).

Итак, душа начинает пониматься как сознание. Открываются новые явления: бессознательное, перцепция, мышление, память. Источником знаний становится самонаблюдение (интро­спекция).

XIX век знаменует переход от механики к физиологии. В 70-х гг. XIX в. начинают созревать предпосылки для возник­новения психологии как самостоятельной науки.

Реферат: Вклад Аристотеля в развитие психологии

1. Учение Аристотеля о душе.

1.1. Структура человеческой души.

1.2. Душа и тело. Виды души.

1.3. Разумная часть души человека.

2. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души.

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике.

Заключение

По словам Гегеля, «самое лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля». Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Аристотель Страгирит родился в 384 г. до в Страгире. Его отец Никомах был придворным врачом македонского царя Аминта. После смерти родителей воспитывался у Проксена из Атарнея. На восемнадцатом году жизни будущий философ прибыл в Афины и вступил в Академию Платона, где пробыл в течение 20 лет как слушатель, преподаватель и равноправный член содружества философов платоников. После смерти Платона в 335г. Аристотель организовал свое учебное заведение в. Обучение происходило во время прогулок, благодаря чему получило название «Перипата». После смерти Александра Македонского (по некоторым данным виной гибели тирана стал сам Аристотель) Аристотеля преследовали за промакедонскую ориентацию, он отправился в свое владение в Халкиде, где вскоре умер от желудочной болезни. «Его характер, — пишет о нем Эдуард Целлер,–который уже давно пытались очернить его политические и научные противники, сказывается в его произведениях как, безусловно, благородный и нет ни одного достоверного факта, который давал бы нам основание не доверять этому впечатлению. Его научное значение стоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью, широким умозрением и методическим исследованием создает из него явление столь исключительное…»

Изучая практически все проблемы развития природы и общества, Аристотель ввел терминологию, не утратившую своего значения и поныне. Его можно назвать основоположником большинства наук, в том числе и психологии, где ему принадлежит первая целостная теория психических явлений.. Он создал учение о процессах познания (об ощущении, процессах памяти, о воображении и мышлении), о чувствах (описывает чувства удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идея катарзиса – очищения аффектов). Также Аристотель придавал большое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере (в трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров). Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души – фундаментальный трактат «О Душе».

Учение Аристотеля о душе является вершиной античной мысли. Оно основано на анализе огромного эмпирического материала. Это учение преодолело ограниченность демокритовской трактовки души как пространственной величины, которая движет телом, и выдвинуло новое понимание, согласно которому «…душа движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». Аристотель является по сути основоположником психологии как науки о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение аристотелевского учения о душе и влияния , оказанного Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психике. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет кратко рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

1. Учение Аристотеля о душе.

Аристотель, как уже было сказано выше, считается, в сущности, основоположником психологии как науки о душе. В трактате «О Душе» он систематизировал существовавшие взгляды на природу психического, выведя на их основе собственную теорию.

1.1.Структура человеческой души по Аристотелю.

Аристотель отвергает и материалистические учения о Душе (душа как разновидность материи) и идеалистические (душа–бестелесная сущность).

По Аристотелю, душа связана с одной стороны с материей, с другой–с Богом , т.о., психология занимает средние положение между физикой и теологией.

«Рассмотрение души в некоторых случаях составляет предмет физики, именно [когда дело идет относительно] той части души, которая не бывает без материи»(1). Однако, только душа связана с материей, поэтому физика исследует душу как движущее начало, сущность, начало движения которой в ней самой.

Само понятие «душа» Аристотель рассматривает с точки зрения своего учения о категориях : все вещи есть сочетание материи ( вещества) и формы ( вечной сущности вещи), которые первоначально представляли собой не связанные друг с другом возможности, в единстве же составляют действительность. И живое существо тоже «составляет сущность», состоящую из материи (тело) и формы (душа). В трактате «О душе» Аристотель определяет это понятие так: «Душа необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия* . Душа есть суть бытия и форма такого же естественного тела, которая в самом себе имеет начало движения и покоя» (1).

1.3. Душа и тело. Виды души.

Аристотелем впервые в истории человеческой жизни была выдвинута идея о неразделимости души и живого тела. «Сказать что душа гневается, равносильно тому, так если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома» (1). Душа по Аристотелю, неотделима от тела, она представляет собой нечто принадлежащее ему, а поэтому пребывает в соответствующем ей теле (а не в разных). Как энтелехия тела, душа смертна вместе с ним.

Все живые тела–орудие души, существующие ради нее. При этом Аристотель разделяет несколько видов души. Поскольку душа–сущность жизни, то она присуща всем живым существам. Где есть жизнь,–есть и душа. А «нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение в смысле питания, упадка и роста». Таким образом, и растения наделены жизнью и одушевлены.

1. Растительная душа – первая и самая общая ступень, ее функции–воспроизведение и питание. Однако, растения не способны ощущать, их взаимодействие с окружающей средой строго материально.

2. Способность воспринимать формы ощущаемого без его материи появляется у второго типа души – души животной.

3. Человеческая душа обладает кроме функций растительной и животной, разумом.

Это учение о «лестнице душ» впервые внесло в теорию психического принцип развития–высшие способности возникают из низших и на их основе ; в человеке же представлены предшествующие уровни развития жизни и психики. Функции души становятся уровнями её развития Человека же Аристотель считает совершеннейшим из материальных тел. Естественно, каждый человек при его превращении из младенца в зрелое существо проходит все те предыдущие ступени, которые преодолел за всю историю органический мир.

Таким образом Аристотель открыл новую эпоху в понимании души как предмет психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, но организм где телесное и духовное образуют нераздельную целостность.

1.2. Разумная часть души человека

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ «

  • 1
  • 2
  • 3
  • »
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: