Виктор Цой как феномен культуры - OXFORDST.RU

Виктор Цой как феномен культуры

Феномен Виктора Цоя

Можно не любить группу «Кино», можно спорить о личности Виктора Цоя, но отрицать его влияние на массы в 80-е годы XX века бессмысленно, да и сейчас его ставят в один ряд с Джоном Ленноном, Владимиром Высоцким, Фредди Меркьюри. В чем секрет такой популярности, откуда взялась эта народная любовь и «киномания»?


Виктор Цой в детстве

«Шлялись по раздолбанным питерским улицам и подворотням два бездельника — работяга Леша Рыбин и пэтэушник Виктор Цой» — так начинается история группы «Кино» на официальном сайте. Точнее, это две ленинградские бит-группы «Палата № 6» и «Пилигрим», потом получившие название «Гарин и гиперболоиды». Весной 1982 года появляется «Кино», а уже через 2 года группа становится популярной во всем Советском Союзе.
21 июня 1962 года родился лидер рок-группы «Кино» Виктор Цой
Музыка и все, что с ней связано, было тем делом, ради которого Цой жил: квартирники, репетиции, записи, концерты…


Алексей Рыбин и Виктор Цой, 1981 год

Биографы считают, что основной причиной бешеной популярности Цоя стало его своевременное появление в нужном месте. В начале 80-х годов Москва «переваривала» Олимпиаду, была чистой и мирной столицей. Ленинград же был городом «андеграунда» — именно там зарождалась «новая волна» отечественной рок-музыки. Цой собирался создать «новую музыку для нового поколения»: может быть, в современной России это звучало бы банально, но в тот момент ждали именно этих слов. «Новая музыка» немного напоминала то «Duran Duran», то в ней видели мотивы из «Ласкового мая»… Может быть, ничего сверхъестественного в песнях «Кино» и не было, но в ней было другое, самое главное, — искренность.
80-е годы в СССР для молодежи стали «временем Кино»
«Нам за честность могут простить практически все, и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность — уже ничего не прощают», — говорил Виктор Цой в интервью в 1987 году.


Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Александр Липницкий и Сергей Бугаев выступают на квартирнике, 1984 год

«Я не считаю себя борцом. Я пою песни. Пою о том, что мне нравится или нет, о том, что меня волнует». Парень с экзотической внешностью, по сути, был для поклонников «своим» — в начале он работал кочегаром, а в свободное время играл на квартирниках. Когда стал популярным, в интервью говорил или честно и резко, или молчал. «Что вас раздражает в окружающей действительности?» — спросили у него однажды из зала после концерта. «Все!» — ответил он.
Виктор Цой: «Я не считаю себя борцом. Я пою песни…»
«…не было в его ответах ни интеллектуальной подкованности Гребенщикова, ни глубокого осмысления жизни Шахрина или Сукачева, ни режущей и колющей правды-матки Шевчука. Цой говорил медленно, старательно подбирал слова, абсолютно без каких-либо эмоций и красок. Говорил вещи правильные, но стандартные и малоинтересные», — так описывал лидера группы «Кино» один из журналистов, который брал у него интервью.


«Стена Цоя» в Кривоарбатском переулке в Москве

Именем Виктора Цоя названы три улицы (в Арзамасе, Ноябрьске и селе Цемдолина) и сквер в Санкт-Петербурге. Есть у него и свой переулок в Москве на Старом Арбате. Стена, исписанная словами «Виктор, ты Бог» и «Цой жив», цитатами из песен группы «Кино», оживает два раза в год: 21 июня, в день рождения, и 15 августа, в день смерти.
Смерть Цоя была шоком для поклонников. Несколько фанатов даже покончили с собой
В гибели Виктора Цоя есть странные и непонятные факты: автокатастрофа была такой нелепой, что в нее даже сложно поверить. На пустынном шоссе в Латвии за рулем «Москвича-2141» музыкант не справился с управлением и на скорости около 130 км/ч врезался в рейсовый автобус. Официальные выводы экспертизы говорят о том, что Цой был трезв и, вероятно, заснул за рулем, возвращаясь утром с рыбалки. Тем не менее, отец Виктора высказывал сомнение по поводу сна за рулем: от места до места было от силы 15 минут езды, и за это время сложно разогнаться до 130 км/ч и заснуть. После трагедии находились энтузиасты, которые проводили собственные расследования той аварии и утверждали, что многое в официальной версии кажется им подозрительным и неправдоподобным.


Музыканты группы «Кино», журналист Евгений Додолев и продюсер Юрий Айзеншпис на презентации «Черного альбома» в МДМ. Москва, 12 января 1991 года

Более того, фразу «Цой жив» некоторые поклонники пишут вполне серьезно, утверждая, что их герой не погиб, а живет отшельником где-то далеко в Сибири.

Феномен Виктора Цоя

Программу ведет Петр Вайль. О Викторе Цое говорит культуролог Илья Смирнов.

Петр Вайль: 21 июня исполняется 40 лет со дня рождения Виктора Цоя, рок-музыканта, певца, лидера группы «Кино». После его трагической гибели в возрасте 28 лет в России возник подлинный культ Цоя. Самое яркое свидетельство — стена Цоя на Старом Арбате в Москве, на которой постоянно появляются новые надписи неубывающих поклонников. О причинах и особенностях этого феномена мы попросили высказаться культуролога Илью Смирнова:

Илья Смирнов: Почему именно Цой стал звездой шоу-бизнеса — проблема отдельная. Как написал немецкий музыковед Юрген Кестинг: «Звездой» сегодня может быть любой. Это слово бросают вдогонку каждому, игроку в футбол, дикторше на телевидении, болтуну в ток-шоу. Все — звезды, все приобретают известность, на деле никакими исключительными качествами не отличаются». Это естественно не о Цое сказано, а о механизме «звездообразования». В данном случае культу способствовали, конечно, и экзотическая внешность, она действовала на девушек очень сильно, даже тогда, когда Витя был ни какая не знаменитость, а басист в группе «Автоматических удовлетворителей», где ни один человек не умел играть, включая басиста. Кстати, лишнее доказательство того, что Россия не была расистской страной. Теперь расизм господам Прохановым, Балабановым приходится изо всех сил вколачивать в русские мозги. Когда вколотят, скажут, что так и было в менталитете написано. Но второе обстоятельство — это трагическая гибель в молодости. Есть такой штамп в беседах между девушками, очень пожившими к 18 годам: «Мой парень разбился на мотоцикле».

Главное обстоятельство, наверное, то, что Виктор всю свою короткую артистическую жизнь, где-то 8 лет, балансировал между искусством и попсой, как сказал по другому поводу его друг и учитель, благословивший его в рок-музыку: «У меня есть две фазы, мама». Вот последний год пришелся как раз на фазу интенсивной раскрутки группы «Кино» всякого рода «Московскими комсомольцами» по стадионам, по «желтым» газетенкам, по другим рыночным площадкам. Есть основания полагать, что Виктор вылез бы из всего этого сам, потому что два его последних альбома — «Группа крови» и «Звезда по имени солнце» — как раз очень сильные и ничего общего ни с какой попсой не имеют, просто очень хорошие, трагические песни. Кстати, любопытно, второй отец-основатель «Кино» Леша Рыбин написал совершенно убийственный текст, как бы роман о шоу-бизнесе, на самом деле, социологическое исследование, под названием «Фирма». Там очень много узнаваемых лиц, но Цоя там нет. Хотя расстались они при первом распаде «Кино», в общем, не по-дружески, но Рыбин — человек умный, он понимал, что там, с одной стороны, великая певица Земфира, якобы великий художник Африка — это одно, а вот Витя Цой — это совсем другое. Но история совершилась так, как она совершилась, на определенной фазе закончилась.

Читайте также  Восстановление коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130

Если говорить об исключительных качествах, то есть, об искусстве, то «Кино» вместе с «Зоопарком» и «Аквариумом» — как бы младшие третьи партнеры среди основателей самобытного ленинградского рока. Причем, если Боря и Майк были в большей степени интеллектуалы, то Виктор был действительно пэтеушник, человек очень фольклорный, все эти его «Бездельники», «Мои друзья идут по жизни маршем, остановки только у пивных ларьков», — примитивизм идет как раз от новой фольклорной культуры городских подростков. Но под влиянием старших товарищей Цой сумел, не теряя себя, обходя ловушки всякого рода, вывести это на уровень высокого искусства. Почему сумел — вот тут ответ на этот вопрос я нашел тоже в истории. Когда они сидели еще в глубоком подполье, у них с Рыбиным произошел такой замечательный диалог. Рыбин говорит: «Это все изменится со временем, не может же так всю жизнь». «Может, — грустно сказал Цой, — и мы никогда отсюда не вылезем». «Так что же теперь»? «А ничего, играть надо, музыку делать». Конец цитаты, которая просто другими словами воспроизводит классический аввакумовский текст: «Долго ли муки сия, протопоп, будет? До самая до смерти». Наверное, этот аввакумовскийц дух и помог Виктору Цою сделать то, что он сделал.

Феномен Цоя

Наверняка многие из вас задумывались над тем, почему есть очень талантливые люди, которые после пика своей популярности уходят не только с творческого Олимпа, но и из нашей памяти.

И при этом есть личности, которые несмотря на годы, прошедшие с момента окончания их творческого и даже земного пути, продолжают, как магнит притягивать к себе внимание новых ценителей своего таланта, увеличивая таким образом число своих поклонников. Одним из ярчайших примеров такой личности был, и остаётся певец, музыкант и композитор Виктор Цой, со дня смерти которого прошло уже почти 30 лет!

Говоря о незаурядно талантливом человеке, мы всегда обращаем внимание на его индивидуальность, замечая, что в нём есть что-то особенное, что кардинально отличает его от остальных. Так уж получилось, что необычность Виктора Цоя начиналась с его восточной (азиатской) внешности, которая всегда выделялась в нашей «славянской» полосе. И по сути, сама эта внешность была лишь обёрткой, которая, уверен, и нравилась-то не всем. Но под любым обликом может формировалась настоящая личность, которая по моему глубокому убеждению, всегда имеет два основных качества:

1) Конгруэнтность; 2) Ассертивность.

Конгруэнтность – это гармоничное сочетание поведения, речи, эмоций и жестикуляции человека во время его общения с другими людьми. Также к такой целостности добавляется и полная искренность в выражении собственных чувств. По сути, конгруэнтность, это уровень соответствия между Я-реальным и Я-идеальным. Наличие конгруэнтности редко осознаётся её носителем, зато всегда ощущается теми людьми, которые общаются с такой личностью. Это ощущение возникает чаще всего на уровне интуиции, и проявляется в виде безусловного доверия и симпатии к такому человеку. Такую личность очень легко понять даже на уровне чувств!

Ассертивность – высшая ступень внутренней самостоятельности и осознанного чувства ответственности за собственное поведение и свой выбор, а значит и за свою жизнь. Способность, или навык принимать важные для себя решения без оглядки на мнение значимых других, основанное на простом правиле: «Я имею полное право сам оценивать моё поведения и нести ответственность за свои поступки!» Ассертивность даёт человеку внутреннюю свободу быть тем, кто он есть на самом деле – возможность стать конгруэнтным.

Думаю, что оба эти качества у Цоя формировались постепенно. Особенно крепнет данное убеждение, когда слушаешь и читаешь рассказы его друзей и родных о сильной застенчивости Виктора в подростковом возрасте и ранней молодости. Можно только представить, как ему было непросто преодолеть момент первого публичного выступления, когда юношеская неуверенность рисовала в воображении насмешки окружающих над его незрелыми текстами и романтической натурой. Правда, кроме врождённого таланта, у Виктора была ещё одна черта, которая вела его вперёд вопреки всему – целеустремлённость. Полагаю, что именно она позволила ему, преодолев внутреннюю робость, записать в возрасте 20 лет свой первый альбом «45». Видимо, Цой интуитивно чувствовал, что сможет достичь успеха в своём деле, и быть на шаг впереди остальных.

Его неординарная внешность дополнялась абсолютно простыми, понятными текстами, и на мой взгляд, очень характерным стилем музыки, о котором я ещё скажу несколько слов в конце. И так, постепенно обычный советский парень, с незаурядным даром к саморазвитию, через своё творчество смог раскрыть весь личностный потенциал, и стать самим собой – объединив в своей натуре реальное и идеальное Я. И в этом его, цельном образе, миллионы поклонников его таланта, как в зеркале увидели выражение той простоты, решительности и душевной искренности, на проявление которой, по разным причинам, не могли решиться сами.

Как на карте полёта, рисуя свой творческий путь, Цой ушёл с наивысшей точки, видимо так и не успев осознать того, какое количество молодых людей по всему бывшему Союзу, да и за его пределами, он научил своими песнями играть на гитаре, и требовать перемен. Да, жизнь любого из нас – это путь, и в какие-то моменты он знаменуется преодолением, борьбой, а иногда и войной, неважно – внутренней, или внешней. И, ясно понимая, что на любой войне обязательно есть потери, у Цоя к концу жизни, чётко прорисовался собственный, индивидуальный стиль музыки, который я называю: «Торжественная печаль». Если взять его самые известные и популярные песни, то в самом их минорном мотиве содержится та неизбывная грусть и тоска, которая венчает любую настоящую победу в жестоком бою!

Да, Виктора Цоя, как человека нет уже много лет, но в своём творчестве он продолжает жить, как настоящая фигура, делающая особенным любой фон.

Сама жизнь Виктора, по сути, стала его творчеством, и воплощение личного вдохновения. И как ни крути, и как ни относись к этому парадоксу,

но по-настоящему бессмертным его сделала собственная смерть, которая даже теперь, спустя много лет, не давая забыть о нём, раз за разом подталкивает всех поклонников его таланта, писать и говорить: «Цой жив!»

Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может отличаться от авторского.

Феномен Виктора Цоя

15 августа 2011 1:02

Феномен Виктора Цоя вполне себе пора изучать как нечто культурологическое. 21 год от трагедии, когда летним утром машина музыканта выехала на встречную полосу и столкнулась в пассажирским автобусом. 21 год. А песни его — по-прежнему популярны, одинаково любимы и тем, кому уже за 40, заставшими «киноманию» в самом разгаре, и тем, кому еще до получения паспорта — год-два. Если в компании вдруг оказывается гитара, в девяти из десяти случаев будут петь Цоя.

Читайте также  Классификация электроизмерительных приборов

Некоторые коллеги Цоя, особенно это было популярно в 90-е, говаривали: «прославился только тем, что погиб молодым», «ушел вовремя». Намекали, что популярность группы, песен, самого Цоя связаны только лишь с той самой трагедией. Постойте! И до и после солиста «Кино» из жизни трагически уходили музыканты. Но Цой — остается Звездой и через 21 года после смерти, а иные. При всем уважении.

И тем не менее, больше всего всегда претила искусственная героизация артиста. Оно понятно, что у нас пословица есть про то, что о мертвых — либо хорошо, либо. Цой-загадочный, Цой-немногословный. Из его тайны, редких интервью и цитат поклонники и журналисты сами создали Легенду, вмиг забронзовевшую уже через несколько дней после похорон бывшего «начальника» знаменитой питерской кочегарки «Камчатка». Это просто, логично и неминуемо. Но за бронзой, к сожалению, чаще всего остается незаметен сам человек.

Послушайте его песни. Даже знаменитая «Перемен!», которую провозгласили в конце 80-х гимном времени, а недавно даже запретили как революционную власти Белоруссии, — нифига не о политике. Он не системах и строях пел. Его лирический герой — он сам в себе, один против целого мира, с собственным укладом и принципами. Поэтому он близок миллионам. Поэтому он выигрывает. Поэтому он до сих пор актуален. Песни многих цоевских коллег, когда-то сконкретизировавших своего Врага, увы, рассыпались в прах — когда стало нечему противостоять. А цоевские строки — до сих пор живы.

Есть стереотип среди «продвинутых», что Цой примитивен. Мол, всегдашние его 3-4 аккорда, предугадываемые рифмы-сцепки вроде «ночь-помочь», «день-тень». А вы разложите его слова в бумаге, на мониторе. Хотя бы вот это знаменитое:

Белый снег, серый лед,

На растрескавшейся земле.

Одеялом лоскутным на ней —

Город в дорожной петле.

А над городом плывут облака,

Закрывая небесный свет.

А над городом — желтый дым,

Городу две тысячи лет,

Прожитых под светом Звезды

По имени Солнце.

И две тысячи лет — война,

Война без особых причин.

Война — дело молодых,

Лекарство против морщин.

Красная, красная кровь —

Через час уже просто земля,

Через два на ней цветы и трава,

Через три она снова жива

И согрета лучами Звезды

По имени Солнце.

И мы знаем, что так было всегда,

Что Судьбою больше любим,

Кто живет по законам другим

И кому умирать молодым.

Он не помнит слово «да» и слово «нет»,

Он не помнит ни чинов, ни имен.

И способен дотянуться до звезд,

Не считая, что это сон,

И упасть, опаленным Звездой

По имени Солнце.

. 21 световой год от Звезды. И с каждым парсеком пути в Вечность его время от нас все дальше и дальше. А песни — все равно поют.

P.S. В заключение — песня Вячеслава Бутусова на стихи Виктора Цоя, заглавная музыкальная тема фильма «Игла. Remix».

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Время непрофессионалов: феномен Виктора Цоя

Сергей Арчаков

Фильм «Игла» (1988). Моро (Цой): «Знаешь, Спартак, я давно хотел тебе сказать. Люди в мире разделяются на две категории: одни сидят на трубах, а другим нужны деньги».

Фильм «Игла Remix» (2010). Спартак (Баширов): «Я давно хотел тебе сказать. Люди в мире разделяются на две категории – одни таскают уголь, а другие знают, где его взять: мелкого, дешево, много».

Тогда не было слова «проект». Тогда была характеристика — «официальные музыканты». «Кино» были «неофициальными». Они не делали карьеру. У «Кино» был Цой. Его образ принято считать героическим. Почему? Может, потому что в его песнях много такого, от чего спина и взгляд становятся прямее. Может, от того, что образ Брюса Ли – абсолютного героя – внешне сходился с образом Цоя. Или может, этот певец в черной одежде с низким голосом на сцене и на записях не разбрасывался ни жестами, ни словами. Он зацепил поколение, и не одно, и надолго. Чем? Скоро 22 года, как его нет, а до сих пор на стенах выцарапывают ключами «Цой жив».

Жил ли он как герой? Нет. Был ли он профессиональным музыкантом? Нет. Да, он зарабатывал музыкой, но ничего похожего на консерваторию или музучилище за его плечами не было. Профессиональным поэтом? Нет. Но слова врезаются в память намертво. Профессиональным актером? Нет. Но от экрана трудно оторваться. Ориентировался Цой, когда писал песни, на целевую аудиторию? Нет. Хотя говорят, что парни из «Кино» читали какие-то книжки, как надо себя вести, чтобы все смотрели на них и офигевали, говоря «Кто эти люди, четверо, все в черном, охренеть просто!». Ну, может, и читали. Другие тоже читали. Но самыми крутыми тогда все равно были «Кино». Опять же образ без содержания значит мало.

Так чем он был так важен для стольких людей?

Записей с его концертами тогда было мало. Только аудиокассеты. Голос, слова, ритм, музыка, энергетика. Сейчас в соцсетях твоя музыка без видео не наберет и 10 просмотров. А тогда, только слушая, не смотря, каждый видел за песней именно свой образ. И этот образ вдохновлял быть свободным и сильным, и кем-то еще. Цой не был профессионалом. Да и слава богу! Думаю, именно поэтому он был таким понятным миллионам. Любую его песню можно сыграть на гитаре! Его и Высоцкого. Тогда, как и сейчас, с них начинают впервые берущие в руки гитару. Одни любили «Битлз» и Бутусова — другие «Продиджи» и Титомира. Но все пели Цоя.

«Песни для техникума и урлы», — услышав «Кино», любит повторять один мой интеллигентный друг-журналист. Друг всегда работал на кого-то, ему всегда не хватало денег.

«И для техникума тоже, старик», — отвечал я.

У каждого города, у каждой кампании, группы российских людей был и, наверное, есть и сейчас свой Цой. Один мой друг, Витя, в свое время герой баталий в среде казанской братвы, плакал у меня на кухне летом в 2003-м году, когда на гитаре была сыграна «Звезда по имени Солнце»: «Друг мой любил петь ее. Потом его убили», — скупо пояснил он, быстро отплакав и выпив еще вина. Витя любил черную одежду. Работать по найму он пробовал один раз, но так и не смог. Поэтому он преодолел год мытарств и сейчас у него свое успешное рекламное агентство.

Читайте также  Использование метафоры в поэзии С. Есенина

Девушка по прозвищу Лужа (тоже всегда вся в черном) обычно проводила время на тротуаре улицы Пушкинская, исполняя Цоя. В открытый кофр ей набрасывали мелочь. Вокруг всегда были вино и слушатели. Так было около 5 лет. Затем она, все-таки презрев работать на кого-то и иметь рабочее место в офисе, стала торговать на вещевом рынке, через год купила квартиру и родила дочь. На тротуаре давно не поет.

Они, как и многие другие из того поколения, — предпочли таскать уголь. В нем иногда находятся самородки.

А как повлиял Цой на твою жизнь?

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: