Виды промышленного транспорта и их характеристика - OXFORDST.RU

Виды промышленного транспорта и их характеристика

11 Промышленный транспорт

Тема 10. Промышленный транспорт

План лекции (1 ч.)

1. Промышленный транспорт, общие положения.

2. Специальные виды транспорта

3. Тенденции развития промышленного транспорта

Литература: 1,3,8,11.

Рекомендуемые файлы

Цель лекции: рассмотреть общую характеристику промышленного транспорта, а также его значение для экономики страны, основные составляющие промтранспорта

Ключевые слова: внутризаводские и карьерные дороги, конвейеры

1. Промышленный транспорт, общие положения

Промышленный транспорт — это комплекс сооружений, устройств и технических средств, обеспечивающих на предприятиях и в организациях внешние и внутренние перевозки грузов. Внешние перевозки обеспечивают поставки предприятию сырья, заготовок, топлива и оборудования с магистрального транспорта и вывоз готовой продукции для передачи ее на магистральный транспорт. Внутренние перевозки обеспечивают технологический процесс производства и подразделяются на внутризаводские и внутрицеховые. К промышленному транспорту относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, предприятия лесной отрасли, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий.

Промышленный транспорт относится к транспорту не общего пользования, ведомственному и является, как правило, частью инфраструктуры предприятия. Он включает в себя: промышленный железнодорожный транспорт (частные и акционерные железные дороги, железнодорожные подъездные пути, подвижной состав и другие технические средства железнодорожного транспорта), автомобильный транспорт предприятий и организаций, специальные виды транспорта (конвейерный, подвесной канатный и монорельсовый, трубопроводный и др.), обслуживающие промышленные предприятия, а также подъемно-транспортные машины, выполняющие погрузочно-разгрузочные работы.

Ведущее место среди различных видов промышленного транспорта занимает железнодорожный промышленный транспорт. Он выполняет более 35% общего объема перевозок всего промышленного транспорта.

Наибольшее распространение промышленный железнодорожный транспорт получил в лесной, угольной, металлургической и строительной отраслях.

Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 77 тыс. км, из них свыше 7 тыс. км электрифицированные. 60% подъездных путей имеют длину 1.5—2,5 км. Более 30 тыс. предприятий имеют примыкания к железнодорожной сети МПС, свыше 11 тыс. располагают собственным парком локомоти­вов.

Подвижный состав промышленного железнодорожного транспорта составляют вагоны магистрального типа, платформы, полувагоны и крытые вагоны. На предприятиях черной металлургии сосредоточено 25% всего вагонного парка промышленного железнодорожного транспорта, на предприятиях угольной отрасли — около 9%, цветной металлургии — 5%.

Кроме вагонов магистрального типа промышленный железнодорожный транспорт имеет специализированные загоны для перевозки навалочных грузов, окатышей, расплавленных чугуна и шлаков, кислоты, сжиженных газов и др.

Эксплуатационная работа на путях промышленного железнодорожного транспорта и взаимодействие со станциями примыкания организуется на основе единого технологического процесса по конкретным графикам, которые предусматривают согласование работы промышленного предприятия и железнодорожной станции.

Не всем промышленным предприятиям, имеющим подъездные железнодорожные пути, выгодно иметь свой локомотивный я вагонный парк и подразделения для их обслуживания. У некоторых предприятий, к примеру, протяженность подъездных путей всего полкилометра, у других их может быть в 2-3 раза больше, а в сутки прибывает всего лишь несколько вагонов с грузами. Но как в одном, так и в другом случае предприятию надо иметь локомотив, а лучше два. Один может выйти из строя, необходим запасной. Но кроме этого нужны люди, обслуживающие локомотивы и путь, организующие работу на этом участке.

Промышленный автомобильный транспорт насчитывает более 125 тыс. автомобилей различных марок, в том числе большегрузных (грузоподъемностью более 20 тонн) около 15 тыс. В угольной и металлургической отраслях применяются самосвалы грузоподъемностью 75-240 т, шлаковозы для жидкого шлака в чашах грузоподъемностью 45-100 т, слябовозы для горячих слябов и заготовок грузоподъемно­стью 64 т, троллейвозы грузоподъемностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге от контактных сетей. Используются и другие типы универсальных и специализированных автомобилей. Промышленный автомобильный транспорт находится непосредственно в составе предприятии (транспортные цеха) или в собственности самостоятельных автотранспортных предприятий.

Автомобильные дороги промышленных предприятий разделяют на внешние, внутризаводские и карьерные.

Внешние подъездные автомобильные дороги проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытия предъявляют дополнительные требования (его делают в основном капитальным, цементобетонным).

Внутризаводские и карьерные дороги являются частью схем технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции. Карьерные дороги определяются горнотехническими условиями разрабатываемых месторождений и выполняются в виде прямых, спиральных, петлевых я комбинированных съездов. Ширина проезжей части карьерных автодорог может быть от 7,5 до 30 метров. Внутризаводские автомобильные дороги являются элементом планировочных решений территории предприятия.

2. Специальные виды транспорта

Основной особенностью специальных видов промышленного транспорта является их стационарность (за редким случаем есть переносные устройства), более узкая специализация по виду груза а односторонность потока, поэтому на территория предприятия целесообразно использовать различные виды промышленного транспорта в комплексе. Издержки на транспортировку грузов при этом значительно ниже, чем на других видах транспорта.

К специальным видам транспорта относят: конвейерный, подвесной канатный и монорельсовый, гидравлический и пневматический.

Конвейеры занимают ведущее положение среди специальных видов промышленного транспорта, так как характеризуются высокой производительностью труда и низкими расходами на транспортировку. Общая длина конвейерных линий в России более 3000 км.

— по типу тягового органа на ленточные, цепные, канатные, щенековые, вибрационные и др.;

— по типу грузонесущего органа — на ленточные, пластинчатые,
скребковые, тележечные и др.

Наиболее распространены ленточные конвейеры с грузонесущей стальной или резиновой лентой, которая движется со скоростью 1-7 м/сек.

Монорельсовые подвесные дороги монтируются на кронштейнах или на эстакадах, в цехах или на открытых площадках. Грузовой вагон подвешивается на металлическую или железобетонную балку и перемещается по ней на колесах с помощью тягового устройства с электроприводом от контактной сети.

Канатные подвесные дороги представляют собой канат, натянутый между пунктами отправки и приема грузов, по которому перемещается вагонетка с грузом. Электротяговое устройство перемещает вагонетку в двух направлениях. Канатные подвесные дороги могут прокладываться по местности с любым рельефом, так как строятся на опорах. Вагонетка с грузом может преодолевать уклон до 50″. Все процессы перемещения грузов автоматизированы.

Трубопроводный гидравлический транспорт используется для транспортировки угля, руды, песка в виде водноугольной или воднорудной суспензии. Этот вид промышленного транспорта отличается экологической чистотой, позволяет прокладывать трубы по кратчайшему пути, однако расходует большое количество воды и создает трудности по обезвоживанию груза. В Казахстане более 2000 км такого вида промышленного транспорта.

Трубопроводный пневмотранспорт используется для перемещения контейнеров и вагонеток в трубе диаметром 200-1200 мм на расстояние от 10 до 50 км под действием сжатого воздуха или вакуума.

Обратите внимание на лекцию «1 Введение».

3. Тенденции развития промышленного транспорта

Тенденции развития видов промышленного транспорта в основном совпадают с тенденциями развития аналогичных видов магистрального транспорта. Так, для железнодорожного промышленного транспорта характерны следующие направления развития: увеличение доли электрифицированных дорог, повышение грузоподъемности транспортных средств, увеличение доли и расширение номенклатуры специализированного парка вагонов, автоматизация производственных процессов н т.д. Автоматизация технологических процессов, как показал зарубежный и отечественный опыт, уменьшает общее время транспортировки на 25%, повышает пропускную способность на 10-30%, а скорость движения на 30-35%.

Перспективна тенденция объединения железных дорог отдельных предприятий, связанных общей технологией производства или развозкой определенного груза, в единую систему без включения в нее магистральных дорог (по примеру круговой железной дороги США). Прообразами такой системы можно считать систему обслуживания комбинатом «Экибастузуголь», продукция которого перевозится по железной дороге в кольцевых маршрутах 15 крупным электростанциям; систему «Ритм» на Московской и Юго-Восточной железных дорогах 1Гри перевозке руды на Новолипецкий металлургический комбинат и др.

Для автомобильного промышленного транспорта перспективна разработка большегрузных самосвалов и других специализированных автомобилей разнообразных конструкций, более широкое применение электромобилей, а также широкая автоматизация транспортного процесса, особенно при перевозках в карьерах.

Важным направлением является развитие транспорта непрерывного действия, увеличение протяженности его линий, внедрение автоматизированных систем управления, а также повышение эффективности механизации перегрузочных работ, что влияет на оборот транспортных средств и показатели работы магистральных видов транспорта.

Промышленный транспорт — виды, характеристика, сферы применения. Влияние на окружающую среду. Перспективы развития

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

2 ВИДЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

2.1 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

2.2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТ

2.2.2 АВТОСАМОСВАЛ ПОДЗЕМНЫЙ

2.2.4 ВИЛОЧНЫЙ ПОГРУЗЧИК

2.2.6 САМОХОДНЫЙ ГРУЗОВОЙ ВАГОН

2.3 ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ТРАНС

2.4 КАНАТНЫЙ ТРАНСПОРТ

2.5 КОНВЕЙЕНРЫЙ ТРАНСПОРТ

2.5.1 ВИНТОВОЙ КОНВЕЙЕР

2.5.2 КОНВЕЙЕРНЫЙ ПОЕЗД

2.5.3 ЛЕНТОЧНЫЙ КОНВЕЙЕР

2.5.4 СКРЕБКОВЫЙ КОНВЕЙЕР

2.5.5 ЦЕПНОЙ КОНВЕЙЕР

3 ВЛИЯНИЕ ПРОМЫШЕЛЕННОГО ТРАНСПОРТА НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

4 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Промышленный транспорт — это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий. В комплекс промышленного транспорта входят все виды транспорта периодического действия и непрерывного действия.

Читайте также  Большой мучной хрущак

Сфера применения того или иного вида промышленного транспорта определяется прежде всего номенклатурой грузов, мощностью грузопотоков и дальностью перевозок.

Железнодорожный и автомобильный транспорт применяется для перевозки всех родов грузов и осуществляет до 80% всех внутрипроизводственных перевозок. Пневмотранспорт используется при перевозке бытовых отходов, песка, гравия и других насыпных грузов; гидравлический — при перевозке насыпных грузов, в том числе глины, угля, мела, фосфогипса и т, п.; монорельсовым подвесным транспортом перевозят длинномеры, тарные грузы (в бочках, ящиках, поддонах).

Подвесные канатные дороги применяются в условиях сложного рельефа местности при объемах перевозок 2 млн. т. в год на расстояние 20 — 30 км. Их применяют также при раздельном расположении производственных территорий, разделенных, например, проезжей частью дорог общего пользования. Канатные дороги широко используются в рудниках, в производстве стройматериалов, в текстильной и других отраслях промышленности [2].

1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОМЫШЛЕННОГО ТРАНСПОРТА

Промышленный транспорт необщего пользования относится к ведомственному и является, как правило, частью инфраструктуры предприятия, так как обслуживает технологический производственный процесс. По функциональному назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий технологию производства и осуществляющий перевозки внутрицеховые и внутризаводские, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива, оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт. Доля внутренних технологических перевозок на предприятиях черной и цветной металлургии составляет 60%, в угольной промышленности — до 50%. В структуре грузов, передаваемых на магистральный транспорт, 20% составляет уголь.

Особенности видов транспорта общего пользования полностью проявляются в промышленном транспорте, но есть и отличия, особенно в специфических видах транспорта.

Железнодорожный промышленный транспорт выполняет объем перевозок в три раза больший, чем магистральный (примерно 3,0 млрд. т в год). Протяженность путей сообщения промышленного железнодорожного транспорта более 95 тыс. км, 60% подъездных путей имеют среднюю длину 1,5 — 2,5 км. Доля времени нахождения вагонов на путях промышленного транспорта в общем времени оборота вагонов составляет 20 — 22%.

Железнодорожный промышленный транспорт на открытых разработках (в карьерах) работает на крутых уклонах, на временных путях, а при других технологиях в добывающей промышленности его работа зависит от глубины залегания полезных ископаемых, способа вскрышных работ, используемой техники, уклонов, длин траншей и т. д.

Грузонапряженность данного вида транспорта составляет от нескольких тысяч до 20 млн. т на один подъездной путь в год. Его пути характеризуются большим числом криволинейных участков с малым радиусом (100 м и менее). Промышленные железные дороги должны выдерживать большие нагрузки при скорости 8 — 15 км/ч.

На заводских территориях используют в основном тепловозы мощностью от 150 до 4000 л. с., но в шахтах и на некоторых открытых разработках горно-обогатительных комбинатов используются электровозы мощностью до 2100 кВт. Для вывоза грузов из глубоких карьеров (500 м и более) созданы специальные электропоезда или тяговые агрегаты. Создаются гибридные локомотивы и тяговые агрегаты, работающие как тепловозы или электровозы (при наличии контактных сетей). Для перевозки некоторых грузов применяют специализированный подвижной состав, например, чугуновозы для жидкого металла грузоподъемностью до 140 т (а на большие расстояния — до 600 т), думпкары (вагоны-самосвалы) грузоподъемностью до 200 т и др. Специализированный подвижной состав составляет примерно 70%.

Поскольку на промышленном транспорте отсутствует централизованная система управления, в целях повышения эффективности использования промышленного железнодорожного транспорта образованы объединенные предприятия, а в крупных промышленных узлах — межотраслевые предприятия промышленного железнодорожного транспорта (ППЖТ), обслуживающие грузовладельцев разных ведомств. При рыночных отношениях ППЖТ стали самостоятельными акционерными предприятиями и фирмами. Создан концерн Промжелдортранс, протяженность рельсовой колеи которого составляет 5000 км. Для лучшего взаимодействия между ППЖТ создана грузовладельческая ассоциация (ГРАССО), в которую входят транспортные предприятия различных отраслей народного хозяйства. В условиях спада объемов перевозок и конкуренции происходит объединение транспортных предприятий и проводятся работы по согласованию их действий на рынке транспортных услуг и тарифной политики с магистральным железнодорожным транспортом [4].

Автомобильный промышленный транспорт в России представлен прежде всего самосвалами большой и особо большой грузоподъемности (75 — 240 т). За рубежом для работы в карьерах используют самосвалы грузоподъемностью 300 — 600 т.

В последние годы расширилась номенклатура специализированных автотранспортных средств, таких как шлаковозы для жидкого шлака в чашах грузоподъемностью 45 — 100 т, портальные автомобили-самопогрузчики для перевозки и обработки контейнеров и поддонов грузоподъемностью 60 т, троллейвозы грузоподъемностью до 65 т для работы в карьерах на электротяге от контактных путей. Используются и другие типы универсальных и специализированных автомобилей. Автомобильный промышленный транспорт находится непосредственно в составе предприятий (транспортные цеха) или в собственности самостоятельных автотранспортных акционерных предприятий или фирм.

Подъездные внешние автомобильные дороги промышленных предприятий проектируются и сооружаются по нормам и требованиям для сети автомобильных дорог общего пользования. При перевозке горячих, жидких и тяжеловесных грузов к ровности покрытия предъявляют дополнительные требования (его делают в основном капитальным цементобетонным). Внутризаводские и карьерные дороги являются частью схем технологических транспортных коммуникаций по обслуживанию производственного процесса предприятия и характеризуются специфическими условиями эксплуатации и особенностями конструкции [2].

Размещено на реф.рф
В транспортную систему города входит также велосипед, для которого в цивилизованных странах выделяется специальная велосипедная дорожка на тротуарах.

Городская транспортная система состоит из традиционного, нетрадиционных и специфических видов городского транспорта.

Городской транспорт классифицируется по: виду тяги (электрический, автомобильный); отношению к территории города (уличный, на обособленном полотне, внеуличный); скорости (обычный, сверхскоростной, скоростной); Технологии организации маршрутов (обычный, полуэкспресс, экспресс); провозной способности (низкая, малая, средняя, высокая).

Электрифицированные желœезные дороги используются как основной вид транспорта͵ осуществляющий перевозки пассажиров пригорода и их корреспонденции с городской зоной. Головные участки желœезнодорожных линий широко используются как городской транспорт в крупных городах нашей страны и за рубежом. Электропоезда выполняют большой объём пригородных перевозок пассажиров. Этот вид транспорта отличается низкой себестоимостью, большой пропускной способностью и высокими скоростями сообщения. Большое значение для удобства пассажиров имеет стыковка желœезных дорог с другими видами транспорта͵ в частности, с метро, в едином транспортном узле.

Метрополитен строится в городах, населœение которых превышает 1 млн. жителœей, и имеющих, как правило, определœенное социально-административное значение. Метрополитен – самый дорогостоящий вид транспорта. Он является обычно внеуличным транспортом, обеспечивая быстрое, безопасное и комфортабельное сообщение.

Трамвай как основной вид транспорта используется в городах с населœением от 500 тыс. при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров/час. При удаленности промышленной зоны от основной территории и наличии достаточно мощных и стабильных потоков целœесообразно использование скоростного трамвая, маршруты которого в центральных областях города могут проходить под землей. Скоростной трамвай используется также как альтернатива метрополитену в часы спада пассажиропотока (на одних и тех же путевых линиях). Скоростной трамвай используется в Волгограде, Казани, других городах России. Проблемы экологии, а также энергетический кризис и более высокая стоимость проезда на других видах транспорта постепенно возвращают трамваю его былую роль и форму деятельности.

Троллейбус применяется в городах с населœением свыше 300 тыс. жителœей и пассажиропотоком 6-9 тыс. пассажиров/час. При отсутствии видов транспорта с большей провозной способностью он должна быть основным, в остальных случаях – подвозящим. Троллейбус объединил достоинства трамвая и автобуса. В курортных зонах троллейбусное движение целœесообразно как экологически чистое.

Автобус для городов с населœением до 250 тыс. жителœей является основным, а в некоторых городах – единственным видом транспорта. Автобусное обслуживание имеется практически во всœех городах и населœенных пунктах России. Автобус является основным средством связи между городом и селом. На его долю относится основной объём работы по освоению пассажиропотоков в пригородных зонах. Автобус является наиболее простым, широко распространенным и маневренным видов наземного транспорта. Благодаря своей маневренности и возможности организации экстренных перевозок со сменой маршрута автобус используется в случае поломок рельсового электрического транспорта. По этой причине многие города мира эксплуатируют два вида городского транспорта – метрополитен и автобус.

Маршрутное такси, являясь разновидностью автобусного сообщения, работает на фиксированных маршрутах локальных территорий для связи станций городского транспорта с микрорайонами, культурно-бытовыми предприятиями города (стадионами, крупными универмагами, рынками и др.).

Монорельсовый транспорт целœесообразен для связи крупных жилых районов с отдаленными от них промышленными зонами, для связи населœенных пунктов с местами приложения труда и для организации вылетных линий, соединяющих конечные станции городского транспорта с пригородом, аэропортами, зонами отдыха, городами-спутниками. В застроенных частях города он нецелœесообразен (иногда невозможен) из-за громадных опор, на которых располагается балка-монорельс, больших радиусов закруглений, вибрационных и шумовых воздействий на постройки.

канатно-подвесной транспорт применяется в городах с горным и холмистым рельефом местности для связи с зонами отдыха, жилыми районами, спортивными комплексами. Провозная способность их невелика, в связи с этим они являются вспомогательным транспортом локального значения.

Читайте также  Картель и сговор

Водный транспорт в связи с сезонностью играет небольшую роль в перевозках городских пассажиров и используется как прогулочный для связи города с зонами отдыха (в городе или пригороде).

Воздушный транспорт (вертолет) имеет весьма ограниченное значение. Он применяется для связи районов с аэропортами, с местами приложения труда (к примеру, с нефтепромыслами при вахтовых методах работы). При уменьшении шума и повышении безопасности полетов в условиях города роль вертолетного сообщения как скоростного транспорта может в перспективе вырости.

Велосипед имеет широкое распространение в восточных странах как пассажирский и грузовой для небольшой партии грузов (такси-рикши) вид транспорта. Как индивидуальный транспорт применяется в Европе (в городе и пригороде).

Сфера деятельности таксомоторного транспорта определяется высокими скоростями сообщения, комфортабельностью, доставкой пассажиров ʼʼот двери до двериʼʼ. Он применяется для срочных поездок, для перевозок пассажиров с багажом, в экстренных случаях, в часы перерыва работы общественного транспорта.

Виды промышленного транспорта и их характеристика. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Виды промышленного транспорта и их характеристика.» 2017, 2018.

Читайте также

Промышленный и городской транспорт Проблемы и современные направления развития новых видов транспорта. Планируется транспортировка по трубам железорудных концентратов, мергеля, свинцово-цинковой руды и других грузов. Разработан. [читать подробнее].

Тема 3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ Промышленный транспорт – это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья полуфабрикатов и готовой продукции на территории. [читать подробнее].

Промышленный и городской транспорт Проблемы и современные направления развития новых видов транспорта. Планируется транспортировка по трубам железорудных концентратов, мергеля, свинцово-цинковой руды и других грузов. Разработан. [читать подробнее].

Тема 3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ Промышленный транспорт – это совокупность транспортных средств, сооружений, путей промышленных предприятий для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья полуфабрикатов и готовой продукции на территории. [читать подробнее].

Промышленный и городской транспорт ЛЕКЦИЯ 12 Промышленный транспорт — это совокупность транспортных средств, сооружений и путей промышленных предприятий, предназначенных для обслуживания производственных процессов, перемещения сырья. [читать подробнее].

Лекция 2. Общая характеристика промышленного транспорта.

Для транспортирования грузов промышленных предприятий используют железнодорожный, автомобильный, конвейерный, канатно-подвесной, гидравли-ческий, пневмоконтейнерный и другие виды промышленного транспорта. Экс-плуатационные требования к ним и сфера применения устанавливаются сравне-нием вариантов технических решений.

Виды транспорта сравнивают при одинаковых объемах перевозок и номенклатуре грузов (табл.1), принимаемых на период достижения всем предпри-ятием или отдельным его производством проектной мощности. Параметры, (мощность сооружений, тип подвижного состава и другие показатели должны со-ответствовать техническим возможностям каждого вида транспорта и отвечать наилучшим условиям перевозки и эксплуатации.

Таблица 1 — Виды транспорта

Вид транспорта Группа грузов Наименование груза Размер груза
Железнодорож ный и автомобильный Все группы Штучные и тарные Все виды Брёвна, детали, сельскохозяйственные грузы в мешках или ящиках, кирпич и т.д. Ограничены возможностями погрузочно-разгрузочных устройств и габаритов погрузки То же
Конвейерный Насып ные Агломерат, кокс, мел, песок, боксит, гипс, глина, гравий, известняк, руда, сера, сода кальцинированная, цемент, шлак, штыб, щебень, щепа и т.д. Фракции до 400 мм.
Подвестные канатные дороги Штучные и тарные Насып ные Брёвна, рулоны бумаги, суперфосфат и другие грузы в мешках, хлопок в кипах и т. п. Агломерат, боксит, гипс, глина, гравий, доломит, дроблённый камень, зола, известняк, кокс, мел, сода, магнезит, песок, руда, торф, уголь, фосфогипс, шлак, щебень, щепа и др. То же Фракции до 150 — 200 мм
Гидравлический Насып ные Глина, золошлаки, концентраты, мел, песок, песчано-гравийная смесь, строительные растворы, уголь, фосфогипс и т. п. Фракции 50 — 100 мм
Пневмоконтейнерный Насып ные Бытовые отходы, гравий, окатыши, песок, песчанно-гравийная смесь, строительные растворы, уголь, фосфогипс и т. п. Фракции 100 -150 мм
Монорельсовый Штучные и тарные Длиномерные грузы, грузы в бочках, контейнерах, ящиках, на поддонах и другие грузы в упаковках. Ограничены возможностями погрузо-разгрузочных средств.

При выборе видов транспорта и сравнении вариантов учитываются транс-портные издержки, как правило, по всему процессу между начально-конечными пунктами, за пределами которых технико-экономические показатели не оказыва-ют существенного влияния на результаты расчетов.

Перевозка грузов промышленными видами транспорта осуществляется, как правило, на короткие расстояния. Отсюда на выбор видов транспорта большое влияние оказывают различные сооружения и устройства начально-конечных пунктов погрузки-выгрузки и пунктов перевалки.

Объем грузов, транспортируемых по железным дорогам, подъездным и внутризаводским путям, значительно превышает количество грузов, перевозимых по магистральным путям сообщения. К этому следует добавить работу, выпол-няемую другими видами промышленного транспорта, прямые межзаводские пе-ревозки, осуществляемые без выхода на внешнюю сеть, и т.п. Вместе с тем про-мышленный железнодорожный транспорт непосредственно участвует в процессе промышленного производства и оказывает влияние на компоновку генеральных планов предприятий, на районную планировку.

На промышленных предприятиях черной металлургии, машиностроения и осо-бенно добывающей промышленности в последнее время все большее рас про-странение получает непрерывный транспорт (конвейерный, трубопроводный, ка-натные дороги), который успешно заменяет железнодорожный не только на внут-ризаводской технологической транспортировке материалов, но и частично на внешних перевозках. При этом существенно меняются принципы построения схем железнодорожного транспорта промышленных предприятий, а его назначение всё больше сводится к обслуживанию преимущественно внешних перевозок. Одновременно возникает ряд новых условий для расчёта и проектирования промышленных станций, фронтов погрузки-выгрузки, их взаимного расположения и взаимодействия с магистральным транспортом.

Основными производственными единицами магистрального железнодорожного транспорта, выполняющими транспортное обслуживание промышленных предприятий, являются станции примыкания подъездных путей, большинство которых по характеру работы относится к грузовым станциям. На этих станциях вагоны общесетевого парка передаются промышленным предприятиям и принимаются после выполнения грузовых операций, осуществляется необходимая подговка вагонов (очистка, ремонт), а в ряде случаев и их сортировка по назначениям (фронтам и станциям погрузки-выгрузки).

В транспортном обслуживании промышленных предприятий участвуют не только станции примыкания подъездных путей, но и многие сортировочные и участковые станции, к которым непосредственно подъездные пути не примыкают. Эти станции выполняют ряд работ промышленных предприятий, расположенных на прилегающих участках: подборку вагонов группы, формирование маршрутов из подготовленных на подъездные пути групп вагонов и др.

Вопросы взаимоотношений магистрального и промышленного железнодорожного транспорта регулируются едиными технологическими процессами и договорами на эксплуатацию подъездных путей.

В соответствии с функциональным назначением промышленный транспорт выполняет внешние и внутринние технологические перевозки (рисунок 1).

К устройствам промышленного транспорта, взаимодействующим с железными дорогами, относятся, прежде всего, внешний и в некоторой мере внутренний (внутризаводской) транспорт предприятий.

Устройствами внешнего железнодорожного транспорта перерабатываются гружёные и порожние вагоны, прибывающие из внешней сети и отправляемые на стороны и к площадке предприятий с другой. К внешнему транспорту относятся подъездные железнодорожные пути и все раздельные пункты, обслуживающие внешние перевозки предприятий.

Рисунок 1. Схема внешних и внутренних технологических перевозок

Внутризаводской транспорт обслуживает перевозки на площадке предприятия.Он подразделяется на межцеховой, предназначенный для связи отдельных цехов предприятия между собой, со складами и со станциями, и внутрицеховой, используемый для перемещения материалов внутри цехов между отдельными агрегатами, рабочими местами, промежуточными складами.

Перевозки между цехами выполняются по так называемым внутризаводским путям, находящимся в пределах территории промышленного предприятия. Внутризаводские пути, как правило, постоянные, однако в зависимости от условий производства, иногда устраиваются временные и передвижные пути, по которым в отдельных случаях передвигаются и вагоны общесетевого парка.

Устройства и работа станций железнодорожного транспорта металлургических предприятий старой постройки отличаются рядом специфических особенностей:

— значительное поступление грузов с внешней сети (в маршрутах и в сборных поездах), подвергающихся на станциях примыкания и входных станциях предприятий сложной сортировке, а также большой объем отправления грузов маршрутами;

— наличие внутризаводских перевозок, превышающих по объему перевоз-ки в вагонах общесетевого парка в два и более раз, причем только часть из них выполняется на обособленных железнодорожных путях в специальном подвиж-ном составе;

— наличие предприятий-спутников, связанных с металлургическими заво-дами технологией производства и путевым развитием;

— наличие, как правило, на станциях, специальных приемо-сдаточных пар-ков, в которые переставляются составы и отдельные группы вагонов перед сдачей их предприятиям;

— такие перестановки составов зачастую связаны с пересечением маршрутов следования организованных поездов по главным путям и требуют увязки их с графиком движения поездов;

— значительное преобладание выгрузки над погрузкой, вследствие чего образуются потоки порожних вагонов, для которых специализируются станцион-ные пути, составляется отдельный план формирования и отправления на участок;

— расположение станций, обслуживающих металлургические заводы, как правило, в крупных районах, вблизи участковых и сортировочных станций, что вызывает необходимость увязки технологии выполнения операций на промыш-ленных станциях с работой не только заводского транспорта, но и технических станций магистральных железных дорог.

Эта увязка заключается в составлении сквозных графиков движения поездов, от технических станций до входных станций предприятий, согласовании накоп-ления вагонов определенных назначений на технических и промышленных стан-циях, а также в совместном формировании маршрутов, которые носят название отправительско-технических.

Для успешного транспортного обслуживания предприятий необходимо чет-кое взаимодействие в работе станций примыкания и внешнего транспорта предприятий, основанное на учете требований, вытекающих как из технологии работы предприятий, так и из условий организации движения поездов по магистральным железным дорогам.

Читайте также  Нарушения памяти (амнезии)

Существенный недостаток действующих единых технологических процес-сов заключается в неравномерности подвода поездов к промышленным предприятиям. В большинстве случаев график движения поездов, увязывая в единое целое техническую работу станций, участков, дорог и целых направлений, не учи-тывает и не отражает работу внешнего транспорта предприятий. Неравномерный подвод вагонов с сырьем на промышленные предприятия осложняет работу станций примыкания, что в свою очередь затрудняет организацию вагонопотоков на сети дорог и приводит к нарушениям ритмичности.

Дата добавления: 2015-10-09 ; просмотров: 1582 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Промышленный транспорт (стр. 6 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33

Глава 2 Значение и характеристика промышленного транспорта

2.1 Значение и классификация промышленного транспорта

Одним из основных звеньев транспортной системы страны является транспорт промышленных предприятий, где зарождается и погашается основная масса вагонопотоков. Поэтому четкость и слаженность его работы предопределяют техно­логический ритм основного производства и создают необходимые предпосылки для устойчивой работы магистрального транспорта и единой транспортной систе­мы страны.

Промышленный транспорт обеспечивает перемещение сырья, топлива и полу­фабрикатов между цехами, вывоз готовой продукции и отходов производства, перевозки грузов между предприятиями и пунктом примыкания подъездных пу­тей к сети общего пользования. Затраты на перевозки промышленным транспор­том составляют в среднем 12–20% себестоимости продукции, в том числе в ме­таллургической и машиностроительной промышленности – от 12 до 15 %, а на открытых горных работах – от 40 до 50 %.

Промышленный транспорт непрерывно взаимодействует с внутрицеховым транспортом, обеспечивая устойчивую работу комплекса предприятий. Поэтому он должен обладать гибкостью и мобильностью и иметь необходимую степень адаптации.

Важная особенность промышленного транспорта состоит в том, что значи­тельная часть внутризаводских грузопотоков устойчива по объему и времени. Это обстоятельство позволяет широко применять поезда-вертушки, организацию перевозок по графикам. Эффективность эксплуатации промышленного транспорта во многом определяется уровнем разработки технологии работы промышленных станций и узлов, качеством ее исполнения, степенью согласования работы раз­личных видов транспорта, обеспечением устойчивого взаимодействия с произ­водством отрасли, управлением работы транспорта. Решение этих вопросов ба­зируется на глубоком знании закономерностей работы транспорта, внедрении прогрессивной технологии, современных методов уп­равления с применением информационных технологий, ЭВМ и экономико-математического аппарата.

На промышленном транспорте с учетом погрузочно-разгрузочных и склад­ских работ занята примерно пятая часть всех трудящихся в сфере материального производства и используется десятая часть основных производственных фондов. Однако материально-техническая база промышленного транспорта на ряде пред­приятий все еще отстает от уровня технического оснащения обслуживаемого им производства и магистрального транспорта. Устранение этих диспропорций является важнейшим источником роста производительности труда.

Особое значение для устойчивого режима функционирования единой транспортной системы имеет экономически оправданная сбалансированность традиционных и новейших видов транспорта, в том числе и промышленного, с установлением для каждого из них наиболее эффективной сферы применения.

Промышленный транспорт должен обеспечить стабильный ре­жим работы отрасли и определенный ритм работы транспортной системы. Его мощность должна соответствовать объему производ­ства предприятия, а технология работы и техническое оснаще­ние – уровню развития и техническому прогрессу магистраль­ного транспорта.

За последние годы с увеличением объема производства и вводом в эксплуатацию крупных промышленных комплексов роль промышленного транспорта возросла. На промышленном транспор­те осуществляется около 96 % общей погрузки и 85 % общей выгрузки. Однако средняя дальность перевозки грузов на про­мышленном транспорте составляет лишь 6–7 км, что приводит к возрастанию удельного веса грузовых операций в общем объеме перевозок.

К характерной особенности железнодорожного промышленного транспорта можно также отнести и небольшую протяженность путей, приходящихся на одно предприятие. Так, около 70 % предприятий имеют протяженность путей менее 3 км и только 4,7 % предприятий – более 25 км.

Небольшая протяженность и большая разбросанность путей приводит к усложнению системы управления промышленным транспортом. Кроме того, на каждую грузовую станцию сети приходится около четырех примыканий путей промышленных пред­приятий, что значительно рассредоточивает по сети предприятия промышленного транспорта. Поэтому регулярность работы единой транспортной системы во многом зависит от согласования работы магистрального и промышленного транспорта.

В крупных промышленных узлах, где функционируют различ­ные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, кон­вейерный, трубопроводный и др.), особое место принадлежит координации их работ.

Совокупность взаимодействующих технических средств и устройств различных видов транспорта, предназначенных для обслуживания и обеспечения технологической взаимосвязи между цехами, предприятиями и с магистральным транспортом, называ­ется промышленным транспортом.

Промышленный транспорт – это транспорт предприятий, имеющий двуединую задачу: обслуживать предприятия и являться элементом единой транспортной системы.

Транспорт предприятий подразделяется на промышленный, который, в свою очередь, делится на внутренний и внешний, и технологический транспорт.

Перевозки на промтранспорте являются сложным производст­венным процессом, состоящим из взаимодействующих операций, отличающихся назначением и характером работы, технологическими связями с предприятиями и магистральными видами транспорта.

Внешний промышленный транспорт осуществляет вывоз с предприятия готовой продукции и доставку на предприятия сырья и полуфабрикатов с магистрального транспорта; внутренний – пере­мещение грузов между цехами и складами. Обычно для внутрен­них перевозок используется специальный подвижной состав, не выходящий на магистральную сеть.

Внешний промышленный транспорт осуществляет как связь предприятия с магистральными видами транспорта, так и связь между отдельными предприятиями промышленного комплекса. В то же время внешний и магистральный транспорт в зависимости от перемещений продукции и пункта перегрузки могут выполнять на территории предприятия различные по удельному весу и объему пере­возки.

Для осуществления перевозок промышленный транспорт в за­висимости от его вида располагает необходимыми передвижными и стационарными техническими средствами. К стационарным тех­ническим средствам и обустройствам относятся локомотивные, вагонные хозяйства, сортировочные устройства, путевое развитие, и др. Так, железнодорожный транспорт имеет различные пути, расположенные на территории шахт, портов, лесных и торфяных разработок, электростанций, складских баз, карьеров и других организаций; пути промышленных станций и постов, станций про­мышленных узлов, а также пути, соединяющие между собой эти станции, погрузочно-разгрузочные фронты. Путевое развитие и взаимное расположение технических средств определяются объемом и видом перевозок, структурой и видом предприятия. Пути внутреннего транспорта подразделяются на соединительные станционные, погрузочно-разгрузочные и специальные (нъеспорта. ся опредприятий, име-сбалансированность традиционных и новейших видов транспорта, виногда временные, ведущие на строительные площадки, лесоразработки и т. д.).

Межцеховые перевозки подразделяются на специальные, вы­полняемые технологическим подвижным составом, и перевозки общего характера. Так, например, на металлургических заводах к специальным относятся перевозки слитков, агломерата, чугуна, доменного и сталеплавильного шлаков. Объем их составляет около 25 % общего грузооборота заводов или примерно 40 % меж­цехового.

Межцеховые перевозки общего характера выполняются под­вижным составом общего назначения. К ним относятся перевозки сыпучих и навалочных грузов.

Внешние перевозки осуществляются магистральным или внеш­ним промышленным транспортом между промышленными пред­приятиями одного промузла или региона. Категория груза, рас­стояние перевозки определяют виды подвижного состава и транспорта.

2.2 Задачи промышленного транспорта

Основными задачами промышленного транспорта являются: совершенствование системы перевозок и управления; повышение качества исполнения технологии; внедрение новых видов транспорта; обеспечение своевременности, достоверности и полноты информационных потоков; перевод железнодорожного транспорта на электрическую тягу; увеличение мощности технических средств и расширение применения специализированного подвижного состава; повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов; увеличение производительности труда и снижение себестоимости транспортной продукции.

В оптимизации работы промышленного транспорта важное место отводится созданию эффективной развязки грузопотоков, сокращению номенклатуры грузов на отдельных предприятиях, обеспечению необходимой последовательности и поточности выполнения операций отдельными видами транспорта. Часто подача подвижного состава к грузовым фронтам происходит с возвратными заездами, с пересечением маршрутов перемещения в одном уровне, что вызывает дополнительные простои. Отсутствие децентрализованных складов, расположенных вблизи цехов, недостаточный уровень механизации погрузочно-разгрузочных работ вызывают дополнительные перемещения грузов и подвижного состава. Поэтому при организации работы промышленного транспорта необходимо устанавливать наиболее целесообразную загрузку каждого вида транспорта с учетом мощности перегрузочных фронтов и обеспечения поточности выполнения технологических операций.

Особое место при проектировании и строительстве современных промышленных предприятий занимает разработка эффективных транспортно-технологических линий с минимальным временем, и непрерывным выполнением операции с соблюдением поточности перемещений и наименьшего количества перегрузки грузов. Так, улучшение режимов функционирования доменных цехов, во многом определяется качеством организации транспортно-технологических операций, топлива и т. д.

Комплексное развитие промышленного транспорта в металлургии позволило создать принципиально новые генпланы промпредприятий, отличающиеся высоким уровнем централизации грузовых работ с сыпучими материалами, использованием конвейерного транспорта, созданием автоматизированных складов и других современных транспортных средств. Примером в машиностроении может служить Горьковский автозавод, где используют склады-автоматы, различные модификации автотранспортных машин и монорельсовый транспорт. При такой организации доля ручного труда на погрузочно-выгрузочных работах резко сокращается, значительно возрастает производительность труда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: