Верховный Совет Азербайджанской ССР - OXFORDST.RU

Верховный Совет Азербайджанской ССР

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика!

1 мая 1920 года, свергнувшие Демократическую Республику в городе Баку, части 11 Красной Армии пройдя без сопротивления города Шемаху и Агсу, приблизились к Гяндже и в результате короткого боя захватили город.

3 мая 1920 года — Советская власть начала распространяться на всю территорию Азербайджана. Временный Революционный Комитет издал декрет «О создании уездных и революционных сельских комитетов». Военно — морские силы большевиков, находящиеся в Бакинской Бухте направились к югу страны и захватили города Лекорань и Астару. Несколько частей Демократической Республики оставались в Карабахе и вели бои с армянскими силами.

5 мая 1920 года — Временный Революционный Комитет Азербайджана, конфисковав земли ханови беков, без вознаграждения, издал указ о передаче этих земель в распоряжение крестьян. Через несколько лет после этого, те же земли были силой отобраны у крестьян и отданы в колхозное хозяйство.

7 мая 1920 года — издан декрет о реорганизации армии и флота большевистского правительства Азербайджана. Приведение в действие указа сопровождалось репрессиями по отношению к национальным офицерским кадрам. Формально Азербайджанская армия просуществовала до 1922 года, и в декабре того же года с образованием СССР вошла в состав Кавказского военного округа Советской Армии.

12 мая 1920 года — Временный Революционный Комитет Азербайджана издал декрет об образовании в Республике Народных судов. Была создана Чрезвычайная Комиссия и Верховный Революционный Трибунал по борьбе с контрреволюцией и диверсией, а также был издан Указ об аннулировании военных и гражданских чинов.

15 мая 1920 года — Комиссариат Народного Просвещения Азербайджана издал Указ о провозглашении свободы совести в Республике, а также об отделении религии от государства и школ.

24 мая 1920 года — Временный Революционный комитет Азербайджана издал указ о национализации нефтяной промышленности. На самом же деле нефть была передана под контроль России. С этой целью в Баку Лениным был направлен Александр Серебряковсий для создания Азербайджанского Нефтяного Комитета и его руководства. После нефтяной промышленности, были национализированы — Каспийский торговый флот и банки, действующие в стране.

3 июня 1920 года — части Армии Азербайджанской Демократической Республики под командованием Нуру пали, оказывающие сопротивление большевистской оккупации, в Зангезуре и Карабахе, захватили город Шушу. На их подавление были отправлены дополнительные подразделения отряды 11 русской армии. 15 июля территории были вновь оккупированы, русскими войсками, большими в количественном соотношении, под командованием Левандовского. Малочисленные подразделения национальной армии возвращаются в Джабраильский уезд. В конце июня этот регион переходит под контроль большевиков. Восстания против Советизации проходили до конца года в различных регионах — Шемкире, Губе и др.

6 мая 1921 года — начинает свою работу I Обще — азербайджанский советский конгресс (6 — 19 мая). На конгрессе была принята первая Конституция Азербайджанской ССР. Временный Революционный комитет, а также местные революционные и неимущие комитеты были аннулированы, а на их месте созданы Центральный Исполнительный Комитет, как орган Высшего Законодательства (ЦИК), первым председателем ЦИК стал Мухтар Гаджиев и местные советы. Руководящим органом Центрального Исполнительного Комитета Азербайджана (75 членов и 25 кандидатов) стал Президиум Коммунистической Партии Азербайджана (состоящий из 13 человек).
В Республике, имеющей 30 тысяч депутатов, было образовано 1400 местных сельских советов. В 1921 — 1937 годах проводился 9-й Обще — азербайджанский Советский совет и в 1938 году этот конгресс сменил Верховный Совет.

2 июля 1921 года — в Азербайджане была образована первая высшая школа, подготавливающая педагогические кадры. В настоящее время функционирует под названием — Азербайджански Педагогический Университет — Азербайджанский Мужской Педагогический Институт (позже Азербайджанский Государственный Педагогический Институт им. В.И. Ленина).

5 июля 1921 года — на заседании Кавказского Бюро Российской Коммунистической (большевистской) Партии был принят указ о сохранении Нагорного Карабаха в составе Азербайджанской ССР. За день до этого, 4 июля на Пленуме Кавказского Бюро РКП, армянская сторона, при поддержке Ордженекидзе и Кирова, пытались осуществить принятие закона о передаче Нагорного Карабаха Армении. Однако, коммунистическое руководство Азербайджана во главе с Н. Наримановым выразило резкий протест, и в результате вмешательства ЦКРКП этот указ был аннулирован. Таким образом, Нагорный Карабах остался в составе Азербайджанской ССР, центром которого стал город Шуша, имеющий широкий спектр автономной области. Несмотря на то, что армянская сторона не смогла добиться своей основной цели, они все же получили автономию. В 1923 году была образована Нагорно — Карабахская Автономная Область.

7 июня 1923 года — Центральный Исполнительный Комитет Азербайджанской ССР издал декрет об образовании Нагорно — Карабахской Автономной Области на территории Республики (НКАО). В документе подчеркивалось «укрепление интернациональной солидарности» между народами Азербайджана и Армении. В декрете, в основном, предусматривалось «создание автономной области с армянской частью Нагорного Карабаха, являющейся неотъемлемой частью Азербайджанской ССР». В связи с этим в 1921 году Кавказским Областным Бюро РКП был принят Указ. В данном законе центром автономии назначен город Шуша, а в декрете ЦИК Азербайджана центром области был выбран город Ханкенди. В скором времени по инициативе армянской стороны Ханкенди был переименован в Степанакерт. После территориально — административного деления, была определена территория НКАО, соответствующая 4,4 тыс. кв. км.

30 августа 1930 года — Указом Центрального Комитета Совета Народных Комиссаров территория Республики вновь была поделена на новые области и районы. В соответствии с законом, было создано 63 района. До этого, основываясь на территориально — административную систему разделения территория азербайджана состояла из — 10 округов: (Баку, Гянджа, Карабах (Агдам), Губа, Курдистан, Ленкорань, Муган (Сальян), Ширван (Геокчай), Нуха (Закаталы) и входящие в их состав уезды.

7 августа 1932 года — Указом Советского правительства «О защите Государственных предприятий, колхозов и имущества кооперативов» было заложено проведение строго наказуемых мероприятий в народном хозяйстве. В соответствии с решением, даже небольшое хищение государственного имущества каралось расстрелом, в лучшем случае 10-ю годами тюремного заключения. Документ, попавший в Советскую историю под названием «Закон о пяти колосьях», создал почву для репрессий в сельском хозяйстве в Азербайджане.

24 июня 1938 года — проводились выборы в Верховный Совет 1-го Созыва азербайджанской ССР. В Парламент, состоящий из 310 депутатов, были избраны 107 рабочих, 88 — колхозников и 115 служащих. 72 народных депутата составляли женщины. На самом же деле все государственные функции Коммунистической Партии в условиях усвоения, формально выполнял Верховный Совет. В 1938 году — несмотря на протест местного населения Верховный Совет Азербайджанской Республики принимает решение о передаче Армянской ССР 2 тысячи гектаров земельного участка от Лачинского, Губадлинского, Кельбеджарского и Газахского регионов. Таким образом решение было осуществлено. По истечении 31 года Президиум Верховного Совета Азербайджанской ССР вновь принимает этот указ. Но пришедший вскоре к руководству Республикой Гейдар Алиев помешал исполнению этого решения.

2 июля 1938 года — в Азербайджане была организована первая группа гражданской авиации. В 1915 году в Баку была создана первая авиационная школа, а в 1923 году по маршруту Баку — Тбилиси была открыта первая линия гражданской авиации. В 1933 году в Бина был сдан в эксплуатацию первый аэропорт, а в 1938 году первая группа гражданской авиации приступила к полетам.

25 июня 1987 года — на Пленуме Центрального Комитета КП было принято решение о «Перестройке» Объявленный Генеральным Секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым курс обновления, прежде всего предусматривал социально — экономические реформы, но вскоре стал охватывать также и политические и идеологические сферы. В Советском Союзе (в частности в Азербайджане) начался процесс свободы слова, ясности национальных движений. Политика «Перестройки», в итоге через четыре года привела к развалу СССР.

21 мая 1988 года — Руководство СССР, в целях урегулирования конфликта между Азербайджаном и Арменией, поменяло руководство обеих союзных Республик. На Пленуме ЦК КП Армении Первый секретарь Карен Димирчян, был отстранен от должности. А на Пленуме УК КП Азербайджана, от должности был отстранен Первый секретарь — Кямран Багиров. На пост Первого секретаря ЦК КП Азербайджана был назначен Абдуррахман Везиров.

18 июля 1988 года — на Президиуме Верховного Совета СССР было проведено широкое совещание, посвященное Нагорно — Карабахскому конфликту. На заседании, под председательством М. Горбачевым принимало участие политическое руководство Азербайджана и Армении, а также депутаты Верховного Совета обеих республик. На заседании, проходившем в напряженных спорах, было принято решение Президиума Верховного Совета СССР по вопросу Нагорного Карабаха. В документе говорилось о недопустимости решения передачи Нагорного Карабаха Армянской ССР и о необходимости его аннулирования. Но Армянская сторона оставила этот призыв без ответа.

16 июля 1989 года — в Баку проведена в полу — секретной обстановке конференция Народного фронта Азербайджана. Это и было начальным этапом национального народного движения, начавшихся Карабахских событий в Азербайджане. Председателем НФА был избран Абульфаз Эльчибей. А в состав управления НФА входили 16 человек, лица с достаточно отличающимися взглядами. В результате этого, в скором времени в организации началось разделение.

19 мая 1990 года — на сессии Верховного Совета была основана должность Президента Азербайджанской Республики. На сессии ЦК КП был избран президентом 1-й секретарь Аяз Муталибов. Генеральный секретарь ЦК КП СССР М. Горбачев, после избрания Президентом СССР, вместе с руководителями союзных республик, стали действовать аналогичным путем. 21 мая 1990 года — Президентом был подписан Указ «О восстановлении государственности Азербайджана» 28 мая.

27 июня 1991 года — Верховный Совет принял решение, об участии Азербайджана в создании соглашения «О Союзе Суверенных Государств». Подписания соглашения о новом союзе не состоялось, в результате произошедшего «Августского Путча» в Москве.

30 августа 1991 года — на внеочередной сессии Верховного Совета, после напряженных дебатов, было принято Постановление «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республик». В документе говорилось о приемнике Азербайджанской республики, Демократической республике существующей с 1918 по 1920 годы. Кроме того, парламент принял решение о подготовке Акта Конституции — отдельного закона, для создания основ конституции государственной независимости Азербайджана.

8 сентября 1991 года — в Азербайджане проводились первые выборы Президента Республики. Большая часть политических сил страны, в частности Народный фронт, бойкотировали выборы. В результате чего, выборы проводились в безальтернативной обстановке. Президентом был избран — Первый секретарь ЦК КП Азербайджана Аяз Муталибов.

18 октября 1991 года — принятие акта Конституции о независимости Азербайджана Верховным Советом, привело к развалу Азербайджанской ССР и созданию независимой Азербайджанской республики.

Первые секретари Центрального Комитета Азербайджанской Коммунистической Партии:

1. Сергей Киров — 24 июля 1921 — январь 1925

7. Мир Джафар Багиров — 15 декабря 1933 — 6 апреля 1953
8. Мир Теймур Ягубов — 6 апреля 1953 — 12 февраля 1954
9. Имам Мустафаев — 16 февраля 1954 — 8 июля 1959

Читайте также  Личные и имущественные отношения между супругами

10. Вели Ахундов — 10 июля 1959 — 14 июля 1969

ed_glezin

  • Add to friends
  • RSS

ed_glezin

23 сентября 1989 года Верховный Совет Азербайджанской ССР принял Конституционный закон о суверенитете Азербайджанской ССР.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
О СУВЕРЕНИТЕТЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, исходя из права каждой нации на самоопределение, на основе свободно выраженной воли народа республики на началах равноправия и сохранения своего суверенитета объединилась с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Верховный Совет Азербайджанской ССР: исходя из неотъемлемого права народа Азербайджанской ССР на свободное, самостоятельное определение своей судьбы;
сознавая, что только свободное и равноправное объединение советских наций в рамках социалистической федерации гарантирует их всестороннее развитие;
сознавая насущную необходимость освобождения союзных взаимоотношений от различного рода деформаций, возникших в результате отхода от ленинской концепции» Советского союзного государства;
руководствуясь основными принципами, провозглашенными в Договоре об образовании СССР, и положением действующей Конституции СССР о суверенитете союзных республик;
считая необходимым приведение законодательства Азербайджанской ССР в соответствие с ее статусом суверенной республики в составе Союза ССР, принимает настоящий Конституционный закон.

1. Азербайджанская ССР — суверенное социалистическое государство в составе Союза ССР. Вся власть в Азербайджанской ССР принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Азербайджанской ССР.
Суверенитет Азербайджанской ССР выражается в самостоятельном осуществлении Азербайджанской ССР на всей своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах всего многонационального народа республики.
Охрана суверенных прав Азербайджанской ССР осуществляется Азербайджанской ССР и Союзом ССР.

2. Азербайджанская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством. Всякое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Азербайджанской ССР, должно расцениваться как попрание ее суверенных прав.
Компетенция Азербайджанской ССР ограничена лишь по вопросам, добровольно делегированным самой республикой Союзу ССР.
3. Конституционно-правовой статус Азербайджанской ССР не может быть изменен без согласия Верховного Совета Азербайджанской ССР.
4. Взаимоотношения между Азербайджанской ССР и Союзом ССР строятся на договорной основе, исходя из суверенитета ССР и суверенитета Азербайджанской ССР.
Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга.
5. Суверенитет Азербайджанской ССР распространяется на всю территорию республики, включающую Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую автономную область, являющиеся неотъемлемой частью Азербайджана.
Территория Азербайджанской ССР неотчуждаема и не может быть изменена без ее согласия, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
Границы Азербайджанской ССР с другими союзными республиками могут изменяться только по взаимному соглашению с соответствующими республиками.
6. Законы Азербайджанской ССР действуют на всей территории Азербайджанской ССР. На территории Азербайджанской ССР действуют Законы СССР, не нарушающие суверенные права Азербайджанской ССР.
7. Азербайджанская ССР имеет право свободного выхода из СССР. Это право осуществляется путем народного голосования (референдума), проводимого решением Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.
8. В интересах защиты Азербайджанской ССР, ее суверенитета и безопасности граждан Верховный Совет Азербайджанской ССР в случае необходимости может объявить чрезвычайное положение по всей республике или в отдельных ее местностях с введением особых форм управления, осуществляемого государственными органами Азербайджанской ССР.
9. Азербайджанская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР в высших органах государственной власти и управления СССР и других органах Союза ССР. Это право гарантируется путем обеспечения представительства Азербайджанской ССР в органах государственной власти и управления Союза на равных основаниях с другими союзными республиками.
10. Земля, ее недра, леса, воды и другие природные ресурсы Азербайджанской ССР являются национальным богатством, государственной собственностью республики и принадлежат народу Азербайджана.
Народ Азербайджанской ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обладает неотъемлемым правом распоряжаться природными и материально-техничесхими ресурсами республики.
Порядок пользования и эксплуатации природных ресурсов, находящихся на территории республики, устанавливается Верховным Советом Азербайджанской ССР.
11. Азербайджанская ССР осуществляет меры по обеспечению экономической самостоятельности республики.
Азербайджанская ССР обеспечивает комплексное экономическое, социальное и культурное развитие на своей территории, осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики.
12. Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:
1) принятие Конституции Азербайджанской ССР к внесение в нее изменений>
2) контроль за соблюдением Конституции Азербайджанской ССР и обеспечение соответствия Конституции Нахичеванской АССР Конституции Азербайджанской ССР;
3) образование автономных республик и автономных областей в составе Азербайджанской ССР и их упразднение; 4) законодательство Азербайджанской ССР;
5) охрана суверенитета республики, государственного порядка, прав и свобод граждан;
6) установление порядка организации и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления;
7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Азербайджанской ССР; обеспечение научно-технического прогресса; осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;
8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Азербайджанской ССР, государственного бюджета Азербайджанской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственного бюджета Нахичеванской АССР, бюджетов Нагорно-Карабахской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;
9) установление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, доходов республики, поступающих на образование государственного бюджета Азербайджанской ССР и Государственного бюджета СССР;
10) руководство всеми отраслями народного хозяйства республики;
руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом Азербайджанской ССР;
11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; осуществление экологической политики;
12) руководство народным образованием, культурными и тучными организациями и учреждениями Азербайджанской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории, культуры и природы;
13) руководство органами внутренних дел и государственной безопасности;
14) создание Комитета конституционного надзора; образование судов и других органов юстиции республики, определение их компетенции и порядка работы;
15) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Азербайджанской ССР;
16) руководство политическими, экономическими, научными и культурными связями с зарубежными странами;
17) представительство республики в международных отношениях;
18) решение других вопросов республиканского значения. 13. Государственным языком Азербайджанской ССР является азербайджанский язык.
Азербайджанская ССР обеспечивает употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других азербайджанского языка и осуществляет государственную заботу о всемерном его развитии.
Азербайджанская ССР обеспечивает свободное употребление и развитие русского языка и других языков населения, которым оно пользуется.
14. Азербайджанская ССР имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.
15. Символы государственного суверенитета Азербайджанской ССР — флаг, герб, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

Настоящий Закон вступает в силу с 25 сентября 1989 года.

Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Э.Кафарова
Секретарь Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Р. Казиева

г. Баку, 23 сентября 1989 г.

Распад СССР — Как ушел Азербайджан

Приглашаю всех в группы
«Эпоха освободительной Перестройки М.С. Горбачева»

Верховный Совет Азербайджанской ССР

Верхо́вный Сове́т Азербайджа́нской ССР — в 1938—1994 высший орган государственной власти в Азербайджанской ССР и независимом Азербайджане (с 30 августа 1991); в 1994 был переименован в Милли Меджлис (Национальное Собрание) и продолжил функционировать до окончания конституционного срока в 1995 г.

Содержание

  • 1 Созывы
  • 2 Председатели Верховного Совета Азербайджанской ССР
  • 3 Председатели Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР
  • 4 Председатели Верховного Совета Азербайджанской ССР 1990-1991 гг.
  • 5 В названиях
  • 6 Ссылки
  • 7 См. также

Созывы

  • 1 созыв (1938—1946)
  • 2 созыв (1947—1950)
  • 3 созыв (1951—1954)
  • 4 созыв (1955—1959)
  • 5 созыв (1959—1962)
  • 6 созыв (1963—1966)
  • 7 созыв (1967—1970)
  • 8 созыв (1971—1975)
  • 9 созыв (1975—1979)
  • 10 созыв (1980—1984)
  • 11 созыв (1985—1990)
  • 12 созыв (1991)

Председатели Верховного Совета Азербайджанской ССР

  • Якубов Мир Теймур Мир Алекпер оглы (18 июля1938 — 7 апреля1941)
  • Алиев Азиз Мамед Керим оглы (7 апреля1941 — 6 марта1944)
  • Кафар-заде Султан Асадулла оглы (6 марта1944 — 22 марта1947)
  • Юсуфов Юсуф Нифтали оглы (22 марта1947 — 26 марта1951)
  • Ахмедов Ага Мирза Мирза Али оглы (26 марта1951 — 18 апреля1953)
  • Топчибашев Мустафа Агабек оглы (18 апреля1953 — 25 марта1955)
  • Байрамов Абдулла Салим оглы (25 марта1955 — 23 января1958)
  • Ибрагимов Мирза Аджар оглы (23 января1958 — 25 марта1959)
  • Джафарли Газанфар Муса оглы (25 марта — 26 ноября1959)
  • Таги-заде Али Али оглы (26 ноября1959 — 29 марта1963)
  • Дадаш-заде Мамед Ариф Магеррам оглы (29 марта1963 — 5 апреля1967)
  • Топчибашев Мустафа Агабек оглы (5 апреля1967 — 1 июля1971)
  • Рустам-заде Сулейман Али Аббас оглы (1 июля1971 — 10 июня1989)

Председатели Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР

  • Касумов Мир Башир Фаттах оглы (21 июля1938 — 23 апреля1949)
  • вакансия (23 апреля — 18 мая1949)
  • Гейдаров Назар Гейдар оглы (18 мая1949 — 9 марта1954)
  • Ибрагимов Мирза Аджар оглы (9 марта1954 — 23 января1958)
  • Абдуллаев Ильяс Керим оглы (23 января1958 — 25 ноября1959)
  • Джафаров Сафтар Мамед оглы (25 ноября1959 — 18 ноября1961)
  • вакансия (18 ноября — 29 декабря1961)
  • Искендеров Мамед Абдул оглы (29 декабря1961 — 25 декабря1969)
  • Халилов Курбан Али оглы (25 декабря1969 — 30 декабря1985)
  • Татлиев Сулейман Байрам оглы (30 декабря1985 — 22 июня1989)
  • Кафарова Эльмира Микаил кызы (22 июня1989 — 18 мая1990)

Председатели Верховного Совета Азербайджанской ССР 1990-1991 гг.

В мае 1990 года Президиум Верховного совета Азербайджанской ССР был расформирован и его функции переданы Председателю Верховного совета. Таким образом, при сходном названии, должность Председателя Верховного совета Азербайджанской ССР в 1990-1991 годах по содержанию весьма отличалась от одноимённой должности до 1990 года.

В названиях

  • Бакинское высшее общевойсковое командное училище имени Верховного Совета Азербайджанской ССР

Напишите отзыв о статье «Верховный Совет Азербайджанской ССР»

Ссылки

  • www.knowbysight.info/1_AZER/09014.asp
  • [dlib.rsl.ru/viewer/01007220001#?page=1 Депутаты Верховного Совета Азербайджанской ССР. Восьмой созыв.] — Баку: Азернешр, 1973. — 406 с.
  • [dlib.rsl.ru/viewer/01007476819#?page=1 Депутаты Верховного Совета Азербайджанской ССР. Девятый созыв.] — Баку: Азернешр, 1976. — 421 с.

См. также

Это заготовка статьи о политике. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Верховный Совет Азербайджанской ССР

Ростов, краснея и бледнея, смотрел то на одного, то на другого офицера.
– Нет, господа, нет… вы не думайте… я очень понимаю, вы напрасно обо мне думаете так… я… для меня… я за честь полка.да что? это на деле я покажу, и для меня честь знамени…ну, всё равно, правда, я виноват. – Слезы стояли у него в глазах. – Я виноват, кругом виноват!… Ну, что вам еще?…
– Вот это так, граф, – поворачиваясь, крикнул штаб ротмистр, ударяя его большою рукою по плечу.
– Я тебе говог’ю, – закричал Денисов, – он малый славный.
– Так то лучше, граф, – повторил штаб ротмистр, как будто за его признание начиная величать его титулом. – Подите и извинитесь, ваше сиятельство, да с.
– Господа, всё сделаю, никто от меня слова не услышит, – умоляющим голосом проговорил Ростов, – но извиняться не могу, ей Богу, не могу, как хотите! Как я буду извиняться, точно маленький, прощенья просить?
Денисов засмеялся.
– Вам же хуже. Богданыч злопамятен, поплатитесь за упрямство, – сказал Кирстен.
– Ей Богу, не упрямство! Я не могу вам описать, какое чувство, не могу…
– Ну, ваша воля, – сказал штаб ротмистр. – Что ж, мерзавец то этот куда делся? – спросил он у Денисова.
– Сказался больным, завтг’а велено пг’иказом исключить, – проговорил Денисов.
– Это болезнь, иначе нельзя объяснить, – сказал штаб ротмистр.
– Уж там болезнь не болезнь, а не попадайся он мне на глаза – убью! – кровожадно прокричал Денисов.
В комнату вошел Жерков.
– Ты как? – обратились вдруг офицеры к вошедшему.
– Поход, господа. Мак в плен сдался и с армией, совсем.
– Врешь!
– Сам видел.
– Как? Мака живого видел? с руками, с ногами?
– Поход! Поход! Дать ему бутылку за такую новость. Ты как же сюда попал?
– Опять в полк выслали, за чорта, за Мака. Австрийской генерал пожаловался. Я его поздравил с приездом Мака…Ты что, Ростов, точно из бани?
– Тут, брат, у нас, такая каша второй день.
Вошел полковой адъютант и подтвердил известие, привезенное Жерковым. На завтра велено было выступать.
– Поход, господа!
– Ну, и слава Богу, засиделись.

Читайте также  Международные валютные расчеты

Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23 го октября .русские войска переходили реку Энс. Русские обозы, артиллерия и колонны войск в середине дня тянулись через город Энс, по сю и по ту сторону моста.
День был теплый, осенний и дождливый. Пространная перспектива, раскрывавшаяся с возвышения, где стояли русские батареи, защищавшие мост, то вдруг затягивалась кисейным занавесом косого дождя, то вдруг расширялась, и при свете солнца далеко и ясно становились видны предметы, точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами, собором и мостом, по обеим сторонам которого, толпясь, лилися массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда, и остров, и замок с парком, окруженный водами впадения Энса в Дунай, виднелся левый скалистый и покрытый сосновым лесом берег Дуная с таинственною далью зеленых вершин и голубеющими ущельями. Виднелись башни монастыря, выдававшегося из за соснового, казавшегося нетронутым, дикого леса; далеко впереди на горе, по ту сторону Энса, виднелись разъезды неприятеля.
Между орудиями, на высоте, стояли спереди начальник ариергарда генерал с свитским офицером, рассматривая в трубу местность. Несколько позади сидел на хоботе орудия Несвицкий, посланный от главнокомандующего к ариергарду.
Казак, сопутствовавший Несвицкому, подал сумочку и фляжку, и Несвицкий угощал офицеров пирожками и настоящим доппелькюмелем. Офицеры радостно окружали его, кто на коленах, кто сидя по турецки на мокрой траве.

Конституционный закон Азербайджанской ССР

«О суверенитете Азербайджанской Советской Социалистической Республики»

(Баку, 23 сентября 1989 г.)

Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, исходя из права каждой нации на самоопределение, на основе свободно выраженной воли народа республики на началах равноправия и сохранения своего суверенитета объединилась с другими советскими республиками в Союз Советских Социалистических Республик. Верховный Совет Азербайджанской ССР: исходя из неотъемлемого права народа Азербайджанской ССР на свободное, самостоятельное определение своей судьбы;

сознавая, что только свободное и равноправное объединение советских наций в рамках социалистической федерации гарантирует их всестороннее развитие;

сознавая насущную необходимость освобождения союзных взаимоотношений от различного рода деформаций, возникших в результате отхода от ленинской концепции» Советского союзного государства;

руководствуясь основными принципами, провозглашенными в Договоре об образовании СССР, и положением действующей Конституции СССР о суверенитете союзных республик;

считая необходимым приведение законодательства Азербайджанской ССР в соответствие с ее статусом суверенной республики в составе Союза ССР, принимает настоящий Конституционный закон.

1. Азербайджанская ССР – суверенное социалистическое государство в составе Союза ССР. Вся власть в Азербайджанской ССР принадлежит народу и исходит от народа. Народ осуществляет государственную власть как непосредственно, так и через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Азербайджанской ССР.

Суверенитет Азербайджанской ССР выражается в самостоятельном осуществлении Азербайджанской ССР на всей своей территории высшей законодательной, исполнительной и судебной власти в интересах всего многонационального народа республики.

Охрана суверенных прав Азербайджанской ССР осуществляется Азербайджанской ССР и Союзом CCР.

2. Азербайджанская ССР самостоятельно решает все вопросы, связанные с политическим, экономическим, социально-культурным строительством в республике, ее административно-территориальным устройством. Всякое вмешательство в решение вопросов, составляющих неотъемлемое право Азербайджанской ССР, должно расцениваться как попрание ее суверенных прав.

Компетенция Азербайджанской ССР ограничена лишь по вопросам, добровольно делегированным самой республикой Союзу ССР.

3. Конституционно-правовой статус Азербайджанской ССР не может быть изменен без согласия Верховного Совета Азербайджанской ССР.

4. Взаимоотношения между Азербайджанской ССР и Союзом ССР строятся на договорной основе, исходя из суверенитета ССР и суверенитета Азербайджанской ССР.

Взаимоотношения Азербайджанской ССР с союзными республиками строятся на принципах их равноправия, сотрудничества, взаимного уважения суверенных прав и невмешательства во внутренние дела друг друга.

5. Суверенитет Азербайджанской ССР распространяется на всю территорию республики, включающую Нахичеванскую АССР и Нагорно-Карабахскую автономную область, являющиеся неотъемлемой частью Азербайджана.

Территория Азербайджанской ССР неотчуждаема и не может быть изменена без ее согласия, выраженного народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.

Границы Азербайджанской ССР с другими союзными республиками могут изменяться только по взаимному соглашению с соответствующими республиками.

6. Законы Азербайджанской ССР действуют на всей территории Азербайджанской ССР. На территории Азербайджанской ССР действуют Законы СССР, не нарушающие суверенные права Азербайджанской ССР.

7. Азербайджанская ССР имеет право свободного выхода из СССР. Это право осуществляется путем народного голосования (референдума), проводимого решением Верховного Совета Азербайджанской ССР среди всего населения республики.

8. В интересах защиты Азербайджанской ССР, ее суверенитета и безопасности граждан Верховный Совет Азербайджанской ССР в случае необходимости может объявить чрезвычайное положение по всей республике или в отдельных ее местностях с введением особых форм управления, осуществляемого государственными органами Азербайджанской ССР.

9. Азербайджанская ССР участвует в решении вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР в высших органах государственной власти и управления СССР и других органах Союза ССР. Это право гарантируется путем обеспечения представительства Азербайджанской ССР в органах государственной власти и управления Союза на равных основаниях с другими союзными республиками.

10. Земля, ее недра, леса, воды и другие природные ресурсы Азербайджанской ССР являются национальным богатством, государственной собственностью республики и принадлежат народу Азербайджана.

Народ Азербайджанской ССР в лице его высших органов государственной власти и управления обладает неотъемлемым правом распоряжаться природными и материально-техничесхими ресурсами республики.

Порядок пользования и эксплуатации природных ресурсов, находящихся на территории республики, устанавливается Верховным Советом Азербайджанской ССР.

11. Азербайджанская ССР осуществляет меры по обеспечению экономической самостоятельности республики.

Азербайджанская ССР обеспечивает комплексное экономическое, социальное и культурное развитие на своей территории, осуществляет контроль за деятельностью всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории республики.

12. Ведению Азербайджанской ССР в лице ее высших органов государственной власти и управления подлежат:

1) принятие Конституции Азербайджанской ССР к внесение в нее изменений>

2) контроль за соблюдением Конституции Азербайджанской ССР и обеспечение соответствия Конституции Нахичеванской АССР Конституции Азербайджанской ССР;

3) образование автономных республик и автономных областей в составе Азербайджанской ССР и их упразднение;

4) законодательство Азербайджанской ССР;

5) охрана суверенитета республики, государственного порядка, прав и свобод граждан;

6) установление порядка организации и деятельности высших и местных органов государственной власти и управления;

7) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой Азербайджанской ССР; обеспечение научно-технического прогресса; осуществление мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов;

8) разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития Азербайджанской ССР, государственного бюджета Азербайджанской ССР и утверждение отчетов об их выполнении; руководство осуществлением государственного бюджета Нахичеванской АССР, бюджетов Нагорно-Карабахской автономной области, районов и городов республиканского подчинения;

9) установление контроля за деятельностью финансово-кредитных учреждений, доходов республики, поступающих на образование государственного бюджета Азербайджанской ССР и Государственного бюджета СССР;

10) руководство всеми отраслями народного хозяйства республики; руководство жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, бытовым обслуживанием населения, жилищным строительством и благоустройством городов и других населенных пунктов, дорожным строительством и транспортом Азербайджанской ССР;

11) установление порядка пользования землей, недрами, лесами и водами; осуществление экологической политики;

12) руководство народным образованием, культурными и тучными организациями и учреждениями Азербайджанской ССР, здравоохранением, физической культурой и спортом, социальным обеспечением; охрана памятников истории, культуры и природы;

13) руководство органами внутренних дел и государственной безопасности;

14) создание Комитета конституционного надзора; образование судов и других органов юстиции республики, определение их компетенции и порядка работы;

15) амнистия и помилование граждан, осужденных судами Азербайджанской ССР;

16) руководство политическими, экономическими, научными и культурными связями с зарубежными странами;

17) представительство республики в международных отношениях;

18) решение других вопросов республиканского значения.

13. Государственным языком Азербайджанской ССР является азербайджанский язык.

Азербайджанская ССР обеспечивает употребление в государственных и общественных органах, учреждениях культуры, просвещения и других азербайджанского языка и осуществляет государственную заботу о всемерном его развитии.

Азербайджанская ССР обеспечивает свободное употребление и развитие русского языка и других языков населения, которым оно пользуется.

14. Азербайджанская ССР имеет право вступать в непосредственные отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться дипломатическими и консульскими представителями, участвовать в деятельности международных организаций.

15. Символы государственного суверенитета Азербайджанской ССР — флаг, герб, гимн — являются священными, и всякое надругательство над ними наказуемо законом.

Настоящий Закон вступает в силу с 25 сентября 1989 года.

Председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Э.Кафарова

Секретарь Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР Р. Казиева

Верховный Совет Азербайджанской ССР

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

«Забытый» референдум Азербайджана: из истории независимости Азербайджанской Республики

До поздней ночи беседовал с М. М. о правовых вопросах Арцахской проблемы. По ходу стало очевидно, что назрела необходимость зафиксировать в систематизированной форме некоторые узловые события и документы, касающиеся процесса независимости Азербайджанской ССР.

Читайте также  Диаграмма состояния системы алюминий-медь

От Советского Азербайджана к Азербайджанской Республике. Хронология

20 февраля 1988 . Сессия областного Совета народных депутатов НКАО обращается к Верховным Советам Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой о выходе из состава Азербайджана и вхождении в состав Армении.

15 июня 1988 . Верховный Совет Армянской ССР (далее – ВС), опираясь на статью 70 Конституции СССР, дает добро на включение НКАО в состав Армянской ССР.

12 июля 1988 . На VIII сессии областного совета народных депутатов НКАО ХХ созыва объявляется о выходе из состава Азербайджанской ССР.

13 июля 1988 . Президиум ВС Азербайджанской ССР признает недействительным решение областного Совета НКАО от 12 июля.

18 июля 1988 . На расширенном заседании Президиума Верховного Совета СССР обсуждается вопрос НКАО, в заседании также участвуют представители Азербайджанской ССР, Армянской ССР и НКАО. Во время заседания принимается решение оставить НКАО в составе Азербайджана, и предоставить Азербайджану (. ) 400 млн. рублей на целевое развитие хозяйства области.

12 января 1989 . Президиум Верховного Совета СССР приостанавливает полномочия Совета народных депутатов НКАО и создает специальный орган – Комитет особого управления НКАО, который был бы подчинен непосредственно Москве. Председателем комитета назначается Аркадий Вольский.

28 ноября 1989 . ВС СССР решает ликвидировать Комитет особого управления, взамен рекомендует Азербайджану создать так называемый «оргкомитет» и восстановить деятельность совета нардепутатов НКАО. Однако решение выполняется частично: в оргкомитет не включаются представители НКАО, деятельность областного совета нардепутатов не восстанавливается. Председателем оргкомитета назначается пресловутый В. Поляничко.

1 декабря 1989 . В ответ на решение ВС СССР на совместной сессии ВС Армянской ССР и Национального Совета Нагорного Карабаха принимается решение «О воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

9 января 1990 . ВС Армянской ССР принимает решение « О включении в Государственный план экономического и социального развития Армянской ССР на 1990 г. плана социально-экономического развития НКАО на 1990 г. ».

10 января 1990 . Президиум ВС СССР постановляет считать недействительными решения ВС Арм. ССР от первого декабря и девятого января, отмечая, что они противоречат статьям 2, 78, 86, 87 и 145 Конституции СССР, что нарушает «суверенные права» Азербайджанской ССР[1].

13-20 января 1990 . Армянские погромы в Баку.

15 января 1990 . В НКАО и прилегающих районах объявляется чрезвычайное положение[2].

Ночь на 20 января 1990 . В Баку входят советские вооруженные силы для подавления мятежа Народного Фронта Азербайджана, вследствие чего имеются жертвы и среди мирного населения (так называемый «Черный январь»).

3 апреля 1990 . ВС СССР выносит решение о вступлении в силу Закона «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Во втором пункте решения особо подчеркивается, что какое-либо действие, осуществленное с нарушением этого закона, не может иметь никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик.

« … любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик »[3].

Согласно закону «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», из состава СССР возможно было выйти только на основе результата проведенного в республике референдума. Причем находившиеся в составе республики автономные республики, области и округа получали право, опираясь на результаты референдума, проведенного в этих административно-территориальных единицах, принимать решение: или оставаться в составе СССР, или вообще стать независимыми.

19 мая 1990 . Верховный Совет Азербайджанской ССР избирает Аяза Муталибова президентом республики.

17 марта 1991 . На территории СССР проводится референдум по вопросу сохранения СССР. 76,43% участников референдума высказываются за сохранение СССР. 93,3% населения Азербайджанской ССР также голосуют «за». В референдуме не участвуют Армения, Грузия, Молдова, прибалтийские республики. Интересно, что на сайте Центральной избирательной комиссии этот референдум указан как «первый референдум Азербайджанской Республики»[4].

18-21 августа 1991 . Неудачная попытка путча в Москве: ряд высокопоставленных советских должностных лиц (в том числе, министры силовых структур) пытаются отстранить от должности президента СССР Горбачева.

19 августа 1991 . Находящийся с официальным визитом в Иране президент Азербайджанской ССР Аяз Муталибов одобряет действия заговорщиков.

30 августа 1991 . ВС Азербайджанской ССР принимает декларацию независимости под названием «О восстановлении государственной независимости Азербайджанской Республики». Если не учитывать преамбулу декларации, то все содержание документа передается одним предложением: «Верховный Совет Азербайджанской Республики… провозглашает восстановление государственной независимости Азербайджанской Республики».

2 сентября 1991 . В ходе совместной сессии областного и районного советов народных депутатов НКАО и Шаумяна провозглашается Нагорно-Карабахская Республика.

8 сентября 1991 . Президентские выборы в Азербайджане. На выборах побеждает единственный кандидат Аяз Муталибов.

18 октября 1991 . Верховный Совет Азербайджана принимает так называемый «конституционный акт» «О государственной независимости Азербайджанской Республики», который должен был явиться основой будущей конституции. Сейчас 1 октября в Азербайджане отмечается как праздник национальной независимости.

Особый интерес представляют первые четыре статьи конституционного акта:

« Статья 1. Вторжение 27-28 апреля 1920 года 11 армии РСФСР в Азербайджан, аннексия территории республики, свержение Азербайджанской Демократической Республики – субъекта международного права являются оккупацией Россией независимого Азербайджана.

Статья 2. Азербайджанская Республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской Республики.

Статья 3. Договор об образовании СССР от 30 декабря 1922 г. является недействительным с момента подписания в части, относящейся к Азербайджану. Все вытекающие вопросы взаимоотношений с входившими в состав бывшего Союза ССР суверенными государствами подлежат урегулированию на основе договоров и соглашений.

Статья 4. Конституция Азербайджанской Республики 1978 г. действует постольку, поскольку не противоречит положениям настоящего Конституционного Акта.

В Азербайджанской Республике сохраняют юридическую силу все акты Азербайджанской Республики, действовавшие до провозглашения Азербайджанской Республикой восстановления государственной независимости, которые не противоречат суверенитету Азербайджанской Республики и ее территориальной целостности, не направлены на изменение ее национально-государственного устройства. Впредь до принятия соответствующих законов Азербайджанской Республики на территории Азербайджанской Республики сохраняют юридическую силу законы СССР, перечень которых устанавливается парламентом Азербайджанской Республики »[5].

Согласно статьям с первой по третью, Азербайджан фактически полностью недействительными и незаконными посчитал все юридические акты, принятые с 28 апреля 1920 по 18 октября 1991 гг. Что, в свою очередь, распространяется на решения, касающиеся Нагорного Карабаха. Однако по четвертой статье некоторая часть юридических актов советского периода все же «изволит» оставаться в силе.

9 ноября 1991 . Турция признает независимость Азербайджана[6].

26 ноября 1991 . ВС Азербайджана постановляет ликвидировать Нагорно-Карабахскую автономную область.

8 декабря 1991 . В Минске Российская Федерация, Беларусь и Украина подписывают соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В первом же предложении Соглашения отмечается, что подписывающие стороны констатируют («Мы констатируем…»): «…прекращение существования СССР как субъекта международного права и геополитической реальности »[7].

10 декабря 1991 . 99,89% участвовавших в состоявшемся в Арцахе референдуме о независимости голосуют в пользу независимости НКР.

11 декабря 1991 . Румыния признает независимость Азербайджана[8].

13 декабря 1991 . Независимость Азербайджана признает Пакистан.

20 декабря 1991 . Литва признает независимость Азербайджана.

21 декабря 1991 . В столице Казахстана Алма-Ате 11 стран, включая Азербайджан и Армению, подписывают Декларацию Содружества Независимых Государств. В декларации, в числе прочего, отмечается, что: а) подписывающие стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и существующие границы; б) СССР прекращает свое существование[9].

23 декабря 1991 . Швеция и Швейцария признают независимость Азербайджана[10].

25 декабря 1991 . Президент США Джордж Буш заявляет, что Соединенные Штаты признают все 12 республик бывшего СССР, включая Республику Армения и Азербайджанскую Республику. В тот же день независимость Азербайджана признает также и Канада[11].

26 декабря 1991 . Куба, Венгрия, Великобритания признают независимость Азербайджана.

28 декабря 1991 . В Арцахе проходят первые парламентские выборы НКР. В тот же день независимость Азербайджана признают Коста-Рика и Япония.

29 декабря 1991 . В Азербайджане проводится референдум, на который выносится вопрос подтверждения конституционного акта от 18 октября. Единственный вынесенный на референдум вопрос был сформулирован следующим образом: «Поддержива ете ли вы конституционный акт Верховного Совета Азербайджанской Республики «О независимости Азербайджанской Республики»? («Do you support Constitutional Act adopted by the Supreme Soviet of the Republic of Azerbaijan on State Independence of the Republic of Azerbaijan?»). Ответ «да» дали 99,58% участников референдума[12].

31 декабря 1991 . Независимость Азербайджана признают Бельгия, Греция, Дания, Югославия.

Комментарии

Данная хронология выявляет определенные противоречия в процессе установления независимости сегодняшней Азербайджанской Республики.

А) 18 октября в Азербайджане отмечается как день независимости. Однако возникает вопрос: вступил ли в силу принятый 18 октября 1991 г. акт с момента принятия, учитывая, что спустя 72 дня после решения ВС Азербайджана проводился референдум для ратификации этого решения? Если бы этот конституционный акт вступил в силу со дня принятия Верховным Советом, то какая нужда была проводить дополнительный референдум?

Исследуя азербайджанские источники, возникает впечатление, что у азербайджанцев существует тенденция предать забвению референдум 29 декабря. Акцент ставится на конституционный акт от 18 октября, а референдум почти не упоминается. Более того, логично будет предположить, что поскольку в конституционном акте не упоминается механизм его ратификации, а референдум, тем не менее, имел место, значит, было и какое-то дополнительное решение, которым оговаривались шаги процесса ратификации. Однако какого-либо упоминания о таком документе найти не удалось.

Б) Фактически Турция, Румыния, Пакистан, Великобритания, Соединенные Штаты и ряд других стран признали независимость Азербайджана еще до подтверждения признания собственной независимости самим Азербайджаном посредством референдума.

В) Власти Азербайджанской ССР не сделали ни единого законного шага для выхода из состава СССР согласно советскому закону «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В соответствии с этим, с точки зрения советского законодательства все действия Азербайджана в направлении получения независимости (в том числе и принятие декларации о независимости или конституционного акта) были незаконными. Главным требованием этого закона являлось проведение референдума в советской республике, а референдум в Азербайджане был проведен спустя 8 дней после принятия Алма-Атинской декларации от 21 декабря 1991 г., т. е. после формального прекращения существования Советского Союза, когда этот референдум был абсолютно бессмысленным.

Карен Вртанесян

Перевод с армянского — Пандухт

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: