Вече Древней Руси - OXFORDST.RU

Вече Древней Руси

История России

1-10 век

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • 11 век

    • Материальная и духовная культура Киевской Руси
    • Период феодальной раздробленности
    • Киевская Русь в 11 веке
    • Междоусобные войны
    • Князь Святополк Окаянный
    • Князь Ярослав Мудрый
    • Любечский съезд
    • Русская Правда
    • Строительство Московского Кремля
    • Князь Изяслав Ярославич
    • Князь Всеслав Брячиславич
    • Князь Святослав Ярославич
    • Князь Всеволод Ярославич
  • 12 век

    • Культура Руси в 12 веке
    • Древняя Русь в 12 веке
    • Князь Владимир Мономах
    • Мстислав 1 Великий
    • Повесть временных лет
    • Правление Юрия Долгорукого
    • Основание Москвы
    • Правление Андрея Боголюбского
    • Князь Всеволод Юрьевич
    • Юрий Всеволодович
    • Правление Ярослава Всеволодовича
    • Русские княжества и земли
    • Крестовые походы на Русь
    • Новгородская республика
    • Псковское княжество
    • Полоцкое княжество
    • Галицко-Волынское княжество
    • Черниговское княжество
    • Великое княжество Московское
    • Владимиро-Суздальское княжество
  • 13 век

    • Золотая Орда
    • Монголо-татарское иго
    • Битва на Калке
    • Александр Невский и Невская битва
    • Ледовое побоище на Чудском озере
    • Экспансия Руси немецкими рыцарями и шведскими феодалами
    • Объединение русских земель
    • Великое княжество Литовское
  • 14 век

    • Возвышение Московского княжества
    • Правление Ивана Калиты
    • Правление Дмитрия Донского
    • Куликовская битва 1380 года
  • 15 век

    • Василий 2 Темный
    • Иван 3 — внутренняя и внешняя политика
    • Образование русского централизованного государства
    • Культура 2-ой половины 14-15 веков
    • Судебник 1497 года
    • Стояние на реке Угре
  • 16 век

    • Василий 3 Иванович
    • Иван Грозный и его реформы
    • Ливонская война 1558 — 1583 годов
    • Опричнина при Иване 4
    • Судебник 1550 года
    • Политика Бориса Годунова
  • 17 век

    • Смута в истории России
    • Польско-шведская интервенция Руси в 17 веке
    • Лжедмитрий 1 и 2
    • Крестьянское восстание Ивана Болотникова
    • Народное ополчение Минина и Пожарского
    • Династия Романовых
    • Михаил Федорович Романов
    • Царь Алексей Романов
    • Соборное уложение 1649
    • Церковный раскол в России
    • Восстание Степана Разина
    • Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке
    • Образование и культура в 17 веке
    • Внешняя политика России в 17 веке
    • Народные движения в 17 веке
  • 18 век

    • Внешняя политика России в 18 веке
    • Русско-турецкие войны
    • Великая Северная война
    • История основания Санкт-Петербурга
    • Реформы Петра 1
    • Полтавская битва 1709 года
    • Табель о рангах 1722 года
    • Эпоха дворцовых переворотов
    • Правление Екатерины 1
    • Правление Петра 2
    • Биография Анны Иоановны
    • Краткая биография Ивана 6
    • Елизавета Петровна Романова
    • Правление Петра 3
    • Семилетняя война 1756-1763 гг.
    • Царствование Екатерины 2
    • Восстание Емельяна Пугачева
    • Особенности правления Павла 1
    • Суворов Александр Васильевич
    • Граф Аракчеев
  • 1 половина 19 века

    • Внешняя политика России в начале 19 века
    • Кризис феодально-крепостнической системы
    • Крестьянский вопрос
    • Император Александр 1
    • Сперанский. Жизнь и реформы
    • Император Николай 1
    • Восстание декабристов (краткое содержание)
    • Отечественная война 1812 года
    • Партизанская война 1812 года
    • Битва Бородино
  • 2 половина 19 века

    • Крымская война 1853 — 1856 гг
    • Правление Александра 2
    • Реформы Александра 2
    • Отмена крепостного права в России
    • Финансовые реформы
    • Земская реформа
    • Городская реформа
    • Буржуазные реформы в 60 — 70-х годах 19 века
    • Судебная реформа
    • Военная реформа
    • Министр финансов Витте Сергей Юльевич
    • Культура России во второй половине 19 века
    • Политика контрреформ Александра 3
  • 1 четверть 20 века

    • Реформы Столыпина
    • Русская культура начала 20 века
    • Россия в 1 мировой войне
    • Кровавое воскресенье
    • Первая мировая война 1914 – 1918 гг.
    • Брестский мирный договор
    • Владимир Ильич Ленин
    • Социально-экономическое развитие России в начале 20 века
    • Император Николай 2 Кровавый
    • Революция 1905-1907 годов
    • Русско-японская война 1904-1905
    • Портсмутский мирный договор 1905 года
    • Тройственный союз и Антанта
    • Февральская революция 1917 года
    • Период двоевластия
    • Октябрьская революция 1917 года
    • Манифест 17 октября 1905 года
    • Гражданская война 1917 — 1922 гг
    • Военный коммунизм
    • РСФСР в общих чертах
    • А. Ф. Керенский
    • Адмирал Колчак
    • Корнилов Лавр Георгиевич
    • Образование СССР
    • СССР в общих чертах
    • Новая экономическая политика (НЭП)
  • 2 четверть 20 века

    • Индустриализация в СССР
    • Коллективизация в СССР
    • Внешняя политика СССР в 20-30 годы
    • Иосиф Виссарионович Сталин
    • Ленинградское дело
    • Берия Лаврентий Павлович
    • Адольф Гитлер
    • Вероломное нападение Германии на СССР
    • Вторая Мировая война (1941-1945)
    • Операция Барбаросса
    • Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
    • Оборона Брестской крепости
    • Партизанское движение в Отечественной войне
    • Битва за Москву (1941-1942 гг.)
    • Битва под Киевом 1941 год
    • Смоленское сражение
    • Основные этапы Сталинградской битвы
    • Коренной перелом в войне
    • Оборона Одессы
    • Битва за Кавказ
    • Оборона Севастополя
    • Форсирование Днепра
    • Блокада Ленинграда
    • Курская дуга (1943 год)
    • Освобождение Киева
    • Конец войны и битва за Берлин
  • 3 четверть 20 века

    • Холодная война
    • Биография Хрущева Н.С.
    • Маленков Г. М.
    • Первый полет в космос
    • Косыгин и его реформы
    • Годы правления Брежнева
    • Эпоха застоя
    • Реформы Андропова Ю.В.
  • 4 четверть 20 века

    • Перестройка в СССР
    • Приход к власти Горбачева
    • ГКЧП. Августовский путч
    • Распад СССР
    • Борис Николаевич Ельцин
    • Октябрьский путч 1993 года
  • Вече на Руси

    Вече (совет) – народное собрание в древней и средневековой Руси и других славянских племенах, игравшее роль главного государственного органа.

    История возникновения всенародного вече

    Вече было основным государственным органом у восточнославянских племен, которые позднее объединились под властью Киева и образовали Киевскую Русь и раннефеодальное общество. Основная функция вече заключалась в решение важных насущных проблем племени или иной территории, а также в решении вопросов внешней и внутренней политики, территориальных вопросов, культурных и общественных. Вече считается одной из ранних форм прямой демократии, так как вступить в вече могли представители всех слоев населения. Участниками могли стать свободные мужи – главы рода, семейства, княжества или определенного участка территории. Права мужей в составе совета были либо равными, либо, на некоторых территориях, зависели от социального положения.

    Схожие государственные органы самоуправления существовали у скандинавов и англосаксов.

    С постепенным развитием феодализма, традиции военной демократии, царившие в племенах, постепенно начали отходить на второй план, уступая место более организованным и цивилизованным способам решать проблемы и управлять государством. Вече становились все более крупными, принимали официальный государственный статус. Одна, несмотря на это, само понятие «вече» в тот период использовалось для того, чтобы обозначать любые собрания людей, как официальные, так и неофициальные, не имеющие государственного статуса – например, люди могли стихийно собираться на рыночных площадях для решения тех или иных вопросов.

    Первые упоминания о славянском вече на Руси относятся к началу 10 века, однако есть основания полагать, что практика подобных собраний существовала в племенах еще в конце 8-начале 9 века, просто позднее они сформировались в нечто более определенное и четко структурированное. В том или ином виде вече просуществовало на Руси вплоть до 16 века. Всенародное вече заседало в Киеве, так как это была столица государства

    Краткая характеристика и функции вече

    Сегодня историки не имеют единого мнения насчет реальной власти, которой обладали бы вече. Существует две противоположные точки зрения. Согласно одной считалось, что, несмотря на то, что вече сами выбирали князя, они на самом деле не обладали реальной властью, все важные вопросы решались самим князем или его дружинниками. Вторая точка зрения гласит, что вече, напротив, само брало на себя решение всех важных вопросов, в том числе и вопросов, связанных с самим князей. Князья, которые также были частью вече, не обладали достаточной силой для того, чтобы оспаривать решение совета. В целом, на Руси существовало двоевластие – власть вече и власть князя.

    Вече занималось решением широкого спектра вопросов – заключение мира или объявление войны, вопросы торговли, распоряжение финансовыми, земельными и хозяйственными активами вверенной территории и самого князя. Князья могли лишь взимать налоги и принимать ряд решений, но должны были согласовывать их с советниками в вече. Важно сказать, что именно вече на раннем этапе развития Руси занималось «призванием князей» на трон, проще говоря, выборами.

    Во всех землях, за исключением Новгорода, в вече могли войти так называемые свободные мужи (не находящиеся в зависимости от кого-либо). Именно критерий свободы в итоге и привел к тому, что позднее в вече могли войти лишь достаточно богатые, зажиточные люди, которые были свободны, в отличие от крестьян. В итоге по факту вече представляло собой аристократию, верхушку общества, а не полноценное народное собрание.

    К сожалению, на сегодняшний день сведения о вече и их деятельности довольно отрывочные, поэтому невозможно составить полноценную достоверную картину. Известно, что вече не имело председателя или какого-то четкого протокола, они могли собираться по необходимости, часто это происходило стихийно. Власть и полномочия народного собрания, а также его состав, очень часто зависели от того, в каком регионе заседало вече. Наивысшего расцвета такой народный орган достиг в Новгороде, а затем и в отделившейся Псковской республике. На этих территориях вече не только прижилось, но и просуществовало дольше всего.

    Вече в Новгороде

    Новгородское вече является своеобразным образцом того, какими должны были быть подобные собрания на Руси. В Новгороде вече являлось главным органом власти и занималось решением всех важнейших государственных вопросов. Основным принципом работы Новгородского вече было единогласие, это значило, что решение не может быть принято до тех пор, пока с ним не согласятся все участники собрания. Это создавало определенные трудности – собрания могли проводить очень долго – но давало и результаты, решением вече в итоге оставались довольны все слои населения.

    Вече в Новгороде призывало и изгоняло князей, решало вопросы военной политики, разбирало насущные вопросы, свершало суд. Новгородское вече имело пирамидальную структуру, помимо главного городского совета существовали и местные вече, например, уличные.

    Конец вече

    В разных регионах вече просуществовало разное количество времени и в разном статусе – где-то оно прижилось, а где-то нет. Там, где народные собрания имели реальную политическую власть, как в Новгороде, вече просуществовало до 16 века и было отменено лишь Иваном Грозным. В большинстве других регионов, в Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и многих других княжествах эти собрания распались сами собой.

    Читайте также  Диагностика беременности кобыл

    Вече в Древней Руси — история появления, функции и значение

    История появления

    Обозначенное собрание — основополагающий государственный орган, закрепленный восточнославянскими племенами. Позже они смогли объединиться под единым управлением из Киева, что послужило предпосылкой для создания Киевской Руси с раннефеодальным обществом. Непосредственная функция выражается в решении вопросов, касающихся:

    • внутренних и внешних политических дел;
    • судьбы общества;
    • культуры;
    • раздела территорий.

    Если верить Википедии, вече в истории — ранняя форма прямого демократического управления, поскольку в собрании принимали участие абсолютно все существующие слои населения разного происхождения. Членами сходки выступали свободные мужи, являющиеся главами семейств и родов, княжеств, конкретно взятой территории. У каждого присутствующего на собрании славянина были равные права, но в некоторых землях они зависели от социального статуса. Интересно, что подобные органы государственной власти были в разные исторические периоды у англосаксов и скандинавов, в Греции (древнегреческие агоры).

    По мере становления и укрепления феодализма военная демократия, повсеместно присутствующая в племенах, постепенно начала вытесняться. Ей на замену пришел цивилизованный и грамотно организованный метод решения возникающих проблем, облегчающий управление всем государством. С течением времени вече приобретали крупные масштабы, играли большую роль. Они выводились на общепризнанный официальный уровень с соответствующим статусом, где могли решаться самые спорные и сложные вопросы.

    При этом в обозначенный временной период понятие «вече» использовалось также для определения любого скопления людей — как государственного, так и обычного — для решения бытовых неурядиц. Такие собрания появлялись стихийно, на рыночных площадях, ярмарках.

    Впервые славянское вече на Руси упоминается историками в Х веке. Но существуют неопровержимые факты, указывающие, что подобные сходки начали строить в отдельных племенах еще в VIII—XIX вв. Спустя некоторое время они преобразовались в структурированную организацию. Вече удалось зародиться, развиться и просуществовать на русских землях до XVI века. Всенародное собрание всех классов населения проходило в Киеве, являвшемся на то время столицей великого государства.

    Краткая характеристика

    У историков отсутствует единое мнение относительно того, какой в реальности была власть вече. По этому поводу выделяется две версии. Одна из них указывает, что вече хоть и избирали князя, остальные вопросы они не решали. Все утверждения принимал единолично сам властитель с приближенной дружиной.

    Вторая версия, наоборот, указывает, что важнейшие вопросы рассматривались исключительно собранием, в том числе и связанные с правящими князьями. Сами же управленцы на вече имели равные права с остальными участниками, не могли оспаривать принимаемые решения по любым вопросам. В реальности, скорее всего, на Руси существовала двойственная власть. Одна ветвь принадлежала князю, другая — вече. Собрание охватывало большой круг вопросов. Они касались:

    • торговых дел;
    • объявления военных действий;
    • провозглашения мира;
    • распределения хозяйственных, финансовых, земельных активов, принадлежавших вверенной территории.

    В обязанности князей входило взимание налогов, принятие определенных решений, но по предварительному согласованию с главными советниками вече. На ранних этапах вече по принципу выборов «призывало князей» на выход к трону.

    Практически на всех русских землях (исключением стал Новгород), в собрании принимали участие свободные мужи, над которым отсутствовала чья-либо власть. Подобный критерий, касающийся свободы, и определил в поздний период, почему на вече присутствовали только состоятельные люди, боярство. Крестьяне, являясь зависимыми от своих хозяев, не могли участвовать в сходках. В реальности получалось, что на собрании присутствовала верхушка общества, аристократия, что уже не являлось народным вече.

    До нашего времени дошло мало сведений, касающихся описываемой государственной власти. Достоверная и полноценная картина не складывается из-за отрывочных фактов. Известно, что отсутствовало ведение четкого протокола, не было председателя.

    Собрания сзывались стихийно и в случае острой необходимости. Состав и полномочия народных сходок зависели от региона, местных традиций. Наиболее совершенным и развитым описываемый государственный орган оказался в Новгороде, а позднее и в Псковской республике. Именно на этих территориях вече просуществовало больше всего, укоренилось среди народов.

    Собрание в Новгороде

    Именно на этих землях сходки достигли образцовых показателей, они показывали, какими должны были быть заседания на Руси. Основополагающий принцип новгородских вече заключался в единогласии, что очень важно при решении сложных и неоднозначных вопросов государственного уровня. Решение не являлось принятым до тех пор, пока все участники с ним не соглашались. Возникал целый ряд трудностей, поскольку отдельные собрания затягивались на длительное время. При этом они давали хорошие результаты, поскольку принятые в итоге решения удовлетворяли все слои населения.

    В обязанности новгородских вече входило изгнание и призыв князей, решение насущных вопросов, рассмотрение проблем, связанных с военными делами, свершение суда. По структуре подобная власть являлась пирамидальной. Имел место городской главный совет, местные собрания на уровне уличных сходок.

    На территории Руси в разных землях вече существовало в разном статусе и отдельный временной период. Например, в Новгороде за собраниями сохранялась политическая реальная власть. Неудивительно, что они сохранились вплоть до XVI века, их смог отменить только Иван Грозный. Если же рассматривать вечевое Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества, в них сходки распались сами собой, не успев появиться и укрепиться должным образом.

    Попытка создать с целью мирного решения вопросов новый политический орган, основанный на демократических началах, указывает на развитие общества. Если кратко, собрания имели большое значение для сплочения людей из разных общественных слоев.

    ПРЕДЫСТОРИЯ РОССИЙСКОГО
    ПАРЛАМЕНТАРИЗМА

    Кинев Сергей Леонидович,
    кандидат исторических наук,
    доцент кафедры истории России
    Томского государственного педагогического университета.

    Литвинов Александр Валерьевич,
    кандидат исторических наук,
    доцент кафедры современной отечественной истории
    Томского государственного университета.

    Городские веча Древней Руси

    О том, что означает само слово «вече», в исторической науке до сих пор идут споры. Вполне вероятно, что под этим словом скрывалось любое собрание людей с целью решить какой-либо социально значимый вопрос, не обязательно являясь неким официальным мероприятием. Например, история Новгорода знает так называемые «тайные веча». Следовательно, ответ на вопрос о том, являлось ли собрание горожан политическим институтом, будет определяться каждым конкретным случаем.

    Не менее сложным оказывается и вопрос о социальном составе участников веча. Вече может восприниматься как собрание простого народа, либо собрание дружины (для совета с князем), либо в общепринятом смысле — как собрание всех свободных жителей города, вне зависимости от статуса и рода деятельности.

    Городские вечевые собрания возникли не позднее второй половины XI в. и представляли собой стихийные собрания народа в кризисной ситуации. Именно такую ситуацию можно наблюдать на примере событий в Киеве в 1068 г. После поражения трех братьев Ярославичей от половцев горожане потребовали раздать коней и оружие и организовать оборону города. Вечники впервые определили себе князя, коим стал Всеслав Полоцкий, находившийся в это время в плену у Изяслава Киевского. Второй похожий эпизод имел место в 1097 г. во Владимире Волынском, когда князья Володарь Перемышльский и Василько Теребовльский пришли отомстить за ослепление последнего после Любечского княжеского съезда. Горожане Владимира отказались терпеть осаду и потребовали у своего князя выдать официально обвиненных в преступлении бояр князя Давыда Волынского, с чем правитель вынужден был согласиться.

    Но основная история городских народных собраний начинается после 1097 г. К моменту, когда князья в Любече решали проблему, связанную с разделом Руси, в этом процессе оказались по-своему заинтересованы и горожане, которые состояли преимущественно из купцов и ремесленников.

    Как правило, значительная часть собранной дани уходила в Киев. Первоначально Киев являлся защитником от нападения внешних врагов, также при помощи киевских властей регулировались отношения на местах. При неразвитости городов и системы власти на местах это казалось оправданным. Но к концу XI в. ситуация изменилась. Города бурно развивались, формировались новые торгово-промышленные центры: наряду с Киевом и Новгородом выделились Чернигов, Ростов, Суздаль, Полоцк, Смоленск, Галич и другие. Эти города стали центром общественной, хозяйственной и религиозной жизни окрестных земель, таким образом, формировались предпосылки для появления городского вече и приобретения ими большого значения. Разделение Руси на княжества привело к тому, что князь, олицетворяющий высшую власть, оказался рядом с горожанами, в пределах их досягаемости, что дало им возможность влиять непосредственно на его деятельность.

    Вече в домонгольский период не представляло собой чего-то четкого и универсального. В различных городах вече приобретало разные формы и различную степень значимости в общественно-политической жизни.

    Киевляне заявили о себе как о влиятельной политической силе уже во второй половине XI в. Позднее, в XII в., когда Киевская земля стала коллективным княжеским доменом, при их непосредственном участии происходило утверждение всех претендентов на княжеском столе. Вече могло пустить князя в Киев или не пустить, как случилось с Юрием Долгоруким. Если князя принимали, с ним заключался «ряд» — договор, определяющий условия правления, и совершалось «крестоцелование» — клятва соблюдения договора. В случае нарушения ряда «кыяне» могли изгнать князя, как это произошло в 1146 г. с Игорем Ольговичем, происходившим из черниговских князей.

    Против влияния веча в Киеве выступили все русские князья, которые расценивали эту землю в качестве своего общего владения. Киевские князья всегда размещали в столичной волости множество вассалов, союзников, сторонников из числа титулованных родичей. Такая система владений позволила им, а не городским властям осуществлять реальное правление.

    В то же время с претензией на получение своей доли власти выступили городские общины и верхушка дружины в Галицком княжестве. Известно, что в 1144 г. община города Галича пыталась сместить князя. Следующая попытка — в 1173 г. — превратилась в восьмимесячный конфликт. Возник этот конфликт на почве того, что Ярослав Осмомысл объявил своим наследником незаконного сына Олега. Городская община заставила Осмомысла признать своим наследником сына Владимира, но и этот князь неоднократно изгонялся из города и возвращался только по достижении ряда. Позднее князь Даниил Романович вернул себе отцовский престол при поддержке горожан.

    Читайте также  Мой любимый современный писатель

    Cходные процессы происходили и в Полоцкой земле. Наряду с княжеской властью здесь появляется вече. Деятельность городского собрания оказывала заметное воздействие на князей. Первый раз это проявилось в 1128 г., когда сходка полочан изгнала Давида Всеславича и объявила князем его брата Бориса. Четырьмя годами позднее из Полоцка был изгнан князь Святослав, навязанный из Киева. В дальнейшем полоцкое вече участвовало в решении вопросов о войне и мире, вопросов внешней торговли.

    В Смоленске собрание городской общины стало главной политической силой наравне с княжеской властью. Городское собрание не только решало вопросы, связанные с возведением на престол того или иного князя, но и разрешало тяжбы в княжеском роду, участвовало в заключении договоров, добивалось от князей составления и выполнения соглашений.

    Вопреки представлениям, сложившимся в учебной исторической литературе, в Северо-Восточной Руси роль городских вечевых собраний также была весьма значима. С XII-XIII вв. в Суздальской земле происходили общие собрания и собрания отдельных городов: Суздаля, Ростова, Владимира, Переяславля. Все сходки и съезды проходили не регулярно, а лишь в период политических кризисов. Известно, что в них участвовали бояре, дворяне, купцы, ремесленники, духовенство. Не участвовали только крестьяне-общинники, которые проживали на погостах. На одном из первых таких съездов в 1157 г. был избран князем Андрей Юрьевич. На другом в 1174 г., после его гибели, решался вопрос о новом князе. В 1211 г. Всеволод Большое Гнездо собирал представителей от поселения, чтобы оставить законного преемника.

    Большую активность проявляли местные веча городов. Они вносил серьезные поправки в текущую политику князей. Так, в 1178 г. община владимирцев добилась казни нескольких пленных рязанских князей, которых пытался уберечь Всеволод. Без поддержки горожан, воля которых провозглашалась на сходе, владимирские князья реально ничего не могли сделать. Это разделение власти, возможно, фиксировалось в договорах.

    Четких функций у вечевых сходок не было. В разных землях и в различное время они могли решать вопросы войны и мира, заключать договоры о внешней торговле, выступать в качестве судебной инстанции во внутрисемейных спорах между князьями, выбирать или изгонять князя. Будучи достаточно влиятельными, вечевые собрания во всех пяти землях не сформировались как постоянные институты, не создали новых органов власти и собирались лишь в исключительных случаях.

    Примечательной в этом отношении была Новгородская земля, где возникла республиканская форма правления.

    Самым важным было то, что новгородской общине удалось постепенно создать собственный государственный аппарат. Предпосылки его успешного строительства восходят к истокам самого Новгорода и новгородской общины. Город возник в начале X в. На основании археологических данных полагают, что, первоначально Новгород представлял собой усадьбы родовой знати. Постепенно здесь сложилась территориальная община, в которую вошли старейшины-бояре, их младшие сородичи, торговцы и ремесленники. Она сразу выделилась из числа общин обычных земледельцев. Местным боярам еще при киевских князьях удалось удержать в своих руках сбор дани. Так постепенно стала складываться коллективная власть общины, основанная на экономической самостоятельности. Носителем ее выступало вече или городское собрание, решающую роль в формулировании и принятии решений играло боярство. Вече проявило себя в качестве серьезного конкурента традиционной княжеской власти. Сначала оно изгоняло князей, а с 1209 г. начало призывать их по собственному усмотрению.

    Власть князя в Новгороде была существенно ограничена, его права и обязанности строго фиксировались в письменных договорах. Все способы вмешательства во внутреннюю жизнь Новгорода были для него закрыты. Князь пользовался властью только до тех пор, пока город сохранял за ним полномочия.

    Наряду с этим новгородская община создала и другие органы власти. Это были посадник, тысяцкий, вечевые канцелярия и архив. Высшим органом Новгородской республики оставалось вече. Оно представляло собой сход всех членов городской общины. Через вече горожане имели доступ к верховной власти, решали вопросы войны и мира, отношений с князьями, а также контролировали выборную администрацию, решавшую текущие вопросы.

    Очевидно, вопросы местного управления также решались на вечевых сходках — кончанских и уличанских, то есть собирающихся в «концах» — районах города и на отдельных улицах. Решения вече были обязательны для «пригородов» (младших городов), не имевших своего представительства и жителей пятин — административных единиц Новгородской земли.

    Вече после монгольского нашествия

    После монгольского нашествия вечевая традиция пресеклась практически повсеместно, кроме Северо-Западной Руси. Многие крупные города, имевшие вечевые традиции, были разрушены, а их население частью перебито, частью угнано в плен, частью разбежалось. Процесс восстановления городов обусловил невозможность повторного появления веча. Во-первых, восстанавливали города князья, и, следовательно, именно они обладали теперь наибольшим влиянием. Во-вторых, институт веча был бы неудобен ханам Золотой Орды в силу своей непредсказуемости, кроме того, он противоречил самой природе монархии в ее восточной форме. В-третьих, вновь пришедшее в города население — это сельские жители, не имевшие традиции вечевых собраний. В четвертых, новые города не имели уже той экономической силы, какая была у городов домонгольского периода. И, наконец, в-пятых, на рубеже XIII-XIV вв. в княжеской среде и в общей массе населения формируется представление об уделе как собственности (вотчине) князя, и в этой ситуации оспорить власть вотчинника становилось невозможно.

    Вечевые традиции в их классическом варианте пресеклись, но определенные отголоски какое-то время сохранялись. Чаще всего веча XIV в. представляют собой выступления горожан, близкие по характеру к мятежу. В частности, в 1304 г. произошли выступления в Переяславле, когда горожане отказались перейти под власть тверского князя, предпочтя московскую династию, в том же году и по той же причине произошли выступления в Костроме и Нижнем Новгороде. В 1310 и 1340 гг. таким же образом решался вопрос о власти в Брянске, и в 1355 г. — в мирной форме — в Муроме. Последним вечевым собранием в Северо-Восточной Руси, очевидно, можно считать события 1382 г., связанные с организацией обороны Москвы от войск Тохтамыша.

    После этого вечевые организации сохранились лишь в Новгороде, где все более проявлялась тенденция к нарастанию аристократического правления, и во Пскове, где с 1460-х гг. фактической властью обладал наместник московского великого князя, а вече постепенно теряло свою власть и к моменту присоединения Пскова к Московскому государству в 1510 г. стало чистой декорацией.

    История России до 1917 года

    МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ: ЛЕКЦИИ, ФОТО, ВИДЕО, АУДИО, КАРТЫ, БИБЛИОТЕКА, АРХИВЫ

    ВЕЧЕ, главнейшая форма самоуправления в Древней Руси. В летописях впервые упоминается в Белгороде под 997, в Новгороде Великом — под 1016, в Киеве — 1068, во Владимире-Волынском — 1097, в Звенигороде — 1147, в Ростове — 1157, в Суздале — 1157, во Владимире на Клязьме — 1157, в Полоцке — 1159, в Переяславле — 1175, в Рязани — 1177, в Смоленске — 1185. В русских летописях понятие «вече» употребляется в двояком смысле: 1) всякой сходки для совещания о каком-либо вопросе и 2) народного собрания как органа, выражающего участие народа в верховной власти. У русских славян вече было везде, хотя не везде имело одинаковое влияние. Летописи дают скудные и отрывочные данные о вечевых собраниях, притом древнерусская жизнь не создала прочно и ясно установленных форм политической жизни. Участвовать в вече могли (но не обязаны были) все свободные домохозяева. Участие было непосредственное, представительство не допускалось. Могли участвовать жители не только главного города, в котором собиралось вече, но и тянувшей к городу волости, если в данный момент находились в городе; иногда жители главных пригородов призывались на вече в старший город. Вече собиралось и в пригородах, и тогда в нем могли участвовать жители старшего города, если оказывались в пригороде. Иногда вече собиралось вне города, так бывало во время походов, в которых принимало участие земское ополчение. Определенных сроков для созыва веча не было, оно собиралось по мере надобности. Созывал вече или князь, или иной орган власти; наконец, вече могло собраться и по инициативе самого народа. Народ мог не явиться на призыв князя и в то же время составить особое вече, иногда одновременно собиралось два веча.

    Норм, определявших наименьшее число участвующих, при котором могло состояться вече, не было. Созывалось вече или колокольным звоном, или через особых рассыльных — биричей. Собрания происходили обычно под открытым небом. Точно определенных мест для собраний, по-видимому, не было, т. к. и в Киеве, и в Новгороде, о которых летописи дают наиболее известий, мест вечевых собраний было несколько. Некоторые ученые пытались разделить вече на законные и незаконные (в зависимости от того, кем созывалось вече и где оно собиралось). Другие историки считали законными и тайные веча, собиравшиеся «по дворам» частных лиц, но, хотя в летописи и употреблен для таких сборищ термин «вече», правильнее считать их просто совещаниями отдельных партий, т. к. они не имели характера всенародности и общедоступности.

    Определенного порядка в ходе вечевых собраний, видимо, не было. Нет указаний на существование особого председателя. Созвавший собрание и открывал его. Говорить в собрании мог всякий, но руководство, естественно, принадлежало более почетным «лучшим» людям, боярам и старцам. При решении подсчета голосов не производилось. Для решения требовалось или единогласие, или такое подавляющее большинство, при котором протест меньшинства не имел бы значения. В случае равновесия борющихся партий вече могло распасться на два. Протоколов или каких-либо записей решений не велось; только в Новгороде, и то в позднейшую пору, вечевые решения оформлялись в виде вечевых грамот. Приводились в исполнение решения веча или князем и подчиненными ему органами, или самим вечем. Вечу принадлежала власть законодательная, и судебная власть, и административная власть.

    При отсутствии строгого разграничения власти князя и веча оно часто вмешивалось в дела, которыми ведал обычно князь. Чаще всего деятельность веча сводилась к следующим полномочиям: 1. Избрание князя. Народ считал себя вправе призвать любого князя; хотя это право не всегда осуществлялось им (князья часто занимали столы по наследству или военной силой), оно признавалось и самими князьями, которые, если на занятие ими стола не было молчаливого согласия народа или если в их руках не было достаточной вооруженной силы, чтобы игнорировать мнение населения, считали нужным изучить согласие народа, урядиться с ним. Отсюда вытекало право веча заключать с князем «ряд» — договор. Эти договоры обычно не были облечены в форму грамот. Только со 2-й пол. XIII в. мы имеем письменные ряды с князьями, и те относятся к одному Новгороду. Вече могло, далее, изгонять неугодных ему князей, «показывать им путь от себя». Конечно, и это право осуществлялось только тогда, когда вече было достаточно сильно, а князь слаб. 2. Объявление войны. Князь мог затеять войну и без согласия веча, но тогда должен был вести ее на свой страх и на свои средства, не рассчитывая на поддержку земского ополчения, «воев», и при неудаче рискуя потерять свой стол. Вече могло, со своей стороны, взять на себя инициативу в объявлении войны и заставить князя принять в ней участие или заменить не соглашающегося князя другим, если чувствовало себя в силах сделать это. Вечу же принадлежало право требовать заключения мира, если оно считало продолжение войны невозможным для населения. 3. Вече вмешивалось, в особых случаях, в дела княжеского суда и управления и даже судило само непосредственно, особенно по делам, касающимся интересов всей земли.

    Читайте также  Виды геморрагических инсультов

    Рис. 2. Новгородское вече изгоняет князя. Царственный летосписец
    В Киеве при первых князьях вече не играло значительной роли. Но по смерти Ярослава, когда на Киевский стол объявилось много претендентов, вече выступило на первый план и на его долю выпадала часто решающая роль как в деле замещения княжеского стола, так и в отношениях между князем и землей. С упадком Киева падает и значение киевского веча. На юго-западе, на Волыни, вече в XII в. имело значительное влияние на дела, но с усилением княжеской власти роль его уменьшилась. В Галицком княжестве вече рано было подавлено княжеской властью, зато здесь развилось сильное боярство, которое, оказав князьям содействие в подавлении веча, в свою очередь, ограничило княжескую власть. В Северской земле, по-видимому, было известное равновесие между властью князя и вечем. Сильнее проявляло себя вече в Полоцкой и отчасти Смоленской землях. Но особенного развития достигло вече в Новгороде и Пскове, хотя и здесь его функции не выразились в строго определенных формах.

    Иной была судьба вечевого уклада в Северо-Восточной Руси. В старых городах — Ростове и Суздале, вече первоначально имело такое же значение, как и в остальных русских городах. Однако под влиянием сильной великокняжеской власти роль веча здесь постепенно падала. Великокняжеская власть уже к к. XIV в. ликвидировала вечевые учреждения, хотя во время обострения социальной борьбы народные собрания в городах неоднократно принимали форму веча (восстания в Твери в 1293 и 1327, в Москве в 1382, 1445 и 1547, в Костроме и Н. Новгороде в 1304—05 и др.). Дольше всего вечевой строй удерживался в Новгороде и Пскове, где он достиг наибольшего развития. С присоединением к Москве Новгорода (1478) и Пскова (1510) вече было повсюду упразднено.

    Что такое вече

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

    В древней и средневековой Руси важную роль в политической системе общества играло вече.

    Этот коллективный орган управления нередко принимал главные решения, связанные с жизнью определенной территории.

    Участие в нем свободных жителей позволяет некоторым исследователям говорить о сложившейся в те времена специфичной формы демократии (это что?). Давайте вместе посмотрим так ли это и разберемся, какие функции выполняло вече.

    Вече — это.

    Вече (этимология от славянского «вътъ» — совет) — это народное собрание во времена Древнерусского государства и средневековой Руси. Выступало одной из ранних форм племенной демократии.

    Собиралось с целью обсуждения общих проблем и вопросов политической, духовной, экономической сферы. Выступает формой прямой демократии, сложившейся на территории славянской цивилизации.

    Участвовать в собрании имели право т.н. «мужи», к которым относились главы свободных семей социальной общности (рода, племени или поселения). В зависимости от сложившегося порядка и социального статуса они могли обладать равными либо неодинаковыми правами.

    В русских летописных сводах (что это?) вече упоминается в двух смыслах:

    1. как народная сходка для совещания по насущной проблеме;
    2. как народное собрание, выражающее мнение народа при принятии властных решений.

    История возникновения вече

    Истоки вече лежат в племенных собраниях, возникших еще в догосударственный период. В ранние времена оно решало большинство актуальных проблем территории, включая вопросы внешних отношений.

    С появлением Древнерусского государства оно стало инструментом ограничения княжеской власти, которым активно пользовалась феодальная знать (это кто?). Первые летописные упоминания об этом органе в Новгороде относятся к 1016 году, а в Киеве к 1068 году.

    В ряде княжеств Древнерусского государства вече выполняло функции высшего органа власти, который одобрял все решения князя. Встречаются даже политические формы «двоевластия», где вечевые органы делили поровну власть с главой административной единицы.

    В некоторых территориях о вече вспоминали только в экстренных случаях. Тогда оно могло становиться сосредоточением сил, выступавших против князя, и его решения приобретали форму протеста.

    В связи с ослаблением централизованной власти в период феодальной раздробленности (с 30-х годов XII века) вече все больше приобретает политическую роль. В его компетенцию входили вопросы:

    1. выбор должностных лиц;
    2. обеспечение приемлемых условий торговли;
    3. распоряжение ресурсами административной единицы (земельные, финансовые и другие);
    4. решение социальных и культурных проблем;
    5. внешнеполитические вопросы.

    Порядок работы вече

    В большинстве мест строго определенного порядка работы земств не существовало. В источниках отсутствуют сведения о должности председателя этого органа.

    Согласно заведенному обычаю, открывал собрание тот, кто его созывал. Точный подсчет голосов не производился — для принятия решения необходимо было единогласие или мнение подавляющего большинства участников.

    Никто не протоколировал ход и итоги работы. Исключение составлял Новгород, где по важным вопросам составлялись вечевые грамоты, отражавшие принятые решения.

    Они должны были исполняться князем, подчиненными ему чиновниками либо самим народным собранием. Более подробно о вече на Руси можно узнать здесь:

    Новгородское вече

    Что такое вече на Руси можно понять, рассматривая деятельность народного собрания Новгорода, фактически управлявшего этим государством от момента начала раздробленности до его включения в состав России.

    После изгнания князя Всеволода в 1136 году за вече закрепилось право выбирать посадника (высшее должностное лицо) и тысяцкого, руководившего вооруженными силами.

    По его инициативе приглашали князя, выполнявшего полицейские и судебные функции, а также обеспечивавшего оборону от внешних врагов. При этом оно было вправе в любое время отозвать назначенных лиц.

    Вече в древней Руси — это, как правило, еще и законодательный орган. В Новгороде оно утвердило судную грамоту. Его решения были обязательны для должностных лиц.

    В компетенции этого органа были вопросы войны и мира, правосудия по наиболее тяжким государственным преступлениям, а также подписания соглашений с зарубежными государствами.

    Созыв новгородского вече объявлял тысяцкий или посадник, оповещал об этом вечевой колокол, служивший символом независимости государства.

    Одновременно в разные районы города направлялись глашатаи (биричи) для сбора народа. В работе народного собрания мог участвовать любой взрослый мужчина.

    Вече работало под открытым небом и все решения принимало решением большинства. При этом понятия кворума (минимально необходимого количества присутствующих для законного принятия решений) не существовало.

    Если меньшинство демонстрировало иное мнение происходило последующее обсуждение проблемы для достижения компромисса (это как?). Иногда с этой целью проводили повторное голосование.

    В дальнейшем находить компромисс становилось все сложнее, поэтому возникла практика кулачных боев между сторонами при равном количестве голосов.

    Так произошло в 1218 году, когда члены народного собрания в течение недели устраивали кулачные битвы, пока не достигли единодушия.

    Помимо общегородского в Новгороде работали кончанские и уличные вече, которые исторически восходят к древним народным собраниям с участием всего свободного населения.

    Заключение

    Вече в истории — это основная форма самоуправления, существовавшая повсеместно на Руси с догосударственных времен. Оно позволяло коллективно решать актуальные проблемы своей территории, а в некоторых случаях — политические вопросы.

    По мере усиления централизации и княжеской власти этот орган начал постепенно отмирать (в Новгороде ликвидирован насильственно), так как не соответствовал формировавшемуся монархическому режиму (это что?).

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (3)

    Вся наша история — это сплошное надувательство и обман! Те же самые летописи, списки и т.д. переписывались каждый раз в угоду новому правителю. И даже те крохи информации из этих так называемых «летописей» и упоминаний не дают объективной оценки существующего строя или политического уклада того времени.

    Те же Фоменко и Носовский Великий Новгород, вообще в Ярославль перенесли.

    Мне кажется сейчас не хватает чего-то подобного. Нет гласа народа. Вот сейчас бы такое «вече» и отменили бы без проблем пенсионную реформу. А когда Дума прикормленная, ясно же, что надо, то и примут.

    Нужно ограничивать власть элит, и раньше вече этим и занималось.

    Масштабы государств сейчас не позволяют таким образом решать вопросы. Замучаетесь все выслушивать и забудете кто-что говорил. Без выборной системы сейчас не прожить, хотя в небольших общинах вече по прежнему эффективно.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: