Василий Васильевич Кандинский - OXFORDST.RU

Василий Васильевич Кандинский

Биография

Начало. Москва. 1866-1896

Василий Васильевич Кандинский родился 16 (4) декабря 1866 г. в Москве, в обеспеченной культурной семье коммерсанта. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Там, наряду с посещением классической гимназии, мальчик учится игре на фортепиано и виолончели и занимается рисованием с частным преподавателем. «Помню, что рисование и несколько позже живопись вырывали меня из условий действительности», — писал он впоследствии. Уже в детских работах Кандинского встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что «каждый цвет живет своей таинственной жизнью».

Однако родители Василия в будущем видели его юристом. В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чемякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. В 1896 году знаменитый Дерптский университет в Тарту, где в то время происходил процесс русификации, предлагает тридцатилетнему Кандинскому место профессора юриспруденции, но именно в это время он решает оставить многообещающую карьеру и полностью посвятить себя живописи. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году, где он был потрясен картиной Клода Моне «Стога сена», и впечатление от оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре.

Метаморфозы. Мюнхен. 1896-1911

В 1896 году он отправляется в Мюнхен, считавшийся тогда одним из центров европейского искусства, и записывается в престижную частную школу югославского художника Антона Ажбе, где получает первые навыки в построении композиции, в работе с линией и формой. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Позднее художник напишет: «Нередко я уступал искушению «прогулять» занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре». В 1900 г. после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский поступает в Мюнхенскую академию художеств, в класс Ф. Штука, «первого немецкого рисовальщика». Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Выполняя его требования, Кандинский целый год пишет исключительно в черно-белой гамме, «изучая форму как таковую».

В этот период Кандинский знакомится с молодой художницей Габриэль Мюнтер, а в 1903 году расстается со своей женой Анной Чемякиной. Следующие пять лет они вместе с Габриэль путешествуют по Европе, занимаясь живописью и участвуя в выставках. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Работы этих лет — в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Игра цветовых пятен и линий постепенно вытесняет образы реальной действительности («Ахтырка. Осень. Этюд», 1901; «Шлюз», 1901; «Старый город», 1902; «Синий всадник», 1903; «Берег залива в Голландии», 1904; «Мурнау. Двор замка», 1908). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы («Русский всадник», 1902; «Русская красавица в пейзаже», 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах («Русская деревня на реке с ладьями», ок. 1902; «К городу»,ок.1903).

«Синий всадник». 1911-1914

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909). В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост. — Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера — веера, кринолины, всадники. Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения. Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910). Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В 1912 году выходит книга «О духовном в искусстве». Перевернувшая устоявшееся представление об искусстве вообще, эта книга стала первым теоретическим обоснованием абстракционизма. Придя к мысли, что «цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны — и одинаково велики. и одинаково сильны», художник провозгласил творческий процесс «самовыражением и саморазвитием духа». Также Кандинский пишет мемуары «Оглядываясь назад» (1913 год; в русском переводе — «Ступени»), сборник стихов «Звуки» (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.

Василий Кандинский — основоположник абстракционизма в живописи

Василий Васильевич Кандинский (Wassily Wassilyevich Kandinsky; родился 16 декабря 1866 года — умер 13 декабря 1944 года) — русский художник, ставший основоположником абстракционизма. Он сравнительно поздно начал свою творческую карьеру и далеко не сразу получил признание, но после того, как это произошло, прославился на весь мир. Сегодня именем Кандинского названы улицы во многих городах, самолёт и даже кратер на ближайшей к Солнцу планете — Меркурии.

Биография Василия Кандинского

Василий Кандинский родился в Москве 4 (по новому стилю — 16) декабря 1866 года. Его родителями были нерчинские купцы. В детстве Василий много путешествовал с семьёй — не только по России, но и по европейским странам. В 1871 году в жизни Василия Кандинского начался период оседлости — его семья обосновалась в Одессе. В этом городе мальчик закончил обучение в гимназии, получил дополнительное образование по двум направлениям — художественному и музыкальному.

Василия Кандинского в 1885 году зачислили в Московский университет. Здесь он с 2-летним перерывом учился до 1893 года на юридическом факультете. Профессор Чупров, руководивший учёбой Василия, рекомендовал оставить Кандинского на кафедре политэкономики и статистики. При ней будущий основатель абстракционизма в живописи Васильевич работал два года, однако в 1895 году обратился к Чупрову с письмом, в котором признался, что наука — не для него. Решение о столь резком повороте собственной судьбы Кандинский принял под влиянием выставки картин импрессионистов, которая состоялась в 1895 году в Москве. Как признавался в то время сам Василий Васильевич, чем дальше течёт время, тем сильнее становится в нём любовь к изобразительному искусству.

В 1897 году Кандинский начал учёбу в студии живописца Антона Ажбе. Больших успехов в ней он, впрочем, не добился. В 1900 году художника зачислили в Мюнхенскую академию изобразительных искусств, а в 1901 году он основал собственное творческое объединение со школой при нём, в которой начал преподавать.

Читайте также  Виды и применение трансформаторов

В 1910 и 1912 годах Василий Васильевич принимал участие в выставках, которые проводило общество «Бубновый валет». Это время было ознаменовано созданием Кандинским его новаторской теории «ритмичного» применения цвета и написанием им знаменитого труда «О духовном в искусстве».

После революции Кандинский активно включился в общественную деятельность. Он принимал участие в основании Музея живописной культуры, вёл работу по охране памятников, трудился в художественной коллегии, действовавшей при Наркомпросе. Художник не переставал активно творить, и именно в то время он приобрёл всемирное признание в качестве основоположника абстракционизма.

В 1928 году Кандинский оформил гражданство Германии. В 1933 году он переехал в Париж, а в 1939 году стал гражданином Франции.

13 декабря 1944 года Василий Васильевич Кандинский скончался в городке Нейи-сюр-Сен, что под Парижем. За годы, прошедшие с тех пор, картины Кандинского неоднократно били рекорды на аукционах. Так, в июне 2017 года на Sotheby’s это случилось дважды с интервалом в 22 минуты: сначала одну из картин художника купили за 26,7 млн долларов, а затем — ещё одну за 42 млн долларов.

Картины Василия Кандинского

Среди самых известных картин Кандинского:

  • «Синий всадник». Эта картина стала стимулом к образованию одного из самых влиятельных и известных в мире искусства художественных объединений, которое так и называлось — Der Blaue Reiter;
  • «Последовательность»;
  • «Осень в Мурнау»;
  • «Импровизация 10»;
  • «Лирическое»;
  • «Гора»;
  • «Пляжные корзины в Голландии»;
  • «Москва»;
  • «Синий».

Заинтересовались творчеством Василия Кандинского и абстракционизмом в живописи? Купить картины, исполненные в этом стиле, сегодня легко — так, на онлайн-аукционах площадки Very Important Lot это можно сделать буквально в несколько кликов «мышки». У нас вы также получите возможность приобрести картины современных художников напрямую у авторов.

Знаменитые картины Василия Кандинского

Василий Кандинский — русский художник и теоретик искусства, оказавший глубокое влияние на развитие современного изобразительного искусства. Он был тем, кто освободил картину от ограничивающего представления и создал основу для эволюции абстракционизма. Его огромное влияние на мир искусства навсегда изменило способ восприятия живописи. Работы художника основывались на философских положениях, которые неуклонно прогрессировали в картинные образы.

Кандинский, пожалуй, прежде всего, мыслитель, а затем художник. Он признавал лишь то направление, в котором может двигаться насыщенная конфигурация и неотступно его преследовал, подавая пример другим авангардным творцам. Суть абстракции Кандинского состоит в поиске универсального синтеза музыки и живописи, рассматриваемого как параллели с философией и наукой.

Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году. С раннего детства его удивляло разнообразие цветов в природе, и он постоянно интересовался искусством. Несмотря на успехи в изучении экономики и права он отказался от многообещающей карьеры в области социальных наук, чтобы следовать творческому призванию.

Выставка Клода Моне, которую посетил молодой художник, стала решающим толчком, вдохновившим его посвятить себя изучению изобразительного искусства. Когда он поступил в художественную школу в Мюнхене, Кандинскому было уже 30 лет. Даже не будучи принятым с первого раза, он продолжил самостоятельное обучение.

Два года Василий Васильевич провел в художественной школе, после чего последовал период странствий. Художник посетил Нидерланды, Францию, Италию и Тунис. В то время он создавал картины под сильным влиянием постимпрессионизма, оживляя свое детство в России в творческих ландшафтах, имеющих идеалистическое значение для художника. Он поселился в городке Мурнау, возле Мюнхена и продолжил исследование пейзажей, наделяя их энергичными линиями и смелыми, жесткими цветами.

Кандинский размышлял о музыке, пытаясь передать ее абстрактные черты в других видах искусства. В 1911 году в Мюнхене сформировалась группа художников-единомышленников во главе с Кандинским. Они назвались «Синий всадник» — «Der Blaue Reiter». Среди участников оказались такие известные немецкие экспрессионисты, как Август Маке и Франц Марк. Группа опубликовала альманах с собственными взглядами на современное искусство и провела две выставки, после чего распалась в начале Первой мировой войны в 1914 году.

Переход к использованию основных изобразительных элементов ознаменовал начало драматического периода в творчестве Кандинского и стал предвестником появления абстрактного искусства. Он задумал новый стиль, известный в настоящее время как лирическая абстракция. Художник через рисование и черчение имитировал течение и глубину музыкального произведения, окрашенность отражала тему глубокого созерцания. В 1912 году он написал и опубликовал основополагающее исследование «О духовном в искусстве».

В 1914 году Кандинскому пришлось вернуться в Россию, но он не переставал экспериментировать. Даже участвовал в реструктуризации российских художественных институций после революции. Но истинное значение его гениального новаторства стало очевидно лишь в 1923 году после того, как он вернулся в Германию и вступил в преподавательский корпус «Баухауз», где подружился с другим творческим авангардистом — Паулем Клее.

Кандинский работал над новой изобразительной формулой, состоящей из линий, точек и комбинированных геометрических фигур, представляющих его визуальные и интеллектуальные исследования. Лирическая абстракция сместилась в направлении к более структурированной, научной композиции.

После десяти лет плодотворной работы в 1933 году нацистские власти закрыли школу «Баухауз». Кандинский был вынужден переехать во Францию, где провел остаток своей жизни.

Последние одиннадцать лет русский гений посвятил постоянной погоне за великим синтезом своих абстрактных идей и визуальных находок. Он вернулся к интенсивному цвету и лирике, еще раз подтверждая свои оригинальные взгляды на истинную природу живописи. Великий художник принял французское гражданство и создал ряд известнейших произведений искусства на своей новой родине. Он умер в 1944 году в городе Нейи в возрасте 77 лет.

Новые нацистские власти в 1937 году провозгласили работы Василия Кандинского, как и произведения его современников Марка Шагала, Пауля Клее, Франца Марка и Пита Мондриана, «дегенеративным искусством», а два года спустя более тысячи картин и тысячи эскизов были публично сожжены в атриуме пожарной станции в Берлине. Тем не менее, убедительная сила культовых художественных работ Василия Кандинского не померкла под историческими тяготами и вышла победителем на сцене истории искусства.

Живопись Василия Кандинского:

1. «Последовательность», 1935 год

Это практически музыкальное произведение, отмеченное поздним периодом в творчестве Кандинского. Замкнутые поля с рассеянными элементами композиции, перетекающими в определенные формы. Художник вернулся к своим абстрактным истокам.

2. «Синий всадник», 1903 год

Эта картина послужила вдохновением для создания одной из самых влиятельных групп в истории современного искусства — Der Blaue Reiter. Эта ранняя работа написана на грани абстракции.

3. «Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

Пейзаж, заимствованный из поездки в Нидерланды. В сцене предположительно влияние импрессионизма.

4. «Осень в Мурнау», 1908 год

Постепенный переход к абстракции отмечен экспрессионизмом в пейзаже.

5. «Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

Русский пейзаж, в котором художник воскресил свою тоску по дому.

6. «Гора», 1909 год

Практически полностью абстрактный пейзаж с небольшими контурами, предполагающими холм и человеческие фигуры.

7. «Первая абстрактная акварель», 1910 год

Эта работа имеет историческую ценность, как первая полностью абстрактная акварель Кандинского.

8. «Импровизация 10», 1910 год

Импровизация в рисунке и цвете даёт подсказки, но полностью не раскрывает и не конкретизирует образы. Ранняя абстракция.

9. «Лирическое», 1911 год

В своей живописи художник часто опирался на музыкальные идеи, поэтому лирический характер его мазков пришёл естественным путем. Это одна из его «художественных поэм».

10. «Композиция IV», 1911 год

Есть история о том, что Кандинский думал, что завершил картину, но как только его помощник случайно повернул её другой стороной, изменилась перспектива и общее впечатление от полотна, что сделало его прекрасным.

11.«Импровизация 26 (Гребля)», 1912 год

Кандинский часто называл свои картины на манер музыкальных произведений — импровизации и композиции.

12. «Импровизация 31 (Морской бой)», 1913 год

Типичный пример лирической абстракции с сильным цветовым и эмоциональным содержанием.

13. «Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Уже настоящая глубокая абстракция. Таким образом, Кандинский проводил исследование в области цвета и геометрии.

14. «Композиция VI», 1913 год

После обширной подготовки к написанию этой картины, Кандинский закончил её в течение трех дней, повторяя как мантру для вдохновения немецкое слово «uberflut», что означает наводнение.

15. «Москва», 1916 год

Во время пребывания в Москве за годы войны Кандинского поразила суматоха большого города. Это скорее портрет столицы, чем пейзаж, отражающий всю её мощь и турбулентность.

Читайте также  Конкурентоспособность стран мира

16. «Синий», 1922 год

Очередное изучение цвета в очень ограниченной геометрической форме.

17. «Черный и фиолетовый», 1923 год

Одна из картин, написанных после возвращения в Германию. Мы видим по-прежнему богатые цвета в композиции, но отчетливо острый геометрический поворот оттесняет лирические мазки.

18. «На белом II», 1923 год

Визуальное представление на двух основных нюансах — черном и белом. Две противоположности создают сильный контраст, сохраняя напряжение в живописи, которая имитирует борьбу между жизнью и смертью.

19. «Желтый, красный, синий», 1925 год

Как следует из названия, это в первую очередь изучение потенциала основных цветов, которые украшают геометрическую композицию.

20. «Композиция X», 1939 год

Эта картина также написана под влиянием музыки. Визуальные элементы пропорциональны музыкальным составляющим идеальной симфонии. Кандинский полагал, что это и есть секрет истинной живописи.

8 малоизвестных фактов из жизни первого русского художника-абстракциониста Василия Кандинского

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

1. Этническое происхождение

Василий родился в Москве в 1866 году. Несмотря на то, что он известен как великий русский художник, его родословная является как европейской, так и азиатской. Его мать была русской москвичкой, бабушка – монгольской княжной, а отец был сербом, принадлежавшим к древнему кяхтинскому роду.

Василий вырос в обеспеченной семье. Он окончил среднюю школу в Одессе и во время учёбы выступал в качестве пианиста-любителя, а также виолончелиста. В юном возрасте он много путешествовал и особенно хорошо чувствовал себя в Венеции, Риме и Флоренции. Художник утверждал, что его влечение к цвету началось примерно в это время, когда он не только стал буквально замечать цвет в искусстве и в окружающем мире на каждом шагу, а и чувствовать его.

2. Любовь к живописи

Василий изучал право и экономику в Московском университете. Его интерес к искусству и цвету достиг пика, когда он изучал архитектуру города и огромное богатство искусства. Он почувствовал глубокую связь с работами Рембрандта после посещения городских церквей и музеев.

В возрасте тридцати лет, Василий начал изучать искусство в частной школе Антона Ажбе, прежде чем в конечном итоге был принят в Академию изящных искусств. Кандинский говорил, что Клод Моне был одним из его самых больших художественных вдохновений.

Василий также цитировал музыкальных композиторов, философов и других художников в качестве вдохновения, особенно в кругах фовистов и импрессионистов.

3. Теоретик искусства

Он был не только художником, но и теоретиком искусства. Василий считал, что изобразительное искусство гораздо глубже, чем его чисто визуальные характеристики. Наиболее примечательно, что он написал «О духовном в искусстве» для альманаха «Синий всадник».

«О духовном в искусстве» — это анализ формы и цвета. Он заявляет, что ни то, ни другое не являются простыми концепциями, но они связаны с ассоциацией идей, которая проистекает из внутреннего опыта художника. Учитывая, что все эти связи находятся внутри зрителя и художника, анализ цвета и формы является «абсолютной субъективностью», но тем не менее усиливает художественный опыт. «Абсолютная субъективность» — это то, что не имеет объективного ответа, но субъективный анализ ценен для понимания сам по себе.

В статье Кандинского рассматриваются три типа живописи: впечатления, импровизации и композиции. Впечатления — это внешняя реальность, то, что зритель визуально видит, а также это своего рода отправная точка искусства. Импровизации и композиции изображают бессознательное, то, что невозможно увидеть в визуальном мире. Композиции делают импровизации ещё одним шагом вперёд и развивают их более полно.

Василий видел в художниках пророков, обладающих способностью и ответственностью открывать зрителям новые идеи и способы переживания. Именно поэтому он говорил о современном искусстве, как средстве для новых мыслей и исследований.

4. Кандинский создал первое исторически признанное абстрактное искусство

Учитывая его теорию, получается, что Кандинский писал произведения, которые не просто запечатлевали реальность, но и бессознательный опыт настроений, слов и других предметов. Это стало возможным благодаря абстрактным картинам, которые фокусировались на цвете и форме с небольшим количеством или вообще без фигуративных элементов.

Василий был первым европейским художником, создавшим полностью абстрактные работы. Однако абстракция Кандинского не переводилась в произвольные образы. Поскольку музыкальные композиторы вдохновляют визуальные и эмоциональные реакции, используя исключительно звук, Кандинский хотел создать полный сенсорный опыт, используя визуальное. Он хотел вызвать эмоции, звук и ощущения у зрителя через чистые цвета и формы. Его интерес к музыке привёл к тому, что он рассматривал картины как композиции, со звуком, проникнутым на холсты.

5. Возращение в Россию

После шестнадцати лет учёбы и творчества в Германии Василий был вынужден вернуться в Москву из Мюнхена. Он чувствовал себя чужаком в своей родной стране и в течение первых нескольких лет мало занимался искусством, пытаясь привыкнуть к новой обстановке.

Со временем Василий приобщился к миру русского искусства и помог организовать Институт художественной культуры в Москве, став его первым директором. В конечном счёте Кандинский обнаружил, что его художественный спиритуализм просто не вписывается в доминирующие течения русского искусства. Основными художественными стилями были супрематизм и конструктивизм. Они прославляли личность и материализм таким образом, что это противоречило спиритуалистическим взглядам Кандинского. Он покинул Россию и вернулся в Германию в 1921 году.

6. Нацисты и творчество Кандинского

Вернувшись в Германию, Василий преподавал курсы в школе Баухаус, пока нацистская кампания по клевете не вынудила школу переехать в Берлин. Нацистский режим конфисковал большую часть произведений искусства школы, в том числе работы Кандинского.

Затем его искусство было представлено в 1937 году на нацистской художественной выставке «Дегенеративное искусство». Помимо Кандинского, на выставке были представлены работы Пауля Клее, Пабло Пикассо, Марка Шагала и многих других.
Фредерик Споттс, автор книги «Гитлер и сила эстетики», определил дегенеративное искусство как произведения, которые оскорбляют немецкое чувство, или разрушают и путают естественную форму.

Движения современного искусства были радикальными и поддерживали восстания, чего нацистское правительство не хотело. Выставка была попыткой доказать, что современное искусство — это еврейский заговор с целью подорвать и разрушить немецкую чистоту и порядочность.

7. Рекордные продажи

«Rigide et courbe» был продан 16 ноября 2016 года в Christies почти за двадцать четыре миллиона долларов. До этой продажи «Studie für Improvisation 8» Кандинского было продано за двадцать три миллиона долларов. Учитывая историческое значение Кандинского для абстрактного искусства, неудивительно, что его работы продаются за весьма внушительные суммы, даже на сегодняшний день оставаясь всё ещё ценными на рынке искусства.

8. Франция

После того как Баухаус переехал в Берлин, Кандинский тоже переехал, поселившись в Париже. Несмотря на то, что он известен как русский художник, он стал гражданином Франции в 1939 году. Василий написал некоторые из своих самых выдающихся работ, живя во Франции вплоть до конца своих дней, скончавшись в 1944 году в Нейи-сюр-Сен.

В продолжение темы, читайте также о том, почему автопортрет Альбрехта Дюрера спровоцировал скандал в мире искусства и чем всё это закончилось.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Василий Кандинский

Биография

Василий Кандинский не родился художником, пришел к живописи достаточно поздно – в 30 лет. Однако за оставшиеся полвека ему удалось прославиться не только картинами, но и теоретическими трактатами, самый известный из которых — «О духовном в искусстве». Во многом благодаря этому труду в мире Кандинский известен как основоположник абстракционизма.

Детство и молодость

Василий Васильевич Кандинский родился 4 (16) декабря 1866 года в Москве в знатной семье. Отец, прославленный коммерсант Василий Сильвестрович, происходил из древнего кяхтинского рода Кандинских, которые считались потомками царей мансийского Кондинского княжества. Прабабушка — княжна из тунгусского рода Гантимуровых.

Портрет Василия Кандинского

Большую часть состояния семья тратила на путешествия. В течение первых 5 лет после рождения Василия они объездили Россию и Европу, в 1871 году поселившись в Одессе. Здесь будущий художник получил классическое образование, одновременно развиваясь творчески. Частный преподаватель учил его игре на фортепиано и виолончели, рисованию. В юном возрасте мальчик умело обращался с кистью, сочетал, казалось, несочетаемо яркие цвета. Позже эта особенность легла в основу развиваемого им стиля живописи — абстракционизма.

Читайте также  Доход предприятия, его сущность и значение

Родители таланта сына не рассмотрели. По их воле в 1885 году Василий Кандинский поступил в Московский университет на юридический факультет, кафедра политической экономики и статистики. Пропустив два года по болезни, в 1893 году успешно завершил обучение.

Преподавателям Кандинский зарекомендовал себя как способного ученика и многообещающего ученого. Сразу после выпуска ему предложили преподавать на кафедре. В процессе образовательной деятельности получил звание доцента.

С 1895 года работал в московской типографии «Товарищество И. Н. Кушневера и Ко» художественным директором. В 1896 году поступило приглашение занять место профессора юриспруденции в Дерптском университете, но Василий Васильевич отказался в пользу реализации себя как художника.

Живопись и творчество

Как писал Василий Кандинский в дневниках, на решение стать художником повлияли два события: выставка французских импрессионистов 1895 года, где демонстрировался в числе прочего «Стог сена» Клода Моне, и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре. На момент, когда будущий великий художник и теоретик искусства понял истинное предназначение, ему исполнилось 30 лет.

Картина Василия Кандинского «Двое на лошади»

В 1896 году Кандинский поступил в частную школу Антона Ажбе в Мюнхене. Там он получил первые советы по построению композиции, работе с формой и цветом. Необычность его работ стала предметом для насмешек коллег по кисти. Реалист Игорь Грабарь вспоминал:

«Он писал маленькие пейзажные этюдики, пользуясь не кистью, а мастихином и накладывая яркими красками отдельные планчики. Получались пёстрые, никак не согласованные этюдики. Все мы относились к ним сдержанно, подшучивали между собой над этими упражнениями в «чистоте красок». У Ажбе Кандинский также не слишком преуспевал и вообще талантами не блистал».

Не пришлось по вкусу буйство красок и немецкому живописцу Францу фон Штуку, у которого Василий Васильевич обучался в Мюнхенской академии художеств. Из-за этого весь 1900 год Кандинский рисовал черно-белые произведения, сосредоточиваясь на графике. Спустя год будущий абстракционист открыл школу Münchner Malschule Phalanx, где познакомился с Габриэль Мюнтер, молодой многообещающей художницей. Она стала для Кандинского музой и любовницей.

Картина Василия Кандинского «Синяя гора»

В тот период из-под кисти Василия Васильевича выходили насыщенные цветами пейзажи: «Старый город», «Синяя гора», «Улица в Мурнау с женщинами», «Осенний пейзаж» и др. Нашлось место и портретам, например, «Двое на лошади».

В 1911 году Кандинский написал первую книгу «О духовном в искусстве». По факту трактат стал первым теоретическим обоснованием появления такого жанра, как абстракционизм. Василий Васильевич рассуждал о средствах воплощения творчества: цвет, форма, толщина линий. В 1914 году абстракционист начал работать над вторым теоретическим трудом, который получил название «Точка и линия на плоскости». Он увидел свет в 1926-м.

Книги Василия Кандинского «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве»

Война 1914 года заставила Кандинского вернуться на родину, в Москву. Он преподавал в Свободных мастерских, затем — Высших художественно-технических мастерских. На занятиях пропагандировал свободный стиль написания, из-за чего часто вступал в конфликт с коллегами-реалистами. Василий Васильевич возражал:

«Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников (будь они белыми или зелеными), чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать «реалистическим академиком» можно так же легко, как «абстрактным академиком».

Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом». Кандинский продолжил продвигать абстракционизм студентам берлинского «Баухауза». В доказательство того, что абстрактные картины не уступают реалистическим, в 1910-1920 годы художник написал произведения «Белый овал», «Белая линия», «Фуга», «Красная площадь», «Голубой сегмент», «Знак».

Картина Василия Кандинского «Белый овал»

После закрытия «Баухауза» в 1933 году Кандинский иммигрировал в Париж. Во Франции абстракционизм как жанр отсутствовал в принципе, поэтому новаторские творения художника общественность не приняла. Стараясь подстроиться, Василий Васильевич сделал ставку на форму и композицию, смягчая яркие, броские цвета. Он создал картины «Небесно-голубое», «Сложное-простое», играя на контрастах.

Личная жизнь

В личной жизни Василия Кандинского были три женщины.

Анна Филипповна Чемякина приходилась художнику двоюродной сестрой и была на 6 лет старше. Свадьба состоялась в 1892 году, причем скорее от одиночества, чем по любви.

Василий Кандинский и Габриеле Мюнтер

В 1902 году Кандинский познакомился с немецкой художницей Габриэле Мюнтер. Спустя год пара обручилась, несмотря на то, что развод Чемякина дала лишь в 1911-м.

Молодая Мюнтер, которая была на 11 лет младше, хотела стать женой Василия Васильевича. А художник оттягивал этот момент, часто путешествовал без спутницы. Весной 1916 года уехал в Москву, обещая подготовить бумаги для брака. И сдержал обещание – зимой 1917-го женился. Правда, не на Мюнтер, а на Нине Николаевне Андреевской, с которой в 1916 году познакомился по телефону.

Василий Кандинский и его жена Нина Андреевская

Тогда Нине было 17 лет, а Кандинскому почти 50, и на совместных фото они выглядели скорее как дочь с отцом. Но их любовь казалась чистой и искренней.

«Меня удивили его потрясающие голубые глаза. », — писала Нина об их первой встрече.

В конце 1917 года у них родился сын Всеволод, которого ласково назвали Лодя. Не прошло и трех лет, как мальчик умер. С тех пор тема детей стала запретной в семье Кандинских.

Смерть

Василий Кандинский прожил долгую жизнь — смерть настигла его на 78-м году жизни в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен.

Могила Василия Кандинского

Трагедия случилась 13 декабря 1944 года. Тело покоится на Новом кладбище Нёйи, в коммунах Пюто.

Интересные факты

№1. В 1926 году в Чинли, штат Аризона, родился Дэвид Паладин, будущий солдат-картограф. В военные годы его взяли в плен, и молодой человек оказался в концлагере. Он терпел все возможные издевательства, пока однажды узников не освободили. Поскольку Паладин не проявлял признаков жизни, его в числе сотен других повезли хоронить. В пути солдат зашевелился. В срочном порядке его доставили в госпиталь.

Василий Кандинский во Франции

Два с половиной года молодой человек пробыл в коме, а когда пришел в сознание, представился Василием Кандинским на чистом русском языке. В доказательство честности произнесенных слов теперь уже бывший солдат нарисовал картину, которую искусствоведы сочли подходящей стилю великого абстракциониста.

Выйдя из госпиталя, Дэвид, получивший прозвище Новый Кандинский, продолжил рисовать, устроился преподавателем в колледж искусств Аризоны, а потом открыл собственную школу. Под подписью Кандинского он написал более 130 полотен.

Василий Кандинский в старости

Говорят, что однажды Паладина ввели в гипноз. Он рассказал о «своей» биографии: родился в Москве в семье коммерсанта, учился в Одессе, имел трех жен. И все это – голосом Кандинского. В конце сеанса молодой человек произнес:

«Но почему и после смерти моей душе нет покоя? Почему она вселилась в этого человека? Может быть, для того, чтобы завершить незаконченный цикл картин…».

№2. Кузен Василия Кандинского, Виктор, — прославленный психиатр, единственным пациентом которого был он сам. В 30 лет у Виктора произошел первый приступ болезни, которая позже стала известна как шизофрения. Психиатра мучили звуковые и образные галлюцинации, бред, синдром «открытых мыслей». Он, осознав, что не здоров, начал исследования. На их основе Виктор Кандинский написал трактаты «О псевдогаллюцинациях», «К вопросу о невменяемости», которые доказали, что шизофрения поддается лечению.

Психиатр Виктор Кандинский

Правда, на практике биография больного имела печальный конец — во время очередного приступа психиатр вел такую запись:

«Проглотил столько-то граммов опиума. Читаю «Казаков» Толстого. Читать становится трудно. Я не могу больше писать, не вижу больше ясно. Света! Света!».

Виктор умер в 40 лет.

№3. Василий Кандинский писал стихи в прозе. В 1913 году вышел сборник «Звуки», куда вошли семь произведений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: