ов по курсу «Философия пола, семьи и брака» - OXFORDST.RU

ов по курсу «Философия пола, семьи и брака»

Ов по курсу «Философия пола, семьи и брака»

Примерная тематика рефератов по курсу

«Философия пола, семьи и брака»

1.Мужское и женское как антропокосмические константы (на примере инь и ян как символики универсальной двойственности мира).

2.Земля и плодовитость: функции женственности в архаических культурах.

3.Женщина и мистика Луны.

4.Воин и аскет: символика и ритуалы маскулинности в традиционных культурах.

5.Миф об андрогине: в поисках утраченного.

6.Девственность: особенности понимания в индуизме и христианстве.

7.Персонификации любви в греческой мифологии и индуизме.

8.Брак и сексуальность в античности.

9.Сны об удовольствиях: символика и принципы толкования.

10. Становление индивидуального сознания и возникновение любви (на примере эллинистической семьи).

11. Таинство брака: символизм и ритуалы.

12. Освященное жилище: дом как пересечение священного и мирского.

13. Сексуальная культура: из истории запретов и предписаний.

14. Культ женственности в романтизме.

15. Вл.Соловьев о любви (Трактат «Смысл любви»).

16. «Лунный свет» любви в трактовке В.Розанова.

17. Психоанализ З.Фрейда и его критики.

18. Антифеминизм О.Вейнингера.

19. Женское в мужском («анима») и мужское в женском («анимус») в интерпретации К-.Г.Юнга

20. Критика «фаллогоцентризма» европейской культуры в работах Ж.Деррида.

21. Соотношение понятий «власть», «знание» и «сексуальность» в работах М.Фуко.

22. Содержание понятия «сексуальная политика» у К.Миллетт.

23. «Мужественность» феминизма: своеобразие женского дискурса

24. Французский и американский феминизм: общее и особенное.

25. Гендер: проблемы социального конструирования пола.

26. Психологические аспекты усвоения ролей мужчины и женщины

27. Образы мужа и жены: стереотипы гендерной идентификации в семье и браке.

29. Психофизиологические особенности мужской сексуальности.

30. Теории гомогендерной (гомосексуальной) ориентации (эндокринная, неврогенная, психоаналитическая и др.)

Особенности детской сексуальности

. Цель работы – опираясь на концепцию П.П. Блонского, изучить особенности детской сексуальности. В данной работе будут рассмотрены следующие вопросы, соотносящиеся с . детей, лишенных в первые три года жизни ма­теринской любви и теплого общения с матерью. Это бывает не только . эротического значения. Обмениваясь с ребенком взаимными увере­ниями в любви, не следует чрезмерно ласкать его, так как это его .

Библиография по курсу

1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии, 1991, №4.

2. Антология гендерных исследований. Сб. пер./ Сост.и комментарии Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилеи, 2000.

3. Аристархова И.Л. «Этика полового различия» в концепции Люси Иригари // Социологический журнал. М., 1998. № ¾

4. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург, 1999.

5. Бадентэр Э. Мужская сущность. М., 1995.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. Глава У111 и Глава 1Х. С. 399-436.

7. Богат Евг . …Что движет солнца и светила: Любовь в письмах выдающихся людей. М., 1981.

8. Бок Г. История, история женщин, история полов. // THESIS. Женщина, мужчина, семья. М., 1994. № 6. С. 170-200.

9. Брандт Г. А. Природа женщины как проблема // Общественные науки и современность. 1998. № 2.

10. Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М.: Наука, 1990.

11. Введение в гендерные исследования : Учеб. пособие/ Под ред. Костиковой. М.: Изд- во МГУ, 2000. — 224 с.

12. Вейнингер О. Пол и характер. М.: Форум, 1991.

13. Воронина О.А. Философия пола // Философия: Учебник. / Под ред. В.Д. Губина и др. М.: Русское слово. 1998. С. 388-407.

14. Воронина О. А. Категории пол / гендер в философии феминизма // Философские исследования. 1995. № 4.

15. Все о мужчинах. Образ и суть. М.: Феникс, 1996.

16. Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994.

17. Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989.

18. Гурко Т., Босс П. Отношение мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995.

19. Де Бовуар, Симона. Второй пол: Т. 1 и 2: Пер. с франц. — М.: Прогресс; СПб: Алетейя, 1997.

20. Дюпуи Е. Проституция в древности. Кишинев: Логос, 1991.

21. Земская Е.А., Китайгородская М.А., Розанова Н.Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании. М., 1993.

22. Ионин Л. Укрощенная эротика // Человек, 1992, №3. С.40-59.

23. Китайский эрос. Научно-художественный сборник. М.: СП «Квадрат», 1993.

24. Клименкова Т. А. Феминизм // Современная западная философия: Словарь/ Сост.: Малахов В.С., Филатов В. П. М.: Политиздат, 1991. С. 315- 316.

25. Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских исследованиях // Пол, гендер, культура: немецкие и русские исследования. Ред. Шоре Э., Хайдер К. М.: РГГУ, 2000. С. 101-130.

26. Колесов Л.В. Биология и психология пола. М.: «Флинта», 2000.

27. Колесов Л.В. Нравственность и пол. Психологические аспекты. М.: «Флинта», 2000.

28. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.

29. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЯ .

. ГЛАВА I ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЛ» и «ГЕНДЕР». 1.1.Психофизиологические особенности юношеского возраста . Соотношение гендерных характеристик в образах мужчин и женщин (Т.Лири); — Исследование образа субъективного счастья у . выбранная глубокая индивидуальная привязанность, не только предвосхищает любовь, но отчасти включает ее в себя. .

30. Конусов Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987.

31. Кристева Ю. От одной идентичности к другой. // От Я к Другому. Сборник статей. Минск, 1997.

32. Лихт Г. Сексуальная жизнь в древней Греции. М.: Крон-пресс, 1995.

33. Лорбер Дж. Пол как социальная категория // THESIS. Женщина, мужчина, семья. М., 1994. № 6. С. 127-136.

34. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУ111 – начало Х1Х века).

СПб.: «Искусство – СПБ», 1994. Глава: «Сватовство, брак, развод». С.103-122.

35. Льюис К.С. Любовь // Льюис К.С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. М.: Республика, 1992. С.208-261.

36. Мандельштам Ю. О любви // Человек, 1992, №1. С.53-62.

37. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988.

38. Миллет К. Теория сексуальной политики // Вопросы философии, 1994, №9. С.147-172

39. Мир и эрос: Антология философских текстов о любви. М.: Политиздат, 1991.

40. Митчелл Дж. Женская сексуальность // Гендерные исследования. Харьков: ХЦГИ, 1998. №1.

41. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. М.: Советская энциклопедия, 1991.

42. Общая сексопатология. Руководство для врачей // Под ред. Г.С.Васильченко. М.: Медицина, 1977.

43. Огурцов А.П. Постмодернистский образ человека и педагогика // Человек, 2001, №3-4.

44. Платон. Пир // Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1993. Т.2. С. 81-134.

45. Пол, гендер, культура: немецкие и русские исследования. Ред. Шоре Э., Хайдер К. М.: РГГУ, 1999.

46. Свядощ А.М. Женская сексопатология. М.: Медицина, 1988

47. Семья, гендер, культура. М.: Институт этнологии и антропологии РАН; Этнометодологический центр РГГУ, 1997. Ч. 6.

48. Соловьев Вл. Смысл любви // Соловьев Вл. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1988. Т.2. С. 493-547.

49. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. Книга 5. София, или женщина. // Руссо Ж.-Ж. Избранные сочинения. М., 1961. Т.1. С. 546-712.

50. Теория и история феминизма: Курс лекций. Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: Ф-Пресс, 1996.

51. Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций./ Под общ. ред. О. А. Ворониной. — М.: МЦГИ- МВШСЭН- МФФ, 2001.

52. Феномен пола в культуре: Материалы международной научной конференции. М.: РГГУ, 1998.

53. Фотеева Е.В. Образы мужа и жены: стереотипы обыденного сознания // Семья в представлениях современного человека. М., 1990.

54. Фридан Б. Загадка женственности: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1994.

55. Фуко М. Воля к знанию. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Касталь, 1996.

56. Фуко М. История сексуальности-111. Забота о себе. Киев-Москва, 1998.

57. Хасанова Г.Л. Гендерология. Казань: Издательство КГТУ, 2002.

58. Хорни К. Женская психология. СПб., 1993.

59. Хрестоматия к курсу «Основы гендерных исследований». Под ред. О.А. Ворониной. М.: МЦГИ / МВШСЭН, 2000.

Адлер а. (Психология семьи) Адлер а. Мужское и женское начало (конспект)

. таким нарушениями в психическом развитии женщин, что в настоящее время наличествует почти всеобщая неудовлетворенность женской ролью – «мужской протест». В . вопросу. Он ощущает, что мужчина является привилегированным членом семьи даже в тех случаях, когда родители отказываются от . исследования выявили, что все эти девочки живут в семьях, где мать либо является единственным кормильцем, либо вносит .

60. Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. Под ред. Ю.А. Бессмертного. М., 1996.

61. Эвола Дж. Метафизика секса // Человек, 1992, №1,3.

62. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М.: Политиздат, 1970.

63. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид-Миф, 1999.

64. Юлина Н.С. Женщина, семья и общество. Дискуссия в феминистской мысли США // Вопросы философии, 1994, №9. С.132-146.

65. Юлина Н.С. Проблемы женщин: философские аспекты (Феминистская мысль США) // Вопросы философии, 1988, №5. С.137-147

Примеры похожих учебных работ

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЛ» и «ГЕНДЕР».

. и женщин (Т.Лири); — Исследование образа . ВОЗРАСТА. ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ПОЛ» и «ГЕНДЕР». 1.1.Психофизиологические особенности юношеского . носителей психоделической культуры. Развитие . моральному облику человека; формирование . только предвосхищает любовь, но .

Обстоятельства, способствующие преступному поведению женщин в семье

. экономического потенциала семей и реальных доходов женщин, проведенная с участием авторов в рамках исследования феминизации бедности . сексуальных прав человека в Кыргызстане. — Бишкек, 2001. — С.28-31., определяется прежде всего культурой и .

Пол человека

. закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В результате проведения некоторых исследований были обнаружены различия в некоторых показателях у женщин и мужчин .

Вера, надежда, любовь как родовые признаки человека

. посягательство на права человека. Детям нужна любовь, забота и . жизнь обычными мужчинами и женщинами, но это совсем . человек рождается, подрастает, идёт в школу, возможно даже в колледж или университет, находит себе работу и супруга, заводит семью, .

Читайте также  Научные открытия Древнего Рима

Философия личности человека

. человек. Философия уделяет ему исключительно большое внимание; ни один философ-классик не мог обойти эту проблему в своих исследованиях, . Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на Земле, разумным .

Ов по курсу «Философия пола, семьи и брака»

Название:
Чехов а. п. — Изображение повседневной жизни в произведениях а. п. чехова.

Тип: Рефераты
Категория: Рефераты
Подкатегория: Остальные рефераты

А.П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей. Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование.
Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.
В рассказе «Ионыч» автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность.
Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает «о том, что никогда не бывает в жизни», и Котик с «талантом» пианистки, и Иван Петрович с его «негосударственно» и, здравствуйте пожалуйста», — все это привлекло и нравилось Старцеву по началу. Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: «А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам. » Вообщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: «Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты. Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде, может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа «Ионыч».
Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение — «Вишневый сад». В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах.
Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, она является центральной в комедии. Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев. Раневская, Гаев, Фирс — все они живут воспоминаниями о былых временах, о том как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада. В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век, и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей.
Особенностью А.П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Комментарий:

А. П. Чехов прекрасный писатель конца второй половины века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами. Все произведения. Чехова направлены на описание повседневной жизни людей.

Презентация на тему Философия пола, семьи и брака

Презентация на тему Презентация на тему Философия пола, семьи и брака, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 21 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Философия
  • Философия пола, семьи и брака

Слайды и текст этой презентации

Философия пола, семьи и брака

Проблематика пола в философии.

До трех месяцев идет развитие, которое присуще обоим полам. Дальнейший рост зародыша, ведет к возникновению половых признаков. Если ребенок рождается женского пола, это не говорит о том, что у него нет задатков мужского. Признаки другого пола всегда присутствуют в организме, только они выражены неявно, находятся в «рудементарном» состоянии.
То есть нет идеально мужского или женского пола. Развитие мальчика и девочки не является строго дифференцированным. Можно сказать, что весь мир поделен как бы на две грани, которые четко выраженно не существуют. Есть ступени между ними, женское и мужское начало.

Если разбираться с самим понятием «пол», то данное слово со многих языков означает «разделять». Действительно, мы всех людей разделяем на две границы-мужское и женское. Если это две далекие грани, то почему издревле семьи образовывались между мужчиной и женщиной

Платон утверждал, что мужчину и женщину притягивает друг к другу, потому что раньше они были единым целым . Андрогины, которые жили до людей, были разрублены надвое. С того времени в людях появилось желание воссоединиться, чтобы возвратиться в единое состояние.

Еще можно обратить внимание на то, что Иисус Христос, будучи мужского пола, является спасателем не только для мужчин, но и для всего человечества. Получается, что Иисус Христос воспринимает человечество как единое целое, не подразделяя его на мужское и женское. То есть пол не является необходимым атрибутом для человеческого естества, но это противоречит христианской вере

Характерные черты и отличия мужского и женского

Если рассматривать мужское и женское начало отдельно, то мы придем к выводу, что каждый пол уникален по-своему.
Западная философия, с точки зрения Э. Бадентэр, знает два подхода к интерпретации пола и оба подхода предполагают доминирование мужского начала .

Первый подход говорит о наличии сходства у полов. Мужские и женские половые органы являются одним и тем же, только по-разному расположены. Одним из самого главного является то, что мужчина доминирует над женщиной и находится выше нее

Вторая концепция отражает нам различия биологических, душевных и социальных качеств. Мужчина и женщина пересекаются только в аспекте продолжения человеческого рода. «В конечном счете, – утверждает Э. Бадентэр, – какой бы моделью ни пользоваться при осмыслении сути полов – основывающейся на сходстве или различии, – мужчина в любом случае неизменно предстает как наиболее совершенный представитель человечества, как некий абсолют, по которому ориентируется женщина»

«Женщина — носительница половой стихии в этом мире. У женщины нет ничего не сексуального, она сексуальна в своей силе и своей слабости, сексуальна даже в слабости сексуального стремления. Она гораздо менее человек, гораздо более природа. Женщина по природе своей всегда живет одним, не вмещает в себе многого. Женщина плохо понимает эту способность мужчин вмещать в себе полноту бытия. Все бытие отождествляется женщиной с тем состоянием, которое в данное время ею обладает. Женщина, страдающая от неразделенной любви, на вопрос, что такое бытие, всегда ответит: бытие есть неразделенная любовь. Личность женщины всегда подвержена опасности распадения на отдельные переживания и жертвенного заклания себя во имя этого переживания. Поэтому женская природа склонна к гипнозу и одержанию. Женщина бессильна противиться власти временных состояний, но она во временное состояние вкладывает всю полноту своей природы, свою вечность»

Мужчина по своей природе всегда требует немедленного удовлетворения своего полового влечения. Мужчина представляется как воплощение совершенства, силы. А женщина, она другая. Мужчина более независим от мнения других людей, решителен. Он может в себе хранить все свои эмоции, все переживания, нежели женщина.
В современном мире и философии «мужское» и «женское» борются за лидерство друг с другом.

По-разному мужчины и женщины относятся к таким вещам как работа, продвижение по карьерной лестнице. Для мужчин факторы, связанные с возможностью самореализации в профессиональном плане, играют более важную роль, чем у женщин. Для женщин более важны семья, воспитание детей, отношения с близкими людьми. Мужчины по своей природе склонны к проявлению лидерских качеств, стремятся к риску. Для женщин важно все время чувствовать поддержку близких. Сильный пол испытывает яркие эмоции от посещения и просмотра спортивных соревнований, интересуются техникой. Женщины склонны к переживаниям, мнительны, суетливы.

Отличия между мужчинами и женщинами также проявляются в межличностном общении. Мужчины менее подвержены влиянию окружения. Истинно мужскими качествами во все времена считались воля и решительность. Женщины склонны прислушиваются к мнению окружающих и склонны колебаться при принятии решений. Характер женщин часто бывает изменчив под воздействием различных факторов. При этом они более ответственны и дисциплинированы.
Различия между женщинами и мужчинами проявляются в способностях. Мужчины больше склонны к аналитическому мышлению. Мужчина в любой ситуации, как правило, мыслит рационально и нацелен на достижение результата. У женщин преобладает вербальное мышление. Именно поэтому они значительное время уделяют болтовне с подругами. При оценке ситуации, женщины часто подвержены эмоциям и на их основе принимают ответственные решения. Женская эмоциональность связана с гормональным циклом.

Н. Бердяев в своей работе очень глубоко исследует проблему пола и любви. Он считает, что «пол одной своей стороной погружен в стихию рода и через неё погружается в мир объективации и социализации, но другой своей стороной он погружен во внутреннее существование «я» и он есть судьба человека, судьба личности вне мира объективации, но в трагическом столкновении с миром объективированным, в трагическом столкновении личности и общества»

Если рассматривать брак с сугубо субъективной стороны, то это нравственные отношения между людьми. Брак может являться счастливы при полной совместимости супругов. А это большая проблема. Люди, начинающие общение, либо совместимы, либо мало совместимы, либо совсем не совместимы. В отношениях между супругами играет ряд личных качеств. Одним из критериев межличностной совместимости является максимальное удовлетворение потребностей друг друга. При симпатии возникает взаимное уважение, уверенность и верность друг к другу. Это либо происходит, либо нет

Читайте также  Международная стандартизация. гармонизация стандартов

Нормы поведения, которые приводили бы мужчину и женщину к несомненному счастью выделить сложно. Для каждого человека все индивидуально и зависит от личностных качеств индивида. Прежде чем решить, какой системе моральных норм придерживаться, люди должны определить для себя все последующие последствия, которые могут быть как благоприятными, так и неблагоприятными

Ов по курсу «Философия пола, семьи и брака»

Семья и проблемы межличностной совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья — это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также с нравственными, правовыми и психологическими отношениями. Семья — важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья — это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.

Полноценная брачная связь мужчины и женщины предполагает раздельность соединяющейся пары, т. е. такую их связь, в силу которой они не исключают, а взаимно полагают друг друга, находя каждый в другом полноту собственной жизни. Только при этом условии можно говорить об истинной совместимости супругов. Проблема межличностной совместимости — это чрезвычайно тонкая и неимоверно сложная проблема. Люди, вступающие в общение (в процессе коммуникации, совместной трудовой деятельности, учебы, игровых действий или личных отношений между мужчиной и женщиной), оказываются совместимыми или малосовместимыми, а то и вовсе несовместимыми. Межличностная совместимость это взаимное приятие партнеров по общению, совместной деятельности или жизни в браке, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных и нравственных позиций, вкусов, темпераментов и характеров, эмоционального и интеллектуального уровня и настроя, мировоззрения, отношения к труду и т. п. В отношениях между мужчиной и женщиной, в дружбе и любви большую роль играет еще ряд личностных качеств, например возможность эротического взаимоудовлетворения. Психологическая тонкость полового взаимоудовлетворения, а тем самым и совместимости, заключается, кроме всего прочего, в том, способна ли женщина отдаваться мужчине, желая доставить ему максимум удовольствия, в свою очередь мужчина делает то же самое для женщины, или же каждый из них эгоистично стремится получить максимум удовольствия для себя, не заботясь о своем партнере. (Между прочим, во многом именно на этом держится сила взаимной любви в той мере, в какой им импонирует эротический аспект отношений. Ведь мужчина и женщина могут иметь и иные очень императивные ценностные ориентации.) Критерием межличностной совместимости является удовлетворенность партнеров результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда каждый из них оказывается на высоте требований другого, не нужно создавать специальные условия для установления взаимопонимания и постоянно выяснять отношения. При межличностной совместимости, как правило, возникают взаимная симпатия, уважение, уверенность в благоприятном исходе будущих контактов, т. е. в надежности отношений.

Принято считать, что мужчины, как правило, — «особи» брутально-активного пола, а женщины — «особи» более сдержанно-ожидательного пола. Женщины — это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.

Брак — это юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо»[430][Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. С. 68.].

О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья — это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь это теорема, которую надобно доказывать каждодневно.

Любовь — это индивидуально-избирательное чувство, которое выражается в глубоких и устойчивых переживаниях, в постоянной направленности мысли и дела к любимому человеку, в свободном, бескорыстном и самозабвенном стремлении к нему. Любить — это и желание быть любимым. Любовь, в смысле эротического пафоса, всегда имеет своим собственным предметом телесность и душевно-эмоциональную усладу от взаимного обладания и взаимной отдачи. Она проявляется также в самоотверженности, самоотдаче и возникающем на этой основе духовном взаимослиянии. Природные, духовные различия и даже противоположности образуют в любви единство. Любовь оказывает огромное влияние на формирование личности, на ее самоутверждение, на выявление ее творческих потенций.

Нравственная природа любви выявляется в ее устремленности не просто на существо другого пола, что характерно для непосредственного чувственного влечения, а на личность с ее индивидуальной неповторимостью. Эстетическая сторона любви проявляется в том, что любимый человек вызывает удивительный подъем жизненных сил, игру воображения, заостренное чувство восхищения, длительной радости, муки сомнения, страдания и вообще весь внутренне противоречивый, а в целом красочный букет чарующих эмоциональных переживаний. Настоящая взаимная любовь заключает в себе свое другое: «он ее, а она — его». Кто действительно любит, верит, по словам С.Н. Булгакова, не может не верить, что любимый человек обладает в каком бы то ни было отношении исключительными достоинствами, представляет собой индивидуально-уникальную и в таком качестве незаменимую ценность. Мало того, он видит эти достоинства, он чувствует эту ценность.

История брачно-семейных отношений. Как и все человеческое, любовь исторична. Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается и у некоторых животных, но оно продиктовано инстинктом и естественным отбором.

В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина — каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.

В родовом обществе возник групповой брак. Вступавшие в половую связь мужчины и женщины принадлежали разным родам. Все женщины одного рода были потенциальными женами всех мужчин другого рода. Супруги жили в своих родах. Дети, зная только мать, входили в ее род, или в материнскую семью — группу ближайших родственников по женской линии. В дальнейшем возникшее в рамках группового брака эпизодическое сожительство привело к парному браку и непрочной парной семье. Раздельное поселение супругов со временем сменилось поселением мужа в роде жены, но дети по-прежнему принадлежали роду матери. Парная семья еще не вела своего хозяйства и потому не была хозяйственной ячейкой общества. Для этой ранней стадии развития семьи характерны равноправие супругов, а при развитом матриархате — главенство женщины: женский труд (земледелие) был эффективнее мужского (охота). После того как «мужские» виды труда (скотоводство, применение тягловой силы и более сложных орудий в земледелии) приобрели решающую роль в экономической жизни общества и семьи, матриархат сменился патриархатом. Возникла патриархальная семья, а вместе с ней и моногамия. Жена перешла на жительство в семью мужа. Дети стали наследовать имущество и имя отца. С появлением частной собственности и института наследства от женщины уже в силу экономических причин требовалась прочная гарантия верности. И законы государства, и нормы морали, и предписания религий были направлены на подчинение женщины власти мужчины в семье. Прочность семьи покупалась ценой категорического запрещения женщине расторгать брак. Если раньше девушка могла выбирать себе мужа и брак осуществлялся по взаимной склонности, то теперь в брачные отношения нередко вторгаются принципы купли и продажи, выкупа, проблема приданого. Вместе с тем значительно усиливается ответственность родителей за воспитание и судьбу детей, формируются такие нравственные начала, как целомудрие, взаимный долг супругов, чувство семейной чести и достоинства. В рабовладельческом обществе рабы часто были лишены возможности иметь семью; в среде рабовладельцев единобрачие иногда перерастало для мужчин в многоженство, а для женщин — в проституцию. В условиях феодализма семейные отношения, брак находились под сильным влиянием сословной иерархии общества. В целом власть мужа в семье становится менее тираничной. Женщина приобретает самостоятельность в ведении хозяйства и воспитании детей, хотя ее участь остается тяжелой. В крестьянской семье при феодализме, а потом и при капитализме отношения между мужем и женой носили противоречивый характер: экономические интересы сочетаются с трудовой моралью, с уважением к женщине-труженице, хозяйке дома. Капитализм обусловил развитие семьи в направлении большей экономической самостоятельности женщины в течение всего периода супружеской жизни: в ряде стран женщина сохраняет права на принадлежащий ей капитал.

Значительная часть жизни человека протекает в условиях, именуемых бытом. Быт — это социальная среда, в которой человек живет, когда он, как правило, не занят производственной и общественной деятельностью. Быт составляет неотъемлемую часть социальной жизни людей и множеством нитей связан со всеми другими сторонами общества в целом. В быту формируются некоторые особенности личности человека, от благоустройства быта зависят настроение, работоспособность и в значительной степени здоровье. В быту человек не только отдыхает, но и удовлетворяет свои материальные и культурные потребности. На бытовые условия и средства удовлетворения потребностей накладывают отпечаток географическая среда, обычаи, нравы, традиции народов, национальные и социальные различия, культура и т. д.

Чем выше уровень цивилизации, тем шире и разнообразнее ассортимент тех вещей и услуг, в которых люди испытывают потребность. Аналогично тому как в процессе исторического развития у людей формируется совокупность приемов и навыков производственной деятельности, так и в потреблении материальных и духовных ценностей вырабатываются обычаи, вкусы, привычки, которые составляют определенный уклад жизни социальных и профессиональных групп людей, наций. Человечество прошло длинный путь от пещеры, костра, шалаша, лучин к благоустроенным домам, университетам. В перспективе в разумном, высокоразвитом обществе, видимо, возможны всеобщий достаток, совершенная система здравоохранения, разумный образ жизни в обществе, которые обеспечат человеку здоровье, долголетие, физическое совершенство.
>
>
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ: содержание:

Читайте также  Информатизация общества Проблемы и перспективы

Философия семейной жизни: о самосознании мужа и жены

Философия семейной жизни в свете самосознаний мужа и жены

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:

События семейной жизни общие, но жизнь у мужа и жены своя

Давайте рассуждать трезво: то обстоятельство, что мужчина и женщина создают семью – у них начинается период семейной жизни, не делает их единым ни «Я» ни «Мы», как об этом любят рассуждать моралисты и романтики семьи.

Нет, ну конечно, если женщина или мужчина воспитаны в духе, так называемого, коллективного сознания – стадного мышления, то тут дело обстоит именно так.

Жена или муж просто меняют или, чаще, дополняют одно «Мы», родительской семьи или своей социальной группы, на «Мы» своей семьи.

То есть, если человек наделён стадным мышлением – у него самосознание — его «Я», заменено стадным «Мы», даже неважно к какой социальной группе оно принадлежит, это одна ситуация.

А совсем другая ситуация, когда семью создаёт человек наделённый самосознанием, как индивид, который выходит на мир один на один – Я и всё остальное.

Из этого обстоятельства, каким самосознанием наделён муж и жена, вытекают самые различные коллизии начала и развития семейной жизни.

Я бы сказал более: Семейная жизнь напрямую зависит от того, какими самосознаниями наделены муж и жена – Я или Мы. Даже, без учёта содержания этих самосознаний.

Рассмотрим эти коллизии:

Противоречие семейной жизни: Я хочу или Мы хотим

Чем отличается самосознание «Я» от «Мы»?

Чем, собственно, отличается самосознание «Я» от самосознания «Мы»?

Извините, за грубое, но совершенно точное сравнение: А чем отличается волк одиночка от стада баранов?

Если человек наделённый «Я» воспринимает себя как нечто штучно-единичное – Я – есть человек, рождённый прожить жизнь в отношениях с другими людьми в этом мире.

То самосознание «Мы» человека, чаще всего, себя вообще не видит и не чувствует в отрыве от какой-либо социальной общности – себя человек воспринимает лишь как часть СВОЕЙ социальной группы.

А его сознание и самосознание – это общие для этой группы представления, идеи, принципы жизни – общее восприятие жизни и общий образ осмысления жизни, и, соответственно, способ жизни.

То есть: человек себя воспринимает, как единое целое со своей группой единоверцев – таких же людей, как он сам.

При этом, естественно, это не мешает человеку со стадным мышлением, не только гордо считать себя неповторимым и единственным, но и выставлять, в общении и отношениях с другими людьми, своё «Я».

Ибо без вычленения своего «Я», даже в форме «Мы», человек себя осознавать не может – это сущностное свойство любого сознания.

А уверенность и наглость человеку со стадным мышлением придаёт знание, что за ним стоит стадо – группа людей с таким же мышлением.

Развитие семейной жизни при разности самосознаний мужа и жены

Начнём с того, что в отношениях людей, не так то и легко понять, кто есть кто: Какое самосознание у человека? – он индивид «Я» или «такой, как и все» — «Мы».

Тем более, это тяжело сделать мужчине и женщине, в пылу гормональной горячки их влюблённости, и времени, когда пора начинать семейную жизнь.

Это я к тому, что многие создают семьи, смутно понимая, с кем, в дальнейшем, им предстоит вести семейную жизнь.

Самосознание «Я» также легко видит своего возлюбленного в лице представителя стадного мышления, как и носитель «Мы» пылает чувствами к явному индивидуалисту.

Дело всё в том, что сближение мужчины и женщины на почве влюблённости – это проявление Основного инстинкта – он главный повелитель мыслей и телодвижений влюблённых.

И ему, главное: уложить их в постель – заставить заниматься сексом, а не разбираться в их личностях и в тонкостях души.

Поэтому-то и создаются такие пары и, соответственно, у них получается такая семейная жизнь:

Варианты семейной жизни при разных формах самосознаний мужа и жены

Муж и жена индивиды – оба обладают «Я»

Думаете, что им так сильно повезло? Как бы ни так: незрелое «Я», которое, обычно и бывает при создании молодыми семьи, способно не только омрачить семейную жизнь, но и легко её разрушить.

Дело всё в том, что человек, имеющий «Я», будет стремиться найти СВОЁ и видение семьи, и СВОЁ отношение ко всему, что с ней связано, и СВОЮ жизнь в плане семейной жизни.

А эти поиски сопряжены с противоречиями, заблуждениями, разочарованиями, эмоциями и судьбоносными решениями, что никак не может способствовать спокойному и нормальному протеканию семейной жизни.

И лишь, когда муж и жена, как два индивидуума, осознают и поймут ценность и важность «Я» каждого из них, они смогут, в принципе, создать идеальную семью.

Конечно, при условии, если у них есть любовь и мировоззренческая общность – если они будут смотреть на мир с одной стороны и одинаково.

Муж или жена обладают «Я», а партнёр имеет стадное мышление

Сразу скажу: Это самый ужасный вариант семейной жизни. Ибо нормальная семейная жизнь здесь в принципе невозможна: ни в области духовных отношений мужа и жены, ни в области хозяйственно-бытовой, ни, даже, в сексе.

Если, даже, паре «повезло»: «Я» мужа или жены совпадает с «Мы» партнёра – они имеют где-то, как-то схожее мировоззрение и приучены к одинаковым способам мышления и телодвижений в жизни, то, всё равно, колоссальное напряжение в отношениях мужа и жены, априори, неизбежно.

Ибо: индивид будет стремиться, реализуя своё самосознание, иметь всё «Своё» — свою семью, свою жизнь, и семейную и личную, свои решения, и прочее.

А носитель стадного мышления будет не только всё время тянуть семейную жизнь в «общак» — «как у всех», «как у папы с мамой», «как у подруг, друзей», но и будет искренне не понимать и возмущаться: Ну, почему ты не хочешь жить как ВСЕ люди!?

При этом, естественно, понимая под «всеми», тех людей, которые такие, как и он сам, — из его стада — из его социальной группы.

Если добавить сюда то, что представители стадного мышления воспринимают всех инакомыслящих, как чужих, даже если это муж или жена, да ещё и делают это агрессивно, ибо их пугает чужое мнение и чуждый им образ мышления и жизни, то можно себе представить «сладкую» семейную жизнь.

И не забудьте ещё сюда добавить: коллективисты будут всё время тянуть семейное одеяло в сторону носителей своего «МЫ».

То есть, если что-то не так в семейной жизни, они будут решать проблему ни с мужем или женой, и не наедине с самим собой.

А, буквально, побегут искать советы и решения к папе с мамой, к подругам-друзьям, или в интернет, в поисках поддержки у единоверцев – «таких, как я». Ну, и к родственникам, естественно, если они «правильные» — «свои».

Это ещё что, сейчас, а раньше, при Союзе, жёны, и даже мужья, ходили искать правду в своей семейной жизни, в парткомы, в профсоюзы или в трудовые коллективы!

Муж и жена – «одна сатана» — овцы одного пастуха

Вот, самый идеальный вариант семейной пары и семейной жизни – когда муж и жена обладают одинаковым, или даже разным, НО стадным мышлением.

Это, как раз, вариант, когда семейная жизнь – «и жили они долго и счастливо…». Ибо у них всё общее: они неразрывны ни в каких областях семейной жизни – у них, и мышление и семейные телодвижения, – «всё как у людей!».

Даже, повторяю, если есть какие-то различия между свойствами тех «стад», носителями сознания которых, являются муж и жена.

Потому что они, пусть даже не так просто, но найдут точки соприкосновения – относительно легко перейдут из одного «Мы» в другое — из одного стадного мышления в другое.

Или создадут своё собственное, когда «муж и жена — одна сатана» — когда их индивидуальное самосознание слилось в единое «Мы» семьи.

Резюме: Так какова же философия семейной жизни, при разнице самосознаний мужа и жены?

Семейная жизнь — это ОЧЕНЬ много в жизни мужчины и женщины, если она у них есть, и даже, если её у них нет.

НО, семья не в состоянии поглотить самосознание мужа и жены: их самоосознание, в виде «Я» или в виде «Мы» требует хоть какого-то самоопределения и самовыделения из окружающих людей и вещей.

Ибо таково сущностное свойство сознания – выделять человека из окружающего.

Только нужно себе отчётливо понимать, что самосознание может быть в форме «Я» индивидуума или в форме «Мы», когда человек себя ассоциирует в виде неотрывной части некоего сообщества людей.

И это большая разница – по сути дела, это два вида совершенно разных людей – с разными подходами к осмыслению жизни и существования в ней, — с разными мировоззрениями и ощущениями мира.

И семейная жизнь должна создаваться и строиться с учётом этих обстоятельств, а иначе, проблемность данной семейной жизни и данной семьи, гарантирована.

А вы наблюдали проблемы в отношениях мужа и жены на почве разницы форм их самосознания? Как вы считаете, зависит ли от этого состояние семейной жизни?

Дополнительно, читать по схожей тематике:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: