Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность - OXFORDST.RU

Общечеловеческие ценности иллюзия и реальность

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Рубрики

  • политика (17)
  • скачать фильм (6)
  • скачать книги (4)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Сообщества

Статистика

Общечеловеческие ценности: реальность или иллюзия?

Паситесь, мирные народы.
А.С. Пушкин

Страны так называемого «свободного мира» не перестают демонстрировать свою «приверженность» к провозглашаемым ими общечеловеческим ценностям, свою толерантность к выходцам из других стран и друг к другу, да и вообще, без устали постоянно поучают всех, как надо жить. А жить надо дружно. «Война – это плохо, а мир – хорошо». Ну, кто же с этим спорит? «Надо уважать себя и других». И это верно. И они совершенно не против того, чтобы к ним приезжали люди из менее благополучных стран и даже оставались у них навсегда после соблюдения некоторых, но весьма многочисленных, формальностей. Главное, чтобы эти «приезжие» разделяли взгляды и мнения, желательно официальные, на жизнь и всё остальное тех стран, куда они прибыли. И больше не будет никаких проблем.

Вероятно, есть люди, которые верят подобным утверждениям государственных мужей западной демократии. Но некоторые события подрывают доверие к этим высказываниям. Трудно поверить, что русские, французы или немцы будут считать полностью своим выходца из Ливана. Не говоря уже об эмигрантах из стран экваториальной Африки. Да что там, политики и граждане западноевропейских стран при малейших проблемах, возникающих в их жизни готовы отказаться от той самой свободы и демократии, к которой они столь якобы привержены. Стоит какому-нибудь бандиту или, упаси Бог, банде с какой-либо отличной от западноевропейской идеологией пригрозить чем-нибудь ужасным или что-либо совершить, как свободолюбивые и гордые европейцы превращаются в легко управляемое стадо жвачных существ, а все их ценности оказываются всего лишь более или менее сытным корытцем. Ведь это главное — быть сытым, жирным и довольным. И чтобы никто не смог угрожать подобному передовому образу жизни.
Обратите внимание, как «храбро» ведут себя европейские, да и американские солдаты в военных акциях, например, в Ираке. Сейчас я не хочу обсуждать причины этой войны, так как это увело бы от мысли, которую мне хотелось бы выразить. Возвращаясь к «отваге» солдат-освободителей от правительства Хусейна, поражает то, что стоит какому-либо воинскому контингенту, например, испанскому, потерять несколько человек, и сразу общественность требует вывода войск из зоны военного конфликта. Перед Новым годом, если не ошибаюсь, эстонские военнослужащие, находящиеся в Ираке, потеряли двух человек. И сразу почувствовали, что хватит, навоевались. А ведь это новое государство ЕС, безопасность которого, откровенно говоря, обеспечивается странами западной Европы и США. И, естественно, страна, которая вошла в союз «цивилизованных стран», которые её всячески поддерживают, должна хоть чем-то жертвовать во имя общечеловеческих ценностей и интересов. Однако эстонцы потребовали немедленного вывода эстонских воинов из Ирака. Да, два человека потерять – это чудовищно много. И европейские страны, во всяком случае, большинство из этих стран, поняли Эстонию. Потому что главная ценность – это сытое блеяние в тёплом хлеву. Кстати, в новогодние праздники от несчастных случаев, возникших из-за чрезмерного потребления алкоголя, в Эстонии в мир иной отправились 5 человек. Но алкоголь почему-то не запретили. Так как выпить и закусить – это очень важная европейская ценность.

Я уже упоминал об эмигрантах из разных стран, и что им сулят хорошую жизнь, если они будут усердно трудиться и быть законопослушными, то есть блеять, как все. И, мол, тогда всё будет у этих трудяг очень хорошо, но позвольте усомниться и в этом. Совершенно недавно, по историческим меркам, образовался Европейский Союз. Браво, народы Европы так долго ждали этого события. Правда, общую конституцию почему-то не приняли. Турцию не хотят ни под каким видом принять в этот союз. Дескать, не свои они. Хотя географически часть Турции находится в Европе, и вообще занимает восточную часть когда-то существовавшей Римской Империи. А империя сия в своё время была самая что ни на есть европейской. А римское право есть основа юридический системы европейских государств. Восточная часть Римской Империи – это Византия. Византия впитала в себя греческую культуру. Кстати, многие турки имеют европейское происхождение. Например, греки, живущие в Турции, грузины или армяне, к примеру. Ну почему Косово готовы принять в Европу, когда большинство государств его признают независимым, а Турцию нет? Ведь косовские албанцы почти все мусульмане. Какими стандартами руководствуются «цивилизованные» мудрецы – одному Богу известно.

Несколько трагикомичны события, произошедшие недавно в Бельгии, столица которой Брюссель — столица ЕС. Там перелаялись и перекусались граждане между собой. А всё из-за того, что одни из них, которые говорят на фламандском, утверждают, что франкофонные сограждане их объедают. Ну, тут нечего сказать, толерантность, демократизм, разумность, как говорится, налицо.

Ну а последняя хулиганская выходка просвещенного европейца из Голландии Хеерта Вилдерса даже уже не удивляет. Долго, очевидно, человек размышлял, и пришёл к выводу, что ислам и Священный Коран – огромная угроза цивилизованному переедающему человечеству. Его, с позволения сказать, фильм – это просто набор шаблонов, которые не могут рассматриваться ни как доказательства вредности ислама, ни как вообще какие-то разумные доводы. Не хочу пересказывать это произведеньице, все, кто желает, может ознакомиться с ним в Интернете. Сюжета там никакого, а передавать цитаты из этого фильма – оскорблять само понятие здравого смысла. Этот политик-кинематографист — ярчайший пример мировоззрения многих европейцев. В России, между прочим, есть подобный «деятель» – Митрофанов — снявший омерзительный фильм об украинских и грузинских политиках, в котором не было ничего от политики, а только одна грязь. Вероятно, это всё, что может продуцировать мозг данного «господина». Так же, как и Митрофанов, Вилдерс не является одиноким в своих убеждениях. Если, конечно, они у него есть, и всё это не является саморекламой как для одного политика, так и для другого. К сожалению, когда наблюдаешь за общественной и политической жизнью различных европейских стран, и не только европейских, но и Российской Федерации, когда чуть ли не каждый день слышишь о «чутком» отношении к иностранцам, особенно к тем, кто отличается цветом кожи или разрезом глаз, то невольно приходишь к выводу, что человечество ещё не доросло до того, чтобы называться разумным. И остается только надеяться, что когда-нибудь люди станут лучше.

А на сей день, являются ли реальностью или иллюзией общие для всех людей ценности – решайте сами.

Общечеловеческие ценности: понятие и сущность

Рубрика: Философия

Дата публикации: 26.05.2016 2016-05-26

Статья просмотрена: 28560 раз

Библиографическое описание:

Камбарова, К. У. Общечеловеческие ценности: понятие и сущность / К. У. Камбарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 11 (115). — С. 1810-1812. — URL: https://moluch.ru/archive/115/30384/ (дата обращения: 17.09.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятия общечеловеческих ценностей, кратко охарактеризованы такие категории общечеловеческих ценностей, как жизнь, свобода, счастье.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности, интериоризация общечеловеческих ценностей.

In this article it was considered the basic ways to the definition of concept of common to all mankind values, it was in brief described such categories of common to all mankind values, as life, freedom, happiness.

Key words: values, value orientations, common to all mankind values, interiorisation of common to all mankind values.

Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии социально признанного (данным обществом и социальной группой), на основе которых развертываются более конкретные и специализированные системы контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этой системы отдельной личностью составляет необходимую основу социализации личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

Значимость их не ограничивается временными рамками существования породившей их социальной общности. Так, эстетические ценности античности сохранили свое значение и после гибели цивилизации; известна длительность воздействия гуманистических и демократических идеалов европейского Просвещения, истоки которых берут начало в античной и эллинистической культурах. Этот процесс носит поступательный характер и историческую преемственность в развитии ценностных систем. В процессе этого развития складывается система общечеловеческих ценностей, которая становится приоритетной в современную эпоху. Следовательно, каждая культура вырабатывает свои ценности (в том числе и универсальные), создающие общий контекст данной культуры и влияющие на формирование характера.

Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).

В последнее время в науке особое значение придается общечеловеческим ценностям. Так, американские исследователи Ф. Клокхон и Ф. Стродбек определили общечеловеческие ценностные ориентации как сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общечеловеческих проблем. Их взгляд основан на том, что люди во всех культурах призваны решать одни и те же общие человеческие проблемы [1, с. 129].

Читайте также  Классификация прекращения трудового договора

В. А. Караковский относит к общечеловеческим ценностям такие ценности, как человек, семья, труд, знания, культура, отечество, земля, мир [2].

В работах Н. Д. Никандрова анализируется набор общечеловеческих ценностей, содержащихся в официальных государственных документах (Конституция, Всеобщая декларация прав человека), религиозных источниках (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран), учебных пособиях, во взглядах российских и зарубежных ученых и специалистов.

По мнению Н. Д. Никандрова, цели воспитания вторичны по отношению к ценностям или даже третичны. «Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, менталитете народа и (или) провозглашено как норма. Меняются ценности — меняются нормы — меняются цели воспитания» [4]. Прослеживая генезис развития общечеловеческих ценностей, автор подводит читателя к истокам их зарождения, отмечает, что многие, государством провозглашаемые добродетели, имеют очень древнюю историю, отчасти они отражены в трактатах великих философов античности и религиозных книгах. Так, шесть из десяти заповедей, которые, по преданию, Бог передал людям через пророка Моисея, содержат общечеловеческие ценности: «чти отца твоего и мать твою; не убий; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай добра ближнего твоего».

Что же можно считать общечеловеческими ценностями? Анализ научной литературы показал, что определений достаточно много.

По нашему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

На наш взгляд, это комплекс понятий, входящих в систему философского учения о человеке (жизнь, здоровье, права и свободы, моральные ценности, удовлетворение потребности в знаниях, культурно-историческое наследие и др.) и составляющих важнейший предмет изучения аксиологии.

Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации. Общечеловеческие ценности — это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. По итогам кросс-культурного исследования, проведенного С. С. Шварцем, им было выявлено 66 ценностей в 20 культурах и с помощью статистики он назвал 110 наиболее универсальных. Среди них — самостоятельность, разнообразие жизни, гедонизм, достижение, власть, безопасность и др. [5, с. 67].

Другие исследователи называют следующие значимые для большинства людей наборы ценностных ориентаций: личность, индивидуализм, взаимозависимость, возраст, пол, семья, качество отношений, значение авторитета, ролевого поведения, мобильность, общество, особенности взаимодействия, человеческая природа, отношение человека к природе, пути ее познания и др. [Там же, с. 132].

К общечеловеческим ценностям, признанным мировым сообществом, относятся жизнь, свобода, счастье, а также высшие проявления природы человека, раскрывающиеся в его общении с себе подобными и с трансцендентным миром. В числе общечеловеческих ценностей также находятся мир, жизнь человечества, представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви, родственные связи, ценности самосохранения, ценности самоутверждения и др.

Основополагающей категорией общечеловеческих ценностей является жизнь. Современная философия рассматривает жизнь как процесс человеческого бытия, как абсолютное, бесконечное начало мира, обладающее, в отличие от материи и сознания, активным, движущимся началом. Познание этого активного, движущегося начала, возможно, благодаря интуиции, посредством переживания. Жизнь — самое дорогая ценность для человека, основа его существования, его бытия в мире.

Свобода — еще одна важная ценность человеческого бытия. Свобода — это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков. Свобода выступает одной из универсальных ценностей человеческого бытия. Вопрос о свободе — один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.

Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.

Вопрос о приоритетных для кыргызстанцев ценностях неоднократно обсуждался на всех уровнях — в средствах массовой информации, на научных сессиях, был предметом психолого-педагогических исследований, изучался на междисциплинарном уровне. В качестве приоритетных кыргызских ценностей наиболее часто выделяется свобода, жизнь, труд, доброта, мир, культура, патриотизм, интернационализм, верность Родине, большая часть которых, как мы видим, близка к общечеловеческим ценностям.

Подробно исследована в кыргызской науке такая общечеловеческая ценность, как счастье. Этой проблеме уделила внимание в своей кандидатской диссертации Ж. А. Кедейбаева [6]. Автор рассматривает основой счастья потребности, интересы, которые способствуют формированию высших духовных, социально-нравственных качеств субъекта. Осознанные личностью высшие социальные потребности в форме нравственного сознания регулируют поведение индивида и задают ему ценностный смысл. Счастье в основном связано с духовно-эмоциональной стороной жизни человека. По словам исследователя, «в субъективном плане счастье можно охарактеризовать как эмоционально-оценочное отношение личности к своей деятельности. Чувство счастья является отражением бытия человека и определенного состояния психики. … счастье — это элемент бытия, который способствует гармоническому развитию личности»[6, с. 11].Ж. А. Кедейбаева раскрывает в работе категорию счастье, его структуру. Она выделяет такие элементы в его структуре, как: спокойная жизнь, удовлетворение потребностей, благодарность, радость, оценка жизни, явления, оказывающие воспитательное воздействие на человека, его духовное состояние. Все эти элементы диалектически связаны друг с другом и отражают счастье как эмоционально-чувственную форму идеала, функционирующую в цивилизационном пространстве и социальном времени.

Учитывая мировой опыт, можно констатировать тот факт, что в контексте формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций, общечеловеческие ценности имеют исключительно важное значение. Ориентация на них является важной составляющей ценностно-ориентированной деятельности социальных институтов.

Попрание общечеловеческих ценностей рассматривается как преступление против человечности. Без этих ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом.

Заключая статью, следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины. Под сформированностью ценностных ориентаций на общечеловеческие ценности понимается адекватное к ним отношение, учет их общественной и личностной значимости, наличие знаний о них, степень их интериоризации и экстериоризации, то есть способности руководствоваться ими в процессе жизнедеятельности.

  1. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. — М., 1999.
  2. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. — М.: Педагогика, 1992. — 129 с.
  3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М.: Педагогика, 1993. – 80 с.
  4. Никандров Н. Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. –1998. — № 4. — С. 3–8.
  5. Ценностные ориентации в американском социальном сознании и реалии межкультурного взаимодействия // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. — 1996. — № 2.
  6. Кедейбаева Ж. А. Счастье — нравственная ценность: Автореф. дис. канд. философ. наук. — Б., 2006. — 20 с.

Общечеловеческие ценности. Виды человеческих ценностей

Ценности – это идеи, которыми мы руководствуемся по жизни. В этом они похожи на планы, страхи, намерения, установки и т. д. Всё это идеи, которые направляют нас в действиях.

Среди этих идей могут быть только наши ценности, а не последствия (как с планами, целями и страхами), так и факт их реализации (как с намерениями и установками).

Нет единой классификации общечеловеческих ценностей по видам. Назовём пример группировки основных ценностей на виды по схожим характеристикам. Есть ценности о том…

  • как мы стремимся относиться к людям (честно, открыто, щедро, милосердно);
  • как мы стремимся действовать в общем (смело, вдумчиво, осторожно);
  • как мы стремимся подходить к делу (с благоговением, с честностью);
  • как мы стремимся сохранить что-то (просто, чувственно, потрясающе, с полным удивлением).

Почему у людей есть ценности?

Ценности – такие как установки, планы и цели — это эвристика, помогающая нам избегать бесконечных вычислений каждый раз, когда мы хотим действовать.

Чтобы постоянно не просчитывать, что нужно скрыть, а что нет, человек по умолчанию принимает общую ценность честности.

Ценности – это форма знания о том, что вообще работает, подходит для жизни.

Теория общечеловеческих ценностей Шварца

Теория базовых ценностей Шварца [1] определяет десять основных личностных ценностей, признанных в разных культурах, и объясняет, откуда они берутся.

К общечеловеческим ценностям относятся:

    Саморегуляция.

Независимое мышление и действие – выбор, созидание, исследование.

Стимулирование.

Волнение, новизна и вызов в жизни.

Гедонизм.

Удовольствие или моральное удовлетворение себя.

Достижение.

Личный успех через демонстрацию компетентности в соответствии с социальными нормами.

Сила.

Социальный статус и престиж, контроль или доминирование над людьми и ресурсами.

Читайте также  Музыкальный инструмент саксофон

Безопасность.

Гармония и стабильность общества, отношений и себя.

Соответствие.

Сдержанность действий, склонностей и побуждений, которые могут нанести вред другим и нарушить социальные ожидания или нормы.

Традиции.

Уважение, приверженность и принятие обычаев и идей, которые даёт культура или религия человека.

Доброжелательность.

Сохранение и улучшение благосостояния тех, с кем человек находится в личном контакте (и группе).

Универсальность.

Понимание, признание, терпимость и защита благополучия всех людей и природы.

Шварц утверждает, что эти значения могут быть организованы визуальным способом (это называется круговым сплетением и охватывает ещё более крупные темы).

6 основных особенностей общечеловеческих ценностей по Шварцу

  1. Ценности – это убеждения, неразрывно связанные с аффектом. Когда ценности активируются, они наполняются чувствами.
  2. Ценности относятся к желаемым целям, которые мотивируют действовать.
  3. Ценности выходят за рамки конкретных действий и ситуаций. Эта особенность отличает ценности от норм и установок, которые обычно относятся к конкретным действиям, объектам или ситуациям.
  4. Ценности служат стандартами или критериями. Ценности определяют выбор или оценку действий, установки, людей и событий. Люди решают, что хорошо, а что плохо, оправданно или незаконно, стоит ли это делать или избегать, исходя из возможных последствий для их заветных ценностей.
  5. Но влияние общечеловеческих ценностей на повседневные решения редко бывает осознанным. Ценности проникают в сознание, когда действия или суждения с которыми мы сталкиваемся, имеют противоречивый характер для разных ценностей, которыми мы дорожим.
  6. Ценности упорядочены по важности относительно друг друга. Ценности людей образуют упорядоченную систему приоритетов, характеризующих их как личность.

Относительная важность нескольких ценностей ориентируется на действия. Любое отношение или поведение обычно имеет последствия для нескольких ценностей. Компромисс между конкурирующими ценностями определяет установки и поведение.

Ценности влияют на действие, когда они имеют отношение к контексту (следовательно, могут быть использованы) и важны для человека.

Личные ценности

Человек руководствуется идеями, приходящими из разных мест человечества. Но есть одно место, где ценности берут своё начало и имеют особое значение, это личные ценности. Они являются результатом личных размышлений о том, как лучше жить. Личные ценности основаны на личном опыте или размышлениях.

Личные ценности создаются путем переосмысления пережитого (или воображаемого) опыта в некий принцип о том, что будет положительно влиять на жизнь. Затем этот принцип используется для руководства человеком в различных ситуациях. Общечеловеческие ценности трансформируются в личные.

Ценности направляют нас не только в действии, но и в планировании и постановке целей. Ценности лежат в основе всех действий, которые, как мы чувствуем, мы выбрали. Наши цели, планы, установки и т. д. оправданы с точки зрения наших ценностей.

Поскольку ценности отбираются и используются, когда мы выбираем действия и планы, часто именно в этих вариантах (и особенно в «трудных вариантах») ценности проверяются, уточняются, пересчитываются и обновляются.

Опыт «свободного выбора» приходит из открытости и частоты того, как мы пересматриваем наши ценности во время выбора.

Понимание самого себя

Человек объясняет большинство своих поступков, используя ценности. Это объяснение называется «обоснование» вашего действия. А способность приводить доводы, имеющие смысл для других людей (обычно ссылаясь на ценности), называется «рационализация».

Люди настолько привязаны к рациональности, что не станут делать того, чего не могут предвидеть. Эта нерешительность делать что-либо без причины делает нас предсказуемыми и заставляет общество двигаться.

Вот три способа узнать о своих ценностях:

  1. Спросите себя, как вы относитесь к определенному человеку в вашей жизни, и попытайтесь ответить, используя наречия или словосочетания.
  2. Исследуйте свои эмоции, спрашивая себя, что каждая эмоция означает.
  3. Проанализируйте свои планы и выбор по причинам и продолжайте спрашивать «почему», пока причина не станет чем-то вроде ценности.

Правильнее было бы сказать, что они ориентируются на определенные ценности, связанные с целями (например, личная эффективность, производительность и достижение результатов).

Точно так же правильнее сказать, что человек, направленный на страх, ориентируется на ценности, связанные со страхом (например, безопасность или снижение риска). А человек, направленный на чувства, ориентируется на ценности, связанные с чувствами (например, подлинность или эмпатия).

Ценности (а не цели, страхи, чувства) лежат в основе любого выбора. Люди, считающие себя целеустремленными, часто не знают правду о себе. Нужно стремиться открывать правду о себе и своих ценностях.

Откуда ваши «проблемы»?

Пошагово разберёте сферу жизни и определите 3 важнейших шага в этой сфере.

Общечеловеческие ценности — что это?


За сколько вы согласитесь сняться в порнофильме? Вправе ли кто-нибудь помочь уйти из жизни неизлечимо больному человеку, если тот об этом просит? Нужно ли узаконить многожёнство? Делать ли пластику лица, чтобы стать похожей на Монику Белуччи? Можно ли уводить из семьи женатого мужчину?

На подобные вопросы сложно дать однозначные ответы. Для этого необходимо обратиться к некой системе ценностей, которые условно можно назвать общечеловеческими. А что же вкладывается в это понятие? Вопрос, что такое общечеловеческие ценности, равно как и попытка выстроить некую их иерархию, оказался очень сложным.

Человечество веками накапливало знания, передавало их следующим поколениям, и опытным путём, методом проб и ошибок, постепенно сформировало некую систему ценностей. В общих чертах, наверное, это то, что отличает нас с вами от животных: способность сострадать, любить, заботиться о других людях, готовность к самопожертвованию.

Существует такое мнение, что большинство основных законов, действующих в большинстве стран, отражают общечeловеческие ценности (к примеру, запрет на убийство, насилие, воровство и др.). Считается, что многие главные либеральные принципы, особенно, такие как обычная свобода слова, демократия, гуманизм, также являются общечeловеческими ценностями.

Можно отнести к ним и некоторые религиозные законы, например христианские десять заповедей. Есть мнение, что «Золотое прaвило морали»: «Не дeлай другим тo, чего не желаешь себе» — тоже является общечeловеческой ценностью».

Однако, на планете существуют цивилизации, находящиеся на разных стадиях развития, с разными приоритетами. Для одних ценность – съесть врага и повесить на шею любимое ожерелье из его костей, для других – нарожать во славу Всевышнего десять детей, для третьих главная ценность – деньги, для четвертых – духовное развитие и самосовершенствование.

Безусловно, в зависимoсти от культуры, менталитета, вероисповедания — в конце концов — общечeловеческие ценности разнятся, и это не среднеарифметическое между людоедом и священником. Общeчеловеческие ценности понятны и приемлемы для большинства людей, независимо от расы, этноса, воспитания.

В общие человеческие ценности не входит, например, право рубить руки ворам или забивать неверных жен камнями (в то время, как в системах ценностей некоторых народов право оскорбленного мужа на месть важнее права его жены на жизнь и здоровье). Поэтому, общечеловеческими ценностями считаются те, которые в процессе спора между различными этносами и культурами стали основными, одержав победу над теми, которые посчитали грехом. Общечеловеческие ценности – это те моральные ценности, значимость и авторитетность которых бесспорны для каждого полагающего себя Человеком.

Каждый человек (за очень редким исключением) ценит: жизнь, здоровье, удовлетворение физиологических нужд, свободу (возможность распоряжаться собой по своему усмотрению), совесть, честь (хорошее отношение к себе окружающих), положительную самооценку (хорошее и уважительное отношение к самому себе), самореализацию и образование (возможность узнавать новое и создавать новое), семью, детей, карьеру, общественное признание, удовольствие и, другими словами. Большинство людей предпочтут быть живыми, а не мертвыми; здоровыми, а не больными% сытыми, а не голодными; уважаемыми, а не презираемыми; ценящими себя, а не страдающими от комплексов. Это и есть общечеловеческие ценности. С другой стороны одни предпочтут быть презираемыми, а другие – голодными, зато, уважающими себя.

Многие читатели скажут: с ценностями большинства все ясно. Но в любом обществе – особенно в цивилизованном! – всегда есть и меньшинство. Как же быть с их ценностями? Например, существует реальность — гомосексуализм, который является важной ценностью для меньшинства людей. Но совершенно недопустимо провозглашать это явление конституционным общечеловеческим правом, пропагандировать в СМИ и, тем более, венчать однополые браки в церкви. В обществе, где большинство людей этого не одобряют, нужно потребовать от меньшинства уважать правила, принятые большинством, и не раздражать людей.

Мы не рождаемся с набором неких общечеловеческих ценностей каждый – зависимость от воспитания, культурного уровня, влияния окружения – выбирает сам, в соответствии с какими принципами ему жить. Ценности могут уточняться и корректироваться на протяжении всей жизни. Каждый из нас решает для себя, что хорошо, а что плохо, в зависимости от ситуаций, в которых находится.

Ценности есть у любого человека, тем не менее, далеко не каждый их сразу осознает. Не случайно эта статья начинается серией провокационных вопросов. Для того, чтобы ответить на них, необходимо выстроить свою иерархию ценностей. Кто то рассуждает мысленно или подискутирует на эту тему с близкими. Кто то составит список своих жизненных приоритетов и запишет их на бумаге… Выстроив личную систему ценностей, которая станет опорой и жизненным ориентиром, каждый приведет собственные разумные доводы, отвечая на наши вопросы.

Читайте также  Глобалистика и глобализм

Однако ценности потому и отличаются, потому что их никак нельзя просто логически обосновать или сосчитать. Для мусульманина многоженство – добро. Должен ли христианин признать его правоту? Нет, конечно. Могут ли европейцы осуждать африканских аборигенов за то, что у них приняты человеческие жертвоприношения, ритуальные самоубийства и священные войны? Тоже нет. Просто следует принять и признать эти цивилизации с их жизненными ценностями, как часть реальности. Принятие даст возможность ужиться рядом людям с разным набором убеждений.

Ужиться путем поиска общих норм сосуществования, которые могли быть приемлемы одинаково для всех сторон. Ценности других людей, даже если они противоположны нашим, следует уважать. И в этом – одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей, которые должны разделять и мы с вами.

Буддизм: основные идеи и принципы

Основные идеи буддизма: Pixabay

Из трех мировых религий буддизм — самое древнее вероучение: ему более 2,5 тысяч лет. Его принципы и воззрения органично воспринимаются новыми поколениями. Идеи буддизма присутствуют во многих современных системах самосовершенствования, далеких от религии. Кратко рассмотрим, в чем притягательность ценностей этого учения.

Главное о буддизме

Буддизм возник в Древней Индии в середине I тысячелетия до нашей эры. Его появление связывают с именем принца Сиддхартхи Гаутамы. До 30 лет он жил безмятежно и был потрясен, увидев горе, нужды и смерть людей. Принц стал аскетом, наблюдал за своим сознанием и духовным миром, медитировал, в результате чего достиг просветления — стал Буддой. С 35 лет он стал проповедовать новое учение.

Несколько веков учение Будды существовало в устных преданиях. Только в I веке до н. э. его впервые записали на пальмовых листьях. С тех пор приверженцы этой религиозной системы создали множество трудов, которые стали основой этики буддизма.

Формула восточной красоты: как омолодить лицо за 15 минут

Что такое буддизм?

Буддизм в целом рассматривается как религиозно–философское учение, его определяют как:

  • религию;
  • философию;
  • этическое учение;
  • культурную традицию.

Будда утверждал, что каждый человек своими усилиями может стать просветленным и частью божественной сущности. Поэтому последователи не наделяли своего учителя сверхъестественными чертами, не обожествляли. В самом учении отрицается существование Бога-творца и вечной души. В этом существенное отличие буддизма от возникших позже христианства и ислама.

Известный ученый-религиовед, буддолог Евгений Торчинов объясняет, что буддизм стал мировой религией, потому что переступил границы и распространился среди сотен миллионов жителей планеты, его духом пронизана вся культура Востока.

Медитация — путь к просветлению разума: Pxhere

Суть и философия буддизма

Будда утверждал, что понимание жизни пришло к нему не как божественное откровение, а стало результатом размышлений. Его интересовало, почему жизнь людей так тяжела и есть ли возможность избавления от этого.

Прагматизм — это хорошо или плохо и в чем его суть

В чем заключается философия буддизма? Будда сформулировал 4 постулата учения:

  1. Мир полон страданий и несовершенства. Человек существует в условиях страха, тревожности, непостоянства. Они искажают реальность, поэтому следует постигнуть причину страданий, чтобы найти путь избавления от них.
  2. Источник страданий человека Будда находит в желаниях и страстях, в жажде жизни и чувственных удовольствиях, которые одолевают людей. Эти страсти заставляют вращаться колесо жизни по кругу рождений и смертей.
  3. Есть возможность вырваться из этого круговорота, чтобы прекратить страдания. Это путь преодоления страстей, путь просветления. Высшая цель этого пути — достижение нирваны (состояния блаженного небытия).
  4. Будда определил, как идти к этой цели. Он описал путь спасения, который состоит из 8 этапов, в том числе:

Медитация для начинающих в домашних условиях

  • соблюдение этических норм;
  • постижение мудрости;
  • медитации и др.

Другое название пути — срединный, то есть равноудаленный как от аскетизма, так и от удовольствий.

Авторитетный учитель буддизма, знаток традиций Кьябгон Тралег в книге «Сущность буддизма» считает ошибочным утверждение о том, что учение стремится искоренить желания. Речь в буддизме идет о том, чтобы преодолевать избыточные, чрезмерные их формы.

Направления и школы буддизма, современные формы

Буддизм распространился в Юго-Восточной и Средней Азии, на Дальнем Востоке, в Японии и Тибете. Везде сохранялась основополагающая вера в «три драгоценности» — Будду, его учение и монашескую общину.

Основные идеи буддизма: Pixabay

В результате распространения вероучения еще в древности возникли его разновидности. Какие есть направления буддизма? Главные из них:

Традиционное обучение: как воспитать ребенка и не покалечить психику

  1. Хинаяна — направление, которое возникло в III веке до н. э. Его сторонники идеализировали монашескую жизнь, считали, что никто не может помочь человеку на пути спасения, что это возможно сделать, только приложив собственные усилия.
  2. Направление махаяна зародилось позже, в I веке н. э. В нем преобладало мнение, что миряне в благочестии могут сравняться с монашеством, а помощь на пути спасения им окажут святые.
  3. Внутри махаяны в V веке возникло тантрическое направление — ваджраяна. В нем главным средством достижения просветления считались тайные мантры.

В современном буддизме направление тхеравада сохраняет «учение старейшин» раннего периода. В тибетской и дальневосточной школах преобладают идеи махаяны.

Высокая мода: что это такое, тренды 2021 года

В США и Западной Европе в начале ХХ века учение распространилось в виде дзен-буддизма. Современный исследователь Н. Кузнецова отмечает, что его сторонники — это преимущественно интеллектуалы. Для них приоритетным стало достижение контроля разума над телом, медитация и йога. Наблюдается своеобразная американизация буддизма — создаются дзен-центры, коммуны молодежи и студентов.

Основные принципы и уроки буддизма

За века и тысячелетия существования религиозно-философского учения в его рамках сформировались основы морали и нравственности. Они составляют общечеловеческие ценности, не утратившие актуальности и для современного человека.

Правила буддизма

В основу этики буддизма положены 5 обетов (правил), общих для всех направлений учения:

  1. Запрет на причинение вреда всем живым существам. Прямо запрещаются убийства, в том числе смертная казнь, эвтаназия, аборты. Как продолжение этого завета, культивируются доброта, сострадание, благожелательность.
  2. Запрещается воровство. Приветствуется проявление щедрости и самоотверженность.
  3. Прелюбодеяние запрещается во всех формах. Буддисты призывают формировать сексуальную ответственность, приверженность долгосрочным обязательствам.
  4. Порицаются лживые высказывания, оскорбления, ругань, сплетни. Последователи учения призывают воспитывать в себе такие качества, как честность и надежность.
  5. Буддизм осуждает любые формы опьянения — алкоголь, наркотики и пр.

Аристотель: биография, чем известен, цитаты и афоризмы

Таким образом, этика буддизма основывается на принципах умеренности и благожелательности к миру (нельзя наносить вред никому и ничему). В ней приветствуется развитие чистых и благородных качеств, которые очищают разум и ведут к просветлению.

Направления буддизма: Pixabay

Чему учит буддизм?

Учение Будды основано не на вере, а на многогранном опыте. Оно совершенствовалось многими последователями, создавшими тысячи трудов. В результате сложилась этика буддизма, которой руководствуются миллионы людей на планете в повседневной жизни.

Есть некоторые правила, которые имеют практическое значение не только для приверженцев этого учения:

  • Будьте благодарны за все, что происходит в вашей жизни. Хорошие явления делают нас счастливее, плохие приносят опыт, чему-то учат. Благодарность притягивает радость, любовь, здоровье и процветание.
  • Умейте прощать. Обиды травят душу, мешают жить. Освобождение от них приносит душевный покой.
  • Никто не появляется в вашей жизни случайно. Каждый человек возник с какой-то целью, но вам решать, принимать его урок или отвергнуть.
  • Верьте, что в самые тяжелые времена Вселенная придет на помощь. Человеку не будет дано больше испытаний, чем он сможет вынести.
  • Решайте проблемы через их осознание. Не загоняйте их внутрь — смотрите правде в глаза. Буддизм учит, как принять страхи и слабости, пройти через них, чтобы избавиться.
  • Делитесь любовью, мудростью, талантом. Все, что отдаете, к вам вернется. Отдаете хорошее — получите в ответ много прекрасного.
  • Достижение совершенства, перфекционизм — иллюзия. Расслабьтесь и позвольте себе делать ошибки, будьте счастливы независимо от результата своих усилий.
  • Живите настоящим, а из прошлого выносите уроки. О будущем мечтайте без фанатизма, но помните, что счастье здесь и сейчас.
  • Живите среди тех, кто вас любит и поддерживает. Не тратьте жизнь на тех, кто в вас не верит.
  • Берите от природы и окружающего мира энергию и все, что требуется для здоровья. Это просто и доступно всем.
  • Не принимайте все слишком близко к сердцу, позже пожалеете о своих страданиях, которые того не стоили.

Боги Древнего Египта: список, описание и их значение

Человеку свойственно стремление к лучшему, он ищет пути развития и совершенствования. Философия буддизма дала многое современным системам саморазвития. Она предлагает понятные принципы и правила, которые изменяют жизнь человека и его взаимоотношение с миром в лучшую сторону.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: