Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова - OXFORDST.RU

Образы достоевского в иллюстрациях ильи глазунова

«Достоевский в живописи». Истории шести картин Ильи Глазунова

За свою жизнь Илья Сергеевич написал более четырех тысяч картин — от камерных портретов знакомых до монументальных полотен, посвященных важнейшим событиям истории России и мира. Более 700 из них хранится в московской Галерее Ильи Глазунова, открытой в 2004 году.

О жизни Ильи Глазунова и нескольких его работах — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

«Дороги войны» (1985)

Илья Глазунов родился в Ленинграде. Когда началась Великая Отечественная война, будущему художнику едва исполнилось 11 лет. В блокаду погибли его отец, мать, бабушка, дедушка, тетя и дядя. По Дороге жизни в Новгородскую область увезли единственного выжившего из Глазуновых — мальчика Илью. После снятия блокады в 1944 году он вернулся в родной город.

В 1951-м Илья Глазунов поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Его первая выставка прошла в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) в Москве в 1957 году, во время учебы на последнем курсе института. Работы, которые Илья Сергеевич представил публике, поразили и простых зрителей, и художников.

Выбирая тему дипломной работы, он не сомневался. Он давно решил, что его картина будет посвящена непростому периоду Великой Отечественной войны, когда Красной армии приходилось отступать, а победа над врагом еще была очень далека. «Дороги войны» — так Глазунов решил назвать работу. Через много лет в своей автобиографической книге «Россия распятая» Илья Сергеевич вспоминал:

«Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым потоком шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гонимые бурей войны. Каждую минуту из разорванных грозовых туч могли появиться немецкие самолеты. Смерть, горе, рев моторов… Золотая рожь вдавлена в землю гусеницами танков…»

Узнав о теме работы студента Глазунова, профессора из экзаменационной комиссии настоятельно рекомендовали ему отказаться от нее — мысли, которые он хотел выразить на картине, многие посчитали антисоветскими и пораженческими. Давление на молодого художника было велико, и ему пришлось согласиться с требованиями преподавателей. На экзамене он представил работу «Рождение теленка» — трогательную бытовую сцену он написал по этюду, сделанному несколько лет назад в деревне. Через несколько лет он все же закончил «Дороги войны» и представил ее на выставке в московском Манеже в 1964 году. Вновь вмешалась цензура — картину изъяли прямо из зала. Ее судьба до сих пор остается загадкой.

В 1980-х годах художник сделал авторское повторение утраченного полотна — картина сегодня хранится в алма-атинском Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Сегодня на сайте Галереи Ильи Глазунова открыта выставка «Дороги войны. История одной картины», на которой можно увидеть не только эту работу, но и этюды и эскизы к ней.

Портрет С.В. Михалкова (1988)

После окончания института Глазунов отправился по распределению сначала в Ижевск, а затем в Иваново. После этого Илья Сергеевич переехал в Москву. В столице молодой художник столкнулся с серьезными трудностями: у него не было прописки и жилья, его не принимали в Союз художников. Денег было очень мало — приходилось даже подрабатывать грузчиком. Глазунов ночевал в кладовке, которую ему предоставил скульптор Дионисио Гарсиа. Все изменилось к лучшему, когда Илья Сергеевич познакомился с Сергеем Михалковым.

С главным детским поэтом и автором гимна СССР Илья Глазунов впервые встретился в 1958 году. Как-то раз в кладовку, где он жил, постучали, и в дверь вошел Михалков. Он видел картины Глазунова на выставке в 1957 году и высоко оценил талант художника. Увидев место, в котором Илья Сергеевич жил с женой Ниной Виноградовой-Бенуа, Михалков пообещал помочь.

Спустя какое-то время на новогоднем балу Сергей Владимирович встретился с министром культуры Екатериной Фурцевой. Михалков пригласил ее на танец, рассказал о положении молодого художника и попросил помочь ему.

Через год после встречи с Михалковым Илья Сергеевич переселился в предоставленную ему однокомнатную квартиру и получил московскую прописку. С тех пор Глазунов называл Михалкова своим благодетелем. Когда поэта не стало, Илья Сергеевич сказал: «После моих родителей Сергей Владимирович Михалков был самым близким и любимым человеком, который во многом определил мою судьбу гражданина и художника».

Портрет Ф.М. Достоевского (1992)

На полотнах Ильи Глазунова часто появлялись классики русской литературы и персонажи их произведений. Особое место в творчестве Ильи Сергеевича занимал Федор Михайлович Достоевский — его любимый писатель.

Художник полюбил Достоевского на четвертом курсе института. Работы, вдохновленные творчеством Федора Михайловича, появились на первой выставке в ЦДРИ. Среди них были портреты главных героев романа «Идиот»: князя Мышкина, Парфена Рогожина и Настасьи Филипповны. Но и образ самого писателя вдохновлял Глазунова не меньше, чем его персонажи.

«Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов своды, надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, сокрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся», — описывал художник Достоевского в своей книге «Россия распятая».

Глазунов создал несколько портретов писателя. Каждый из них изображал Достоевского на фоне объединявшего их города — Санкт-Петербурга.

Илья Сергеевич рассказывал, что проиллюстрировал все написанное Достоевским — за исключением его дневников. Несмотря на устоявшееся представление о Достоевском как о писателе мрачном, Илья Сергеевич называл его самым оптимистическим в русской литературе — тот верил в возрождение души человека. Ценности, проповедуемые Федором Михайловичем, были очень близки художнику, и неслучайно Глазунова называют «Достоевским в живописи».

«Солдат Максимо Санчес»; «Балерина Бланка Гуардадо» (1983)

В жизни Ильи Глазунова было несколько крупных заграничных командировок. Художник был в местах боевых действий — во Вьетнаме в 1967 году, в Чили в 1973-м. В августе 1983 года Илья Сергеевич по заданию газеты «Правда» отправился в охваченную гражданской войной Никарагуа, где провел две недели и создал около 60 работ.

Вооруженное противостояние в этом центральноамериканском государстве началось в 1981 году. По разные стороны баррикад стояли правительственные силы, которые поддерживали СССР и Куба, и оппозиция, сторону которой взяли США. Война длилась почти девять лет. За это время в столкновениях погибли более 50 тысяч человек.

Одним из героев работ художника стал молодой солдат Максимо Санчес. Он взял в руки оружие, когда ему исполнилось 17 лет. Илья Сергеевич решил сделать портрет молодого человека прямо в полевых условиях — с собой у художника не было холста, и ему пришлось использовать лист фанеры. Получившаяся работа очень понравилась Максимо — он увидел на портрете не просто себя, а памятник своим товарищам, погибшим в боях за свободу и независимость.

Другая важная картина, которую Илья Сергеевич написал во время той командировки, — портрет балерины Бланки Гуардадо, руководительницы Ансамбля народного танца Никарагуа. Художник изобразил танцовщицу в ярком национальном наряде.

Эти и другие работы Ильи Сергеевича, созданные во время поездки в Никарагуа, можно увидеть на виртуальной выставке «Никарагуа глазами художника», которая открыта на сайте Галереи Ильи Глазунова.

Читайте также  Контрольный синтез MgNO32 MgO MgCl2

«Раскулачивание» (2010)

Русская история всегда была источником вдохновения для Ильи Глазунова. Художник изображал важных исторических персон и поворотные события в истории государства. Темой одной из картин стал период, когда в СССР проводилась политика раскулачивания. 1930-е годы стали также временем жесточайших гонений на религию, и Илья Сергеевич глубоко переживал этот период истории.

«Раскулачивание» Илья Глазунов писал около пяти лет, закончив в 2010 году, хотя идея появилась у него еще во время учебы в институте. На огромном полотне живописца около 100 фигур — убитый священник, испуганная мать с новорожденным ребенком, комиссар, со злобной улыбкой смотрящий на зрителя сквозь серебряный оклад иконы «Спас Нерукотворный». Многие образы крестьян пришли из поездок художника по русской глубинке. «Раскулачивание» стало последним монументальным произведением Ильи Глазунова.

Alib.ru > Название книги: образы достоевского иллюстрациях глазунова

Образы Ф.М.Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова.
Печать и перелетные работы выполнены в Италии. Федор Михайлович Достоевский — любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронес через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвященный образам Достоевского. В альбоме представлены произведения Глазунова, посвященные романам великого писателя. На мелованной бумаге.

В продаже:

Продавец Описание Состояние Фото Купить по цене
1 BS-spata
Москва.
М. Изд-во Планета. 1986г. 208с.:ил Твердый переплет, энциклопедический формат. Состояние: Очень хорошее. Супера нет Купить за 350 руб.
2 BS-Fatkin
Новосибирск.
М. Планета 1986г. 208с., илл. Твердый издательский переплет, Альбомный формат. Состояние: отличное, суперобложка, видно пятно от удаления дарственной подписи на титульном листе. Отпечатано в Германии Купить за 400 руб.
3 BS-XAPKIB_bookinist
Украина, Харьков.
Москва: Планета, 1990г. 208с., ил. Твердый, суперобложка, Очень большой формат. Состояние: отличное Купить за 450 руб.
4 BS-MORTON
Ростов-на-Дону.
М. Планета. 1986г. 208 с., илл. Твердый переплет, суперобложка, энциклопедический формат. Состояние: идеальное. Купить за 500 руб.
5 BS-stel75
Москва.
Л. Планета 1986 г. 208с. Твердый переплет, Очень большой формат. Состояние: очень хорошее Купить за 500 руб.
6 BS-Ramon
Воронеж.
М. Планета 1990г. 208с. Твердый переплет, Энциклопедический формат. Состояние: Очень хорошее, малозаметная царапина на задней стороне суперобложки с торца издания, в остальном отличное. Фото по заросу Купить за 500 руб.
7 BS-Fatkin
Новосибирск.
М. Планета 1990г. 208с., илл. Твердый издательский переплет с золотым тиснение, суперобложка, Альбомный формат. Состояние: Отличное, суперобложка, отпечатано в ФРГ (Германии). Купить за 500 руб.
8 BS-Chitaev
Королев.
М. Планета. 1986г. 208 с., илл. Твердый переплет, энциклопедический формат. Состояние: хорошее Купить за 500 руб.
9 BS-Миша-Питер
Санкт-Петербург.
М. Планета. 1990г. 208 с.,илл. Твердый переплет, Альбомный формат. Состояние: Отличное и книги, и суперобложки, ляссе посмотреть – иллюстрация Купить за 520 руб.
10 BS-Melnik
Санкт-Петербург.
Москва Издательство Планета 1990г. 208с., илл. Твердый переплет в суперобложке, большой формат. Состояние: отличное,на переднем форзаце аккуратно стерта дарственная,остальное-отличное Купить за 550 руб.
11 BS-Хоббит
Саратов.
М. Планета 1986г. 208 с. Твердый переплет, Очень большой формат. Состояние: Идеальное. Купить за 550 руб.
12 BS-sergej
Саратов.
Москва Издательство Планета 1990г. 208с., илл. Твердый переплет в суперобложке, Энциклопедический большой формат. Состояние: Отл. Купить за 600 руб.
13 BS-Pepis
Магнитогорск.
М.: Планета 1990г. твердый переплет, увеличенный формат. Состояние: отличное (экземпляр не читан) Купить за 1200 руб.
14 BS-marli
Москва.
М. Планета 1990г. 208с., илл. твердый, суперобложка, энциклопедический формат. Состояние: идеальное Купить за 1500 руб.
Лучшие продавцы >>>

Copyright &#169 1999 — 2021, Ведущий и K&#176. Все права защищены.
Вопросы, предложения пишите в книгу

Илья Глазунов и его «достоевские страсти». Памяти художника

Несколько дней назад, 9 июля, ушел из жизни русский художник Илья Глазунов. В своем творчестве он брался и за лирические, интимные темы, и за масштабные, судьбоносные для страны и эпохи. Вспоминаем одну из его самых острых серий, посвященную произведениям Федора Достоевского. Петербург на этих картинах — город мятущейся души и сломленных судеб. Именно здесь и писатель, и художник создали свои шедевры.

Илья Сергеевич Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Этот город стал для будущего большого художника не просто малой родиной, но и самым большим вдохновением, и самой огромной болью. В блокаде 12-летний Илья потерял всю семью — отца, мать, бабушку, тетю… Мальчика по Дороге жизни увезли в эвакуацию, но уже в 1944 году он вновь ступил на улицы Ленинграда.

Глазунов поступил в художественную школу, потом — в Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, мастерскую Бориса Иогансона. Уже в 26 лет молодой художник открыл первую персональную выставку. Поводом для нее послужил Гран-при за портрет чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика, полученный Глазуновым на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге. Тогда одна из журналисток написала: «Главное для художника — углубленный психологизм, умение разгадать внутренний мир человека, выразить его духовную жизнь». Уже в юности Глазунову удалось уловить эти тонкие материи в образе великого коммуниста и журналиста, и в каждом следующем его портрете у героя неизменно «говорящие глаза».

Творчество Глазунова исследователи условно разделяют на несколько циклов: «История России», «Городской», «Портреты» и литературные иллюстрации к произведениям Н. Некрасова, Н. Лескова, А. Блока, А. Островского, М. Лермонтова, Ф. Достоевского… Именно с именем последнего писателя связаны одни из самых ярких работ художника.

Художник как никто другой смог проникнуть в мир мыслеобразов писателя. Глазунов признавался: «…мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация», трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев». В своих полотнах Илья Сергеевич пытался передать мир писателя — «борьбу света и мрака».

Иллюстрации Глазунова сочетают в себе тонкое обаяние XIX столетия, эпохи самого Достоевского, и отзвуки блокады, которая навсегда изменила душу художника. Глаза Неточки Незвановой на картине «Смерть матери» — это и глаза страдающего блокадного ребенка тоже, ибо ни в одну эпоху «мир познания» не стоил той самой «слезинки ребенка»…

«Смерть матери» — иллюстрация к повести Достоевского «Неточка Незванова»

Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. На портрете князя Мышкина 1956 года, который Илья Сергеевич написал сам, будучи юным и окрыленным художником, они светятся тихой добротой. На губах персонажа притаилась скромная улыбка, все лицо князя напитано кротостью и смирением. Мышкин только-только приехал в Петербург — Глазунов только-только вступил в мир большого искусства. Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью. Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.

Князь Мышкин, иллюстрация к роману «Идиот»

Похожую эволюцию персонажа Глазунов показывает в трех портретах Раскольникова. На первом романтическом портрете Родион показан в городе, еще «среди людей», еще «живым». Пока он «замечательно хорош собою», как писал Достоевский, но уже оторван от окружающих (они почти теряются на заднем плане) и погружен в свои страшные думы — об этом говорят полуприкрытые глаза.
На втором портрете лоб Раскольникова пересекает страшная морщина. Он преодолел тридцать роковых ступеней, виднеющихся сзади, и ощупывает подвешенный за пазухой топорик. Родион больше не прекрасный романтический герой, он стал преступником до своего страшного взмаха топором, он уже «не старушонку убил, а себя убил».

Раскольников в своей комнате, иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Третья картина демонстрирует нам это со всей очевидностью. От Раскольникова остался бесплотный дух, томящийся в каморке-гробу. Глазунов умышленно отбрасывает детали, оставляет своего героя почти непрописанным, едва намеченным. Раскольников начал избывать свое страшное, инфернальное наказание.

Кажущаяся небрежность некоторых иллюстраций Глазунова, конечно, неизменно работает на его основной замысел. Парой штрихов художник рождает на свет трагический образ страдающей роковой женщины Настасьи Филипповны. Нарочито непропорциональным кажется ледяное лицо Ставрогина из «Бесов», в котором, стоит лишь вглядеться получше, читается подступающее сумасшествие, недобрая решимость, убийственный холод. Впечатление усиливает искаженный левый глаз, где, кажется, бьется злая жилка.

Ставрогин, иллюстрация к роману «Бесы»

Говорят, Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом, рассказать о городе так, как когда-то рассказал Достоевский, создав свой «петербургский текст» русской литературы. Город неизменно присутствует на каждой иллюстрации: где-то — давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием; где-то — становится нежно-прозрачным, весенним, туманным, романтичным. Таковы иллюстрации к повести «Белые ночи», где реальна лишь мечта, а не жизнь. Петербург здесь дышит надеждой, верой в любовь и… неизбежным одиночеством.

Настасья Филипповна, иллюстрация к роману «Идиот»

Одна из любимых женщин художника, Лариса Кадочникова, признавалась: «Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его». Возможно, именно болезненная страстность, особенный уровень восприятия жизни и помогли Глазунову создать свои шедевры.
Глазунов, конечно, создал портреты и самого Достоевского. Писатель, в какой бы точке Петербурга он ни находился, всегда обращен в себя. Неизменно на его лице виден отпечаток дум обо всех «униженных и оскорбленных» мира сего.

Глазунов уникален тем, что в своих полотнах сумел объединить реализм с романтизмом, жизнеподобие с иносказанием. На его картинах, как и в произведениях Достоевского, «дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». И, тем не менее, художник, вслед за писателем, всегда дает нам надежду: как бы ни была страшна и кровопролитна эта битва, жива надежда на свет. Художник развивает тему «всемирной отзывчивости» и снова и снова убеждает нас: все же человек создан по образу и подобию Божьему.

Илья Глазунов «Ф. М. Достоевский. Белая ночь»

В течение своей жизни Илья Сергеевич Глазунов написал картины по всем важнейшим произведениям Достоевского, создав не просто иллюстрации, а настоящие шедевры. Петербурговед Николай Анциферов один из первых заметил, что им «место в музее».

Илья Глазунов, фото 2015 года

Сегодня ни у кого нет сомнения, что почти каждое полотно великого художника достойно занимать высокое место. Глазунов всегда оставался одним из самых признанных художников России. Он был полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», получил золотую медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру», был действительным членом Российской академии художеств, основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова и т. д. И лучшее, что мы можем сделать в память об этом великом человеке — сделать правильный выбор в борьбе «дьявола и Бога», которая ведется в нашем сердце.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • УРОКИ 2D (41)
  • 3D Модели free (320)
  • Антиквариат, зАмки и замкИ (190)
  • АРТ (470)
  • ВОПРОС-ОТВЕТ (104)
  • Готика и готы (47)
  • Дизайн интерьера, ПОДЕЛКИ (178)
  • Дизайн одежды, ювелирка (204)
  • ЕДА -топливо для парового организма (177)
  • ЗДРАВ БУДИ, БОЯРИН! (182)
  • История, альтернатива (2745)
  • КИНО, МУЗЫКА (272)
  • КЛАДЫ и ПОИСКИ (52)
  • Книги скачать (128)
  • Ландшафтный дизайн и Наша дача (126)
  • ЛЮДИ и СУДЬБЫ (206)
  • Полезные программки для ПК (9)
  • Путешествия во времени (59)
  • Путешествия, наука, геокэшинг (474)
  • Ремонт и отделка (39)
  • Свадьбы и Похороны (47)
  • СТИМПАНК (102)
  • УРОКИ 3D ДИЗАЙНА (100)
  • Чертежи, проекты (8)

Приложения

  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Илья Глазунов. Иллюстрации к творчеству Ф. М. Достоевского

Ф. М. Достоевский. 1956 г.

«Художник широко открытых глаз», «непортретный портретист», «русский гений» — этот список определений можно продолжить. Илья Глазунов в равной степени одновременно любим, критикуем и недооценен зрителями. Впрочем, какими бы полярными ни были мнения, залы картинной галереи Глазунова на Волхонке не бывают пустыми. И этот неутихающий вот уже пятьдесят лет интерес к его творчеству говорит о Глазунове как о феномене современного отечественного искусства.

МЕЧТАТЕЛЬ. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Белые ночи»

НАСТЕНЬКА 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Белые ночи»

ВСТРЕЧА 1970 г.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. НОЧЬ. 1986 г.
Часть триптиха


Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Белые ночи»

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. БЕЛАЯ НОЧЬ. 1983 г.

НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Неточка Незванова»

БЕЗУМНЫЙ МУЗЫКАНТ 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Неточка незванова»

У ПРОРУБИ. 1970 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Неточка Незванова»

Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. 1956

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА. 1956 г.

ДОМ РОГОЖИНА. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

РОГОЖИН. 1956 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

НАСТАСЬЯ ФИЛИППОВНА. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

КНЯЗЬ МЫШКИН. 1956 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

АГЛАЯ. 1982 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

В ЛЕТНЕМ САДУ. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

СМЕРТЬ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот»

КНЯЗЬ МЫШКИН ПОСЛЕ СМЕРТИ НАСТАСЬИ ФИЛИППОВНЫ. 1966 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ. ОСЕНЬ. 1985 г.

РАСКОЛЬНИКОВ. 1961 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание».

ДВОР. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Преступление и наказание».

НЕЛЛИ 1982 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Униженные и оскорбленные».

ДВОР. 1983 г.
Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Записки из подполья».

МИЛОСТЫНЯ. 1983 г.
Иллюстрация к произведению Ф. М.Достоевского «Записки из мертвого дома».

МАКАР ИВАНОВИЧ ДОЛГОРУКОВ 1984 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Подросток».

ГРУШЕНЬКА. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

Грушенька.
Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Братья Карамазовы». 1983 г.

АЛЕША. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

ИВАН КАРАМАЗОВ 1978 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

СКИТ. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

ПОРТРЕТ МОНАХА. 1977 г.
Из серии «Образы Ф. М.Достоевского. Роман «Братья Карамазовы».

ГРИРОГРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ КУТУЗОВ — СЛУГА КАРАМАЗОВЫХ. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

ОПТИНА ПУСТЫНЬ. 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

ЛИЗА УХОДИТ. 1983 г.
Иллюстрация к произведению Ф. М.Достоевского «Записки из подполья».

ПЕРЕПОЛОХ НА БАЛУ 1983 г.
Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Бесы».

ТРИПТИХ. (фрагмент) 1983 г.
По мотивам Ф. М.Достоевского «Братья Карамазовы».

ЛЕГЕНДА О ВЕЛИКОМ ИНКВИЗИТОРЕ. 1985 г.
«Братья Карамазовы».

ГОЛГОФА 1983 г.

Бедное семейство.
Иллюстрация к повести Ф. Достоевского «Неточка Незванова». 1970 г.

Набережная.
Иллюстрация к роману Ф. Достоевского «Идиот». 1982 г.

Рубрики: АРТ

Метки: Илья Глазунов Иллюстрации к творчеству Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Ф. М.ДОСТОЕВСКИЙ В ПЕТЕРБУРГЕ Идиот арт русские художники

Процитировано 3 раз
Понравилось: 1 пользователю

Персонажи произведений Ф.М.Достоевского в живописи И.Глазунова

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Персонажи произведений Ф.М.Достоевского в живописи И.Глазунова Автор учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа №154 для обучающихся с ОВЗ г.Перми» Карнаух Т.В

1. Познакомиться с живописью И.Глазунова 2. Ответить на вопрос: «Портреты персонажей Достоевского- портреты «страдающих безумцев?» 3. Определить, каким образом живопись И.Глазунова помогает понять мировоззрение писателя Цель урока:

Образы к произведениям Ф. М. Достоевского занимают важное место в творчестве И. С. Глазунова. Можно сказать, что Илья Сергеевич Глазунов работает над ними всю жизнь, со студенческих лет. Художник как никто другой смог проникнуть в мир мыслеобразов писателя. Глазунов признавался: «…мне хотелось, в отличие от обычно понимаемого слова «иллюстрация», трансформировать мир идей Достоевского, создать людей-идееносцев».

«Мечтатель» 1970 г. Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Белые ночи» В своих полотнах Илья Сергеевич пытался передать мир писателя — «борьбу света и мрака».

Настенька. Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Белые ночи» 1970 г.

Неточка Незванова 1970 г. Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Неточка Незванова» Глаза Неточки Незвановой — это глаза страдающего ребенка По мысли Ф.Достоевского ни в одну эпоху «мир познания» не стоил той самой «слезинки ребенка»

Илья Сергеевич Глазунов работает над образами персонажей Достоевского всю жизнь, со студенческих лет, когда были созданы первые три иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Идиот». Глаза — одна из самых сильных черт на портретах Глазунова. Герои Достоевского на полотнах Ильи Глазунова с их огромными глазами больше похожи не на людей, а на инопланетные, неземные существа.

Князь Мышкин. «Идиот» 1956 г Мышкин только-только приехал в Петербург — . На портрете 1956 года, голубе глаза князя светятся тихой добротой На губах Мышкина притаилась скромная улыбка, а все лицо князя напитано кротостью и смирением.

Через десять лет Глазунов напишет совсем другой портрет: Мышкин выпал на улицу из дома Рогожина, узнав о гибели Настасьи Филипповны. Взгляд огромных глаз князя недвижим, брови изломлены. Кажется, будто герой заморожен, раздавлен ужасной новостью.

«Князь Мышкин после смерти Настасьи Филипповны». Огромные глаза князя на исхудалом и как будто постаревшем лице Он не сошел с ума — он разочарован, уничтожен, убит.

В книге «Россия распятая» художник пишет: «Еще в юности меня пронзили образы петербургского мечтателя, князя Мышкина, Настасьи Филипповны, Рогожина. Я уже тогда понимал, что такое реальность мечты и иллюзия реального мира. Поражало, что у Достоевского все его герои, несмотря на их жизненно­индивидуальную психологию, — идееносцы, люди, душа и совесть которых находятся в постоянной битве за овладевшую ими социальную, философскую, но прежде всего нравственную идею, четко очерченную писателем в каждом персонаже».

Настасья Филипповна. 1956 г. Парой штрихов художник пишет трагический образ страдающей роковой женщины Настасьи Филипповны. Глаза отражают всю глубину страдающей души героини.

Настасья Филипповна. 1983 г. Иллюстрация к роману Ф. М.Достоевского «Идиот».

Рогожин. «Идиот» 1956 г.

Нарочито непропорциональным кажется ледяное лицо Ставрогина из «Бесов», в котором, стоит лишь вглядеться получше, читается подступающее сумасшествие, недобрая решимость, убийственный холод.

Впечатление подступающего сумасшествия усиливает искаженный левый глаз, где, кажется, бьется злая жилка.

Глазунов, конечно, создал портреты и самого Достоевского. Писатель, в какой бы точке Петербурга он ни находился, всегда обращен в себя. Неизменно на его лице виден отпечаток дум обо всех «униженных и оскорбленных» мира сего

Глазунов дни и ночи бродил по Петербургу, пытаясь проникнуться его духом Город — Петербург- неизменно присутствует на каждой иллюстрации: он давит героев своей громадой, удушающими оттенками, суровым безразличием

Дом Рогожина. 1983г.

ДВОР.1983 г. Иллюстрация к повести Ф. М.Достоевского «Записки из подполья».

На картинах И.Глазунова, как и в произведениях Достоевского, «дьявол с Богом борется в сердцах людей». Художник развивает тему «всемирной отзывчивости» и снова убеждает нас: все же человек создан по образу и подобию Божьему. То есть человек, который несет свет, любовь и добро, должен страдать , по образу Христа

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Карнаух Татьяна ВладимировнаНаписать 984 17.12.2018

Номер материала: ДБ-309458

  • Литература
  • 10 класс
  • Презентации
    28.11.2018 312
    28.11.2018 309
    28.11.2018 136
    25.11.2018 215
    17.10.2018 224
    18.08.2018 243
    16.08.2018 296
    26.07.2018 235

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Минпросвещения допускают отказ от детдомов в будущем

Время чтения: 2 минуты

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

К репетиторам обращались 49% россиян

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

Что влияет на выбор школьниками инженерных специальностей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: