Образование Российской империи - OXFORDST.RU

Образование Российской империи

Образование Российской Империи и ее основные черты (XVIII век)

В 1721 году Россия становится империей в результате окончания Северной войны(со Шведами).

Отвоеваны северные земли и выход к морю. По договору 1721 побережье Балтийского моря отходило России. Петр 1 торжественно принимает на себя титул императора.

Петр понимал гос-во как организацию, которая должна служить высшему идеалу, а именно общественному благу.

Пётр I предпринял целый ряд реформ. Им была проведена реформа 1)государственного управления, 2)преобразования в армии, 3)был создан военный флот,4) была осуществлена реформа церковного управления 5)Появились новые подходы к образованию. Появилось множество новых учебных учреждений. 6) Были созданы новые типографии 7) Сформирована система абсолютной монархии.

В 1703 г. был основан Санкт-Петербург, а в 1712 г. он стал столицей государства вместо Москвы.

Пётр пытался изменить положение женщин в русском обществе. Он специальными указами (1700, 1702 и 1724 гг.) запретил насильственную выдачу замуж и женитьбу.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление государства и приобщение элиты к европейской культуре с одновременным усилением абсолютизма.

Европеизация русской жизни коснулась только дворянства, жителей городов. Крестьяне продолжают жить патриархальной жизнью

Пытался привлечь в гос-венной деятельности одаренных людей. Новации просуществовали недолго. В эпоху дворцовых переворотов многое было забыто.

Эпоха дворцовых переворотов — поочерёдный захват власти в XVIII веке различными представителями династии Романовых в условиях отсутствия чётких правил наследования престола. В это время сменилось множество правителей и почти все из них были свергнуты в результате переворотов.

Екатерина Великая является лидером среди всех российских императоров по продолжительности жизни и сроку правления. Период её правления часто считают «золотым веком» Российской империи.

При ней Российская империя значительно расширилась за счёт победоносных войн с Турцией за выход к Чёрному морю и разделов Польши.

Дворяне получили крупные привилегии.

1785 –Екатерина 2 подписывает жалованную грамоту «о вольности дворянства», по которой дворяне освобождаются от налогов, телесных наказаний и получают права создавать свои организации ( дворяне в своем узком кругу сами решали свои вопросы ) .

К концу 18 в дворянство стало привилегированным сословием. Становится опорой российского самодержавия.

Продолжает сохраняться крепостное право, издаются указы, ухудшающие положение крестьян. Крепостное право становится основным тормозом для дальнейшего развития гос-ва.

Социально-экономическое положение России в первой половине XIX века.

К середине XIX века территория российской империи достигла 18 млн. км 2 , население — 74 млн. человек. В административном отношении страна делилась на 47 губерний и 5 областей в начале века, 69 губерний и областей в середине XIX века. Сельское хозяйство продолжало играть ведущую роль в экономическом развитии страны, для которого были характерны экстенсивные формы хозяйствования. С 1802-1860 гг. площадь посевов увеличилась с 38 до 53 млн. десятин. В целом по стране преобладали так называемые «серые» хлеба: рожь, овес, ячмень. С 40-х годов расширяются посевы картофеля, который из огородной культуры постепенно становиться полевой. Животноводство в основном сохраняло натуральный характер. По данным ревизии 1833 года в России насчитывалось 127,1 тысяч дворянских семей, из которых владели крепостными 109.3 тыс.

В 1 половине XIX века началось социальное расслоение крестьянства – в крестьянской среде появились ростовщики, скупщики, торговцы и предприниматели. Показателем проникновения капиталистических отношений в сельское хозяйство стала покупка и аренда земли крестьянам. С 1801 по 1858 гг. 269 тыс. государственных крестьян приобрели в собственность свыше 1,1 млн. десятин земли. Помещичьим крестьянам восьми центрально-промышленных губерний было куплено на имя помещика до 240 тыс., а удельным – около 140 тыс. десятин.

Что касается развития промышленности, то 2/3 объема промышленного производства приходилось на мелкую промышленность, тесно связанную с крестьянскими промыслами. Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистических мануфактур и начинявшегося перерастания мануфактур в фабрики.

Увеличивается применение вольнонаемного труда на мануфактурах. Во 2-й трети XIXвека начинается переход от капиталистической мануфактуры к капиталистической фабрике. Источником вольнонаемной рабочей силы до отмены крепостного права были помещичьи и государственные крестьяне, вышедшие на оброк

Петр I — Северная война: борьба за море, полтавская Битва

1. Отсталость феодально-крепостнической России по сравнению с передовыми странами Европы

Многие страны Европы были отсталыми по сравнению с Англией, совершившей в XVII в. буржуазную революцию. Отставала от Англии даже Франция, где еще царили феодальные порядки и властвовал не ограниченный в своих правах король. Отставала феодальная Германия, раздробленная на множество княжеств. Отставала Италия, страдавшая под гнетом иноземных завоевателей.

Россия XVII в. также была отсталой страной по сравнению с Англией. В свое время Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского порабощения, а потом более двухсот лет несла на себе монголо-татарское иго. Народу пришлось вновь отстроить свои города, под корень подсеченные татарским разорением, возродить ремесла, из пепла восстановить деревни. Как и другим государствам, ей пришлось бороться с феодальной раздробленностью. Но Франция или Англия были во много раз меньше России — им легче было преодолеть свою феодальную раздробленность. А России пришлось наводить порядок централизованного государства на огромной территории, равной многим европейским государствам, вместе взятым. У России не было ни удобных морских гаваней, ни развитой промышленности. У нее не было в то время ни хорошо обученной армии, ни флота. Ее грабили и терзали на куски иностранные интервенты в Смутное время. Долгие годы приходилось упорной борьбой и трудом восстанавливать утраченное, выгонять иностранных захватчиков, чтобы потом опять продолжать движение вперед.

Обширное Русское государство развивалось медленнее и, как видим, в более трудных условиях.

Особенно важно было для России продвинуться вперед именно в то время, когда сильное развитие начиналось в Западной Европе. Иначе более мощные страны поработили бы Россию и задержали бы ее рост.

Россия еще не созрела в те годы для капитализма, — она оставалась феодально-крепостным централизованным государством. Но она нашла в себе силы начать борьбу с отсталостью, совершить крупные реформы и разрешить важные очередные задачи. Ей нужно было перестроить свой устарелый государственный аппарат.

России надо было наверстать упущенное в области культуры. России надо было развивать свою промышленность. Ей нужно было вырваться к морю, установить удобные пути для торгового обмена и культурного общения с Западной Европой. Ей нужно было должным образом защитить себя от возросшей военной мощи соседей — создать регулярную армию, флот. Это произошло в царствование Петра I (1682-1725). Россия не ликвидировала отсталости, — но она уменьшила ее. Она достигла этого всем напряжением народных сил, огромным трудом русского народа и всех народов нашей Родины. Талантливый и энергичный Петр I и его помощники сыграли в этом деле немалую роль.

2. Борьба за море.

Русскому государству давно были нужны моркие берега. Все крупные государства Западной Европы издавна обладали удобными гаванями, вывозили и ввозили товары, имели сильный по тем временам морской флот. А у Русского государства были только берега Белого моря.

Оно замерзало и было недоступно для кораблей 6-7 месяцев в году. Кроме того, оно очень далеко отстояло от главных морских путей. Нужно было овладеть берегами Балтийского и Черного морей.

Берега Балтийского моря в то время были захвачены Швецией, а берега Черного моря — Турцией.

Петр I начал напряженную и упорную борьбу за Балтийское море.

Частью это были древние места, издавна принадлежавшие Новгородской Руси. Берега Финского залива входили еще в состав земель Великого Новгорода. Еще за пятьсот лет до Петра новгородские лоцманы поджидали тут, как мы знаем, немецкие торговые суда у острова Котлина (где теперь наша крепость Кронштадт). Отсюда они вели их по Неве и дальше через Ладожское озеро по Волхову. Как вы помните, еще в XIII в. князь Александр Невский отстоял тут русские Новгородские земли в кровопролитном сражении против шведов на реке Неве.

Петр вступил в союз с Польшей и Данией против Швеции. Осенью 1700 г. началась война с Швецией и длилась 21 год (до 1721). Она носит название Северной войны .

На первых порах более подготовленные шведы оказались сильнее.

Русские войска встретились со шведскими около крепости Нарвы. Дело было глубокой осенью — в ноябре 1700 г. Русские войска были слабее шведских — были плохо вооружены, не обучены, голодны и плохо одеты.

Хорошо обученные и лучше вооруженные шведы одержали победу.

Во главе шведского войска стоял молодой король Швеции Карл XII, одаренный полководец.

Шведы забрали в плен многих иностранцев, которые служили командирами русских войск, захватили всю артиллерию. Русские были побиты за отсталость. Петр признавался, что войска отступили «в конфузии».

Поражение под Нарвой многому научило русские войска и Петра I. Он называл шведов своими учителями. В труднейших условиях началась упорная работа. Были набраны и обучены новые войска. Для орудий не хватало металла,- Петр приказал перелить на пушки церковные колокола. Отлили 300 новых пушек. Осенью 1702 г. Петр взял сильную шведскую крепость у истока Невы из Ладожского озера. Раньше тут находился старый новгородский город Орешек. «Очень жесток сей (этот) орех был, однако ж, слава богу, счастливо разгрызен»,- писал довольный Петр. Эту крепость, отмыкавшую путь к морю (через Неву), Петр назвал Шлиссельбургом, в переводе с немецкого это значит «ключ-город».

Читайте также  Значение мирового океана

3. Новая столица Петербург

Военные успехи закрепили за Россией побережье — Новая столица — финского залива. На Заячьем острове, близ правого берега Невы, в мае 1703 г. заложили по чертежу Петра I Петропавловскую крепость. Около этой крепости на болотистых берегах Невы Петр решил основать новую столицу государства.

  • На берегу пустынных волн
  • Стоял он, дум великих полн.
  • И вдаль глядел.
  • Пред ним широко Река неслася:
  • бедный челн
  • По ней стремился одиноко.
  • По мшистым, топким берегам
  • Чернели избы здесь и там,
  • Приют убогого чухонца;
  • И лес, неведомый лучам
  • В тумане спрятанного солнца,
  • Кругом шумел.
  • И думал он:
  • Отсель грозить мы будем шведу.
  • Здесь будет город заложен
  • На зло надменному соседу.
  • Природой здесь нам суждено
  • В Европу прорубить окно,
  • Ногою твердой стать при море.
  • Сюда, по новым их волнам,
  • Все флаги в гости будут к нам,
  • И запируем на просторе.

Так писал Пушкин об основании Петербурга в своей поэме «Медный всадник».

Новая столица была основана в 1703 г. и названа городом Петра — «Питербурхом». Позже она стала называться Санкт-Петербургом или просто Петербургом.

Столица была построена тысячами рук крестьян крепостной России. Среди них было много украинцев, белорусов. В холоде и грязи, по колено в воде, борясь с плывучим болотистым грунтом, строили трудовые люди новую столицу государства. Под фундаментами петербургских зданий не раз находили скелеты погибших тут от болезней, голода и холода рабочих людей. Петербург вырос великим упорным трудом крестьян и рабочих людей.

«Санкт» означает «святой». Точный перевод названия «Санкт-Петербург» — святого Петра город.

Постройка Петербурга была делом огромной важности: Россия получила морскую столицу, важнейший торговый порт. «Окно в Европу» было прорублено. Между тем Северная война продолжалась.

4. Полтавская битва (1709)

В 1707 г. фронт Северной войны передвинулся на Украину. Шведский король Карл XII разбил русского союзника — польского короля и заставил его заключить мир. Это затруднило положение России. Карл XII в это время вел тайные переговоры с украинским гетманом Мазепой. Мазепа изменил Петру и задумал отделить Украину от России. Карл XII двинулся на соединение с Мазепой.

В июне 1709 г. русскими войсками была одержана знаменитая победа под Полтавой. Тут встретились основные силы русских и шведских войск.

Перед Полтавской битвой русская армия была перевооружена новыми улучшенными ружьями с ударно-кремневыми замками и штыками. Она получила и передовую для своего времени артиллерию.

В апреле 1709 г. войска Карла XII осадили древний укрепленный город Полтаву, через которую вели дороги в глубину России. Гарнизон города героически выдержал осаду при поддержке всего населения и выиграл время.

К Полтаве успела подойти русская армия — 42 тысячи человек. Русское командование с Петром I во главе тщательно разработало план сражения. На поле боя построили земляные укрепления — редуты. На передовые позиции сначала была брошена русская кавалерия, которая затем двинулась назад, на соединение с основными силами русской армии, и тем увлекла за собой вражеские войска (Карл XII ошибочно решил, что русские отступают). Преследуя русские силы, противник был вынужден двигаться мимо редутов, под русским ружейным и артиллерийским огнем. Петр I, сверх этого, ударил по вражеским войскам с обоих флангов. Русские одержали блестящую победу.

Почти всех шведских командиров взяли в плен. Карл XII и изменник Мазепа с жалкими остатками войск бежали с поля боя в Турцию.

5. Конец Северной войны, Объявление России империей

Северная война закончилась в 1721г. Мир был заключен в Финляндском городке Ништадте.

По Ништадтскому мирному договору Россия получила земли Латвии и Эстонии, закрепила за собой все побережье Финского залива около Петербурга и часть Карелии. Россия приобрела удобные порты на берегу Балтийского моря — Ригу и Ревель.

Была достигнута давняя цель Русского государства — укрепление на берегах Балтийского моря. Россия стала морской державой.

Петр шумно отпраздновал Ништадтский мир в своей новой приморской столице «Питербурхе».

В апреле 1721 г. Петр принял титул императора всероссийского. Русское государство стало Всероссийской империей. Били барабаны и литавры, гремела пушечная и ружейная пальба. «Мы из небытия в бытие произведены и в общество политических народов присовокуплены»,- сказал Петру канцлер Головкин в своей торжественной речи. Это было важным шагом в укреплении Русского государства.

Как появилась школа: от Древней Руси до современности

В этой статье расскажем об основных этапах развития образования в России и о появлении первых школ. Мы проведём экскурс в образование прошлого, обозначим становление и вехи в развитии действующей школьной системы.

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература.

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести мало-мальскую образовательную деятельность.

В 988 году зародилось школьное образование. Владимир Святославович обязал детей бояр учиться.Так и появились первые школы: «Книжное учение», школы при монастырях и частные. В это время зародилось женское образование — открылось первое женское училище. Однако татаро-монгольское иго замедлило процесс образования.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране.

Для знатных мальчиков 8-12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных художеств»:

  • грамматику,
  • диалектику,
  • риторику,
  • церковное пение,
  • землемерие,
  • географию,
  • звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Образование в допетровской России развивалось медленно, однако, появились новые учебные заведения, первое высшее учреждение и свод школьных правил. Это, безусловно, стало важной ступенью в истории отечественного образования.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

  • В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.
  • В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было порядка 42 таких школ.
  • В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

При Петре Первом произошла школьная реформа — основное образование стало доступно всем, кроме крестьян. В школах появились новые предметы, во всех учебных заведениях делался упор на математические знания.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

  • В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству.
  • В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.
  • В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.
  • В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий.

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

  • Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.
  • Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.
  • Изучали юриспруденцию и государственную экономию.
  • Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.
Заслуги Екатерины II: доступное образование для девушек, более строгое обучение у юношей с углублённым изучением точных наук, преемственность творческих предметов у французов.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России.

Читайте также  Диана де Шательро

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища.
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге.

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику.
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее.

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет.
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд.
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах.
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей.

Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме «реального времени» или в записи.

От ЦПШ до университетов. Как учили в Российской империи

В достаточно ожесточенном споре тех, кто утверждает, что большевикам досталась абсолютно неграмотная страна, и их оппонентов, с пеной у рта доказывающих обратное, истина, как водится, лежит где-то посередине. Для доказательства этого утверждения позволю себе привести всего лишь одну конкретную цифру: по данным опубликованного до революции научного труда «Население России за 100 лет (1813-1913)» в конце ХІХ века грамотой не владели примерно 63% призванных на службу в Российскую императорскую армию, а в 1913 — около 33% новобранцев. От более чем половины – к трети, прогресс, согласитесь, впечатляющий.

Произошел он по большей части оттого, что именно на начало ХХ века в империи пришелся реальный, как принято говорить сегодня, «прорыв» в области народного образования. При этом доступное для всех сословий обучение как таковое появилось только после отмены крепостного права. До сего момента крестьянство (составлявшее абсолютное большинство населения страны) неграмотным было практически поголовно. Вот поэтому я и буду рассматривать систему образования России с того самого момента, когда она стала представлять из себя хоть что-то действительно массовое.

Прежде всего отмечу, что данным вопросом в стране занимался целый ряд как государственных ведомств, так и, говоря опять-таки в современных терминах, неправительственных организаций. Первым среди тех, кто «сеял разумное, доброе, вечное», было, конечно же, Министерство народного просвещения. А вот на втором, как бы это ни шокировало некоторых умников, считающих церковь вечным гонителем образования и форпостом мракобесия, стоял Синод Русской православной церкви. Занимались народным образованием также ведомства императрицы Марии, «Императорское человеколюбивое общество» и прочие подобные организации.

Несколько особняком стояли учебные заведения специализированные: военного и морского министерств, министерства финансов и внутренних дел. Вот с них-то я и начну. Итак, будущих защитников Отечества готовили (по нисходящей) в военных академиях, офицерских училищах, юнкерских училищах, кадетских корпусах а также военных гимназиях и прогимназиях (вторые стояли на ступень ниже первых). Еще одним видом специализированных учебных заведений можно считать коммерческие училища и институты. Название происходит не оттого, что за обучение в них надо было платить по коммерческим ценам (платным в империи было практически все обучение), а потому, что учили там именно будущих коммерсантов. Примерный аналог будущих советских торговых техникумов и институтов.

К учебным заведениям, относившимся к ведомству церкви, принадлежали не только духовные академии, семинарии и училища, но еще и такой, чуть ли не самый распространенный вид учебных заведений, как воскресные и церковно-приходские школы. В тогдашних воскресных школах занимались вовсе не только дети и изучали там не одно лишь Священное писание. Начальную грамотность (на уровне читать-писать) они тоже давали и приравнивались к начальным училищам. Церковно-приходские школы (ЦПШ) были путем к грамотности для абсолютного большинства малоимущего и неимущего населения Российской империи — ведь они были бесплатными и общедоступными.

Наиболее распространенным средним учебным заведением в России была гимназия. Вот там как раз платить за обучение было необходимо и по карману такое удовольствие было далеко не всем даже в городе. О селянах и говорить не приходилось. Гимназии делились на мужские и женские, государственные и частные, классические и реальные. Последние не давали возможности поступить в университет, поскольку в них не изучался такой важнейший предмет, как латынь. Впоследствии они были преобразованы в реальные училища, делавшие упор на прикладных и точных науках. Высшее образование после них можно было получить либо техническое, либо торговое.

Для совершенно уже неимущей публики из деревень и с рабочих окраин, помимо ЦПШ, имелись еще и другие заведения, относимые к системе начальных народных училищ – земские школы, к примеру. Образование там шло в один-два класса и длилось от 2 до 4 лет. Существовали училища ремесленные (к примеру, железнодорожные). Отдельным видом учебных заведений были различные женские курсы и несколько институтов благородных девиц. Вообще говоря, с образованием слабого пола в России для всех, кроме представительниц дворянства, дело обстояло плохо.

Также отдельное место в образовательной системе занимали заведения, готовившие кадры для нее же самой. К таковым можно отнести учительские семинарии и школы, а также институты. Последние, кстати говоря, тоже были сугубо мужскими. Наконец, венцом народного образования Российской империи были высшие учебные заведения – университеты, коих на всю страну насчитывалось примерно с десяток, и институты, которых, конечно, было больше. Что характерно, институты технологические относились к министерству народного просвещения, а остальные принадлежали тем ведомствам, для которых готовили кадры.

Все это, конечно, достаточно общая картина, рисуя которую я наверняка что-то упустил. Не судите строго. Как вы уже, возможно, поняли, система образования в Российской империи была сложна, запутанна и противоречива. Главными ее недостатками были прежде всего удручающая сословность, порождавшая практически полное блокирование в обществе социальных лифтов и ужасающая бедность: большая часть учебных заведений, где за науку не драли три шкуры, существовала на всяческие пожертвования и благотворительные взносы.

Проект реформы, по которой хотя бы начальное образование в России должно было стать всеобщим, Государственная дума «жевала» лет семь, до 1912 года. По нему нечто подобное нормальной системе обучения детей должно было появиться в европейской части империи году к 1918-му, а на окраинах – к 1920-му. Впрочем, Государственный совет этот проект, внесенный после рассмотрения Думой, благополучно похоронил. В том же 1912 году Николай ІІ, которого нынче кое-кто величает чуть ли не «царем-просветителем», изволил «высочайше начертать», что имеющихся в стране университетов с империи «предостаточно»…

Читайте также  Биометрические системы идентификации и аутентификации

Российская империя, безусловно, располагала далеко не худшей в мире и не такой уж отсталой системой народного образования. Однако стать страной всеобщей грамотности, самой читающей в мире и обладающей мощнейшими научными кадрами, Россия смогла только лишь после установления советской власти.

История образования: от первых школ Руси до советских

В разное время в отечественных школах преподавали уроки грамоты и черчения, физики и логики, астрономии и греческого. Занятия вели сначала духовные лица, а позже — учителя-предметники. Портал «Культура.РФ» рассказывает, как менялась система образования в России на протяжении десяти веков.

Первые школы

«Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, но [считали] и гадали с помощью черт и резов», — сообщалось в болгарском трактате начала X века «О письменах».

После крещения Руси в 988 году перед государством встала задача «привить» новую религию, а для этого было необходимо научить население грамоте. Появилась славянская азбука — ее создали специально для перевода церковных текстов греки Кирилл и Мефодий. В Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале, Курске открылись первые школы. Ученые установили, что понадобилось от 50 до 100 лет, чтобы письменность широко распространилась среди знати, духовенства, отдельных купцов и ремесленников.

В XX веке в Новгороде во время раскопок нашли более тысячи берестяных грамот. Среди них — грамоты и рисунки Онфима, мальчика шести-семи лет, жившего в XIII веке. Свои упражнения, как полагают исследователи, ребенок потерял. Скорее всего Онфим переходил с письма на восковой дощечке к письму на бересте. Сначала ученики выписывали полную азбуку, после — слоги, а затем копировали фрагменты из Псалтири и деловые формулы вроде «Взыскать с Дмитра должки», «Поклон от Онфима к Даниле».

По сообщению историка Василия Татищева, князь Роман Смоленский открыл в Смоленске несколько школ. В них изучали греческий и латинский языки. В Суздальском княжестве образованием занимался князь Константин.

Учение в допетровской Руси

О системе образования в Московском государстве можно узнать из «Азбуковников» — сборников с учебными пособиями и школьными правилами. В XVII веке училища для мальчиков 8–12 лет держали духовные лица. Обучение шло неспешно: зубрили азбуку, потом начинали читать Часослов, Псалтирь, Деяния апостолов и Евангелие, затем переходили к письму.

В старших классах осваивали «семь свободных художеств»: грамматику, диалектику, риторику, церковное пение, арифметику, землемерие, включавшее сведения по геометрии и географии, и звездознание, то есть астрономию. Из иностранных языков в почете были лишь латынь и греческий — их преподавали будущим церковным служителям, чиновникам и дипломатам.

Старшие дети царя Алексея Михайловича под руководством поэта и богослова Симеона Полоцкого изучали латинский, греческий и польский языки, музыку. Но образованию младшего сына — будущего Петра I — не уделялось должного внимания. К этому времени Алексей Михайлович скончался, и ребенок от второго брака вместе с матерью оказался в опале.

Пользоваться привезенной из-за границы астролябией (старейший астрономический инструмент. — Прим. ред.) Петра научил голландец Тиммерман. Другой голландец из Немецкой слободы по фамилии Карштен-Брант учил любознательного юношу лавировать на боте и управлять парусами.

Школы при Петре I

Петр I понимал необходимость профессионального образования. Поэтому в 1701 году в Москве по его указу открыли Школу математических и навигацких наук. Учились в ней юноши разных сословий в возрасте от 12 до 20 лет. После освоения грамоты, арифметики, геометрии и тригонометрии ученики низкого происхождения, как правило, поступали на службу, а отпрыски знатных фамилий переходили в «верхнюю школу», где изучали немецкий язык, астрономию, географию, навигацию, фортификацию.

В это же время появились учебные заведения, выпускавшие рабочих-металлургов, медиков, канцелярских служащих, инженеров, химиков, артиллеристов, переводчиков. В 1714 году появились начальные цифирные школы — упор в них делали на арифметику и геометрию.

Для «губернских дворянских и приказного чина, дьячих и подьячих детей от 10 до 15 лет» была введена учебная повинность. Она вызвала недовольство родителей, поскольку купцы и ремесленники традиционно учили наследников грамоте сами, одновременно с этим обучали и торговле. Из-за этого купцы не могли своевременно передать семейное дело детям. Церковнослужители же отдавали своих отпрысков в религиозные архиерейские школы — они открылись во всех епархиях в 1721 году.

Одним из последних детищ Петра стала Академия наук. Ее император учредил в 1724 году. Однако работу она начала уже после смерти императора — в конце 1725 года. В состав академии входили гимназия и университет.

  • 7 отрывков о школе из русской литературы, актуальных и сегодня
  • Тест для родителей школьников
  • Педагогические идеи Николая Добролюбова

Реформа образования Екатерины II

Первое учебное заведение для девушек было открыто во время царствования Екатерины II. В 1764 году императрица учредила Воспитательное общество благородных девиц. В историю оно вошло как Смольный институт. Институт просуществовал до 1917 года.

Женское образование значительно отличалось от мужского. Основанный еще в 1732 году Шляхетский сухопутный кадетский корпус при Екатерине II получил новый устав. В корпусе учились с пятилетнего возраста до 21 года. Юноши осваивали «полезные» науки (физику, воинское искусство, тактику, химию, артиллерийское дело), «нужные гражданскому званию» (всенародное, государственное и естественное право, нравоучение, государственную экономию), прочие науки (логику, математику, механику, красноречие, географию, историю) и «художества» (рисование, танцы, фехтование, архитектуру и другие). Эта программа была разработана под влиянием идей французского Просвещения.

В 1786 году приняли Устав народным училищам в Российской империи. Появились малые училища с двумя классами начального образования, а в крупных городах — средние училища с тремя классами, а также главные с пятилетним обучением (последний, четвертый класс длился два года). В главных народных училищах изучали арифметику и геометрию, физику и механику, естественную историю и архитектуру с черчением планов, географию и историю, а также факультативно латинский и действующие европейские языки. Выпускники главных училищ могли сдать экзамен на звание учителя.

Образование в XIX веке

В 1802 году император Александр I учредил Министерство народного просвещения. Его основными принципами были бессословность (за исключением крепостных) и бесплатность начального образования, а также преемственность учебных программ. В 1804 году при церковных приходах стали открывать начальные школы, куда ходили в основном крестьянские дети. С 1803 года главные народные училища стали преобразовывать в гимназии (первая женская гимназия открылась через 55 лет, в 1858 году, в Петербурге). Постепенно в программу вводили новые предметы: мифологию, статистику, философию, психологию, коммерческие науки, естественную историю, иностранные языки. В гимназиях делали упор на классическое образование — в приоритете были гуманитарные науки.

В 1811 году состоялся первый набор в Императорский Царскосельский лицей. За шесть лет мальчикам из знатных семей давались энциклопедические знания. Особое внимание уделялось отечественной истории и «российскому языку», который в гимназиях того времени практически не изучали. Однокурсник Пушкина государственный деятель, историк Модест Корф писал:

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы.

Советская школа

После Октябрьской революции 1917 года нужны были квалифицированные рабочие, поэтому в стране стали открываться трудовые школы.

1920-е годы прошли под знаком экспериментов. Отменили домашние задания, уроки истории заменили политграмотой и обществоведением. На местах пытались ввести американскую модель: дети могли сами выбирать предметы и сдавать по ним проекты. Такое обучение приближало учеников к практике.

Однако в 1927 году правительство обозначило уже не примерные, а обязательные программы и учебные планы. Больше всего учебных часов отводилось на уроки математики, русского и родного языка, обязательными стали Конституция СССР, чистописание, черчение, химия, труд.

О школе 1930-х годов вспоминал философ Александр Зиновьев:

В это время ввели обязательное сначала четырехлетнее, а затем семилетнее обучение для детей 8–10 лет. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни, вернулись к раздельному обучению мальчиков и девочек. Но после смерти Сталина «гимназические» веяния убрали. В эпоху холодной войны появился новый предмет — начальная военная подготовка, которая оставалась в программе до конца 1980-х.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: