Обломовщина в современном мире - OXFORDST.RU

Обломовщина в современном мире

  • Эксклюзивы
  • Политика конфиденциальности
  • О нас
  • 18+

Лента новостей
Участки для голосования на выборах начали работу в Хабаровском крае
Первый день выборов в Госдуму стартовал для жителей Сахалина
Франция угрожает мировой безопасности теневым оборотом урана на Черном континенте
Секретарь ЦИК Бударина: предвыборная агитационная кампания прошла без нарушений
Глава ЦИК Памфилова призвала членов избиркомов не поддаваться на провокации
Первый день голосования начался в Камчатском крае
Постпред России при ЕС: рост стоимости газа способен ускорить старт «СП-2»
Глава Еврокомиссии Ляйен заявила о необходимости создания армии ЕС
Россия и Египет договорились о выплатах родственникам жертв теракта над Синаем
Трамп заявил, что при Байдене США «покатились под откос»
Рубрики
  • Политика
  • Армия
  • Общество
  • Экономика

Психолог рассказал, как лечить современных «обломовых»

Подпишитесь на нас

«Обломовы» не остались в XIX веке: апатичных людей, которые могут сломать свою жизнь собственной пассивностью, немало и в современном обществе. Однако сегодня у знаменитого героя русской классической литературы было бы больше шансов встать на ноги – в прямом смысле слова. Психолог Илья Шабшин в интервью «ПолитРоссии» рассказал о методиках, которые помогают лечить обломовщину.

Сегодня, 18 июня, исполняется ровно 208 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова. Герой его самого известного романа – Илья Ильич Обломов, неизменно лежащий на диване и кутающийся в затертый халат, каждому знаком со школьной скамьи, а его «хрестоматийная» лень давно стала понятием нарицательным. Однако такая гипертрофированная пассивность, у многих вызывающая насмешку, не сулит ничего веселого. Как мы помним, в результате обломовщина серьезно подорвала здоровье Ильи Ильича и привела его к смерти.

Какой «диагноз» поставили бы классическому герою Гончарова современные специалисты? Об этом рассказал в беседе с корреспондентом «ПолитРоссии» практикующий психолог Илья Шабшин.

Он отметил, что пассивность и апатия могут быть вызваны разными причинами. Эти признаки могут быть симптомами какого-то заболевания, сигналом о недостатке в организме необходимых веществ. Однако очень часто состояние патологической лени является следствием воспитания и опыта, полученного человеком в детстве.

«В современной психологии такие вещи называют схемами, – пояснил Илья Шабшин. – Речь идет о системе убеждений и установок, стиля поведения. Мы знаем, по роману Гончарова, что в случае с Обломовым так и было. Когда в детстве ребенок получает все, что хочет, живет в теплично-оранжерейных условиях, когда все возникающие проблемы за него решают другие люди, то он и вырастает с пассивной жизненной позицией».

По словам специалиста, эта проблема актуальна до сих пор.

«Если такие схемы, заложенные в детстве, сильны, человек продолжает им следовать даже во вред себе. Таких случаев очень много, – рассказывает Шабшин. – В современном обществе есть и «обломовы», есть и люди с другими не менее вредными привычками и установками, которые разрушают свою судьбу иными способами. Головой они понимают, что следование такой «программе» обедняет их жизнь и в итоге сокращает ее, но все равно продолжают идти по привычному пути. Если говорить об Обломове, то, думаю, хороший специалист помог бы ему – чего не удалось сделать другому герою романа Андрею Штольцу, хоть тот и старался изо всех сил».

Как преодолеть в себе обломовщину и выйти из состояния глубокой пассивности, разрушающей человека как физически, так и духовно?

«Есть различные подходы, которые в совокупности могут дать эффект, – отмечает психолог. – Например, если причина кроется в стиле поведения, заложенном в детстве, существуют способы «переиграть» детские сценарии и ослабить их первоначально сильное влияние».

Достичь этой цели помогает воображение, отмечает Шабшин. Для Ильи Ильича, который любил мечтать и проживать жизнь «в голове», такая методика вполне могла бы оказаться плодотворной. Следующий шаг понравился бы Обломову меньше, поскольку он предполагает повышение активности.

«В таких случаях эффективна постепенная, последовательная, поэтапная программа активизации, – рассказывает специалист. – С помощью психолога формируется программа – перечень шагов от простых к более сложным, которые человек должен выполнять».

Илья Шабшин подчеркивает, что нельзя сразу бросать «Обломова» в водоворот кипучей деятельности. Кардинальные изменения образа жизни обречены на неудачу, и попытки их «внедрения» только усилят негатив.

«Начинать нужно с каких-то несложных дел. Сначала – приучить себя делать зарядку. Потом – надеть спортивный костюм и пробежать вокруг дома. Приготовить еду самому вместо того, чтобы заказывать пиццу, наметить еще какие-то задачи – несложные, но требующие активности», – приводит пример психолог.

Подобная программа постепенной активизации в комплексе с пересмотром детских установок (в современной науке это называется когнитивно-поведенческой терапией) спасла бы Илью Ильича и может помочь современным «Обломовым» выпутаться из пучины апатии и ощутить вкус настоящей жизни, уверен специалист.

Ранее психолог Илья Шабшин рассказал, как без вреда для здоровья и без лишних стрессов выйти их режима самоизоляции.

Обломовы XXI века

«Обломовы» перешли из XIX века в век минувший и нынешний. Людей, которые рискуют разрушить свою жизнь собственной пассивностью, в современном обществе хватает. Однако сегодня у знаменитого героя русской классической литературы было бы больше шансов встать на ноги – в прямом смысле слова. Психолог Илья Шабшин в интервью «Полит России» рассказал о методиках, которые помогают лечить обломовщину.

18 июня исполняется 208 лет со дня рождения великого русского писателя Ивана Гончарова. Герой его самого известного романа – Илья Обломов, вечно релаксирующий на диване в затертом халате, каждому знаком со школьной скамьи, а его «хрестоматийная» лень давно стала понятием нарицательным. Однако такая гипертрофированная пассивность, у многих вызывающая насмешку, не сулит ничего веселого. Как мы помним, в результате обломовщина серьезно подорвала здоровье Ильи Ильича и привела его к смерти от инсульта.

Какой «диагноз» поставили бы классическому герою Гончарова современные специалисты? Об этом рассказал в беседе с корреспондентом «Полит России» практикующий психолог Илья Шабшин.

Он отметил, что пассивность и апатия могут быть вызваны разными причинами. Эти признаки могут быть симптомами какого-то заболевания, сигналом о недостатке в организме необходимых веществ. Однако очень часто состояние патологической лени является следствием воспитания и опыта, полученного человеком в детстве.

«В современной психологии такие вещи называют схемами, – пояснил Илья Шабшин. – Речь идет о системе убеждений и установок, стиля поведения. Мы знаем, по роману Гончарова, что в случае с Обломовым так и было. Когда в детстве ребенок получает все, что хочет, живет в теплично-оранжерейных условиях, когда все возникающие проблемы за него решают другие люди, то он и вырастает с пассивной жизненной позицией».

По словам специалиста, эта проблема актуальна до сих пор.

«Если такие схемы, заложенные в детстве, сильны, человек продолжает им следовать даже во вред себе. Таких случаев очень много, – рассказывает Шабшин. – В современном обществе есть и «обломовы», есть и люди с другими не менее вредными привычками и установками, которые разрушают свою судьбу иными способами. Головой они понимают, что следование такой «программе» обедняет их жизнь и в итоге сокращает ее, но все равно продолжают идти по привычному пути. Если говорить об Обломове, то, думаю, хороший специалист помог бы ему – чего не удалось сделать другому герою романа Андрею Штольцу, хоть тот и старался изо всех сил».

Как преодолеть в себе обломовщину и выйти из состояния глубокой пассивности, разрушающей человека как физически, так и духовно?

«Есть различные подходы, которые в совокупности могут дать эффект, – отмечает психолог. – Например, если причина кроется в стиле поведения, заложенном в детстве, существуют способы «переиграть» детские сценарии и ослабить их первоначально сильное влияние».

Достичь этой цели помогает воображение, отмечает Шабшин. Для Ильи Ильича, который любил мечтать и проживать жизнь «в голове», такая методика вполне могла бы оказаться плодотворной. Следующий шаг понравился бы Обломову меньше, поскольку он предполагает повышение активности.

«В таких случаях эффективна постепенная, последовательная, поэтапная программа активизации, – рассказывает специалист. – С помощью психолога формируется программа – перечень шагов от простых к более сложным, которые человек должен выполнять».

Илья Шабшин подчеркивает, что ни в коем случае нельзя сразу бросать «Обломова» в водоворот бурной жизнедеятельности. Кардинальные и резкие изменения образа жизни обречены на неудачу, и попытки их «внедрения» только усилят негатив.

«Начинать нужно с каких-то несложных дел. Сначала – приучить себя делать зарядку. Потом – надеть спортивный костюм и пробежать вокруг дома. Приготовить еду самому вместо того, чтобы заказывать пиццу, наметить еще какие-то задачи – несложные, но требующие активности», – приводит пример психолог.

Подобная программа постепенной активизации в комплексе с пересмотром детских установок (в современной науке это называется когнитивно-поведенческой терапией) спасла бы Илью Ильича и может помочь современным «Обломовым» выпутаться из пучины апатии и ощутить вкус настоящей жизни, уверен специалист.

Читайте также  Вынужденные электромагнитные колебания

Научная работа: Обломовщина в современном мире

Отдел образования администрации Центрального района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 4

Обломовщина в современном мире

Фединой Анастасии Юрьевны,

учащейся 10 Г класса МОУ СОШ № 4

Тема сибаритства и эпикурейства – сквозная в истории русского народа, а тема русского национального характера- одна из основных не только в литературе, но и в философской мысли XIX-XX веков. О соотношении русского и европейского, пассивного и активного, духовного и материального писали Гоголь и Пушкин, Достоевский и Толстой, Соловьёв и Данилевский. Актуальна эта тема и сегодня потому, что современное русское общество постепенно деградирует, но не только за счёт западного, но и посредством влияния подавляющего большинства простых, самобытно- русских людей. В данном контексте слово «самобытный», т.е. уникальный, идущий своим путем, самостоятельный в развитии, составляет семантический ряд с основным значением «упрощенный», «примитивный» и взаимодействует с одним из нарицательных понятий русской классической литературы – «обломовщина».

Цель работы: проанализировать процесс актуализации классического литературного понятия в современном мире.

Задачи: 1) сравнить понятие «обломовщина» в трактовке русских критиков прошлых столетий (19, 20 века) и в современном мире;

2) определить преимущества и недостатки «обломовщины», выявить причины её появления;

3) исследовать последствия «обломовщины» в современном мире детей и взрослых;

4) проанализировать современные лингвистические явления, порожденные понятием «обломовщина».

Литература, помимо всего, есть ещё и средство подвергать сомнению само собою разумеющееся и повторять снова и снова: не так уж всё это само собой разумеется

— Причина… какая причина! Обломовщина!- сказал Штольц.

-Обломовщина!- с недоумением повторил литератор.- Что это такое?

Действительно, что же это такое? Понятие «обломовщина» впервые встречается в романе И.А. Гончарова «Обломов». Если говорить общо, не приводя аргументов «за» или «против», то в качестве рабочего понятия следует остановиться на следующей формулировке: «обломовщина»- это психологическое и социальное явление, ставшее к нашему времени нарицательным. Тема моей работы связана с актуализацией этого понятия в современном мире, поэтому предлагаю сразу же ознакомиться с результатами мини- опроса, проведенного среди жителей города Новосибирска.

Вот как комментируют состояние «обломовщины» люди разных возрастов и социальных положений:

обломовщина русская литература

Негативное отношение

«Обломов — аморальный тип, у него полное духовное разложение, а бездуховность человека ещё страшнее, чем физическая распущенность. Своим равнодушием и апатией он заражает окружающих его людей, и даже усадьба из-за бездеятельности хозяина в конце концов приходит в упадок». Сергей, 28 лет, служащий банка.

«Отношусь отрицательно. Это не человек, это трутень; в СССР его осудили бы на принудительные работы и дали бы года 3 «за тунеядство». А сейчас — посмотришь: молодёжь не учится, не работает, только знай гуляет на мамины — папины денежки. И управы на них никакой нет». Людмила Ивановна,63 года, пенсионер.

«Отношусь отрицательно, т.к. человек ведёт «растительную» жизнь, не принося обществу никакой пользы и удовлетворяя только свои потребности». Алёна, 20 лет, студентка НГУЭиУ, администратор.

«Обломов — клёвый чувак, он живёт в своё удовольствие, у него полная свобода действий…Он ведь не Господь Бог, чтобы обо всех заботиться, а ему (Обломову) лично на жизнь хватает». Артём,19 лет, студент СГУПСа.

«Мне кажется, пусть каждый живёт, как хочет и как получается. Ну не хочет человек быть генеральным директором — пусть работает дворником или сантехником. При капитализме нужны все профессии, а не только риэлтеры, продавцы и менеджеры». Алексей, 24 года, старший лейтенант ВВС.

Как мы видим, мнения по поводу героя и характерного для него состояния неоднозначны. Вполне возможно, что при ответах главным критерием был жизненный опыт отвечавших. Возраст и деятельность опрошенных, отношение к жизни в целом и воспитание также повлияли на ответы. Интересно сравнить ответы участников одной возрастной категории. Например, у Алёны и Артёма совершенно разные мнения по поводу названного явления. В чём причина? Ведь возраст у них одинаковый (19 и 20 лет соответственно). Во — первых, они разного пола, значит, логика и мышление кардинально отличаются. Во-вторых, Алёна уже работает, значит, знает цену времени, собственному труду и деньгам, а Артём — студент, как говорится, «птица вольная». Позицию Алексея можно растолковать так: «Мне нет дела до других, надеяться нужно только на себя». Частично можно с ним согласиться, люди разные бывают. В ответах более взрослых и опытных участников опроса заметен намёк на «теорию общественного договора», разработанную просветителями Локком и Руссо. Нотки осознания несправедливости и осуждения явно звучат в ответах Сергея и Людмилы Ивановны, хотя они — представители разных поколений. Мнения различаются, но к общему выводу прийти можно: действительно, Обломов до поры до времени дремлет в каждом из нас, но всегда ли он так неприятен окружающим? Что нужно делать, чтобы не вызвать раздражение общества? Нужно ли учитывать мнение общества? Отвечая сходу, скажем: необходимо грамотно оценивать свои силы и жить как тебе удобно, при этом не провоцируя никого на грубость; не нужно плыть по течению, нужно бороться с жизненными трудностями, в первую очередь, с самим собой. Жизнь одна, и будет неприятно, если выяснится, что от жизни не получил всё по максимуму, а в большей степени просуществовал за счёт других. Хорошо, когда есть друзья и близкие люди, которые не отвернутся от тебя при любых обстоятельствах, а как быть тем, от которых эти люди уже отвернулись? Следует обратиться к такому социальному явлению, как бомжи. Конечно, существует множество внешних факторов; изучая их, можно прийти выводу, что порой даже образованные люди деградируют, к сожалению, до уровня последних. Чаще всего, это люди, не сумевшие в определённый момент почувствовать толчок извне или изнутри, либо не сумевшие избавиться от своих очень вредных привычек. Вспомним роман Гончарова и предприимчивых Тарантьева и Мухоярова! Если бы не Штольц, Обломов пошёл бы по миру. А его слуга? Жизнь Захара после смерти барина ограничивалась бродяжничеством, пьянством и непонятной ностальгией по старой, привычной, неизменной жизни. Безвольный человек, «добродушный чудак»… Есть мнение, что «человек совершает преступление, а общество готовит его», и отчасти соглашаешься с этим мудрым высказыванием. Почему даже ради своего единственного ребёнка Илья Ильич Обломов не попытался изменить себя? Может быть, потому что он знал, что любящие его Агафья Матвеевна и Андрей Иваныч позаботятся о сыне?! Так встаёт вопрос о воспитании, одной из важных причин «обломовщины». Родители, особенно мать, потакая малейшим слабостям сыночка, приучают его быть «барчуком» с малолетства, т. е. жить на всём готовом. Невольно соглашаешься с тем, что лучше бы ребёнок вырос «сухариком», как Штольц. Родители часто допускают ошибки в воспитании детей, когда у тех начинают формироваться индивидуальность и характер. Дети копируют поведение и манеры взрослых, авторитетных для них людей, позже примеряя на себя запомнившиеся социальные роли. Об этом пишут психологи XX века, а вот как пишет в XIX веке Гончаров. «Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев». В этом фрагменте текста прекрасно изображён быт обломовского дома вместе с излишним и навязчивым вниманием к ребёнку. «Не всё же резв, однако ж ребёнок: он иногда присмиреет, сидя подле няни, и смотрит на всё так пристально. Детский ум его наблюдает все совершающиеся перед ним явления; они западают глубоко в душу его, потом растут и зреют вместе с ним; ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребёнка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей». Данные строки из романа напоминают книгу по психологии детства и в очередной раз убеждают, что дети уникальны по своей природе: сначала бессознательно впитывая в себя, как губки, всю окружающую информацию, немного позже они используют её уже в своей жизни, где, возможно, уже не окажется слуг и нянек. «Может быть, детский ум его давно решил, что так, а не иначе следует жить, как живут около него взрослые. Да и как иначе прикажете решить ему? А как жили взрослые в Обломовке? Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него? Вероятно, никак: это казалось им очень просто и ясно. Не слыхивали они о так называемой многотрудной жизни, о людях, носящих томительные заботы в груди, снующих зачем- то из угла в угол по лицу земли или отдающих жизнь вечному, нескончаемому труду. Плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись как огня увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле». Действительно, у кого маленький Обломов мог научиться интересно и разнообразно жить, когда «не удавалось никак Илье Ильичу сделать что- нибудь самому для себя», а родители препятствовали учёбе и, соответственно, ограничивали общение со Штольцем. «И нежные родители продолжали приискивать предлоги удерживать сына дома». Гончаров детально описывает, как из живого ребёнка выпестывали увальня, барчука. «И Илюша с печалью оставался дома, лелеемый, как экзотический цветок в теплице, и так же, как последний под стеклом, он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая». Прекрасное сравнение живого с полуживым и, главное, соотношение со всеми временами. Любые проявления собственного, детского «я» пресекались — мол, предки наши так жили, мы так жили, и ты тоже будешь так жить. В этом нескончаемом круговороте безумной опеки собственные желания ребенка почти всегда забывались. Ребёнок был счастлив, когда ему удавалось на мгновение остаться самому с собой. С радостным изумлением, с неподдельным восторгом убегал он то на голубятню, то за ворота. Но так мало было этих крохотных моментов и никаких наказаний, что пропало всякое желание проявлять себя с любой стороны, доказывая индивидуальность.

Читайте также  Боги Древнего Египта

Сочинение на тему: Что такое «обломовщина»?

«Ядовитое слово «Обломовщина»»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» был написан в 1859 г. По словам Н. А. Добролюбова, писатель представил «живое изображение и ручается только за его сходство с действительностью». Неудивительно, что после выхода романа мнения о нем резко разделились. Ведь Гончаров описал целое явление, которое Добролюбов назвал «обломовщиной». Это явление включает в себя образ жизни, взгляды, характеры того времени. Однако лень и пассивность — черты, присущие не только той эпохе, они встречаются и в наше время. Где же искать истоки «обломовщины»?

Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, «человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах… пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности».

Не только внешность Обломова говорила о его внутреннем мире, но и его комната, где «с первого взгляда казалось прекрасно убрано… Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них».

Он мечтателен, но мечты его бездеятельны. Физический же труд не привлекал его. Обломов апатичен, панически боится того момента, когда его мечты соприкоснутся с реальным миром, когда что-либо в его жизни изменится. А ведь Илья Ильич неглуп. Он получил образование и говорит правильным языком, хотя использует иногда непонятные слова. Но свои знания Обломов не применял, и поэтому «голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, рели- гий… Это была как будто библиотека, состоящая из одних разрозненных томов по разным частям знаний». По своим взглядам он передовой человек, но от всех остальных отличается тем, что все время лежит, таким образом выражая свой протест против существующего общества. У Обломова есть слуга Захар, который является точной его копией: они оба дети Обломовки, родной деревни Ильи Ильича. Именно здесь и скрыты социальные корни «обломовщины».

Формированию образа жизни обломовцев прежде всего способствовала природа той местности. Там «нет ничего грандиозного, дикого, упрямого…», природа похожа на ласковую и заботливую мать, «…правильно и невозмутимо совершается там годовой круг…», «…годы не страшны, а только благотворны в том краю…» — «…все сулит там покойную жизнь». Такой и была жизнь обломовцев: спокойной, сонной, размеренной. С малых лет Илья Ильич воспитывался сибаритом, его берегли и баловали как величайшее сокровище, чем он и был для родителей. Ему никогда ничего не позволяли делать самому, говорили, что для этого есть слуги. Образ жизни всех обломовцев, в частности родителей, мягкое воспитание и сыграли ведущую роль в формировании характера Ильи Ильича. Именно поэтому он апатичен и боится перемен.

По мнению сторонников Добролюбова, написавшего обличительную статью об этом явлении, «обломовщина» — ядовитое слово. Они говорят о том, что «Обломов — не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий». Человек с таким умственным потенциалом, с такими передовыми взглядами просто не может ничего не делать—он обязан трудиться на благо своей родины. Но Илья Ильич сам виноват в том, что он такой, какой есть. Да, с малых лет его баловали, холили и лелеяли, и он стал типичным «обломовцем». Но мог же он как-то этому противостоять, противиться тому, чтобы родители делали из него «розового и увесистого Купидона»? Мог же, но не захотел, не сделал. Взять хотя бы Андрея Штольца. С одной стороны — Обломовка, с другой — суровое воспитание отца. Хотя Андрею, конечно, было легче противиться «обломовщине» — отец не давал ему сделаться барином. Но и сам он никогда не уподобился бы Обломову. Таков его характер. Илья Ильич же совсем другой. В душе он навсегда остался в Обло- мовке, счастье у него ассоциируется с детством в родной деревне, ни к чему, кроме покоя, он не стремился, ему нужна лишь тихая, мирная жизнь без каких-либо потрясений. Нравственно Илья Ильич — раб своего воспитания и общественного положения.

Обломовцы, по мнению Добролюбова. — это все те, у кого слово противоречит делу, мечтательность — практической никчемности.

Но каждая медаль, как известно, имеет две стороны. Например, А. Дружинин и приверженцы его суждения об «обломовщине» считают, что вовсе не «ядовито» это слово. Ведь, если вдуматься, Илья Ильич мог бы быть совсем другим человеком: деятельным, полезным для отечества, но только лишь при ином воспитании. И нет ничего ужасного в образе жизни обломовцев. Да, это сонная жизнь, но ведь все люди в Обломовке добрые, отзывчивые, искренние. Разве плохо, если все будут такими? Илья Ильич, являясь самым ярким представителем обломовцев, уже имел все эти качества и сумел сохранить их, не позволив жестокой жизни нарушить их чистоты. В душе он так и остался ребенком, простодушным, чистосердечным и мечтательным сибаритом, который прямо смотрит на жизнь, не считает «нужным стесняться». Он не заражен житейским развратом, не подчинен законам «света» и поэтому в любом деле поступает сообразно с вечными законами любви и правды. Перед ним никогда не встает вопрос: нужно ли вмешиваться в жизнь дорогого человека или нет, потому что нет на это никакого права?

Значит, нельзя судить об «обломовщине» односторонне. Нужно рассматривать как отрицательные, так и положительные стороны этого явления. По Добролюбову, всегда будут существовать люди никчемные, ничего не делающие для достижения своей благородной цели. По Дружинину, эти же люди, если они настоящие обломовцы, останутся добрыми, искренними и всегда будут выше тех, кто их осуждает. Оба критика по-своему правы: не перевелись еще и не переведутся на свете «обломовцы».

ОБЛОМОВЩИНА И ШТОЛЬЦЕВЩИНА КАК ТИПЫ ЖИЗНИ

Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — такую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарицательным.

Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обратиться к его детству, то есть

к тому периоду жизни, когда в нем закладываются основные черты характера, могущие потом влиять на всю жизнь в целом.

Маленький Илюша родился и вырос в селе Обломовке. Родители его были потомственные дворяне, которые придерживались патриархальных традиций. В семье было два пристрастия: еда, которая превратилась в культ, и послеобеденный сон — тоже своеобразный культ. Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, которого при каждом удобном случае всеми силами избегали. Эта ленивая, спокойная, беззаботная жизнь ничем не нарушалась, разве что болезнями и мелкими ссорами. Да и как иначе. Ведь членам помещичьей семьи не надо было зарабатывать на жизнь, они бездельничали, за них работали крепостные крестьяне. В этой атмосфере и вырос Обломов. Автор отмечает, что в детстве мальчик был подвижным и любознательным, но все его поползновения на самостоятельность пресекались матерью и няньками. Даже чулки ребенку надевал Захар. Жизнь не изменилась и во время учебы. Учение, по представлениям родителей, было нужно только для повышения по службе. В остальном толку от него не видели. Поэтому Илюшеньку, во избежание переутомления, всячески ограждали от умственной деятельности. Мальчик скоро понял, что приказывать гораздо удобнее, чем что-либо делать самому. Со временем он стал сонным, апатичным и неприспособленным к жизни, как и все члены его семейства. Но он сохранил чистые душевные помыслы, нравственные идеалы.

Читайте также  Восстановление коленчатого вала двигателя ЗИЛ-130

Воспитание Штольца отличалось от воспитания Обломова. Отец его был немцем, мать русской дворянкой. От отца он перенял трудолюбие и практичность, свойственные всем немцам, а от матери получил богатое духовное наследство: любовь к музыке, поэзии, литературе. Отец Андрея дал ему то воспитание, которое сам получил от своего отца. Он обучил его всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец.

Поэтому если в самом начале жизни у Обломова лежали прозябание и сон, то у Штольца — энергия и жизнедеятельность.

Их различия можно увидеть уже из портретов. Если говорить про Обломова, то «это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь… цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мягкостью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике. Различается и духовная жизнь героев. Несмотря на то что Обломов бездеятелен, духовная жизнь его довольно богата. Воображение стало любимым спутником его жизни. Только в мечтах он воплощает богатые, глубоко зарытые способности своей души. Штольц, как человек действия, не находит времени и места для бесплодных мечтаний. Он отвергает все, что «не подвергалось анализу опыта практической истины». Душевно Штольц спокоен, у него есть цель, и он действует согласно этой цели. В этом смысле он удовлетворен жизнью.

Обломов боится трудностей. Для того чтобы решить самые насущные проблемы, нужно приложить умственные усилия. Но к этим усилиям Обломов не привык. Его принцип — пусть все идет так, как идет, «авось все уляжется». Он старается переложить дело на другого, лишь бы не делать его самому. При этом он и мысли не допускает, что его способны обмануть.

Штольц ни на кого не перекладывает своих дел, он все стремится сделать сам и подталкивает к этому Обломова. Правда, все его попытки растормошить Обломова разбиваются о его лень и невозмутимость. Тем не менее эти два таких противоположных человека очень дружны. И вряд ли дело лишь в бравшей начало из детства привязанности. Если привязанность Обломова к Штольцу можно объяснить его нуждой в сильном деловом человеке, который всегда способен прийти на помощь, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить характерис-

тикой, которую дает Андрей Штольц Обломову: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!» Тем более ему хотелось спасти друга, оживить его. Когда Штольц говорил о друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет расшевелить Обломова, вылечить его. На первый взгляд ей это удалось. («Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере, самоуверенности».) Обломов стал выполнять поручения Ольги, ездил с дачи в город, меньше лежал на диване, даже сбросил свой халат, который стал своеобразным символом его лени. Но инертность оказалась сильнее его любви. Они с Ольгой совсем разные люди. Любовь для Обломова, как и вся жизнь, — спокойное прозябание, прогулки по саду, гуляние под руку. Но эта жизнь не устраивала Ольгу. Ее беспокойная и деятельная натура требовала действия, которое она могла найти только в таком человеке, как Штольц.1 Штольц, в свою очередь, искал женщину, равную ему по взглядам и силе характера. Семейная жизнь Штольцев способствует гармоничному взаимообогащающему развитию обоих супругов. Андрей успокоился, он всем доволен; правда, Ольгу мучают сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся?

Но и Обломов не одинок. Он подсознательно искал себе жену не как равного себе товарища, а как жену-мать. Такой женой стала для него Пшеницына, для которой он предмет обожания и самоотверженной заботливости. Правда, под властью любящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.

Обломовщина и штольцевщина — два противоположных мира, два полюса жизни. Цель в жизни Обломова — жить спокойно. Трудиться, он считает, бесполезно, все равно толку не будет. Такой образ жизни не следует брать за образец, ведь герой в конце концов деградирует. Жизнь для Штольца — труд. Но труд этот очень уж прост, а потому скучен. Для полноценной жизни важно все: взлеты и падения, горести и радости. В жизни Штольца этого нет, она удручающе одно-

образна. Ни обломовщину, ни штольцевщину нельзя назвать полноценной жизнью, истина лежит где-то посередине между этими двумя образами жизни.

Что такое обломовщина сегодня для каждого из нас?

Говорить о том, что такое обломовщина, сегодня мы можем благодаря перу Ивана Александровича Гончарова. По рождению он принадлежал к купеческому сословию. Поэтому и образование для него было определено – коммерческое. Но, обучаясь, он открыл для себя литературу, духовную жизнь. Поэтому перевелся на словесное отделение Московского университета. Как он оказался прав! Ведь его соучениками были Аксаков, Лермонтов, Тургенев, Белинский, Герцен.

Не много написал он за свою жизнь. Не отличался Иван Александрович «легкостью пера». Работая над своим романом, пережившим века, писатель старался дать полное и исчерпывающее описание общественного явления «обломов и обломовщина». Сочинение произведения заняло долгих десять лет.

Почему так долго? Дипломатическая деятельность на Востоке и затем цензорская работа требовали большой самоотдачи. Да и любил Иван Александрович поразмыслить, прежде чем взяться за перо. Возможно, поэтому в книгах Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» есть мудрость, присутствует «кладезь размышлений» для читателя. Роман «Обломов» по своей актуальности явился культурным шоком для России XIX века.

Устами одного из персонажей романа — Штольца, антипода главного героя Обломова Ильи Ильича, помещика деревни Обломовка — писатель определяет новое слово в русском языке, ставшее нарицательным. Что такое обломовщина? Сочинение нереальных несбыточных планов, больших, как воздушные замки, уютно лежа на своем диване? Образ жизни одного-единственного помещика, ушедший с ним в небытие? Николай Александрович Добролюбов ответил на это в своей статье. «Лень и апатия», зарождение и развитие которых инициировано окружением, обуславливают всепоглощающую инертность гончаровского героя. Обладая позитивными чертами характера, благородными порывами души, он никогда их не реализует. Он боится включиться в «муравьиную беготню» людей, изначально по-философски считая ее бесполезной. Статья Добролюбова, кстати, прямо так и называется: «Что такое обломовщина?»

Устарело ли это понятие сегодня? Да что вы! Сегодня обломовщина превратилась в государственную идеологию. Сегодняшние «Обломовы», в отличие от гончаровского, умеют имитировать псевдодеятельность. Но им так же глубоко безразлична «муравьиная беготня людей», а зачастую и их страдания (ведь в лексиконе помещика не было фразы «Это ваши проблемы!»).

Чтобы понять это, достаточно включить телевизор, когда идет трансляция дискуссий парламентариев. Годами и десятилетиями мы видим на экране одних и тех же «Обломовых» (впрочем, зачастую злых и желчных, что сути не меняет), рассказывающих всем нам о своих великих планах, горячо, до драк спорящих с оппонентами. Летят стаканы воды, колкие фразы, личные оскорбления. Будьте уверены, каждый второй из них, выйдя из студии, забудет то, что он обещал, довольно потирая руки и приговаривая: «Ай-да я, Илья Ильич, ай-да молодец!» Поэтому невредным для порядочных журналистов вместо по-гоголевски восторженных возгласов («Что за гуси у Ивана Ивановича?») и глубокомысленых выводов («Какой он замечательный человек!») будет задать вопрос по-другому, по-гончаровски: «Скажите, а как вы, состоятельный человек, понимаете, что такое обломовщина?»

«Ну да! – скажете вы, — политики – это далеко!» Однако есть много людей по-обломовски «бессильных на добро», но несвободных от болезней нравственности. Разве не воспитывают недорослей и барчуков современное гламурное телевидение и пресса, сегодняшняя «клубная жизнь?» Совершенно по-обломовски (вот уж где сходство, так сходство!) порой смотрится наша светская тусовка. Организовав свой бизнес так, что он работает на пассивный доход, они живут всецело для «светскости», хотя формально везде «участвуют», «мелькают». Но суть их – гончаровский помещик. Из-за «Обломовых» на министерских постах наши отечественные «Левши» не могут посрамить иноземных искусников, из-за них не востребован труд наших мастеровых людей. Поэтому, дорогие читатели, лучше ответьте сами на вопрос: «Что такое обломовщина сегодня?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: