Новый облик Москвы - OXFORDST.RU

Новый облик Москвы

«Превращение Москвы в ультрасовременный мегаполис»: планы застройки на ближайшие 15 лет

Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов и глава Центра исследований экономики культуры, городского развития и креативных индустрий экономфака МГУ Сергей Капков провели паблик-ток на тему «Изменение архитектурного облика Москвы». Озвученные планы градостроительства опубликовал сервис поиска недвижимости «Циан».

По словам Кузнецова, Москву ждут грандиозные изменения на уровне 1930-х годов. В перспективе 10–15 лет столица станет «абсолютно другим городом». От «Москвы-Сити» в сторону Мневников будет застроена площадь, соразмерная Садовому кольцу. Город будет расти ввысь — появится много небоскребов, в том числе в Южном и Северном речных портах, а также на площадках под реновацию.

Вот список новых крупных проектов:

  • Большой Сити, в который входит территория Бадаевского завода. Он растянется от «Москва-Сити» в сторону Мневников на запад и северо-запад, а по экономическому потенциалу превысит территорию в пределах Садового кольца.
  • Москва-река и ее новые набережные.
  • Промзона ГКНПЦ имени Хруничева, где появится «космический центр с очень большой высоткой».
  • Мневниковская пойма, где запланированы тематический парк, много спортивных объектов и «большая застройка».
  • Территория Южного порта — одна из самых больших территорий в Москве, которая «всегда была серьезной затычкой на карте развития юго-востока города: слишком мало дорог и много промзон».
  • Интенсивная застройка территории Северного порта, которая в запущенном состоянии.
  • Коммунарка станет одним из городских центров.
  • Новые транспортные узлы, включая МЦД и БКЛ.
  • Объекты культуры, самые заметные из которых — Музей Кремля, новый корпус Третьяковской галереи (и в Лаврушинском переулке, и на Крымском Валу), проект пристройки Пушкинского музея, проект ГЭС-2.

Новый уровень массового жилья

По словам Капкова, сегодня масштабная застройка Москвы «безликая, уникально неживая, безатмосферная». За пределами Третьего транспортного кольца и вовсе город будто заканчивается.

Кузнецов добавляет, что, несмотря на все трудности сейчас, «в перспективе 10–15 лет — это абсолютно другой город». Москва «не видела таких масштабных изменений с 1930-х годов».

Основными задачами становятся поиск айдентики, качества и дизайна для массового жилья. Город должен становиться «нормальным, интересным», а не состоять из однотипных спальных районов.

Расширять Москву, по мнению главного архитектора, бессмысленно, поэтому она будет расти вверх. Однако это не означает, что нужны огромные бюджеты, ведь из‑за увеличения скорости застройки «от удешевления и рационализации процессов деться никуда невозможно».

Урбанистика

«Будущее развитие Москвы — это комплексное развитие районов и тонкие архитектурные проекты. Урбанистика — это не замена асфальта на плитку, а смена приоритетов в развитии города», — считает Сергей Капков.

Одним из приоритетов должны стать «логичные большие проекты по созданию районов и кварталов в одной стилистике, разной этажности, со своей социальной сферой и понятным прогнозом, кто может эти квартиры купить». Это нужно, в том числе, чтобы избавить от превращения новых районов в «гетто, местами входа в Москву, куда приезжают мигранты из регионов России и дальнего зарубежья».

Коррективы, которые внесла пандемия

Пандемия изменила образ жизни людей и изменит концепцию городов. Например, существует план по созданию 15-минутного города: все, что нужно для полноценной и комфортной жизни, должно быть в 15 минутах от человека. В том числе, рабочее место, кафе, поликлиника, школа, магазины.

В течение трех лет в три раза вырастет число курьеров. Это приведет к росту спроса на складские помещения внутри города. Будущее торговых центров остается под вопросом, а первые этажи в жилых домах должны стать более многофункциональными.

Полицентризм

Сергей Кузнецов отмечает, что «наша сверхзадача — полицентризм». В городе не должно быть единого центра, знаковые точки нужно перераспределить и покрыть ими всю карту Москвы. Сейчас уже создаются: исторический центр, «Москва-Сити», район Лужников, Южный порт, Коммунарка, «Сколково» и так далее.

Что произойдет в ближайшие 10 лет

Активно обсуждается проблема пробок, и одно из решений — появление доступного такси. Для пешеходов развиваются набережные Москвы-реки, Яузы и Химкинского водохранилища. Большой пеший маршрут в скором времени появится из центра на север города.

Однако проезд на машине более удобным сделать не получится, так как «дорожные ресурсы себя исчерпали». На тысячу жителей приходится примерно 400 машин, поэтому единственный путь решения проблемы — сокращение использования личного транспорта.

Подмосковье станет частью Московской агломерации, и это «уже почти свершившийся факт, потому что экономика первична: многие жители Подмосковья работают в Москве».

Пожилым людям предложат уехать из Москвы, сохранив за собой льготы. Взамен будет приезжать молодежь, что уже происходит, так как в городе около миллиона студентов, большинство из которых не возвращаются на родину после окончания учебы.

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Новый облик Москвы. 5 изменений в столице при Собянине

Темы в материале

Поделиться

Подписывайтесь на Stroi.mos.ru

21 июня празднует свой день рождения мэр Москвы Сергей Собянин. Несмотря на то, что Сергей Собянин на посту мэра столицы еще не так давно, он уже успел полностью ее переориентировать. АиФ.ru собрал основные позитивные изменения, которые произошли в Москве при действующем мэре.

Новый облик Москвы. 5 изменений в столице при Собянине

21 июня празднует свой день рождения мэр Москвы Сергей Собянин.

Несмотря на то, что Сергей Собянин на посту мэра столицы еще не так давно, он уже успел полностью ее переориентировать. АиФ.ru собрал основные позитивные изменения, которые произошли в Москве при действующем мэре.

Строительство и реконструкция дорог

Отдельное место в программе развития города столичного мэра занимает вопрос реконструкции дорог. Был учтен опыт ранее применяющегося дорожного строительства.

«В Москве продолжается большое дорожное строительство. За пять лет мы построили рекордное количество дорог — порядка 400 километров, более 100 инженерных сооружений, эстакад, путепроводов, тоннелей», — отметил столичный градоначальник в интервью различным СМИ.

И результат не заставил себя ждать — исследования показали, что Москва поехала в разы быстрее, а традиционно проблемные места на столичных трассах перестали таковыми быть.

Параллельно проводится и ряд знаковых реконструкций дорожного полотна, перестраиваются крупнейшие транспортные артерии города с тем, чтобы они стали более функциональными.

Новые развязки строятся с учетом нужд автомобилистов и отлично заменяют собой уже отжившие «клеверные листки». Это позволяет избегать пробок на съездах и заездах, а также на поворотах.

За 5 лет было построено 400 км дорог, что на 10% увеличило имеющуюся дорожную инфраструктуру. До 2018 года в городе планировалось сделать 15 развязок на одном только МКАДе, из которых 11 уже открыто и успешно действует. Также за последнее время было выстроено 112 мостов, эстакад и тоннелей, после чего их суммарное количество увеличилось на 20%.

Создание новых станций метро

За последние годы отдельный толчок к активному развитию получил и московский метрополитен. Это одна из важнейших отраслей транспортной сети столицы. И, естественно, что ему уделено особое внимание. Так, в планах у мэрии было открыть с 2011 по 2020 годы 78 новых станций, а также построить больше 160 км линий метро. При этом за пять лет открыты уже 18 станций и построено 34 км новых линий. Все это должно снизить нагрузку на действующую сеть метро, а также позволит обеспечить шаговую доступность к станциям крупнейшей транспортной артерии города 93% москвичей.

За счет активного строительства свои станции получили жители районов, где раньше до метро возможно было добраться только наземным городским транспортом или с помощью электричек и междугородних автобусов. Например, такими узлами стали станция «Технопарк», «Котельники», «Саларьево», «Румянцево». В ближайшее время проблемы с транспортной доступностью будут решены в пределах Дмитровского шоссе и иных «проблемных» районов города.

«Я должен сказать, что в ближайшие годы будет вводиться примерно по десятку станций метро в Москве ежегодно. Мы не собираемся снижать темпы метростроения. Большое количество объектов, над которыми мы работали в предыдущие годы, будут уже сдаваться в эксплуатацию», — отметил Сергей Собянин во время прямого эфира на канале «ТВ Центр».

Читайте также  Бумага, ее виды и основные свойства

В городской Адресной инвестиционной программе на 2016-2018 гг. заложено 620 млрд рублей на строительство столичной подземки. Если изучить все статьи расходов по городу, то это самая большая цифра.

20 самых красивых станций метро, которые будут построены в Москве

Станция «Косино» (откроется в 2017 году) Кожуховской линии в целях обеспечения безопасности пассажиров будет оснащена стеклянной стеной с раздвижными дверями. Стена отделит край платформы, а соответственно и людей, от железнодорожных путей. Также станция будет оснащена лифтами для маломобильных граждан. Ее пассажиропоток составит 100 тысяч человек в сутки. В будущем возле станции планируется размещение транспортно-пересадочного узла.

Создание многофункциональных центров

Одной из основных решенных проблем жители города единодушно называют создание многофункциональных центров (МФЦ), которые сегодня называются «Мои документы». Теперь москвичам не нужно бегать по различным инстанциям, собирая справки и относя необходимые документы, а также стоять в очередях, чтобы поставить печать. Все можно сделать в одном месте, не затрачивая при этом больше 15 минут своего времени. Оформить свидетельство о рождении ребенка, подать документы на получение паспорта, заказать социальную карту и многое другое — все это легко можно сделать здесь.

Более 100 точек на карте Москвы обслуживают людей без привязки к их месту прописки — по такому принципу здесь оказывается 97% услуг различного характера. Несомненным плюсом таких центров является тот факт, что они максимально доступны населению — работают 7 дней в неделю с 8 утра до 20.00 без обеда.

Перевод всей информации в электронный вид, синхронизация различных баз данных в единую сеть — все это существенно ускоряет и работу специалистов по работе с населением. При этом персональные сведения защищены.

«Это — внедрение новой философии оказания государственных услуг, в основе которой лежит ориентация на потребности клиентов (жителей Москвы) и стремление сделать общение с государством максимально простым и комфортным для граждан. Мы будем дальше двигаться, улучшать стиль работы, стандарты московских центров, так, чтобы работники МФЦ на самом деле представляли лицо московского чиновничества в самом лучшем понимании слова», — заявил Собянин.

«Моя улица» и парки города

Программа «Моя улица», которая стартовала в 2015-м году, уже показала свою эффективность и результативность. Улицы Москвы преображаются буквально на глазах, делая один из крупных мегаполисов мира комфортным и уютным. Улицы, мощенные плиткой, гранитные бордюры, фонари под старину, газоны — столица все больше становится европейской и аккуратной. В планах у московской мэрии по максимуму озеленить город и сделать его более пригодным для жизни коренных москвичей и гостей столицы. Программа также будет включать в себя ремонт фасадов домов, создание комфортной навигации и т.д.

«В работу будут включены не только центральный департамент и правительство Москвы, но и окружные, районные подразделения. Это будет одним из главных направлений по благоустройству города в ближайшие годы», — заверил мэр Москвы, добавив, что делаться все это будет комплексно, согласно проектам, которые будут нарабатываться постепенно.

Отдельным пунктом можно отметить велодорожки, появившиеся в центральной части города и городских парках, пункты проката велосипедов на городских улицах, которые доступны каждому, были высоко оценены любителя активного образа жизни. И сегодня развитие этой сферы продолжается.

В 2015 году в рамках программы, разработанной мэрией было отремонтировано и частично реконструировано более 40 улиц, общей протяженностью 106 км. То, какие улицы будут ремонтироваться первыми, определяли сами москвичи при помощи электронных сервисов. В 2016 году программа получила свое продолжение. Всего планируется сделать в рамках программы более 80 улиц и площадей, из которых 60% приходится на Садовое кольцо и частично Бульварное. Дальнейшее развитие программы будут определять, советуясь с жителями столицы.

Но город — это не только дома и улицы. Это еще и парки. Об этом вовремя вспомнил столичный градоначальник и активно взялся за восстановление зон отдыха москвичей. За последние годы свою реконструкцию получили Парк Горького, парк Сокольники и т.д. Кроме того, активно развивается районная программа «Народные парки».

Wi-Fi, аккуратные лавочки, урны, уютные кафе, летние площадки и кинотеатры под открытым небом — теперь московские парки выглядят цивилизованно. Приходить гулять в такие можно как с компанией друзей, так и семьей. При этом, как отмечают специалисты, решения, принятые мэром Москвы, достаточно простые и достаточно легко выполнимые, и почему прежде никто не хотел за них браться, аналитикам непонятно.

«В этом году мы благоустраиваем около 80 зеленых территорий в Москве. Это парки, территории возле воды, особо охраняемые зеленые территории. В нижнем течении Москвы-реки реализуется два крупных проекта. Проводится реконструкция парка Братеево. Здесь приводится в порядок территория, разбиваются новые газоны, делается новое освещение, создаются новые современные детские и спортивные площадки», — отметил мэр Москвы в разговоре со СМИ при объезде реконструирующихся парков.

Одной из самых заметных и высоко оцененной как экспертами, так и общественностью реконструкцией стало восстановление ВДНХ. Возвращение исторического названия, ремонт дорожек, павильонов и площадок, создание уютных кафе — все это снова превратило ВДНХ в любимое место отдыха горожан.

Городские фестивали

Москва теперь активно подтверждает статус города приветливого и гостеприимного. О московских тематических фестивалях знают не только в самой столице, но уже и за рубежом. Московская весна, фестиваль мороженого, варенья, Рыбная неделя, Наш продукт, а также музыкальные мероприятия и световые шоу — скучно в столице не бывает. Ведь все мероприятия буквально сменяют одно за другим. Все они имеют тематическое оформление, которое нередко передает дух и самобытность русского народа. Есть и такие, которые, наоборот, показывают россиянам лучший европейский опыт. Побывать на таких мероприятиях стремятся не только жители Москвы, но и все, кто приехал в столицу в гости, по делам или даже просто совершает пересадку и имеет несколько часов времени. Очень нравятся такие фестивали и праздники и зарубежным гостям.

Так, например, в 2015 году самым популярным мероприятием оказался фестиваль «Путешествие в Рождество» — на него пришли 8,5 млн человек. Следующим по численности был «Фестиваль варенья», на который пришли 6 млн человек. В этом году эксперты и аналитики ждут еще большего наплыва, ведь москвичи привыкают к таким мероприятиям и охотно на них откликаются.

Было — стало: Как изменилась Москва при Собянине Средняя зарплата, количество митингующих и число храмов

За десять лет, которые прошли с момента назначения Сергея Собянина на пост мэра Москвы, город изменился до неузнаваемости. И это легко проверить — просто сравнив город с самим собой десятилетней давности, хотя бы по некоторым параметрам.

Количество парков и скверов

Собянин любит парки. Сначала — реконструкция парка Горького (перемены были действительно драматические — до прихода туда Сергея Капкова, который сначала был директором парка, а потом возглавил департамент культуры города, — например, за вход в парк нужно было платить). Затем «приведение в порядок» — еще одно собянинское выражение — многочисленных скверов и парков от центра до окраин, от Бульварного кольца и Сада имени Баумана до парка 850-летия Москвы, Филей и какого-нибудь Сиреневого сада. Наконец, пик благоустройства — строительство на месте снесенной гостиницы «Россия» парка «Зарядье». В итоге парков за десять лет стало почти в полтора раза больше.

Количество станций метро

Метро — не самый лучший вид общественного транспорта: автобусы и трамваи в разы дешевле и при грамотном подходе удобнее. Зато его строительство было отлажено еще при Лужкове (собственно, Стройкомплекс Москвы, до сих пор лужковский, в основном и лоббирует строительство новых станций), а результаты видны сразу — поэтому Собянин против него ничего не имеет. Пускай новые станции и открываются по большей части в полях, а не там, где они нужны.

Длина троллейбусных линий

больше 600 километров

3,55 километра

Зато другой вид общественного транспорта третий постсоветский мэр Москвы не просто не стал развивать, он его просто уничтожил. Старые троллейбусы были медленные, холодные и дребезжали при езде — но, с другой стороны, ничего не мешало их заменить новыми, как и автобусы. Уничтожение троллейбусной сети, между прочим, самой большой в мире (как и любит Собянин) — иррационально и объясняется народной молвой какой-то особой нелюбовью мэра к проводам. (Что похоже на правду: при благоустройстве улиц провода от фонарей не убирают, но прячут под землю — вы могли видеть эти оранжевые трубы, которые торчат из-под земли при перекладывании плитки). Единственная оставшаяся «музейная» линия у Трех вокзалов выглядит как насмешка — но позволяет мэрии сообщить, что троллейбус в Москве все еще есть.

Читайте также  Кроветворение, или гемопоэз

Количество православных храмов

1 216

(рекорд с 2004 года)

Программа строительства храмов в спальных районах Москвы появилась в начале 2010 года — еще до Собянина, — но заработала в полную силу уже при нем. Хотя и напрямую он никак не связан с московским правительством, разгребанием многочисленных скандалов при строительстве новых церквей, например в парках, должны были заниматься именно городские власти.

Длина велополос и велодорожек

0 километров

233 километра

С велосипедами у Собянина отношения сложные. Да, появился велопрокат, который показал, что велосипеды Москве нужны и они здесь вполне себе приживаются. Но никакой инфраструктуры для них нет — после появления нескольких велодорожек и велополос в центре, из-за которых в Москве почему-то не появилось миллионов велосипедистов (зато появились разгневанные автомобилисты, которым эти велодорожки чем-то помешали), градоначальник к этой теме охладел. Но даже тут мэрия находит поводы для гордости: приписывая к общему количеству велодорожек и велополос выделенные автобусные полосы и велосипедные маршруты в парках, они утверждают, что всего их в Москве чуть ли не 900 километров. Хотя полезных из них, дай бог, 100.

Самый массовый митинг

Митинг футбольных фанатов на Манежной площади 11 декабря, от 5 до 50 тысяч человек

Митинг за допуск независимых кандидатов к выборам в Мосгордуму на проспекте Сахарова 10 августа, от 50 до 100 тысяч человек

Москва митинговала все десятые. Митинговали против всего — против «рокировки» Медведева и Путина, против ареста Навального, с требованием расследовать дело Кашина (и Голунова). Параллельно ужесточалось антимитинговое законодательство и росло количество задержанных — по этим показателям к концу десятилетия мы подошли с рекордными цифрами.

Минимальный штраф по «митинговой» статье 20.2 КоАП

Благоустройство-2021. Остров Балчуг

Не раз рассказывал в своем блоге (можно прочитать здесь и здесь) о проектах благоустройства набережных Москвы-реки.

В рамках нашей многолетней программы мы привели в порядок все набережные левого берега от СИТИ до Таганки и правого – от Парка Горького до Кремля.

В прошлом году планировали провести благоустройство острова Балчуг, но по понятным причинам работы пришлось отложить на 2021 год. Весной-летом этого года новый облик получат Софийская, Раушская, Садовническая и Космо­­дамианская набережные и примыкающие к ним Садовническая улица, Комиссариатский, Фалеевский, 1-й и 2-й Раушские переулки и Репинский сквер.

Необходимость в благоустройстве на Балчуге просто бросается в глаза. Хотя он находится в двух шагах от Кремля и Зарядья, улицы здесь выглядят грустно и уныло. Мало зелени, а узкие и местами разбитые тротуары отпугивают пешеходов.

Некомфортно всем: местным жителям, постояльцам отелей, офисным работникам и меломанам, приезжающим на концерты в Дом музыки.

Основная идея благоустройства Балчуга – условное разделение городского пространства на историческое и современное.

Тротуарами «внутри» острова – на Садовнической улице, в переулках и вдоль зданий на набережных – по большей части, пользуются местные жители и офисные работники. Движение по ним спокойное и неторопливое. Таким оно должно оставаться и впредь. Нужно лишь привести эти тротуары в порядок и добавить мест отдыха с классическими московскими лавочками.

И наоборот – на набережных у воды гуляют туристы, а горожане катаются на самокатах и велосипедах. Там городское пространство могло бы выглядеть более ярко и современно.

Напротив Дома музыки вполне уместно будут смотреться оригинальные лавочки, обрамленные решеткой из металлических труб. Немного напоминает духовой оркестр и одновременно перекликается с темой реки.

Часть новых фонарей Балчуга будет выполнена в современном стиле минимализма.

Другие будут напоминать старинные газовые фонари. Парапеты набережных планируется акцентировать с помощью специальной подсветки.

На острове станет больше зелени – разобьем газоны и цветники, высадим новые деревья и кустарники. Среди них европейские липы «Паллида», красные клёны, вязы «Лобел», декоративные яблони, рябинники, кизильники и белый дерен.

Новые зеленые насаждения придадут свежий облик променадам и станут естественной преградой, которая защитит пешеходов от пыли проезжей части.

Новыми красками заиграют скверы на Космодамианской…

и Садовнической набережных.

«Изюминка» проекта – благоустройство Репинского сквера, самого большого зеленого пространства Балчуга, созданного к 800-летию Москвы в 1948 году.

В Репинском сквере будут максимально сохранены существующие деревья и высажены новые зеленые насаждения – на основании архивных ситуационных планов. А новые фонари, скамейки и урны будут выполнены в стиле конца 40-х годов прошлого века.

Западная оконечность острова Балчуг между памятником Петру I и улицей Серафимовича формально не входит в этот проект благоустройства. Но только потому, что там завершаются работы по реставрации ГЭС-2.

Рядом с историческим зданием будет создана пешеходная зона, связывающая Храм Христа Спасителя с Якиманкой. С Патриаршего моста можно будет спуститься на Болотную набережную и посидеть прямо у воды.

Благоустройство острова Балчуг станет самым крупным проектом создания качественного городского пространства в центре Москвы, который мы реализуем в этом году.

Особый путь Москвы

Москва очень изменчива. Она стремится быть похожей на другие столицы и постоянно меняется для каждой эпохи, власти и идеологии. При этом Первопрестольная остается со своим неизменным характером и неповторимым духом, в котором сочетается несочетаемое.

Московские кольца и становление центра

За почти девять веков своего официального существования город переживал не одно изменение. В средние века сформировались фортификационные сооружения Китай-города, Белого и Земляного городов, создавшие традиционную московскую кольцевую структуру, она продолжилась неровными кольцами Камер-Коллежского вала в XVIII в., окружным железнодорожным кольцом в начале XX в. и автомобильными кольцами, которые строились с 1930-х по 2000-е гг. Именно эти кольца и сформировали экономические, ментальные и административные границы, понятиями которых мы пользуемся сейчас: МКАД, Садовое кольцо, ТТК. Второе – это появление ремесленных слобод, отобразившихся в топонимике улиц и районов центральной части города.

Следующим этапом стало переустройство Москвы, начавшееся во времена Екатерины II и завершившееся в 1830-х гг. Тогда появились крупные общественные здания, больничные комплексы, частью из которых мы пользуемся поныне. Были разобраны остатки оборонительных сооружений Белого и Земляного городов, на их месте возникли Бульварное и Садовое кольца. Сформировались некоторые городские площади, начались масштабные перестройки в Кремле, определившие его современный и привычный нам архитектурный ансамбль.

Именно в XIX в. Москва приобрела относительно целостный вид и очень выразительный архитектурный облик с малоэтажной застройкой, вертикалями башен Московского Кремля, Сухаревой башней и колокольнями церквей, а также многочисленными городскими усадьбами. В 1880-х гг. был наведен порядок и с коммунальным хозяйством. Глядя на фотографии второй половины XIX в., видишь относительно комфортный для жизни город того времени, центр которого, если бы сохранился, превратился бы в мекку для туристов.

Интересно, что в конце XIX в. Москва оставалась лоскутным одеялом в плане социального и этнического расселения и не формировала четких направлений по престижности жилья или классовому расселению. Дворянская (а потом и купеческая) Пречистенка соседствовала с простой Остоженкой, а купеческие особняки на Воронцовом поле сосуществовали с деградировавшей и опасной Хитровкой.

Зарождение промзон и жилищный бум

Капиталистическая эпоха подарила Москве не только замечательных купцов, среди которых было немало меценатов и новых хозяев потрясающих особняков, но и промышленность. Именно она существенно изменила городскую среду, преобразив более чем на век многие некогда живописные и исторические районы, которые до сих пор не могут оправиться от своего промышленного прошлого. Так, некогда дворцовые районы Яузы и старая Немецкая слобода были почти стерты новыми промышленными районами, появившимися в XIX в.

Читайте также  Колебания и волны

Железные дороги, построенные в городе вокзалы с сортировочными станциями и пакгаузами также повлияли не в лучшую сторону на городскую среду. Достаточно вспомнить район Сыромятников и современного Курского вокзала, не говоря уже о районе Каланчевской или меняющейся в наше время территории Дербеневки. Предприятия также стали размещаться на окраинах города с удобной транспортной доступностью, в основном железнодорожной. Они заложили большие промзоны, разорвавшие в некоторых местах современный город. Яркий пример тому – Шелепиха и часть современного района Звенигородского шоссе с Магистральными улицами или огромная территория вдоль шоссе Энтузиастов от метро «Авиамоторная» до Владимирских улиц.

Развитие промышленности, лучшим образом сказавшееся на экономике Москвы, изменило ее облик. Приток населения – рабочих и служащих – спровоцировал жилищный бум, строительство и расширение города, которое с поправкой на масштаб тех лет можно сравнить с освоением новых территорий Москвы в 1960–1980-х гг. и с нашим временем.

В конце XIX – начале XX в. в Москве появились многоэтажные доходные дома, которые в то время инородно смотрелись среди старой малоэтажной застройки. Но основная часть нового жилого фонда приходилась на простые двухэтажные и экономичные многоквартирные дома плотной застройки, заполонившие огромные территории за пределами Садового кольца и вдоль Камер-Коллежского вала. Тут можно вспомнить деревянную Марьину Рощу, Сокольники, Благушу, Масловку.

Именно тогда московские власти совершили ту же ошибку, что и власти европейских городов, – нерегулируемая плотность привела к дискомфорту проживания, что спровоцировало отток части населения в летний период на дачи. Но в Москве в отличие от европейских городов не появились пригороды-сады и так называемые вилленфиртели (от нем. Víllenviertel – фешенебельный квартал города с виллами). Последние не формировались по причине того, что в центре Москвы было много частных домов и свободных земельных участков для точечного строительства особняков. Да и некоторые промышленники предпочитали жить недалеко от своих предприятий. Дачное строительство практически полностью перечеркнуло идеи создания пригородных поселков.

Сложно сказать, как бы дальше развивался город, если бы не Первая мировая с притоком беженцев, ставших впоследствии жителями Москвы и ее пригородов, и эвакуацией промышленных предприятий с оккупированных территорий. И конечно, октябрьско-ноябрьские события 1917 г., вернувшие Москве столичный статус – правда, уже нового государства.

Эпоха Генплана

1920-е и начало 1930-х гг. стали довольно интересным этапом развития города с экспериментами в области жилья: от поселка Сокол до домов-коммун. Однако в массовом порядке в то время строились рабочие поселки с 3–5-этажными домами, а также новые и реконструируемые почти полностью промышленные предприятия, возводившиеся на сформировавшихся еще в предреволюционное время территориях. Это стало большой ошибкой и в итоге существенно затруднило модернизацию предприятий в 1960–1980-х гг. и развитие Москвы начиная с середины 1930-х по новым генеральным планам. В 1920-х гг. появилось много конкурсных проектов развития и обновления города, который должен был стать лицом нового советского государства, избавившись от своей патриархальности.

Стареющий и обветшавший в своей массе деревянный жилой фонд с новообразованными коммунальными квартирами требовал каких-то решений и никак не мог быть частью новой Москвы. В конкурсе принимали участие не только отечественные, но и зарубежные архитекторы. Все эти планы опережали время и были отчасти сложно реализуемы в экономических реалиях 1920-х гг. В итоге все они остались на бумаге, а к более реальной перестройке приступили, лишь когда родился так называемый сталинский Генеральный план развития и реконструкции Москвы 1935 г. Именно он стал новой точкой развития и изменения облика города. Новая идеология поменяла и архитектуру СССР – отныне это широкие улицы с квартальной и парадной застройкой. При этом город сохранял свою кольцевую и радиальную структуру.

Тогда же были заложены и реконструкции многих улиц, часть которых (улица Горького, Садовое кольцо, 1-я Мещанская и др.) успели в основном начать до войны. Война фактически перечеркнула реализацию этого плана, но тень его живет и поныне с его отдельными реализациями. Это проспект Калинина и Кутузовский проспект (проложены в 1960-х гг.), Новокировский проспект (достроен в 1970–1980-х гг.), части Паркового кольца – улицы Академика Королева, Народного Ополчения, Алабяна (достроены в 1960-х гг.), Третье кольцо и Звенигородское шоссе (достроены в 2000-х гг.).

Следующим существенным этапом развития города стало массовое индустриальное домостроение, начавшееся в конце 1950-х гг., и административная реформа Москвы: в 1961 г. к столице присоединили новые территории, город увеличился почти в 2 раза. Речь идет не только о селах и деревнях, но и о уже сформировавшихся городах Кунцево, Тушино, Бабушкин. Именно освоение и застройка новых территорий, продолжавшаяся до середины 1980-х гг., была самым крупным переустройством столицы с ее основания. Расширение города сопровождалось массовым переселением жителей из центра на окраины, что привело к слому уже сложившегося уклада жителей города с его структурой, а также к сносу почти всех деревянных жилых домов, построенных с XIX в. до первой половины XX в.

В 1980-х гг. и в 1990-х у города был шанс поменять весь градостроительный вектор. В районах Южное Бутово, Пенягино, части Марьина можно увидеть малоэтажные жилые комплексы, сформированные из пониженных типовых серий домов, а также эксперименты с таунхаусами. Тогда попытались заложить принципы комфортного жилья с понижением этажности к границам Подмосковья и переходом на территории области к малоэтажному жилью, что было правильным решением. С начала 1990-х гг. в Подмосковье стали возникать малоэтажные жилые поселки, а в 2000-е гг. – поселки из таунхаусов. При сохранении такой стратегии с учетом правильной градостроительной политики Москва могла бы получить отечественный вариант американской системы с малоэтажным жильем к окраинам и уплотненным центром с поправкой на советское развитие Москвы.

Город растет вверх

В 1990-е гг. встала проблема советского наследия, особенно начального этапа индустриального домостроения. Но, несмотря на положительные примеры реконструкции пятиэтажек, город выбрал иную политику: на месте пятиэтажных панельных домов, а зачастую крепких блочных или кирпичных возникают высокие панельные здания, которые закладывают проблемы дальнейшей их модернизации – ведь она окажется гораздо сложнее. Другой спорный момент – градостроительная политика в современной Москве, которая пока довольно сложно регулируется.

К сожалению, все предложенные планы по застройке и развитию новой Москвы остались на бумаге, а застройка промышленных территорий пока что носит точечный характер. Исключениями можно считать лишь территории заводов им. Лихачева, Судостроительного и «Серп и Молот». Такая политика создаст городу много проблем, которые придется решать уже в ближайшем будущем. Конечно, современное развитие Москвы связано еще и с экономическими причинами всероссийского масштаба, например с централизацией населения. Дальнейший активный рост вверх и уплотнение городской среды меняет не только облик города, но и комфортную среду.

И все же Москва смело шагнула вперед, встав на один уровень со многими быстро развивающимися столицами. Отчасти современная Москва напоминает обновляемый Берлин, а в развитии железнодорожного строительства город наконец-то не только пришел к идеям, существовавшим еще с начала ХХ в., но и стал реализовывать долгое потенциалы, долгое время не использовавшиеся, – это и МЦК, и городские электрички. По развитию общественного транспорта осуществлена реформа, аналогов которой не было в истории Москвы. А кардинальное благоустройство и долгожданная политика урегулирований вывесок (до этого были весьма слабые попытки в 1920-х и 1960-х гг.) сделали центр города популярным местом для прогулок и создали новую комфортную среду, которую сложно было представить еще лет 20 назад. Все это станет важной главой в истории Москвы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: