Неявные определения и приемы, заменяющие определение - OXFORDST.RU

Неявные определения и приемы, заменяющие определение

Неявные определения. Приемы, заменяющие определение

При помощи определения через род и видовое отличие можно определить большинство понятий. Однако для некоторых понятий этот прием непригоден. Нельзя определить через род и видовое отличие предельно широкие понятия (категории), так как они не имеют рода Не могут быть определены через ближайший род и видовое отличие единичные понятия, поскольку они не имеют видо­вого отличия. В этих случаях прибегают к неявным определениям, а также к приемам, заменяющим определение.

К неявным определениям относится определение через отноше­ние к своей противоположности, контекстуальное, остенсивное и некоторые другие. Первое из указанных определений широко ис­пользуется при определении философских категорий. Например: «Свобода есть познанная необходимость»; «Возможность — потен­циальная действительность»; «Действительность — реализованная возможность». В контекстуальном определении содержание поня­тия раскрывается в относительно самостоятельном по смыслу от­рывке письменной или устной речи (контексте). Например, понятие «категорический» может быть установлено в контексте «В своих письмах я прошу у вас только категорического, прямого ответа — да или нет» (Чехов).

Остенсивным (от латинского слова ostendo — «показываю») на­зывается определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Эти опре­деления применяются для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию. Например, при ознакомлении с криминалистической техникой демонстрируют содержимое следст­венных комплектов (приборы, инструменты, приспособления для обнаружения, фиксации и изъятия следов; принадлежности, предна­значенные для фотографирования, и т.д.), обозначая каждый пред­мет соответствующим термином.

Остенсивное определение используется также для характеристи­ки простейших свойств вещей’ цвета, запаха, вкуса и т.п.

В ряде случаев используются приемы, заменяющие определение: сравнение, описание, характеристика.

При помощи сравнения один предмет сравнивается с другим, сходным в каком-либо отношении. Этот прием применяется для образной характеристики предмета.

Широко известны яркие сравнения, принадлежащие философам, писателям, ученым. «Книги — величественные маяки в океане вре­мени» (Ф. Ницше), «Слово — полководец человечьей силы» (В. Ма­яковский), «Специалист подобен флюсу: полнота его односторон-ня» (К. Прутков). А.С. Пушкин сравнивал славу поэта с яркой запла­той на ветхом рубище певца.

Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важ­ную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.

Задача описания состоит в том, чтобы наиболее точно и полно указать признаки предмета (лица, события, места, где оно произо­шло и т.д.).

Широко используется описание в художественной литературе. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкина дано следующее описание Пу­гачева: «Он был лет сорока, роста среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волосы были обстрижены в кружок; на нем был обо­рванный армяк и татарские шаровары».

Описание играет важную роль в следственной практике, напри­мер при осмотре места совершенного преступления. Следователь, составляя протокол, должен стремиться к наиболее полному описанию, фиксируя не только то, что связано с событием, но и то, что может быть с ним и не связано.

Например, при осмотре места, где был найден труп убитой жен­щины, следователь, составляя протокол, подробно описал в нем пустырь, на котором был найден труп, указав, в частности, на то, что почва на пустыре глинистая и после недавно прошедших дождей вязкая. Именно эта деталь и сыграла важную роль в изобличении убийцы. На ботинках подозреваемого была обнаружена глина. Кри­миналистическая экспертиза установила однородность этой глины с глиной, взятой с места преступления.

Характеристика состоит в указании отличительных характер­ных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

Характеризуя, например, Пугачева, следовало бы указать, что он донской казак, участник семилетней и русско-турецкой войн, хорун­жий, предводитель Крестьянской войны 1773—1775 гг., проявил вы­дающиеся организаторские способности.

К характеристике часто прибегают в судебных речах, в следствен: ной практике, при решении кадровых вопросов и т.п. Например, А.Ф. Кони характеризует личность обвиняемого следующим обра­зом: «Взглянем на личный характер подсудимого. Это характер твердый, решительный, смелый. Человек «озорной», неспокойный, никому спускать не любит. В домашнем быту этот человек не осо­бенно нежный, не позволяющий матери плакать, когда его ведут под арест. Это человек, привыкший властвовать и повелевать теми, кто ему покоряется, чуждающийся товарищей, самолюбивый, непью­щий, точный и аккуратный. Итак, это характер сосредоточеный, сильный и твердый. »[20].

В характеристике может быть указан только один важный в каком-либо отношении признак. Например, К. Маркс назвал Арис­тотеля «величайшим мыслителем древности»; И.М. Сеченов, по сло­вам И.П. Павлова, — «отец русской физиологии».

Реферат: Неявные определения и приемы, заменяющие определение

на тему: «Неявные определения и приемы, заменяющие определение»

Выполнил: студент __ курса

Москва – 2010

Неявные определения и приемы, заменяющие определение

Определение через род и видовое отличие – это очень удобный и эффективный инструмент раскрытия содержания понятий. Однако, как и любое другое орудие, этот вид определения имеет ограничения. Так, нельзя определить при помощи обращения к роду и виду понятия, вообще не имеющие рода, какими являются общефилософские категории. Единичные понятия не имеют вида, и, соответственно, также не могут быть определены, ведь при использовании только рода для определения понятия мы получили бы слишком большое количество элементов в его объеме, куда при этом входило бы и само это понятие, что невозможно (например, понятие «Н. Г. Чернышевский» нельзя определить только как «русский писатель»). Когда возникает подобная ситуация, исследователи применяют неявные определения и приемы, заменяющие определения. В отличие от явных определений, где есть определяемое и определяющее понятия, равные между собой, в определениях неявных на место определяющего понятия подставляются контекст, аксиомы или описание способа возникновения определяемого объекта. Можно выделить несколько видов неявных определений: контекстуальное, индуктивное, остенсивное, через аксиомы.

Контекстуальное (от лат. contextus – «соединение», «связь») определение характеризуется тем, что оно позволяет выяснить суть, значение слова, смысла которого мы не знаем, через контекст, т. е. через относительно законченный отрывок информации, которая сопровождает данное слово, относится к нему и содержит его признаки. Иногда в процессе разговора мы сталкиваемся с ситуацией, когда собеседник употребляет незнакомое для нас слово. Не переспрашивая, мы пытаемся определить смысл этого слова, опираясь на слова, сопутствующие ему. Это и есть определение через контекст. Примером такого определения может послужить следующее предложение: «…возьмешь там чек. Он будет именной – на твое имя. Получишь по нему деньги». Таким образом, даже не зная, что такое чек, можно из контекста понять, что это документ, по которому получают денежные средства. Проявив некоторую смекалку, можно догадаться о существовании также чеков на предъявителя.

Индуктивные определения раскрывают смысл термина при помощи самого этого термина, через понятия, в которых содержится его смысл. Примером этого служит определение натуральных чисел. Так, если 1 – натуральное число и n – натуральное число, то 1 + n тоже есть натуральное число.

Читайте также  Испанские танцы. Музыкальная литература

Остенсивное определение устанавливает значение термина, прибегая к демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Такие определения применяются при раскрытии сущности предметов чувственного мира, другими словами, предметов, которые доступны для непосредственного восприятия. Такое определение зачастую акцентируется на простейших свойствах предметов, таких как вкус, цвет, запах, текстура, вес и т. д. Часто используется при изучении иностранного языка или разъяснении смысла непонятного слова.

Иногда для характеристики понятий используются приемы, заменяющие определения:

Аксиома – это положение, которое принимается без логического доказательства в силу непосредственной убедительности. Определение через аксиомы основано на этом их качестве. Характеристика через аксиомы широко применяется в математике.

Сравнение – это прием, позволяющий достаточно четко охарактеризовать предмет за счет сопоставления его характерных признаков и черт с другим, однородным предметом. Такое сопоставление приводит к достаточно четкому отграничению сравниваемых предметов друг от друга путем выявления не только сходства, но и различия их признаков. При использовании сравнения для определения понятия оно будет определено тем более полно, чем с большим количеством однородных предметов будет сравнен объем данного понятия. Сравнение приводит к формированию мнимого образа предмета, обладающего характерными признаками.

Описание как прием более просто, чем сравнение. Задача исследователя, использующего описание, – закрепить как можно больше информации о предмете, содержащей указание на его характерные признаки. Другими словами, при описании образ предмета, непосредственно воспринимаемого исследователем, закрепляется в той или иной форме (рисунок, схема, текст и др.). При описании различного рода характерные черты (вес, форма, размер и т. д.) должны отражаться наиболее полно и достоверно.

Характеристика – это создание представления о предмете посредством указания на какую-либо его характерную черту. При этом раскрывается только один какой-либо важный признак. Пример характеристики может быть таким: «Джанфранко Педерзоли – лучший итальянский гравер современности»; «По словам К. Маркса, Аристотель – это „величайший мыслитель древности“».

Можно встретить и сочетания описания и характеристики. Часто используется как в науке, так и в художественной литературе.

Пример используется в случаях, когда затруднительно дать определение по роду и видовому отличию, но можно прибегнуть к описанию событий, процессов, явлений и прочее, иллюстрирующих данное понятие. Разъяснением при помощи примера является также отражение комплексного понятия через перечисление его элементов. Скажем, понятие «армия» можно объяснить через перечисление входящих в нее подразделений. Объяснение примером часто используется в учебном процессе младших классов.

Неявные определения и приемы, заменяющие определение

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 276 673
  • КНИГИ 652 006
  • СЕРИИ 24 904
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 609 986

В учебнике, подготовленном в соответствии с государственным образовательным стандартом для юридических вузов, учтены особенности преподавания курса логики студентам высших юридических учебных заведений. Использованы материалы из области правовых наук, показано значение логических законов, приемов и операций в работе юриста. Даны литература, предметный указатель и перечень логических символов.

Данное издание является шестым, переработанным и дополненным.

Учебник может быть использован не только студентами-юристами, но также студентами других гуманитарных специальностей.

Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

§ 4. ЛОГИКА И ЯЗЫК

§ 5. ИСТОРИЯ ЛОГИКИ (КРАТКИЙ ОЧЕРК)

Глава II ПОНЯТИЕ

§ 1. ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

§ 2. ПОНЯТИЕ И СЛОВО

§ 3. СОДЕРЖАНИЕ И ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ

§ 5. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ

Глава III ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ

§ 1. ОБОБЩЕНИЕ И ОГРАНИЧЕНИЕ

§ 3. ДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ

§ 4. ОПЕРАЦИИ С КЛАССАМИ

Глава IV ПРОСТЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СУЖДЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. СУЖДЕНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

§ 2. ВИДЫ И СОСТАВ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 3. КЛАССИФИКАЦИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИХ СУЖДЕНИЙ

§ 4. ВЫДЕЛЯЮЩИЕ И ИСКЛЮЧАЮЩИЕ СУЖДЕНИЯ

§ 5. РАСПРЕДЕЛЕННОСТЬ ТЕРМИНОВ В СУЖДЕНИЯХ

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРОСТЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава V СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 1. СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ И РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 2. УСЛОВНЫЕ И ЭКВИВАЛЕНТНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 3. КОМБИНИРОВАННЫЕ СЛОЖНЫЕ СУЖДЕНИЯ

§ 4. ЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОЖНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ

Глава VI МОДАЛЬНОСТЬ СУЖДЕНИЙ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОДАЛЬНОСТИ

§ 2. ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 3. ДЕОНТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

§ 4. АЛЕТИЧЕСКАЯ МОДАЛЬНОСТЬ

Глава VII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ ПРОСТЫХ СУЖДЕНИЙ

§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

§ 2. НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 3. ПРОСТОЙ КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ

§ 4. УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ

Глава VIII ДЕДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ. ВЫВОДЫ ИЗ СЛОЖНЫХ СУЖДЕНИЙ. СОКРАЩЕННЫЕ И СЛОЖНЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

§ 1. ЧИСТО УСЛОВНОЕ И УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 3. УСЛОВНО-РАЗДЕЛИТЕЛЬНОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

§ 4. СОКРАЩЕННЫЙ СИЛЛОГИЗМ (ЭНТИМЕМА)

§ 5. СЛОЖНЫЕ И СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫЕ СИЛЛОГИЗМЫ

Глава IX ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ

§ 2. ПОПУЛЯРНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 3. НАУЧНАЯ ИНДУКЦИЯ

§ 4. МЕТОДЫ НАУЧНОЙ ИНДУКЦИИ

§ 5. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ОБОБЩЕНИЯ

Глава X УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ

§ 1. ПОНЯТИЕ АНАЛОГИИ

§ 2. ВИДЫ АНАЛОГИИ

§ 3. УСЛОВИЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ВЫВОДОВ ПО АНАЛОГИИ

§ 4. РОЛЬ АНАЛОГИИ В НАУКЕ И ПРАВОВОМ ПРОЦЕССЕ

Глава XI АРГУМЕНТАЦИЯ (ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ)

§ 1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И АРГУМЕНТАЦИЯ

§ 2. СОСТАВ АРГУМЕНТАЦИИ: СУБЪЕКТЫ, СТРУКТУРА

§ 3. СПОСОБЫ АРГУМЕНТАЦИИ: ОБОСНОВАНИЕ И КРИТИКА

§ 4. ПРАВИЛА И ОШИБКИ В АРГУМЕНТАЦИИ

§ 5. ПОЛЯ АРГУМЕНТАЦИИ

Глава XII ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

§ 1. ПОНЯТИЕ ВОПРОСА И ОТВЕТА

§ 2. ВИДЫ ВОПРОСОВ

Глава XIII ГИПОТЕЗА

§ 1. ПОНЯТИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ

§ 4. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

§ 5. СПОСОБЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ГИПОТЕЗ

Кириллов Вячеслав Иванович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии Московской государственной юридической академии — Введение, гл. 1, § 1, 2, 3, 5, гл. II, III, IV, § 1—5, гл. VII, VIII.

Старченко Анатолий Александрович — кандидат философских наук, профессор кафедры логики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова — гл. I, § 4, гл. IV, § 6, гл. V, VI, гл. IX, X, XI, XII, XIII.

Недостаточно иметь хороший разум, но главное — хорошо применять его. Р. Декарт

Термин «логика» [1] многозначен. Он употребляется для обозначения закономерностей природы и общества, например, в выражениях «логика фактов», «логика вещей», «логика политической борьбы» и т. п. Это объективная логика. В другом значении термином «логика» обозначают закономерности мышления — его последовательность, непротиворечивость, обоснованность. Это субъективная логика, логика мышления. Например: «логичное рассуждение», «строгая логика доказательства» и т. п.

Логику мышления — законы, которым подчиняется мышление человека, формы, в которых существуют и выражаются мысли, различные мыслительные операции, изучает наука логика.

Законы, формы операции мышления сформировались до возникновения науки логики и независимо от нее. Мышление человека логично по своей природе. Если бы это было не так, люди не могли бы правильно выражать свои мысли, общаться и понимать друг друга. Мышление логично потому, что «логична», закономерна сама действительность. Логика мышления есть своеобразное отражение логики вещей. Закономерности мышления обусловлены практической и познавательной деятельностью человека, неразрывной связью мышления с языком, в словах и предложениях которого выражаются мысли.

Читайте также  Виды гражданских процессов в Риме

Но следует ли из этого, что изучать логику не нужно? Чтобы ответить на этот вопрос, заметим следующее. Правильность, логичность мышления, не основанная на знании и умении применять в рассуждениях логические приемы и операции, достаточна (и то не всегда) в повседневной жизни, в сфере «домашнего обихода», но нередко подводит там, где требуется другой, профессиональный уровень мышления — в работе врача, педагога, инженера, юриста. Любая профессиональная деятельность не ограничивается стихийно приобретенными навыками, она опирается на знание.

В творчестве писателя используются знания законов строения и функционирования языка, изучаемых наукой о языке — языкознанием. В спортивной ходьбе нужно не просто уметь ходить, как ходит большинство людей, необходимо усвоить спортивную ходьбу, принципы которой разработаны биомеханикой, изучающей механические явления при движении, дыхании, кровообращении. Переваривать пищу можно и не зная физиологии. Но когда академика И. П. Павлова спросили, в чем он видит основные цели физиологической науки, он ответил: «задачей физиологии является научить человека, как правильно есть, дышать, как правильно работать и отдыхать, чтобы прожить как можно дольше».

Мышление — процесс значительно более сложный, чем ходьба или пищеварение. Логические ошибки можно обнаружить в рассуждениях даже профессионально подготовленных людей — в*публикациях журналистов, выступлениях радио- и телеобозревателей, в речах политических деятелей.

Наука относит человека к виду Homo sapiens — человек разумный. Но разум, мышление необходимо развивать. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навыки мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому мнение, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятельно.

Многие великие философы, выдающиеся деятели науки и культуры — М. В. Ломоносов и Н. Г. Чернышевский, К. А. Тимирязев и К. Д. Ушинский — придавали большое значение изучению логики, знанию ее законов. Развивать способность к логическому мышлению К. А Тимирязев рассматривал как непременную обязанность каждого гражданина.

3. Неявные определения. Приемы, заменяющие определения.

Большинство понятий определяется через род и видовое отличие. Но это не применимо к категориям, как предельно широким понятиям, которые не имеют рода, и к единичным понятиям, которые без видового отличия.

К неявным определениям относится определение через указание на отношение предмета к своей противоположности. Например: свобода есть познанная необходимость; действительность есть реализованная возможность.

К приемам, заменяющим определение, относятся описание, характеристика, сравнение, различение и остенсивное определение.

Цель описания – точное и полное указание признаков предмета (события, места, лица и т.д.).

Характеристика состоит в указании отличительных, характерных признаков единичного предмета (лица, события и т.д.).

Сравнение – это прием, при помощи которого один предмет сравнивается с другим, сходным с ним в каком-либо отношении (применяется чаще для образной характеристики предмета). Например: религия – опиум для народа.

Различение устанавливает признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов, то есть особые приметы: монограмма или гравировка (подпись).

Остенсивным определением называется определение, устанавливающее значение термина путем демонстрации предмета, обозначаемого этим термином. Используется для характеристики предметов, доступных непосредственному восприятию (приборы, инструменты, принадлежности и т.д.) и свойств вещей (цвета, запаха, вкуса и т.д.).

4. Деление понятий

Раскрыть объем понятия значит распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Например: сущность государства: выделяют исторические типы: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и т.п.).

Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением. Различают делимое понятие, объем которого нужно раскрыть, члены деления (виды) и основание деления – признак, по которому производится деление.

А – делимое понятие, В, С, Д – члены деления.

Различают следующие виды деления:

а) деление по видоизменению признака;

б) дихотомическое деление.

Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого понятия. Например: общественно-экономическая формация в зависимости от способа производства делится на первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, капиталистическую; государства в зависимости от формы государственного устройства – на унитарные и федеративные и т.д.

Выбор признака деления зависит от цели деления. Важнейшее требование деления – объективность (субъективно – книги интересные и неинтересные).

Правила деления:

Деление должно быть соразмерным, то есть надо перечислить все виды делимого понятия. Сумма объемов членов деления должна быть равна объему делимого понятия (в противном случае деление – неполное, либо деление с лишними членами).

Деление должно производится только по одному основанию, то есть признак деления один и тот же. Например: отец – юрист, а мама – русская.

Члены деления должны исключать друг друга, то есть нельзя смешивать основания. Например: студенты института: заочники, спортсмены, активисты.

Деление должно быть непрерывным, то есть от рода к виду и т.д. Например: преступления – государственные, должностные и самовольная отлучка.

Дихотомическое деление – деление объема делимого понятия на два противоречащих понятия.

А – граждане, В – совершеннолетние, неВ – несовершеннолетние.

Иногда отрицательное понятие делится в зависимости от нашего интереса:

неС – не достигшие 16 лет, неД – не исполнилось 14 лет.

Классификация – распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное место. Цель – систематизация знаний. Обычно это развернутая система, где каждый член деления вновь делится на новые члены (таблицы, схемы, кодексы и т.д.).

Приёмы, заменяющие определение

При определении понятия мы указываем его ближайший род и видовое отличие. Однако не каждое понятие имеет род и не для каждого понятия мы можем указать видовое отличие.

Поэтому не каждое понятие можно определить указанным выше способом. Нельзя, например, определить категории («сущность», «бытие» и др.), так как категории являются предельно широкими понятиями, т. е. для них не существует более широких (родовых) понятий (см. стр. 26).

Через ближайший род и видовое отличие нельзя определить также некоторые понятия, отражающие элементарные свойства вещей. Для таких понятий трудно указать видовое отличие. Например: «прямой», «сухость», «желтизна» и др.

Но и в тех случаях, когда мы можем определить понятие, мы не ограничиваемся одним определением. Существуют логические приёмы, которые могут дополнить определение. Среди таких приёмов отметим следующие пять: указание, описание, характеристика, сравнение, различение .

Эти приёмы имеют и самостоятельное назначение. Ими часто пользуются для того, чтобы дать представление о предмете, подчеркнуть те или иные свойства предмета, выделить предмет по какому-либо признаку и т. п.

1. УКАЗАНИЕ. Указание — самый простой приём ознакомления с предметом, который непосредственно нами воспринимается.

Например, желая ознакомить кого-нибудь с данным цветом, формой, звуком и пр., мы указываем на этот цвет или воспроизводим данный звук.

Указание не может, разумеется, дать понятия о предмете, оно даёт лишь индивидуальное представление. Указание — это первая ступень в объяснении свойств предметов.

2. ОПИСАНИЕ. Описание представляет собой перечисление ряда признаков единичного предмета (например, описание Бородинского поля Л. Толстым или Сормова М. Горьким), вида какого-либо животного или растения.

Читайте также  Общие вопросы организации психиатрической помощи

Например, С. Аксаков так описывал лебедя: «Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды».

Может быть описание процесса, например, общественного события, физического явления, химической реакции и пр.

Цель описания — указать наиболее точно и полно признаки предмета.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА. В характеристике указываются некоторые отличительные признаки предмета. Может быть характеристика единичного предмета мысли (например, такого-то ученика) и характеристика общего явления (например, «признаком волевых действий человека является преодоление им препятствий»).

Цель характеристики — подчеркнуть, что предмет обладает или не обладает такими-то определёнными признаками.

4. СРАВНЕНИЕ. Сравнение по своей внешней форме нередко бывает похоже на определение, однако сравнение нельзя смешивать с определением.

Сравнение предполагает наличие двух предметов мысли, из которых один поясняется с помощью другого. Например: «Дети — цветы жизни». Разумеется, никак нельзя предположить, что в этом сравнении понятие «цветы» будет родом по отношению к понятию «дети». Цветы сами по себе вообще не являются признаком, присущим детям. Но образное сравнение детей с цветами даёт возможность понять присущие детям свойства (красота, нежность и др.).

Другие примеры: «Ленинград — колыбель революции», «Писатели — инженеры человеческих душ».

5. РАЗЛИЧЕНИЕ. Различение — это разновидность сравнения.

При различении, как и при сравнении, мы мысленно сопоставляем два предмета, но указываем не на сходство, а па различие.

Например: «Водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает».

Сущность деления понятия

Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия.

Раскрыть объём понятия — это значит указать видовые понятия, соподчинённые делимому понятию.

Например, требуется произвести деление понятия «ученики нашего класса» по признаку национальности. Выяснив вопрос о национальной принадлежности учеников нашей группы, мы констатируем, что все они делятся на русских, украинцев и грузин.

Производя деление понятия, мы мысленно разделяем по определённому признаку тот класс предметов, отражением которого является делимое понятие.

Делимое понятие есть родовое понятие. В результате деления получаются видовые понятия, которые называются членами деления.

Признак, по которому производится деление, называется основанием деления.

В приведённом выше примере понятие «ученики нашей группы» — делимое понятие, основание деления — признак национальности, а члены деления — видовые понятия, которые получились в результате деления.

В качестве основания деления можно было взять и другой признак (например, возрастной), и тогда, естественно, мы имели бы другие члены деления.

Те понятия, которые получаются в результате деления (т. е. члены деления), можно снова делить по какому-либо основанию, а вновь полученные понятия вновь делить. Таким образом, получается сложная система понятий: так, в зоологии все позвоночные делятся на виды позвоночных; затем, например, птицы делятся на виды птиц и т. д.

Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдение правил деления.

Правила деления

Если наше знание об объёме делимого понятия неполно или неверно, то соответственно и деление будет неполным или неверным, и правила деления не смогут помочь нам в этом случае, но знание правил и умение применить их является необходимым, когда мы ясно представляем, какие именно виды входят в объём делимого понятия.

Знание правил деления в этом случае предохранит нас от ошибки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: