Неотложные следственные действия - OXFORDST.RU

Неотложные следственные действия

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий (действующая редакция)

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 157 УПК РФ

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

1) неотложные процессуальные действия: а) возбудить уголовное дело (см. коммент. к ч. 4 ст. 146); б) выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления; в) применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. ст. 91, 92, избрание и применение меры пресечения — ст. 100, наложение ареста на имущество — ст. 115, ч. 5 ст. 165, обязательство о явке — ст. 112, привод — ст. 113);

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. См. коммент. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900); б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. коммент. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса;

Читайте также  Логистические аспекты тары и упаковки: функции тары

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарии к ст. 157 УПК РФ

1. Перечень следственных действий, которые правомочен производить орган дознания по подведомственным ему делам, по которым предварительное следствие обязательно, законодателем не определен. Соответственно, по определенным коммент. ст. преступлениям дознаватель вправе произвести все и любое следственные действия, когда они являются неотложными. Если, к примеру, допрос свидетеля, выемка или другое следственное действие не потеряет своего значения и после прошествия определенного (более 10 дней) времени, значит, оно не неотложное, и, таким образом, орган дознания не вправе его производить по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

2. Факт направления уголовного дела руководителю следственного органа должен быть отражен и в процессуальном, и непроцессуальных документах. Процессуальные документы — это постановление о направлении уголовного дела руководителю следственного органа (иногда его называют постановлением о направлении уголовного дела по подследственности). Непроцессуальными документами следует считать бумаги, оформляемые в канцелярии учреждения и соответствующие учетные карточки.

3. Под руководителем следственного органа в данной статье подразумевается начальник следственного отдела (управления), где работают следователи, которым подследственно производство по данному уголовному делу предварительного следствия.

4. Органам дознания рекомендуется уведомлять такого руководителя следственного органа об обнаружении подследственного следователю преступления не только в момент направления ему уголовного дела, но и сразу после установления подследственности такового.

5. После передачи дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные и розыскные действия только по письменному поручению следователя, которое оформлено со ссылкой на ст. 38 УПК. По поручению следователя, в производстве которого находится уголовное дело, орган дознания вправе по делам, подследственным следователям, самостоятельно производить любое следственное действие.

6. Право органа дознания производить по делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя распространяется и на те случаи, когда расследование начиналось не с дознания, а с предварительного следствия. В любой из ситуаций без поручения следователя орган дознания не должен приступить к процессуальной деятельности, если дело находится в производстве органа предварительного следствия.

7. Каких-либо ограничений по поводу перечня оперативно-розыскных мер, которые принимает орган дознания по переданному следователю уголовному делу, законодатель не предусмотрел.

8. Следователю не рекомендуется предписывать или запрещать органу дознания применение тех или иных оперативно-розыскных мер.

9. Периодичность уведомления следователя о результатах принятия органом дознания оперативно-розыскных мер определяется по согласованию со следователем.

10. Положениями коммент. ст. подведомственность органов федеральной службы безопасности ограничена происшествиями, в которых содержатся признаки таких преступлений, как: контрабанда (ст. 188 УК); незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (189 УК); террористический акт (ст. 205 УК); содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК); организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК); угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (ст. 211 УК); преступления (за исключением ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. ст. 275 — 281, 283, 284 УК); незаконное пересечение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 322 УК); организация незаконной миграции (ч. 2 ст. 322.1 УК); противоправное изменение Государственной границы РФ (ч. 2 ст. 323 УК); разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст. 355 УК) и наемничество (ст. 359 УК).

11. Подведомственность командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов и т.п. ограничена содержащими признаки преступления происшествиями, совершенными подчиненными им военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона и т.п.

12. Исходя из положений ст. 24 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, содержащие признаки объективной стороны состава преступления происшествия, имевшие место на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в воинских частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где имело место искомое деяние, как органам дознания.

13. Исходя из положений, закрепленных в п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК, по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами, неотложные следственные действия производят начальники учреждений и органов (начальники органа дознания), а также оперуполномоченные (дознаватели) уголовно-исполнительной системы.

14. Употребленное в п. 6 ч. 2 коммент. ст. понятие «иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания» подлежит расширительному толкованию. В соответствии со ст. 40 и ст. 151 УПК дознание производят не только должностные лица, но и учреждения — органы дознания. (О перечне таковых см. комментарий к ст. 40 УПК.)

15. Исходя из содержания п. 1 ч. 2 коммент. ст., компетенция на производство неотложных следственных действий таких органов дознания, как органы внутренних дел и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ограничена лишь компетенцией специализированных органов дознания, о которых упоминается в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК. И то не в полной мере. Они не вправе производить неотложные следственные действия лишь по тем подведомственным другим органам дознания преступлениям, о которых говорится в п. п. 2 — 6 ч. 2 ст. 157 УПК.

16. В соответствии с п. 3 ч. 2 коммент. ст., п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК и с п. 6 ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы Российской Федерации являются органами дознания по делам о контрабанде (ст. 188 УК) , незаконном экспорте или передаче сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконном выполнении работ (оказании услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК), невозвращении на территорию Российской Федерации предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК), невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК) и об уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ст. 194 УК) .

По делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

По делам о преступлениях, предусмотренных ст. 194 УК, дознаватели таможенных органов Российской Федерации осуществляют дознание в полном объеме.

17. Об оперативно-розыскных мерах см. комментарий к ст. 41 УПК.

18. См. также комментарий к ст. ст. 40, 104, 146, 149, 151, 152 УПК.

Сам себе адвокат

защита прав в суде без адвоката

  • Доска позора Российского правосудия
  • Обо мне

Неотложные следственные действия

Неотложные следственные действия

Неотложные следственные действия проводятся органом дознания в случаях когда им будут обнаружены признаки преступления, которые указывают на необходимость безотлагательно обнаружить и зафиксировать следы его следы, изъять и исследовать доказательства.

Понятие неотложных следственных действий дано в п.19 ст.5 УПК РФ. В соответствии с указанной нормой неотложные следственные действия – это действия, которые осуществляет орган дознания после возбуждения уголовного дела, по которому проведение предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Читайте также  Брехман, Израиль Ицкович

Кроме органов дознания неотложные следственные действия в соответствии с их компетенцией проводят должностные лица перечисленные в ст.40 УПК РФ.

Немедленно после проведения неотложных следственных действий, не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела орган дознания, или уполномоченное должностное лицо обязаны направить уголовное дело руководителю следственного органа, а по уголовным делам, по которым расследование проводится в форме дознания, производит дознание. На практике дознание в органах МВД проводится дознавателями, хотя, в соответствии с нормами УПК дознание может быть поручено иным оперативным сотрудникам органа дознания.

После направления уголовного дела руководителю следственного органа, орган дознания вправе проводить следственные и оперативно-розыскные действия только по письменному поручению следователя . Нарушение этого правила может в дальнейшем повлечь признание доказательств полученных органом дознания недопустимыми.

Однако, если лицо совершившее преступление не установлено или скрылось орган дознания вправе самостоятельно осуществлять ОРМ по установлению лица совершившего преступление и его розыску, докладывая о результатах следователю.

УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, а потому орган дознания проводит следственные действия исходя из конкретной ситуации. Кроме того, орган дознания осуществляет по ситуации и ряд процессуальных действий, например, задержание подозреваемого, арест имущества, истребование предметов, документов, справок и т.д.

Исходя из понятия неотложного следственного действия данного в ст.5 УПК РФ таковыми являются следственные действия, предназначение которых заключается незамедлительном обнаружения, закреплении, изъятии и исследовании доказательств. Отсюда, ряд следственных и процессуальных действий однозначно нельзя отнести к неотложным.

К таковым нельзя отнести следственные и процессуальные действия которые связаны с принятием основных решений по делу, например, предъявление обвинения и допрос обвиняемого.

Закон так же не устанавливает какую-либо последовательность проведения неотложных следственных и процессуальных действий. На практике, последовательность во многом зависит от подследственности и категории уголовных дел.

Несомненно, к неотложным следственным действиям следует отнести:
— осмотр ( места происшествия, трупа, предметов, документов);
— назначение и производство судебных экспертиз;
— обыск;
— привлечение специалистов с дачей заключения;
— освидетельствование;

Таким образом, анализ вышеизложенных процессуальных норм позволяет сделать вывод, что проведение неотложных следственных действий носит исключительный характер, то есть является исключением из общего правила, в соответствии с которым следственные действия проводятся должностными лицами уполномоченными производить предварительное расследование в соответствии с установленной законом подследственностью.

Данное правило представляется вполне оправданным. Выполняя следственные действия в полном объеме, должностное лицо, уполномоченное проводить предварительное следствие или дознание, более полно сможет оценить собранные доказательства.

Однако возникают ситуации, когда следователь, дознаватель, уполномоченные проводить расследование по уголовному делу, в соответствии с общим правилом соблюдения подследственности, не могут провести определенные следственные действия, промедление с проведением которых может повлечь утрату доказательств по делу (например, когда подследственность дела еще не определена). При таких обстоятельствах другой участник уголовного судопроизводства, в полномочия которого входит осуществление уголовного преследования, может проводить следственные действия, направленные на получение и закрепление таких доказательств.

В этом случае из общего правила обязательного соблюдения подследственности законодатель делает исключение в виде института неотложных следственных действий, которые проводятся органом или должностным лицом, в полномочия которого не входит проведение предварительного следствия или дознания по данной категории уголовных дел.

На практике оперативные сотрудники очень часто забывают о том, что проведение ими следственных действий носит исключительный характер и проводят их без письменного поручения следователя уже после принятия им уголовного дела к своему производству. Доказательства полученные оперативными сотрудниками в ходе проведения следственных действий без соответствующего письменного поручения на их проведение являются недопустимыми.

Статья 157 УПК РФ. Производство неотложных следственных действий

1. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

2. Неотложные следственные действия производят:

1) органы дознания, указанные в пунктах 1 и 8 части третьей статьи 151 настоящего Кодекса, — по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 2 — 6 части второй настоящей статьи, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации;

2) органы федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте 2 части второй статьи 151 настоящего Кодекса, а также о преступлениях, указанных в частях второй и третьей статьи 200.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных органами федеральной службы безопасности;

3) таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 173.1, 173.2, 174, 174.1, 189, 190, 193, 193.1, 194 частями третьей и четвертой, 200.1 частью второй, 200.2 частями второй и третьей, 226.1, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, выявленных таможенными органами Российской Федерации;

4) начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона;

5) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами;

6) иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса.

3. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с пунктом 3 статьи 149 настоящего Кодекса.

4. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах.

Комментарии к ст. 157 УПК РФ

1. Производство неотложных следственных действий представляет собой факультативный начальный этап расследования, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в целях быстрейшего обнаружения и закрепления следов преступления, а также установления лиц, совершивших преступление. Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а только в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к исполнению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т.п.). При отсутствии неотложной ситуации сообщение о преступлении передается по подследственности в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 145. Под неотложной ситуацией принято понимать внезапное возникновение таких обстоятельств, которые явно указывают на признаки преступления и дают основания полагать, что промедление с совершением принудительных процессуальных действий может реально повлечь: а) утрату следов преступления; б) сокрытие лиц, его совершивших; в) утрату возможности возмещения ущерба, причиненного преступлением.

2. По буквальному толкованию ч. 1 ст. 157 содержание данного вида деятельности органа дознания состоит в возбуждении уголовного дела и производстве неотложных следственных действий. Согласно п. 19 ст. 5 к неотложным следственным действиям относятся только те, которые предназначены для незамедлительного обнаружения, закрепления, изъятия и исследования доказательств (следов преступления). Однако содержание указанной деятельности нуждается в расширительном толковании. В неотложной ситуации орган дознания вправе выполнить:

1) неотложные процессуальные действия: а) возбудить уголовное дело (см. коммент. к ч. 4 ст. 146); б) выполнить неотложные следственные действия (в узком смысле слова) по обнаружению и фиксации следов преступления; в) применить неотложные меры процессуального принуждения (задержание подозреваемого — ст. ст. 91, 92, избрание и применение меры пресечения — ст. 100, наложение ареста на имущество — ст. 115, ч. 5 ст. 165, обязательство о явке — ст. 112, привод — ст. 113);

2) процессуальные действия по собиранию и проверке доказательств, не относящиеся к категории следственных: истребование и принятие представленных предметов и документов, справок, актов ревизий, инвентаризаций и др. См. коммент. к ст. 144;

3) действия непроцессуального характера (административные и оперативно-розыскные), например, доставление, охрану места происшествия, опрос граждан.

В отличие от ст. 119 УПК РСФСР УПК РФ не содержит перечня неотложных следственных действий, поэтому конкретные следственные действия определяются по ситуации. Однако к неотложным не могут быть отнесены любые следственные действия. Содержание этого института как начального этапа расследования позволяет утверждать, что не являются неотложными процессуальными действиям те из них, которые связаны с принятием основных решений по делу и могут быть произведены лишь после привлечения лица в качестве обвиняемого. По смыслу комментируемой статьи орган дознания не вправе производить вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, предъявление обвинения, допрос обвиняемого; возбуждение ходатайства о наложении денежного взыскания; составление обвинительного заключения, ознакомление с оконченными материалами дела; исключительно проверочные следственные действия — следственный эксперимент и проверку показаний на месте; прекращение уголовного дела (кроме как по п. п. 1, 3 и 4 ст. 24), приостановление уголовного дела и др.

Читайте также  Коммуникативная сторона общения

3. В комментируемой статье четко предусмотрена деятельность органа дознания, а не дознавателя. Из этого следует, что: а) неотложные следственные действия производит должностное лицо органа дознания (необязательно штатный дознаватель), а его решения по общему правилу должны утверждаться начальником органа дознания. Например, таким должностным лицом является участковый уполномоченный милиции (п. п. 10.2 и 14.3 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции, утвержденной Приказом МВД России от 16 сентября 2002 г. N 900); б) на должностное лицо органа дознания в этом случае не распространяются требования ч. 2 ст. 41 УПК. Ему не запрещено проводить по делу оперативно-розыскные мероприятия.

4. Данный институт может применяться по аналогии: а) для органов дознания и дознавателей по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно до передачи дела по подследственности; б) для следователей при производстве ими дознания или следствия в предусмотренных ч. 5 ст. 152 УПК случаях.

5. Часть 3 комментируемой статьи в ред. ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ обязывает орган дознания направить уголовное дело руководителю СО, а не прокурору. Однако, учитывая полномочия прокурора о разрешении споров о подследственности (ч. 8 ст. 151), а также возможность производства неотложных следственных действий при производстве дознания (ч. 5 ст. 152), следует признать, что уголовное дело после выполнения неотложных следственных действий может передаваться и прокурору для продолжения расследования в форме дознания. Если в процессе производства неотложных следственных действий будет установлена «дознавательская» подследственность, то при соблюдении требований ст. ст. 150, 151 начальник органа дознания может поручить дознавателю производство дознания в порядке главы 32 УПК (такая возможность вытекает из ред. п. 3 ст. 149 УПК).

6. При применении положений части 4 комментируемой статьи следует учесть, что ОРД вправе осуществлять не любые органы дознания и даже не сами органы дознания, а их оперативные подразделения (ч. 1 ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), которые обладают самостоятельностью в своей деятельности, в частности в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий. Розыскные меры (которые не являются оперативно-розыскными) органы дознания могут осуществлять только по поручению следователя (п. 38 ст. 5 УПК). О поручении следователя см. коммент. к п. 4 ч. 2 ст. 38; ч. 1 ст. 152.

Верховный суд разъяснил, за что и как отвечает «скорая помощь»

Наша история началась стандартно. Одной гражданке дома стало плохо и была вызвана «скорая помощь». Приехавший врач ничего особенного не усмотрел и рекомендовал женщине на следующий день обратиться к участковому терапевту. На том «скорая» и уехала. Но легче женщине не стало, а до поликлиники на другой день она дойти не смогла, почувствовала себя хуже. «Скорая помощь» была вызвана повторно. И уже врач второй неотложки диагностировал у женщины инсульт. Неотложка отвезла пациентку в больницу. Но было поздно. В больнице женщина скончалась через неделю.

Ее сын был уверен, что в несчастье виноваты врачи, которые не увезли мать в больницу сразу. Он подал в суд на больницу и потребовал два миллиона рублей компенсации морального вреда. Но в местных судах ему не повезло. Даже несмотря на то что в материалах дела было два заключения, которые подтвердили ошибку медиков, суды мужчине отказали. А вот Верховный суд с мнением коллег не согласился. И их решения отменил.

Теперь — подробности этого решения. По закону ответственность за вред пациенту врач несет только в том случае, когда доказана прямая причинно-следственная связь между действиями медика и смертью больного.

С этим и столкнулись близкие жительницы города Дзержинска Нижегородской области. Зимой пожилая женщина почувствовала себя плохо. Дети вызвали матери «скорую».

Приехавшая бригада не измерила температуру и не стала делать кардиограмму, а только констатировала «острое нарушение мозгового кровообращения». Врачи передали информацию в поликлинику по месту жительства пенсионерки и посоветовали ей обратиться к участковому терапевту. Утром следующего дня женщине стало хуже, поэтому она опять вызвала неотложку. Другой медик диагностировал инсульт и принял решение госпитализировать женщину. В больнице та пролежала всего пару дней и скончалась.

После похорон сын умершей начал писать жалобы во всевозможные ведомства, чтобы найти виновных в смерти матери. В местной больнице Скорой помощи провели врачебную комиссию. Она-то и пришла к выводу, что первая «скорая» была не права. То есть вывод комиссии самих медиков гласил — ошибкой был отказ в госпитализации. Наказали медиков не сильно. Главврач сделал подчиненным замечание.

Сын же умершей женщины продолжил жаловаться. В конце-концов, спустя почти два года, в больнице начались проверки регионального управления Росздравнадзора и минздрава области. Подчеркнем — все проверяющие признали нарушением бездействие медиков.

Более того, ведущий кардиолог региона профессор и внештатный эксперт Росздравнадзора подготовил об этом случае свое заключение. В нем профессор подчеркнул, что из-за несвоевременной госпитализации медики упустили возможность «оказать адекватную помощь больной с острым нарушением мозгового кровообращения в стационаре».

Сын женщины, имея на руках все документы, подтверждающие его правоту, обратился в суд и потребовал взыскать с Дзержинской больницы Скорой помощи два миллиона рублей компенсации морального вреда из-за смерти матери.

По ходатайству истца суд назначил судмедэкспертизу в «Кировском областном бюро СМЭ», чтобы установить причинно-следственную связь между действиями медиков и смертью больной. Специалисты в своем заключении записали, что точную причину смерти женщины можно установить лишь при патолого-анатомическом исследовании трупа, которое никто не проводил. В то же время эксперты признали, что бригада медиков оказала помощь с недостатками: не сделала ЭКГ, не измерила температуру и не повезла в больницу.

Правда, в этом же заключении эксперты заявили следующее — даже без учета ошибок медиков «скорой» женщина вряд ли бы выздоровела, учитывая сопутствующие заболевания, такие как нездоровое сердце и гипертонию. И этот документ был приобщен к делу.

Местные суды иск сына рассмотрели. Первая инстанция, ссылаясь на выводы экспертов, истцу отказала. Апелляция оставила такое решение без изменений. Местные суды сослались на отсутствие связи между ненадлежащим оказанием медпомощи и смертью.

После этих отказов сын пенсионерки дошел до Верховного суда РФ. Вот главное, что заявила Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда. По ее мнению, нижестоящие инстанции напрасно обязали истца доказывать ошибку врачей и ее причинно-следственную связь со смертью пациентки.

Судьи Верховного суда РФ подчеркнули, что истец представил все необходимые доказательства, которые дают ему право требовать компенсацию морального вреда: замечание главврача, который признал ошибку своих подчиненных, и заключение эксперта. А вот Дзержинская больница не привела никаких аргументов, которые бы подтвердили невиновность врачей в случившейся трагедии, подчеркнула Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ.

Кроме того, Верховный суд обратил внимание на то, что выводы судебной экспертизы первая инстанция не оценила в совокупности с заключением профессора. Хотя тот установил, что из-за несвоевременной госпитализации медики упустили возможность «оказать адекватную помощь больной в стационаре».

Поэтому Верховный суд считает, что местные суды неправомерно отказали истцу. Все решения судов по этому делу были отменены, а спор Верховный суд отправил на новое рассмотрение.

Эксперты обращают внимание на акт врачебной комиссии, где отказ в госпитализации назван ошибкой. Это важное экспертное мнение, потому что суды стараются не полагаться только на свое усмотрение. И решение комиссии, подтвердившей врачебную ошибку, должно служить убедительным доказательством для суда.

В подобных случаях родственник умершего вправе обратиться в территориальный орган Росздравнадзора с жалобой на действия врачей. Ведомство в таких случаях устраивает внеплановую проверку медучреждения, по итогам которой составляется акт. Этот документ и будет одним из доказательств для подтверждения морального вреда.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: