Наука в эпоху средневековья - OXFORDST.RU

Наука в эпоху средневековья

Наука Средневековья

С упадком Римской империи пресеклось развитие античной науки и техники — Европа погрузилась в хаос, сопровождавший становление новых государств и укрепление христианской веры. Христиане отвергли античное наследие как языческое, уничтожили центры научной мысли, многие технологии были утрачены. Хранителями античных знаний оставались Византия (Восточная Римская империя) и крепнувшие арабские государства, воспринявшие также достижения Китая и Индии. Лишь с X в. Европа начала перенимать и развивать сохранённые и приумноженные на Востоке знания. Наступала новая эпоха.

Алгебра — дар востока

Выдающийся арабский учёный Абу-Джафар ибн Муса ал-Хорезми (787- ок. 850) в трактате «Китоб ал-джебр» («Книга о восстановлении и противопоставлении») объединил и развил математические знания древних греков и индусов. Он нашёл способ решения уравнений с помощью «ал-джебр» — переноса членов из одной стороны уравнения в другую с изменением знака. Термин «ал-джебр» дал название науке алгебре, изначально посвящённой лишь методам решения уравнений. Латинский вариант имени ал-Хорезми — «алгоритм» — вошёл в математику как общее название всякой системы вычислений, выполняемых по строго определяемым правилам.

В XII в. труды ал-Хорезми стали известны в Европе и продвинули западную науку. Итальянский купец Леонардо Пизанский (Фибоначчи) (1170-1250), изучив арабскую и индийскую математику, написал «Книгу абака» («Книгу счёта»), ставшую учебником для последующих поколений. Фибоначчи описал действия над дробями, арифметическую и геометрическую прогрессии, числовую последовательность, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел (числа Фибоначчи), решение линейных уравнений и извлечения корней и др. Теорию он дополнил примерами решений практических задач.

Немного физики и алхимии

Одним из немногих достижений средневековой физики стало изобретение хорезмским учёным Ахмедом ал-Бируни (973-1048) прибора для определения объёма и удельного веса тел.

Арабы продолжили дело александрийских алхимиков, отчасти заменив мистический подход к изучению веществ лабораторной техникой и методикой эксперимента. В XIII в. алхимия проникла в Европу, и одними из первых западных достижений в этой области были предложенный францисканским монахом Бонавентурой в 1270 г. новый способ получения «царской водки» — раствора нашатыря в азотной кислоте — и открытие его способности растворять золото.

Смертоносный результат поисков бессмертия

В Китае алхимия возникла самостоятельно как результат религиозно-философских учений, нацеленных на достижение бессмертия. Китайские алхимики сделали массу открытий в медицине, фармакологии и химии, экспериментируя с различными природными веществами. Использовали они и калиевую селитру — соль азотной кислоты (KNO3), образующуюся при разложении органических остатков, содержащих азот N и калий K, и окисляющуюся особыми бактериями.

Селитру добывали в соседней с Китаем Индии. С древности люди заметили, что селитра хорошо горит, и использовали её для розжига костров. Китайцы научились очищать индийскую селитру, делая её пригодной для изготовления лекарств и горючих смесей, а потом освоили искусственное производство этого редкого в природе вещества.

Китайские алхимики соединили селитру с другим горючим веществом — серой (S), месторождения которой есть почти повсюду. С серой экспериментировали ещё александрийские алхимики, с VII в. византийцы использовали её в горючей смеси «греческий огонь». Добавив к селитре и сере угольный порошок (С) в качестве топлива, китайцы в IX в. получили дымный (чёрный) порох — первое взрывчатое вещество.

Порох и металл

От китайцев секрет пороха узнали монгольские завоеватели, а потом и воевавшие с ними арабы. Через живущих в Испании арабов в XIII в. порох проник в Европу, где его состав первым описал английский учёный Р. Бэкон в 1242 г. Впервые в Европе порох применил испанский король в битве 1308 г. В 1330 г. немецкий монах Б. Шварц одним из первых наладил производство пороха в Европе. Развитая европейская металлургия позволила изготавливать орудийные стволы из железа, выдерживавшего взрыв порохового заряда, метавшего 200-килограммовое ядро на километр и более. Благодаря алхимикам и металлургам Европа обзавелась новым мощным оружием, определившим всё дальнейшее развитие истории.

Облегчённая готика

Раннее Средневековье, обогатив архитектуру новыми стилями — романским (римским) и византийским, — не привнесло в технологию строительства ничего принципиально нового. Основой конструкции оставались массивные стены, на которые опирались тяжёлые сводыцилиндрические, крестовые или купольные. В XII в. возник лёгкий и изящный готический стиль. Нагрузку сводов в готических зданиях принимала на себя не вся стена, а лишь её опорные части — контрфорсы — вертикальные выступы стены или отдельно стоящие опоры. Передавали нагрузку от свода к вертикальным контрфорсам аркбутаны — контрфорсы в виде наружных полуарок. Такие отдельные усиления позволили делать остальную часть стены тонкой.

Изменилась и конструкция самого свода. Вместо равномерной кладки из одинаковых по толщине кирпичей, камней или толстой бетонной стяжки в готическом своде нагрузку несли только опорные рёбра (нервюры) из многослойной кирпичной кладки. Промежутки между нервюрами — запалубки — не несли нагрузки и выкладывались лёгким кирпичом в один слой. Этот приём позволил перекрывать сводами огромные пространства и делать высокие потолки, экономя материал. Контрфорсы, аркбутаны и нервюры органично вписались в архитектуру, придав готическим зданиям характерные дробные черты.

Чудо гидротехники

Раздробленные средневековые государства не обладали возможностями единой и мощной Римской империи, и большие строительные проекты стали редкостью, перестали строить крупные оросительные системы, дамбы и водохранилища. Но и Средние века подарили гидротехническое чудо — город на воде, Венецию.

В V-VI вв. под натиском варваров племя венетов переселилось с побережья лагуны Адриатического моря на малопригодные для жизни болотистые островки в 4 км от материка. Острова затоплялись в приливы, и хижины переселенцев часто смывало в море. Дома строили заново на вбитых в землю сваях, осушали болота и боролись с приливами, отводя воду в море через прорытые каналы, укрепляя зыбкую почву сваями и насыпями из земли, добытой при рытье каналов.

Венецианцы редко строили набережные, ограничивая ширину каналов стенами домов, а берега укрепляли свайные фундаменты зданий. Каналы пронизали весь город и заменили улицы, городским транспортом стали лодки. В XII-XIV вв. на отвоёванных у моря 118 островах встали прекрасные дворцы, величественные храмы, раскинулись просторные площади. Эта красота прожила многие века, однако сейчас городу грозит затопление — природа берёт своё, и учёные всего мира ищут решение этой проблемы.

Печи и свечи

В раннем Средневековье замки и большие дома отапливались каминами — открытыми с одной стороны печами. Дым из каминов по дымоходу выходил через трубу на крыше. Камин и отапливал, и освещал помещение. Но копоть от каминов, дым и опасность пожара заставляли искать иные способы отопления .

Новым шагом в XV в. стала «русская» система отопления, при которой в отапливаемом помещении не было открытого огня. При отсутствии света от очага освещать помещение стали сальными свечами. Сначала салом (животным жиром) пропитывались стебли растений, папирус или бумага, потом фитиль стали облеплять твёрдой смесью жира, смолы, селитры и прочих добавок. Сальные свечи сильно коптили и неприятно пахли. Проблему решило изобретение в XV в. восковых свечей, которые отливались из пчелиного воска в форме цилиндров.

Арабское врачевание

В начале Средних веков лидером в области медицины был арабский мир. Продолжив путь античных врачей, арабы искали естественные причины болезней, на опыте индусов развивали хирургию, уделяли большое внимание гигиене . Выдающийся врач Востока Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна) (980-1037) написал лишённый мистики и домыслов строго научный труд «Каноны врачебной науки» о лечении многих болезней, профилактике и гигиене. В «Канонах» даны сведения по анатомии и хирургии, приведены рецепты сотен лекарств, ядов и противоядий. Многие открытия Авиценны актуальны и по сей день.

Тёмные века медицины

В Европе в это время медицину заменяла религия, больных лечили молитвами и кровопусканиями, хирургией занимались цирюльники. Забота о теле считалась грехом, из-за антисанитарии вспыхивали эпидемии. В XV в. медицину в Европе стали изучать по трудам Гиппократа, Галена, Цельса и Авиценны, медикам разрешили вскрывать трупы для изучения анатомии.

Леонардо да Винчи, Бартоломео Евстахий, Габриель Фаллопио сделали много открытий в анатомии, а целостное представление о строении человеческого тела дал выдающийся анатом А. Везалий (1514-1564). Но европейское лекарское искусство ещё топталось на месте. Одним из немногих прогрессивных врачей Средневековья был Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1551), взявший себе имя Парацельс — «превзошедший Цельса». Получив университетское образование, Парацельс отправился странствовать «в поисках своего искусства»: изучал лекарственные растения и минералы, перенимал опыт цирюльников, народных целителей и даже палачей и как практикующий врач добился больших успехов.

Наука в Средние века

Наука в Средние века, была менее дифференцированной, чем в последующее время. Учёные- энциклопедисты писали и стихи, и научные трактаты в разных областях знания.
Развивались философия, теология и схоластика, алхимия, астрология и астрономия (вначале в недрах астрологии), математика, география, медицина. Были написаны хроники и др. исторические сочинения. Распространению знаний способствовали университеты и книгопечатание (в Китае развивалось с 5—6 вв., многокрасочная печать — с 14 в.; в Европе изобретено И. Гуттенбергом). Перемещения огромных масс людей (переселения, завоевания) сопровождались как уничтожением центров научной мысли и её носителей, так и диалогом научных школ.
При Великом переселении народов античная традиция на западе Европы пресеклась, вновь она воспринята от арабских учёных ок. 11 в. Аристотеля Католическая церковь признала в 13 в. Византия сохраняла наследие Античности и в науке, и в образовании, трансформировав его в духе христианства (Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.).

Наука в Средние века. Свод символов и чисел. Китай.

Приоритетными считались философия, риторика и история (как телеологический процесс). Составлялись описания: областей, городов, церковных диоцезов, фем, путешествий купцов и паломников (см. ст. Козьма Индикоплов). Разрабатывалось право (см. ст. Свод законов Юстиниана Г), в т. ч. каноническое; в 11 в. в Константинополе открылась высшая юридическая школа. Имелись больницы и медицинские училища при них. Руководством по фармакопее Николая Мирепса (13 в.) пользовались в Европе и в 17 в.
Одним из первых научный метод в Европе применил Р. Бэкон. Картину мира кардинально изменили Великие географические открытия. На практике были проверены научные идеи, установлены контуры материков, открыт Мировой океан, доказана шарообразность Земли, получен эмпирический материал для ботаники, зоологии, этнографии и др., обеспечен прорыв в астрономии (Н. Коперник — идея гелиоцентризма, Дж. Бруно — идея множества миров). В эпоху Ренессанса с позиций гуманизма разрабатывались учения об обществе и человеке, ускорилась дифференциация наук, расширилась сфера применения эксперимента (оптика, механика и др.).
Арабский мир в процессе становления ислама и халифата усвоил научное наследие Античности, арамеев, Ирана и др. В 8—9 вв. на арабский язык переведены и прокомментированы труды Архимеда, Птолемея, индийских астрономов и математиков.

Читайте также  Кодекс этики аудиторов России

Наука в Средние века. Обучение детей геометрии.

Центрами научной мысли были Багдад, Дамаск, Халеб (Алеппо), Самарканд, Бухара, Исфахан, города Испании и др. В Каире с нач. 11 в. имелся «Дом знания».
Труды учёных этого мира были хорошо известны и за его пределами (Ибн Рушд, Бируни, Хорезми и др.; «Оптика» Ибн аль-Хайсама, «Канон врачебной науки» Ибн Сины, географические трактаты Идриси). Учёные решали прикладные проблемы (в сфере строительства, землемерия, торговли), сделали алгебру научной дисциплиной, измерили наклон эклиптики и градус меридиана, составили зиджи (собрания таблиц и расчётных правил сферической астрономии).
Арабские географы и путешественники, ориентировавшиеся на Птолемея, оставили описания Вселенной (космографии) и стран исламского мира, Европы, Африки и Азии, географические словари. Лоцман Васко да Гамы Ибн Маджид (15 в.) и аль-Мехри (16 в.) обобщили достижения арабских мореплавателей. Генеалогические предания, предания о распространении ислама, переводная «Книга царей» (Сасанидский Иран), иудейские и христианские апокрифы использовались при написании хроник, биографических словарей, энциклопедий (Йемен, Египет). Учение о законах развития общества разработал Ибн Хальдун.

Наука в Средние века. Карта Идриси. 1154 г.

В Китае применяли усыпляющие средства (при операциях), иглоукалывание и прижигания, тысячи лечебных средств. Врач Жун Фэнь написал первую в мире «Фармакологию» («Бэнь цао», 3 в.). И Син и Лян Лин-цзань в 8 в. высказали идею об изменчивости расстояний между «неподвижными» звёздами, был измерен градус меридиана. Китайские математики 11—14 вв. знали свойства биномиальных коэффициентов и треугольник Паскаля (арифметический треугольник). Открытие Великого шёлкового пути стимулировало интерес к географии. Сюань-цзан добрался до устья реки Ганг (629). В 10—13 вв. бурно развивалось мореплавание и судостроение. В 14—15 вв. Чжэн Хэ совершил 7 морских путешествий (в Центральную и Юго-Восточную Азию, к берегам Африки).
Китайцы изобрели бумагу (2 в. н. э.), фарфор (3—5 вв.), прибор для измерения пройденного расстояния (3 в.) и сейсмоскоп, порох (10 в.). В 7 в. создана Палата учёных. С 7 в. составлялись истории династий, энциклопедии: «Тайпин юй-лань» («Императорский просмотр»), «Це фу юань гуй» («Сокровищница библиотек») и др.

Достижения индийской науки: десятичная позиционная система счисления и цифры, известные нам как арабские; таблица синусов для вычисления местонахождения планет; классификации растений (для целей медицины), минералов и органических веществ; получение ляписа и др. веществ; металлургия (нержавеющая колонна из метеоритного железа в Дели, нач. 5 в., — одно из чудес света). В Великих Моголов империи (в Дели, Джайпуре и др. городах) построены большие обсерватории. Индийская философия развивалась в русле буддизма. Применив буддийскую диалектику, Шанкара в 8—9 вв. разработал учение недвойственной веданты, ставшее обоснованием кастового строя (см. ст. Касты). В пракритских грамматиках описаны фонетические соответствия в древне- и среднеарийских языках, к ведам составлены глоссарии (нигханту), в 7 в. теоретики поэтики разработали семантическую теорию слова (шабдашакти).
О научных знаниях индейцев известно мало (см. ст. Ацтеков цивилизация, Календарь майя, Инков цивилизация).
В Средние века изменилась научная картина мира, заложен фундамент науки Нового времени (см. ст. Наука в эпоху Просвещения). Открытия и изобретения Средневековья сделали возможным промышленный переворот.

Наука в эпоху средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:29, контрольная работа

Описание

Актуальность и теоретическая значимость изучения истории науки средних веков объясняется тем, что Средневековье — это эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников человечества.

Содержание

Введение 3
1. Наука в Европе в период средневековья 4
2. Арабская средневековая наука 9
Заключение 13
Список литературы 14

Работа состоит из 1 файл

Контрраб КСЕ.docx

1. Наука в Европе в период средневековья 4

2. Арабская средневековая наука 9

Список литературы 14

Введение

Эпоха Средневековья, зародившаяся на развалинах и пожарищах эллинистически- римского мира, рухнувшего под безжалостным натиском полчищ варварской, все сметающей на своем пути конницы, и завершившаяся спустя более чем через тысячелетие крушением феодально- крепостнического режима под ударами буржуазных революций XVI— XVIII вв., — один из величайших и колоритнейших периодов истории человечества. Он наполнен многообразным, богатейшим, красочным содержанием; динамичным (хотя противоречивым и непоследовательным) развитием материальной и духовной культуры.

«Закованное в латы» Средневековье — эпоха одновременно и мрачная, и яркая. Она насыщена драматическими эпизодами многовековой борьбы государств и народов, церкви и светской власти, пап и императоров, Востока и Запада, ортодоксии и еретизма, классовыми и национально-освободительными восстаниями. Она полна изуверства, костров для малейших проявлений свободной человеческой мысли; ужасных памятников человеческому безумию вроде крестовых походов (вершины средневекового экспансионизма), в том числе детских. В то же время она несла с собой исключительно самобытный, имеющий некоторое особое очарование, неповторимый и даже сейчас не во всем нами понятный тип культуры. Культуры в своей сущности высоко духовной, часто личностно бескорыстной, а также импровизационной, с празднично-игровой, маскарадной формой радости и ликования, умевшей отвлечь и увлечь человека, такой культуры, которая была способна и возвысить человека, и приземлить его.

Актуальность и теоретическая значимость изучения истории науки средних веков объясняется тем, что Средневековье — это эпоха высокого взлета рациональной мысли, логико-теоретического поиска, успехов научной, правовой, моральной и политической мысли, выдающегося прорыва философского разума в сферу универсальных законов бытия. Средневековье дало истории культуры целую плеяду выдающихся мыслителей, философов, практиков, политиков, ученых, многие из которых отнесены к сонму героев и великих мучеников человечества.

Цель данной работы – рассмотреть особенности науки периода средневековья.

1. Наука в Европе в период средневековья

К концу XII — началу XIII в. обозначился застой в социально-экономическом и культурном развитии стран Ближнего и Среднего Востока. Страны же Западной Европы, напротив, стали «обгонять» мусульманский Восток и Византийскую империю. В основе такого «исторического рывка» лежало развитие производительных сил (как в сельском хозяйстве, так и в ремеслах).

В этих условиях происходит подъем в духовной сфере. Одним из наиболее ярких его выражений стало возникновение новых светских образовательных учреждений — университетов. Еще в XII в. был открыт университет в Болонье, а в 1200 г. был основан Парижский университет. В XIII—XIV вв. появились университеты в других городах Западной Европы: в Неаполе (1224), Тулузе (1229), Праге (1349), Вене (1365), Гейдельберге (1385) и т.д.

Средневековые университеты имели четыре факультета. Первый — подготовительный; он был самым многочисленным и именовался факультетом свободных искусств. Здесь преподавали семь свободных искусств — грамматику, риторику, диалектику (искусство вести диспуты), геометрию, арифметику, астрономию и музыку. Впоследствии этот факультет стали называть философским, а полученные знания подразделяли на философию натуральную, рациональную и моральную. Основными факультетами являлись медицинский, юридический и теологический. Теологический факультет считался высшим факультетом, но обычно он был наименее многочисленным.

В XIII—XV вв. через усвоение наследия арабоязычной и древнегреческой математики (частично из Византии) формируется западноевропейская математика, накапливается важный исходный опыт рационально-теоретического анализа, который определит ее дальнейшее стремительное развитие начиная с XVI столетия. В XIII в. в Италии появляются и широко распространяются первые серьезные учебники математики, в которых органично сочетаются практически значимые математические алгоритмы, процедуры с глубоким теоретическим анализом (Леонардо Пизанский (Фибоначчи).

В XIV—XV вв. главные направления развития европейской математики — расширение понятия числа, совершенствование алгебраической символики, формирование тригонометрии как особой отрасли математики. В трудах Фибоначчи уже существует ясное понимание природы иррациональных чисел. Н. Орем вводит понятие дробных степеней, а Н. Шюке — отрицательных и нулевых показателей степеней. Немецкий математик И. Мюллер (Региомонтан) в сочинении «Пять книг о тригонометриях всякого рода» систематически излагает тригонометрию как целостную математическую науку и представляет таблицы тригонометрических функций до седьмого знака.

В период позднего Средневековья (XIV—XV вв.) постепенно осуществляется пересмотр основных представлений античной естественно-научной картины мира и складываются предпосылки для создания нового естествознания, новой физики, новой астрономии, возникновения научной биологии. Такой пересмотр связан, с одной стороны, с усилением критического отношения к аристотелизму, а с другой стороны, с трудностями в разрешении тех противоречий, с которыми столкнулась схоластика в логической интерпретации основных религиозных положений и догматов. Одно из главных противоречий, попытки разрешения которого приводили к «разрушению» старой естественно-научной картины мира, состояло в следующем: как совместить аристотелевскую идею замкнутого космоса с христианской идеей бесконечности божественного всемогущества.

Важным источником новых физических идей стало «отрицательное богословие». Это такая теологическая доктрина, которая определяла характеристики Бога на основе абсолютной противоположности свойств земного мира (земное смертно — Бог бессмертен; земное конечно — Бог бесконечен, и т.д.), а затем искала принципы, которые бы позволяли связать земное и божественное в некое единство. Так, в частности ссылки на божественное всемогущество послужили основанием для отказа от ряда ключевых аристотелевских положений и выработки качественно новых образов и представлений, которые способствовали формированию предпосылок новой механистической картины мира. К таким представлениям и образам можно отнести следующие.

Читайте также  Закаливание детей дошкольного возраста

Во-первых, допущение существования пустоты, но пока не абстрактной, а лишь как нематериальной пространственности, пронизанной божественностью (поскольку Бог не только всемогущ, но и вездесущ, как считали схоласты).

Во-вторых, изменение отношения к проблеме бесконечности природы. Бесконечность природы все чаще рассматривается как позитивное, допустимое и очень желательное (с точки зрения религиозных ценностей) начало; оно как бы выражало такую атрибутивную характеристику Бога, как его всемогущество.

В-третьих, возникает и представление о бесконечном прямолинейном движении как следствие образа бесконечного пространства.

В-четвертых, возникновение идеи о возможности существования бесконечно большого тела. Образ пространственной бесконечности постепенно перерастает в образ вещественно-телесной бесконечности. При этом рассуждали примерно так: «Бог может создать все, в чем не содержится противоречия; в допущении бесконечно большого тела противоречия нет; значит, Бог может его создать». Такой ход мысли приводит к обсуждению представлений об актуальной и потенциальной бесконечности, к идее о том, что «во Вселенной нет центра, или он повсюду», и др.

В-пятых, допущение существования среди движений небесных тел не только идеальных (равномерных, по окружности), соизмеримых между собой, но и несоизмеримых. Иррациональность переносилась из земного мира в надлунный, божественный мир. В этом также виделись признаки творящей божественной силы: Бог способен творить новое повсюду и всегда. Исключение принципиального аристотелевского различия мира небесного и мира земного создавало предпосылки для интеграции физики, астрономии и математики.

Качественные сдвиги происходят также в кинематике и динамике. В кинематике средневековые схоласты вводят понятия «средняя скорость», «мгновенная скорость», «равноускоренное движение» (они его называли «униформно-дифформное»). Мгновенную скорость в данный момент они определяют как скорость, с какой стало бы двигаться тело, если бы с этого момента времени его движение стало равномерным. Постепенно вызревает понятие ускорения. Схоласты уже догадываются, что путь, пройденный телом при равноускоренном движении без начальной скорости за известный промежуток времени, равен пути, который пройдет это же тело за то же время с постоянной скоростью, равной средней скорости равноускоренного движения.

В эпоху позднего Средневековья в динамике значительное развитие получила теория импетуса (лат. impetus — стремительность, напор), которая была мостом, соединявшим динамику Аристотеля с динамикой Галилея. Французский философ-схоласт Жан Буридан (XIV в.) объяснял падение тел с точки зрения теории импетуса. Он считал, что при падении тел тяжесть запечатлевает в падающем теле импетус, поэтому и скорость его во время падения возрастает. Величина импетуса, по его мнению, определяется и скоростью, сообщенной телу, и «качеством материи» этого тела. Импетус расходуется в процессе движения на преодоление трения; когда импетус растрачивается, тело останавливается.

Аристотель считал главным параметром для любого движения расстояние до конечной точки, а не расстояние, пройденное телом от начальной точки движения. Благодаря теории импетуса исследовательская мысль постепенно сосредоточивалась на расстоянии движущегося тела от начала движения: тело, падающее под действием импетуса, накапливает его все больше и больше, по мере того как отдаляется от исходного пункта. Эти выводы стали предпосылками для перехода от понятия импетуса к понятию инерции.

Кроме того, теория импетуса способствовала развитию и уточнению понятия силы. Старое, античное и средневековое, понятие силы благодаря теории импетуса в дальнейшем развитии физики раздвоилось на два понятия. Первое — то, что И. Ньютон называл «силой» (та), понимая под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе — то, что Р. Декарт называл количеством движения, т.е. факторы процесса движения (mv), связанные с самим движущимся телом.

Все это постепенно готовило возникновение динамики Галилея.

Алхимия складывалась в эпоху эллинизма на основе слияния прикладной химии египтян с греческой натурфилософией, мистикой и астрологией (золото соотносили с Солнцем, серебро — с Луной, медь — с Венерой, и т.д.) (II—VI вв.) в александрийской культурной традиции, представляя собой форму ритуально-магического (герметического) искусства. Алхимия — это самозабвенная попытка найти способ получения благородных металлов. 1 Алхимики считали, что ртуть и сера разной чистоты, соединяясь в различных пропорциях, дают начало металлам, в том числе и благородным. В реализации алхимического рецепта предполагалось участие священных или мистических сил (частицы Бога или дьявола, надъестественного бытия, в котором проявления человеческого мира теряют свою силу), а средством обращения к этим силам было слово (заклинание, молитва) — необходимая сторона ритуала. Поэтому алхимический рецепт выступал одновременно и как действие, и как священнодействие.

В средневековой алхимии (ее расцвет пришелся на ХШ—XV вв.) выделялись две тенденции. Первая — это мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности, ртути в золото) и в конечном счете на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения (давать человеку могущество над духами, воскрешать из мертвого (палингенезия) и, наконец, искусственно создать одушевленное существо — андроида или гомункула). В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею «философского камня» — гипотетического вещества, ускорявшего «созревание» золота в недрах земли; это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, исцеляющий болезни и дающий бессмертие.

Вторая тенденция была больше ориентирована на конкретную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним следует отнести: открытие способов получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

Деятельность алхимика опиралась на некоторую совокупность «теоретических» представлений и образов. В их основе представление о том, что исходное материальное начало — первичная материя — хаотична, бесформенна и потенциально содержит в себе все тела, все минералы и металлы. Порожденные первоматерией тела уже не исчезают, но зато могут быть превращены друг в друга. Между первоматерией и отдельными порожденными ею материальными телами есть два промежуточных «звена».

Наука в Средние века

Вместе с затуханием Римской империи исчезал и свет разума, и красота искусства. Однако научные открытия и изобретения в Средние века — отличное доказательство того, что даже в самые сложные времена человечество умудряется сохранять ценные знания и, более того, развивать их. Отчасти этому способствовало христианство, но большая доля античных наработок сохранилась благодаря арабским ученым.

Наука в Средние века в первую очередь развивалась в монастырях. После падения Рима хранилищем античной мудрости стала Византия, где к тому времени христианская церковь уже играла заметную, в том числе и политическую роль. В библиотеках константинопольских монастырей хранились труды выдающихся мыслителей Греции и Рима. Трудившийся в IX веке епископ Лев много времени посвящал математике. Он был в числе первых ученых, ставших применять буквы в качестве математических символов, что фактически дает право называть его одним из основоположников алгебры.

На территории монастырей переписчики создавали копии античных трудов, комментарии к ним. Математика, развивавшаяся под их сводами, легла в основу архитектуры и сделала возможным возведение такого образца византийского искусства, как храм Святой Софии.

Есть основания полагать, что византийцы создавали карты, путешествуя в Китай и Индию, им была ведома география и зоология. Однако сегодня большая часть информации о состоянии, в котором пребывала наука в Средние века на территории Восточной Римской империи, нам неизвестна. Она похоронена в руинах городов, постоянно подвергавшихся вражеским нападениям на протяжении всего периода существования Византии.

Многие античные знания получили свое развитие за пределами Европы. Арабский халифат, развивавшийся под влиянием античной культуры, фактически спас знания не только от варваров, но и от церкви, которая хоть и благоприятствовала сохранению мудрости в монастырях, но приветствовала далеко не все научные труды, стремясь обезопасить себя от проникновения ереси. По прошествии некоторого времени античные знания, дополненные и переработанные, вернулись в Европу.

На территории Арабского халифата в Средневековье развивалось огромное количество наук: география, философия, астрономия, математика, оптика, естествознание.

Астрономия во многом базировалась на знаменитом трактате Птолемея «Альмагест». Интересно, что такое названия труд ученого получил после того, как был переведен на арабский и затем снова возвращен в Европу. Арабские астрономы не только сохранили греческие знания, но и приумножили их. Так, они предполагали, что Земля представляет собой шар, и смогли измерить дугу меридиана, чтобы вычислить размеры планеты. Арабские ученые дали название многим звездам, расширив тем самым описания, приведенные в «Альмагесте». Кроме того, в нескольких крупных городах они соорудили обсерватории.

Средневековые открытия и изобретения арабов в области математики также были довольно обширными. Именно в исламских государствах берет свое начало алгебра и тригонометрия. Даже слово «цифра» имеет арабское происхождение («сифр» означает «нуль»).

Многие научные открытия и изобретения в Средние века арабами были позаимствованы у народов, с которыми они постоянно торговали. Через исламские страны в Европу из Индии и Китая попали компас, порох, бумага. Арабы, кроме того, составляли описание государств, через которые им приходилось путешествовать, а также встречавшихся народов, в том числе и славян. Арабские страны стали и источником культурных изменений. Считается, что именно здесь была изобретена вилка. С территории исламских государств она сначала попала в Византию, а затем и в Западную Европу.

Научные открытия и изобретения в Средние века на территории христианской Европы в основном появлялись в монастырях. До VIII века, правда, знания, которым уделяли внимание, касалось священных текстов и истин. Светские науки стали преподаваться в школах при соборах лишь во время правления Карла Великого. Грамматика и риторика, астрономия и логика, арифметика и геометрия, а также музыка (так называемые семь свободных искусств) первоначально были доступны только знати, но постепенно образование стало распространяться на все слои общества.

Читайте также  Договор поставки понятие и элементы договора поставки

К началу XI века школы при монастырях стали преобразовываться в университеты. Светские учебные заведения появились постепенно во Франции, Англии, Чехии, Испании, Португалии, Польше.

Особый вклад в развитие науки внесли математик Фибоначчи, естествоиспытатель Вителлин, монах Роджер Бэкон. Последний, в частности, предполагал, что скорость света имеет конечную величину и придерживался гипотезы, близкой к волновой теории его распространения.

Технические открытия и изобретения в XI–XV веках подарили миру многое, без чего нельзя было бы достигнуть того уровня прогресса, который характерен для человечества сейчас. Более совершенными стали механизмы водяных и ветряных мельниц. На смену колоколу, отмерявшему время, пришли механические часы. В XII веке мореплаватели стали использовать для ориентации компас. Порох, изобретенный в Китае еще в VI веке и завезенный арабами, стал играть значительную роль в европейских военных походах только в XIV веке, когда изобрели и пушку.

В XII веке европейцы также познакомились с бумагой. Открылись производства, изготавливавшие ее из разных подходящих материалов. Параллельно развивалась ксилография (гравировка по дереву), которая постепенно была вытеснена книгопечатанием. Его появление в европейских странах датируется XV веком.

Изобретения и научные открытия 17 века, а также всех последующих во многом базируются на достижениях средневековых ученых. Алхимические поиски, попытки найти край мира, желание сохранить наследие Античности сделали возможным прогресс человечества в эпоху Возрождения и Нового времени. Научные открытия и изобретения в Средние века способствовали становлению знакомого нам мира. А потому, пожалуй, будет несправедливым называть этот период истории беспросветно мрачным, помня лишь об инквизиции и церковных догмах того времени.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА. — ИСТОРИЯ НАУКИ: КРАТКИЙ КУРС

СРЕДНЕВЕКОВАЯ НАУКА. Важнейшей чертой средневекового мировоззрения, бесспорно, является теоцентризм – представление о Боге как единственной подлинной реальности. Вся жизнь средневекового человека была так или иначе связана с религией. Поэтому в этот период и наука, и философия были подчинены теологии.

Также этот период характеризовался становлением образования и появлением первых учебных образовательных учреждений (Болонский университет, Оксфорд, Парижский университет, Кембридж).

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ – одна из основных проблем средневековой философии, связанная с существованием общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:

1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы?

2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания?

В зависимости от ответа сложились три направления:

1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей;

2) номинализм – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей;

3) концептуализм – сформировал учение о трояком существовании универсалий:

а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.

АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (БЛАЖЕННЫЙ) – видный представитель периода средневековья, который в своем труде «О граде божьем» разработал идею творения мира Богом по своей воле из ничего, рассматривая Бога как высшее благо.

Созданный Богом мир иерархично организован и представляет собой лестницу существ, восходящую к создателю мира. На вершине этой лестницы стоит человек, созданный Богом по своему образу и подобию. Живой мир отделен от человека непроходимой стеной (в нем нет души). Жизнь человека божественно предопределена. Человек – двойственное существо, в нем соединяются природное материальное тело и разумную душу. Душа человека бессмертна. Сущность духовной жизни – воля. Воля выше разума, высший акт воли – вера, поэтому вера выше разума (сначала человек должен уверовать в Бога, а потом познавать его). Имея душу, человек действует свободно, ибо обладает свободой воли, но все, что делает человек, делает через него Бог.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (1175-1253) – основатель средневекового натурализма, создал основы опытного экспериментального естествознания и сформулировал правила включения опытных данных в научное исследование:

1) изучение явлений начинается с опыта;

2) на основе анализа опытных данных формируется гипотеза;

3) из гипотезы выводятся дедуктивные следствия;

4) в заключении осуществляется опытная проверка следствий.

Его ученик РОДЖЕР БЭКОН написал труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету (идол театра), привычка (идол рынка), вульгарные глупости (идол рода) и невежество; наука – дочь всего человечества. Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств; б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться).

Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука»

УИЛЬЯМ ОККАМ (1300-1349) – представитель номинализма, проклятый церковью за идею разграничения власти церкви и государства. Утверждал, что светская и духовная власть должны действовать раздельно. Материальная субстанция не имеет ни начала, ни конца, она вечна и не нуждается в идеальных формах. Будучи сенсуалистом, утверждал, что познание начинается с опыта. Вошел в историю науки формулировкой так называемой «бритвы Оккама» – основной методологический принцип, основанный на требовании: сущности не следует умножать без необходимости, ибо каждый термин обозначает только один предмет.

Учение Оккама называется «терминизм», поскольку объектом знания признаются не сами вещи, а их заместители – знаки вещей. Термин состоит из знака и слова, замещающего содержание понятия. Он различает первичные термины, относящиеся к самим вещам, и вторичные, которые представляют собой знак знака. На основании этого он делит науки на реальные и рациональные. Он различает два вида познания – интуитивное (опытное) и абстрактное. Познание объективного мира начинается с опыта через ощущения.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБСКАЯ НАУКА – наука стран арабского Востока (VII по XIII вв.), воспринявшая достижения античного мира, которая формируется в период правления Мухаммеда, объединившего территории Аравийского полуострова, Ирана, Ирака, Египта, Сирии, части Закавказья, Средней Азии, Северной Африки. Багдадские халифы покровительствовали наукам. На арабский язык были переведены сочинения Аристотеля, Птолемея, Архимеда. Активно развивались земледелие и торговля, геодезия и географии, математика и военное дело астрономия и философия.

Известным арабским астрономом и математиком был Ал-Батани, который в своей «Книге по астрономии» развивает учение Птолемея и вводит понятие «синус» и «косинус».

Арабы создали, вернее заимствовали у индусов особую цифровую систему (отсюда «цифра» по-арабски означало «нуль»).

Крупным математиком, известным поэтом был Омар Хайям, который в своих математических сочинениях изложил решения алгебраических уравнений до 3-й степени включительно, расширил понятие числа и на положительные иррациональные числа. Хайям разработал проект весьма точного календаря, отличающегося от григорианского.

Развивалась медицина и алхимия. Арабы пытались отыскать способ изготовления золота и эликсир молодости, описывали свойства ряда химических соединений, необходимых для медицины (производили спирт как антисептик).

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА – наука периода от заката античной культуры до эпохи Возрождения включительно, который называют «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров и проникновение религии во все сферы духовной культуры, что значительно замедлило развитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый строй мышления. Менталитет средневекового человека символичен, а символизм начинался на уровне слов. Язык стал инструментом ума, что объясняет средневековые диспуты. Средневековая наука была институционизирована в школах, а в дальнейшем – в университетах. Ее идеология была христианство, а доктриной – схоластика (философствование, которое средствами разума и логики пытается обосновать принятые на веру христианские идеи).

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274) – видный представитель схоластики. На основании идеи Аристотеля о материи и форме он разработал концепцию утверждающую, что каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению к миру, материальный мир – возможность по отношению к Богу.

Ему принадлежат пять рациональных доказательств бытия Бога:

1) доказательство от движения – всякое движение нуждается в толчке, следовательно, должен существовать «первотолчок», приводящий в движение мир в целом (им может быть только Бог);

2) доказательство от причины – в мире реализуются цепи причин и следствий, следовательно, должна существовать первопричина – Бог;

3) доказательство от необходимости – любые явления материального мира случайны и конечны, а значит, не могли возникнуть сами по себе, следовательно, существует то, что создает их и придает всему происходящему необходимый характер (это и есть Бог);

4) доказательство от совершенства – все существующее может быть представлено как «лестница совершенств», она не может быть бесконечной, следовательно, должно существовать абсолютное совершенство – Бог;

5) доказательство от целесообразности – все в мире упорядочено, гармонично, взаимно увязано, следовательно, существует Бог как разумное существо, устанавливающее цель для всех протекающих в мире процессов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: