Научно-технический прогресс в Республике Беларусь - OXFORDST.RU

Научно-технический прогресс в Республике Беларусь

Гродненский государственный аграрный университет

70 лет достижений

    Республика Беларусь
    230008 г. Гродно ул.Терешковой, 28 Тел./Факс: +375 (152) 62-36-30 Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
  • Новости и события
    • Объявления и конференции
    • Новости ОО БРСМ
    • Новости профкома студентов
    • Архив новостей
    • Наши выпускники
    • Сферические панорамы
    • Газета «UniАгро»
    • Видео
    • Фотогалерея
    • Для скачивания
  • История университета
    • Гимн университета
    • Виртуальная Доска Почета
    • Виртуальный музей ГГАУ
    • Ректор
    • Ректорат университета
    • Белорусское общественное объединение ветеранов
    • Отделы
    • Правила внутреннего трудового распорядка
    • Телефонный справочник
  • Система менеджмента качества
    • Электронные версии печатных изданий
    • 70 лет УО «ГГАУ»
    • Нас поздравляют
    • О нас пишут
    • Нас благодарят
    • Инвестиционный проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь»
    • Наши партнёры
    • Международные проекты
    • Публикации сотрудников
  • Агрономический факультет
    • Кафедра механизации с/х производства
    • Кафедра физвоспитания и спорта
    • Кафедра общего земледелия
    • Кафедра ботаники и физиологии растений
    • Кафедра плодоовощеводства и луговодства
    • Кафедра растениеводства
    • Инженерно-технологический факультет
    • Кафедра технического обеспечения производства
    • Кафедра химии
    • Кафедра технологии хранения и переработки растительного сырья
    • Кафедра технологии хранения и переработки животного сырья
    • Кафедра технической механики и математики
  • Факультет защиты растений
    • Кафедра фитопатологии и химической защиты растений
    • Кафедра энтомологии и биологической защиты растений
    • Кафедра агрохимии почвоведения и сельхозэкологии
    • Биотехнологический факультет
    • Кафедра кормления с/х животных
    • Кафедра частной зоотехнии
    • Кафедра генетики и разведения с/х животных
    • Факультет ветеринарной медицины
    • Кафедра анатомии животных
    • Кафедра акушерства и терапии
    • Кафедра гигиены животных
    • Кафедра фармакологии и физиологии
    • Кафедра микробиологии и эпизоотологии
  • Экономический факультет
    • Кафедра организации производства в АПК
    • Кафедра экономики АПК
    • Кафедра информатики и ЭММ в АПК
    • Кафедра экономической теории
    • Кафедра менеджмента, маркетинга и права
    • Факультет бухгалтерского учета
    • Кафедра бухгалтерского учёта и контроля в АПК
    • Кафедра финансов и анализа в АПК
    • Кафедра гуманитарных наук
    • Факультет довузовской подготовки
    • Повышения квалификации
    • Второе высшее образование
    • Центр обучения и развития ГАПП
    • Тренинговый центр
  • Расписание занятий
    • План корпусов и общежитий
    • Дистанционное обучение
    • Расписание звонков
    • НИРС
    • Магистратура
    • Аспирантура
    • Правила учебного распорядка
    • Полезные советы
    • Советы психолога первокурсникам
    • Курсы по выбору студентов
    • Тестирование
  • Воспитательная работа
    • Культурно — досуговая работа
    • Год народного единства
    • Социально-педагогическая и психологическая служба
    • Правовое воспитание
    • Единый день информирования
    • Здоровый образ жизни
    • Нет экстремизму
    • Профилактика игровой зависимости
    • Как не стать жертвой киберпреступника
    • Общежития
    • Анкетирование студентов
  • Для скачивания
    • Агрономический факультет
    • Инженерно-технологический факультет
    • Факультет защиты растений
    • Биотехнологический факультет
    • Факультет ветеринарной медицины
    • Экономический факультет
    • Факультет бухгалтерского учета
  • Абитуриенту
    • Централизованное тестирование
    • Репетиционное тестирование
    • Дневное обучение
    • Заочное обучение
    • Курсы для поступающих по НИСПО
    • Информация для иностранных студентов
    • Information for international students

Адрес: г. Гродно, ул. Терешковой 28 кабинет 46 (2 этаж)

Телефон: +375 (152) 62-36-17, +375 (152) 60-48-74

Сайт абитуриенту: abit.ggau.by

  • Распределение и трудоустройство
  • Места для распределения
  • Наука
    • Лаборатория «ДНК-технологий»
    • Научно-исследовательская лаборатория
    • Сборники, материалы научных конференций
    • Публикация статей в сборник научных трудов
    • Нормативные документы

Научный отдел

Проректор по научной работе: Пешко Валентин Валентинович

Телефон: +375 (152) 62-35-64

E-mail: nauka@ggau.by

  • Электронные обращения
  • График приема граждан по личным вопросам
  • Инструкция о порядке работы с обращениями граждан в университете
  • Информация о борьбе с коррупцией

Адрес: г. Гродно, ул.Терешковой, 28, кабинет 43

Председатель профкома: Ковалева Анна Витальевна

Телефон: +375 (152) 62-35-68

E-mail: prof@ggau.by

  • Профком
    • Новости
    • О нас
    • Профсоюзный комитет
    • План работы
    • Проекты
    • Фотогалерея
    • Видео
    • Устав
    • Профоргу

Адрес: г. Гродно, ул.Терешковой, 28, кабинет 43

Cекретарь комитета ПО ОО «БРСМ»: Михеенко Илья Викторович

Телефон: +375 (152) 62-35-68

E-mail: oo_brsm@ggau.by

  • БРСМ
    • Новости
    • Планы работ
    • Фотогалерея
    • Заявка на участие в 3 трудовом семестре
    • Устав
    • Цель и задачи

Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве

В конце октября 2020 г. на базе РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» прошла ежегодная международная научно-техническая конференция «Научно-технический прогресс в сельскохозяйственном производстве» в которой работали участники из Беларуси, а также в онлайн формате участники из России, Польшы, Украины, Прибалтики.

В ходе программы конференции были рассмотрены основные направления формирования перспективы структуры парка сельскохозяйственных машин для реализации инновационных технологий производства продукции растениеводства Республики Беларусь. Выполнен анализ результатов применения инноваций в области мобильных энергетических средств, механизации процессов производства зерна, кормов из трав и силосных культур, овощных и других сельскохозяйственных культур, обсуждены вопросы продовольственной безопасности и перспективы новых разработок в области механизации сельскохозяйственного производства.

Кафедра механизации сельскохозяйственного производства ежегодно принимает участие в конференциях, проходящих на базе РУП «НПЦ НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства», поддерживая взаимосвязь с ведущим Республиканским научно-производственным центром, публикует статьи в материалах конференций и рецензируемом ВАК сборнике научных трудов, а также выступает с докладами на конференциях, проходящих на базе научно-производственного центра, в которых, как правило, представляются результаты НИР, выполняемых профессорско-преподавательским составом кафедры.

Так же в рамках программы конференции была представлена новейшая научная литература в области механизации сельскохозяйственного производства библиотеки Национальной академии наук Беларуси им. И.С. Лупиновича, с которой можно было ознакомиться в ходе конференции, а также заказать.

В итоге конференции были рассмотрены вопросы по решению задач сельскохозяйственного производства, сотрудничества и обмена опытом.

Доцент кафедры механизации сельскохозяйственного производства
Филиппов А.И.

Государственное регулирование научно-технического прогресса в Республике Беларусь Тихонов, Анатолий Олегович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ‘, MOUSEOFF, FGCOLOR, ‘#FFFFCC’,BGCOLOR, ‘#393939’);» onMouseOut=»return nd();»> Диссертация, — 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Тихонов, Анатолий Олегович. Государственное регулирование научно-технического прогресса в Республике Беларусь : автореферат дис. . кандидата экономических наук : 08.00.05.- Минск, 1994.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Стабилизация и устойчивое развитие экономики требует проведения соответствующей государственной и научно-технической политики, обеспечивающей высокую инновационную активность в народном хозяйстве и учитывающей долгосрочные тенденции научно-технического прогресса (HTIQ. Это в особой степени актуально для Беларуси в связи с тем, что республика располагает довольно ограниченными внутренними сырьевыми и топливными энергетическими ресурсами. С другой стороны, ядро республиканского производственного комплекса и основу ее экспортного потенциала составляют крупные предприятия обрабатывающей промышленности, для нормального функционирования которых необходимо осуществление значительных поставок сырьевой и промежуточной продукции из-за пределов республики. Поэтому объективно главным фактором, определяющим возможности стабилизации экономики Беларуси, реализации принципов государственного суверенитета, является НГП Во-первых, только высокий технический уровень производимой продукции может обеспечить объем экспорта, достаточный для стабильного функционирования и развития экономики республики. Во-вторых — за счет реализации достижений НГП должна быть существенно снижена ресурсоёмкость и повышена экологичность производства

Актуальность теоретических и практических исследований проблем НТП, методов его государственного регулирования высока еще и потому, что далеко не до конца ясен вопрос о том, при каких условиях рыночные механизмы саморегуляции оказывают наибольшее стимулирующее воздействие на темпы научно-технического развития и какими должны быть действия государства по созданию этих условий. В чем может проявляться ограниченность, а возможно и дест-руктивность рыночных сил (особенно в «переходный период») и какие в этих случаях должны последовать компенсирующие воздействия со стороны органов государственного регулирования? Наконец, как добиться баланса текущих и долгосрочных интересов при реализации мероприятий научно-технической политики и обеспечить направленность системы государственного регулирования экономики в целом на активизацию НТП, как основного фактора стабилизации и эконо-

мического роста в Республике Беларусь?

Все это определило актуальность темы диссертационной работы и выбор общей направленности исследования.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в выработке и обосновании основных направлений государственной политики, обеспечивающей НТП в Республике Беларусь в условиях перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям.

В соответствии с целью были поставлены следующие основные задачи:

провести аналив существующих концепций и подходов к НТП в экономической науке, уточнить соответствующие основополагающие понятия и категории;

выявить и проанализировать основные экономические проблемы НТП в переходный период и определить целевые направления политики государства в этих условиях;

исследовать проблемы управления НТП в контексте основных задач и методов государственного регулирования экономики в целом;

проанализировать главные факторы и диспропорции, обуславливающие кризисное состояние НТП в республике;

разработать систему кратко-, средне- и долгосрочных мер государственного регулирования, направленных на стабилизацию и ускорение развития экономики и научно-технической сферы Беларуси.

Объектом исследования является НТП и его взаимосвязи с процессами, происходящими в экономике на макроуровне, предметом —методы и направления государственного регулирования научно-технического развития.

Методология и методика исследования. Общей методологической основой диссертации являются фундаментальные работы отечественных и эарубежных экономистов, а также труды ведущих ученых по проблемам теории и практики государственного регулирования экономического и научно-технического развития: Анчишкина А.И., Браунинга П., Глазьева СЮ.. Данилова-Данильяна В.И.. Дронова Ф.А.. Зайченко Н.П., Иванова В.Ф., Крюкова Л.М., Львова Д.С.. Мельниковой O.K., Никитина СМ.. Новожилова О.Ю. .Пригожина А.И., Руденко А.И..Сахала Д..Твисса Б..Яременко Ю.В. и др.

Читайте также  Женская половая система

Информационной базой исследования послужили официальные издания, материалы Госкомстата Беларуси. Госэкономплана Республики Беларусь, Министерства финансов, результаты исследований НИЭИ

Госэконоыплана Беларуси, данные, собранные автором в процессе работы над диссертацией.

В процессе исследования применялись методы предельного анализа, сравнительного анализа, методы математической статистики.

Научная новизна. К результатами диссертационной работы, имеющим определенную научную новизну и составляющим предмет защиты, относятся:

на основе определения категории макросистемы проведен анализ тенденции и перспектив научно-технического развития во взаимосвязи с макросистемными свойствами экономики, что позволило обосновать требования к направлениям и задачам государственного регулирования НТП в странах с различными типами макросистем;

предложена методика определения размера расходов на НИОКР в процентном отношении к ВВП, учитывающая степень зрелости технологической структуры народного хозяйства и направленная на обеспечение сбалансированности инновационного макроцикла;

раскрыто содержание макросистемных свойств экономики Республике Беларусь и их влияние на характер научно-технического развития, тенденции формирования макротехнологической структуры. Это позволило определить методы и направления их регулирования с целью создания благоприятных общесистемных,организационных и финансовых условий для НТП в республике;

на основе расчетов и анализа динамики налогового давления, расходов на НИОКР, а также количественной оценки уровня технологической зрелости хозяйственной » структуры Республике Беларусь обоснован комплекс мероприятий по корректировке параметров налогово-бюджетной политики и системы формирования внебюджетных фондов НИОКР. Это должно обеспечить благоприятные финансово-экономические условия для преодоления кризиса в научно-технической сфере,

Практическая значимость. Результаты исследования использованы при разработке Комплексного прогноза социально-экономического развития Беларуси до 2010 г. (раздел «Формирование механизма государственного регулирования экономического и социального развития») , Программы структурной перестройки экономики Республики Беларусь (раздел «Формы и способы реализации задач и мероприятий структурной перестройки»), экономической программы правительства на 1994 год (раздел «Налогово-бюджетная политика»), а также при разработке проекта изменений и дополнений к действующему налоговому законодательству на 1994 год.

Апробация результатов исследования. Основные положения и вы-

воды диссертационной работы докладывались и обсуждались на республиканской научно-практической конференции «Формирование рыночных отношений в условиях суверенитета республики: проблемы и пути решений», а также на городской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Региональные проблемы перехода к рыночной экономике» (г.Киев).

Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 7 научных работ объемом 3,1 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 184 страницы машинописного текста, 11 таблиц, 3 рисунка, 11 приложений, список использованной литературы, включающий 117 наименований.

20. Научно-техническая политика и научно-технические приоритеты рб.

Научно-техническая политика — часть социально-экономической политики, выражающей отношение государства к научно-технической деятельности, определяющей цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Направления государственной научно-технической политики (Закон «Об основах государственной научно-технической политики»):

— правовые основы, цели, принципы ее формирования и реализации;

— органы государственной власти и управления, осуществляющие научно-техническую политику;

— государственное управление научной, научно-технической и инновационной сферами.

Отношения в области научно-технической деятельности регулируются Законами Республики Беларусь «О научной деятельности», «Об инновационной деятельности», «О служебном изобретении», «О научно-технической информации» и другими.

Основные цели государственной научно-технической политики:

обеспечение социального и экономического развития республики за счет эффективного использования интеллектуальных ресурсов общества;

совершенствование научного, научно-технического и инновационного потенциала как важнейших факторов социально-экономического прогресса.

Научно-технические приоритеты — наиболее перспективные открытия, разработки, способствующие многократному росту производительности труда, прибыли, снижению издержек производства и потребления, ресурсообеспечению и т.д.

В Беларуси выбор приоритетов осуществляется по:

— критерию научной значимости и перспективности работ;

— по социально-политическим и организационным условиям реализации.

По критерию научной значимости и перспективности к приоритетным относятся следующие направления НТП:

— кардинально обновляющие научные представления в традиционных областях и направлениях науки;

— влияющие на получение новых знаний в различных областях и направлениях научных исследований;

— открывающие перспективы обновления и развития прикладных возможностей науки.

По критерию социально-политических и организационных условий реализации в число приоритетных входят направления, определяющие социально-экономическое развитие республики и подъем уровня жизни народа, а также те, реализация которых возможна только благодаря мерам государственного воздействия.

21. Организация и содержание гос. Регулир. Научной и инновац. Деятельности в рб. Государственная программа инновационного развития рб

Главная задача инновационной политикистимулирование инновационных процессов, реализуемых через систему целей и усилий, признаваемых и поддерживаемых государством, закрепленных законодательно и ориентированных на развитие и государственную поддержку науки, наукоемких технологий и мероприятий, обеспечивающих инновационные процессы в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Государственная инновационная политика касается широкого круга проблем:

— стратегии и приоритетов развития науки, техники и технологий;

— технологической перестройки производства;

— формирования инфраструктуры и информационной базы нововведений;

— создания условий для повышения восприимчивости экономики к нововведениям;

— обеспечения единства инновационной политики в целях быстрейшей технологической перестройки экономики;

— совершенствования образования, прежде всего высшего, для подготовки специалистов современного уровня, способных к активным инновационным действиям;

— привлечения иностранных инвестиций;

— содействия формированию рыночных механизмов для поддержания инновационных процессов;

— научно-технического прогнозирования и программирования, и многого другого.

Направления развития инновационной деятельности отражаются в Комплексном прогнозе научно-технического прогресса Республики Беларусь до 2020 г., который предусматривает развитие национальной инновационной системы как целенаправленного организационного механизма взаимоотношений между всеми участниками инновационного процесса, наращивание научно-технического потенциала с ориентацией научных исследований и разработок в интересах развития белорусской экономики.

Объекты государственного регулирования научной и инновационной деятельности:

— научная, техническая и инновационная деятельность;

— отношения между ее участниками;

— отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

Субъекты государственного регулирования научной и инновационной деятельности:

органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

юридические и физические лица, осуществляющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории республики.

Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляют Парламент, Совет Министров, министерства, комитеты, местные органы власти и управления в соответствии с возложенными на них полномочиями. В системе государственного регулирования научной и инновационной деятельности выделяют три уровня:

Государственный уровень — определение стратегии развития науки и техники.

Отраслевой уровень — конкретизация приоритетов НТП.

Исполнительский уровень — выполнение программ, НИОКР, изготовление новой техники.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы

Основная цель программы: создание конкурентоспособной, инновационной, высокотехнологичной, ресурсо- и энергосберегающей, экологогически безопасной экономики

создание новых высокотехнологичных наукоемких предприятий и производств

модернизация действующих предприятий и производств на основе внедрения инновационных технологий, технологического переоснащения производств для освоения и выпуска новой продукции

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Решающим средством повышения эффективности общественного производства, совершенствования структуры экономики, обеспечения экономического роста и решения социальных задач является научно-технический прогресс (НТП).

Научно-технический прогресс — это непрерывный процесс приобретения и накопления научных знаний об окружающем мире и на их основе совершенствование действующих, создание и внедрение прогрессивных средств и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства.

НТП рассматривается как цикл ”наука — производство”, включающий в себя ряд стадий:

§ фундаментальные исследования. Цель этой стадии — получить новые знания о закономерностях развития природы и общества, на основе которых выявляются новые пути прогресса техники, экономики, организации производства. В результате фундаментальных исследований появляются гипотезы, теории.

§ Продукты труда исследователей, результаты деятельности коллективов и исполнителей фундаментальных исследований отражаются в авторских свидетельствах на открытие, изобретение, в монографиях, статьях, учебниках, учебных пособиях, отчетах, предложениях. Они используются для дальнейшего развития самой науки, подготовки специалистов с высшим образованием, кандидатов и докторов наук, в прикладном плане — для дальнейшего развития идей и предложений на стадии прикладных исследований с целью определения возможности овеществления получаемых результатов.

§ Фундаментальные исследования проводятся силами и средствами институтов Академии наук и государственными университетами, отраслевыми научно-исследовательскими институтами и вузами страны;

§ поисковые исследования. Это исследования по выбору идей, представляющих интерес общества на современном этапе его развития, т.е. выявляются технико-экономические возможности и конкретные пути практического применения в соответствующих областях экономики принципиально новых для них способов и средств производства продукции. Конечные результаты этих работ имеют вполне конкретный характер и выдаются в виде отчетов, технической документации, макетов экспериментальных и опытных образцов;

Читайте также  Бенедикт Спиноза и его философские воззрения

§ прикладные исследования. На этой стадии проводятся теоретические и экспериментальные исследования, появляется информация о возможностях создания новой техники, технологии и продукта, создается схема конкретного образца изделия;

§ опытно-конструкторские работы. Изготавливается опытный образец или установка для производства новой продукции, подготавливается соответствующая документация;

§ освоение и внедрение в производство. Технология производства нового изделия приспосабливается к условиям предприятия. Проводятся проектные, строительно-монтажные и пусконаладочные работы.

Каждая стадия характеризуется специфическими задачами, особым подходом к их решению, определенным составом и уровнем квалификации участников, выбором определенных средств и предметов труда, материальными и финансовыми ресурсами, различными формами объединения исполнителей и управления их деятельностью. С понятием НТП тесно связано понятие научно-технического потенциала.

Научно-технический потенциал представляет собой совокупность научно-технических кадров, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов, необходим для создания и реализации достижений НТП в народное хозяйство. Он является одним из объектов государственного регулирования, а следовательно, прогнозирования и планирования. Государство выступает как институт, финансирующий, организующий и управляющий его развитием.

Структурная перестройка экономики, ориентированная на использование интеллектуальных ресурсов и развитие высокотехнологичных производств в противовес материало- и энергоемким производствам, предполагает создание условий для непрерывного обновления технологий и продукции, роста образовательного уровня населения и совершенствования управления путем нововведений (инноваций), основанных на новейших научных знаниях.

В широком смысле под инновациями понимают новые технологии, виды услуг, продукции, новые организационно-технические решения производственного, административного, финансового и иного характера.

По существу, смысл всей экономической реформы состоит в создании условий для повышения восприимчивости экономики к инновациям, развития инновационного предпринимательства и обеспечения экономического роста за счет использования достижений науки и техники. Это обуславливает необходимость активизации инновационной деятельности.

Инновационная деятельность — это деятельность по разработке и освоению результатов исследований, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоение производства новой продукции и технологий.

Инновационная сфера охватывает, во-первых, непосредственно сам объект инноваций; во-вторых, ее субъекты — предпринимателей, а также систему, обеспечивающую продвижение инноваций до стадии их реализации (управление, инфраструктура, финансовая и инвестиционная поддержка).

С целью активизации инновационной деятельности разрабатывается инновационная политика, представляющая совокупность принципов и мероприятий, обеспечивающих создание благоприятного инновационного климата в стране. Инновационная политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна объединять общими задачами науку, технику, производство, потребление, финансовую систему, образование и должна быть ориентирована на использование интеллектуальных ресурсов, развитие высокотехнологичных производств и приоритеты экономики.

Обычно выделяют три главных объективных источника образования научно-технических приоритетов.

1. Нарастающая ограниченность производственных ресурсов и возникновение на этой основе проблем текущей и предвидимой несбалансированности в народном хозяйстве. Чем больше ограничен какой-либо вид ресурса, тем в большей мере научно-технический прогресс должен быть сконцентрирован на экономии и замещении данного вида ресурса.

2. Формирование ”точек роста”, т.е. создание и внедрение новейших технологий, организационно-технических мероприятий, которые позволяют обеспечить достижение более высоких результатов развития за минимальный промежуток времени.

3. Устранение или уменьшение степени воздействия социальных ограничений, связанных со здоровьем, условиями труда и быта человека, необходимость поддержания экологического равновесия.

Конкретные направления приоритетности также классифицируются по отдельным группам, в том числе:

1) научно-технические приоритеты высшего порядка. Основным критерием их отбора является соответствие конкретным целям развития общества в ближайшей и более отдаленной перспективе;

2) отдельные инновационные проекты, которые связаны с решением задач, как правило, краткосрочного характера, но имеющие большую актуальность для отрасли, субъектов хозяйствования;

3) важнейшие виды импорта технологий, т.е. использование политики заимствования важнейших технологических разработок или закупки предприятий ”под ключ”. Основное требование состоит в том, чтобы обеспечивалась быстрая окупаемость расходуемых валютных средств и достигался ”прорыв» по конкретному направлению НТП.

Кроме общегосударственных приоритетов формируются им аналогичные и на уровне регионов.

Среди приоритетных направлений инновационной деятельности, например, в Беларуси выделяются: ресурсосберегающие технологии, новые материалы и источники энергии; повышение конкурентоспособности продукции машиностроения и радиоэлектроники, расширение экспорта и занятие новых ниш мирового рынка; импортозамещение производства; информатика; телекоммуникации и связь; энергетика и транспорт; переработка и хранение сельскохозяйственной продукции; охрана окружающей среды.

Ориентация научно-технического прогресса на производственные потребности дополняется селекцией отдельных направлений развития науки и техники в соответствии с их предполагаемой эффективностью, включая сроки получения эффекта. Ввиду различной степени зрелости отдельных технических решений и экономической окупаемости последовательность их реализации согласовывается с реальными финансовыми и другими возможностями.

Инновационная политика базируется на таких важнейших принципах, как:

· признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной;

· создание государством экономико-правовых условий и экономических механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор экономического роста;

· максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности и предпринимательства, создание равных стимулов для всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности;

· эффективное развитие и использование собственного научно-технического потенциала и его реформирование в соответствии с целями экономической политики;

· оптимальное сочетание интересов разработчиков, производителей продукции и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов.

Реализация этих принципов требует проведения экспертизы и формирования законодательства с точки зрения наиболее эффективного стимулирования инновационной деятельности и обеспечения развития инновационных процессов в основных сферах промышленности, сельского хозяйства и социального комплекса.

Эффективное инновационное развитие предполагает широкий выбор инновационных идей и проектов.

Источниками идей могут быть исследования и разработки республики, достижения мировой науки и технологий, привлекаемые путем закупки лицензий, приобретения или лизинга технологического оборудования (долгосрочной аренды машин, оборудования, сооружений или выдача оборудования напрокат), ”ноу-хау” (технические знания, опыт, документация), передача которых оговаривается при заключении лицензионных договоров и других соглашений.

Преимущества в реализации идей должны получать те из них, которые в конкретных условиях обеспечивают наилучший результат с наименьшими затратами. Важным является формирование инфраструктуры нововведений, способствующей продвижению инноваций на рынок. В Беларуси, например, намечается развитие системы страхования инновационных проектов, информационной системы о передовых технологиях и состоянии их рынков, венчурных проектов, квалифицированного инжиниринга, консалтинга и аудита. Предусматривается обеспечение защиты прав на результаты интеллектуального труда, развитие малого научно-инновационного предпринимательства, т.е. благоприятных экономических, правовых, организационных и других условий для возникновения новых фирм, занятых созданием и коммерциализацией научно-технических нововведений.

Должен быть создан соответствующий уровень стандартизации, метрологии и сертификации, эффективной патентной системы, обеспечивающей защиту прав на результаты интеллектуального труда.

Механизм реализации инновационных направлений предполагает также использование различного рода регуляторов: льготного налогообложения в научной сфере, субсидирования, льготного долгосрочного кредитования разработчиков и потребителей научно-технической продукции, увеличение затрат на НИОКР, стимулирования труда научных работников, осуществления подготовки кадров. Намечается развитие научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

В современных условиях, когда развитие науки и техники достигло исключительно больших масштабов, ни одна из стран, даже таких, как США, Япония, Германия, Россия, с их огромным научным потенциалом, не в состоянии в равной степени обеспечить развитие всех направлений научно-технического прогресса. Требуется наличие широких связей с внешним миром, научно-техническая специализация, участие в мировом разделении труда, эффективное использование зарубежного научно-технического опыта.

Зарубежный опыт свидетельствует, что в периоды замедления экономического роста в странах не снижают, а, наоборот, увеличивают затраты на науку и технологическое переоснащение производства. Особая значимость придается подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность.

В Беларуси для предотвращения спада в науке затраты на НИОКР предусматривается увеличить в ближайшей перспективе в 2 раза по сравнению с 1995 г. Намечается усиление прямой поддержки сферы НИОКР бюджетными средствами с доведением их доли в общем объеме финансирования до 50% и осуществление перехода к финансовой поддержке инновационных проектов, а также создание фондов для финансирования НИОКР. Увеличение расходов на науку будет способствовать снижению оттока специалистов из научно-технической сферы, созданию новых научно-инновационных предприятий и развитию инновационной деятельности.

Для эффективного управления инновационными процессами необходимы мониторинг, оценка инновационной деятельности, прогнозирование НТП, разработка государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ и механизмов их реализации.

Характеристика научно-технического потенциала Республики Беларусь

В системе количественных показателей выделяют следующие группы.

  1. Обобщающие показатели:
  • затраты на науку и научное обслуживание (в % от общего объема расходов республиканского бюджета);
  • наукоемкость валового внутреннего продукта (в %).
  1. Численность и структура научных организаций и занятых в научно-технической сфере:
  • по секторам и отраслям науки;
  • по отраслям народного хозяйства.
  1. Затраты на науку и научное обслуживание и структура затрат:
  • по секторам и отраслям науки;
  • по отраслям народного хозяйства.
  1. Материально-техническая база науки:
  • обеспеченность приборами и установками;
  • информационная инфраструктура;
  • технический уровень и сроки службы оборудования.
  1. Результаты научной и инновационной деятельности:
  • число зарегистрированных открытий по отраслям науки;
  • число изобретений;
  • число патентов, авторских свидетельств;
  • число созданных образцов новой техники по видам.
Читайте также  Объективная сторона преступления

К показателям, позволяющим дать качественную характеристику научно-технического потенциала и отразить эффективность его использования, относятся:

  • квалификационный состав работающих в сфере науки и научного обслуживания, членство в международных научных организациях;
  • число лауреатов нобелевских и других международных премий за определенный период;
  • доля научно-технических разработок, соответствующих мировому уровню или превосходящих его;
  • доля образцов новой техники, соответствующих мировому уровню;
  • экспорт лицензий, патентов, наукоемких услуг;
  • число освоенных образцов новой техники;
  • доля наукоемкой продукции (в производстве, экспорте);
  • экономия ресурсов от использования новой техники;
  • численность безработных ученых;
  • численность ученых, выехавших за рубеж.

Меры, направленные на поддержку и развитие научно-технического потенциала, характеризуются:

  • наличием государственных фондов поддержки научно- технического потенциала;
  • наличием негосударственных фондов поддержки, в том числе зарубежных;
  • коммерциализацией прикладной науки:
  • созданием негосударственных предприятий и кооперативов в науке и научном обслуживании;
  • совместными исследованиями с зарубежными фирмами;
  • конверсией оборонной науки.

В статистике национальных счетов выделяются показатели, характеризующие текущие затраты на науку и научное обслуживание (стоимость услуг сферы науки), а также капитальные вложения, расчеты по нематериальным активам (обмен патентами, лицензиями, ноу-хау между предприятиями, организациями и внешним миром).

Для характеристики отдельных сторон научно-техническо- го потенциала прибегают к выборочным обследованиям по разработанной системе показателей. Такой опыт имеется в зарубежных странах, например, в США.

Использование отдельных групп показателей позволяет дать общую оценку научно-технического потенциала Республики Беларусь, который с 1991 г. за период экономической нестабильности существенно уменьшился и претерпел серьезные трансформационные изменения. Это связано с тем, что структура научно-технической сферы республики формировалась в рамках бывшего СССР и значительная часть научно-техничес- кого потенциала была направлена на потребности отраслей всего Советского Союза, в том числе и его военно-промышленного комплекса. В то же время для многих отраслей Беларуси практически не была создана собственная научная база, а их науч- но-техническое обеспечение осуществлялось научными центрами других регионов СССР.

Разрушительные последствия на состояние научно-технического потенциала оказал охвативший республику экономический кризис, в полной мере затронув и сферу науки и научного обслуживания, резко обострив проблемы ее развития. В этих условиях результаты интеллектуальной деятельности стали невостребованными. Научные организации республики, потеряв основную долю заказов производства, вынуждены были свертывать свою деятельность. Это, в первую очередь, коснулось промышленности и ее наукоемких отраслей, на долю которых приходилось свыше 40% научно-технической продукции и более трети численности работающих в сфере науки и научного обслуживания.

Показатели, характеризующие уровень развития научно- технического потенциала, ухудшились по всем направлениям: уменьшилось число научных работников, резко сократились расходы на науку, общий научно-технический продукт. За период с 1990 по 1999 г. количество занятых в науке и научном обслуживании уменьшилось в 2,4 раза (со 102,6 тыс. чел. в 1990 г. до 43,7 тыс. чел. в 1999 г.), вдвое (до 1%) сократилась доля работников этой отрасли в общей численности занятых в народном хозяйстве).

На 10 тыс. человек в республике приходится менее 19 научных работников (в США — 52,4, ФРГ — 28,7, Израиле — 38,0,

Франции — 26,3). Происходит отток кадров в коммерческие структуры, отъезд за рубеж. Отток кадров сопровождается ухудшением профессионально-квалификационного и возрастного состава. Одна из причин — процесс обнищания научных кадров: заработная плата работников науки значительно ниже, чем в промышленности.

Наукоемкость валового внутреннего продукта (отношение затрат на научные исследования и разработки к ВВП) за эти годы уменьшилась более чем в 2 раза (в 1990 г. она составляла 2,27%, в 1998 г. — 0,82%, в 2000 г. — 1%). В развитых странах наукоемкость валового внутреннего продукта составляет 2-3,5% (в США — 2,45%, Израиле — 3,5%, ФРГ — 2,27%).

Основная часть научно-технического потенциала республики сегодня сосредоточена в производственных отраслях экономики — промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте и связи. В этих отраслях выполняется 62,6% объема всех НИОКР и работает 57,8% специалистов, занятых научно-технической деятельностью. Именно эта часть потенциала обеспечивает поддержание уровня и прогресс производственной сферы. Уменьшение ее доли вызывает озабоченность: в 1990 г. по объему работ она составляла 75,7%, по численности специалистов — 67,8%.

В настоящее время специалисты, занятые научно-технической деятельностью, распределяются следующим образом: промышленность — 42%, сельское хозяйство — 11%, строительство- 4%, транспорт и связь — 5%, образование — 8%, НАН Беларуси — 21%, другие отрасли — 8%. Более половины белорусских исследователей работает в сфере технических наук (10,3 тыс. чел.), четверть (5,0 тыс. чел.) — в сфере естественных наук, в сфере медицинских наук занято 1,1 тыс. чел., сельскохозяйственных — 1,3 тыс. чел., общественных — 1,4 тыс. чел., а в гуманитарных — 0,4 тыс. исследователей.

Научные исследования и разработки в республике выполняются в 272 организациях (в 1991 г. их насчитывалось 312).

В структуре научно-технического потенциала с 1990 г. значительно увеличилась доля академической и вузовской науки (с 20,6% до 27,6% — по объему работ и с 21,4% до 30,3% — по численности). Сохранение и развитие академического и вузовского исследовательского потенциала, безусловно, имеет принципиально важное значение для обеспечения научно-технического прогресса. Это связано с использованием результатов исследований, с ростом образовательного потенциала, повышением качества образования, в первую очередь высшего. Но материально-техническая база науки морально и физически стареет и остро нуждается в обновлении и развитии. Средства, которые республика сегодня способна выделить на обеспечение научной деятельности, расходуются в основном на оплату коммунальных услуг и выплату заработной платы.

Основная доля приобретаемого оборудования сегодня приходится на персональные компьютеры. Обновляемость оборудования в целом составляет 3-4% при требуемых 15-20% в год. Это ограничивает возможности проведения исследований на современном уровне, а значит, и возможность получения заказов на создание конкурентоспособной научно-технической продукции. В республике преобладает преимущественное развитие теоретических исследований, моделирование, создание программных продуктов, что не требует дорогостоящей экспериментальной базы. Это, конечно, важно, но дает менее значимые результаты.

Нерациональной является и территориальная структура выполняемых научно-технических работ. Наибольшая их доля в общем объеме приходится на г.Минск (78,1%), где сосредоточено 71,9% специалистов, занятых выполнением НИОКР.

Такие процессы ведут к негативным качественным изменениям научно-технического потенциала республики, а его свертывание является потерей наиболее эффективного национального ресурса развития социально-экономической системы государства.

Распад СССР повлек за собой и распад централизованной инфраструктуры обеспечения научно-технической информацией, а также сложившейся системы защиты интеллектуальной собственности. Старые формы информационного обеспечения потеряли былую эффективность, а принципиально новые оказались доступны лишь небольшому числу специалистов. Экономические трудности не позволили проводить активную работу по формированию информационных банков и включению в глобальные компьютерные сети, патентованию за рубежом научно-технической продукции. Сократились, а в ряде случаев и были упразднены службы научно-технической информации и патентные службы предприятий и организаций.

С либерализацией международных связей усугубилась ситуация с использованием результатов научных исследований и разработок внутри страны. Низкий спрос на них со стороны реального сектора экономики республики и резко возросший спрос на научно-техническую продукцию со стороны зарубежных организаций стали причиной увеличения продажи технологий за пределы государства. Сам по себе экспорт технологий — процесс положительный. Однако в условиях, когда не обеспечен должный уровень защиты объектов интеллектуальной собственности (что имеет место в большинстве государственных научных организаций), бесконтрольная продажа технологий за рубеж может нанести ущерб технологической безопасности государства.

Но несмотря на качественные изменения научно-технического потенциала республики и сегодня его уровень остается высоким. На начало 2001 г. численность работников научных организаций, выполняющих научные исследования и разработки, составили 32,9 тысяч, а число ученых, работающих в сфере образования — 20 тыс. человек. В 2000 году разработаны и доведены до стадии практического применения 504 новых вида машин, оборудования и приборов, 327 новых видов материалов и веществ, 424 новых технологических процесса, 26 видов лекарственных препаратов и т.д. Большинство этих разработок конкурентоспособны. По их результатам получено 125 патентов на изобретения и подано 175 заявок на патентование. В ближайшей перспективе в развитии научно-технического потенциала взят курс на его дальнейшее укрепление с одновременным усилением процессов передачи новых знаний от науки к производству, ориентацию на заключительные стадии инновационного процесса и развитие инновационной инфраструктуры. Это находит отражение в научно-технической политике Республики Беларусь и механизме ее реализации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: