Научная революция 2 - OXFORDST.RU

Научная революция 2

Вторая научная революция и изменения в типе рациональности

Вторая научная революция произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал клас­сического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дис­циплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что меха­ническая картина мира перестает быть общезначимой и общеми­ровоззренческой. Специфика объектов, изучаемых в биологии, гео­логии, требовала иных, по сравнению с классическим естество­знанием, принципов и методов исследования. Биология и геоло­гия вносят в картину мира идею развития, которой не было в ме­ханистической картине мире, а потому нужны были новые идеалы объяснения, учитывающие идею развития. Отношение к механи­стической картине мира как единственно возможной и истинной было поколеблено.

Специфика объектов изучения биологии и геологии привела к постепенному отказу от требований эксплицировать любые есте­ственнонаучные теории в механистических терминах. И. Кант, ха­рактеризуя специфику живого объекта, писал: «Ничего в нем не бывает напрасно, бесцельно и ничего нельзя приписать слепому механизму природы». Так, главная проблема биологии «что такое жизнь?» с неизбежностью включает в себя понятие цели. Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рас­суждения и аргументации понятие цели. Идеалы и нормы клас­сической рациональности не выполнялись для наук о живом, так как изучение жизни включает эмоционально и ценностно окра­шенное отношение к жизни самого исследователя. «Личностные параметры биологического знания с особой наглядностью выра­жены в используемых метафорах, в эстетическом переживании

природы как целостности, в этически религиозных переживаниях уникальности жизни» 1 .

Появление наук о живом подрывало претензии классической научной рациональности на статус единственной и абсолютной. Происходит дифференциация идеалов и норм научности и рацио­нальности. Так, в биологии и геологии возникают идеалы эволю­ционного объяснения, формируется картина мира, не редуцируе­мая к механической.

Но вторая научная революция была вызвана не только появ­лением дисциплинарных наук и их специфических объектов. В самой физике, которая окончательно сформировалась как класси­ческая только к концу XIX в., стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Возникла парадоксальная ситуация. С одной стороны, завершалось становление классичес­кой физики, о чем свидетельствует появление электромагнитной теории Максвелла, статистической физики и т. д. Одновременно шел процесс окончательного оформления классического типа ра­циональности, включающий в себя идеал механической редук­ции, т.е. сведение всех явлений и процессов к механическим вза­имодействиям. В период второй научной революции этот идеал остался неизменным в своей основе.

С другой стороны, налицо было изменение смысла этой ре­дукции: она становится более математизированной и менее на­глядной. Другими словами, тип научного объяснения и обоснова­ния изучаемого объекта через построение наглядной механичес­кой модели стал уступать место другому типу объяснения, выра­женному в требованиях непротиворечивого математического опи­сания объекта, даже в ущерб наглядности. Крен в математиза­цию позволил конструировать на языке математики не только^ строго детерминистские, но и случайные процессы, которые, со­гласно принципам классического рационализма, могли рассмат­риваться только как иррациональные. В этой связи многие уче­ные-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности. Появляются первые намеки на необходи­мость ввести субъективный фактор в содержание научного зна­ния, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принци­па тождества мышления и бытия, характерного для классической

Огурцов А. П. От натурфилософии к теории науки. М., 1995.

Основы философии на

науки. Как известно, физика была лидером естествознания,, потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассическо! мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возш новения парадигмы неклассической науки.

Методологическим изменениям внутри механистической радигмы, приведшим впоследствии к смене типа рациональне ти, способствовали труды Максвелла и Л. Больцмана. Эти ные, будучи официально сторонниками механического редукщ низма, тем не менее способствовали его разрушению. Дело в то что оба проявляли большой интерес к философским и методол гическим основаниям науки и сформулировали ряд эпистемол! гических идей, резко отличающихся от классического типа pat ональности, подрывающих незыблемость жесткости прингг-тождества мышления, и бытия. Каковы эти идеи?

Философ науки Т. Б. Романовская 1 обнаружила, что, во-г
вых, и Больцман, и Максвелл признавали принципиальную ,
пустимость множества возможных теоретических интерпрета
в физике. Примером такой возможности может служить о;
временное существование двух альтернативных теорий света: i
новой и корпускулярной. Во-вторых, оба выражали сомнение
незыблемости законов мышления, что означало признание их i
торичности. Если в период первой научной революции госпс
ствовало убеждение, что природа расчленена соответственно
тегориям нашего мышления, то в период второй научной ревох
ции появилась озабоченность проблемой: как избежать того, 1 Романовская Т. Б. Модификация в механической картине мира и менение принципов рациональности в физике XIX века. Рациона ность на перепутье: В 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

Гяава VI. Научные традиции и научные революции.

лов и норм научности. Но в целом «первая и вторая научные рево­люции в естествознании протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления» 1 .

Третья научная революция и формирование нового типа рациональности

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассическо­го естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих на­уках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая те­ории, в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объек­тов микромира. Специфика этих объектов потребовала переосмыс­ления прежних классических норм и идеалов научного познания. Уже само название «неклассическое» указывает на принципиаль­ное отличие этого этапа науки от предыдущего. Особенности изу­чения микромира способствовали дальнейшей трансформации принципа тождества мышления и бытия, который является базо­вым для любого типа рациональности. Произошли изменения в понимании идеалов и норм научного знания.

Во-первых, ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его «природно-девственном», первозданном состоянии: оно изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. Эту позицию советские ученые и философы науки критиковали, называя ее «при­борным идеализмом», хотя в дальнейшем, во второй половине XX в., она была признана. Стало ясно, что в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пре­небречь в силу слабости этого взаимодействия. Так, измеряя ли­нейкой длину предмета, мы деформируем измеряемую поверх­ность, но эта деформация исчезающе мала и потому ее можно было не учитывать. Но, когда производят «замеры» местополо­жения и величины электрона, то «возмущение», вносимое в про­странство его бытия электромагнитным излучением, являющим­ся средством наблюдения, столь велико, что не учитывать его невозможно. Поэтому в качестве необходимого условия объек-

Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000. С. 622.

Основы философии нау

тивности объяснения и описания в квантовой физике стало вигаться требование учитывать и фиксировать взаимодейс объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и хара ром средств и операций деятельности ученого. Осмысливае корреляция между онтологическими постулатами науки и cnei фикой метода, посредством которого осваивается объект. С пок •шью приборов, математических моделей и т. д. исследователь: дает природе «вопросы», на которые она и «отвечает». В связи с этим в процедуры объяснения и описания вводятся ссылки на сред­ства и операции познавательной деятельности.

В классической физике идеал объяснения и описания пред: латал характеристику объекта «самого по себе», без указания! средства его исследования, в силу слабого влияния средств блюдения на характеристики изучаемого объекта, каковым » макрообъект. В квантово-релятивистской физике, изучающей i рообъекты, объяснение и описание невозможны без фикс средств наблюдения, так как имеет место сильное взаимодейс влияющее на характеристики изучаемого объекта. Экспериме основанный на энергетическом и силовом воздействии на элел тарную частицу, в принципе не позволяет наблюдать ее в одно том же начальном состоянии. Эта ситуация и была зафиксирс на В. Гейзенбергом в его уравнении, согласно которому чем т нее эксперимент фиксирует координаты (если можно так сказг элементарной частицы, тем менее определенной становится г рость ее движения, и наоборот (принцип соотношения неог ленностей).

Во-вторых, так как любой эксперимент проводит исслел тель, то проблема истины напрямую становится связанной с деятельностью. Некоторые мыслители прокомментировали пс ную ситуацию так: «Ученый задает природе вопросы и сам я них отвечает». Актуализировалось представление об активнс субъекта познания. И. Кант в своей философии совершил «к никанский» переворот в теории познания, обосновывая мысль о: что субъект познания конституирует мир явлений, т. е. мир

16. Понятие научной революции. Эволюции и революции в развитии науки

Primary tabs

  • View (active tab)
  • Дополнительно

Forums:

16. Понятие научной революции. Эволюции и революции в развитии науки

Эволюция науки – экстенсивный способ развития научного знания (в частности, конкретизация фундаментальных теорий посредством расширения сферы их приложения).
Эволюция науки – это этап количественных изменений науки − постепенное накопление новых фактов, наблюдений, экспериментальных данных в рамках существующих научных концепций.

Читайте также  Ассортимент изделий из слоеного теста

В связи с этим идет процесс расширения, уточнения уже сформулированных теорий, понятий и принципов. На определенном этапе этого процесса и в определенной его «точке» происходит прорыв непрерывности, скачок, коренная ломка фундаментальных законов и принципов вследствие того, что они не объясняют новых фактов и новых открытий. Это и есть коренные качественные изменения в развитии науки, т.е. научные революции.

Научные революции – это вид новаций, которые отличаются от других видов не столько характером и механизмами своего генезиса, сколько своей значимостью, своими последствиями для развития науки и культуры.

Примерами таких революций являются:

  1. создание гелиоцентрической системы мира (Коперник),
  2. формирование классической механики и экспериментального естествознания (Галилей, Кеплер и особенно Ньютон),
  3. революция в естествознании конца XIX − начала XX в. − возникновение теории относительности и квантовой механики (А. Эйнштейн, М. Планк, Н. Бор, В. Гейзенберг и др.).

Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики (теории самоорганизации целостных развивающихся систем), электроники, генной инженерии и т.п.

В философии науки принято выделять три типа глобальных научных революций, обусловленных появлением трех типов рациональности – классической, неклассической и постнеклассической.

1-ая научная революция

Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.

  • 1. Бытие перестало рассматриваться как Абсолют, Бог, Единое. Величественный античный Космос был отождествлен с природой, которая рассматривалась как единственная истинная реальность, из которой был вытеснен духовный компонент. Первые естественные науки − механика и физика − изучали этот вещественный универсум как набор статичных объектив, которые не развиваются, не изменяются.
  • 2. Восторжествовал объективизм, базирующийся на представлении о том, что знание о природе не зависит от познавательных процедур, осуществляемых исследователем. Разум человеческий дистанцировался от вещей.
  • 3. Не отказываясь от открытой античной философией способности мышления работать с идеальными объектами, наука Нового времени признавала правомерность только тех идеальных конструктов, которые можно контролируемо воспроизвести, сконструировать бесконечное количество раз в эксперименте.
  • 4. Основным содержанием тождества, мышления и бытия становится признание возможности отыскать такую одну единственную идеальную конструкцию, которая полностью соответствовала бы изучаемому объекту, обеспечивая тем самым однозначность содержания истинного знания.
  • 5. Наука отказалась вводить в процедуры объяснения не только конечную цель в качестве главной в мироздании и в деятельности разума, но и цель вообще. Изъятие целевой причины превратило природу в незавершенный ряд явлений и событий, не связанных внутренним смыслом, создающим органическую целостность. Научная рациональность стала объяснять все явления путем, установления между ними механической причинно-следственной связи.

2-ая научная революция

Вторая научная революция произошла в конце XVIII − первой половине XIX в.

Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, все же есть все основания говорить о второй научной революции. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. Появление таких наук, как биология, химия, геология и др., способствовало тому, что механическая картина мира перестает быть общезначимой и общемировоззренческой. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания, что неизбежно приводило к ослаблению жесткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки. Как известно, физика была лидером естествознания, а потому «поворот» ученых-физиков в сторону неклассического мышления, безусловно, можно рассматривать как начало возникновения парадигмы неклассической науки.

3-я научная революция

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины .XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках:

  • в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории,
  • в биологии − генетика,
  • в химии − квантовая химия и т.д.

В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира.

  • 1. Ученые согласились с тем, что мышлению объект не дан в его первозданном состоянии; оно изучает не объект, как он есть сам по себе, а то, как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором.
  • 2. Так как любой эксперимент проводит исследователь, то проблема истины напрямую становится связанной с его деятельностью. Некоторые мыслители прокомментировали подробную ситуацию так: «Ученый задает природе вопросы и сам же на них отвечает».
  • 3. Ученые и философы поставили вопрос о «непрозрачности» бытия, что блокировало возможности субъекта познания реализовывать идеальные модели и проекты, вырабатываемые рациональным сознанием. В итоге принцип тождества мышления и бытия продолжал «размываться».
  • 4. В противовес идеалу единственно научной теории, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта. Исследователи столкнулись с необходимостью признать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

4-я научная революция

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия.
Она связана с появлением особых объектов исследования, что привело к радикальным изменениям в основаниях науки. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы. Ее основные характеристики состоят в следующем.

  • 1. Если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках, то в постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться даже в физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.
  • 2. В ходе разработки идей термодинамики неравновесных процессов, возникло новое направление в научных дисциплинах − синергетика.
  • 3. Если учесть, что этот выбор необратим, то действия исследователя с такими системами требуют принципиально иных стратегий. Субъект познания больше не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта.
  • 4. Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является сам человек.
  • 5. При изучении систем включающих человека с его преобразовательной производственной деятельностью необходимо включение оценок общественно-социального, этического характера.

Вторая научная революция и её влияние на изменения в научном типе рациональности.

Вторая научная революция произошла в к. XVIII – п.п. XIX в. Несмотря на то, что к началу XX в. идеал классического естествознания не претерпел значительных изменений, имеет смысл говорить о второй научной революции. Главное изменение – переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механистических и физических явлений, к дисциплинарноорганизованнойнауке.

Специфика объектов геологии и биологии (эти науки активно развивались в это время) привела к идее развития и к постепенному отказу от требований эксплицировать любые естественнонаучные теории в механистических терминах. Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели.

Но вторая научная революция была вызвана не только появлением дисциплинарных наук и их специфических объектов. В самой физике, сформировавшейся как классическая только к к. XIX в., стали возникать элементынового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности.

В этой связи многие учёные-физики начинают осознавать недостаточность классического типа рациональности. Появляются первые намёки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание нового знания, что неизбежно приводило к ослаблению жёсткости принципа тождества мышления и бытия, характерного для классической науки.

Введя в научную методологию термин «научная метафора» Больцман и Максвелл поставили под вопрос признаваемую классическим научным рационализмом возможность адекватно и однозначно выражать содержание мышления и изучаемой им действительности. Иначе говоря, внутри классической физики зрели ростки нового – неклассического – понимания идеалов и норм научности.

Третья научная революция и формирование неклассического типа рациональности.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории; в химии – квантовая химия и т.д. В центр исследовательских программ выдвигается изучение объектов микромира. Это обстоятельство способствовало дальнейшей трансформации в понимании идеалов и норм научного знания:

1. Учёные согласились с тем, что мышлению объект не дан в его природном, первозданном состоянии – оно изучает не объект, а то как явилось наблюдателю взаимодействие объекта с прибором. Стало ясно, что в классической физике эффектом взаимодействия прибора и объекта можно было пренебречь в силу слабости этого взаимодействия. В качестве необходимого условия объективности объяснения и описания в квантовой физике, поскольку в ней имеет место сильное взаимодействие, влияющее на характеристики изучаемого объекта, стало выдвигаться требование учитывать и фиксировать взаимодействие объекта с прибором, связь между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности учёного.

Читайте также  Мировой валютный рынок

2. Проблему истины стали напрямую связывать с деятельностью экспериментатора. Иначе говоря, актуализировалось представление об активности субъекта познания.

3. Был поставлен вопрос о «непрозрачности» бытия. Таким образом, принцип тождества бытия и мышления продолжал размываться.

4. В противовес идеалу единственно научной теории об объекте, стала допускаться истинность нескольких отличающихся друг от друга теоретических описаний одного и того же объекта. Возникла необходимость признать относительную истинность теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания.

Четвёртая научная революция и постнеклассический тип научной рациональности.

Эта революция совершилась в последнюю треть XX в. Она связана с появлением особых объектов исследования – исторически развивающимися системами. Основные характеристики постнеклассической рациональности:

1. Если в неклассической науке идеал исторической реконструкции использовался преимущественно в гуманитарных науках (история, археология, языкознание и др.), а также ряде естественных дисциплин (геология. биология), то в постнеклассической науке историческая реконструкция как тип теоретического знания стала использоваться в космологии, астрофизике. физике элементарных частиц, что привело к изменению картины мира.

2. Возникло новое научное направление – синергетика. Она стала ведущей методологической концепцией в понимании и объяснении исторически развивающихся систем.

3. Субъект познания в такой ситуации не является внешним наблюдателем, существование которого безразлично для объекта / системы: он видоизменяет каждый раз своим воздействием поле возможных состояний системы, т.е. становится главным участником протекающих событий.

4. Постнеклассическая наука впервые обратилась к изучению таких исторически развивающихся систем, непосредственным компонентом которых является человек, – это объекты экологии, включая биосферу, медико-биологические и биотехнические (генетическая инженерия) объекты и др. Исследовать такие системы невозможно без использования комьютерных технологий, математического эксперимента на ЭВМ.

5. Объективно истинное объяснение и описание такого рода систем предполагает включение ценностей социального, этического и иного характера.

Особо важным моментом четвёртой научной революции было оформление в последние два десятилетия XX в. космологии как научной дисциплины, предметом изучения которой стала Вселенная в целом. Теория эволюции Вселенной в целом способствовала появлению в постнеклассическом типе рациональности элементов античной рациональности, которые состоят в следующем:

1. Обращение к чистому умозрению при разработке теории развития Вселенной.

2. Впервые со времён античности был поставлен вопрос: «Почему Вселенная устроена именно так, а не иначе?»

3. В современной физике и космологии стали говорить об антропном принципе, согласно которому наш мир устроен таким образом, что в принципе допускает возможность появления человека. В этом смысле человек — космический феномен, органический элемент космоса. Космос – дом бытия человека.

4. Теоретизирование (основной метод античной науки).

5. Стирание граней между теорией элементарных частиц и теорией Вселенной. Эти теории стали так тесно сопрягаться, что критерием истинности теории элементарных частиц стала выступать её проверка на «космологическую полноценность». Возникло близкое античности понимание, что всё связано со всем, «всё во всём».

Литература по теме

1. Иванов А.Г., Целищева И.В. Концепция научных революций Т. Куна. 2003.

2. Рузавин Г.И. Философия науки. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – гл.7. С. 156 – 177.

3. Кун Т. Структура научных революций. М., Прогресс, 1975.

4. Кохановский В.П. [и др.]. Философия науки в вопросах и ответах. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – Раздел 6. С. 241 – 252.

ТЕМА 5

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Что такое научная революция

Научная революция – что это такое?

Известно, что результатом научной революции считается преобразование теорий и научных постулатов, углубление системы научного познания. Исторически доказано, что предпосылкой эволюции в науке является, в первую очередь, развитие научного знания, а именно накопление в ходе наблюдений и экспериментов новых фактов, данных и информации.

Впервые же термин «научная революция» появился в 1939 году, благодаря А.Койре, который считается одним из известнейших историков нашего времени. Но научными революциями принято называть и те изменения в науки, которые имели место до 1939 года.

Типы научных революций

Научные революции можно условно разделить на следующие типы:

  • глобальная;
  • комплексная;
  • частная;
  • научно-техническая.

Частная научная революция, как правило, предполагает нововведения в какой-либо отдельной области науки. К примеру, это создание новой фундаментальной теории. Комплексная – это научная революция в ряде «смежных» областей или сфер. А вот глобальная является масштабной, она охватывает весь мир науки и предполагает научный переворот. Этот тип научных революций рассмотрим более подробно.

I-я научная революция

Исторически известно, что Первая научная революция совпала с эпохой Возрождения. Это 15-16 вв. Эпоха перехода от Средневековья к Новому времени ознаменовалась существенным прогрессом в мире науки, а также изменением понимания мира.

Стоит отметить, что эта революция в науке довольно тесно связана с именем Николая Коперника – астронома и математика. Именно он является основателем гелиоцентрической системы мира.

Суть этой теории состоит в том, что в центре мироздания находится Солнце, а все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг него. Основой теории Коперника стала математическая и кинематическая части теории Птоломея. Итогом его 40-летней работы стало сочинение под названием «О вращении небесных тел».

II-ой научный переворот

Считается, что вторая научная революция имела место в 17 веке. У ее истоков стояли такие ученые и исследователи как: Галилео Галилеей, Исаак Ньютон, Р. Декарт, другие.

Например, именно Ньютон представил миру закон всемирного тяготения. Суть этого закона состоит в следующем: между любыми объектами (телами) существует взаимное притяжение. Известно, что Исаак Ньютон продолжил исследования, начатые еще Галилеем, и при этом заложил основу для дальнейшего развития астрономии, а именно одного из ее разделов – небесной механики.

III-я научная революция

Следующая научная революция произошла в период 17 в. – первая половина 19 в. Это переход от, так называемой, классической науки, которая ориентирована на познании механических и физических явлений, к дисциплинарно-организованной. Третья революция в науке связана с такими именами: Пьер Симон Лаплас, И. Кеплер, Шарль Огюст Кулон и другие.

Этот период ознаменовался появлением квантовой теории, которая является совершенно новым взглядом на природу, человека, а также на сознание и подсознание. Отметим, что теория квантовой физики относительно поведения и взаимодействия микрочастиц становится, своего рода, «основой» для физики высоких энергий, элементарных частиц и конденсированного состояния. Но также эта теория оказала существенное влияние и вызвала ряд изменений, например, в таких отраслях науки, как химия и геология.

Учеными была доказана и клеточная теория, которую сформулировали известнейший немецкий ботаник М. Шмейден, а также Теодор Шванн – цитолог, гистолог и физиолог. Согласно этой теории основной составляющей или единицей любого живого организма является клетка. Также в этот период времени механическая картина мира уже перестает быть общемировоззренческой, возникают парадигмы неоклассической науки.

IV-я глобальная революция

Эта научная революция стартовала еще в 70-е годы прошлого столетия и длится по настоящее время. Сейчас формируется новая картина мира – эволюционно-синергетическая. Основополагающим принципом которой, является следующее утверждение: возникновение и развитие Вселенной основано на универсальном эволюционизме, а также на самоорганизации. Отметим, что в современном естествознании выделяют три вида материи:

  • физическое поле;
  • вещество;
  • физический вакуум.

Согласно вышеуказанной концепции все объекты в мире (но это относится только к материальным), разделены на три сферы. Это микромир, мегамир и макромир. Предпосылками четвертой научной революции в огромной степени стало создание электронно-вычислительных машин и компьютерной техники. Ведь, стоит отметить, что такое направление науки, как синергетика базируется в основном на применении методов компьютерного моделирования, поэтому третья научная революция связана с появлением мощных современных компьютеров.

Про 4 промышленных революции проще, чем в учебниках. Сохраняйте для школьников

Сегодня «модно» говорить об индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции. А все ли в курсе, что из себя представляли три предыдущие и в чем заключается четвертая, которая происходит прямо сейчас?

Промышленная революция — перестройка общества под влиянием инноваций в технологиях и технике. Сопровождается скачком производительности.

Границы промышленных революций размыты во времени, прогресс распространяется как цепная реакция из одной страны в другую. Пионером первой из революций считается Великобритания.

Происходила в 18-19 вв. Ключевыми предпосылками называют аграрный переворот, который привел к высвобождению дешевой рабочей силы, и механизацию ручного труда, которая в 10-20 раз увеличила производительность.

Аграрный переворот произошел в Великобритании в 16 веке. Землевладельцы присваивали общественные угодья, чтобы разводить больше овец. Крестьян вытесняли с мелких хозяйств, земля их больше «не кормила». Они становились дешевой рабочей силой и шли работать на фабрики, где преобладал ручной труд.

Читайте также  Концепция уровней биологических структур и организация живых систем

Механизация на мануфактурах началась в 1733 году, когда Джон Кей создал «летающий челнок». С того момента на ткацком станке стал работать один человек вместо двух. Производительность труда выросла в два раза, но стало не хватать пряжи. Процесс прядения также нужно было совершенствовать.

Ткач Джеймс Харгривс в 1765 году собрал прялку «Дженни», которая умела одновременно вытягивать и скручивать нить. Производительность труда выросла в 20 раз.

Изобретение механизмов, заменяющих ручной труд, подготовило сознание людей к самой промышленной революции. Начало ее относят к созданию Джеймсом Уаттом парового двигателя в 1778 году.

Ко времени первой промышленной революции относятся открытия и изобретения в самых разных отраслях: ткацкие и прядильные станки в легкой промышленности, токарные и фрезерные станки в металлургии, сельскохозяйственные машины.

Характерными чертами первой промышленной революции стали строительство механизированных заводов и фабрик, установление капитализма и ускорение переселения людей из деревень в город.

Первая промышленная революция плавно перетекла во вторую.

Началась в 1870 году и продолжалась до 1914 года, начала Первой мировой войны. Ее предпосылками стали нарастающие успехи в физике и химии и стремление внедрить научные достижения в производство.

Майкл Фарадей открыл в 1831 году электромагнитную индукцию. Его изобретение электромагнитных роторных устройств стало основой для внедрения электричества в технологии

Генри Бессемер запатентовал в 1856 году метод превращения жидкого чугуна в сталь путем окисления содержащихся кремния, марганца и углерода кислородом — «бессемеровский процесс». Сталь получалась более прочной, повысилась скорость ее производства. «Бессемеровский процесс» внес огромный вклад в развитие металлургии, автомобилестроения и строительства железных дорог.

Электрификация и производство бессемеровской стали послужили пусковой площадкой для совершенствования технологий. Ключевыми инновациями стали использование конвейера в поточно-массовом производстве и выпуск Генри Фордом первого доступного и популярного автомобиля модели «Т» в 1908 году.

Генри Форд говорил, что массовое производство было бы невозможно без электричества. При сборке машины работали 32 тысячи станков, большинство из которых электрические.

Период второй промышленной революции характеризуется строительством железных дорог и других транспортных сетей, использованием телеграфа, стремительным ростом промышленности, вытеснением гужевого транспорта машинами. Возникли новые отрасли: электроэнергетика, нефтехимическая промышленность, автомобилестроение, производство стали.

Началась в 1960-е годы и характеризовалась автоматизацией производства. Предпосылкой ее стало применение ядерной энергии в промышленности и необходимость перемещать радиоактивные материалы без участия человека.

В 1948 году компания «General Electric» разработала автоматический электромеханический манипулятор «Хэнди Мэн». Он копировал движения оператора и давал обратную связь от предмета манипуляций.

Совершенствование логических контроллеров, их программирование, создание промышленных роботов обусловили автоматизацию производства и бурный экономический рост после 1970 годов.

Период третьей промышленной революции характеризуется развитием связи, созданием сетей персональных компьютеров, появлением сотовых телефонов.

Происходит прямо сейчас. Ее предпосылкой стало распространение интернета. «Всемирная паутина» изменила нашу жизнь, создала волнения в сфере СМИ и развлечений, но поначалу не привела к прорыву в промышленности.

Современная промышленная революция проявляется в нарастающем симбиозе промышленных и технологических инноваций. 3d печать и роботы имеют все шансы стать разрушительными технологиями нашего времени. Для этого им не хватает только массового распространения.

О плодах четвертой промышленной революции говорить рано, но можно выделить перспективные инновации.

3d принтеры совершенствуются и применяются в самых разных областях от строительства до медицины.

В 2014 году шанхайская компания WinSun анонсировала строительство десяти 3D-печатных домов, возведённых за 24 часа.

В 2016 году вице-президент центра «Сколково» сообщил, что щитовидная железа, напечатанная на 3D-принтере, имплантирована и функционирует в организме лабораторной мыши.

Современные роботы размером с человека могут быть запрограммированы для выполнений несложных повторяющихся операций.

В 2015 году роботы помогли «Амазон» в США подготовить и отправить все заказы, сделанные в киберпонедельник. В тот день покупатели потратили 3 млн $ на покупки.

Четвертая промышленная революция заключается не в повышении производительности, а в продуктивности, гибкости и кастомизации. Представьте мир, когда вы сможете купить индивидуальный товар по цене массовых изделий. Вы создадите в конструкторе идеальный автомобиль, продумаете каждую мелочь, отправите на заводик возле дома, где за день напечатают детали и соберут вашу машину.

Фабрики станут многопрофильными и переместятся ближе к потребителю. Складирование товаров, международные перевозки исчезнут за ненадобностью. Промышленность будет развиваться на внутреннем рынке и даст больше рабочих мест. Появится потребность в таких специалистах, как координатор роботизированных команд, менеджер цифровых предложений, предиктивный аналитик сети поставок и другие. Производство уйдет от ориентации на массового потребителя и будет зависеть от предпочтений каждого конкретного человека.

Я счастлив жить в такое захватывающее время! А вы?

Камера HP Privacy

Экран приватности HP Sure View

Сканер отпечатков пальцев

Да, уже сейчас очень интересное время и впереди еще интересней, но развитие науки и технологий, которые служат на благо людей возможно при Созидательном обществе, но не в потребителском формате. В первую очередь нужно менять вектор развития с потребительского на созидательный всего общества в целом, тогда плоды промышленной, технологической и научной эволюции не заставят себя долго ждать :)

Дмитрий, я делаю ставку на смену поколений. Молодые люди, которым 20-25 лет, уже другие, вдумчивые, прогрессивные, не меркантильные. В большинстве. Скоро все изменится в лучшую сторону.

Не совсем согласен. Во все поколения были как альтруистичные, так и меркантильные молодые люди. Все зависит от воспитания, генетики, общества, а вот с последним у нас большая беда .
Но и клеймить меркантилизм и потребление очень глупо. Производства без потребления не бывает. Вернее бывает, но заканчивается все 25 декабря 1991 года. Не будет спроса, не будет и предложения, так что крики некоторых людей из разряда : «ах, общество потребления кругом, а нужно общество производства» алогичны в своей основе.
В статье еще следует указать на развитие систем ИИ. Роботы, роботами, но роботы — это одно, а ИИ другое. А двигателем 4ИР является как раз ИИ.

Ваше мнение. Ничто не заставит меня уважать меркантилизм, а ставить его в одном предложении с потреблением — нелогично. Меркантилизм, это про расчет, мелочность, лицемерие ради получения выгоды.
Про ИИ согласен, но и описанные роботы без ИИ не могли бы выполнять свои функции.

Если не сменить общество — то есть образование и мировоззрение населения, то ИИ будет работать лишь только на банкиров, причём не каких то, а именно уродов, таких как Греф, и ФРСиезуиты.

меркантильность — это излишнее стремление к мат выгоде.потому у слова такой негативный окрас..излишнее. Излишнее значит неправильное и ненужное окуржающим

Алексей время то прикольное вопросов нет. Однако же осознает ли человек на самом деле куда он идёт и чего хочет достигнуть? Каков конечный итог этих ништяков? Да будет супер классно удобно человеку. И что? Какой будет человек дальше? Что следующее человеку будет не хватать? Спрогнощируйте спрос человечества через 50 лет. Мне очень интересно что вы об этом думаете?

собрались фантазёры и фантазируют — чиловечество , палёты ф космас. обнулят вас роднинькие. Оставят тока на расплод 500к в состоянии рабов с чипов в опе и буите ишачить на рудниках — это те кто не докажет свою полезность как умный разработчик чего либо. А про ИИ ваще смешно — калькулятор они в африке калькулятор.

а я не согласен..искусственный интеллект уничтожит простых программистов в первую очередь, и вообще все сложные профессии во вторую, например хирурга и врача. Официант же будет заменен последним) Человечество ждет качественный отсев, есстественный отбор. При чем проходить он будет мягко, люди будут доживать на пособиях и спиваться или лениться. Дети будут собираться как сейчас авто на заводе. будут банки спермы и яйцеклеток и искусственные матки. Новый человек будет иметь продолжение в машинах и роботах и станет всемогущим но не вездесущим пока еще..деньги потеряют постепенно смысл а роботы станут новой формой жизни на Земле. Люди будут их любимыми домашними животными ) как сейчас кошка и собака. Люди будут жить лучше но количество их будет сокращаться. А то чего достигнут роботы находится вообще за гранью понимания людей. Возможно каждый человек сможет создавать себе мир подобный планете Земля и быть его Богом.

«БКС Мир инвестиций» запустил новую стратегию «Оптимальный портфель» на площадке Fintarget – маркетплейсе инвестиционных стратегий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: