Нарушение ощущений восприятия внимания - OXFORDST.RU

Нарушение ощущений восприятия внимания

Деперсонализация

Ненормальное восприятия окружающего мира и себя самого, когда все кажется нереальным, а собственные мысли, эмоции, ощущения будто наблюдаются со стороны, в психиатрии носит название деперсонализация. Часто она возникает вместе с дереализацией, характеризующейся отдаленностью всего вокруг, отсутствием в нем красок, нарушением памяти. В силу сходности симптомов, в 10-ом пересмотре Международной классификации болезней синдром деперсонализации-дереализации обозначен одним кодом F 48.1.

Расстройство восприятия время от времени посещает более 70 % людей во всем мире. Им кажется, что их сознание делится на две части и одна из них, потеряв контроль над своим разумом и телом, паникует, а вторая безучастно наблюдает за этим со стороны. Это похоже на страшный сон и поэтому очень пугает. Человек все видит в тумане, в приглушенных красках, не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Он ощущает сильнейший дискомфорт и ему кажется, что он сходит с ума.

Данное расстройство специалисты не считают серьезной психической патологией. Психика человека так может среагировать на стресс, испуг, сильное эмоциональное потрясение и даже на переутомление в физическом смысле. Мозг «включает» защиту, снижая сенсорную чувствительность человека и эмоциональность, поэтому предметы кажутся странными, необычными на ощупь, а краски — поблекшими. То есть, восприятие мира становится непривычным и странным, незнакомым. Проходит подобное состояние обычно самостоятельно и быстро, без лечения.

Но, если же подобный синдром проявляется часто и держится в течение долгого времени, а симптомы усиливаются, то он уже опасен: индивид может причинить вред себе и другим своим неадекватным поведением, или же покончить жизнь самоубийством. Поэтому в этом случае необходима помощь медиков.

Необходимо знать, что деперсонализация также может сопровождать клиническую депрессию, панические атаки, тревожное и биполярное расстройства, шизофрению. Схожие ощущения вызывают наркотические средства, успокаивающие и антигистаминные препараты и ряд других лекарственных средств, а также кофеин и алкоголь.

Причины расстройства восприятия

Деперсонализация встречается у людей разного возраста и пола, но чаще всего она поражает молодых женщин. Как уже упоминалось, ее вызывает стрессовая ситуация. Сопротивляющаяся ей психика снижает сильную эмоциональную нагрузку человека, переключая его внимание на стороннее наблюдение. Таким образом индивидуум обращает свое сознание на себя, его органы чувств притупляются, но при этом логическое мышление остается прежним.

Процесс развития синдрома в организме выглядит так: под действием стресса начинает вырабатываться большой объем эндорфинов. В результате их масштабной хаотичной атаки на рецепторы отвечающая за эмоции лимбическая система не в силах справится с таким напором и вынуждена частично отключиться.

Но вышеописанный механизм могут запустить и другие факторы, физические:

  • инсульт;
  • гипертония;
  • опухоль мозга;
  • неврологическая болезнь;
  • травма головы;
  • эпилептический приступ;
  • нейрохирургическая операция;
  • тяжелая инфекционная болезнь в детстве;
  • родовая травма.

Весьма редко деперсонализация передается по наследству или является следствием негативных изменений в нервной системе.

Уже говорилось, что прием наркотиков или другая интоксикация организма тоже может вызвать расстройство восприятия, так как это провоцирует усиленную выработку «гормонов счастья» — эндорфинов. Поэтому в США изучением деперсонализации на государственном уровне занимается организация по вопросам наркотической зависимости населения.

Следует учесть, что при шизофрении раздвоение личности имеет другие причины и это является симптом серьезного расстройства психики, подход к которому особый и требующий сложного лечения.

Симптоматика

Существует 3 условных группы признаков, характеризующих синдром деперсонализации:

1. Эмоциональная холодность, безучастность в восприятии окружающего мира, отстраненность, равнодушие к людям::

  • безразличие к страданиям других;
  • отсутствие радости при общении с родными, друзьями;
  • невосприимчивость к музыке;
  • утрата чувства юмора;
  • соблюдение невозмутимости в ранее вызывавших какие-либо чувства ситуациях, как негативных, так и позитивных.

Страх испытывается только от утраты контроля своего тела и потери ориентации в пространстве. Угнетает чувство растерянности от непонимания местонахождения, истории попадания сюда и дальнейших действий.

2. Нарушение физических ощущений:

  • теряется чувствительность к горячему и холодному;
  • краски становятся тусклыми, может появиться дальтонизм;
  • изменяются вкусовые ощущения;
  • предметы кажутся размытыми, не имеющими границ;
  • звуки кажутся приглушенными, как в воде;
  • боль при небольших ранениях отсутствует;
  • нарушается координация движений;
  • отсутствует чувство голода, а с ним пропадает и аппетит.

3. Психическая невосприимчивость:

  • человек забывает свои предпочтения – что нравится и не нравится;
  • отсутствие стимулов и мотивов – нежелание ухаживать за собой, готовить еду, стирать, работать, ходить за покупками;
  • временная дезориентация – индивидуум может просидеть, ничего не делая, несколько часов и не понимать, сколько прошло времени;
  • ощущение участия в качестве актера в скучной тягучей пьесе;
  • созерцание со стороны своей жизни, как будто это сон.

Главным признаком расстройства восприятия считается глубокая погруженность человека в себя. Сначала он понимает, что воспринимает свою личность неправильно, это его угнетает и вызывает сильное душевное волнение.

При попытке понять происходящее, ощущение нереальности становится все сильнее, и нелепость ситуации заставляет индивидуума избегать общения с другими людьми. Индивид, однако, отдает себе отчет в болезненности своего состояния.

В общем клиническую картину деперсонализации можно описать так:

  1. Нарушено восприятие мира – он кажется ирреальным, фантастическим.
  2. Полная отстраненность от происходящего вокруг.
  3. Потеря удовлетворения от естественных физиологических потребностей – сна, еды, дефектации, секса и т.п.
  4. Замкнутость.
  5. Нарушения восприятия строения своего тела – руки и ноги кажутся искусственными, непонятной конфигурации или размера.
  6. Неспособность управлять своим телом.
  7. Снижение интеллектуальных способностей.
  8. Чувство одиночества, брошенности всеми.
  9. Отсутствие любых эмоциональных проявлений.
  10. Изменение физиологических ощущений.
  11. Раздвоение личности.
  12. Ощущение наблюдения за самим собой со стороны.

Эти симптомы расстройства восприятия могут иметь разную степень выраженности при разных типах деперсонализации, о которых будет сказано ниже.

Разновидности

Современная психология разделяет несколько форм синдрома деперсонализации, отличающихся между собой своеобразием восприятия окружающего мира и себя:

  1. Аутопсихическая деперсонализация – обостренное ощущения своего «Я», нарастание ощущения его утраты. Человеку кажется, что в нем живет, чувствует себя вольготно и действует по-своему какой-то незнакомец. Такое раздвоение заставляет страдать и испытывать дискомфорт, отвергать себя же. Социальные контакты затруднены.
  2. Аллопсихическая деперсонализация – дереализация. Окружающее воспринимается как сновидение, мир видится, как сквозь мутное стекло. Все кажется чужим и враждебным: звуки гулкие, предметы – нечеткие, люди – на одно лицо. Мысли и движения автоматические, дезориентация, дежавю.
  3. Анестетическая деперсонализация — повышается внутренняя ранимость при совершенной внешней бесчувственности.
  4. Соматопсихическая деперсонализация, характеризующаяся патологическим восприятием своего тела и его функций. Она самая необычная: человеку кажется, что у него нет волос или отсутствует одежда, части тела видоизменились и живут своей отдельной жизнью. Прием пищи затруднен — горло «не хочет» проталкивать еду, нет желания питаться. Меняются вкусовые ощущения, чувствительность снижается к температуре воздуха и воды.

Диагностика

Для выявления расстройства восприятия требуется тщательный опрос пациента и его родственников — они опишут поведение больного. Также проводится специальное тестирование.

Анализы крови и осмотр пациента ничего не даст – он не выглядит больным, у него нет хронических и скрытых соматических заболеваний, иммунитет не вызывает нареканий, физическое состояние вполне нормальное. Но зато МРТ покажет изменения в отдельных областях головного мозга. Существуют и особые лабораторные исследования, подтверждающие изменения в белковых рецепторах и нарушения в работе железы внутренней секреции — гипофиза.

Сейчас имеются и четкие критерии, позволяющие подтвердить диагноз:

  1. Критичность мышления пациента, осознающего свою проблему.
  2. Сохранение ясности сознания, отсутствие так называемых сумеречных эпизодов, спутанности мысли.
  3. Жалобы на то, что разум существует отдельно от тела, последнее существует самостоятельно и нарушено его восприятие.
  4. Ощущение изменения местности, нереальности, неузнавание знакомых объектов.

Специалисту следует отличить деперсонализацию от шизофрении, имеющей похожие симптомы. Различают эти патологии так: шизофрения проявляет себя одними и теми же симптомами одинаковой интенсивности каждый день, а при расстройстве восприятия они намного разнообразней.

Терапия деперсонализационного расстройства

Так как данное расстройство индивидуально для каждого больного, то и лечение подбирается для каждого пациента отдельно.

Как уже говорилось, непродолжительные случаи деперсонализации лечения не требуют, но дискомфорт поможет устранить психоанализ.

Если виновником деперсонализации стал прием наркотических веществ, то проводится дезинтоксикация организма. Гормональное лечение понадобится, если причиной расстройства стала эндокринная патология.

Деперсонализация на фоне депрессии, панических атак, шизофрении психиатр назначает комплекс транквилизаторов, антидепрессантов, нейролептиков. Показаны такие препараты:

  • «Декортен»;
  • «Сероквель» в сочетании с «Анафранилом»;
  • «Цитофламин»;
  • «Кавинтон»;
  • «Налоксон»;
  • витамин С с такими препаратами, как «Амитриптилин», «Сонапакс», Клопирамин», «Кветиапин».

Некоторым пациентам приходится принимать психотропные препараты пожизненно, так как вылечить синдром полностью не удается. Лекарственные средства позволяют им погасить тяжесть переживаний, вызванных расстройством.

Когда симптоматические проявления снимаются, приходит время психотерапии. Специалист проводит с пациентом ряд сеансов, на которых выявляет причины расстройства восприятия, переключает внимание больного на других людей, учит в дальнейшем справляться с возникающими приступами раздвоения.

Эффективный метод избавления от деперсонализации – запоминать странные чувства и потом рассказывать их психологу. Последний, в свою очередь, приучает пациента не боятся таких случаев, и они постепенно сходят на «нет».

Также с успехом используется аутотренинг и гипноз, они наиболее эффективны вместе с разъяснительной терапией.

В качестве дополнительных мер может быть назначено:

  • иглоукалывание;
  • успокоительный массаж;
  • фитотерапия;
  • прием антидепрессантов;
  • физиотерапия;
  • гомеопатия.
Читайте также  Воля и сила воли

Психотерапевтические техники подкрепляются социальной реабилитацией: пациенту советуют чаще бывать на людях, ходить в музеи, театры и т.д. Это дает ощутимый результат в лечении и восстановлении.

Бывает, что люди с тяжелой степенью деперсонализации негативно относятся к реабилитационной программе, пассивны. В этом случае прибегают к помощи близких пациента, которые буквально вытаскивают родственника «в свет».

Нарушения памяти, внимания, мышления

Человек обладает уникальными способностями улавливать и произносить речь; запоминать информацию и обрабатывать её. Расстройства этих функций может быть связано с нарушением психики. Оно может иметь временный или постоянный характер. Чаще всего сбой в работе головного мозга вызывает инсульт, который является следствием нарушения снабжение участка головного мозга кровью. Инсульт является неотложным медицинским состоянием, и срочное лечение является необходимым, так как чем раньше начнется лечение, тем меньше повреждений получит головной мозг.

Согласно данным ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения) около 15 миллионов людей ежегодно сталкиваются с данным заболеванием, из этих 15 миллионов, 5 миллионов погибают, а еще 5 миллионов полностью обездвижены. Причиной около 12 миллионов случаев инсульта является повышенное артериальное давление. Согласно статистическим данным инсульт занимает четвертое место в мире среди заболеваний по количеству смертельных исходов. Инсульт является главной причиной инвалидности людей, а 75% пациентов это люди в возрасте от 65 лет.

Восстановить функции мозга позволит только своевременная диагностика и правильное лечение. Первый шаг к решению этой проблемы – выбор правильной клиники.

Основные симптомы и опасности

Нарушение памяти

Под нарушением памяти подразумевается невозможность сохранения и корректной обработки информации. Человек может перестать запоминать важные даты, события, лица близких людей и перестать ориентироваться в знакомом пространстве. Это явление может иметь как кратковременный, так и постоянный характер. При первых симптомах требуется обратиться к опытному неврологу, т.к в противном случае, неврологическое расстройство может перерасти в хроническую форму и негативно сказаться на качестве жизни.

Нарушение внимания

Под вниманием подразумевается возможность личности сосредоточиться на определенных факторах. О нарушении этой функции сигнализируют несколько симптомов:

· Человек становится рассеянным. Он быстро устает и длительное мнение не может вникнуть в суть поставленной задачи.

· Внимание быстро переключается с одного объекта на другой или, напротив, человек не в состоянии переключить свое внимание в течение длительного времени.

Самым опасным последствием данного состояния является полное отсутствие концентрации, при которой у человека пропадает способность адекватно воспринимать и улавливать информацию.

Нарушение мышления

Под мышлением подразумевается способность мозга обрабатывать информацию. Самыми очевидными признаками нарушения являются:

· бессвязная и скачкообразная речь;

· потеря ориентации в пространстве;

· пониженный уровень мышления.

Негативное последствие заключается в том, что человек не может самостоятельно существовать в обществе без поддержки других людей.

При появлении первичных симптомов нарушения памяти, мышления и внимания следует обратиться к неврологу. Он поможет выявить причину появления отклонения и подобрать комплекс реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление важных функций.

Встречаются случаи одновременного нарушения памяти, мышления и внимания. Это очень опасная симптоматика, которая может стать предвестником нарушения мозгового кровообращения, в связи с чем рекомендуется внимательно отнестись к своему здоровью. При появлении первичных симптомов неврологического расстройства требуется обратиться к опытному специалисту.

Диагностические меры

Ни один процесс в человеческом организме не происходит внезапно. Любому недугу дает «толчок» определенный фактор. Именно поэтому, первым этапом работы с клиентом является выявление причины появления расстройства.

Если появление недуга является вторичной формой развития другого заболевания, то в таком случае применяется исследование общих анализов и инструментальное обследование.

Особенности внимания, восприятия, памяти, речи и мышления у детей с ЗПР

Статья основана, на опыте, которым обладают детские психологи, она поможет вам выработать правильную тактику при работе с такими детьми.

О внимании

Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – нарушение регуляции.

Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).

При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.

  • Когда ведущим фактором в структуре дефекта является – недоразвитие процессов познавательных, которые сочетаются с медленными темпами деятельности, кратковременной памятью и более узким объемом внимания при выполнении различных заданий. В данной группе детей формирование произвольного внимания осуществляться должно во взаимосвязи с развитием речи и мышления.

Память

Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.

Особенности восприятия:

— Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;

— Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;

— Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);

— Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;

— Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.

— Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.

— Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.

— Называя основные цвета, ребенок затрудняется в названиях цветовых промежуточных оттенков. Не применяет слова, которые обозначают величины («широкий-узкий», «короткий-длинный», «низкий-высокий» и т.п.), а применяет слова «маленький-большой».

— недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.

— из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.

— Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.

— дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной дифференцированности тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.

— замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.

Мышление

Отставание на уровне наглядных форм мышления:

— Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;

— Несформированность способности к творческому созданию новых образов;

— Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;

— Замедления в процессе формирования мыслительных операций.

По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:

Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.

— Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.

У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее. Наглядно-образное мышление: большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.

В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:

  • Дети имеют нормальное развитие мыслительных операций, но у них снижена познавательная активность.
  • Дети, имеющие неравномерное проявление познавательной активности и продуктивности выполнения заданий.
  • У ребенка сочетается отсутствие познавательной активности и низкий уровень продуктивности.

Речь (нарушена вторично)

Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.

— Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.

— Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).

— Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.

Читайте также  Индивидуально-психологические различия между людьми

Пограничное расстройство личности

Сопутствующими признаками заболевания являются: страх собственной ненужности, гнетущее чувство пустоты (возникающее от трудности в самоидентификации: каковы мои ценности, во что я верю, что доставляет мне удовольствие), нанесение самому себе телесных ран и опасные поведенческие паттерны.

Симптомы ПРЛ

Первые признаки расстройства появляются обычно в юношеском возрасте, с годами статистика заболеваний снижается и почти у 50% пациентов состояние улучшается в течение десяти лет после появления первых симптомов. Случаев заболеваний среди женщин почти втрое больше, чем среди лиц мужского пола.

Краеугольный камень заболевания – нестабильное эмоциональное состояние, толчком к которому послужила чрезмерная реакция на внешние события, и торможение возврата к прежнему эмоциональному состоянию. Подверженность таким импульсивным переходам наблюдается у тех, кто склонен к резким сменам оценивания людей, от идеализирования к разочарованию. У пациентов с таким расстройством крайне интенсивна чувствительность, их может переполнять любовь, радость, они могут испытывают небывалый подъем, но в то же время их обуревают и негативные эмоции: гнев и тревожность, страх и вина. Интенсивность эмоций настолько велика, что происходит подмена реакций: пациенты сильно скорбят вместо обычной грусти, ощущают позор и принижение своего достоинства вместо неловкости, паникуют вместо небольшого волнения, доходят до умоисступления вместо негодования.

При пограничном расстройстве высок порог чувствительности к неудачному развитию событий, к получению отказа. Пытаясь избежать сильных негативных эмоций, люди, страдающие ПРЛ, наносят себе телесные повреждения, скрывают чувства. Невозможность контролировать свои реакции иногда приводит к суициду. Несмотря на кратковременные ощущения подъема и легкого веселья, наиболее интенсивно у больного проявляются гнев и удрученность, ярость и потерянность, сменяющие друг друга тревожные и депрессивные настроения.

Импульсивное поведение (злоупотребление алкоголем и/или психотропными веществами, чрезмерное поглощение пищи или нарушение режима питания, неконтролируемые траты денег, беспорядочные сексуальные связи, опасное вождение автомобиля, резкое увольнение, внезапное завершение отношений) отражает импульсивные эмоции – так человек стремится как можно скорее избавиться от сильнейшей душевной боли и от проблем, ее вызывающих. Но через какое-то время приходит боль от раскаяния, ощущение вины за свой поступок и, как ответ, стремление к новому импульсивному акту, чтобы облегчить новую боль. С течением времени такое поведение в некоторых случаях становится автоматической реакцией на боль от негативной эмоции.

Нанесение телесных повреждений – один из основных симптомов пограничного расстройства, оно присутствует в 80% случаях заболевания. Наиболее часто на тело наносятся порезы. Также фигурируют укусы, разной степени ожоги, нанесение синяков, битье головой. Стоит заметить, что до 70% пациентов наносят себе физический вред без цели совершить самоубийство. Самоповреждение здесь выступает скорее как способ наказать себя либо отвлечься от боли, вызванной негативной эмоцией. Это попытка вызвать обычные чувства в ситуации ухода от социальной реализации и может быть выражением гнева или злобы на тяжкие жизненные обстоятельства.

Риск самоубийства при ПРЛ составляет до 10%. Есть доказанные данные, что мужчины подвержены большему (вдвое выше) риску покончить с собой, нежели женщины. Суицидальные наклонности и попытки самоубийства у пациентов с пограничным расстройством могут свидетельствовать об их убеждении, что таким образом они облегчат жизнь другим, что всем станет только лучше. Такие пациенты особенно чувствительны к тому, как к ним относятся люди: они чрезмерно рады и благодарны за хорошее к ним отношение и, наоборот, чересчур печальны или злятся, когда их обижают или подвергают критике. Диапазон чувств обширен и смена их происходит очень быстро. Бывает достаточно лишь вероятности того, что нужный человек может исчезнуть из жизни или что можно лишиться его уважения, и маятник чувств колеблется от любви к ненависти, от почитания к разочарованию. Подобные настроения вредят не только конкретным отношениям, они влияют на отношения в семье, в социуме, на самооценку.

При пограничном расстройстве есть склонность к восприятию мира как опасного места, полного злорадных людей. В то же время присутствует безграничная преданность в романтических отношениях, основанная на страхе. Этому способствуют неудовлетворенность партнером, конфликты в семье и физическое насилие, хронический стресс, нежелательные беременности. Защищаясь от интенсивных эмоций, вызванных болезненными жизненными событиями, сознание переключает внимание с этих событий или воспоминаний о них. Блокировка негативных эмоций временно облегчает импульсивные ощущения, но одновременно и притупляет обычные эмоции, отчего человек с пограничным расстройством теряет способность концентрироваться и реагировать естественным образом в повседневном режиме, что существенно усложняет его положение в социуме.

Причины

Среди возможных причин развития пограничного расстройства называют насилие разного характера (вербальное, сексуальное, физическое) в детском возрасте, отсутствие необходимой защиты и поддержки от одного или обоих родителей, потерю человека, который выполнял функции воспитателя, тот факт, что ребенок не может разделить себя и других (в психологическом аспекте). Причинные связи с развитием ПРЛ являются предметом постоянных дебатов психологов. Но стабильные отношения в семье, где растет ребенок, доказано сдерживают развитие расстройства.

Особенности неврологического типа, основанные на различиях в активности мозга (отвечающих за усиление и подавление эмоциональной боли), имеют более тесную связь с пограничным расстройством.

Для постановки диагноза используется психологическая оценка или опрос пациента о характере симптомов, степени тяжести, о том, каким образом они влияют на жизнь пациента. В целом пограничное расстройство личности проявляется эмоциональной неустойчивостью, нарушением или неопределенностью самоидентификации «Я», побуждений и предпочтений (также и сексуального типа), постоянным ощущением опустошения, склонностью к вовлечению в нестабильные и стрессовые отношения (что приводит к повторяющимся аффективным кризисам), повторение нанесения телесных повреждений и угроз суицида.

Официальные критерии диагностики по МКБ-10, принятые в РФ, относят пограничное расстройство личности к эмоционально нестабильному расстройству и определяет его следующим образом:

    поведенческий и личностный дисбаланс, затрагивающий эмоциональную сферу (внешние проявления эмоций и чувств, контроль мотиваций, восприятие и мыслительный процесс, манеру отношения к другим людям); аномальное поведение хронического характера, возникшее длительное время назад; аномальное поведение является полным и нарушает социализацию; возникает в детском или подростковом возрасте и продолжаются в зрелом возрасте; расстройство ведет к дистрессу, что становится явным лишь на поздних стадиях; как правило (но не всегда) ведет к значительным ухудшениям в общественной и профессиональной областях.

Для диагностирования расстройства по критериям одного из подвидов, определяемых МКБ-10, оно должно соответствовать как минимум трем перечисленным критериям.

По критериям DSM-IV, DSM-IV-TR и DSM-5 (диагностика, принятая в США и некоторых англоязычных странах), пограничное расстройство личности выражается в нестабильности интерперсональных связей, идентификации «Я», аффективной неустойчивостью, явной импульсивностью. Симптомы впервые проявляются в молодом возрасте и наблюдаются во многих ситуациях. Для диагностики пограничного расстройства, помимо общих критериев расстройства личности, требуется пять и более из нижеизложенных признаков:

    Чрезвычайное упорство в целях избежать участи (действительной или воображаемой) быть брошенным. Склонность быть вовлеченным во взаимоотношения, характеризующиеся напряженностью, нестабильностью и крайней интенсивностью, с перепадами от восторженной идеализации до резкого разочарования и потери ценности. Расщепление идентичности, явная нестабильность образа и чувства «Я». Импульсивные действия, наблюдаемые минимум в двух областях, когда предполагается причинение вреда самому себе (растрата денег, промискуитет, злоупотребление психотропными веществами, опасное вождение, нарушение режима питания). Рецидивы суицида, угрозы или инсинуации на суицид, нанесение телесных повреждений. Эмоциональная нестабильность, резкая смена настроения. Постоянное ощущение потерянности. Неконтролируемые приступы гнева, постоянная раздражительность, неадекватная агрессивность (драки). Постоянные приступы паранойи, явные признаки диссоциативности.

Лечение пограничного расстройства личности

Диагноз пограничного расстройства личности признается крайне сложным для выбора метода лечения. Психотерапия считается главным подходом терапевтического лечения при ПРЛ. Основной трудностью является установление корректных отношений пациент-психотерапевт. Для пациента, в силу симптомов расстройства и склонностью вступать в нестабильные, напряженные отношения, имеющего поведенческие крайности и переменчивость настроения, чрезвычайно сложно установить отношения и удержать их в определенных рамках. Часто бывают случаи, когда психотерапевты сами не берутся работать с подобным расстройством, ограждаясь от возможных проблематичных ситуаций.

Как вариант лечения применяется психотерапия третьей волны – диалектическая поведенческая терапия, основополагающим принципом которой является осознание пациентов вариативности восприятия ситуации. Это эклектический подход, в котором используются методы когнитивно-поведенческой терапии, приемы эффективного общения и медитация. Фармакотерапия также может предложить несколько препаратов второго поколения, эффективных при купировании импульсивности и вспышек неконтролируемого гнева.

Чем мы можем помочь?

В нашей клинике, рядом с ВАО Москвы, в Реутове, работают специалисты, которые имеют большой опыт лечения психических расстройств. Мы используем самые современные и передовые методики, руководствуемся принципами доказательной медицины. Эффективная помощь и конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну, гарантированы.

Поведенческие и эмоциональные нарушения у детей

В основном, принято считать, что дети подвержены простудам и различным вирусным болезням, хотя психоневрологические нарушения у детей встречаются довольно часто, и доставляют немало проблем как самим пациентам, так и их родителям.

А главное, могут стать фундаментом для дальнейших трудностей и проблем в социальном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в эмоциональном, в интеллектуальном и социальном развитии, причиной школьной «неуспешности», трудностей социальной адаптации.

Читайте также  Медицина Древнего Египта

Так же, как у взрослых больных, детские психоневрологические заболевания диагностируются на основании целого ряда симптомов и признаков, являющихся специфичными для определенных расстройств.

Но следует принимать во внимание, что диагностический процесс у детей бывает значительно более сложный, и некоторые поведенческие формы могут выглядеть, совсем ни как симптомы психических нарушений. Часто это сбивает с толка родителей и дает возможность долгое время «прятать» голову в песок. Этого делать категорически нельзя и очень ОПАСНО.

Например, в эту категорию входят странные пищевые привычки, излишняя нервозность, эмоциональность, гиперактивность, агрессия, плаксивость, «полевое» поведение, которые могут быть расценены, как часть нормального развития ребенка.

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными, вызывающими или неадекватными поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм.

Типичными признаками патологии могут быть:

– «полевое» поведение, невозможность усидеть на одном месте и сконцентрировать своё внимание;

– чрезмерная драчливость и намеренное хулиганство,

– жестокость к другим людям или животным,

– преднамеренная порча имущества,

– частые, беспричинные и тяжелые вспышки гнева;

– вызывающие провокационные поступки;

Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для беспокойства не сама по себе, а как симптом серьезного заболевания.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

  • Гиперактивное поведение
  • Демонстративное поведение

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере, а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой. Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии.

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Значительная роль в коррекции поведенческих нарушений отведена психотерапевтическим, нейропсихологическим и коррекционным методам.

Нейропсихолог помогает ребенку справиться с нарушением, выбирая для этого специальные стратегии и программы.

Коррекция нарушений поведения у детей в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги»:

Этот метод позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть трудности поведения, развития или общения. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

В нашем центре в программу нейропсихологической коррекции интегрировано самое новейшее Инновационное оборудование и методики для достижения наибольшего и скорейшего результата, а также для того, чтобы была возможность проводить нейропсихологическую коррекцию даже в самых тяжелых случаях . Образовательные и коррекционные симуляторы мотивируют к работе даже самых маленьких, детей с гиперактивностью, агрессией, тиками, «полевым» поведением, синдромом Аспергера и тд.

Специалисты не имеющие в своем арсенале интерактивное и инновационное оборудование не в состоянии проводить качественную и результативную нейрокоррекционные занятия со сложными детьми.

Итак, в НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» в нейропсихологическую коррекцию по усмотрению (в зависимости от целей и задач индивидуальной программы) методиста и диагноста интегрируется огромное количество образовательного оборудования.

Форма проведения занятий индивидуальная.

В результате нейропсихологической диагностики составляется профиль трудностей ребенка, на основе которого разрабатывается нейропсихологическая программа коррекции.

  1. Нейропсихологическая коррекция с расширенной программой мозжечковой стимуляции. Мозжечок — один из отделов головного мозга — отвечает за реализацию множества функций в организме человека, в том числе, за координацию движений, регуляцию равновесия и мышечного тонуса, а также за развитие когнитивных функций. Мозжечок – диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг. На основе этой информации мозжечок проводит коррекцию движений и поведения. Нейропсихологи установили, что у всех детей с нарушениями развития и поведения эта система работает неправильно. Именно поэтому дети тяжело усваивают навыки, не могут регулировать свое поведение, плохо говорят, с трудом учатся читать и писать. Но функцию мозжечка теперь можно тренировать.

Программа мозжечковой стимуляции нормализует работу ствола мозга и мозжечка. Методика улучшает:

  • Поведение;
  • Взаимодействие и социальные навыки;
  • все виды памяти
  • координацию движений, баланс, походку, ощущение собственного тела

Проявление поведенческих нарушений нередко обусловлено различными нарушениями в работе мозжечка. Именно поэтому стимуляция, направленная на нормализацию функционирования лимбической системы, мозжечка и ствола мозга, помогает ускорить развитие речи, улучшить концентрацию внимания, нормализовать поведение и, как следствие, решить проблемы с успеваемостью в школе.

Широко используется система тренировок на балансировочной доске Learning Breakthrough («прорыв в обучении») разработчик программы Френк Бильгоу. Серия реабилитационных методик, направленных на стимуляцию работы ствола головного мозга и мозжечка.

Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, речи ребенка, успехах в учебе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность любых коррекционных занятий.

3. Нейропсихологическая коррекция с интегрированной программой сенсорной интеграции и антигравитации.

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ – это естественный, неврологический процесс развития человека, который начинается в утробе и продолжается всю жизнь. Важно отметить, что наиболее благоприятное время для развития – это первые семь лет жизни.

СЕНСОРНАЯ ОБРАБОТКА – это процесс, в ходе которого мозг получает сенсорную информацию, обрабатывает ее и использует по назначению.
Если говорить об обычном процессе сенсорной обработки, продуктивном, естественном с «адаптивным ответом», то происходит следующее:
• Наша нервная система воспринимает сенсорную информацию
• Мозг организует и обрабатывает ее
• Затем дает нам возможность использовать ее согласно нашего окружения, чтобы достичь «все больше комплексных, направленных действий»

Нам нужно развивать способность сенсорной обработки для:
• Социального взаимодействия
• П
оведенческих навыков
Развития моторных навыков
• Умения концентрироваться,

Это система физических упражнений и особых телесноориентированных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Эти занятия полезны всем детям, так как сенсомоторная интеграция – это обязательный этап психического развития каждого ребенка.

Формирование сенсомоторной интеграции начинается еще во внутриутробном периоде жизни на основе трех базисных систем: вестибулярной, проприоцептивной и тактильной.

Очень часто дети испытывают дефицит целенаправленной «правильной» двигательной активности, поэтому их мозг не получает достаточной информации, малыши «не чувствуют» собственное тело в пространстве. Процесс формирования сенсомоторной интеграции нарушается. Это мешает развитию высших психических функций (мышлению, вниманию, восприятию, памяти, речи и тд.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: