Народные промыслы Орловской области - OXFORDST.RU

Народные промыслы Орловской области

«Город мастеров»: известные умельцы познакомили школьников с исконно орловскими ремеслами

Своеобразный «Город мастеров» открылся на пару часов в библиотеке Пришвина. Орловские ремесленники рассказали школьникам о традиционных орловских промыслах и показали, как сделать куклу-оберег. Эта встреча стала частью презентации электронного ресурса «Народные мастера и промыслы Орловщины». Он знакомит с народной культурой края и представляет творчество более сотни известных мастеров и умельцев области.

Эти плавные фигуры, перетекающие из одной формы в другую, вышитые красными нитями, называют орловский спис. Родиной уникальной вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом. Там более чем двести лет назад и был впервые замечен этот вид шитья. Кроме списа, на Орловщине делают кукол из соломки и ткани, музыкальные инструменты, плешковские игрушки, ливенские гармошки, плетут мценское кружево. Об уникальных промыслах из уст ремесленников, сохраняющих традиции, узнали орловские школьники.

Любовь к куклам у Любови Евгеньевны началась с детства — с первой тряпичной куклы-котенка. Сейчас в ее коллекции около 100 кукол в народных костюмах Орловской губернии. Именно к ним мастерица питает особое чувство. Некоторых из них можно увидеть в спектаклях местного театра кукол.

Под руководством Любови Евгеньевны мальчики и девочки своими руками создали традиционные куклы-обереги от злых духов. Такой своеобразный «Город мастеров» в «Пришвинке» открылся в рамках презентации электронного ресурса «Народные мастера и промыслы Орловщины». Он знакомит с народной культурой края. На нем представлено творчество более сотни известных мастеров и умельцев. Они владеют техникой вышивания орловский спис, плетут мценское и орловское кружево, создают изделия из соломы и лозы, плешковскую игрушку, глиняную посуду, музыкальные инструменты и ливенскую гармошку, орловский традиционный костюм.

Сам ресурс размещен на сайте библиотеки Пришвина. На нем можно найти информацию об орловских промыслах, мастерах, которые ими занимаются, а также посмотреть работы ремесленников. Так не выходя из дома, взрослые и дети могут узнать о культуре Орловщины.

  • мастер-класс
  • школа
  • дети

Завтра в Орле на стадионе Ленина пройдёт открытый мастер-класс по йоге

Завтра в Орле состоится бесплатный мастер-класс по бадминтону

«В гостях у мастера»: орловчан приглашают на экскурсию

Юных орловчан приглашают на мастер-класс по росписи пряников

Орловчан научат делать экологически чистые украшения

В 2020 году перед выборами кандидаты в депутаты клятвенно обещали решить проблему жителей Выгонки. В итоге жизненно необходимого тротуара как не было, так и нет

В Орловской области диспансеризация школьников будет проходить в образовательных заведениях

Строительство школы на ул. Зеленина в Орле возобновилось

В Орловской области контроль на входе в школах могут ужесточить

Клычков высказался «за» школьную форму

Крымова рассказала, будут ли орловские школьники получать бесплатное горячее питание

1 сентября для вашего супергероя! Участвуйте в акции «Дети вместо цветов» с фондом «Алёша» и подарите своему ребёнку праздник

В Ливнах в гимназии откроется «Точка роста»

Новое инклюзивное арт-пространство появилось в Орле

Еще два мобильных «Кванториума» появятся на Орловщине

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с прикладным народным творчеством Орловского края

Татьяна Моисеева
Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с прикладным народным творчеством Орловского края

Программные задачи: Знакомить детей с прикладным искусством Орловского края, закреплять название деталей народного костюма; развивать познавательный интерес, эстетическое восприятие, творческие способности; воспитывать чувство любви к малой Родине, бережное отношение к историческому наследию родного края, уважение к труду взрослых. Закреплять умение разрезать узкую полосу на одинаковые квадраты, симметрично располагать узор на листе бумаги, совершенствовать навыки работы с ножницами, кистью, клеем. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать мелкую моторику.

Оборудование: кукла в костюме женщин Орловской губернии, картинки с изображением детей с очельем (головной убор, образцы вышивки «Орловский спис», схемы узоров в технике «Орловский спис», полоски белой и красной бумаги, клей, кисти для клея, баночки для клея, ножницы, салфетки.

Предварительная деятельность: знакомство с прикладным творчеством Орловского края, рассматривание изделий с вышивкой «Орловский спис», обсуждение узоров и их значение; составление узоров из геометрических элементов в д/игре «Орловский спис. Составь узор».

Ход занятия.

Воспитатель приветствует детей и гостей: — С добрым утром, с новым днём – пусть лишь радость будет в нём!Сегодня у нас большая радость: в нашей группе появилась новая кукла в необычном костюме, мы видели этот костюм на картинках, вы узнали его?Ответы детей: -Это костюм женщин Орловской губернии. Дети рассматривают одежду куклы, воспитатель рассказывает о предметах одежды, дети дополняют рассказ своими ответами.

Воспитатель: -Много –много лет назад главным предметом женской одежды была длинная рубаха: подол, рукава и ворот её были украшены вышивкой и кружевами. Сверху, на рубаху надевали юбку – понёву, расшитую яркими лентами, из–под юбки был виден расшитый подол рубахи. Поверх этой одежды женщины повязывали фартук, украшенный лентами, кружевами и вышивкой. Посмотрите, какой головной убор носили женщины в те времена, помните, как он называется? (сорока). Почему его так назвали? (у него длинные концы-завязки по бокам, как крылья, а сзади длинный конец, похожий на хвост сороки).

Воспитатель: -Почему женщины носили такие головные уборы?Дети:- Замужним женщинам неприлично было ходить с непокрытой головой.Воспитатель:-На шею женщины надевали яркие жерёлки (бусы). Вот такая красивая одежда была у женщин. Теперь посмотрите, в какой одежде ходили такие дети как вы (воспитатель показывает иллюстрации, а на голове они носили «очелье». Лоб в старину называли – чело, а повязку на лбу – «очелье». Это был оберег, вспомните, что такое оберег?

Дети: -Оберег защищает от болезней, злых людей, беды.

Воспитатель: —«Очелье» мамы украшали вышивкой. Я вам предлагаю сделать себе «очелье» и украсить элементами знакомой вам вышивки.

Воспитатель предлагает детям иллюстрации изделий с вышивкой «Орловский спис».

Воспитатель: -Вы узнали эти узоры? (ответы детей). Почему у этой вышивки такое интересное название? (мастерицы «списывали» узоры с морозных окон, парящих в небе облаков). Что изображали мастерицы на своих работах? («Птицу – Паву», «Древо жизни», «Лягушку», какие цвета использовали вышивальщицы и что они значили? (красный цвет – символ жизни, любви; синий — неба и воды).

Воспитатель: -Мы украсим «очелье» узором «бранка» — значит набирать,он состоит из элементов: «крупная шашка» и «дробнушки» (крупные и мелкие квадраты). Воспитатель предлагает образцы узоров детям.Дети выполняют работу: на полоске бумаги выкладывают и приклеивают узор.

После изготовления «очелья» дети примеряют его на голову. Воспитатель предлагает народную подвижную игру «Сиди, сиди, Яша».

Считалкой выбирают водящего, завязывают ему глаза и сажают в центр круга.Дети ходят вокруг Яши со словами:

— Сиди, сиди, Яша – ты забава наша,

Погрызи орехи для своей потехи,

Яша руки протяни, имя правильно скажи.

Водящий с закрытыми глазами подходит к одному из игроков и пытается узнать его.

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с творчеством Якуба Коласа в старшей группе 3 ноября наша республика торжественно отмечает День рождения классика белорусской литературы, народного песняра Беларуси Якуба Коласа. Предлагаю.

Конспект НОД по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством Северной Осетии в старшей группе «Мадина в гостях у ребят». Цель:Расширить знания детей о народном декоративно – прикладном искусстве. Задачи: Коррекционно — образовательные:.

Лепка чернышенской игрушки в рамках серии занятий «Народные промыслы Орловского края» по программе Б. М. Неменского Цель урока- Освоить новый вид народного промысла (Чернышенская игрушка) на основе ранее изученного (Плешковская игрушка). Дать обучающимся.

Читайте также  Модели полупроводниковых диодов

«Роспись плешковской игрушки». Занятие из цикла «Народные промыслы Орловского края» на основе программы Б. М. Неменского Оборудование и материалы: -Плешковская игрушка. -Гуашь. -Краски, кисточки. -Фартуки, тряпочки, клеёнки. -Плакаты, наглядные пособия. Цель.

НОД по ознакомлению старших дошкольников с профессией портного «Кто огромный труд вложил, чтоб костюм тебе служил?» НОД по ознакомлению с трудом портного в рамках долгосрочной проектной деятельности.

Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством Перспективный план занятий по ознакомлению детей раннего возраста с устным народным творчеством. Раздел «Адаптация» СЕНТЯБРЬ 1. Чтение.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами безопасного поведения «Береги себя!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Проект по ознакомлению старших.

Знакомство с устным народным творчеством. Тематическая встреча с просмотром презентации для детей 5–7 лет В этом году у нас в районе проходит массовый проект по русским народным играм. И к его реализации в нашем детском саду подошли комплексно.

Занятие на основе знакомства с устным народным творчеством «Как у котика — кота» во второй младшей группе по развитию художественно-эстетического вкуса Тема: «Как у котика – кота» вторая младшая группа Программное содержание. Продолжить знакомство.

Знакомство детей с народным творчеством (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочется представить вашему вниманию материал по ознакомлению детей с народной культурой. Я, Кулижникова.

Чем орловцы могут привлечь удачу и изгнать злость и зависть

Читайте ОрелТаймс в

Есть вещи, как говорят, на века. Сколько бы столетий не прошло, а они всегда будут иметь ценность, возможно, не денежную, но точно – историческую, духовную, семейную. Это про народные промыслы. Незамысловатые, а иногда, наоборот, очень даже замысловатые вещицы защищали от злых духов наших предков, привлекали счастье и удачу. “Орелтаймс” узнал, какие это ремёсла и что с ними стало сегодня. Градация по местам условная.

1-ое место

Вышивка «Орловский спис»

Её называют полотняной загадкой. Корни вышивки уходят глубоко в старину, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя вятичей. Их узоры имели «охранительный» смысл, считалось, что они защищали от злых духов. В орнамент вшивались практически заклинания, а предметы быта с подобной вышивкой назывались оберегами, поэтому орловский спис по сей день – своего рода бытовая магия, хранитель семейных ценностей.

До нас дошли вышивки XVIII – начала XX века: полотенца, скатерти. Так, в краеведческом музее города Орла хранятся более ста экземпляров вышивки XVIII века.

Преобладающий цвет cписа – различные оттенки красного. Также добавлялся синий, а в XX веке появляются чёрный, жёлтый, зелёный. Характерными особенностями орловского списа являются необычные очертания рисунка и большое разнообразие узорных наполнений (бранок): “стожок”, “вороний глазок”, “волна”, “дробнушки” и др. В списе преобладают традиционные мотивы: “древо жизни”, “птица-пава”, “лягушкарожаница”.

В 1970—1980 годы на орловской фабрике «Восход» попытались воссоздать традицию местной списовой вышивки. Фабричные передники, полотенца, салфетки были весьма популярны, в том числе и за пределами Орла. Сегодня подобного вышивального производства уже нет.

Но традиции орловского списа продолжают развивать мастерицы-вышивальщицы, используя вместе с ними новые образы и мотивы.

2-ое место

Мценское кружево

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Ещё в ХVIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева. Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.

Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всём мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 (!) мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

В 1899 году княгиня Анна Дмитриевна Тенишева открыла во Мценске школу кружевниц для девочек 8 – 12 лет. Их учили не только ремеслу, но и грамоте, основам рисунка. Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго – почётного диплома.

В годы Великой Отечественной войны школа кружевниц прекратила работу. Почти все старинные кружева были уничтожены. Ремесло было забыто на 70 лет.

В 1992 году кружевоплетение стало возрождаться. Вновь была открыта «Школа кружевниц» при Мценской детской художественной школе, которая существует по сей день. Её ученицы занимают призовые места на Всероссийских фестивалях по коклюшечному кружевоплетению. Но все они проходят за пределами Орловщины. Ни в Орле, ни во Мценске подобные мероприятия ни разу не проводились. Обидно.

3-е место

Ливенская гармошка

Ливенская гармошка впервые была изготовлена в Ливнах в первой половине XIX века. В давние времена свадьба ли, вечеринка ли, проводы в армию не обходились без ливенки. Она поднимала настроение, а в горе “плакала”. О ливенке восхищённо писали Афанасий Фет, Николай Лесков, Иван Бунин, Сергей Есенин, Константин Паустовский. Лев Толстой, говорят, специально приезжал в Ливны её послушать.

Известно, что в конце XIX века гармонь изготавливалась лишь кустарным способом. Производство в основном было сосредоточено близ Ливен в деревнях Сосновке и Речице. Из мастеров до нашего времени дошли фамилии Занина, Тюрина, Нечаева.

Кустарная ливенка стоила дорого. Так, в 1914 году её можно было купить за 22 рубля, тогда как корова стоила 24.

Популярность гармони постепенно стала настолько большой, что производство перестало успевать за спросом. Как следствие – высокие цены привели к организации поточного, фабричного изготовления. Себестоимость быстро снизилась, и ливенская гармонь превратилась в чрезвычайно распространённый инструмент. Известна реклама Петроградской фабрики музыкальных инструментов, предлагавшей гармонь-ливенку в 1915 году по ценам от 2 рублей 50 копеек до 12 рублей, в зависимости от сложности и размера. Ливенские кустари в этих условиях конкурировать не могли.

Перед Великой Отечественной войной гармони в Ливнах делали всего два человека: Иван Занин и Петр Груднев.

В 1964 году сын Ивана Занина — Валентин решил организовать ансамбль «Ливенские гармошки». Ливенский мастер Н. И. Нестеров со своим учеником возобновили ремонт и настройку ливенок, а позже и изготовление. Эти инструменты стали базой созданного ансамбля.

Популярность ансамбля росла быстро. В 1970 году он впервые получает приглашение в Москву на телефестиваль народного творчества. С 1975 года начались зарубежные гастроли.

Ансамбль по-прежнему существует, а вместе с ним и ливенская гармонь.

4-ое место

Глиняная чернышинская игрушка

Родина этой игрушки – Новосильский район, село Чернышино. Всё потому, что в окрестностях много было хорошей глины. Промысел тесно связан с верованиями и обрядами новосильских крестьян. Сюжеты игрушки, в основном, традиционны: женщины, птицы, коньки. Особенно хороши чернышинские куклы-барыни, кормилки и девушки с косами. Также популярны кукушки и трёхголовые кони, иногда с седоком.

Игрушки лепились из светлой глины, обжигались и раскрашивались двумя-тремя цветами: фиолетовым, жёлтым, красным, серовато-синим. Роспись наносилась полосками параллельно или в виде ромбов, треугольников, квадратов.

Но с годами промысел затухал. Постепенно забывались обряды, пропадал интерес к магическим и символическим образам. Одежда кукол, головные уборы, роспись приобрели более современный вид.

Однако в наше время мастерицы так или иначе возвращаются к древним языческим образам дев-русалок, берегинь, поляниц и других. Так, известная наша землячка Наталья Фролова бережно хранит традиции чернышинской игрушки, представляя её на всевозможных фольклорных ярмарках, выставках, фестивалях. Также орловчанка лепит и глиняную плешковскую игрушку.

Читайте также  Дорожные условия и безопасность движения

5-ое место

Глиняная плешковская игрушка

Своим названием она обязана деревне Плешково Ливенского района. Здесь было много иной глины – она после обжига становилась розовой, с блестящими вкраплениями слюды.

Игрушка отличались внешней простотой и лаконичностью. Украшали её без изысков — пятнышками, полосочками и вдавливанием по самой глине. В качестве красителей использовали подручные материалы, самые популярные среди которых — сок лопуха и тёртый кирпич. Поэтому основные цвета — оранжево-терракотовый и зелёный.

Сюжеты были традиционны – конь, баба, солдат, уточка, петушок, корова, баран. Часто игрушка была свистулькой. Между прочим, возникли свистульки, согласно преданию, с праздником «Свистунья», который отмечали на Николу Вешнего, 22 мая. Принято было лепить свистульки и «высвистывать» всё тёмное, что накопилось за зиму.

К слову, плешковская и чернышинская игрушки представлены в экспозиции единственного в России музея игрушки в г. Сергиев Посад Московской области.

Вот такие орловские ремесленные обереги живут по сей день. Можно верить или не верить в силу изделий народных орловских промыслов. Но бесспорно то, что они притягивают своей красотой и уникальностью.

«Народные промыслы Орловского края»

Бюджетное общеобразовательное учреждение Орловской области

«Созвездие Орла»

«Народные промыслы

Орловского края»

Автор-разработчик: воспитатель

высшей категории Ровенская Л.Г.

Пояснительная записка

Истоки России, ее самобытности, русской души, лежат в народной культуре, традициях. Народное искусство Орловского края – неотъемлемая часть общерусской национальной культуры. Его истоки идут из глубины веков. Народные промыслы продолжают нести то исконное, что тысячелетия назад сформировало русскую цивилизацию. Сегодня во многих местах России и Орловщины возрождается народная культура, народные промыслы. Ц елью мероприятия является формирование любви у подрастающего поколения к Родине, к родному краю, желания трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства. Приобщение к культуре и традициям народа, это главная задача, решаемая в ходе воспитательной работы педагогов.

Цель: Познакомить обучающихся с промыслами родного края, с творчеством народных умельцев.

Развить восприятие красоты народных промыслов Орловщины, творческое воображение, фантазию, память.

Воспитание гражданина своей страны, любви к Родине и родному краю.

Воспитать эстетический вкус, развить восприятие красоты народных промыслов Орловщины.

Форма мероприятия: КВН

Участники игры: обучающиеся 5-7классов

Длительность мероприятия: 1 час

Предварительная работа: За несколько дней до начала игры формируется творческая группа игры КВН, которая подбирает состав членов жюри и выдает каждой команде определенные задания конкурсной программы. Команды заранее готовят соперникам по 2 вопроса и свои варианты ответов на них. Вопросы и ответы должны соответствовать тематике конкурсной программы.

Правила игры: Команды готовят визитные карточки, за которые получают по 2 балла. Самые лучшие представления команд, жюри оценивает в 3 балла; конкурс — разминка, оценивается в зависимости от правильности ответа 2 баллами, если команда не отвечает на вопрос, то на него может ответить следующая команда, ребята заранее готовят соперникам по 2 вопроса и свои варианты ответов на них. Вопросы и ответы должны соответствовать тематике конкурсной программы. Возможно проведение блиц-турнира для каждой команды. К примеру, каждой команде по очереди задаются вопросы:

Ход мероприятия:

Ведущий: Ребята сегодня мы проведём игру КВН, она будет посвящена народным промыслам нашего замечательного и всеми любимого Орловского края.

Как вы думаете, ремесло и промысел, в чём их отличие, что обозначают эти слова? (ответы участников игры — ремеслом владеет только один человек, он может создать предмет декоративно – прикладного искусства, а промысел – когда люди семьями или селениями овладевают ремеслом с целью продажи своих изделий).

Ведущий: Верно, а видов народных промыслов в России множество- это всем известная хохлома, гжель, дымковская игрушка, вологодское кружево, тульские самовары и многое другое. (показ слайдов на экране – «Народные промыслы России»)

Ведущий: С давних времён весь быт русского человека был пронизан любовью к красоте, мы с гордостью сегодня восхищаемся искусством народных мастеров. Мастерство передавалось от поколения к поколению. Народные мастера в своём творчестве использовали то, что давала им сама природа – дерево, глину, лён, шерсть.

Ведущий: Сегодня вы узнаете, чем богат и знаменит Орловский край, о его истории, легендах и преданиях, узнаете о том, какими талантами обладают наши земляки. Итак, мы начинаем, (ведущие знакомят с правилами игры всех участников) первое задание — это «Визитная карточка», вы даёте название своей команде, придумываете девиз согласно нашей темы игры и пожелания командам — соперникам, и слова приветствие нашему жюри, а в состав жюри у нас входят(представление жюри). Ну, что же на представление своей команды вам даётся 2 минуты.

1. Визитная карточка.

Давайте познакомимся с командами (идет представление команд).

Ребята с командами мы познакомились, а сейчас познакомимся с правилами игры (ведущие знакомят игроков с правилами игры).

Ведущий: Хорошо, ребята. Следующий конкурс.

Ведущий: Каждая команда готовит по одному вопросу каждой команде, и свои варианты ответов на них, вопросы должны соответствовать тематике конкурсной программы (жюри оценивает не только правильность ответов, но и сложность вопроса).

Ведущий: Молодцы, очень интересными и познавательными были ваши вопросы, и мы переходим к следующему конкурсу.

3. «Народные промыслы Орловского края»

1. Сколько городов входит в состав Орловской области? (входят 7 городов: Орёл, Ливны, Мценск, Болхов, Дмитровск-Орловский, Малоархангельск, Новосиль.

Ведущий: Каждый из этих городов, воспет в поговорках:

1.Велик он град Орёл – писателей престол.

2.Всё в Дмитровске ладно, с миром по завету Кантемира.

3.Наш Болхов тем гордится, что он церквей столица.

4.Малоархангельск воспарил, ведь с ним архангел Михаил.

5.В названии Мценск есть мёда блеск.

6. А наши Ливны гармонью дивны.

7.Расскажет каждый старожил, что славен песней Новосиль.

8.Кромы – всему хоромы.

Не только этим славятся эти города, но и народными промыслами, а какими именно прославились они и наш Орловский край, вам предстоит узнать, ответив на следующие вопросы.

2. Одна из самых старинных вышивок, это настоящее произведение искусства, она по праву занимает место во многих музеях нашей страны.

Полотняной загадкой называют эту удивительную вышивку. Говорят, что Орловские мастерицы воспроизводили на холсте узоры с морозных окон. Как называется это известная вышивка? (Орловский спис)

3. Какие инструменты использовали мастерицы для вышивки? (пяльцы, напёрсток, иглу, нитки).

4. Деревня Чернышено расположена не далеко от города Новосиля одного из древнейших на Орловской земле. Деревня Плешково находится в Ливенском районе. По преданию вокруг деревни стояли леса, а в этом месте из-за скудости земли образовалась «плешь» — плешина. Оттого и название осталось — Плешково. Чем же гордятся жители этих мест? Выберите правильный вариант ответа (глиняными игрушками-свистульками Чернышенскими и Плешковскими).

Резьба по дереву

Плетение из бересты

5.На Всемирной выставке в Париже в 1900 году этот народный промысел был удостоен серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома. Чем же прославили Мценские мастерицы свой любимый город ?( Мценское кружево).

Плетение из соломки

6. Впервые этот предмет появился в Ливенском уезде в первой половине XIX века , этим ремеслом занимались и в Малоархангельском уезде, без него не обходился не один праздник на Руси, будь то свадьба, посиделки, народные гулянья. Что это за предмет? (Ливенская гармошка).

7. Дмитровский уезд был, преимущественно лесным уездом, обилие леса не могло не сказаться на промысловой деятельности крестьян . Какими народными промыслами славился Дмитровский уезд? Выберите правильные варианты ответа . ( плетение корзин, лаптей из лозы и дранки; производство телег и саней; производство колес, дуг, оглобель и др).

Читайте также  Нерудные полезные ископаемые

1. Соломенная игрушка

2. Изготовление тряпичных кукол

3. Производство телег, саней, колес, дуг

4. Плетение корзин из лозы и дранки

8. Какими ещё народными промыслами славится Орловский край. Выберете правильные варианты ( тряпичная кукла, резьба по дереву, народный костюм)

4. Конкурс капитанов «Всех скороговорок не переговорить…»

Ведущий: Всем известен жанр народного творчества, как скороговорки. Они дошли до наших дней из глубины веков. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка, с новыми поэтическими образами. И следующий конкурс для капитанов наших команд. Каждый из капитанов должен по очереди произнести шесть скороговорок, не только правильно, но и быстро, за это вы получаете пять баллов. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но мы будем вас поддерживать, начнём:

«Сосед сказал соседу: — Сколько стоит стог сена? Сосед сказал соседу: — Стог сена стоит сто сот».

«Из-под Орловщины шли четверо мужичины; говорили они про торги да, про покупки, про крупу да, про подкрупки».

«Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить, не перевыпономарить, наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит».

«Вылит колокол, да не по-колоколовски».

«Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу».

«Косарь Косьян косой косит косо. Не скосит косарь Косьян покоса».

5. Домашнее задание.

А сейчас, мы предлагаем, окунуться в мир сказок, р усские народные сказки вы изучали в школе, слышали их в детстве. Сейчас каждой команде нужно инсценировать русскую народную сказку, любую на ваш выбор. Соперники внимательно смотрят для того, чтобы угадать название сказки. Каждая команда, отгадавшая, сказку получает 3 балла.

Ведущий: Молодцы, ребята. Вы справились со всеми нашими заданиями. И сейчас жюри подведёт итоги нашей (жюри подводит общий итог, называет сумму баллов после каждого конкурса и подсчитывает итоговый результат).

По окончании игры проходит награждение команд призами.

Список литературы и интернет ресурсов:

«Орёл вчера и сегодня», А.Лысенко, О. Попов, В. Сидоров.

«Орёл из века в век. Летопись событий»,1566-2000г.

kivaanna

ЛАВКА Образов

Стиль*мода*народная традиция

Промыслы Орловской области. Деревня Плешково

«Плешковская глиняная игрушка зародилась в деревне Плешково Ливенского района Орловской области в XVII веке. Свое название деревня получила благодаря особенности местности, откуда она родом. Когда-то вокруг деревни простирались густые леса, а из-за скудности, неплодородности земли здесь образовалась “плешь” — плешина. В связи с этим крестьяне не могли заниматься пахотными работами, но, в тоже время, скудная почва оказалась богатой глиной, что послужило толчком для развития горшечного производства и глиняной игрушки. Деревня Плешково славилась своими мастерами, глиняными товарами, ярмарками, на которые съезжался народ не только из соседних деревень, а также из Орла».

Глина в этих местах была замечательная, розовая после обжига, с блестящими вкраплениями слюды. Приглядитесь к игрушкам на фото.. видите они как бы мерцают. Вот вам и первая особенность игрушки.
Вот фрагмент текста из интернета, в нем можно найти достаточно особенностей этой простой по форме, но выразительно игрушки. Она проста, архаична, словно, не тронута временем и современной культурой.
«Для плешковской игрушки типичен образ женщины, держащей ребенка всегда на левой руке. Также популярны изображения домашних животных: коров, петухов, баранов. В строгих формах плешковской игрушки улавливается близость к древнерусскому языческому искусству. Пленит эта игрушка и своим колоритом, яркие краски здесь уступают место сдержанным пастельным тонам. Плешковская глина включает в себя мельчайшие кусочки слюды, что придает ей после обжига красивый оттенок и искристость, а пористость материала – то свойство, которое подсказало мастерам-игрушечникам решение в выборе декора игрушки. Краска, впитываясь, оставляет на плешковских игрушках светлые нежные тона, которые красиво сочетаются с необычным природным цветом глины. Изготовление плешковской народной игрушки относится к промыслам, обходившимся без краски, или же использующих краску очень мало. Такие игрушки лепились из местной глины золотистых оттенков и не требовали замысловатой росписи. Чтобы получить симпатичные свистульки, мастеру оставалось только провести на фигурках несколько полосок. Вероятно, неосознанно для творцов, в таких игрушках проходила связь крестьянина с кормилицей-землей» .

Присмотритесь к игрушке «Барыня с ребенком». Она небольшая по размерам, форма женской фигуры передана условно, левая рука держит ребенка, а правая рука направлена сторону, она же является и свистулькой, скрытой в теле фигурки. Три дырочки на лице передают глаза и рот. Классическая цветовая гамма росписи плешковской игрушки – это красный, зеленый или синий цвета. Обычно цвет получают из смеси тертого кирпича и сока лопуха. Орнамент на платье барышни скорее условный – двойной крест, цветные пятна, вертикальные линии».

Издавна “тянули” плешковцы из глины горшки да квасники. “Посуду” делали, что звон”,— вспоминают старожилы. А детям на потеху да себе на радость делали игрушки-свистульки. История сохранила имена самобытных игрушечниц Ольги Даниловны Малютиной (1885— 1974 гг.), Александры Михайловны Иваниловой (1911-1990 гг.).

Фото c сайта Сергиево-Посадского государственныго историко-художественного музея-заповедника

Птица-русалка — загадочная птица-дева с человеческим лицом, у южнорусских племен — дух растительности. Она жила на деревьях и летала над полями. Вспомним у А. С. Пушкина: “. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит. ”

Олень был связан с образом неба, являлся знаком удачного брака, обильной жизни, а также символическим знаком славянских богинь Рожаниц, рожающих все живое.

“Русская троица” — между двумя оленями (знаками Рожаниц) расположена человеческая фигура — изображение верховного божества Рода, определяющего судьбу.
Ладья — разновидность “русской троицы”, справа и слева кони — солнце восходящее и заходящее зари утренней и вечерней. Справа — весна-красна, слева — осень-матушка. В центре — фигура Великой Богини. Также по славянской легенде дочь Солнца — Богиня Сурья, жена братьев-близнецов Ашвинов (буквально “конников”). Главная функция — помощь людям.
Конь, конник — знак неба и солнца, совершающего путь по небу на колеснице, знак плодородия и хорошей погоды.

2. Русская троица с оленями. 3.Русская троица с птицами (курами) 4. Русская троица с птицами (петухами) 5. Русская троица с конями»Ладья»

Баба — связь с культурой наших предков, особенно проявляется в образе плешковской бабы. Тысячи лет отделяют нас от трипольской культуры, но женское изображение плешковской пластики удивительным образом перекликается с фигурой древнего божества — хранительницей очага, связанной с культом плодородия. Та же проработка лица (защипом обозначен нос), тот же головной убор, так же выполнена укороченная рука со свистком. Роспись плешковской бабы в основном состоит из солярных знаков — двойной крест, пятна с мелкими точками. Иногда появляются вертикальные линии — знаки падающего дождя, и волнистые — земля, наполненная дождем. Земля и женщина в языческой культуре едины в смысле и назначении своем. Великая Богиня, “Мать Сыра Земля” — это земля, способная дать жизнь всеми живому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: