Народные промыслы Центрального района России - OXFORDST.RU

Народные промыслы Центрального района России

Народные промыслы Центрального района

Разделы: География

Тип урока: Урок-экскурсия.

Цели и задачи:

  1. Используя нетрадиционные формы обучения, познакомить учащихся с народными промыслами Центрального района, истоками их зарождения.
  2. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.
  3. Предоставить возможность учащимся познакомиться ближе с некоторыми видами народных промыслов Подмосковья.
  4. Привить любовь к истории и географии родного края, художественным ценностям.
  5. Продолжить формирование умения использовать различные источники географической информации.

Средства обучения: карта Центральной России, карта Подмосковья, карта-схема географии народных промыслов Подмосковья, выставка литературно-художественных изданий о народных промыслах, различные виды изделий народных промыслов, плакаты, видеофильм «Народные промыслы», презентация «Народные промыслы Центрального района».

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку, раздать каждому лист с таблицей “Народные промыслы Центрального района”.

Вид промысла

Центр промысла

Художественная особенность промысла

Абрамцево-кудринская резьба по дереву

Палехская лаковая живопись

Платки из Павловского Посада

II. Изучение нового материала.

Каждый народ имеет богатую историю, веками сложившиеся традиции, культуру, быт. Особенностью населения Центра, как уже указывалось, было чрезвычайное разнообразие занятий, сочетание сельскохозяйственной деятельности с ремесленной (кустарной промышленность). Кустарные промыслы давали больше дохода, чем сельскохозяйственная деятельность, ими занимались до половины всех крестьянских дворов.

«…Самым гениальным является народное искусство, т.е. то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия». Сегодня на уроке мы вы познакомитесь с традициями, народными промыслами Центрального района, истоками их зарождения. Поэтому мы отправляемся на экскурсию в подмосковное село Богородское.

Сообщения учащихся сопровождается показом презентации «Народные промыслы Центрального района». (Приложение 1)

Богородская резная игрушка (Сообщение Толдовой Марии)

Подмосковное село Богородское расположено недалеко от города Сергиева Посада. Промысел резной деревянной игрушки возник в XVI-XVII веках. Уже к XVIII веку сложился самобытный характер и манера исполнения богородской игрушки. Можно выделить два вида: игрушки-скульптуры и движущиеся игрушки. Манера богородской резьбы точная, резкая, хорошо заметен след резца мастера. Обычно сохранён натуральный цвет дерева, но есть также и раскрашенные игрушки. Тематика скульптур разнообразна: это крестьяне, охотники, военные; звери и птицы; сценки из повседневной жизни, сказочные сюжеты.

В начале XX века здесь была основана артель, а с 1960 года — богородская фабрика художественной резьбы.

Абрамцево-кудринская резьба по дереву (Сообщение Щепиной Насти)

Художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.

Название этому художественному промыслу дали несколько селений — Кудрино, Абрамцево, Хотьково, жители которых издавна занимались резьбой по дереву. Резчики абрамцевско-кудринского промысла унаследовали традиции мастеров Троице-Сергиева монастыря, расположенного неподалеку. Но больше всего повлияло на развитие промысла создание в имении Абрамцево художественных мастерских. К концу XIX века сложился свой, особый стиль плоскорельефной резьбы. В 1930 году Абрамцевская и Хотьковская школы кустарного ученичества объединились в одну — Абрамцевскую школу, ныне Абрамцевское художественно-промышленное училище, которое находится в городе Хотьково. На базе многочисленных артелей в 1960 году создана Хотьковская фабрика художественных изделий.

Русская матрёшка (Сообщении Пайминой Олеси)

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрешки, три Матрешки
И ещё Матрёшечка.

Матрешка — один из самых популярных русских сувениров — появилась лишь в конце XIX века в имении Абрамцево, что неподалеку от Сергиева Посада. В Московской области массовое производство матрёшек началось в Сергиевом Посаде с 1890 года, и уже в 1900 году игрушка из России на международной выставке в Париже была отмечена золотой медалью.

Матрешка — настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрешка не лентяйка, в руках у нее серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзина с грибами-ягодами.

Вскоре матрешек стали изготавливать и в других районах страны, например в городе Семенове, матрешки обязательно держат в руках пышные букеты цветов, а из села Полхов- Майдана они особенно нарядные и более стройные, на Вятской земле, в Башкирии и в Воронеже.

Матрешку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка не трещинки не было. Начинает работу мастер с самой маленькой матрешечки, лишь потом их размер становится все больше и больше. Яркими, веселыми красками художник распишет матрешек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.

Палехская лаковая живопись (Сообщение Соколовой Лены)

Палех — поселок в Ивановской области. Согласно летописям, поселение возникло ещё до XV века. Первоначально Палех славился мастерами иконописи. Но к началу XX века иконописное дело почти прекратилось. В 1923 году художественный промысел возродился как лаковая миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше. В его основе лежат традиции древнерусской живописи, искусства иконописи: удлиненные пропорции фигуры человека, условное изображение пейзажа, зданий. Живопись выполняется темперными красками на черном лаковом фоне. Рисунок отличается выразительным силуэтом, четко и тонко прописанными деталями, применяется штриховка — «насечка» золотыми линиями. Сюжеты миниатюр разнообразны: исторические, сказочные, фольклорные, бытовые.

… Вьется алый плащ богатыря, победившего злодея; по морю синему плывет на всех парусах кораблик царевича Гвидона; в высоком тереме красна девица ждет удалого молодца… Под кистью мастера рождаются пейзажи родной стороны — и сияет золотое солнце, текут быстрые реки…

Рассматривая лаковые миниатюры Палеха, мы словно слышим старинные звончатые гусли.

Дела давно минувших дней,
Преданья старины глубокой…

Реальные, настоящие герои представлены на миниатюрах в образе былинных витязей. Так соединяется сказка с былью, фантазия с действительностью.

Просмотр видеофильма «Гжель».

Русская жемчужина,
Нас чаруешь ты.
Синяя фантазия — море красоты!

Скопинская керамика (Сообщение Ловенецкой Натальи)

Мерилом вкуса и мастерства всегда будет
служить традиционное народное искусство
и то тепло человеческих рук, которым согрета
любая вещь, созданная народным мастером.

Скопин — районный центр Рязанской области. В XVI веке здесь уже был вотчинский острожек боярина Н.Е. Романова, в XVII столетии именовавшийся Скопинской слободой и окруженный мощными деревянными стенами с башнями. В 1778 году Скопин стал уездным городом Рязанского наместничества. В XIX веке он сделался одним из крупнейших торговых центров Рязанской губернии. В 1997 году городу исполнилось 400 лет.

Расцвет скопинского гончарного творчества относится ко второй половине XIX века. Торговые связи Скопина способствовали широкому распространению изделий скопинских кустарных промыслов: гончарства и кружевоплетения. Наибольшее развитие получил художественно-гончарный промысел. Результатами археологических раскопок подтверждается существование с XII века производства гончарных изделий.

Начиная с XII века, жители деревень, расположенных на месте современного города, использовали богатые залежи светлых гончарных глин, пластические свойства которых способствовали развитию скульптурных навыков у местных гончаров.

Особенность Скопинской керамики в том, что изделия, как правило, ручной работы, дополнены лепными изображениями птиц, рыб, фантастических животных. Великолепный растительный орнамент делает скопинскую керамику настоящим произведением искусства. Она покрыта цветной глазурью коричневого, зеленого или желтого тона.

С 1958 года в Скопине начала функционировать фабрика по производству художественной керамики. Признанием успехов скопинских мастеров явилось экспонирование их работ на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, а также на российском рынке.

Филимоновская игрушка (Сообщение Филипповой Надежды)

Этот народный промысел связан с деревней Филимоново, Тульской области. Издавна в этих краях делали посуду из местной светлой гончарной глины. Облик филимоновской игрушки поражает своей оригинальностью, необычностью форм. По мнению специалистов, в филимоновской игрушке сохраняются изначальные, древние традиции народной культуры. Фигурки несколько вытянуты, в росписи преобладают три — четыре цвета. Сама роспись — это чередование горизонтальных полос по белому, желтому фону. В орнаменте преобладают круги, «розетки», треугольники, зигзаги, точки. Лица на игрушках, мелкие детали едва обозначены, как у древних язычеких идолов. Размеры игрушек от 3-5 до 25-30 см. В большинстве своем это свистульки.

Жостовские подносы (Сообщение Никонова Александра)

Жостовский художественный промысел — это декоративная живопись на металлических подносах. Возникновения промысла относят к началу XIX века, когда в деревне Жостово, Троицкой волости (ныне Мытищинский район, Московской области), была открыта мастерская по выпуску лакированных изделий из папье-маше с живописными миниатюрами. Но вскоре Жостовские мастера стали делать металлические подносы с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовкий промысел развивался под влиянием уральской декоративной росписи, федоскиной лаковой миниатюры, росписи по фарфору подмосковных фабрик. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный стиль жостовских мастеров. Сюжеты росписи — цветочные, растительные орнаменты, бытовые сценки из народной жизни, пейзажи. Разнообразна форма подносов.
Любили на Руси почаевничать — с вареньем, баранками, сладостями. А поднос при чаепитии — вещь незаменимая. На него удобно поставить горячий самовар и вазочки с вареньем, пряниками-баранками и другим угощением. Да что говорить, поднос — нужная вещь. Должен он быть красивым, взор радовать. Жостовкие подносы нравятся всем.

Читайте также  Адыгейский язык. Попытки создания письменности

Платки из Павловского Посада

Просмотр видеофильма «Плат узорный».

Ростовская финифть (Сообщение Курепиной Дарьи)

Ой ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?

«Морем тинным» называли в старину широкое, но не глубокое озеро Неро. Стоит на его берегах древний город Ростов, известный по летописям еще с 862 года. Был он столицей княжества, величали его Ростовым Великим. Город словно пришел к нам из чудесной сказки — так прекрасны его белокаменные храмы, золотые купола церквей, сторожевые башни и крепостные стены Архиререйского дома, известного как Ростовский Кремль.

Со всей Руси приезжали сюда люди послушать знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол носит имя «Сысой», а вес его 2 тысячи пудов! Есть колокола и поменьше: колокол «Полиелейный» весит «всего» тысячу пудов, «Лебедь» — пятьсот. Но не только умелыми зодчими, да звонарями славится Ростов Великий.

Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов — было хорошо известно ещё в Древней Руси. Художественный промысел финифти в городе Ростове (Ярославской области) сложился в начале XVIII века, но возможно, существовал и ранее. Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XIX веке появляются работы светского характера: копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения. Эмалевые миниатюры часто дополняются чеканкой и сканью (Скань, или филигрань, — кружево из тоненьких гладких или витых проволочек). После периода упадка в начале ХХ века традиции ростовской финифти продолжали мастера школы-мастерской, открытой в 1911 году, позже — артели «Возрождение». В наши дни мировую известность приобрели изделия фабрики «Ростовская финифть. Они украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного.

Народные промыслы Центрального района

Презентация рассказывает о народных промыслах Центрального района. Жостов Павлово-посад.

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Центрального района»

Работу по географии

Выполнила учитель географии

МБОУ СОШ №10с.Юца

Предгорного р-на Ставропольского края

Комарова Валентина Васильевна

  • Хохлома
  • Матрешка
  • Дымковская игрушка
  • Жостовская роспись
  • Городецкая роспись
  • Филигрань
  • Гусевской хрусталь
  • Финифть
  • Палехская миниатюра
  • Гжель
  • Павловопосадские платки
  • Вологодское кружево
  • Шемогодская резная береста
  • Тульский пряник
  • Оренбургский пуховый платок

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристо- оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка. Портретная матрёшка — новое направление в искусстве авторской матрёшки, характеризующееся наличием портретного изображения на кукле.

Дымковская игрушка

Ды́мковская игрушка, вя́тская игрушка, ки́ровская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова).

Аналог дымковской игрушки отсутствует. Яркая, нарядная дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли.

Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие.

Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мизрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка».

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), причем мастер работает сразу над несколькими подносами.

Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.

Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери. В 1936 основана артель (с 1960 фабрика «Городецкая роспись»), изготовляющая сувениры; мастера — Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов, И. А. Мазин.

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает «свить», «скрутить». И то, и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади и т. д.

В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью, представляющей собой металлические мелкие шарики, которые напаивают в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид.

Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) оксидируют и серебрят. Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений.

Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области.

Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.

Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.

Павловопосадские платки

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.

Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Шемогодская резная береста

Читайте также  Белый, Сидор Игнатьевич

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.

Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.

Народные промыслы Центральной России

Данная презентация может быть использована при прохождении темы «Центральная Россиия. Особенности хозяйства»

Просмотр содержимого документа
«Народные промыслы Центральной России»

Хохломская роспись

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке под Нижним Новгородом,

в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи.

Деревня Хохлома Ковернинского района Нижегородской области была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия, оттуда и пошло название росписи.

Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Также часто встречаются птицы, рыбы и звери.

Гжель — русский народный промысел производства керамики и фарфора и вид русской народной росписи, отметившего недавно своё 670-летие.

Название «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, — это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва — Муром — Казань.

Сейчас «Гжельский куст» входит в Раменский район Московской области.

Па́лех — центр русского народного промысла лаковой палехской росписи.

Палех— посёлок городского типа (с 1927 года), административный центр Палехского района Ивановской области.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель.

В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского».

Фини́фть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке, вид прикладного искусства.

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел, существует

с XVIII века в городе Ростов Ярославской области..

Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем.

Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный.

Дымковская игрушка

Ды́мковская игру́шка — один из русских народных глиняных художественных промыслов, возникший в XV—XVI веках, в заречной слободе Дымково,

близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).

Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило свистульки из глины в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.

Дымковская игрушка — изделие ручной работы. Каждая игрушка — создание одного мастера. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий.

Жостовская роспись

Жо́стовская ро́спись — русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному). По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные.

Городецкая роспись

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец Нижегородской области.

Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Народные художественные промыслы Центральной России

Народные художественные промыслы Центральной России.

(Как интересно провести урок или внеклассное мероприятие)

Не то дорого, что красно золото,

А то дорого, что мастера доброго.

Земля наша испокон веков славилась своими добрыми мастерами – одаренными людьми, творившими яркое, самобытное искусство. Это и зодчие каменных храмов, и создатели народных песен и сказок, и вышивальщицы, и кузнецы, и гончары, и резчики по дереву, и живописцы …

В творчестве своем они отражали и чаяния и мечты крестьянина, его видение мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Потому – то их работы не утратили ценности и по прошествии многих лет.

У некоторых видов народного искусства счастливая судьба. Это устюжская чернь по серебру, дымковская игрушка, палехская и холуйская миниатюры, жостовские подносы, хохлома …

Но богатство художественного творчества народа не исчерпывается известными ремеслами. Многие самобытные промыслы почти было заглохли, иные вовсе не дожили до наших дней. Не секрет, что старые мастера покидают эту землю и порой некому подхватить их дело.

Народные промыслы складывались на протяжении столетий. От матери к дочери, от отца к сыну передавалось мастерство. И в каждом мастерстве за века его существования выработались особые приемы и секреты подготовки материала, своя технология изготовления.

Свой вклад в восстановление угасающих промыслов вносят учащиеся, изучая самобытное искусство на уроках ИЗО, технологии и географии.

Так, при изучении предмета «География. Население и хозяйство России» в 9 классе в раздел «Экономика Российской Федерации» и темы «Рыночная и смешанная экономика», «Центральная Россия» можно отвести достаточно много урочного и внеурочного времени на тему «Традиционная экономика».

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, полховско-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные предметы, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья. Казалось бы, зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса, деревянные ложки, когда есть дешевые и удобные металлические? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?

Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте.

Вспомнив, полученные теоретические и практические знания и навыки о народных промыслах, получаемые на уроках ИЗО, технологии и кружках: танцевальный и «Юный художник», ученики получают задание:

— в течении двух недель собрать предметы, относящиеся к предметам народного промысла;

— подготовить сообщение, доклад, реферат по одному из промыслов.

, «Народные художественные промыслы» Е. Фролова «Чистый источник» «Декоративно — прикладное искусство в школе» «География 8-9 классы. Народные промыслы России» «Русская народная живопись» «Основы художественного ремесла» «Окно с затейливой резьбой» «Дети и народное творчество»

Пока учениками готовиться материал, классы посещают школьный музей, где они определяют предметы быта, народного художественного промысла, декоративно-прикладного искусства, кустарного промысла. Делают записи в дневнике, а потом составляют классификацию в тетрадях.

Через две недели, когда оформлена выставка, начинаются публичные выступления по тематике. А при изучении темы «Центральная Россия» заполняется таблица «Народные художественные промыслы Центральной России».

В таблице группируются народные промыслы по характеру производимых изделий:

«Народные художественные промыслы Центральной России»

Усадьба Абрамцево (к северу от Москвы)

Бытовые деревянные вещи (ларцы, блюда и др.) с орнаментом

Сергиев — Посадский район

Резные деревянные игрушки на темы сказок и басен

Керамическая посуда и жанровые фигурки с синей росписью по белому фону

г. Городец (на р. Волге)

Прялки (раньше), мебель и игрушки, покрытые узорами, изображающими цветы и животных (в том числе сказочных)

Дымковская (вятская) игрушка

Близ областного центра

Глиняные лепные расписные фигурки людей, животных, в том числе свистульки

Кружева с мелким растительным геометрическим рисунком

с. Жостово (близ Клязьминского водохранилища, к северу от Москвы)

Металлические подносы, покрытые лаком и раскрашенные масляной краской (цветы, фрукты)

Шкатулки, рамки, портсигары (из наплыва на лиственных деревьях)

Покрывала, салфетки, вышиваемые с выдергиванием нитей

с. Мстера (на р. Клязьме)

Шитье с цветным швом, изображающим птиц и растения

Мстерская миниатюра (производство, сложившееся на основе иконописного промысла)

Раскрашенные шкатулки, покрытые лаком

с. Палех (близ г. Шуи)

Лаковые изделия (коробки, шкатулки) с яркой росписью по черному фону

Павловский металлический промысел

г. Павлово (на р. Оке)

Замки, ножи, садовый инструмент и др.

Керамические кувшины, подсвечники, скульптура

Вышитые золотом и серебряными нитями изделия церковного обихода, обувь, рукавички, кошельки

Федоскинская миниатюра (наиболее старинный промысел)

Читайте также  Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

с. Федоскино (к северу от Москвы, близ канала им. Москвы)

Миниатюрная живопись, письмо маслом на лаковых изделиях с использованием перламутра, фольги (портреты, пейзажи, натюрморты)

Холуйская миниатюра (иконописный промысел и лаковая миниатюра)

с. Холуй (на р. Темзе)

Иконы, пейзажи, натюрморты

Хотьковская резная кость (косторезный промысел, использующий традиции холмогорских)

с. Хотьково (близ г. Сергиев Посад)

Различные изделия из кости

с. Хохлома, г. Семенов

Деревянная посуда, окрашенная в золотой цвет, многоцветные деревянные ложки

Теперь ученики знают, какие народные промыслы существовали ранее на территории России и в нашей местности. Какие из них сохранились.

В качестве домашнего задания предлагается узнать у старожилов поселка какие промыслы существовали ранее в поселке, районе, области; что люди производили в зимние месяцы, когда сокращались основные сельскохозяйственные работы.

Затем идет трудоемкая практическая работа по составлению проекта карты – по заполненной таблице наносятся центры промыслов. Трудность заключается в том, что этих центров нет на карте атласов.

Таким образом, познакомившись с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в Центральной России, учащиеся анализируют особенности их географии и отвечают на вопрос: «В каких областях Центральной России народные промыслы наиболее сохранились»

Когда все работы завершены, остается составить проект «Рекомендации и предложения по сохранению народных промыслов традиционной экономики».

Проект рекомендаций и предложение по сохранению народных промыслов.

Помещение предметов народного промысла в музей. Рекламирование промыслов через Интернет, прессу, радио и телевизионные передачи. Открытие фабрик, заводов, мастерских по изготовлению предметов. Организация кружков, школ искусств (по привитию навыков изготовления предметов Народного промысла). Организация ярмарок, аукционов. Организация семинаров, конференций, экскурсий на выставки, музей. Элементы народного промысла использовать в современных изделиях, введения их в моду. Передача навыков искусного мастера своим ученикам, в семье. Выпуск брошюр, книг, альбомов, плакатов, календарей.

Трата уроков на эту тему, не является потерей времени. Ученики и учитель получают от месячного сотрудничества массу удовольствий, много знаний, а значит и оценок.

Такие проекты уроков обучают и воспитывают. Ученики получают навыки творческой, исследовательской работы, воспитывается патриотизм, развивается коммуникабельность, интерес к предметам.

Интересны будут интегрированные уроки: география – история – экономика – предметы эстетического цикла.

Использован материал школьного практикума «География России. Население и хозяйство. 9 класс. Издательский дом «Дрофа», 1999 год, стр.64-69. Урок напечатан в методическом вестнике УО муниципального района «Борзинский район».

Гжель, хохлома и финифть: 12 легендарных народных промыслов, которые можно купить

В детстве мне казалось, что русские народные промыслы остались в далеком прошлом вместе с лаптями, коромыслами и балалайкой.

На самом деле многие промыслы процветают и сегодня, а некоторые из них — вовсе не такие древние, какими казались на первый взгляд.

В этом материале — популярные и известные примеры русской народной культуры: расскажу, когда они появились, где их купить и как увидеть процесс создания.

Гжель

Когда появилось: в 1944 году
Где делают: в Раменском районе Московской области
Где купить: на сайте Гжельского фарфорового завода

Гжель — голубая роспись по белому фарфору, которую выполняют в одноименном селе и близлежащих деревнях: всю эту местность называют гжельским кустом.

Хотя добывать глину и заниматься гончарным делом в Гжели начали много веков назад, фарфоровые заводы появились здесь только в 19 веке. Единого стиля росписи в то время не было: каждая фабрика использовала свои краски, рецепты которых хранили в тайне от конкурентов, и узнаваемые рисунки.

Знаменитая одноцветная роспись появилась только к концу Великой Отечественной войны: основы стиля и цветовое решение разработала команда советских художников и искусствоведов, которым нужно было восстановить в регионе производство, но сделать его недорогим и доступным для покупателей.

Сейчас на территории гжельского куста работают как крупные заводы, так и частные мастерские. Все они придерживаются единых правил: расписывают изделия только вручную, пользуются готовой палитрой мазков и придают цвет посуде с помощью оксида кобальта — именно он при обжиге дает характерный сине-голубой оттенок гжели. А вот рисунки могут быть самыми разными: кроме классических цветов и птиц мастера выполняют сюжетную роспись в народной тематике — например, изображают сцены из сказок или крестьянской жизни.

Посмотреть на производство гжели можно на экскурсиях по Гжельскому фарфоровому заводу: там покажут, как создают посуду необычной формы, а на мастер-классе предложат расписать заготовку характерным гжельским рисунком.

Например:
✨ Тарелка «Синички» — 1290 Р
✨ Кашпо — 1790 Р
✨ Чайник — 3280 Р

Хохлома

Когда появилось: в 17 веке
Где делают: в городе Семенове Нижегородской области
Где купить: на сайте фабрики «Хохломская роспись»

Хохлома — яркая роспись по дереву, известная своими золотыми элементами. Чтобы получить такой эффект без использования драгоценных металлов, мастера натирают заготовки оловянным или алюминиевым порошком. Другие характерные цвета хохломы — красный и черный, хотя встречаются и дополнительные: например, зеленый или голубой.

Традиция так расписывать деревянную утварь появилась на севере нижегородских земель, где было много леса и мало плодородных земель: товары со всей округи продавали в селе Хохлома. Теперь центр производства хохломы располагается в городе Семенов, где работает крупнейшая хохломская фабрика. Мастера там работают по старинным технологиям, вручную контролируя каждый этап — от изготовления основы до финального покрытия лаком.

Для туристов фабрика «Хохломская роспись» проводит экскурсии на предприятия и в музеи. Там можно увидеть образцы-эталоны, коллекцию росписи конца 19 — начала 20 века, а в Музее народного быта покажут, как жили и работали мастера, стоявшие у истоков хохломской росписи. Попробовать свои силы в создании хохломы тоже можно: художники фабрики проводят для посетителей экспресс-уроки и мастер-классы.

Например:
✨ Ложка — 150 Р
✨ Детский стул как в садике — 1725 Р
✨ Ковш-утка — 5070 Р

Городецкая роспись

Когда появилось: в середине 19 века
Где делают: в Городце Нижегородской области
Где купить: на «Вайлдберриз»

Городецкая роспись — еще один вид украшения деревянной утвари родом из нижегородских земель. Главные отличительные черты этого промысла — яркие, разнообразные цвета и сюжетные сценки. В отличие от растительных узоров хохломы, городецкая роспись изображает людей, животных и знакомые элементы деревенской жизни: избы, колодцы и увитые цветами заборы.

Этот стиль росписи заменил традиционную резьбу по дереву, которой украшали донца прялок: когда инструмент не использовали, донца снимали и вешали на стену в качестве декора. А потом стали расписывать и другие бытовые предметы из дерева: например, сундуки, разделочные доски и шкатулки.

Сейчас такие изделия производит фабрика «Городецкая роспись»: в ее стенах мастера вручную украшают каждый предмет. На экскурсии туристам покажут рабочие места художников и проведут по музею: в экспозиции собраны разные изделия с городецкой росписью — от подсвечников и ложек до столов, ваз и картин.

Например:
✨ Шкатулка — 604 Р
✨ Сахарница — 1100 Р
✨ Фигурки купца и купчихи — 1260 Р

Как победить выгорание

Федоскинская миниатюра

Когда появилось: в конце 18 века
Где делают: в селе Федоскино Московской области
Где купить: в магазине Федоскинской фабрики миниатюрной живописи

Федоскинская миниатюра — техника лаковой живописи, которую наносят поверх заготовок из папье-маше, в основном небольших шкатулок и табакерок. Мастера пишут миниатюры масляными красками в несколько слоев, чтобы картины выглядели объемно, а для эффекта свечения заранее наносят на заготовку светоотражающие материалы — металлический порошок и сусальное золото — или делают перламутровые вставки.

Такие изделия появились в конце 18 — начале 19 века и переняли стилевые особенности живописи того времени. В основном федоскинская миниатюра изображает пейзажи или бытовые сюжеты в реалистическом стиле: например, скачущую тройку с пассажирами, беседу соседок у колодца или игры молодых крестьян друг с другом. На современных изделиях кроме традиционных деревенских мотивов появляются и приметы 20—21 веков: танки или Красная площадь с мавзолеем.

На фабрику можно попасть с экскурсией: посмотреть на производственные цеха и экспозицию образцов, а еще попробовать самостоятельно расписать шкатулку на мастер-классе.

Например:
✨ Шкатулка «Цапли» — 13 400 Р
✨ Шкатулка «Пляски» — 25 000 Р
✨ Шкатулка «Садко» — 27 000 Р

Жостовская роспись

Когда появилось: в начале 19 века
Где делают: в деревне Жостово Московской области
Где купить: на сайте Жостовской фабрики

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: