Народная вышивка русского Севера - OXFORDST.RU

Народная вышивка русского Севера

Народная вышивка русского Севера счетными швами

Наибольшее распространение в прошлом имели счетные швы, которые тесно связаны со структурой ткани. Для их выполнения необходимы ткани с равномерным полотняным переплетением нитей, постоянной плотностью и одинаковой толщиной основы и утка. У народных мастериц такой тканью являлся холст домашнего производства, у которого легко можно было подсчитать нити вдоль и поперек для образования стежка в нужном направлении. Счетные швы на севере выполняли по гладкой (ненарушенной) или разреженной ткани.

К первым относятся роспись, счетная гладь, набор, косая стежка, крест. Они выполняются цветными нитками и входят в структуру ткани, не нарушая порядок переплетения ее нитей, ко вторым — мережки, вырезы, белая строчка и др.

Шов роспись имел в XIX веке наибольшее распространение на севере. У него были разные названия — полукрест, двусторонний шов, досюльный (старинный) шов и т. д. Он состоит из мелких одиночных красных стежков, которые равномерно через три — пять нитей ткани, наложены на гладкую поверхность холста, образуя тонкие цветные линии. Прямые, вертикальные, горизонтальные и ступенчатые диагональные линии обходят каждую орнаментальную форму, придавая ей строго геометрические очертания, одинаковые на лице и изнанке.

Двусторонний шов роспись имеет ряд разновидностей. Его можно выполнять в виде клетки, шашки, чешуйки и т. д. Он образует мелкоузорчатый линейный узор на поверхности каждого мотива. В вышитых узорах эти разновидности шва комбинируют, создавая красивую фактуру, где легкий красный узор со своеобразной игрой сгущающихся или расходящихся цветных линий выступает из глади белоснежного фона ткани.

Счетной гладью и набором выполняли вышивки другого характера. Они сочные, яркие, четко выделяющиеся на белом фоне холста. Эти швы близки по внешнему виду. Их также выполняют по счету нитей ткани, только вместо тонких линий стежки плотно укладывают друг к другу параллельными рядами, заполняя мотивы орнамента ярким цветом. Разнятся эти швы ходом рабочей нитки. В наборе игла ведет рабочую нитку с одного конца узора до другого и обратно, постепенно выявляя всю орнаментальную композицию. При такой вышивке на лице и изнанке получается негативный узор. В счетной глади, сделав один стежок, возвращают иглу обратно, заполняя плотными рядами сначала один определенный мотив, а затем другой. При такой вышивке лицевая и изнаночная стороны имеют одинаковый узор. В счетной глади плотно уложенные друг к другу стежки можно располагать в разных направлениях: по горизонтали, вертикали или диагонали (косая гладь), а также под углом, навстречу друг другу, в виде елочки или образовывать звездочку в заранее намеченном контуре.

Мотивы, выполненные простой или косой гладью — елочкой или звездочкой, можно объединять в одном узоре, создавая красивую, переливающуюся на свету гладкую фактуру.

Узкие полосы в этих вышивках часто выполняли косой стежкой, косичкой или козликом. Они вносили в узор дополнительную светотеневую игру, обогащая вышивку новыми цветовыми и фактурными ритмами.

Во второй половине XIX века в деревню активно проникают вышивки крестом, рисунки для которых заимствовались из городских «узорников», издаваемых в виде альбомов или отдельных листов. Эти печатные картинки покупали на ярмарках или приобретали у офеней (бродячих торговцев, продававших по деревням мелкий товар, в том числе и дешевые книжки), которые проникали даже в самые глухие места.

Кроме цветных вышивок счетными швами, на севере существовал целый ряд сквозных швов. Для их выполнения нарушалось равномерное переплетение нитей холста путем удаления определенного числа нитей основы и утка. Эта счетная народная вышивка по разреженной ткани делится на два основных вида — мережка и строчка.

Мережки являются наиболее простым видом народной сквозной вышивки. Они представляют собой узкую ажурную полосу с простым или сложным узором. Для их выполнения нити из ткани удаляют по основе или по утку в зависимости от расположения рисунка на изделии

Оставшиеся в полосе свободно лежащие нити обычно стягивают по краям в пучки. Стянутые в пучки нити образуют параллельно стоящие друг за другом столбики или треугольники. На столбики широких мережек нередко наносят различные разделки, которые выполняют белыми или цветными нитками.

Строчка перевить является вторым наиболее сложным видом русской народной сквозной вышивки. Строчку выполняют по сетке с квадратными ячейками, которые подготовляют путем продергивания определенного числа нитей из ткани по основе и утку.

Сетку со свободно лежащими нитями укрепляют путем перевива столбиков, образующих ячейки. После перевива сетку заполняют по рисунку различными разделками. Выразительность строчевого узора достигается контрастом белоснежного узора и легкого прозрачного фона. Народные мастерицы нашли множество приемов заполнения сетки, сочетание которых придавало узору драгоценную фантастическую ни с чем несравнимую фактуру.

Настил, штопка, рогожка дают плотное заполнение ячеек с гладкой или бугристой поверхностью; воздушная петля, тень образуют легкий, прозрачный, как бы тонущий в сетке узор. Выпуклые кружки паучков, окруженные диагональными лучами, вносят в контраст ажурной вышивки дополнительные ритмы, новое движение округлых линий. Все эти разделки, объединенные в одном рисунке, составляют свою, ни с чем не сравнимую фактурную мелодию.

Разновидностью белой строчки на севере являлись так называемые вырезы. Эта вышивка представляет собой сетку с крупными ячейками, широкие столбики которой переплетались штопкой, образующей плотный ребристый настил. По готовым ячейкам наносили узор, где преимущество отдавалось легким воздушным петлям.

Народные мастерицы по-разному применяли знакомые им швы. Иногда в вышивке участвовал только один шов, чаще же два-три объединялись вместе — роспись с мережками, роспись со строчкой перевить или белой строчкой и т. д.

Нередко вышивку объединяли с узорным ткачеством, кружевом, лентами и нашивками из гладких и многоцветных тканей, составляя сложный, переливающийся различными цветными вставками, декор. Счетные швы давали мастерицам широкие возможности для образования орнамента как геометрического, так и растительного характера.

В геометрическом орнаменте северных вышивок предпочтение отдавалось крупным формам. Главную роль среди них играл ромб в разнообразных сочетаниях. В далеком прошлом, в период возникновения и развития земледелия и связанных с ним культов, ромб у древних славян был наделен многозначной символикой. Он являлся в те далекие времена знаком солнца, огня, плодородия и возрожденной жизни.

По древним воззрениям славян эти знаки-символы, размещенные на определенных местах одежды или на других предметах быта, предохраняли человека от враждебных сил природы и способствовали благополучному течению жизни. Другие геометрические формы имели свою смысловую значимость.

Позднее прямое смысловое значение этих мотивов было забыто, но по традиции их изображали как доброжелательные знаки. Так, геометрические формы становятся основой для развития орнаментальной композиции. Постепенно, в течение нескольких столетий, шло формирование орнамента геометрического характера, куда вошли многие формы, имеющие прямолинейные очертания: крест, двойной крест, квадрат, прямоугольник и др. Но по-прежнему основным оставался ромб, который к этому времени получил усложненные очертания.

Традиционные гладкие и ступенчатые ромбы с ответвлениями и перекрестами в XIX веке обрастали различными отростками и маленькими ромбами, превратившись в сложную узорчатую фигуру.

Кроме геометрических мотивов, в народной вышивке XVIII—XIX веков Архангельской, Вологодской, Петербургской, Новгородской, Псковской областей и Карельской АССР, выполненной счетными швами, широко было распространено изображение цветов, кустов и деревьев. Растительный узор мастерицы нередко сочетали с фигурами птиц, зверей, человека и архитектурными мотивами.

Это был свой, ни с чем не сравнимый поэтический мир образов, где сказочные представления народа сплетались с реальными наблюдениями окружающей их природы.

В вышивках, выполненных швом роспись, растительные мотивы обычно располагали в ряд, и они получались симметричными строго линейных очертаний.

В них угадывается изображение пушистых прозрачных елочек, лиственных деревьев с мощными стволами и раскидистыми ветвями, нежных высоких травок с перистыми листьями и невысоких кустиков, расцветших невиданными сказочными цветами. Это хорошо видно на узорах вышитых полотенец, выполненных архангельскими и олонецкими мастерицами.

В белой строчке, кроме симметричного статичного орнаментального ряда, изображали плавный волнистый стебель с удлиненными изрезанными листьями и многолепестковыми пышными цветами сказочной красоты. Так украшали свои изделия вологодские, новгородские и архангельские мастерицы в XIX веке.

Растительный орнамент в русской народной вышивке отличался большим разнообразием. Не менее впечатляющим было изображение птиц и зверей. Среди стройных деревьев, прозрачных кустиков или трепещущих симметричных травок красовались сказочные птицы, павы, лебеди, уточки или задиристые петухи. На других вышивках среди растений скакали олени, гарцевали кони, важно шествовали барсы. На третьих — среди цветов, деревьев или кустов стояли величавые женщины с птицами и ветками зелени в руках или вели под уздцы коней с всадниками. Как и геометрические мотивы, этот поэтический мир образов русской народной вышивки был наполнен своей символикой. В древности эти образы народной вышивки были связаны с религиозными верованиями славян. Основное место в религиозных обрядах древних славян, особенно в период развития земледелия, занимало изображение великой богини, царицы неба и земли. Поэтому русские народные вышивки XVIII—XIX веков, выполненные швом роспись, часто имели симметричную композицию с женской фигурой в центре. Как и прежде, это женское божество было наделено символическим содержанием, связанным с культом плодородия и земли. Однако на других вышивках XIX века древняя символика была забыта, а традиционные образы послужили основой для создания орнаментальных композиций с изображением народных праздников, где чаще всего встречался хоровод девушек, вереницы всадников, праздничное гуляние в лесу и другие жизненные картинки.

Читайте также  Жизненный цикл Кишечнополостных Coelenterata.

У девушек вместо птиц и цветов в руках стали изображаться вееры и зонтики — предметы городского быта, о которых в ту пору мечтала каждая юная крестьянка. В строчевых же вышивках не редкостью было изображение сложных сюжетных сцен, где в старинном парке с вековыми деревьями на берегу реки или озера возвышались дворцы, гуляли дамы и кавалеры в модных городских туалетах.

Эти народные вышивки, отражающие праздный городской быт, говорят о непревзойденном декоративном даре крестьянских мастериц.

Вдохновляли на такие сложные композиции безвестных народных вышивальщиц лубочные картинки и гравюры, которые крестьяне покупали на базарах. Однако, строя свою орнаментальную сюжетную композицию, мастерицы никогда не копировали образец, а искали свою законченную композицию, где было учтено все — местоположение мотивов, выразительные очертания силуэта каждой формы и фактуры узора в целом. Из-под рук мастерицы всегда выходило совершенное произведение декоративного искусства, поражающее зрителя добротой образа и красотой каждого мотива.

Традиции русской народной вышивки счетными верхошвами сохранены и мастерство совершенствуется и в настоящее время в объединении «Беломорские узоры» — самом молодом предприятии. Оно организовано в Архангельске в 1968 г.

Ручная и машинная вышивка: Учебное пособие для профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова, О.Н. Наумова, В.В. Ривкина. Москва, «Легкая индустрия», 1980

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Гусева М.М.
Исследователи Русского Севера конца XIX – первой трети ХХ вв. о вышивке в Олонецкой губернии

Аннотация: Крестьянская вышивка была «открыта» во второй половине XIX в. учеными-собирателями и любителями старины. В опубликованных работах Стасова В.В., Шабельских, Далматова К., Билибина И.Я., Половцева Е.Н. и Кнатц Е.Э. представлены изображения старинной вышивки, относящихся к Олонецкой губернии. Исследователи дают также описание техник вышивки и представляют довольно разнообразный материал по орнаментации тканей и костюмов.

Ключевые слова: Русский Север; Олонецкая губерния; традиционная вышивка;

Summary: Peasant embroidery was «discovered» in the second half of the XIX century by scientists-collectors and lovers of antiquity. In the published works of Stasov V.V., Shabelskie, Dalmatov K.D, Bilibin I.Y., Polovtsev E.N. and Knatz E.E. presents images of old embroidery belonging to the Olonets province. They also provide a description of the embroidery techniques and present a rather diverse material on the ornamentation of fabrics and costumes.

Keywords: Russian North; Olonets province; traditional embroidery;

Одним из самых любимых женских крестьянских занятий была вышивка, которая являлась древним способом украшения одежды и предметов бытового убранства. Владение искусством орнаментации текстиля, как ритуального, так и утилитарного значения, по праву можно считать своеобразной «женской летописью», [1] грамотой по передаче мироощущения и мироустройства предыдущих поколений. Вышивка Олонецкой губ. является частью сокровищницы истории русской культуры на Севере. В данной статье будет представлен обзор опубликованных в кон. XIX – первой трети XX вв. схем, фотографий, описаний техник и названий вышивок Олонецкой губ. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

С конца XIX в. прогрессивно мыслящая русская интеллигенция стала всё чаще говорить о важности серьезного изучения русского народного орнамента, поскольку «предметы, относящиеся к бытовой народной жизни, с каждым годом всё быстрее и быстрее исчезали из употребления», [2] и было очевидно, что в течение нескольких десятилетий они могут исчезнут окончательно.

Одним из первых исследователей вышивки был В.В.Стасов, который предпринял попытку расшифровать происхождение архаических орнаментов русской вышивки, классифицируя их по разным способам вышивания и опубликовав 215 рисованных орнаментов Российской империи, дал общие определения в вышивальном искусстве (таблица №1), на рисованных схемах олонецких полотенец представлены разные техники вышивки: 4 – в технике набором, 4– двусторонней вышивкой, 1 – вышивкой «настил по перевити» (рис.1).

Планомерное и более или менее научное собирание предметов началось в 1880–1890-х гг. в связи с развитием музейного дела. [3] Многие частные коллекционеры и музеи стали комплектовать коллекции народного творчества. Именно в этот период были заложены традиции особого российского меценатства, одним из ярких проявлений которого стала поистине подвижническая деятельность семьи Шабельских. В первом выпуске собрания русской старины «Вышивки и кружева» сестёр Шабельских были опубликованы фотографии 38 предметов, украшенных различными видами вышивки из восьми губерний Российской империи, в том числе из Олонецкой 10 предметов. В своем труде сёстры Шабельские сделали описание часто встречающихся техник (таблица №1). Фотографии олонецких полотенец и подзоров даны в цветном изображении и наглядно демонстрируют распространённую вышивку красным по белому в различных техниках: 2 полотенца в технике верхошов (крестом); 1 полотенце в технике двустороннего шва; 4 подзора (рис. 2) и 2 полотенца в технике двустороннего шва и «набора»; 1 подзор белым по белому по перевети.

В ещё одном бесценном источнике – каталоге коллекции К. Далматова «Образцы старинного народного узорного шитья и кружев» (1893–1894) на сайте Нью-Йоркской публичной библиотеки можно найти 358 изображений предметов народного творчества из разных губерний России; [4] восемь изображений из них относятся к Олонецкой губ. (рис.3).

На некоторых фотографиях олонецкого шитья с первой выставки узорного шитья, устроенной К. Далматовым в 1883–1884 гг. в г. Санкт-Петербурге, представлено 14 изделий; описания к ним давались самим К. Д. Далматовым. На некоторых изображениях дважды зафиксированы одни и те же закрайки полотенец, вполне возможно, по 2 закрайка полотенец могли быть представлены в разных композициях. В целом на 9 изображениях представлены: 1 полотенце в технике «набором»; 2 подзора и 5 полотенец белым по белому в технике «тамбур по сетке»; 1 женская рубаха с многообразием различных вышивок; 5 образцов наплечных вышивок к рубахам – в технике глади, набора и двустороннего шва. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Интересно, что 7 вышивок белым по белому в технике «тамбур по сетке» определяются как пудожские изделия, т.е. в Пудожье так же, как в Заонежье, эта техника шитья была распространена, что подтверждают коллекции музея-заповедника «Кижи» (1 экземпляр), Пудожского историко-краеведческого музея (2 экземпляра). Опубликованы 7 предметов из частного собрания в книге «Народная вышивка Пудожья». [5]

Ещё одним исследователем вышивки Севера был русский художник И.Я.Билибин. В своей статье «Народное творчество Русского Севера» [6] он делится впечатлениями о крестьянском творчестве северных Олонецкой, Вологодской и части Архангельской губерний. Он дал оценку северной вышивке в общем, не акцентируя особенности и разновидности по губерниям. Общаясь с жителями деревень, в том числе и острова Кижи, И.Я.Билибин старался уяснить и названия вышивок, и смысловую нагрузку изобразительного сюжета. В статье было опубликовано 29 снимков полотенец, подзоров и намышников. Ценным в этой статье можно считать фотографию двух закрайков полотенец с о.Кижи (рис. 4). Можно предположить, что 4 опубликованные белые вышивки выполнены крестьянками Заонежья или вологодскими мастерицами, остальные изображения предметов красным по белому возможно из Пудожья или Каргополья Олонецкой губ. или Архангельской губ. Билибин привёл перечень встречающихся вышивальных швов и описал содержание самих узоров, определив их в три группы шитья (таблица №1).

Небезинтересны сведения в книге Е.Н Половцева, который сделал обзор нарождающегося в начале ХХ в. вышивального промысла [7] . Половцев также классифицировал все виды шитья (таблица № 1). В краткой справке о вышивальном промысле Олонецкой губ. говорится, что она отличается совершенно своеобразными вышивками с богатым старинным рисунком; в большом ходу вышивка «в тамбур» по выдерганному и расшитому холсту, способ вышивания очень медленный, но поразительно красивый; стоит раз увидеть олонецкие вышивки, чтобы никогда их не забыть. [8] Наилучшие изделия Олонецкой губ. получали через кустарный склад Общества помощи ручному труду, имеющему собственный пункт (Шуньгский погост) в Повенецком у. для раздачи работ вышивальщицам. [9]

Один из первых археологов, дающих обоснование связи значения символов с северно-русским шитьём, был В.А.Городцов, который изучая выставку крестьянского искусства при Государственном Российском Историческом Музее в 1921 г., был изумлен, «встретив в произведениях крестьянского искусства пережитки глубочайшей старины, несомненно восходящей к отдаленнейшим эпохам металлического и даже каменного периодов общечеловеческого индустриального развития». [10] Говоря о вышивке, как самом достоверном памятнике народного творчества, Городцов утверждал, что «в узорах северно-русских искусных мастериц скрывается реминисценция (живое воспоминание) о самых древних общечеловеческих религиозных символах», [11] а его трактовка смысла и значения вышивки была признана многими исследователями наиболее точной и основополагающей. Городцов разделил северно-русские вышивки на 2 группы: вышивки с геометрическими узорами и вышивки с узорами фигурными. [12] Он же дал подробнейший анализ иконографии вышивок, не выделяя в особый раздел технику исполнения. Работа Городцова важна для исследования семантики вышивки.

Читайте также  на тему: Атлантический Океан

Одним из самых важных источников о вышивке является работа Е.Э.Кнатц «Вышивки Заонежья». Кнатц была участником этнографической экспедиции Государственного института истории искусств (1926 г.), которая стремилась всесторонне изучить художественную жизнь деревни, остатки искусства и проследить влияние больших центров. Основным районом экспедиции была западная часть Шуньгского полуострова. [13] Экспедиция провела более одного месяца в районе Заонежья и обследовала 72 селения в 4-х волостях. Было собрано много одежды, сделаны с натуры 201 рисунок вышивок различными приёмами. [14] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]

Кнатц была одной из первых исследователей крестьянской вышивки Заонежья, она просмотрела достаточно большое количество предметов, имела беседу с жителями деревень по вопросу старинных вышивок, и сделала очень подробный анализ бытования различных видов швов и сюжетного решения орнаментированных тканей, она отметила скромность заонежского шитья и выделила целый ряд приёмов шитья и швов (таблица №1). Работа Кнатц является бесценным источником для изучения северной вышивки, она привела некоторое сравнение вышивок с соседними с Олонецкой губернией областями, представила обзор изобразительных мотивов, характерных для народной вышивки Заонежья.

// Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2019. 677 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Сажение по бели, тамбурный шов, северная вышивка, или что вы знаете о русской народной вышивке?

А что Вы действительно знаете о русской народной вышивке?

Вот, например, вы знаете, как жемчугом вышивали кокошники, что они были такими объемными и красивыми? А их вышивали по предварительно . нашитому шнуру. Называлось это сажение по бели

Сажение по бели — старинная техника объемной вышивки, когда непосредственно на ткань по определенному рисунку пришивается скрученная бель — шнур, а по нему сажается, то есть пришивается, жемчуг, бисер, стразы и другие элементы украшения

Технология сажения по бели была почти утеряна, но в последнее время ее начали восстанавлить в Студии традиционного костюма «Русские начала» .

Предлагаю посмотреть интереснейшее видео про этот тип вышивки (абсолютно все довольно немногочисленные статьи в интернете за основу взяли это видео и то, что в нем рассказано)

Еще oдна известнейшая русская вышивка называется тамбурный шов

Тамбурный шов или мышиная тропка — это самый простой и распространенный тип объемной вышивки строчкой, проще всего тамбурный шов вышивать тамбурной иглой


Тамбурная игла

Тамбурная вышивка

Тамбурным швом вообще вышивали везде на русском Севере, но здесь показаны предметы из Каргополя. Каргопольcкая тамбурная вышивка отличалась от вышивки остальных регионов тем, что делалась на кумаче (красной ткани)


Тамбурная вышивка


Тамбурная каргопольская вышивка из Каргопольского историко-краеведческого музея

Еще одно интереснейшее видео от студии «Русские начала» про тамбурную вышивку на примере каргопольской. Cтудия «Русские начала» специализируется именно на восстановлении каргопольских традиций,

Северная вышивка очень разнообразна, это и вышивка крестиком, и строчкой, и тамбурная тамбурной иглой и разные другие. Объединяют северную вышивку орнаменты и красно-белая цветовая гамма.

Самыми красиво вышитыми предметами обихода на русском Севере были полотенца, которые начиная с рождения и до самой смерти человека играли в жизни важную ритуальную роль, а не просто использовались для того, чтобы руки вытереть.

К сожалению, смысловая составляющая орнаментов во многом была утеряна еще в XIX веке, исключения составляют только орнаменты, связанные с солнцем, и специалисты говорят, что для расшифровки этих смыслов потребуется много лет и серьезная научная работа

Про виды северной строчки и северные орнаменты рассказывает руководитель Этнокультурного центра «Ремесленный дворик» музея «Малые Карелы»

Когда речь заходит о Вологде, первыми в голову приходят знаменитые вологодские кружева. Тем не мeнее, помимо кружевных промыслов Вологодская земля знаменита и своими вышивками. Так как эта северная земля, то многие вологодские вышивки характерны для всего русского севера. Но есть и особенные виды вышивки — белым по белому. Это строчевая вышивка и шов по письму.


Вологодский шов по письму. XIX в.


Вышивка строчевая. Х1Х в. Художественный отдел музея г. Вологда

Думаю, что вышивка белым по белому связана в первую очередь именно с вологодскими кружевами, вместе они очень красиво смотрятся.Но обычные северные вышивки в Вологде тоже были очень распространены и популярны.


Слева традиционный вологодский народный костюм с северной красно-белой вышивкой.
Справа полотенце начала ХХ в. из Тарноги. Вышивка цветной тамбур. Техника такая же как и в Каргополе, но узоры и цветовая гамма отличаются

В заключение замечательное видео о вологодской вышивке с показом коллекции Вологодского музея-заповедника

Беломорские узоры архангельских мастеров

Беломорские узоры — это собирательное название узорных вышивок и росписей северных народностей Архангельской области.

Само Беломорье было основано из реорганизованной деревни Сорока с присоединением других деревень и сел близ Белого моря. Край там суровый, исторический, со своими преданиями, наскальными росписями — петроглифами и узорами, полными горячего красного цвета, которого так не хватает в этих холодных местах.

От рождения вне забвения

В 1968 году в этих местах было создано экспериментальное предприятие народного промысла Поморья под общим названием «Беломорские узоры». В Архангельске с той поры успешно работают над своими изделиями народные умельцы, собранные со всей области. Здесь рождается деревянная посуда (квасники, ковши, разнообразные по размеру черпачки), сотканные или связанные вручную предметы быта, расписные туеса и короба, каргопольские глиняные игрушки. И, конечно, изделия, вышитые в стиле беломорских узоров, как, например, дорожка на обеденный стол.

Сюжеты узоров Севера для души и больше

Обязательными и самыми любимыми объектами вышивки Беломорья по традиции остаются лошади и птицы.

Изображение коня означает восход солнца. Если в узоре встречается уточка, она символизирует стройную вселенную и заведенный порядок, так как, согласно преданиям, уносит солнышко до рассвета в подводный мир, охраняя его там от напастей. Иногда кажется, что ожили поморские петроглифы (высеченные или нанесенные краской рисунки на камне) и перебрались на посуду, одежду и предметы быта людей.

Говоря о беломорских узорах, нельзя не вспомнить и традиции употребления в быту большой и вместительной посуды. Она была предназначена для общественного пользования во время праздников — чтобы всем хватило — и делалась из дерева, которое украшалось узором. Братины с ковшами наполнялись квасом или брагой, более мелкими ковшиками семья черпала напиток из общей братины — и веселью не было конца.

Всего насчитывается одиннадцать росписей. Вот некоторые из тех, что используются для создания беломорских узоров:

  • олонецкая;
  • шенкурская;
  • ракульская;
  • борецкая;
  • мезенская и другие.

На деревянное изделие мезенскую роспись наносят, используя специальные лопаточки (тиски) или мягкие кисти. Сверху рисунок покрывают олифой, после чего он загорается золотым оттенком — «оживает»

Как правило, узоры и росписи полны символов. А загадки их исходят из древнего письма поморов, которое описывало окружающий мир и стихии природы. Знаки орнаментов и узоров беломорских росписей несут в себе определенный смысл.

Преданья старины глубокой

На сегодняшний день большинство беломорских узоров в Архангельске создаются с применением традиций и приемов старинных мезенских мастеров, которые, как правило, состоят из геометрических фигур в черно-красных тонах на белом фоне с вкраплениями зеленого.

Истоки мезенского рисунка или как читать знаки

В основе рисунка лежат древние мифы и восприятие мира северными народами.

Частое использование многоярусности относится к шаманским, колдовским традициям и означает три мира — небесный, наземный и подземный.

В мезенской росписи традиционно средний ярус заполнен оленями или конями, в верхнем — птицы. Иногда в узорах встречаются вереницы черных или красных коней с солярными знаками вокруг. Это может означать их неземное существование.

Обычно ярусы графически разделены полосками, которые заполняются повторяющимся мотивом. Чтобы прочитать мотив, надо рассмотреть его расположение, потому что одна и та же прямая линия может означать небеса, а может и землю, в зависимости от того, где находится знак: внизу или вверху композиции.

Землю как символ защиты, плодородия, хлеба часто изображают квадратом.

Беломорские узоры сегодня

Поморские женщины знают и хранят много секретов об узорах и росписях. Например, они владеют особой техникой рисования птицы одним мазком. Это символичный «приморский голубок» или, как ее здесь называют, «птица счастья».

Каждая местная женщина знает: чтобы излечиться в случае болезни, надо выполнить вышивку особым образом — с изображением больной части тела или своего образа, разместив рядом определенные символы.

Известны и обереги для долгой и благополучной жизни, которые можно вышить по схеме крестом, используя красные нити.

Поморы верили в силу ручной вышивки, поэтому часто прибегали к изображению особых знаков. На игрушках рисовались узоры, оберегающие детей. Мужская рубаха расшивалась на силу, здоровье и удачу.

Женщины и девушки северных народов издавна любят украшать свои одежды. Но особо расшивались праздничные вещи. Хоть одна, но должна была быть в сундуке у каждой. Это золотое шитье, дополненное вставками из натурального жемчуга.

Читайте также  Билеты по литературе 11 класс

Все истории и традиции поморов, выраженные в узорах и отделках предметов быта, исторические и самые лучшие современные, хранятся в музее предприятия «Беломорские узоры».

Музей находится по адресу: г. Архангельск, ул. Шубина, 3.

Его можно посетить во время экскурсии, чтобы своими глазами увидеть технику изготовления изделий из дерева, тканей, вышитых и разукрашенных.

Здесь созданы специальные экспозиции старинных предметов быта из камня, глины, дерева, тканей. Побывав в музее, можно пожалеть лишь о том, что прошли те времена, когда любой дом был украшен изысканной росписью и вышивкой. Ведь так и сияли от красного с белым и вкраплений черного ларцы, сундуки, короба, чаши.

Народная вышивка русского Севера

  • Забытые слова и понятия
  • Жили-были наши деды.
  • Язык Предков
  • Загадки Карелии
    • Происхождение мегалитов Севера
    • Шунгит-осколок Фобоса
    • Надписи на камнях эпохи Палеолита
    • «Поющие камни» карельской тайги
    • Каменные лабиринты
    • Магия сейдов
    • Каменные символы поляны идолов
    • Великан Куйва
    • Ужасы Ловозерской тундры
    • Древние кромлехи и НЛО
    • Карельская Биармия
    • Древняя история Руси и Карелии-новые загадки?
    • Окультные тайны Аненербе и Карелия
    • Дневник монаха Поликарпа о путешествии в Северную Землю
    • Александр Македонский и Древняя Русь
    • Слон
    • Соловецкий бунт
    • Соловецкие лабиринты — двери в царство смерти
    • Лабиринты и карта Б.Соловецкого острова
    • Язык вышивок русского севера
    • Историческое дежа вю
    • Тайна «Золотой чаши» викингов
    • ЛадоГа-дорога к Ладе
    • Тайна карельской Золотой Бабы
    • Летучий Голландец Ладоги
    • Амазонки Севера
    • Многоглавие церквей на Руси
    • Летающие тарелки Аненербе
    • Карелы
    • Кто такие финно — угры?
    • Откуда пришли саамы?
    • Таинственные карлики Арктиды
    • Жили ли в Карелии великаны?
    • Ведьмы Севера
    • Тайны Ладожского Несси
    • Кто здесь жил 72 тыс.лет назад
    • Белая Индия
    • Тайны подземных городов
    • Загадки Чуди
    • Вепсы
    • Варяги
    • Неизвестная война.Варяги.
    • Остров Туле-земля славян?
    • Древний культ деревьев
  • Русь Гиперборейская
  • веРА
  • Сказка-ложь?
  • Мы одной крови.
  • Камни под ногами. Иллюстрации
  • Карелия
  • Ночная светопись
  • Карельский перешеек
  • Жемчужина Вуоксы
  • Гиперборея
  • О Карелии
  • Славянская правда
  • Образы Правед
  • Лирическое
  • Введение
  • Часть I. Как читали наши бабушки
  • гл.1 Азбука,Букварь,Алфавит
  • гл.2 Знаки древнерусской письменности
  • гл.3 Сакральное письмо
  • гл.4 Язык ариев
  • Часть II. Как считали наши бабушки
  • гл.1 Числобуквицы
  • гл.2 Счёт
  • гл.3 Цифры
  • гл.4 Учёт
  • Часть III. История книг
  • Заключение
  • Введение
  • Часть первая. Земной Зодиак
  • Часть вторая. Окаменевшие лучи Мироздания
  • Часть четвёртая. Городища
  • Часть третья. Славянские Храмы
  • Часть пятая. Загадки древних строений
  • Часть шестая. Русское чувство меры
  • Заключение
  • Птица Счастья
  • Гора Воттоваара
  • Камни под ногами
  • Технологии древних

Язык вышивок русского севера

Б.А.Рыбаков «Рожаницы»

Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий СССР академик Борис Александрович РЫБАКОВ, будучи одновременно и археологом, и археографом, и историком фольклора, заслужил огромный авторитет среди серьезных исследователей прошлого и достойно представлял нашу историческую науку на многих международных конгрессах. Он свыше сорока лет возглавлял Институт археологии . Скончался 27 декабря 2001 года на 94-м году жизни.

В Карелии в конце 20 века были найдены на скалах рисунки, высеченные древними людьми 5-6 тыс. лет назад ,названные в последствии Петpоглифами.

Петроглифы содеpжат изобpажения женщин и женщин-лосих в позе pодовых схваток, иной pаз даже с оленьцом.

Рожающие женщины окpyжены новоpожденными лосятами; y женщин четко обозначены гpyди и иногда окpyглый живот; ноги y них pаскинyты и согнyты в коленях, pyки pаскинyты в стоpоны. Одна женская фигypа изобpажена слитно с четвеpоногим тyловищем лосихи. Все женские фигypы на пpибpежных камнях окpyжены большим количеством лосиного молодняка, что воскpешает в нашей памяти дpевний охотничий миф .

Но не смотря на изменения первоначальных образов, всегда изображения вышивок продолжали соответствовать ритуальным обрядам древней Руси. Вышивки русского Севера, по-прежднему зpительно похожи на какой-то запyтанный вензель сложной смысловой композиции. Изображения соответствовали ведическим традициям, народным обрядам. Праздничные костюмы расшивались в соответствии со своим предназначением: Осенние обряды ,Зимние святки, Встреча весны, Макушка лета и др.

Встреча весны связана с посевом. Руки изображения Макоши изображались повернутыми вверх -к небу, с просьбой об обильном урожае.
Летом, руки Макоши вышивались, опущенными вниз — к земле, как бы защищая будущий урожай от непогоды.
Осенние магические обряды заключали в себе отпуск на волю двух пойманных лебедей (семейной пары), это совпадало по времени с осенним праздником урожая и древним праздником рожаниц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: