Национальные модели организации хозяйства - OXFORDST.RU

Национальные модели организации хозяйства

Модели в рамках экономических систем

В рамках каждой экономической системы существуют свои нацио­нальные модели организации хозяйства. Это объясняется тем, что страны отличаются историей, уровнем экономи­ческого развития, социальными и национальными усло­виями. Чем выше уровень развития государства, тем большую значимость приобретает дальнейшее его социально-экономическое совершенствование. Направление этого совершенствования для каждой отдельно взятой страны всегда особенно.

Подавляющее большинство экономистов вне зависимости от взгляда на классификацию экономических систем видит единственную возможность детализации вариантов экономического развития в их соотношении с национальными социально-экономическими моделями, и это вполне обосновано. Да, на первый взгляд, все имеющиеся сегодня системы – смешанные. Однако каждой из них присуща своя, особенная пропорция «смеси». Проблема заключается в способе определения этой пропорции, и разрешение поставленной проблемы не найдено и сегодня. В некоторой степени это объясняется существующим мнением, согласно которому отдельные экономисты убеждены в невозможности смешивания административной и рыночной экономики, то есть смешанную систему таковой по сути они не представляют. Речь в данном случае может вестись лишь о мирном сосуществовании отмеченных ранее систем экономического развития.

Итак, социально-экономическая модель являет собой конкретный пример национального развития государства.

Используя метод научной абстракции, можно предположить, что под социально-экономической моделью понимается комплекс хозяйственных институтов, определяющих дееспособность хозяйственной и социальной систем в конкретных условиях развития страны или региона. Это взаимосвязанное единство правил, норм и обычаев хозяйствования, институтов, обеспечивающих их соблюдение, форм и механизмов воздействия субъектов экономической жизни, регулирование хозяйственного порядка и хозяйственных процессов со стороны государства и других организационных структур.

Теоретически каждую модель следует рассматривать в рамках отдельно взятой экономической системы, и именно этот принцип будет заложен в качестве основы представленной классификации. Добавим, что, на наш взгляд, при дальнейшем исследовании рационально использовать классическую разбивку социально-экономических систем.

Прежде всего, отметим, что и социально-экономическая система и модель социально-экономического развития, как и другие экономические и социально-экономические категории, могут рассматриваться с общеэкономических позиций — без учета конкретных форм осуществления. Карл Маркс назвал такие категории абстракцией, но абстракцией «разумной». Значимость, «разумность» категорий в данном случае состоит в том, что они показывают, какой срез, какие элементы экономических отношений рассматриваются. В то же время любая категория, в том числе система развития экономики, исторична, привязана ко времени, то есть выражает исторически определенные экономические отношения. В соответствии с этим целесообразно выделить два глобальных подхода к анализу и изучению моделей развития государства – назовем их национальным и территориальным.

Подход, называемый национальным, выявляет именно национальные особенности социально-экономического развития отдельно взятой страны. Вследствие этого количество социально-экономических моделей может быть ограничено лишь количеством государств. Однако, как правило, экономистами рассматриваются лишь конкретные, особенно показательные примеры развития. Остановимся на наиболее известных из них.

Во-первых, государства в целом можно разделить на две группы — по господствующим экономическим системам (рыночной и плановой). В первую группу включим так называемые развитые страны с преимущественно рыночной системой национального хозяйства. Соответственно модели развития этих стран характеризуются в экономической литературе следующим образом (порядок исследования обычно произвольный).

1. Американская модель базируется на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Для нее характерны всемерная развитая система поощрения деловой активности, минимальная регулирующая роль государства в экономике, малый удельный вес государственной собственности, умеренное государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия. В американской стратегии неоконсервативной политики заслуживают внимания высокая степень проработки программ социального развития и помощи (особенно образовательных и здравоохранительных), хорошо отлаженная организация негосударственных структур, частного сектора экономики, деятельность крупнейших фирм и компаний по оказанию социальной помощи. Первостепенное внимание оказывается социальным программам, которые повышают экономическую самостоятельность бедных и малообеспеченных слоев населения, имеет большое значение строгая адресность программ социальной помощи. В качестве недостатка назовем слабое воздействие государства на социальные процессы — задача социального равенства вообще не ставится.

2. Шведская модельотличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства. Значительны широта охвата населения программами социальной защиты и щедрая помощь государства социально слабому населению. Модель организации экономической жизни позволила обеспечить этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений, глубоких политических конфликтов, обеспечивая при этом высокий уровень жизни и социальных гарантий для большинства населения. Главной политической задачей выдвигается обеспечение полной занятости, велика роль государства. Однако реализация подобной модели требует особой социально-экономической культуры нации, хорошо организованных государственных структур и учреждений.

3. Японская модельхарактеризуется, прежде всего, повышением технико-экономической и социальной эффективности производства. Основная особенность – самостоятельность и независимость от государственного бюджета.

В качестве одной из важнейших черт японской модели можно выделить высокий уровень государственного воздействия на выбор основных направлений развития национальной экономики (особенно жесткие меры принимаются при регулировании аграрного сектора – в процессе поддержания цен, осуществления государственных закупок, ограничения импорта сельскохозяйственных товаров). Об эффективности подобной политики свидетельствует, к примеру, тот факт, что Япония экспортирует продукты питания и, в частности, рис.

Об универсальности японской модели экономического развития в начале 70-х годов говорил профессор университета Хитоцубаси Кадзуси Окава. При оценке национальных моделей развития он выделил два ключевых момента – гипотезу «ускорения развития», утверждающую ускорение темпов роста как долговременную тенденцию, и «двухструктурный экономический рост» как источник ускорения, механизм индустриализации, базирующийся на сочетании современных и традиционных элементов. При этом под современными элементами К. Окавой понимаются передовые формы производства, характерные преимущественно для промышленности; традиционная же структура присуща сельскому хозяйству.

4. Германская модель — социальное рыночное хозяйство Германии формировалось как система, имеющая, прежде всего, четкую нацеленность системы социальной защиты на государственную поддержку малообеспеченных и социально слабых слоев населения. Модель социальной защиты в этой стране представляет собой смешанное государственно-частное решение социальных проблем, где ответственность отдельного предпринимателя заменена системой их коллективной ответственности под контролем государства.

«Экономические концепции и экономические уклады всегда были и будут подвержены изменениям, однако вечной останется цель экономической деятельности – служить и содействовать благосостоянию людей. Наилучшим … является такой экономический строй, … при котором экономические цели гармонично сочетаются с реальными условиями, а также с социальными целями», — отметил в своем выступлении по радио 8 декабря 1945 года автор германского «экономического чуда» Людвиг Эрхард. При социальном рыночном хозяйстве в Германии особым покровительством пользуются мел­кие и средние предприятия, фермерские хозяйства.

Далее, выделим вторую группу, содержащую модели развития стран «бывшего социалистического лагеря» — государств Восточной Европы, стран СНГ, то есть государств, осуществляющих (в отдельных случаях весьма успешно) переход от плановой системы к рынку. В качестве примера приведем модели экономического развития Польши, Венгрии, Украины, России, Северной Кореи, Сингапура, Китая.

Китайскую модельразвития рассмотрим отдельно. Основная причина особого положения этой модели – невиданные до нашего времени темпы экономического развития (с 1978 по 1998 год среднегодовые темы экономического роста составили 8%, а в промышленности – до 16%). По мнению китайских экономистов, развитие осуществлялось за счет совершенствования производительных сил, наращивания и укрепления совокупной мощи государства, ориентации экономики страны на достижение высокого уровня благосостояния всех ее граждан.

В современных условиях в подавляющем большинстве стран мира действуют достаточно жесткие рыночные законы как для частных, так и для государственных предприятий, однако распределение ресурсов по мере необходимости в той или иной степени регулируется государством с помощью командных механизмов.

Читайте также  Жизнь и разум во Вселенной проблема внеземных цивилизаций

Вопросы для самопроверки

1. Что такое экономическая система?

2. Какова структура экономической системы?

3. Что понимают под хозяйственным механизмом?

4. Сформулируйте основные принципы формирования традиционной экономической системы.

5. Назовите достоинства и недостатки административно-командной экономической системы.

6. Что представляет собой рыночная экономическая система?

7. Опишите смешанную экономическую систему.

8. Какие классификации систем экономического развития государств вы можете назвать?

9. Модель экономического развития государства: что это такое?

10. Опишите известные вам модели социально-экономического развития.

Модели национальных хозяйственных систем

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки модели развития России. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская либеральная модель — построена на системе поощрения предпринимательской активности, высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В основе модели лежит принцип личной ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи.

Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Политика правительства США в области занятости направлена на обеспечение стабильного функционирования рынка труда, отличающегося крайней мобильностью, а не на формирование законодательной базы, ограничивающей увольнения.

Эта модель учитывает социально-культурные особенности нации — массовую ориентацию на достижение личного успеха. Предприимчивость и самостоятельность населения закреплена не только в хозяйственной практике, но и религиозных установках – протестантской этике. Именно в рамках протестантизма в ранг смысла жизни вводятся ценности материального благополучия, самореализации, индивидуализма, инициативности.

В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Традиционный пример – США, Канада, Греция, Великобритания.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Через бюджет перераспределяется свыше 50% ресурсов, более половины этих расходов направляется на социальные нужды. При этом в руках находится всего 4% основных фондов. масштабного Соответственно такой модели свойственны высокое налогообложение и универсальные (неадресные) принципы оказания социальной помощи. Правовая основа такого государства – равное социальное обеспечение всех граждан. Важной частью политики государства является политика полной занятости. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) — да государство.

Данная модель социально-устойчивого развития свойственная Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии.

Германская модель или социальное рыночное хозяйство – характеризуется соединением свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью, т.е. рыночный принцип координации экономической деятельности, сочетающийся с развитой системой социальной защиты населения. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичное — социальная справедливость (или выравнивание), осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.

Данная модель предполагает разделение между государством и работодателями ответственности за социальное благополучие граждан. Гарантом социального обеспечения выступает государство, а финансируется оно через разнообразные страховые фонды. Уровень социального обеспечения зависит от стажа работы, уровня заработной платы и т.д. Классический пример – Германия.

Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие: традиционно высокая роль государства в экономике; поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX в.; целенаправленная политика содействия конкуренции; значительное влияние различных союзов (корпораций); развивающееся со времени реформ Бисмарка «социальное государство»

Японская модель Экономическое развитие этой страны продемонстрировало в послевоенный период пример построения оптимального варианта «экономической системы догоняющего типа» ее отличительными чертами были высокая степень государственного вмешательства в экономику и наличие специфической формы организации бизнеса – так называемого группирования. Важным направлением государственного регулирования является стимулирование накопления капитала, которое осуществляется через масштабные государственные инвестиции, направляемые на расширение и совершенствование экономической инфраструктуры, налоговое стимулирование мелких сбережений населения. Японская экономическая модель базируется на особой системе ценностей. В основе поведения хозяйствующих субъектов в Японии сильны устои своеобразного коллективизма или философии групповых целей и устремлений. Высоко развито национальное самосознание, приоритет интересов нации над интересами конкретного человека, готовность населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. В качестве особенности модели следует назвать систему оплаты труда, в которой заложен следующий принцип: оплата труда должна расти по мере возрастания трудового стажа и возраста работника

В экономике восточноазиатских стран используются принципы конфуцианской морали: преданность работодателю и строгую систему подчинения и старшинства, понимание своего места. В Японии сложилась своя школа современного менеджмента, отличающаяся высокой эффективностью. Попытки механического переноса японской системы управления в западные страны (с другой социальной средой) не дают такого эффекта, как в восточноазиатских государствах.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Национальные модели организации рыночного хозяйства

Помимо деления экономических систем по типам производственных отношений, в каждой системе существуют и свои национальные модели организации хозяйства, свойственные данной стране и базирующиеся на поставленных целях экономического развития, исторических, культурных, бытовых традициях.

В современных условиях наиболее модной и привлекательной моделью для развивающихся стран является американская, в основе которой — индивидуальная предпринимательская активность граждан страны и максимальное обогащение наиболее удачливых слоев общества.

Государство гарантирует малообеспеченным группам населения приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального дохода. Так, в США в августе 2013 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) был 7,25 долл. в час. Данная модель предусматривает массовую ориентацию каждого гражданина на достижение личного успеха.

Масштабы вмешательства в экономику продемонстрированы руководством США в разгар кризиса 2008 г. Крупнейшие ипотечные агентства «Federal National Mortgage Association» (Федеральная национальная ассоциация ипотечного кредита) (Fannie Mae) и «Federal Home Loan Mortgage Corporation» (Федеральная корпорация жилищного кредитования) (Freddie Mac) были взяты под контроль государственного Федерального агентства по жилищному финансированию.

Для японской модели характерно господство корпоративных, или общественных, интересов над личными. Рост уровня жизни населения Японии отстает от роста производительности труда. Поэтому в стране достигается пониженная себестоимость продукции, значительная ее конкурентоспособность на мировых рынках. Для Японии свойственны высокая самоорганизация общества, низкий уровень безработицы, готовность населения идти на определенные материальные жертвы ради благополучия страны.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Наиболее совершенная организация гражданского общества («Общественный договор») присуща, по всей видимости, ФРГ. Выполняя определенные функции, гражданин страны извлекает пользу для себя, для семьи и своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Большое внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям. Опыт Германии очень интересен для России, поскольку с 1949 г. власти этой страны дважды глобально вмешивались в политику и экономику (деятельность канцлера К. Аденауэра (1949– 1963 гг.) по возрождению страны после катастрофического военного поражения и объединение Германии в 1990 г. — присоединение Германской Демократической Республики (ГДР) и Западного Берлина к ФРГ). Результаты соответствующих экономико-социальных программ были успешны.

Читайте также  Асептика и антисептика 3

Шведская модель отличается сильной социальной политикой. В Скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегии, Финляндия, Исландия) через бюджет в пользу наименее обеспеченных слоев населения перераспределяется наибольшая доля национального дохода. Хотя в частной собственности находится преобладающая часть основных фондов производства, их владельцы, в сравнении с предпринимателями из других стран, имеют меньше прав распоряжаться доходами от них. Этой модели присуща также высокая норма налогообложения богатых слоев общества, но в последние годы глобализация ведет и эти страны к выравниванию подоходных налогов.

Южнокорейская модель — высокие темпы экономического роста и полное игнорирование демократических основ в политической системе. Предоставление огромных льгот для иностранного капитала, завоевание внешнего рынка для сбыта товаров позволили Республике Корее добиться за небольшой период значительных изменений в статусе государства. Аналогичный путь развития присущ ряду других государств Азии. Для этой модели характерна также высокая коррумпированность общества.

Последние 20 лет Южная Корея имеет наиболее успешные показатели развития экономики, несмотря на обширный кризис 1997 г. «Плановый» период построения управления, военно-политическое руководство страной (1950–1970‑е гг.) постепенно были заменены. Политика демократизации и либерализации общества, его глобализации в определенной мере сузила рамки государственного влияния на экономику. Начав с инвестиций в производственную инфраструктуру, государство переместилось затем в сферу производства, создавая базовые комплексы новых промышленных отраслей, а в конце 80‑х гг. возвратилось к своим изначальным функциям — обеспечению оптимальных условий. Государство, правительство установили контроль над финансовыми институтами, в их руках находятся рычаги финансового содействия реализации экономической стратегии страны. Таким образом, государство по‑прежнему контролирует положение в экономике, и ситуация меняется эволюционно, постепенно. Все перемены, касающиеся экономической и финансовой либерализации, разрабатываются и принимаются органами власти.

В середине 1997 г. правительство Республики Кореи обратилось к Международному валютному фонду (МВФ) за помощью из‑за финансового кризиса. МВФ выдвинул жесткие условия ее предоставления, в частности потребовал полного отказа от прежней системы госрегулирования, начиная с непосредственного инвестирования и кончая льготным субсидированием и предоставлением преференций приоритетным отраслям и компаниям.

Однако, по мнению специалистов, южнокорейская экономическая политика остается недостаточно прозрачной, процесс ее разработки по‑прежнему неясен. Государственный сектор (включая чебо́ли) продолжает занимать прочные позиции в экономике, и широкий спектр деловой активности остается под строгим правительственным контролем. В руководстве страной преобладают подходы сохранения системы государственного влияния на экономику при необходимости ее дальнейшего реформирования.

Латиноамериканская модель (Бразилия, Мексика и др.) имеет свои ярко выраженные черты развития. Избыток населения (дешевая рабочая сила) позволяет минимально тратить государственные деньги на социальные нужды. Близость США обеспечивает устойчивое поступление капитала из‑за рубежа. В основном экономическое продвижение государств определяют сырьевые отрасли промышленности. Большие реальные силы армии во многих странах континента заметно влияют на все существование общества, хотя в начале XXI в. в ряде стран получили значительное развитие демократические основы политических систем.

Китайская модель, по мнению многих, в настоящее время является для России оптимальной.

С конца 70‑х гг. в социалистическом Китае начался переход к такой экономике, которая бы сочетала обязательное планирование, необходимое для решения крупных народно-хозяйственных проблем, с широким использованием экономических рычагов, построенных на основе товарно-денежных отношений. Регулирование экономики происходит на базе экономического законодательства. При господстве социалистических отношений в Китае государственная собственность не превышает 18 %. При сохранении в государственной собственности крупных предприятий, которые имеют прерогативное ресурсное и банковское обеспечение, в Китае в настоящее время неуклонно растет количество частных предприятий. При этом государство сохраняет контроль над ценами (пусть и «плавающими»), регулирует размеры заработной платы, банковский процент, в 2010‑е гг. начался заметный рост уровня жизни большинства работающего населения и т. д.

В 2000‑е гг. Китай имел наиболее высокие в мире темпы экономического роста (в среднем 10 % в год), что свидетельствует о хороших предпосылках выполнения поставленной 25 лет назад задачи: к середине XXI в.

стать высокоразвитой индустриальной страной.

В Поднебесной происходит неуклонный рост производства на протяжении трети века, что позволило поднять уровень жизни населения:

из почти 1,4 млрд человек в 2009 г., по данным Всемирного банка, в Китае осталось всего 254 млн человек с доходом ниже международного уровня бедности (международный уровень бедности — это доход, обеспечивающий потребление менее чем на 2 долл. в день по паритету покупательной способности). По уровню бедности доля сельских бедных слоев составляет 90 % от общего числа бедных, а доля городских бедных — 3 %.

В Китае идет ускоренное внедрение достижений научно-технического прогресса, и страна стала в 2011 г. второй экономикой мира. Доля и значение КНР в мировой экономике постоянно растет.

В моделях государственного вмешательства могут быть и совершенно неожиданные инструменты, например квотированиеэкономики, как это происходит в Камбодже. Товары швейной промышленности Камбоджи имеют гарантированный сбыт в США, что обеспечивает поступление в год до 600 млн долл. Изготовление простых швейных изделий является основным (после драгоценных камней) экспортным товаром для многих регионов страны и способствует оживлению экономики. Квоты разыгрываются между территориями, но общий объем сбыта им гарантирует Америка.

Как показывает двадцатилетнее развитие России, в переходе к новой экономической системе имеются позитивные и негативные результаты. В определенной степени это связано со слепым копированием и построением отечественной рыночной экономики по опыту ведущих стран мира. Любые модели экономики имеют свои ограничения, и в дальнейшем для более успешного развития необходимо учитывать национальные, социально-психологические, географические и исторические особенности страны.

Национальные модели организации хозяйства

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Изучение этих моделей имеет практическое значение при выборе модели экономического развития государства.

Современная рыночная система являет собой сочетание форм предпринимательской деятельности и роли государства. Проиллюстрируем это на примере экономики некоторых развитых стран.

Шведская экономическая модель характеризуется энергичным участием государства в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. Сердцевиной шведской системы является социальная политика. Для успешного проведения ее установлен высокий уровень налогообложения, который составляет более 50% валового внутреннего продукта. В результате в стране до минимума сведена безработица, относительно невелики различия в доходах различных групп населения, высок уровень социального обеспечения граждан, высока и экспортная способность шведских компаний. Главное достоинство шведской модели состоит в том, что она сочетает относительно высокие темпы экономического роста с высоким уровнем полной занятости и благосостояния населения.

Германская экономическая модель – это модель социального рыночного хозяйства, увязывающая расширение конкурентных начал с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели – это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите). Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды, с другой. Важнейшая задача государства – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.

Японская экономическая модель – это модель регулируемого корпоративного капитализма с особым социальным значением корпоративного начала.

Японская модель характеризуется определенным отставанием повышения уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Читайте также  Кто же эта недотыкомка? Слово-символ Ф.Сологуба

Японская модель экономики отличается развитым планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит рекомендательный (индикативный) характер. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у других стран всего того, что нужно для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций.

Американская экономическая модель – это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.

Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.

В американской экономике государство играет важную роль в разработке и соблюдении правил экономической игры, обеспечении НИОКР, свободы предпринимательства, развитии образования, культуры.

Смешанная экономика диктует наиболее эффективное использование ресурсов, способствует разработке и использованию совершенных технологий. Важным неэкономическим аргументом в пользу смешанной экономики выступает ее ставка на личную свободу. Предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному решению, а не по правительственным директивам.

Общества с различными историческим и культурным наследием, разными обычаями и традициями используют неодинаковые подходы и методы эффективного использования собственных ресурсов.

Типы экономических систем

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие экономической системы

Экономическая система ― это действующая совокупность принципов, правил и связей, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, обмена и потребления экономического продукта.

Цель экономической системы — организовать социально-экономические отношения между производителем и потребителем с максимальной эффективностью.

Тип экономической системы характеризует:

  • формы собственности;
  • способы распределения ограниченных ресурсов;
  • способы регулирования экономики.

Перечислим основные типы экономических систем, которые рассматривают в школе на уроках обществознания.

Основные типы экономических систем

В современной экономической теории выделяют 4 вида экономических систем:

Традиционная экономика — самая ранняя экономическая система, в которой главную роль в создании, обмене и распределении играют традиции и обычаи. В ней же широко распространен ручной труд.

Примеры стран с традиционной экономикой: Бурунди, Бангладеш, Афганистан.

Командно-административная (плановая, командная, государственная, директивная) экономика — система, в которой почти все экономические ресурсы находятся в собственности государства, а руководство экономикой происходит через государственный план.

Примеры стран с командно-административной экономикой: Куба, Вьетнам, Северная Корея, СССР.

Рыночная экономика — система, которая основана на принципах свободного предпринимательства, конкуренции, а также на договорных отношениях между хозяйствующими субъектами. В рыночной экономике ограничено вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Отметим, что в современном мире нет примеров с чисто выраженной рыночной экономикой, в современных государствах чаще всего преобладает смешанная экономическая система.

Смешанная экономика — система, в которой совмещены элементы из разных экономических систем. В ней государство и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Примеры стран со смешанной экономикой: Россия, Китай, Франция, Япония.

Факторы, влияющие на развитие всех типов экономических систем

К факторам, которые влияют на экономическое развитие, относят:

Месторасположение. Географическое положение, погодные условия и то, насколько местность обеспечена природными ресурсами, влияет на хозяйственную деятельность.

Взаимоотношения с соседними странами. Этот фактор тоже определяется географическим положением. С граничащим государством можно установить дружеские и/или торговые отношения или же, наоборот, конфликтовать, что повлияет на способ ведения хозяйственной деятельности.

Уровень развития экономики. Переход от одной системы к другой требует серьезных изменений во всех сферах деятельности. Если экономика не способна справиться с текущими проблемами, ее нужно реформировать.

Культурные особенности. Народности отличаются друг от друга укладом, традициями, менталитетом, религией. Эти различия влияют на отношение населения к трудовым обязанностям, распорядку дня и пониманию конечного результата.

Узнаем отличительные черты каждого вида экономических систем.

Отличительные черты экономических систем

Черты традиционной экономики

  • Ручной труд преобладает во всех отраслях экономики.
  • Характерно натуральное хозяйство.
  • Медленное развитие техники и технологий производства или их отсутствие из-за противоречий с действующим укладом и традиционными религиозными и культурными особенностями.
  • Широкое развитие обмена товарами и услугами (бартер).
  • Незначительная роль предпринимательства.
  • Преобладание традиций и обычаев. При этом главные экономические вопросы решаются в соответствии с ними.
  • Активная роль государства.
  • Объединенность членов экономических отношений.
  • Религиозные и культурные особенности имеют первостепенную важность в экономической деятельности.

Особенности командно-административной экономики

  • Все экономические решения принимают государственные органы через централизованное (директивное) планирование. То есть на каждом предприятии есть производственный план и исходя из него принимается решение, что и в каком объеме производить.
  • Производители не могут решать, что им производить.
  • У производителя нет интереса в повышении эффективности производства.
  • Преобладает государственная форма собственности практически на все ресурсы.
  • Управление всеми предприятиями из единого центра.
  • Государство полностью контролирует производство и распределение продукции.

Черты рыночной экономики

  • Свободное решение основных экономических вопросов на основе механизма спроса-предложения.
  • Рынок ориентируется на покупателя.
  • Экономические субъекты реализуют деятельность в соответствии с личными экономическими интересами.
  • Государство почти не играет роли в распределении ресурсов, в том числе не производит общественные блага, не борется с безработицей и др.
  • Преобладание частной собственности.
  • Свободная конкуренция.
  • Самостоятельный выбор поставщиков сырья и покупателей продукции.
  • Рыночная экономика развивается, при этом является крайне нестабильной.
  • Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Характерные черты смешанной экономики

У смешанной экономики нет уникальных отличительных черт, так как в ней присутствуют элементы других экономических систем. Вот что характерно для этой экономической системы:

  • Сочетание двух механизмов регулирования: рыночного и государственного.
  • Наличие частного и государственного сектора экономики.
  • Сочетание мотиваций частных предпринимателей с социально-значимыми задачами в экономике. То есть участие государства в предоставлении социальных благ.
  • Развитая инфраструктура.
  • Роль государства в смешанной экономике: обеспечивает правовую базу экономики, поощряет конкуренцию, перераспределяет доходы, уменьшает безработицу, сокращает инфляцию, стимулирует развитие экономики, поддержка предприятий государственного сектора экономики, инвестирования в сферы образования, здравоохранения, науки, культуры и другие.

Таблица с различиями видов экономических систем

Критерии отличия Традиционная экономика Командно-административная Рыночная Смешанная
Кому принадлежит собственность Преимущественно общине Преимущественно государству Преимущественно частным лицам Разнообразие форм собственности
Что производят Основано на традициях Общественные блага Потребительские товары Общественные и потребительские товары
Как производят Решает государство Решает производитель Решает производитель и государство
Для кого производят Для всех потребителей Для конкретных потребителей Для всех и для отдельных потребителей
Роль государства Активная Определяющая Охранная Охранная, антимонопольная, информационная, роль по перераспределению доходов

Достоинства и недостатки типов экономических систем

Рассмотрим достоинства и недостатки каждой экономической системы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: