Начальный этап обучения игры на аккордеоне - OXFORDST.RU

Начальный этап обучения игры на аккордеоне

Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)

Светлана Юстус
Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения (ДШИ)

Некоторые особенности работы над полифонией в классе аккордеона (баяна) на начальном этапе обучения

Юстус Светлана Игоревна, преподаватель

МБОУ ДО «ДШИ Омского муниципального района Омской области» Ачаирский филиал

«Полифонию, в высшем ее смысле — писал А. Н. Серов,

— надо понимать гармоническим слиянием воедино

нескольких самостоятельных мелодий,

идущих в несколько голосов одновременно, вместе.

В рассудочной речи немыслимо, чтобы например,

несколько лиц говорили вместе, каждый свое,

и чтоб из этого не выходила путаница, непонятная чепуха,

напротив превосходное общее впечатление.

В музыке такое чудо возможно; оно составляет

одну из эстетических специальностей нашего искусства».

В Программе для ДШИ работа над полифонией вводится со 2-го года обучения. А на 3-й год обучения учащиеся должны исполнять уже полноценное полифоническое произведение – это одно из требований дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной Программы в области музыкального искусства «Народные инструменты». Это вполне понятно, так как для исполнения даже самых несложных полифоний, учащийся должен уже иметь некоторые навыками игры на инструменте. Таким образом, если навыков, полученных учащимся на 1-ом году обучения, всегда хватает для исполнения обычных пьес и этюдов из программы 2-го года обучения, то для исполнения полифонии их порой достаёт не всем учащимся. Поэтому, включая в программу 1-го полугодия полифонию, мною обязательно учитываются индивидуальные способности каждого учащегося, учитывается его техническая и музыкально-исполнительская подготовка, приобретенная им в 1-ый год обучения.

Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который, по словам И. С. Баха, должен восприниматься как беседа голосов. «Если одному из голосов нечего сказать, он некоторое время должен помолчать, пока не будет, вполне естественно втянут в беседу. Но никто не должен вмешиваться в середине разговора и не должен говорить без смысла и надобности», – советовал Бах своим ученикам.

С чего же мы начинаем работу над полифоническим произведением? Сначала учащийся должен иметь четкое понятие о том, что такое полифония. Полифония – это вид многоголосия, основанный на одновременном звучании двух и более мелодически развитых голосов. Обычно различают три вида полифонии: подголосочную, контрастную и имитационную.

1. Народно-песенная музыка подголосного склада, в основе которой лежит развитие основного голоса. Остальные голоса являются более или менее самостоятельными. Примером ознакомления с полифонией данного вида может послужить исполнение учащимся русской народной песни в обр. В. Лушникова «Ивушка», работая над которой, учащийся вместе с преподавателем разбирает основную мелодию и подголоски.

2. Произведения с двумя контрастирующими голосами (контрастная полифония). В ее основу входит развитие самостоятельных друг от друга музыкальных линий. Для контрастной полифонии свойственна попеременная концентрация мелодического начала в различных голосах, вследствие чего один голос выступает на первый план (большинство прелюдий И. Баха). Чтобы освоить данный вид полифонии, можно разучить «Менуэт» Л. Моцарта. Основной – верхний, менее значительный – нижний голос.

3. Сочинения имитационного склада. Основаны на последовательном проведении в различных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон, либо одного мелодического отрывка темы (фуга). Имитация является одним из основных признаков полифонии. «Имитация» значит «подражание». В применении к полифонии – это приём, при котором каждый голос, как бы с некоторым запозданием повторяет (точно или с некоторыми изменениями) одну и ту же мелодическую линию. Познакомить учащихся с имитационной полифонией можно на произведениях современных композиторов для детей.

Мы с учениками уже на 1-ом году обучения приступаем к ознакомлению с двухголосием в простейшем его изложении, что ставит перед ними задачу слышания и проведения обоих голосов сочетанием различных движений обеих рук.

Приступая к разбору полифонической пьесы, мною тщательно продумывается и проставляется аппликатура для каждого голоса. Значимость аппликатуры в полифонии отмечается в партии левой руки, где учащийся до этого привык применять, в основном, только 3-ий и 2-ой пальцы. По этой причине некоторые сложности испытывает учащийся при разучивании партии левой руки. Разбор полифонического произведения следует проводить исключительно каждой рукой отдельно.

Работа над ритмом, как правило, является одной из сложных и кропотливых. Здесь приходится начинать с азов, а именно, со счета вслух. Но стоит ли и на этом этапе торопиться с соединением обеих партий? Во всяком случае, если ученик дольше обычного будет играть, пусть даже обеими руками, но со счетом вслух, ему это нисколько не повредит.

Следующий этап работы – это работа над фразами и сменой меха. И если фразировка в разных голосах полифонии, как правило, совпадает не всегда, то смена меха, к сожалению, специфике нашего инструмента, должна совпасть и в том и в другом голосе. Поэтому фразировку в одном из голосов – чаще в басовом – приходится «приносить в жертву» меху. В смене меха нужно учитывать наименьшее по возможности количество разрывов мехом фраз и нот в одном из голосов, и физическую силу и возрастные особенности ученика, и технические возможности имеющегося инструмента. Работа над фразировкой напрямую связана с работой над динамикой.

Динамические оттенки в полифонической пьесе, как правило, отличаются большей гибкостью, чем в пьесах, исполнявшихся учащимся ранее. Поэтому здесь следует кропотливо работать над каждой, даже маленькой фразой, добиваться ее развития, кульминации и завершения. Мы стараемся добиваться, чтобы пьеса звучала не отдельными автономными, не связанными друг с другом кусками, а была бы цельным, законченным музыкальным произведением.

В работе над штрихами при разучивании полифонии на аккордеоне (баяне) следует выделить их функцию в партии левой руки. Здесь у ученика, как правило, возникают проблемы в исполнении штриха нон легато. В первый год обучения он привык играть бас, в основном, только короткий. Следует показать учащемуся, как исполняется на инструменте прием штриха нон легато, объяснив, что басы должны выдерживаться всю указанную длительность, но играться не связно, а отдельно один от другого. При этом необходимо следить за плавностью меховедения, без толчков, и чтобы смена звуков в партии левой руки не отражалась бы на равномерном звучании второго голоса в правой руке.

Позволяю ученику играть полифоническую пьесу обеими руками, когда он уже уверенно владеет текстом, аппликатурой, правильной сменой меха, исполняет ритмически правильно каждый голос с соблюдением штрихов. Соединяем обе партии только на уроке.

Одной из сложнейших задач в работе над полифонией является подбор репертуара. Главная проблема заключается в том, что не у всех начинающих аккордеонистов (баянистов) есть возможность играть выборном инструменте. В основном все учащиеся исполняют полифонию на «готовом» инструменте, который не имеет выборную систему в левой клавиатуре, что отрицательно сказывается на подлинности музыкальных произведений таких композиторов, как Бах, Гендель, Моцарт, Вивальди и др. Эти пьесы становятся украшением выступлений старшеклассников. В младшем же возрасте ученику проще удаются полифонические пьесы народного склада, такие как «Русская песня» Аглинцовой, «Щебетала пташечка» Руднева и им подобные. Если же я включаю в программу менуэт или арию композитора – классика, я, рассказываю ученику об этом композиторе, об эпохе, в которой он жил, о характере его творчества и конкретно о данной пьесе.

Активное и заинтересованное отношение ребенка к полифонической музыке всецело зависит от метода работы педагога, от его умения подвести ученика к образному восприятию основных элементов полифонической музыки, присущих ей приемов, как, например, имитация. Здесь можно образно объяснить имитацию сравнением с таким знакомым и интересным для детей явлением, как эхо.Малыш с удовольствием ответит на вопросы педагога: сколько голосов в песне? Какой голос звучит, как эхо? И расставит (сам) динамику (f и p, используя прием “эхо”.Очень оживит восприятие имитации игра в ансамбле: мелодию играет ученик, а ее имитацию («эхо») – педагог, и наоборот.

Перед педагогом ДШИ, закладывающим фундамент в области овладения полифонией,всегда стоит серьезная задача: научить любить полифоническую музыку, понимать ее, с удовольствием работать над ней, учитывая все тонкости аккордеонного (баянного) исполнительского искусства, что обеспечит развитие полифонического мышления ученика.

1. Власов В. П. Исполнение полифонических произведений на баяне –1974 г.

2. Власов В. П. Методика работы баяниста над полифоническими произведениями – 2004 г.

3. Гайсин Г. А. Игра на аккордеоне: учеб. -метод. Пособие – 2006 г.

4. Голубничий В. И. Некоторые вопросы исполнения полифонии И. С. Баха на баяне –1984 г.

5. Ушенин В. В. Звукоизвлечение и организация движений технического аппарата баяниста (аккордеониста) – 2005 г.

6. Чернов А. «Формирование смены меха в работе над полифонией» – 1989 г.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Интегрированный подход на этапе предварительной работы при инсценировании казачьей сказки «Прутик» с детьми с ТНР Уважаемые коллеги, разрешите поделиться своим опытом работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. В нашем детском саду работает система.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Изучаем букву Г, г» Конспект урока обучение грамоте (чтение) — 1 класс Учитель: Соболева Светлана Николаевна Тема урока Звуки [г], [г’]. Буквы «Г, г» № п/п.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Согласный звук [ж] и буквы Ж, ж» Тема: Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала. Задачи урока: образовательные:.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов

«Техника исполнения игры на аккордеоне на начальном этапе».

Открытый урок

Автор: Сухачева Алла Ивановна, преподаватель народных инструментов, Красненская детская школа искусств, село Новоуколово, Белгородская область

Техника исполнения игры на аккордеоне на начальном этапе.
Открытый урок

Цель урока:
формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона .
Задачи урока:
Обучающая: освоение и накопление игровых навыков на инструменте. Развивающая: развивать технические способности, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к исполнению музыкального произведения. Воспитательная: воспитывать творческое отношение к работе над техническим развитием. Формировать систематичность приобретения технических навыков.
Тип урока:
закрепления полученных навыков.
Форма:
индивидуальная.
Методы обучения:
словесные, практические, наглядные.
Оборудование:
аккордеон для ученика, аккордеон для педагога, пульт, стол, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.
Критерии оценки результативности работы учащегося
Высокий уровень – творческая оценка, самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания; точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность. Средний уровень – эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако, ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы. Низкий уровень – мало эмоционален, безразлично относится к музыке, к музыкальной деятельности.
План урока

1. Организационный момент. 2. Актуализация опорных знаний. 3. Применение знаний и умений. 4. Обобщение занятия, подведение итогов.
Организационный момент.
Приветствие, диалог об успеваемости ученицы, оглашение темы урока. Тема урока: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на аккордеоне. Урок проводится с ученицей 3 класса народного отделения, по специальности аккордеон
Актуализация опорных знаний.
Много литературы написано о развитии всех видов техники – так называемой мелкой техники, аккордовой, техники двойных нот и так далее. Работая в музыкальной школе с учениками, я пришла к выводу, что развитием технических навыков необходимо заниматься с первых занятий ребёнка на инструменте. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков. В то время как этюды и упражнения позволяют провести эту систематичность, приобретение технических приёмов на одних лишь пьесах лишает педагога возможности развивать технику ученика в стройном и последовательном порядке. Но стоит сразу сделать одну существенную оговорку: тренировочный материал только в том случае приносит действительную пользу, если приобретённые технические навыки применяются в художественных произведениях. Всем хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Разнообразные движения необходимы для их физического развития и доставляют им массу удовольствия. Аналогия с простыми физическими упражнениями, приятными для тела, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на инструменте. Приступая к работе над освоением технических навыков с учениками своего класса, я, одновременно осваивала приёмы исполнения legato – по два звука, по три звука с различными интонационными ударениями, по пять звуков с динамикой crescendo и diminuendo.
Ход урока.
Упражнение №1. Урок начинается с проигрывания гаммы ФА мажор правой рукой в две октавы восьмыми длительностями на легато и стаккато (legato «гладкое, ровное», очень связное; staccato острое и в половину
длительности нот). Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Осуществляется работа над прикосновением к клавиатуре, ощущением работы всего механизма звукоизвлечения при контакте подушечки пальца с клавишей. С этого момента начинается работа над осмысленным прикосновением – над художественной техникой. Я в своей работе сразу ставлю эту задачу, так как считаю необходимым, чтобы любое освоенное учеником упражнение можно было применить в художественных произведениях. Затем левой рукой отрабатываем произношение, движение смены мехом, в разжим и сжим. Работа над динамикой (восходящее движение на crescendo, внизходящее на diminuendo), сменой меха, посадкой и постановкой рук. Упражнение №2. Фа мажор по две ноты легато, две стаккато восьмыми нотами. Проговариваем у ученицей слоги с ударением «ма-ма» («добрая» на легато), «па-па» («строгий» на стаккато). Соблюдение верной аппликатуры, динамических оттенков. Подкладывание и перекладывание пальцев прозвучали ровно без толчков, работает слуховой контроль смены меха. Ученице рекомендуется ярче выполнять динамические оттенки, акцентировать внимание на смене меха. Такое упражнение исполняется вначале в умеренном темпе, затем в оживленном. Упражнение №3. Ученица исполняет упражнение в октаву. Чтобы палец достал нужный звук, ученица как бы «потягивается», как на гимнастике, и делает замах кистью к пятому пальцу при движении вверх, а затем к первому пальцу при движении вниз. Необходимо следить за постановкой руки, не опускать локоть, ровно держать спину. Важно контролировать аппликатуру, смену меха, нюансировку звука. Чтобы вызвать интерес к упражнениям, следует разнообразить динамику и темп. Таким образом, упражнения превращаются в творческий процесс. Роль упражнений такая же, как у гамм, арпеджио, аккордов, необходимых для приобретения и развития тех или других технических навыков. Все это помогает выработке основных технических свойств исполнения: точность, автоматичность и уверенность. Упражняясь, надо стараться, чтобы силы затрачивались рационально. В конце упражнений делаем физическую разминку: повороты руками в сторону, вверх, вниз. Повороты кистями рук. Ученица с удовольствием выполняет разминку.
Применение знаний и умений.
С первого дня обучения игре на аккордеоне педагог должен следить за правильностью посадки учащихся, постановки инструмента и рук на клавиатуре, подборе инструмента по возрасту. Ученице удобен аккордеон три четверти, ремни подобраны. Все должно быть рассчитано на то, чтобы
учащийся чувствовал себя комфортно. Успехи учащегося зависят также от формы строения рук. Внешне одинаковые пальцы, одинаково сильные руки могут быть различны по гибкости и ловкости в игре. Процесс упражнения – это процесс творческих исканий. Поэтому всегда надо помнить о психологических факторах: внимании, сознании, воображении, эмоциях. Не следует забывать, например, о том, что внимание быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Очень важно, чтобы ученик мог определить, в чем состоит трудность, выделить ее из контекста и разбить на отдельные элементы, над которыми следует поработать, педагог ему в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу, каждый раз изменяя и усложняя. 1.К Черни. Этюд. Работа по фразам, предложениям, затем по частям.; Ученица применяет подмену пальцев (подкладывание и перекладывание, как упр.№2). В репетиции пальцев – распределяем ударение, проговариваем по слогам. Ученица пытается отработать аппликатурную гибкость. Ярче исполнить динамические оттенки, особенно crescendo и diminuendo. Педагог предлагает послушать Этюд в темпе Allegretto в своем исполнении. Затем ученица старается исполнить Этюд в оживленном темпе. 2. Р. н. п. «Белолица, круглолица». Пьеса на триоли, хроматические движения. Ученица исполняет пьесу в разных темпах, медленно, затем подвижно. Отрабатывает трудные мотивы, затем фразы, предложения, выделяя тему в мелодии. Преподаватель исполнила пьесу. Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов прибавлять партию аккомпанемента. Елизавета применяет смену регистров в первом предложении и во втором. Менять тембровый окрас ей особенно удается. В партии левой руки прослушиваем тему, контролируем во время исполнения двумя руками, правильно меняем мех. Ученица отрабатывает исполнительское мастерство.
Обобщение занятия и подведение итогов.
Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание. В упр.№1 –ученице необходимо отработать плавную подмену пальцев. В упр.№2 –контролировать звукоизвлечение и плавную смену меха.
В упр.№3 – движение кистью от 1 пальца к 5. В Этюде – динамика, смена меха по фразам. «Белолица, круглолица» — прибавить темп, освобождать кисть, плавнее повороты кистью руки. Работать над выразительностью и динамикой. Оценить работу учащейся и поставить оценку. По критериям оценки результативности работы учащаяся относится к среднему уровню — эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность. Однако ребенок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ. Для ученицы важно правильно уяснить роль техники в создании художественного образа. Например – ученики хорошо играют инструктивный материал, а при исполнении тех же технических формул в художественных произведениях у них появляется неловкость, угловатость и корявость. Следует обратить внимание на некоторые ошибки технического развития ученика, особенно в начальном периоде: 1. «Изолированные пальцы». Нужно развивать независимость пальцев, но когда больше уделяется внимания гимнастике, чем звуковому результату – это в дальнейшем становится основным препятствием как для выражения музыки, так и для свободного владения техникой. 2. «Свободная кисть». Нередко, стремясь избавить ученика от скованности, стараются добиться большой подвижности кисти, как правило, изолированной от пальцев, а главное, вне связи с музыкально-звуковой задачей. Таким образом, кисть движется сама по себе, ради собственной свободы; активность пальцев при этом снижается, техника становится поверхностной, а звучание тусклым. Необходимо помнить, что подлинная свобода появляется как результат гармоничной слаженности всех звеньев аппарата; её невозможно достигнуть путём пассивного покоя одних участков и разболтанности других. 3. «Чрезмерная быстрота». Иногда главной целью ставят «быстроту», не придавая должного значения ясности и глубине звука. При этом пальцы «порхают» по клавиатуре. В таком вихре ухо не успевает проконтролировать звуки, да и не стремится к этому. Поэтому необходимо с первых же занятий приучать учащихся к осмысленной работе над техникой – не столько «быстрота», сколько качественное и музыкальное исполнение любого музыкального построения. Ведь какими бы длительностями не был записан пассаж – это, прежде всего, музыка. И, развивая технику начинающих музыкантов, я стараюсь развивать их музыкальность в широком смысле этого слова. Техника ни в коей мере не должна стать самоцелью. Техника — это средство для создания музыкально-художественного образа. Значит, в конечном счете, главное не пальцевая ловкость, а убедительная передача замысла композитора. Но именно для этого и необходимо овладеть достаточным запасом технических средств. И чем этот запас богаче, разнообразнее, тем реальнее возможность наиболее полной и убедительной
передачи музыкального содержания. Исходя из вышесказанного, я делаю вывод, что роль и значение техники исполнителя нельзя переоценить. Если музыкант прекрасно осознает первичную задачу своего исполнительского искусства (создание художественного образа конкретного произведения средствами своего инструмента), то ему должно быть понятно, какой титанический труд требуется для достижения нужного звукового образа. Речь в данном случае идет не о трудностях непосредственного воплощения, а в той целенаправленной технической работе, которая предшествует конечному результату – публичному выступлению.

Читайте также  Диалекты русского языка

Реферат: Начальный этап обучения игры на аккордеоне

При смене меха на сжим, учащийся прижимает локоть правой руки к своему корпусу.

Чтобы предотвратить эти ошибки, преподаватель должен наглядно показать учащемуся правильное ведения меха.

Первые упражнения для правой руки.

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. Рука для удобства и снятия лишнего напряжения находится приблизительно по центру грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Для того, чтобы устранить эту зависимость и дать почувствовать, что каждый палец может работать самостоятельно, не передавая напряжение другим, можно дать следующее упражнение:

— кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш. Затем один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или толкает клавишу. Нужно стараться, чтобы все пальцы равнозначно выполняли описанное упражнение.

Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность.

При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем «весовую игры». Маленькие дети могут достичь «весовой игры» лишь в том случае, если у аккордеона легкая клавиатура. Но, к сожалению, у инструментов, рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжелая. Это вносит в обучение дополнительные сложности, затрудняя, а вернее, делая невозможным воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон легато в подвижных темпах.

Работая над пальцевым ударом с учащимся, преподаватель должен следить, чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, т.к. в дальнейшем с физиологическим изменением ребенка (окостенение, жесткость связок) делать это будет труднее.

Движение пальцев при касании клавиши должно быть не перпендикулярным, а направленным немного под ладонь. При этом движение пальцев становится обобщенным, первые фаланги не прогибаются. Исполняя этот технический прием, нельзя допускать, чтобы пальцы скользили по клавишам. Это приводит к их срыву, а следовательно звукоряд становится неровным.

Работая над таким технологическим исполнением, учащийся большей частью развивает пластику пальцев, оставляя в спокойном состоянии кисть.

Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой. Оба вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы учащийся понимал различие и не подключал в упражнениях на пальцевой удар кисть.

Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным.

Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот.

Упражнения для развития технических навыков правой руки.

Переходя к более сложным

Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе.

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. К сожалению маленькие готово-выборные аккордеоны до сих пор являются редкостью в нашей стране. Есть готово-выборный аккордеон рассчитанный на учеников старших классов, как правило это инструмент фирмы «Ленинград» с диапазоном 41-120. Всем известно, что этот инструмент по всем своим параметрам не отличается высоким уровнем качества. Также он тяжел и громоздок, поэтому неудобен в работе. Отечественная промышленность не производит выборных аккордеонов с уменьшенным диапазоном, предназначенных для учащихся в возрасте 6-10 лет, а модели зарубежных фирм, в большинстве случаев, не приемлемы из-за высоких цен. Поэтому приходится начинать ознакомление и впоследствии работу на полном инструменте с учащимися старших классов.

В начале 70-х годов НИИ музыкальных инструментов находящийся в подмосковном поселке Правдинский, и к сожалению в настоящее время несуществующий, разработал под руководством Б. М. Егорова и Г. Т. Стативкина выборный баян «Новинка». Инструмент был внедрен в серию. Достоинством этой модели баяна была ориентация на маленьких детей. Учащиеся, занимающиеся на этом инструменте, имели возможность, изучив лишь одну систему клавиатуры, свободно ориентироваться, играя правой и левой рукой, а значит исполнять одинаковые мелодии, технические приемы. В результате обе руки имеют равное техническое развитие.

«Новинка» была небольшая по весу, размерам корпуса. Минусом этой модели был неудобный гриф правой клавиатуры, расположенный очень близко по отношению к задней стенке коробки. В данный момент подобные инструменты без каких-либо усовершенствований производит Вологодская фабрика по производству музыкальных инструментов.

При этом аккордеонисты, в отличие от баянистов, сталкиваются с изучением новой, ранее не знакомой системой расположения баянной клавиатуры.

Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является переползание пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что каждую последующую кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом палец.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Способ звукоизвлечения — толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого взаимодействия с кнопкой ученик расслаблял палец. Во время игры одного пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы не уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно ближе к вспомогательному ряду. В последствии следует дать упражнение, в котором будут задействованы все четыре пальца.

Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Читайте также  Жилищно-коммунальное хозяйство 4

Упражнения для развития технических навыков левой руки.

Знакомство со штрихами.

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

V. Выбор репертуара для начинающего.

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

Этой работой я попытался показать, какие возникают вопросы при работе с начинающими. С какими проблемами приходится сталкиваться. Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником.

Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Познать внутренний мир ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты характера, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача педагога. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь ввиду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. Поэтому преподавателю целесообразно делать в работе с начинающими частые перерывы. Составляющие компоненты урока должны быть разнообразными. Преподаватель должен уметь логично выстроить урок, переключая внимание ребенка с одного компонента на другой, увеличивая тем самым содержательность урока, и сохраняя при этом восприятие учащегося, что также само по себе является важным. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Психологи доказали, что наибольших результатов в учебном процессе с маленькими детьми можно достичь имитируя игру с ними. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание между друг другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив музыкальную школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) человек не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Начальный этап обучения игры на аккордеоне (стр. 1 из 3)

II. Первые занятия с начинающими детьми.

c) Практические (Посадка, постановка инструмента)

III. Постановка рук

a) Особенности постановки правой руки

b) Особенности постановки левой руки

IV. Начальные исполнительские навыки

a) Начальные приемы владения мехом

b)Первые упражнения для правой руки

c) Первые упражнения для левой руки на готовой системе

d)Знакомство со штрихами

V. Выбор репертуара для начинающего

Стоит заметить, что именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т. д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика. Рассмотрим подробнее — с чего же следует начинать первые занятия в классе аккордеона.

II. Первые занятия с начинающими

Наглядно-демонстрационные

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями.

Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика.

Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке. (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих постепенно вводит ученика в учебный процесс.

Теоретические

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.

Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать свои силы.

Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

Практические (Посадка, постановка инструмента)

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. Можно выделить два вида посадки :

1. Расположение аккордеона , при котором гриф правой клавиатуры упирается в правое бедро.

2. Расположение аккордеона, при котором гриф правой клавиатуры находится на правом бедре, аккордеон смещен вправо и стоит ровно без наклона в правую сторону.

Более удобным для исполнителей и более рациональным, как показывает практика, является первый вид посадки. Вообще, основным критерием при осуществлении того или иного вида посадки является физическое удобство учащегося, безвредность для его здоровья осанка. Удобство не должно идти вразрез с основными правилами. Оно должно сочетаться с ними.

Читайте также  Виды современного искусства

— Итак, учащийся 6-8 летнего возраста должен садиться приблизительно на 1/3 стула. Это связано с конституцией, которой обладает ребенок в 6-8 лет. Если учащийся садится глубже, то теряет упор ногами в пол подставку.

Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов и при этом должно быть параллельно относительно полу. Для достижения этого критерия преподаватель обязан использовать либо подставку, либо специальный уменьшенный по высоте стул.

Это условие является, пожалуй, единственным из всех остальных, которые можно выполнить полностью.

Почему же остальные компоненты посадки нельзя исполнить до конца, как это предписывают правила?

Дело все в том, что в 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона «Юность». В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. При правильной постановке аккордеона нижняя сторона корпуса инструмента всей поверхностью стоит на левом бедре зрительный контроль учащегося над положением правой руки затруднен или невозможен, а это создает дополнительные трудности. Конечно, возможен вариант немного наклонить инструмент, подать нижнюю часть корпуса немного вперед ближе к колену. Это позволит на первых порах видеть правую клавиатуру . Но такой посадкой нельзя злоупотреблять долгое время, т.к. в ней имеется много недостатков. Наиболее очевидные из них : влияние на осанку учащегося, появление тенденции к сутулости, т.к. при таком положении аккордеон может виснуть на плечах учащегося, соответственно тянуть вниз.

— Касание корпуса инструмента левого плечевого сустава ученика, что затрудняет движение меха.

— Положение под наклоном грифа правой клавиатуры мешает исполнить такой технический элемент, как подкладывание.

— Гриф аккордеона должен упираться в правое бедро.

Если гриф окажется слишком низко, то при игре на верхних клавишах у учащегося возникнут проблемы, которые будут связаны с неудобством, исходящим от неправильного положения правой руки.

Левая нога должна находиться под правой частью корпуса аккордеона и 1/2 меха. Угол, который образуют ноги, должен быть не очень маленьким но и не очень большим, это зависит от размеров инструмента, их соотношения с конституцией учащегося. К примеру, у аккордеона «Юность», с которым чаще всего приходится работать, очень широкий гриф, а следовательно длинные клавиши. Таким образом, если мы за ось симметрии примем корпус учащегося и относительно нее правильно сбалансировано расположим инструмент, то увидим, что гриф слишком сильно подан в правую сторону, а поставленная на клавиатуру рука очень сильно изогнута в лучезапястном суставе, что затрудняет передвижение по клавиатуре, а также работу пальцев. Естественно, что постановка руки при таком положении инструмента неверна. Приходится смещать аккордеон по отношению оси симметрии в левую сторону. В этом случае, левая часть корпуса инструмента начинает перевешивать.

Достигнуть баланса можно лишь, если угол, образованный бедрами, будет не менее 45. Если бедра будут разведены слишком широко, то это затруднит движение меха на разжим, т.к. левая нога окажется за баринами под левой частью корпуса.

— Размер плечевых ремней.

Подгоняя ремни, преподаватель должен в первую очередь принимать во внимание удобство и комфортное состояние, которое должен чувствовать ученик за инструментом. Нужно учитывать тот факт, что в положении сидя, ремни выполняют роль фиксаторов аккордеон вовсе не должен висеть на них, т. е. не дают инструменту сдвигаться в левую сторону при движении меха на разжим и в правую сторону при движении меха на сжим. Различие в размере левого и правого ремня зависит от положения инструмента. Например, если аккордеон больше смещен влево, то левый ремень будет значительно меньше правого.

Ремни не должны быть слишком туго затянуты, т.к. в этом случае аккордеон будет давить учащемуся на грудную клетку. При длинных ремнях инструмент будет сильно уходить влево при разжиме меха и вправо при сжиме., а также может съезжать на колени, что нежелательно. Оптимальным вариантом является такая подгонка ремней, при которой инструмент имеет устойчивое положение при ведении меха, а ремни не врезаются и не сваливаются с плеч.

III. Постановка рук

Особенности постановки правой руки.

Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, преподаватель должен добиться, чтобы учащийся умел расслаблять руку. Для этого можно попросить ученика опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В таком естественном положении кисть подносится к клавиатуре.

Предплечье и кисть должны образовывать единое целое, допустим лишь незначительный сгиб в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть расположена параллельно по отношению к клавиатуре. Обычно учащиеся допускают ошибку, наклоняя ладонь в сторону 5-го или , реже, 1-го пальцев. Преподаватель должен сразу исправить учащегося, чтобы в дальнейшем избежать проблемы, связанные с туше.

Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя.

Особенности постановки левой руки.

При постановке левой руки, в первую очередь следует подогнать ремень, предназначенный для разведения меха. Он не должен быть слишком свободен, т.к. в этом случае учащийся при игре на разжим может не доставать вспомогательный и основной ряды. Если же ремень будет сильно прижимать руку к корпусу, то в этом случае будет затруднено передвижение руки вверх и вниз по левой клавиатуре.

Распространенной ошибкой является желание учащегося слишком выдвинуть левую руку вперед. В этом случае ему будет трудно доставать пальцами 3, 4 и 5 ряды, а так же выполнять движение меха на сжим, т.к. теряется точка опоры, которой является при правильном положении задняя часть ладони (перед лучезапястным суставом). Если же учащийся убирает кисть за ремень, то он не достанет 1 (вспомогательного) и 2 (основного) ряда. Оптимальным считается такое положение кисти, при котором третий палец дотягивается до вспомогательного ряда, а ремень прикрывает лучезапястный сустав.

Теория и практика обучения игре на аккордеоне — В. Бубен

Литература, пособия для аккордеона, баяна

Пособие может быть использовано для теоретико-методической подготовки будущих учителей музыки. Пособие состоит из двух разделов, основанных на теории и практике обучения игре на аккордеоне учащихся общеобразовательных школ с музыкальным (хоровым) и общеэстетическим направлениями и отвечает требованиям учебной программы курса.


Теория и практика обучения игре на аккордеоне
В. Бубен
«БГПУ», 2005г.
только для информации

ОБ АВТОРЕ
Бубен Владимир Павлович (1955, г. Лида, Республика Беларусь) -доцент кафедры народных инструментов музыкально-педагогического факультета Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Дипломант Международных конкурсов и фестивалей. Закончил Гродненское музыкальное училище, Белорусскую государственную консерваторию (1983) по классу аккордеона и оркестрового дирижирования. В 1977-1997 гг. работал преподавателем, заведующим отделением народных клавишных инструментов Лидского музыкального училища. Его ученики показывали высокие исполнительские результаты на различных конкурсах, успешно поступали в вузы (В. Кошар — музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, (Москва); С. Квач — Лауреат Республиканского конкурса им. И. Жиновича 1993 г. — Белгосконсерватория, (г. Минск и др.). В 1989 г. участвовал в Республиканском конкурсе методических и творческих работ преподавателей средних специальных учебных заведений культуры (Диплом лауреата за методическую работу «Развитие и совершенствование двигательных навыков аккордеониста на начальном этапе обучения», которая была издана БГИПК в 1990 г.). С 1990 г. является организатором и участником инструментального ансамбля «Фестиваль», с которым успешно дебютировал на Международном аккордеонном фестивале в г. Вильнюсе. В. П. Бубен активно концертирует, имеет фондовые записи на Белорусском радио и ТВ. С 1997 г. — преподаватель, в настоящее время доцент кафедры народных инструментов музыкально-педагогического факультета БГПУ. Занимается научно-методической работой: успешно сдал кандидатский минимум, является соискателем, работает над диссертацией. Участвовал в Международных научнопрактических конференциях: «Личность и музыка» (1998, 2002, 2005), «Проблемы развития педагогического образования» (2005) и др. Автор научных статей, учебных программ: «Аккордеон» для детских музыкальных школ и школ искусств, «Специальный инструмент» баян, аккордеон (в соавторстве); учебных пособий для учащихся общеобразовательных школ с музыкальным и общеэстетическим направлениями «Баян, аккордеон» (5-6 классы) и «Баян. Аккордеон» (7-8 классы). Успешно ведет педагогическую деятельность.
Профессор кафедры баяна, аккордеона БГАМ, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, заслуженный деятель культуры БССРМ. Г. Солопов

ВВЕДЕНИЕ
Стремительное социально-экономическое развитие, инновационные процессы, происходящие в нашем обществе, оказывают существенное влияние на развитие сферы музыкального образования. Создаются новые учебные заведения: музыкально-педагогические лицеи, учебные комплексы-гимназии, общеобразовательные школы с музыкальным и общеэстетическим направлениями и т. д. В вышеназванных учебных заведениях, наряду с традиционными уроками музыки, осуществляется индивидуальное обучение учащихся игре на музыкальных инструментах, поэтому в системе высшего музыкально-педагогического образования возникла потребность в подготовке учителей музыки по новой специализации «Музыкальное искусство. Специальные музыкальные дисциплины». Ее введение в вузе потребовало разработки нового курса: «Теория и методика преподавания специальных музыкальных дисциплин».

Современный образовательный стандарт вуза предъявляет высокие требования к качеству профессионально-педагогической подготовки, включающей знания данного курса, который является одним из основных по данной специальности. Создание пособия было обусловлено потребностью разработки методического материала, дефицитом специальной методической литературы по новой дисциплине. Следует отметить, что ряд существующих разработок по теории и методике обучения игре на аккордеоне носят порой противоречивый характер. С цепью унификации научных разработок по курсу теории и методики преподавания специальных музыкальных дисциплин (аккордеон), существенной потребностью методического обеспечения учебного процесса возникла необходимость создания учебного пособия, в котором студенты и преподаватели смогут найти материалы по интересующим их вопросам. Оно может быть использовано для теоретико-методической подготовки будущих учителей музыки. Пособие состоит го двух разделе», основанных на теории и практике обучения игре на аккордеоне учащихся общеобразовательных школ с музыкальным (хоровым) и общеэстетическими направлениями и отвечает требованиям учебной программы курса.

Оно основывается на научных достижениях в области инструментально-исполнительского искусства, личном опыте работы, приобретенных на кафедре народных инструментов музыкально-педагогического факультета Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В нем помещено ряд инновационных методических рекомендаций, разработанных как ведущими специалистами в данной области, так и автором.
Данное пособие может представлять интерес для преподавателей детских музыкальных школ, общеобразовательных школ с музыкальным и общеэстетическим направлениями, музыкальных колледжей.

  • ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ
    • 1.1. Цели, задачи, принципы, обучения и воспитания в классе аккордеона с позиции современной парадигмы музыкального образования
    • 1.2. Планирование и организация учебного процесса
    • 1.3. Психолого-педагогические основы инструментально-исполнительской деятельности
    • 1.4. Музыкальные способности учащегося, их диагностика
    • 1.5. Методы обучения
    • 1.6. Роль музыкально-педагогического репертуара в обучении учащихся
  • ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ИГРЕ НА АККОРДЕОНЕ
    • 2.1. Начальный этап обучения игре на аккордеоне
    • 2.2. Звукоизвлечение
    • 2.3. Развитие исполнительской техники аккордеониста
      • 2.3.1. Упражнения на освоение игры «marcato»
      • 2.3.2. Упражнения на освоение игры «leggiero»
      • 2.3.3. Упражнения на освоение игры «jeu perle»
      • 2.3.4. Упражнения на освоение техники смены игровых позиций
      • 2.3.5. Упражнения на освоение техники игры двойных нот
      • 2.3.6. Упражнения на освоение техники кистевой игры
      • 2.3.7. Упражнения на освоение скачков
    • 2.4. Приемы игры мехом
    • 2.5. Чтение нот с листа
    • 2.6. Подбор по слуху
    • 2.7. Транспонирование
    • 2.8. Импровизация
  • ЛИТЕРАТУРА
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: