на тему «Абсолютный слух» - OXFORDST.RU

на тему «Абсолютный слух»

Абсолютный слух

Трудно себе представить хорошего спортсмена без крепкой мускулатуры и отличной физической подготовки, хорошего оратора без умения красиво говорить и свободно выступать перед публикой. Так и хороший музыкант немыслим без развитого музыкального слуха, который включает в себя целый комплекс способностей, необходимых для успешного сочинения, выразительного исполнения и активного восприятия музыки.

В зависимости от музыкальных характеристик существуют разные виды музыкального слуха. Например, звуковысотный, тембровый, ладовый, внутренний, гармонический, мелодический, интервальный, ритмический и т.д. Но одним из самых необъяснимых по-прежнему остается абсолютный слух. Давайте же разберемся, что собой представляет это загадочное явление.

Название этой разновидности слуха происходит от латинского слова absolutus, что в переводе означет «безусловный, независимый, неограниченный, совершенный» . Под абсолютным слухом понимается «способность определять точную высоту звука без соотнесения его с другим звуком, высота которого известна» (словарь Гроува). То есть, абсолютный слух позволяет без настройки, без сравнения с каким бы то ни было «эталоном» высоты мгновенно, а главное безошибочно узнавать и называть высоту слышимых звуков.

Интересно, что понятие абсолютного слуха появилось лишь во второй половине 19 века. И с того времени ученые умы пытаются найти ответ на вопрос: «откуда у человека появляется такая уникальная способность?». Исследователями выдвигаются самые различные гипотезы по поводу происхождения абсолютного слуха. Однако однозначного ответа на этот вопрос до сегодняшнего дня так и нет. Одни ученые считают его врожденной (и к тому же наследуемой) акустико-физиологической способностью, которая зависит от анатомических особенностей слухового аппарата (точнее строения внутреннего уха). Другие связывают абсолютный слух с особыми механизмами головного мозга, в коре которого имеются специальные формантные детекторы. Третьи предполагают, что абсолютный слух формируется благодаря сильным звуковым впечатлениям в очень раннем детстве и хорошо развитой особенно в детский период «фотографической» образно-слуховой памяти.

Абсолютный слух – довольно редкое явление даже среди профессиональных музыкантов, не говоря уже о простых ценителях музыкального искусства, которые даже могут и не знать, что природа их наградила этим редким даром. Определить есть у вас абсолютный слух или нет довольно просто. Для «диагностики» этой способности специалисты используют фортепиано, на котором вам предложат определить и назвать тот или иной звук. Но, чтобы справиться с этой задачей необходимо как минимум знать названия самих нот и то, как они звучат. Поэтому, как правило, абсолютный слух обнаруживается в раннем детстве: у детей примерно на 3-5 году жизни, обычно после знакомства с названиями музыкальных звуков.

Особенно важен абсолютный слух для таких музыкальных профессий, как дирижер, композитор, исполнитель на инструментах с нефиксированным строем (например, струнные инструменты), поскольку он позволяет более тонко воспринимать высоту звука, более точно контролировать строй. Да и музыканту-любителю наличие абсолютного слуха не навредит: настройка гитары, подбор аккордов к знакомым мелодиям, безусловно, гораздо легче даётся обладателям абсолютного слуха.

Но наряду с неоспоримыми плюсами (прежде всего для музыкантов-профессионалов) у этой уникальной способности есть и свои минусы. В определенных случаях абсолютный слух может стать и сущим испытанием, в особенности для тех, кто знаком с азами музыкальной грамоты. Сидите, вы, к примеру, в ресторане во время романтического свидания. А вместо того, чтобы наслаждать беседой или ароматом вкусных блюд под тихий фон звучащей музыки в вашем сознании периодически «проплывают» заветные нотки: «ля, фа, ми, ре, ми, соль, до…». Далеко не каждый в такой ситуации способен «отключиться» и сосредоточить свое внимание на собеседнике.

Кроме того, трудно найти хуже пытки для абсолютника, чем слушать пускай и вдохновенное исполнение произведения теми, кто «абсолютно глух». Ведь при таких способностях человек не только слышит точную высоту звука, но и абсолютно точно определяет фальшь, малейшие отклонения от правильного эталонного звучания. Можно только искренне посочувствовать абсолютнику во время концертного звучания совместной игры плохо настроенных инструментов (особенно струнных) или неслаженного «грязного» ансамблевого пения.

По большому счету не так уж и важно есть у вас абсолютный слух или нет. Но если вы решили посвятить себя музыке, а может даже и стать первоклассным профессиональным музыкантм, то хороший музыкальный слух вам жизненно необходим. Его развитие впредь должно стать для вас действием целенаправленным и регулярным. Помочь в этом непростом деле могут занятия по специальной дисциплине – сольфеджио. Но особенно активно музыкальный слух развивается в процессе музыкальной деятельности: во время пения, игры на инструменте, подбора по слуху, импровизации, сочинения музыки.

А главное, друзья, учитесь слушать и понимать музыку! С любовью и благоговением вслушивайтесь в каждый звук, искренне наслаждайтесь красотой каждого созвучия, для того, чтобы в дальнейшем дарить счастье и радость от общения с музыкой своим благодарным слушателям.

Тема: абсолютный слух, что это?

Опции темы
  • Версия для печати
  • Отображение
    • Линейный вид
    • Комбинированный вид
    • Древовидный вид
  • абсолютный слух, что это?

    Привет всем. И всё же, что такое абсолютный слух?!Когда я была маленькой и только поступала в муз.школу и хор, преподы сказали , что у меня обсалютный слух, тогда я даже не знала нот:confused. Теперь слышу версии разные..Одни говорят, что абсолютники, это те кто по звуку могут сразу на слух сказать какая это тональность . вобщем много людей и много мнений..Как по вашему,что это такое. eek:kuku

    ФОРУМНАЯ ВСТРЕЧА 03.12.2007-ЭТО ЧТО-ТО. видеои ещё видеоhttp://forum.plus-msk.ru/showpost.ph. postcount=1416
    песни в моём исполнении http://www.plus-msk.ru/forum/showpos. postcount=1269
    Кризис показал только кончик носа, **** осталась за углом

    Натаха Шмель,
    Я уже писал на эту тему, но повторюсь. Дочь моя поступила в музыкальную школу, обнаружили у ней абсолютный слух. Я её проверял по всему диапазону ф-но — ни разу не ошибалась. Ещё она говорила, что каждый звук видит в цвете(знаешь, что А.Н. Скрябин тоже это мог). Очень нервничала, когда инструмент не строил или фальшиво пели или играли в концертах. Поступила на джазовое ф-но в музучилище, но. захиповала и вылетела оттуда.

    Лев,
    А у меня тональности цветные :smile: «до» — белая, «ре» — светло-коричневая, «ми» — синяя, «фа» тёмно-коричневая. ну и так далее. всегда все муздиктанты писала с трёх-четырёх раз игры препода. могу слышать, например, на какой ноте гудит электровоз. бывает, что голова кружится, когда кто-то фальшивит. rolleyes:

    -нота!-фа,или фа#-и т.д.
    -а уж тональность,это дело второе!-но тоже говорит о наличии или отсутствии(абс. слуха))
    -вот попробуй(те) стукнуть по водопроводной трубе..-какая это нота??
    -вот и Я говорю:)—что природные и бытовые всяческие другие немузыкальные звучки,-гораздо труднее определить по высоте звучания. :wink:

    Лев, привет. Ну ничего страшного , чтописАл, повторенье-мать ученья.
    Я вот не читала твоей темы, а тут у меня с моим знакомым интерес возник.
    Спасибо, но я так и не поняла что это такое. Есть ли какой-то специальный термин?!В инете их тоже тьма.

    Добавлено через 2 минуты

    Олег. вот из-за этого и возникает этот вопрос. А как же быть, когда человек не знает нот?!Ведь все мы когда-то из не знали. а слух при этом есть и у некоторых абсолютный..Как же тогда ставят диагноз педагоги, когда к ним дети приходят?!

    Последний раз редактировалось Натаха Шмель; 02.07.2009 в 20:10 . Причина: Добавлено сообщение

    ФОРУМНАЯ ВСТРЕЧА 03.12.2007-ЭТО ЧТО-ТО. видеои ещё видеоhttp://forum.plus-msk.ru/showpost.ph. postcount=1416
    песни в моём исполнении http://www.plus-msk.ru/forum/showpos. postcount=1269
    Кризис показал только кончик носа, **** осталась за углом

    Наташ, ну если говорить на музыкальном языке, то абсолютный слух — способность распознавать высоту каждого тона, т.е. частоту данных звуковых колебаний. Часто абсолютный (или квази-абсолютный) слух является результатом специального обучения и практики. Некоторые люди имеют врожденную способность узнавания и воспроизведения музыкальных звуков точной высоты. Как я уже говорила, у меня тональности звучат в цвете, потому я их сразу определяю. Но точно знаю, что у меня не абсолютный слух. мне хотели его «доразвить» в музучилище, но я отказалась. мне одна студентка рассказала, что с абсолютным слухом мучения. я ей поверила. может, и не надо было .

    Что такое абсолютный слух? Как развить абсолютный слух?

    Наверняка многие слышали выражение «абсолютный слух». В быту его часто приписывают людям, хорошо разбирающимся в музыке, нотной грамоте, обладающим незаурядными вокальными данными. Однако быть высококлассным музыкантом не означает автоматически обладать абсолютным слухом. Более того, всего несколько процентов населения планеты могут похвастаться этим даром.

    Читайте также  Лексическое и грамматическое значение слова

    Загадочный феномен

    Абсолютный музыкальный слух относится к редким феноменам, чей статус сложно даже определить. Является ли он результатом действия неких природных факторов или физиологической (наследственной) особенностью? Результатом уникального развития личности или следствием воздействия социального окружения (семьи, общества)? Либо сложной комбинацией всех факторов? Это тайна, даже спустя столетия изучения, покрыта полумраком.

    Предположительно, большинство младенцев имеют этот дар, но достаточно быстро он «перекрывается» другими, более важными для выживания навыками. Основным вопросом, благодаря которому возникает элемент таинственности, является следующий: почему в одной и той же среде воспитания, при одинаковых условиях для музыкального развития, у одного из детей формируется абсолютный слух, а у другого – нет?

    Статистика

    За годы глубоких исследований ученые накопили богатый статистический материал. Оказалось, что абсолютный слух формируется исключительно в детском возрасте, более того – именно в дошкольном, в период доминирования непроизвольного усвоения навыков. Этот факт единодушно подтверждается всеми исследователями абсолютного слуха. При этом формирование редкого навыка требует в качестве обязательного условия наличия в семье ребенка музыкального инструмента, у которого высота звука фиксирована. Например, клавишные, ряд духовых инструментов (баян, аккордеон) и другие. Причины этого, предположительно, кроются не столько в области психологии способностей человека, сколько в психологии индивидуальных различий (дифференциальной психологии).

    Абсолютный музыкальный слух устойчиво сохраняет свой статус феномена как выдающееся, исключительное в определенном отношении явление. Это обуславливается сравнительно малой его распространенностью. По данным исследователей, абсолютным слухом обладают 6-7% от числа профессиональных музыкантов и не более 1% всех слушателей музыки.

    Определение

    Абсолютным слухом считается способность людей определять «на слух» абсолютную высоту звуков. Музыканты с этим даром помнят шкалу абсолютных высот 12-полутонового октавного звукоряда. Они способны безошибочно определить высоту любого звука без посторонней помощи. В свою очередь, абсолютный слух подразделяется на:

    • Пассивный – способность сопоставлять высоту слышимого звука.
    • Активный – способность голосом воспроизводить заданный звук (обладателей «активного слуха» абсолютное меньшинство).

    Также существует понятие относительного слуха – не врожденного, а выученного навыка, когда люди в состоянии правильно определить высоту звука при помощи «подсказок» (объекта сопоставления, например камертона).

    Развитие абсолютного слуха: за и против

    Более столетия ведутся споры о том, можно ли эту редкую природную способность развивать, тренировать. Теоретически это возможно, ведь под действием каких-то факторов он формируется у детей. Однако критики обучающих методик аргументируют тем, что массового «наплыва» обученных абсолютному музыкальному слуху музыкантов не наблюдается.

    В разное время разными людьми изобретались методики искусственного приобретения абсолютного слуха, которые не нашли широкого применения в практике по очень простой причине: они не были востребованы в среде профессиональных музыкантов. По общему мнению, абсолютный слух, хотя и существенно облегчает осуществление музыкальной деятельности, но не гарантирует ее успешности, а иногда даже осложняет ее. Кроме того, многочисленные достоверные факты, свидетельствующие о том, что далеко не все прославленные музыканты обладали абсолютным слухом, подтверждают тезис о том, что данная способность не является обязательной или определяющей.

    Моральный аспект

    И все же проблема абсолютного слуха претендует на разряд вечных, так как заключается в делении всех участников музыкального сообщества на два «лагеря»: людей, обладающих даром, и не обладающих им. Этого противостояния невозможно избежать.

    Иначе говоря, обладание абсолютным слухом является не предметом сознательного выбора, а некоего «благословения свыше». На первый взгляд ущемленными кажутся люди, имеющие относительный слух: в сравнении с «абсолютниками» они нуждаются в помощи камертона или любого другого источника звуковых эталонов. Кроме того, при выполнении той или иной операции, связанной с определением высоты звуков, «абсолютники» демонстрируют безоговорочное превосходство, что не может не действовать на самооценку обладателей относительного слуха.

    Самым ярким следствием создавшейся ситуации является формирование своеобразного комплекса профессиональной неполноценности у лиц с относительным слухом. Это происходит, несмотря на достаточную распространенность утверждения о том, что высоко развитый относительный слух вполне состоятелен, а иногда даже более эффективен при осуществлении музыкальной деятельности.

    Научный подход

    Музыкальный слух сегодня рассматривается дифференцированно в следующей градации уровней: мелодический, гармонический, тональный, политональный, ладовый, внутренний, оркестровый, полифонический, ритмический, физический (естественный), певческо-интонационный, тонкий, острый, абсолютный, хоровой, оперный, балетный, драматический, стилистический, полистилистический, поэтический, этнический и полиэтнический (абсолютный слух).

    Им обладают композиторы, дирижеры, фольклористы, первый скрипач оркестра, аранжировщики, настройщики фортепиано, органов. Многие исследователи едины в том, что абсолютный музыкальный слух – это продукт, сконцентрировавшийся на базе разносторонних природных явлений, генетики человека. Его следует развивать, улавливая голоса природы, пение птиц, крики животных и даже техногенные (промышленные) звуки.

    Как развить абсолютный слух

    Можно ли развить 100%-й слух тренировками — вопрос спорный. Обычно людей, добивающихся хороших результатов, называют обладателями псевдоабсолютного слуха. Целесообразно развивать талант у дошколят, если они способны к музыке. Доказано: для полноценного восприятия музыки наиболее благоприятная пора – это детство, когда в семье от родителей воспринимаются основы музыкальной культуры, воспитывается способность воспринимать, понимать, чувствовать, переживать музыкальные образы.

    Модели развития абсолютного слуха

    В России практикуют несколько моделей развития. В их основе – два принципа управления интонацией и слухом:

    • устный (по тексту);
    • ассоциативный (по нотам).

    Процесс освоения сводится к тому, что на каждом уроке пропевается вся гамма со словами, затем каждый ученик поет ее на переменах, по дороге домой, после выполнения домашнего задания, на досуге. У него она постоянно в голове. Когда в основном текст модели закрепился в памяти, что не представляет сложности по аналогии с поэтическими текстами песен, текст пропевается в разбивку в самых различных вариантах. В дальнейшем тональность следует изменять и пробовать пропевать текст уже в новой тональности, в результате чего ученик начинает оперировать, модулировать в любых тональностях.

    Регулярные упражнения с пропеваниями развивают внутренний музыкальный слух. Ученик начинает слышать и определять, какой звук издается, — ми, соль, фа, ля и т. д. По аналогии с тем, чему научены композиторы, фольклористы, этнографы, дирижеры, обладающие абсолютным слухом.

    Уроки истории

    На что способен человек с абсолютным слухом? В истории известен случай, происшедший с великим Л. Бетховеном. Случилось так, что физический слух у него пропал во время дирижирования произведением на концерте, но помогал абсолютный, внутренний музыкальный слух, способствовавший тому, чтобы композитор смог продирижировать симфоническим оркестром (310 участников-музыкантов).

    Физическая глухота не помешала другому оперному композитору — Н. С. Дагирову (оперы «Айгази», «Ирчи-казак», в соавторстве с Г. А. Гасановым «Хочбар», балет «ПартуПатима»), не слышавшему постановки своих монументальных произведений, но чувствовавшему и воспринимающему их внутренним абсолютным слухом. С утерей физического не пропадает внутренний слух. Личность, обладающая абсолютным слухом, сможет синтонировать достаточно точно, отобразить, отбить ритм наиболее близко к услышанному.

    Вывод

    Видеть, запоминать, записывать, учиться улавливать и слышать живущую вокруг музыку – это цель и задача модели развития абсолютного слуха сначала в дошкольном, затем в школьном воспитании и образовании. Развитие музыкального слуха в абсолютный ведет к дифференцированному восприятию тембров-голосов народных, симфонических, джазовых и других коллективов. Ведь основная цель человеческого общества на Земле – это изучение и совершенствование окружающей жизни в пространстве и времени на новом витке спирали эволюции.

    Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано

    Татьяна Валерьевна Ферстяева
    Воспитание абсолютного слуха. Новый путь к фортепиано

    В некоторых музыкально-методических публикациях, связанных с фортепианной методикой или музыкальной психологией, абсолютный слух упоминается или описывается как одаренность, данная свыше, которая означает способность определять высоту звуков без вспомогательных средств, и не поддается изучению. Основываясь на многолетнем опыте работы с детьми,можно сделать следующий вывод: абсолютный слух можно изучать и развивать.

    До сих пор считалось, что абсолютной слух лучше всего поддается обработке у здорового, нормального ребенка, как правило, с четырех лет с половиной, тогда как благоприятное время для начала тренировки абсолютного слуха — от трех до трех с половиной лет. Взрослые не рассматривают ребенка этой возрастной группы, как способного к обучению абсолютному слуху, упускают, таким образом, преимущество этого благоприятного времени. Очень важно своевременно начать заниматься развитием слуха, так как возможности теряются уже год спустя. Если же занятия начинать позднее, от четырех с половиной до пяти лет, то успех не гарантирован.

    Самый подходящий инструмент для воспитания абсолютного слуха-фортепиано. Необходимо отметить, что после занятий ребенок должен проводить досуг с достаточно хорошим инструментом, обязательно идеально настроенным, иначе воспитание абсолютного слуха невозможно.

    Читайте также  Золотая Орда и Русь

    Учебный материал создавался многолетней практической работой с детьми. При этом выяснилось, что восприятие цвета маленькими детьми можно использовать, как средство информации для слуха, и, вместе с тем, заложить новую основу для раннего инструментального музыкального развития. Обычно ребенок от трех-3,5 лет уже может различать цвета и называть их. А так как в занятиях цвет сочетается со звуком, ребенок может различать по цвету и звуки.

    Для успеха метода нельзя недооценивать психологическую атмосферу на занятии в родном доме. Хорошие результаты учебы могут достигаться только тогда, когда это делается весело, с шуткой. В дошкольном возрасте никогда нельзя воспитывать насильно или механически. Ребенок очень быстро прореагирует на это неохотой и откажется заниматься.

    АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ

    Формы проявления абсолютного слуха.

    1. Абсолютное слышание определенного звука.

    2. Абсолютное слышание нескольких тонов.

    3. Абсолютное слышание тесно расположенных звуков до мажора.

    4. Абсолютное слышание всех звуков до мажора.

    5. Абсолютное слышание всех звуков в ограниченном объеме.

    6. Условный абсолютный слух.

    7. Условный тамбральный абсолютный слух.

    8. Условный слух, который связан с мысленным представлением

    9. Полный (комплектный) абсолютный слух.

    10. Активный полный (комплектный) абсолютный слух.

    СРЕДНИЙ ЗВУК ДО КАК НАЧАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ.

    В XIX веке в большинстве фортепианных школ считалось, что лучшая позиция для начала обучения — это пять нот от ДО до СОЛЬ. Фортепианные школы XX века предпочли другую позицию — симметрично расходящуюся от среднего звука ДО, который играют первые пальцы правой и левой рук. Эта система дает возможность с самого начала использовать в занятиях все звуки ДО МАЖОРА. В этой позиции дети относительно рано могут играть народные и детские песни, частично в СОЛЬ МАЖОРЕ или ФА МАЖОРЕ, что позволяет своевременно включить в работу клавиши СИ БЕМОЛЬ и ФА ДИЕЗ.

    РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ОТПРАВНАЯ ТОЧКА РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

    Так как речь идет о маленьких детях и их музыкальном и общечеловеческом воспитаний, мы исключаем трудные ритмы и ограничиваемся элементарными заданиями, результат которых является решающим для всех дальнейших этапов музыкальных занятий. Как раз элементарными ритмами в большинстве случаев пренебрегают. Мы исходим, в первую очередь, из равномерных ударов, которые совпадают с шагами ребенка при ходьбе. Это самый естественный способ помочь ребенку ощутить равномерную пульсацию, начало и суть того, что мы называем ритмом. Постепенно у детей должна выработаться привычка к равномерным четвертям.

    СТИМУЛИРОВАНИЕ РИТМИЧЕСКОГО ЧУВСТВА.

    Музыкальная деятельность преимущественно состоит из двухступенчатых процессов:

    во-первых, ощущение или чувствование,

    во-вторых, выражение этого чувства или ощущения.

    Относительно ритма в музыкальных занятиях мы должны сначала содействовать первой ступени, т. е. ощущению.

    Для начальной стадии используется следующее упражнение. Звукосочетание, состоящее из звуков до, ми и соль I октавы преподаватель играет неоднократно по очереди правой рукой. Левая рука играет басы, например, staccato в одинаковом, постоянном ритме. Басы могут состоять только из ДО или из ДО и СОЛЬ.

    Ребенок идет равными шагами. Темы нужно приспосабливать к шагам ребенка.

    Это упражнение для первого урока.

    Частое повторение тонического трезвучия ДО МАЖОР в заявленном положении — наше правило. Ребенок слышит это трезвучие все лучше. Кроме того, это повторение дает ребенку психическую уверенность, т. к. он теперь часто слышит это созвучие, и с течением времени вырабатывает внутреннее отношение к нему. Это одна из существенных предпосылок для развития абсолютного слуха.

    После того, как ребенок освоил упражнение с до мажорным трезвучием, то же самое проделывается со вторым трезвучием -сире-соль (басы соль-ре, а затем и с третьим.

    Многократное повторение — обязательное условие, так же, как последовательное, а на одновременное запоминание созвучий, чтобы в результате занятий ребенок ясно отличал созвучия друг от друга.

    Это очень важно для последующих упражнений.

    Упражнение 1. При «аккорде I» ребенок идет, как обычно, при «аккорде 2» — высоко поднимает правую руку.

    Упражнение 2. Перед ребенком лежат две дороги (можно положить на пол что-нибудь длинное или нарисовать). При «аккорде I» ребенок идет по одной из дорог, при «аккорде 2» — переходит на другую.

    Следовательно, в вышеупомянутых упражнениях ребенок привыкает не только к ритмическому, но и гармоническому ощущению.

    Комбинация ритма и гармония — это хорошая перспектива возникновения у ребенка чувства формы, т. к. муз. форма — это и есть ритм, гармония и мелодия, движущиеся во времени, как, единый музыкальный процесс.

    Далее переходим к описанию ритмических игр с хлопками и «топами». Преподаватель и ребенок сидят друг напротив друга. Их руки находятся на одинаковой высоте.

    Преподаватель произносит по порядку «раз, два», ритмично повторяя. Темп (М = около 69) не должен быть ни слишком медленным, ни слишком быстрым. При счете «раз» ребенок бьет в ладони преподавателя, при счете «два» каждый бьет в собственный ладони. Само собой разумеется, игра должна оформляться интересно и радостно для ребенка.

    Преподаватель считает «раз», «два», «три» ритмично повторяя, темп, как в упр. 1.

    На счет «раз» оба хлопают в руки партнера, на «два» — бьют в собственные ладони, на «три» — по своим коленям.

    Преподаватель и ребенок стоят лицом друг к другу.Преподаватель считает как в игре 2:

    на счет «раз» руки бьют в руки партнера;

    на «два» — топают одной ногой,

    на «три» — другой ногой.

    Стоя напротив, преподаватель делает движения в зеркальном отражении. В эти игры необходимо играть ежедневно, на каждом занятия и дома.

    ПОСТЕПЕННОЕ ДОСТИЖЕНИЕ РИТМИЧНО РАВНОМЕРНОЙ ИГРЫ.

    Теперь, после описанных выше упражнений и игр, прочувствованный равномерный ритм активно выражается в инструментальной игре, в нашем случае — в игре на фортепиано. Тем не менее, на занятии это гложет проявляться не сразу. Необходимо запастись терпением.При этом важно соблюдать следующий правила:

    1. При игре номеров, содержащих ритмические требования преподаватель, используя дирижерскую палочку, ясно и выразительно ритмичными взмахами должен показывать каждую ноту.

    2. Ребенок не может сразу играть ритмично, так как ему трудно

    связать только что прочитанную ноту с предназначением для

    игры данной ноты пальцами. Он сначала должен подумать.

    Реактивность мышления тренируется ежедневными упражнениями.

    3. В занятиях с детьми этого возраста нельзя использовать также

    слова, как «ритмично» или «равномерно», так как дети вовсе

    не понимают их. Поэтому требуется абсолютно естественное,

    бессознательное обучение ритму.

    4. Совершенно необходимо, чтобы ребенок играл пьесу без остановок, нужно выбирать для начала медленный темп, чтобы ребенок мог представить внутренним слухом прочитанную ноту и приготовить соответствующий палец. Недопустимо сначала играть другую, ошибочную ноту, заметив это, прекращать игру и бессистемно начинать еще раз от какого-нибудь места. Если эта привычка закрепилась, музыкальный ритм развить невозможно.

    Какая связь существует между игрой без остановок и развитием хорошего ритмического чувства?

    Только играя без остановок ребенок может развивать музыкальный ритм. Лучше всего это можно ему показать в танцах под музыку.

    Способствует развитию хорошего ритмического чувства умение ребенка играть по нотам с предшествующем игре представлением звука. Если ребенок играет наизусть, не глядя в ноты, существует опасность, что игра станет механической, т. е. ребенок заучит движения, и не будет использовать свой, находящийся в развитии абсолютный слух, слуховое представление не будет функционировать.

    Предупреждение этой опасности не должно восприниматься слишком легковесно.

    Абсолютный слух начинает развиваться с определения на слух созвучий (аккордов). Если ребенок слышит 1-2 созвучия, то постепенно абсолютно услышит и отдельные звуки. Ребенок выбирает игрушку для каждого аккорда. Это должны быть игрушки, изображающие животных, чтобы можно было с ними разговаривать. Каждому аккорду соответствует определенная игрушка, это соответствие безусловно сохраняется на весь период обучения.

    Аккорд I вводится уже на первом уроке. Ребенок приносит на это занятие одну игрушку. Игрушечные машины, локомотивы, самолеты не пригодны, так как не могут говорить, рассказывать. Напротив, для детей этой возрастной группы игрушки-животные являются совершенно одушевленными существами, с которыми можно беседовать. Чтобы игрушка могла использоваться на первом уроке, необходимо в предварительной беседе проинформировать об этом родителей, подчеркнув, что ребенок должен выбрать игрушку самостоятельно.

    Вместо игрушки-животного можно использовать куклу. В этом случае для двух других аккордов должны быть выбраны животные, потому что у детей куклы или животные часто не имеют имени, но и с куклой медведь и заяц называются различно.

    Читайте также  Защита информации виртуальных частных сетей

    ННОД по музыке в подготовительной группе «Где живут звуки?» Цель:формировать знания детей о видах звуков, музыкальной грамоте. Задачи: Образовательные задачи: научить различать шумовые и музыкальные.

    Презентация на различение парных звонких и глухих согласных «Найди соседа» Цель игры: учить детей на слух определять парные звонкие и глухие согласные, развивать фонематический слух, обогащать словарь детей. Обучение.

    На тему «Абсолютный слух»

    [ Tags | музыка, психология ]

    Б.М.Теплов в монографии «Психология музыкальных способностей» (1947) посвящает целую главу феномену абсолютного слуха.

    Мне очень понравилась его книга и особенно эта глава, и ниже я перескажу своими словами основные выводы Теплова об абсолютном слухе.

    Теплов выделяет главную определяющую черту абсолютного слуха как способность практически мгновенно, не задумываясь, назвать ноту, услышав ее звучание. Обладатели абсолютного слуха иногда ошибаются, но весьма редко, обычно в считанных процентах случаев.

    Нередко встречается немного другая способность: бывает, что люди умеют хорошо распознавать ноты, но далеко не мгновенно и с немалым числом ошибок. Как правило, им нужно несколько секунд или больше, и для идентификации нот они пользуются относительным слухом (распознаванием интервалов). А именно, они сравнивают то, что слышат, с референтной нотой, звучание которой они могут услышать
    «внутренним слухом» (например, нижнюю ноту диапазона своего голоса, или известную им ноту, которую недавно слышали).

    У таких людей есть прекрасная способность идентифицировать интервалы, а также отличная музыкальная память, и вместе эти две способности дают им хороший шанс назвать любую ноту правильно. Вместе с тем, Теплов называет такой способ «псевдоабсолютным слухом», потому что главного в нем нет: мгновенного узнавания ноты, не сравнивая ее с другими — с той же легкостью, с какой мы узнаем, скажем, красный цвет, не сравнивая его в воображении с другими цветами.

    Характерные черты псевдоабсолютного слуха: долгое время реакции, значительно больший процент ошибок, и наконец, если обладатель псевдоабсолютного слуха ошибся на пол-тона или тон в одной ноте (и его не исправили), то он сохранит такую ошибку во всех следующих. Это ясно указывает именно на использование интервалов, в то время как обладатели абсолютного слуха, если они ошибаются, никогда не переносят эту ошибку на следующие ноты.

    Вернемся теперь к собственно абсолютному слуху, когда нота распознается сама по себе, без сравнения с другими. Теплов пишет, что следует отличать активный абсолютный слух, обладатели которого могут и распознать любую ноту, и спеть правильно любую ноту по ее названию — от пассивного абсолютного слуха, когда могут распознать, но не могут спеть. Эти две категории легко отличают друг от друга при проверке, между ними видная четкая разница.

    Вдобавок к этому, обладатели пассивного слуха обычно могут распознать не все инструменты — например, фортепиано могут, а звуки скрипки или чужого голоса — нет или намного хуже. Обладатели активного слуха, те, кто могут спеть любую ноту — как правило, могут также распознать ноты любого инструмента.

    У Теплова есть очень интересное объяснение этих различий (я не знаю, насколько оно общепринято). Любой звук любого инструмента несет в себе как информацию о высоте (основной тон), так и тембр — сложный набор дополнительных тонов, обертонов, составляющий характерное ощущение данного инструмента. Более того, у каждой ноты свой тембр — две разные ноты на фортепиано не просто обе имеют «тембр фортепиано», но и заметно отличаются друг от друга по тембру, а не только по высоте. Теплов пишет, что мы, простые смертные без абсолютного слуха, воспринимаем в каждом звуке, что мы слышим — тембр: абсолютно, а высоту: относительно. Это значит, что мы слышим тембр звука как нечто законечнное и уникальное для него, но высоту саму по себе мы не воспринимаем как что-то определенное — а только отношения разных высот, движение от одной высоты к другой, интервал.

    Это объясняет, по мнению Теплова, реальные, но очень скромные успехи попыток многих психологов научить людей без абсолютного слуха распознавать ноты. Как правило, такие попытки приводят к тому, что у подопытных улучшается способность называть ноты в пределах одной-двух октав, но только у одного инструмента, все равно намного хуже, чем даже «псевдоабсолютный слух», и наконец, без практики быстро забывается. Теплов объясняет это все тем, что все это — попытки научиться распознавать ноту только через ее тембр, не пытаясь даже вычленить собственно высоту. Такие люди описывают свой процесс узнавания в терминах «светлые», «яркие», «тусклые», «объемные», «тонкие» итд. — все эти метафоры ассоциируются именно с тембром.

    Обладатель абсолютного слуха, с другой стороны, и тембр и высоту воспринимает абсолютно, ему не нужно их сравнивать с другими нотами, звучащими в памяти, чтобы распознать. Чем же отличается тогда пассивный абсолютный слух от активного? При пассивном слухе человек все еще частично опирается на тембр в деле распознания звуков, не отделяет как следует тембр от высоты звука. Это объясняет, почему обладатель пассивного слуха часто распознает одни инструменты, но не другие — его распознавание опирается в том числе на тембр; и почему такой обладатель не может спеть ноту по названию — из-за огромной разницы между тембром своего голоса и тембром инструмента.

    А вот когда есть активный абсолютный слух, то его обладатель не пользуется тембром. В его восприятии «музыкальная высота» звука четко отделяется от тембра, и распознается сама по себе. Поэтому и все инструменты для него не проблема, и спеть тоже. Словно у него есть особая нейронная сеть (мои слова, не Теплова), которая натренирована на то, чтобы вычленить и категоризовать высоту звука. В отличие от пассивного слуха, когда нейронная сеть настроена на распознавание высоты, но с использованием тембра в качестве существенной подпорки. И в отличие от всех остальных, простых смертных, у которой этой нейронной сети вообще нет.

    На вопрос «можно ли обучить абсолютному слуху взрослого человека, у которого до сих пор его не было» Теплов отвечает отрицательно. Добавлю, что 70 лет спустя ответ тот же — в недавнем англоязычном обзоре абсолютного слуха я прочитал то же самое: все опыты давали или четко отрицательные, или как минимум сомнительные результаты. «Псевдоабсолютный» слух, описанный выше, развивается обычно сам, ему учить не надо. А научить можно только весьма слабой (и после того, как перестал упражняться, быстро исчезающей) способности распознавать ноты, той, которая согласно Теплову — по тембру.

    Итак, подытожим. Теплов описывает четыре разные способности, которые перечисляю в порядке снижения моего офигевания от них:

    1. Активный абсолютный слух: может мгновенно распознать ноту, сыгранную на любом инструменте, и спеть любую ноту на заказ. Не пользуется для этого относительным слухом. Основан на способности изолировать в звуке собственно высоту и воспринять ее «абсолютно».

    2. Пассивный абсолютный слух: может мгновенно распознать ноту некоторых инструментов, но часто не всех и не чужого голоса (их тоже может, но куда больше ошибок). Не может спеть ноту по названию. Не пользуется относительным слухом. Основан на «абсолютном» восприятии высоты звука вместе с тембром, не отдельно от него.

    3. Псевдоабсолютный слух: может распознать ноты с заметной задержкой, минимум несколько секунд, а иногда куда дольше. Сознательно пользуется относительным слухом для сравнения с известной референтной нотой, которую либо помнит, либо поет «внутренним голосом». Процент ошибок невелик, но все же больше, чем при настоящем абсолютном слухе.

    4. Натренированный «абсолютный слух», на самом деле таковым не являющийся: люди, которые долго и упорно тренировались в распознавании нот и достигли определенного успеха, неизбежно намного более ограниченного, чем абсолютный слух. Их распознание основано на одном лишь тембре и вообще не работает при смене инструмента. После прекращения практики способность быстро ухудшается.

    Буду рад замечаниям и дополнениям от знающих людей. Если у вас есть абсолютный слух, буду признателен, если вы примерите себя к классификации выше, а также расскажете о том, как вы ощущаете распознавание звуков.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: