Музыкальные символы России - OXFORDST.RU

Музыкальные символы России

Музыкальные символы России

«Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага».

Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя. Их пели во время жертвоприношения на богослужении, на различных торжествах и празднествах.

Гимн представляет собой символ, наряду с флагом (знаменем) и гербом. Всякий символ — это знак, указывающий на присутствие в видимом или слышимом чего-то большего, важнейшего, духовно значимого.

Флаг, знамя (определённого цвета широкое полотнище на древке или шнуре, принадлежащее государству, организации или воинской части) является общим визуальным символом, издавна воплощавшим главную мысль: «С нами Бог, Его мощь и слава!» и конкретный девиз государства.

Герб — (эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) это визуально воспринимаемая геральдическая эмблема, детализирующая сакральное, политическое, национальное и территориальное устройство государства.(1)

Гимн есть символ, подобный гербу по смыслу. Но в отличие от последнего, в нем мистический и политический идеал государства воплощается в слове и музыке. Он, как и знамя, всегда был наиболее общедоступным и демократичным государственным «манифестом». Поэтому, когда в стране происходили изменения в религиозном, политическом, национальном устройстве, обычно, прежде всего, менялись гимн и знамя. И лишь спустя некоторое время они конкретизировались в новом гербе, который в художественной форме на языке живописи и орнамента аллегорически воплощал политический идеал нового государственного устройства.

В гимне в лаконичной форме величального песнопения формулировался высший нравственно-этический идеал страны, ее важнейшие цели и достижения. Но и первое лицо государства (пророк, герой, князь, царь, а ныне — президент), в честь которого исполнялся гимн, издавна считалось персональным воплощением этих ценностей. Поэтому в гимне нередко воспевались не только достижения государства, но и личные достоинства вождя.

С этой точки зрения гимн оказывался как бы идеальным отражением личности вождя, его высоких деяний во главе страны. Соответственно, при исполнении гимна люди и по сей день отдают ему (а точнее — олицетворяемым им нравственным ценностям) почести, сравнимые с чинопочитанием самого вождя. При первых звуках гимна принято снимать головные уборы, вставать с мест, если гимн исполняется в зале. Военным подается команда «смирно», они салютуют гимну оружием. В особо торжественных церемониях, например, на параде, его исполнение нередко сопровождается пушечным салютом и возгласами «ура!». Раньше гимну выражали знаки религиозного почтения: люди становились на колени, к гимну присоединялся колокольный звон.(2) Подавались и особые армейские команды по родам войск: «пики в руки», «шашки вон», «на караул» и др.

Гимн всегда оказывал благотворное воздействие на своих граждан. Он объединял и сплачивал их, помогал переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. С пением церковных гимнов под православными хоругвями выходили русские воины на бой с татарами на Куликовом поле. Со слезами на глазах пел гимн «Тебе, Бога, хвалим» Петр Великий, благодаря Господа за победу в войне со Швецией. С «Преображенским маршем» в сердце шли в атаку на «Чертов мост» егеря А.В. Суворова в легендарном «Альпийском» походе. Под звуки «Боже, Царя храни» и под Андреевским флагом русские герои-моряки открыли кингстоны крейсера «Варяг» и затопили свой любимый корабль, не желая сдаваться коварному врагу.

Христианские гимны ведут свое происхождение от древних церковных песнопений, типа «Аллилуйя», «Яко свят Господь наш», «Слава Тебе, Боже» и трубных (фанфарных) сигналов, олицетворявших во времена Моисея (ок. 1350-1230 гг. до РХ.) присутствие Бога на богослужении и воплощавших аллегорическую молитву Господу. Эти два истока современной гимнодии долгое время, до середины второго тысячелетия нашей эры развивались параллельно, все более детализируя сферы применения и совершенствуя музыкальную технику. Затем они объединились в славильных кантах XVI-XVII вв. и гимнах более позднего периода. И по сей день короткие однотонные сигналы труб, как молния, пронизывающие музыкальную ткань гимна, придают ему характер особой торжественности и величия. Одновременно, обе составляющие гимнов продолжали самостоятельное развитие как церковные песнопения и фанфарные сигналы.

Несмотря на важность атрибутов величания, берущих свое начало в онтологических смыслах трубных гласов, важнейшей составляющей гимнодии является вокальное прославление. Поэтому остановимся подробнее на истории славильного напева в его связи с русской гимнодией.

Первыми гимнами, и в наше время не утратившими свое значение в христианском богослужении, с ветхозаветных времен остаются псалмы царя Давида.(3) Они полностью перешли в Христианскую эру, так как Сам Христос, согласно преданию, пел со своими учениками пасхальные псалмы и объяснял метафорические описания Своего служении, содержащиеся в псалмах.(4)

Собственно христианские гимны возникли в самом начале нашей эры, когда из-за гонений первые исповедники Христовы прославляли Господа тайно, в катакомбах и пещерах. Одним из известных авторов одноголосных христианских гимнов-мадраске, в дальнейшем получивших развитие как в византийской, так и в западной конфессии, был сириец Ефрем Сирин (VI в.).

Литургия восточно-христианской церкви изначально складывалась как последовательность словесных и вокальных восхвалений Единого Бога, Святой Троицы, Богородицы и святых. Большинство жанров церковных песнопений, таких как тропарь, кондак, акафист, псалом — это гимны. Поэтому отцы церкви — создатели византийской литургии — Василий Великий (VI в.), Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VII в.) одновременно получили известность и как авторы духовных гимнов.

Наряду с церковными, в Византии большое распространение получили гимны — аккламации, представлявшие собой торжественные приветствия и славословия в адрес Патриарха или Императора. Они распевались профессиональными певцами в сопровождении музыкальных инструментов. В особо торжественные моменты к ним присоединялось пение всех присутствующих. Патриарх и Император воспринимались византийцами как существа, исполненные благодати Божией (благодати священства и царства). В обращении к ним нужно было постоянно прилагать эпитет «солнце» (впоследствии подобная форма восхваления привилась и на русской почве по отношению к князю, а затем и к царю).(5)

Исполнение гимнов в западно-христианском богослужении было введено епископом Амвросием из Милана (VI в.). Ему принадлежало несколько одноголосных гимнов, получивших затем распространение по всей Западной Европе. Первые образцы многоголосных церковных гимнов появились на Западе в XIV в. Одним из наиболее известных авторов трехголосных торжественных песнопений был Г. Дюфаи, который написал около 20 таких сочинений с колорированной хоровой мелодией, в основном, в дисканте. В отдельных случаях средние голоса в них поручались инструментам.

1 Например, заимствованный в Византии Двуглавый орел с Короной на традиционном Русском гербе означает единство церкви и государства под эгидой православного Государя.

2 В настоящее время мы наблюдаем возрождение традиции колокольного звона в момент исполнении гимна А. Александрова.

3 Вспомним, к примеру, знаменитый псалом № 148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. » Или псалом №№ 147, 150. Все они — это хвалебные песни Господу.

4 См. Нюстрем Э. Библейский словарь. «Библия для всех», СПб., 2000. С. 364.

5 Принципы восхваления императора, бытовавшие в христианской Византии, в свою очередь были заимствованы из ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете читаем: «. И увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья, и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудьями музыкальными и искусные в славословии. » (2 Пар. 1: 34).

Музыкальные символы России

«Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага».
Григорий Нисский.

Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя. Их пели во время жертвоприношения на богослужении, на различных торжествах и празднествах.

Гимн представляет собой символ, наряду с флагом (знаменем) и гербом. Всякий символ — это знак, указывающий на присутствие в видимом или слышимом чего-то большего, важнейшего, духовно значимого.

Флаг, знамя (определённого цвета широкое полотнище на древке или шнуре, принадлежащее государству, организации или воинской части) является общим визуальным символом, издавна воплощавшим главную мысль: «С нами Бог, Его мощь и слава!» и конкретный девиз государства.

Герб — (эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) это визуально воспринимаемая геральдическая эмблема, детализирующая сакральное, политическое, национальное и территориальное устройство государства.(1)

Гимн есть символ, подобный гербу по смыслу. Но в отличие от последнего, в нем мистический и политический идеал государства воплощается в слове и музыке. Он, как и знамя, всегда был наиболее общедоступным и демократичным государственным «манифестом». Поэтому, когда в стране происходили изменения в религиозном, политическом, национальном устройстве, обычно, прежде всего, менялись гимн и знамя. И лишь спустя некоторое время они конкретизировались в новом гербе, который в художественной форме на языке живописи и орнамента аллегорически воплощал политический идеал нового государственного устройства.

В гимне в лаконичной форме величального песнопения формулировался высший нравственно-этический идеал страны, ее важнейшие цели и достижения. Но и первое лицо государства (пророк, герой, князь, царь, а ныне — президент), в честь которого исполнялся гимн, издавна считалось персональным воплощением этих ценностей. Поэтому в гимне нередко воспевались не только достижения государства, но и личные достоинства вождя.

Читайте также  Коллизионные нормы МЧП

С этой точки зрения гимн оказывался как бы идеальным отражением личности вождя, его высоких деяний во главе страны. Соответственно, при исполнении гимна люди и по сей день отдают ему (а точнее — олицетворяемым им нравственным ценностям) почести, сравнимые с чинопочитанием самого вождя. При первых звуках гимна принято снимать головные уборы, вставать с мест, если гимн исполняется в зале. Военным подается команда «смирно», они салютуют гимну оружием. В особо торжественных церемониях, например, на параде, его исполнение нередко сопровождается пушечным салютом и возгласами «ура!». Раньше гимну выражали знаки религиозного почтения: люди становились на колени, к гимну присоединялся колокольный звон.(2) Подавались и особые армейские команды по родам войск: «пики в руки», «шашки вон», «на караул» и др.

Гимн всегда оказывал благотворное воздействие на своих граждан. Он объединял и сплачивал их, помогал переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. С пением церковных гимнов под православными хоругвями выходили русские воины на бой с татарами на Куликовом поле. Со слезами на глазах пел гимн «Тебе, Бога, хвалим» Петр Великий, благодаря Господа за победу в войне со Швецией. С «Преображенским маршем» в сердце шли в атаку на «Чертов мост» егеря А.В. Суворова в легендарном «Альпийском» походе. Под звуки «Боже, Царя храни» и под Андреевским флагом русские герои-моряки открыли кингстоны крейсера «Варяг» и затопили свой любимый корабль, не желая сдаваться коварному врагу.

Христианские гимны ведут свое происхождение от древних церковных песнопений, типа «Аллилуйя», «Яко свят Господь наш», «Слава Тебе, Боже» и трубных (фанфарных) сигналов, олицетворявших во времена Моисея (ок. 1350-1230 гг. до РХ.) присутствие Бога на богослужении и воплощавших аллегорическую молитву Господу. Эти два истока современной гимнодии долгое время, до середины второго тысячелетия нашей эры развивались параллельно, все более детализируя сферы применения и совершенствуя музыкальную технику. Затем они объединились в славильных кантах XVI-XVII вв. и гимнах более позднего периода. И по сей день короткие однотонные сигналы труб, как молния, пронизывающие музыкальную ткань гимна, придают ему характер особой торжественности и величия. Одновременно, обе составляющие гимнов продолжали самостоятельное развитие как церковные песнопения и фанфарные сигналы.

Несмотря на важность атрибутов величания, берущих свое начало в онтологических смыслах трубных гласов, важнейшей составляющей гимнодии является вокальное прославление. Поэтому остановимся подробнее на истории славильного напева в его связи с русской гимнодией.

Первыми гимнами, и в наше время не утратившими свое значение в христианском богослужении, с ветхозаветных времен остаются псалмы царя Давида.(3) Они полностью перешли в Христианскую эру, так как Сам Христос, согласно преданию, пел со своими учениками пасхальные псалмы и объяснял метафорические описания Своего служении, содержащиеся в псалмах.(4)

Собственно христианские гимны возникли в самом начале нашей эры, когда из-за гонений первые исповедники Христовы прославляли Господа тайно, в катакомбах и пещерах. Одним из известных авторов одноголосных христианских гимнов-мадраске, в дальнейшем получивших развитие как в византийской, так и в западной конфессии, был сириец Ефрем Сирин (VI в.).

Литургия восточно-христианской церкви изначально складывалась как последовательность словесных и вокальных восхвалений Единого Бога, Святой Троицы, Богородицы и святых. Большинство жанров церковных песнопений, таких как тропарь, кондак, акафист, псалом — это гимны. Поэтому отцы церкви — создатели византийской литургии — Василий Великий (VI в.), Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VII в.) одновременно получили известность и как авторы духовных гимнов.

Наряду с церковными, в Византии большое распространение получили гимны — аккламации, представлявшие собой торжественные приветствия и славословия в адрес Патриарха или Императора. Они распевались профессиональными певцами в сопровождении музыкальных инструментов. В особо торжественные моменты к ним присоединялось пение всех присутствующих. Патриарх и Император воспринимались византийцами как существа, исполненные благодати Божией (благодати священства и царства). В обращении к ним нужно было постоянно прилагать эпитет «солнце» (впоследствии подобная форма восхваления привилась и на русской почве по отношению к князю, а затем и к царю).(5)

Исполнение гимнов в западно-христианском богослужении было введено епископом Амвросием из Милана (VI в.). Ему принадлежало несколько одноголосных гимнов, получивших затем распространение по всей Западной Европе. Первые образцы многоголосных церковных гимнов появились на Западе в XIV в. Одним из наиболее известных авторов трехголосных торжественных песнопений был Г. Дюфаи, который написал около 20 таких сочинений с колорированной хоровой мелодией, в основном, в дисканте. В отдельных случаях средние голоса в них поручались инструментам.

1 Например, заимствованный в Византии Двуглавый орел с Короной на традиционном Русском гербе означает единство церкви и государства под эгидой православного Государя.
2 В настоящее время мы наблюдаем возрождение традиции колокольного звона в момент исполнении гимна А. Александрова.
3 Вспомним, к примеру, знаменитый псалом № 148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. » Или псалом №№ 147, 150. Все они — это хвалебные песни Господу.
4 См. Нюстрем Э. Библейский словарь. «Библия для всех», СПб., 2000. С. 364.
5 Принципы восхваления императора, бытовавшие в христианской Византии, в свою очередь были заимствованы из ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете читаем: «. И увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья, и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудьями музыкальными и искусные в славословии. » (2 Пар. 1: 34).

Музыка. 1 класс

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 2. «Интонация. Гимн Россиимузыкальный символ моей

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Интонация – основа характера и содержания музыкальных произведений. Интонации речевые и музыкальные. Интонации выразительные и изобразительные.
  2. Гимн – главная песня нашей Родины. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Интонационно-содержательная основа Гимна России.

Глоссарий по теме:

Интонация – основа нашей речи и основа музыки, передающая смысл. В зависимости от применения восходящей или нисходящей интонации в речи, одно и тоже произнесенное слово может восприниматься как удивление или как утверждение. Вопросительные, восклицательные и повествовательные интонации называются так не случайно: они передают соответствующие смыслы.

Музыкальная интонация еще сложнее и многограннее. Она передает не только характер высказывания, но и служит основой смысла музыки. Именно из интонаций рождаются мелодии. Каков характер интонации, – таков и характер мелодии.

Именно по зерну интонации мы узнаем знакомые песни и другие музыкальные произведения. Достаточно услышать всего несколько звуков, и мы сразу вспоминаем знакомое произведение.

Некоторые интонации – очень короткие, состоят всего из двух звуков. Однако, это не мешает им быть очень выразительными. Например, гимническая интонация, с которой начинается Гимн России. Она очень гордая, яркая, уверенная, чистая. Название интонации «гимническая» происходит от слова «гимн», ведь эта интонация используется композиторами для сочинения гимнов. Композиторы учитывают характер этой интонации, сочиняя гимны. Обычно слушатели узнают Гимн Российской Федерации, услышав всего лишь эти два звука, и начинают петь. Неудивительно: ведь они располагаются в самом начале!

А знаменитая детская песня «В лесу родилась елочка»? Ее тоже узнают по характерной изящной, взлетающей ввысь, но очень красивой интонации из двух первых звуков.

Если прислушиваться к мелодиям звучащих произведений, то можно легко составить свою «копилку» разнообразных музыкальных интонаций. Такой опыт поможет лучше понимать музыку и даже сочинять ее осознанно.

Ключевые слова

Шумовой звук; музыкальный звук; имитация звука; интонация; нота; нотоносец; звукоряд; скрипичный ключ; слушатель; композитор; музыкант; исполнитель.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Г.П. Сергеева. Музыка. Учебник. для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2017.

2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.

3. Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 класс. Учебник пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2014.

4. Л.В. Михеева. Словарь юного музыканта – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.

5. Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. – М.: Новый диск, 2008.

6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мультимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Джнерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем, что интонация – основа музыки;

научимся исполнять разные интонации;

сможем понять значение гимна.

Основное содержание урока

Послушайте музыку. Знакома ли вам она? Как она называется? Давайте поразмышляем, в каких жизненных ситуациях может звучать такая музыка? Почему ее называют музыкальным символом нашей Родины? Какие чувства передает ее начальная интонация?

Главные символы всех государств – это герб, флаг, гимн. Гимн – величественная, торжественная, хвалебная песня. Она рассказывает о любви человека к своей Родине. Гимн России прославляет могущество и величие нашей огромной страны.

Читайте также  Недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

Каждый гражданин должен уважать символы своего Государства, знать слова гимна своей Родины. Слова гимна рассказывают о могуществе и величии нашей страны, ее богатой истории, необъятных просторах. Гимн объединяет людей всех национальностей, всех, кто любит свою Родину, гордится ею и желает ей процветания. Её исполняют на больших торжествах: праздниках, парадах, мероприятиях государственного значения, в ознаменование спортивных побед.

Музыка гимна России – торжественная, праздничная, величественная. Гимн исполняют и слушают стоя, чтоб продемонстрировать любовь и уважение к своей стране, к своей Родине. Послушаем стоя Гимн России. Не правда ли, эта музыка вдохновляет людей гордиться своей страной, героями своей Родины?

Текст гимна Российской Федерации написал замечательный детский поэт Сергей Владимирович Михалков. Все ребята знают его замечательные стихи: «А что у вас?», «Дядя Степа» и многие другие. Они легко запоминаются и радуют нас своей выразительностью и точностью. Вот и текст Гимна России очень точно передает величественный образ нашей страны, нашу гордость за нее и ощущение великого будущего.

Музыку гимна России сочинил композитор Александр Васильевич Александров. Она серьезная и торжественная, начинается с двух запоминающихся звуков, которые музыканты называют гимнической интонацией. Вспомните начало Гимна России, пропойте эти звуки сначала «про себя», а потом вслух. Вы наверняка ощутили гордость и уверенность. Так повлияла на вас гимническая интонация.

А что такое интонация?

Прежде чем дать ответ на этот важный вопрос, представьте себе, что вы приходите домой, бросаете в угол одежду, рассыпаете содержимое портфеля по всей комнате, берете игрушки и раскидываете их по всей квартире. Мама смотрит удивленно на всё это безобразие и произносит: «Так… Это мне нравится!» Однако, не смотря на слова мамы, вы понимаете, что ей это совсем не нравится! Как же вы догадались, что маме не нравится такое ваше поведение? Да, весь секрет в строгости маминого голоса, её огорченной интонации.

Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, меняют смысл сказанного. Давайте попробуем произнести фразу «Как он поет» с разной интонацией.

У нас получилось и восхищение, и удивление, и даже разочарование в зависимости от интонации. Интонация делает речь людей выразительной и эмоциональной. В музыкальной интонации содержится характер музыки: спокойный, ласковый, торжественный, грустный, взволнованный.

Интонации бывают выразительные и изобразительные. Выразительные интонации раскрывают настроения, мысли, чувства человека. Изобразительные интонации передают разнообразные звуки, шумы, движения, например, шаги, бой часов, шум моря, стук колес. Спойте интонацию кукушки: «ку-ку, «ку-ку». Какая это интонация: выразительная или изобразительная? Вы абсолютно правы: она подражает голосу кукушки, изображает ее голос. Значит, эта интонация, – изобразительная.

Один из музыкальных символов нашей Родины – русская народная песня «Во поле береза стояла». Напойте ее начальную интонацию. Как вы полагаете, она выразительная или изобразительная. Да, прежде всего она выражает чувства, поэтому мы ее можем назвать выразительной. А теперь споем интонацию колыбельной песни вместе с подходящими движениями. Что она изображает? Да, действительно: покачивание колыбели. А еще она выражает спокойствие, ласку, заботу, добро, любовь. Значит, интонации колыбельной песни присущи и изобразительность, и выразительность.

На этом уроке мы размышляли о главных символах нашей Родины, познакомились с главной песней нашей страны – гимном России, узнали о торжественной, величественной интонации этого музыкального произведения, выяснили, что интонация – главное выразительное средство музыки.

Разбор типового тренировочного задания

Под картинками подпишите названия Государственных символов России:

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка: Вспомни, как называются основные символы России.

Музыкальные символы России

Музыкальные символы России

«Гимн есть воздаваемое Богу благословение за дарованные нам блага».

Слово гимн (от греч. петь хвалебную песнь, воспевать, прославлять) означает торжественное, хвалебное, прославляющее песнопение. В древности гимны создавались для восхваления Бога (богов), национального героя или царя. Их пели во время жертвоприношения на богослужении, на различных торжествах и празднествах.

Гимн представляет собой символ, наряду с флагом (знаменем) и гербом. Всякий символ — это знак, указывающий на присутствие в видимом или слышимом чего-то большего, важнейшего, духовно значимого.

Флаг, знамя (определённого цвета широкое полотнище на древке или шнуре, принадлежащее государству, организации или воинской части) является общим визуальным символом, издавна воплощавшим главную мысль: «С нами Бог, Его мощь и слава!» и конкретный девиз государства.

Герб — (эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах) это визуально воспринимаемая геральдическая эмблема, детализирующая сакральное, политическое, национальное и территориальное устройство государства.(1)

Гимн есть символ, подобный гербу по смыслу. Но в отличие от последнего, в нем мистический и политический идеал государства воплощается в слове и музыке. Он, как и знамя, всегда был наиболее общедоступным и демократичным государственным «манифестом». Поэтому, когда в стране происходили изменения в религиозном, политическом, национальном устройстве, обычно, прежде всего, менялись гимн и знамя. И лишь спустя некоторое время они конкретизировались в новом гербе, который в художественной форме на языке живописи и орнамента аллегорически воплощал политический идеал нового государственного устройства.

В гимне в лаконичной форме величального песнопения формулировался высший нравственно-этический идеал страны, ее важнейшие цели и достижения. Но и первое лицо государства (пророк, герой, князь, царь, а ныне — президент), в честь которого исполнялся гимн, издавна считалось персональным воплощением этих ценностей. Поэтому в гимне нередко воспевались не только достижения государства, но и личные достоинства вождя.

С этой точки зрения гимн оказывался как бы идеальным отражением личности вождя, его высоких деяний во главе страны. Соответственно, при исполнении гимна люди и по сей день отдают ему (а точнее — олицетворяемым им нравственным ценностям) почести, сравнимые с чинопочитанием самого вождя. При первых звуках гимна принято снимать головные уборы, вставать с мест, если гимн исполняется в зале. Военным подается команда «смирно», они салютуют гимну оружием. В особо торжественных церемониях, например, на параде, его исполнение нередко сопровождается пушечным салютом и возгласами «ура!». Раньше гимну выражали знаки религиозного почтения: люди становились на колени, к гимну присоединялся колокольный звон.(2) Подавались и особые армейские команды по родам войск: «пики в руки», «шашки вон», «на караул» и др.

Гимн всегда оказывал благотворное воздействие на своих граждан. Он объединял и сплачивал их, помогал переносить тяготы испытаний. С ним люди шли на подвиг и на смерть во время сражений. С пением церковных гимнов под православными хоругвями выходили русские воины на бой с татарами на Куликовом поле. Со слезами на глазах пел гимн «Тебе, Бога, хвалим» Петр Великий, благодаря Господа за победу в войне со Швецией. С «Преображенским маршем» в сердце шли в атаку на «Чертов мост» егеря А.В. Суворова в легендарном «Альпийском» походе. Под звуки «Боже, Царя храни» и под Андреевским флагом русские герои-моряки открыли кингстоны крейсера «Варяг» и затопили свой любимый корабль, не желая сдаваться коварному врагу.

Христианские гимны ведут свое происхождение от древних церковных песнопений, типа «Аллилуйя», «Яко свят Господь наш», «Слава Тебе, Боже» и трубных (фанфарных) сигналов, олицетворявших во времена Моисея (ок. 1350-1230 гг. до РХ.) присутствие Бога на богослужении и воплощавших аллегорическую молитву Господу. Эти два истока современной гимнодии долгое время, до середины второго тысячелетия нашей эры развивались параллельно, все более детализируя сферы применения и совершенствуя музыкальную технику. Затем они объединились в славильных кантах XVI-XVII вв. и гимнах более позднего периода. И по сей день короткие однотонные сигналы труб, как молния, пронизывающие музыкальную ткань гимна, придают ему характер особой торжественности и величия. Одновременно, обе составляющие гимнов продолжали самостоятельное развитие как церковные песнопения и фанфарные сигналы.

Несмотря на важность атрибутов величания, берущих свое начало в онтологических смыслах трубных гласов, важнейшей составляющей гимнодии является вокальное прославление. Поэтому остановимся подробнее на истории славильного напева в его связи с русской гимнодией.

Первыми гимнами, и в наше время не утратившими свое значение в христианском богослужении, с ветхозаветных времен остаются псалмы царя Давида.(3) Они полностью перешли в Христианскую эру, так как Сам Христос, согласно преданию, пел со своими учениками пасхальные псалмы и объяснял метафорические описания Своего служении, содержащиеся в псалмах.(4)

Собственно христианские гимны возникли в самом начале нашей эры, когда из-за гонений первые исповедники Христовы прославляли Господа тайно, в катакомбах и пещерах. Одним из известных авторов одноголосных христианских гимнов-мадраске, в дальнейшем получивших развитие как в византийской, так и в западной конфессии, был сириец Ефрем Сирин (VI в.).

Литургия восточно-христианской церкви изначально складывалась как последовательность словесных и вокальных восхвалений Единого Бога, Святой Троицы, Богородицы и святых. Большинство жанров церковных песнопений, таких как тропарь, кондак, акафист, псалом — это гимны. Поэтому отцы церкви — создатели византийской литургии — Василий Великий (VI в.), Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст (VI в.) и Иоанн Дамаскин (VII в.) одновременно получили известность и как авторы духовных гимнов.

Наряду с церковными, в Византии большое распространение получили гимны — аккламации, представлявшие собой торжественные приветствия и славословия в адрес Патриарха или Императора. Они распевались профессиональными певцами в сопровождении музыкальных инструментов. В особо торжественные моменты к ним присоединялось пение всех присутствующих. Патриарх и Император воспринимались византийцами как существа, исполненные благодати Божией (благодати священства и царства). В обращении к ним нужно было постоянно прилагать эпитет «солнце» (впоследствии подобная форма восхваления привилась и на русской почве по отношению к князю, а затем и к царю).(5)

Читайте также  Мировой финансовый рынок и его структура

Исполнение гимнов в западно-христианском богослужении было введено епископом Амвросием из Милана (VI в.). Ему принадлежало несколько одноголосных гимнов, получивших затем распространение по всей Западной Европе. Первые образцы многоголосных церковных гимнов появились на Западе в XIV в. Одним из наиболее известных авторов трехголосных торжественных песнопений был Г. Дюфаи, который написал около 20 таких сочинений с колорированной хоровой мелодией, в основном, в дисканте. В отдельных случаях средние голоса в них поручались инструментам.

Ссылки:

1 Например, заимствованный в Византии Двуглавый орел с Короной на традиционном Русском гербе означает единство церкви и государства под эгидой православного Государя.

2 В настоящее время мы наблюдаем возрождение традиции колокольного звона в момент исполнении гимна А. Александрова.

3 Вспомним, к примеру, знаменитый псалом № 148: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его, хвалите Его, вся силы Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, вся звезды и свет. » Или псалом №№ 147, 150. Все они — это хвалебные песни Господу.

4 См. Нюстрем Э. Библейский словарь. «Библия для всех», СПб., 2000. С. 364.

5 Принципы восхваления императора, бытовавшие в христианской Византии, в свою очередь были заимствованы из ветхозаветной традиции. В Ветхом Завете читаем: «. И увидела: и вот царь стоит на возвышении своем при входе, и князья, и трубы подле царя, и весь народ земли веселится, и трубят трубами, и певцы с орудьями музыкальными и искусные в славословии. » (2 Пар. 1: 34).

Русская балалайка, музыкальный символ России

На самом деле так никто и не выяснил, откуда взялось название музыкального инструмента, который трогает сердца миллионов людей в мире и при упоминании о котором каждый человек сразу понимает, что речь идет о России.

По одной из версий, это слово образовано от татарского «бала», что переводится как «дитя», по другой — оно чисто русского происхождения и означает: балакать, балаболить, балагурить. Собственно, не ясен и сам факт появления балалайки на Руси. То ли она досталась нам от татар во времена татаро-монгольского ига, то ли балалайка появилась все же в России как некая альтернатива запрещенным церковью и государством музыкальных инструментов, на которых играли скоморохи.

В своих выступлениях они часто высмеивали духовенство, и это вызывало негодование со стороны церкви. В конце концов патриарх Никон убедил царя Алексея Михайловича (Тишайшего) извести ненавистных скоморохов.

А играли они, кроме прочего, на домрах — инструментах с круглым корпусом, и называли их домрачеями. Так вот, в 1648 году царь издал указ, где было написано: «А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и всякие гудебные сосуды, велеть изымать и, изломав те бесовские игры, велеть жечь». Так и поступили: отобрали у скоморохов инструменты, отвезли к Москве-реке и сожгли. Скоморохам — репрессии, инструментам — анафема.

И здесь на сцене народной жизни появляется балалайка! У нее треугольный корпус, и своим видом она уже не напоминает запрещенную домру. И, хотя ей еще очень далеко до заграничных выступлений, чтобы показать свои необыкновенные возможности, балалайка получила небывалую популярность внутри страны. Середина XVIII века — время триумфа балалайки. Но, увы, мы с вами не раз были свидетелями того, как блистательный успех и популярность оборачивались почти полным забвеньем. То же произошло и с балалайкой. Интерес постепенно угас, и вплоть до XIX века мы практически ничего не услышим об этом инструменте.

Иллюстрации музыкальных инструментов предоставлены Российским национальным музеем музыки

Возрождение балалайки напрямую связано с именем Василия Васильевича Андреева. Он родился в дворянской семье 3 мая 1861 года в городе Бежецке, что в Тверской губернии. С детства он обожал слушать народные песни, которые пели местные крестьяне, а позже проявилась и любовь к русским народным инструментам.

Бывая на городской ярмарке, Василий Васильевич всегда интересовался игрой народных музыкантов, нередко сам пробовал разные музыкальные инструменты и быстро учился на них играть. Но однажды он услышал, как его наемный работник Антип Васильев играет на балалайке. Он взял у работника примитивный инструмент и попробовал поиграть сам. Звучание пленило его. Потом в доме аптекаря А.П.Байера он познакомится с предводителем бежецкого дворянства А.С.Паскиным, который ко всему прочему слыл еще и виртуозом игры на балалайке. И, послушав его игру, В.В.Андреев навсегда потеряет покой.

Он решит усовершенствовать балалайку и играть на ней в концертах. В разработке новой балалайки будут участвовать несколько музыкальных мастеров, но конечный вариант сделает мастер-краснодеревщик С.И.Налимов. Современные музыкальные мастера считают его балалайки эталонными.

20 марта 1888 года в зале петербургского Кредитного общества состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайке», созданного В.В.Андреевым. Успех был ошеломляющий! Немногим позже стараниями композитора Н.П.Фомина создается Великорусский оркестр во главе с Андреевым, которому будет рукоплескать весь мир! А Фомин сочиняет произведения для оркестра и обрабатывает напетые Андреевым мелодии, превращая их в пьесы, которые мы знаем как вальсы, мазурки, полонезы В.Андреева. У Андреева не было музыкального образования, по-настоящему профессиональным музыкантом он не был, но он был гениальным продюсером, сумевшим собрать вокруг себя талантливых музыкантов и мастеров и создать «новый элемент в музыке». Именно за это Андреев был избран почетным членом Французской академии искусств.

И победа Великорусского оркестра на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, и блистательные выступления в разных странах — все это заслуги Андреева. Как и то, что его стараниями балалайка по-настоящему ушла в народ — солдаты царской армии обучались игре на этом инструменте. Да что и говорить, члены царской семьи музицировали на балалайках!

В 1904 году Андреев знакомится с балалаечником Борисом Трояновским. Сраженный виртуозностью музыканта, Андреев предлагает ему стать солистом Великорусского оркестра. Но, если Трояновский исполнял в основном народную музыку, то перехвативший исполнительскую эстафету Н.П.Осипов вышел к публике уже с произведениями классики в изложении на балалайке. Публика была в восторге! Но пока еще балалаечники играли больше по наитию, ведь профессиональных традиций не было. И когда Осипов был уже в зените славы, в 1951 году из Ленинграда в Москву приехал молодой Павел Нечепоренко. Вот кто фундаментально займется исполнительством на балалайке. Он даже будет изучать анатомию рук, чтобы довести искусство игры на балалайке до совершенства. После выступления в Глазго, где он на балалайке играл фортепианную рапсодию № 2 Ф.Листа, публика неистовствовала, а на утро одна из газет вышла с заголовком: «Нечепоренко — разрушитель залов!» Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР П.И.Нечепоренко создал собственную школу игры на балалайке, на которую опирается большинство современных исполнителей.

Сегодня балалайка претерпела лишь некоторые изменения. И не столько в конструктивном плане, сколько в качественном. Современные мастера увеличили ладовый диапазон и добились более мощного звучания. Но по-прежнему корпус инструмента изготавливается из волнистого клена, дека (передняя часть инструмента) — из ели, а гриф — из черного дерева. Зато исполнительский уровень современных балалаечников вырос невероятно. Их виртуозность поражает воображение. Кстати, в России игру на балалайке преподают от музыкальной школы до консерватории. Во многих странах, таких как США, Швеция, Франция, Япония, Австралия и др. играют на этом инструменте. Серьезные композиторы пишут для балалайки сложнейшие произведения. Среди них М.Броннер, Е.Подгайц, А.Кусяков и др. Балалайка играет уже не только с народными, но и с симфоническими и камерными оркестрами. Часто ее можно встретить в самых неожиданных музыкальных ансамблях, в том числе и в джазовых проектах.

Балалайка вошла и на территорию популярной музыки. Начала эстрадного исполнительства были заложены блистательным М.Ф.Рожковым, включавшим в программы мелодии эстрадных песен и музыку из кинофильмов. А сегодня молодежь уже использует самые современные звуковые эффекты, фонограммы и даже электробалалайку.

Не раз люди, впервые услышавшие балалайку, даже не со сцены, а «лицом к лицу», становились ее верными поклонниками. Потому что, соприкоснувшись с музыкальными вибрациями балалайки, необыкновенно тонкими и невероятно мощными, душа не может не ответить, не может противостоять наслаждению и всегда будет ждать каждой следующей встречи с волшебным звучанием трех струн. Всего лишь трех!

Автор статьи — Александр Марчаковский. Заслуженный артист России, известный музыкант и композитор, музыкальный редактор многочисленных телепередач, новатор в области формирования оригинального репертуара для балалайки. За годы яркой профессиональной деятельности Александру Марчаковскому удалось выявить специфику, своеобразие и сложность музыкально-исполнительских экспериментов, основанных на лучших достижениях инструментальной традиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: