Музыкальная культура Древней Индии - OXFORDST.RU

Музыкальная культура Древней Индии

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Древняя Греция (116)
  • Другое (100)
  • Древний Рим (61)
  • Древний Египет (43)
  • Древняя Индия (27)
  • Цивилизации Америки (7)
  • Крито-микенская цивилизация (7)
  • Древняя Месопотамия (7)
  • Древний Китай (6)
  • Финикийцы (3)
  • Древний Израиль (3)
  • Хетты (2)

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Музыка Древней Индии

Захотелось окунуться в несколько иную музыкальную культуру, отличную от европейской, полную тайн и очарования. Но в этом необычном мире музыки на самом деле можно обнаружить много общего и очень интересного, приоткрывающего завесу неизведанного и неразгаданного.

В индийской музыке есть звук «правитель», есть звук «министр», есть звуки «враги». Эти названия перекликаются с нашими тониками, доминантами и диссонансами, но об этом чуть дальше.

История собственно индийской цивилизации начинается с середины II тысячелетия до н.э. В это время с северо-запада в долины рек Инд и Ганг вторглись племена ариев, до сих пор хранящих тайну своего происхождения. Самым значительным памятником новой культуры, на протяжении более 3 тысяч лет развивавшейся и процветавшей на полуострове, стали, безусловно, веды, которые сложились из вдохновенных песнопений, звучавших на языке древнеиндийской культуры — санскрите и долгое время существовавших только в устной форме.

Веды (санскр. वेद — «знание», «учение») — собрание древнеиндийских текстов преимущественно сакрального характера. Из четырёх книг вед — Ригведа (Книга гимнов), Яджурведа (Веда жертвоприношений), Самаведа (Веда мелодий), Атхарваведа (Веда заклинаний) — старейшей и важнейшей является первая, определяющая содержание остальных.

В истории культуры Индии традиционно принято связывать происхождение музыки со временем возникновения Самаведы, куда вошли мелодии, созданные на основе литургических текстов более древних Яджурведы и особенно Ригведы. Развиваясь, структурно и композиционно усложняясь, совершенствуя свой мелодический язык, сохраняя изначально присущий ей характер строгого песнопения, со временем она выходит за пределы ритуальности и обретает самостоятельность.

Многочисленные древнеиндийские литературные памятники свидетельствуют о формировании в Индии специфического (исторически, этнически обусловленного) восприятия музыки, которая, с одной стороны, понималась как проявление божественного начала, как уникальное средство, позволяющее выйти в иной мир, как осуществлённое слияние явлений физического и духовного порядка, а с другой — стала неотъемлемой частью повседневной жизни.

Будучи тесно связанной со словом, жестом, движением, вокальная и инструментальная музыка в Индии издавна входила в некое сложное синкретическое (слитное) образование. Органичное слияние инструментальной музыки, пения и танца привело к возникновению специфически национальной, в высшей степени оригинальной формы искусства, получившей название «сангит» (музыка). Эта особенность древнеиндийского искусства нашла проявление в очень своеобразной форме — в той специфической символике, с целью воспроизведения которой музыкально-теоретические тексты предписывают исполнителю иметь, в зависимости от характера музыкального произведения, определённое выражение лица, пользоваться соответствующими жестами и др., в чем можно усмотреть стремление объединить музыкальные и театральные традиции.

Бхаратанатьям — один из восьми классических индийских танцев.

При помощи танца, исполняемого в сопровождении музыки, индусы считали возможным выражать самые глубокие и разнообразные переживания и даже воспроизводить весь строй Вселенной. Благодаря этому практически любое вокальное произведение должно восприниматься не только слухом, но и зрением. Использование особых систем — мудра (положение пальцев рук и кистей танцовщика) и хаста (положение рук по отношению к телу танцовщика) — сделало возможной передачу даже сложного литературного текста.

Древние формы индийского классического танца отличал до мельчайших деталей отработанный язык мимики и жестов, а для овладения им нужно было пройти многолетний курс обучения. Темы заимствовались из древнеиндийских легенд, в частности из «Рамаяны».

Благодаря тесной связи музыки и театра в период расцвета санскритской драматургии (4 — 7 вв.) высокого уровня развития достигла и индийская классическая музыка, на протяжении своей длительной истории не утратившая верности теоретическим положениям, выработанным ещё в глубокой древности. И в настоящее время древние музыкальные каноны рассматриваются индийскими теоретиками и музыкантами не только в качестве культурного наследия, но и как творческие принципы, всё ещё обладающие достаточной жизнеспособностью.

Важнейшим текстом для изучения древнеиндийского музыкального искусства и понимания его особенностей является «Натьяшастра» (1 в. н. э.) — трактат о театре, музыке и танце. В нём подробно описаны разнообразные формы вокальной и инструментальной музыки, особые типы священных мелодий (джати), музыкальные инструменты и состоящий из них театральный оркестр.

Интересно отношение в древней индийской культуре к звуку. Звук как таковой, происходя от высшего мирового начала, проходит естественные для живого существа этапы детства, молодости, зрелости, а затем умирает. Он воздействует на души, но его воздействию доступна более тонкая, чем цвету, их форма (при этом звук и цвет неразрывны, как жизнь и свет). В нём, по представлениям индусов, содержится энергия космоса и заключён источник всей жизни, что предполагает исключительно трепетное к нему отношение.

Каждый тон индийского звукоряда, называемый «свара» («то, что сияет»), в высшей степени органично вписан в мироздание, обнаруживая соответствия с планетами Солнечной системы, с первоэлементами, с индийскими богами, с частями тела человека и т.д.

Индийская музыка имеет в своей основе семиступенную гамму, которая в целом соответствует гамме, принятой в Европе. Звуки в этой гамме обозначаются первыми слогами их санскритских наименований — са (схагра), ри (рисхава), га (гандхара), ма (мадхьяма), па (пангама), дха (дхавата), ни (нисхада) — и соответствуют следующему европейскому звукоряду: a, h, cis, d, e, fis, gis (ля, си, до диез, ре, ми, фа диез, соль диез). Однако этим основные свойства и завершаются. Характерной особенностью индийской музыки является то, что в ней используются звуки, производные от главных тонов.

Теперь начинается самое интересное )) С одной стороны, в основе индийского музицирования лежит импровизация, а с другой — музыкосложение опирается на уже устоявшиеся ладоритмические построения — раги, ведущие своё происхождение от народных мелодий либо от культовых образцов и представляющие собой некие музыкальные формулы, состоящие из 5 — 7, иногда 9 свар. Буквально значение санскритского слова «рага» (от глагола «окрашивать»: в трактате 7 в. «Бриххадеши» говорится, что рага способна «окрашивать сердца людей») — страсть, цвет, привязанность.

Индийская классическая музыка, Раги (Ситар и Тампура)

На первый взгляд, существует вполне обозримое число раг и производных от каждой из них рагинь ( «жен раг» ): древнеиндийская музыка насчитывает 7 первых и 5 вторых. Однако в древних трактатах упоминаются ещё и подраги и подрагини ( сыновья и дочери раг и рагинь ), количество которых теоретически бесконечно ( в индийских легендах число возможных ладов исчисляется тысячами ), но практически ограничено. Например, трактат «Сангита — ратнакара» содержит описание 664 раг. Если предназначением раг является выражение силы и мужества, то рагини, несущие в себе женственное начало, ассоциируются с выражением нежных чувств. Раги имеют общую структуру, состоящую из вади ( «правитель», главный звук ), самавади («министр», второй по значению ), анувади ( «помощник», группа подчинённых звуков ) и вивади ( «враг», диссонирующий звук ). Каждая рага имеет собственное имя, и её задачей является пробуждение у слушателя определенных чувств и состояний ( любви, веселья, печали, героизма, отвращения, гнева, страха, удивления, успокоения и т.д.), поскольку в соответствии с древнеиндийской теорией об эстетических чувствах и наслаждении интонационно — мелодический строй раги должен быть подчинен её идейному содержанию и скрытому в ней эмоциональному заряду.

Исполнение каждой раги приурочено к определённому времени года и суток: существуют мелодии зимние, весенние, утренние, полуденные и т.д. Такая привязка ко времени объясняется существованием представления о соответствии отдельных моментов любых длящихся процессов определённым звукам, интонациям и эмоциональным состояниям человека. Как считалось, особая обострённость чувств возникает в переходные часы суток (от ночи к утру, от полудня к сумеркам и т.д.). Поэтому сумеречное время, для которого характерным признавалось слияние сознательного и подсознательного восприятия, отводилось для медитации и молитв.

Однако поскольку музыкальному звуку, признаваемому божественным даром, приписывалась способность сильного воздействия — как возвышающего, так и разрушительного характера, постольку некоторые раги считались наделёнными магическими свойствами. По представлениям индусов, они были способны оказывать чудодейственное воздействие на природные явления, на животных. на людей: одни напевы, как считалось, могли вызвать дождь во время засухи, другие — укрощать змей и разъярённых слонов, третьи — стать причиной пожара и т.д. Есть красивая легенда: во время исполнения во дворце раги дипаку (раги огня) под воздействием музыки зажглись свечи, загорелись факелы, а потом вспыхнул и сам музыкант, тем не менее продолжавший играть. Чтобы спасти, его бросили в воду, но она лишь закипела от исходившего от него жара. Тогда послали за его возлюбленной, также искусной исполнительницей раг, и она сумела своей игрой вызвать дождь, который и погасил пылавший во дворце огонь.

Лит.: Акопян К.З. Мировая музыкальная культура

Рубрики: Древняя Индия

Метки: музыка

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Философия индийской музыки и основные направления

Творчество для любого народа является неотъемлемой частью многовековой культуры. Индия всегда влекла своей таинственностью и многогранность. Творчество народа этой страны — словно живописная картина, сотканная из множества направлений, одним из наиболее значимых является индийская музыка. Такое искусство является не просто сплетение звуков и нот, а представляет собой целое откровение индийского народа, открывая душу и сердце каждому, кто ее услышит. О других направлениях этнической музыки, можно прочитать в этой статье.

Становление истории

Индийская музыка не имеет конкретной даты рождения. Индусы во времена считали, что такое искусство даровано высшими силами и родилось в колыбели цивилизации, как дар каждому человеку, живущему на земле.

Читайте также  Волоконно-оптические системы передачи данных

Сарасвати — индийская богиня знаний, музыки и искусства

Первое упоминание о музыке есть еще в Ведах — древней священной книге Древней Индии. Такому божественному искусству поклонялись, складывали легенды и сказания, что доказывает неоценимую важность такого культурного направления и величайшую ценность.

Основа музыки в Индии — это сангит. Он заключается в искусном и гармоничном созвучии вокала, инструментальной мелодии и танца.

В древние времена такие формы музыкального проявления существовали по отдельности, а после слились в единое искусство. Одна из древних священных книг «Самаведа» содержит сборник песнопений, которые обязательно сопровождаются музыкой. Многие исторические факты свидетельствуют о том, что звучание в индийском стиле формировалось под влиянием сложного и противоречивого взаимодействия разных народностей с особенностями культуры, традиций и верований. Но и ныне неизменно одно: музыка в индийском стиле создается по особым канонам глубокого самопознания и священной гармонии.

Самаведа — часть 1

[ot-video][/ot-video]

Самаведа — часть 2

[ot-video][/ot-video]

Особенности и принципы музыки

Как и в любой культуре, музыку в Индии можно разделить на классическое, народное и современное направление. Сангиты, или санхиты, являются фундаментальной основой для каждого из течений.

Sanhita Nandi

[ot-video][/ot-video]

Индийское звучание можно охарактеризовать, как экспериментальное. В Древней Индии издавна считалось, что каждое проявление природы — это непросто дар. Исполнители на народных инструментах воспроизводили звуки дождя, шелест ветра, шум океана и многое другое, что наполняло мелодию магическим смыслом. Именно поэтому главная особенность, которой обладает индийская музыка, — тесное переплетение неординарности, таинственности и оригинальности.

Индийская музыка

[ot-video][/ot-video]

Основные принципы звучания следующие:

  • В священных Ведах говорится, что музыка — это созидание и разрушение, инструмент, помогающий достичь состояния нирваны и слиться воедино с природой.

Индийская музыка — это древнейшее самобытное искусство народов Индии

  • Традиционное искусство Индии важным и принципиальным признает не только мелодию, ритм и смысл текста. Важна также расстановка инструментов, органичность и созвучие голосов, а также еще множество отдельных нюансов.
  • Сложное построение музыкальной композиции многокомпонентно. Его можно сравнить с индийским сари, где каждый элемент декора, кайма, вышивка или орнамент имеет решающее значение.

Индийская музыка, по мнению индусов, имеет чудодейственную силу и божественное происхождение

Эстетика — это главное условие, без которого индийская музыка не может существовать. Красота восприятия формируется общей гармонией неординарного ритма, различных музыкальных приемов и голоса певца, усиливающего впечатление от мелодичной композиции.

Индийская музыка для релакса

[ot-video][/ot-video]

Принципы звучания

Многие европейские композиторы пытались разгадать секрет феноменальности, который заключает в себе индийская музыка. На вопрос, в чем кроется тайна, индусы отвечают, что без работы над собой, познания самого себя невозможно творить и познавать музыку. Только после достижения полного согласия с самим собой, природой и окружающим миром можно познать космос индийской музыки.

Музыка в Индии считается одним из способов достижения цели человеческого существования

Система построения композиции, на которую с древних времен и по сегодняшний день, включает два понятия: рага и таал (тал).

Индийская рага

[ot-video][/ot-video]

В музыкальном искусстве рага — это форма мелодии, а тал — ритмическая составляющая. Структура раги схожа с привычной комбинацией из семи нот, но это только на первый взгляд. На деле же, рага имеет более концептуальное значение. Это закон, на основе которого зарождается индийское искусство звучания. Рага буквально переводится как «окраска» и не исчерпывается на воспроизведении звукового ряда. Она призвана передать эмоции, настроение, характер, страсть и общее состояние души.

Таал

[ot-video][/ot-video]

Тал (таал) — это система построение определенного ритма. Она включает в себя множество характеристик: тали — ритмический рисунок, болы — удары, лэй — темп, вибхар — музыкальный метр и многое другое.

Pandit Nayan Ghosh и его сын Ishaan Ghosh

[ot-video][/ot-video]

Хиндустани

В результате особенностей восприятия окружающего мира, природы и самого себя, индийская музыка разделилась на два основных направления. Хиндустани — это древнейшее направление северо-индийской музыки, которое своими корнями уходит вглубь веков. Активное развитие направления несколько видоизменило хиндустани, впитывая традиции мелодичности и песнопения. В ее основе лежит синтез традиций скандирования, ведические священные традиции, а также традиции Персии и других народностей региона.

Indian Classical Hindustani

[ot-video][/ot-video]

Сегодня направление хиндустани насчитывает несколько особых направлений:

  • Дхрупад — это музыка в чистом вокальном исполнении одним или несколькими исполнителями в унисон, в минорном и вдумчивом темпе. Во времена правления Великого Акбара Дхрупад исполнялся исключительно мужчинами. В современный Дхрупад мелодичность и нежность в исполнение вносят и женские голоса.

Дхрупад

[ot-video][/ot-video]

  • Хаял — традиционная музыка хиндустани в жанре импровизаций, исполняется в плавном и постепенно нарастающем темпе.
  • Тарана — ритмичная музыка хиндустани в бодром темпе, которая призвана подарить слушателям чувство радости и беззаботности.

Тарана

[ot-video][/ot-video]

Среди недавно возникших течений в направлении хиндустани можно выделить тхумри — романтическое направление, и каввали — религиозное суфийское песнопение под аккомпанемент.

Тхмури

[ot-video][/ot-video]

Каввали

[ot-video][/ot-video]

Карнатик

Второй основной школой, в которой представлено классическое звучание Индии, является южноиндийская школа Карнатик. Благодаря интересной истории становления жанра, а также мелодичности и оригинальности звучания, течение Карнатик сегодня относят к жемчужинам мировой классики.

Южноиндийская музыка Карнатик

[ot-video][/ot-video]

Основателем направления Карнатик считается Пурандара Даса — автор, композитор и исполнитель, который в своих произведениях порицал порочность общества, несправедливость кастовой системы, был известным философом и деятелем.

Классическая музыка Карнатик

[ot-video][/ot-video]

Главная суть направления Карнатик — импровизация. Жанры, которыми представлены мелодии и песни Древней Индии, следующие:

  • Варнам — направление, характеризующееся короткими песнопениями. Даже сегодня именно такой музыкой открываются все концерты индийской музыки, поскольку он легкий и настраивает слушателя на нужный лад.
  • Крити. Такие произведения наиболее популярны, они исполняются хором: солист начинает песню, а хор повторяет строки. Прародителем стиля считается древний песенный жанр, который выражал в музыке культовые религиозные традиции народа.
  • Рагам — высшее искусство импровизации в направлении карнатик, которое доступно только выдающимся и одаренным музыкантам.

Несмотря на глубокую философию, индийская музыка в направлении карнатик более легкая и романтичная.

Народная и киномузыка

Кроме основных древних течений в результате эволюции появились такие направления, как народная музыка в индийском стиле и киномузыка. Народное творчество складывалось веками, но существует и в сегодняшнем дне. В песнях отображается быт, стремления, желания простых индусов.

Mohabbat Dil Ka Sakoon — Dil Hai Tumhaara

[ot-video][/ot-video]

Основными характеристиками такого индийского фольклора являются искренность и легкость восприятия. Как правило, во время народных гуляний, свадеб и других торжественных событий, в селениях звучит именно такая индийская музыка в сопровождении простых инструментов. Это могут быть глиняные горшки, бамбук и даже кокосовая скорлупа. Народные мелодии и песни в Индии всегда сопровождаются весельем и танцами.

Сборник лучших свадебных песен из Болливуда

[ot-video][/ot-video]

К одной из наиболее популярных современных форм относится индийская музыка из кинофильмов. Главной темой, как правило, является любовь. Киноискусство звучания сочетает в себе множество направлений: классику, народный фольклор, традиционные индийские мотивы и новые экспериментальные веяния, рождая романтичную лирику или заводные индийские ритмы.

Музыка индийских фильмов

[ot-video][/ot-video]

Восхитительный мир, который дарит индийская музыка, не поддается сравнениям. Даже непосвященный в индийскую философию, заслышав мелодичные и самобытные звуки, способен достичь полной внутренней гармонии. Музыка таинственной Индии настолько необычна и наделена глубоким смыслом, что познавать ее можно на протяжении всей своей жизни.

Музыкальная культура Древней Индии

Высокие традиции индийской музыки иллюстрируют богатую историю этого вида искусства. Диапазон индийского музыкального феномена простирается от простых мелодий до высокоразвитых систем классической музыки. В Индии убеждены в том, что происхождение этих систем восходит к временам Вед и Упанишад. Культурные и исторические исследования индийской музыки показали, что она развивалась под влиянием сложного взаимодействия между народами, относящимися к различным расам и культурам.

Индийскую музыку можно разделить на классическую и народную. Фундаментом индийской классической музыки являются самхиты (сангиты) – сборники священных гимнов, объединяющих два вида искусства: вокал и инструментальную музыку. Иными словами – это священные песнопения (распевание священных гимнов). Фольклорная (народная) же музыка отражает жизнь простых людей во всех ее проявлениях. Она передает их чувства, быт, традиции и восприятия окружающего мира.
Классическая музыка Индии делится на северную и южную школы.

Северо-индийская классическая музыка именуется Хиндустани, в то время как южно-индийская классика называется Карнатик. Чистота духа, мистичность, сакральность северо-индийской и яркий артистизм южно-индийской музыки выражают эмоции классической индийской музыки в целом. Обе музыкальные системы принципиально схожи друг с другом, но отличаются терминологией и практикой исполнения. Вся индийская классическая музыка базируется на двух основных элементах — рага (основная мелодия) и таал/тала (характерный ритм), которые базируются на семи нотах Са Ре Га Ма Па Дха Ни.
Простой современный обыватель, не разбирающийся в деталях и тонкостях индийского музыкального искусства, считает рагой любую индийскую классическую инструментальную, либо вокальную композицию. Однако всё не так просто. Ра́га (санскр. राग, rāga букв. «окраска»; в переносном смысле «настроение», «эмоция», «страсть» и т.д.) в широком понимании представляет собой музыкально-эстетическую и этическую концепцию, закон построения крупной музыкальной модели в рамках индийской классической музыки. В узком же понимании рага — это развёрнутая музыкальная композиция как составная часть мелодико-композиционной модели, связанная с другой категорией, называемой таал/тала (теорией музыкального ритма).

Читайте также  Концепция культуры в работе О Шпенглера Закат Европы

Классическая северо-индийская музыка хиндустани, уходящая корнями в глубокую древность, развивалась, впитывая традиции ведического песнопения (Самхита), позднее, музыки древней Персии и элементов народной музыки того или иного региона.
Хиндустани вокально ориентирована. Главными вокальными жанрами музыки хиндустани являются дхрупад (dhrupad), хаял (khyal) и тарана (tarana). Другими жанрами, относящимися к полуклассике хиндустани, являются тхумри (thumri), каввали (qawwali) и газель/гхазал (ghazal).

Классические жанры музыки хиндустани
Дхрупад (Dhrupad) считается наистарейшим вокальным жанром музыки хиндустани. Первые упоминания о жанре дхрупад относятся к периоду правления Императора Акбара. Однако существует мнение, что этот жанр возник еще в ведические времена и исполнялся в храмах и дворцах правителей древности. Дхрупад исполняется сольно или несколькими певцами, поющими в унисон в медленном темпе, периодически повторяющимся набором слогов (не слов). Иными словами дхрупад — это свободный поток раги (мелодии), не содержащей никаких слов, – это духовная, трансцендентальная музыка, направленная не на развлечение слушателей, а на достижение покоя и умиротворения. Традиционно правом исполнения в этом жанре обладали только мужчины, сегодня же в дхрупаде участвуют и женщины.

По истечении времени от дхрупада отпочковываются новые подстили, связанные с многочисленными божествами индуистского пантеона. Одним из них является дхамар (Dhamar/dhammar), где мелодия уже сопровождается песней (словами), обычно посвященной богу Кришне.

Хаял (Khyal/Khayal) — это более свободная, нежели дхрупад, форма классической вокальной северо-индийской музыки, основанная на импровизации. Этот жанр начинает формироваться на базе дхрупад под влиянием персидской музыки в XII-XIII вв.. Раги, исполняемые в жанре хаял, вначале проигрываются в медленном темпе, а затем в финале плавно переходят в быстрый. Хаял, традиционно исполняют на языке хинди или на урду, иногда на фарси, панджаби, маратхи.

Тарана (Tarana) — это вокальный жанр, исполняемый в быстром темпе, который передает слушателям ощущение радости. Раги в жанре тарана как правило исполняют в конце концертов.

Полуклассические жанры музыки хиндустани
Тхумри (Thumri) — полуклассический жанр музыки хиндустани, возникший в XIX в. в Лакхнау и Варанаси, характеризующийся чувственностью мелодий и романтичностью стихов.

Каввали (Qawwali) — форма набожного суфийского песнопения, исполняемая преимущественно на урду и панджаби. Каввали была привнесена на территорию Индии из Персии в XIII в. Традиционно исполняется группой мужчин-вокалистов под музыкальный аккомпанемент, сопровождаемый хлопками в ладоши.

Газель/гхазал (Ghazal) — популярная стихотворная форма лирической поэзии, исполняемая на урду под музыкальный аккомпанемент. Тематика газели вращается вокруг любви, мистицизма и религии. Газель сформировалась из персидской касыды (поэтическая форма), пришедшей в Персию из Аравии около Х в. Касыды обычно являли собой хвалебный стих (восхваление) в честь императоров и их знати. С приходом мусульман на территорию Индии в XII в. газель постепенно начинает занимать свою нишу в индийской поэзии. Впервые газель появилась на севере страны, где в то время исполнялась на фарси, официальном в то время языке. Позже она устойчиво закрепилась на юге, где стала исполняться на урду, широко применяемом в те времена языке в литературе. Музыкальное сопровождение газель получила лишь в XVIII-XIX вв. В то время газель ассоциировалась с царским двором, где исполнялась преимущественно таваиф (куртизанками). С упадком Могольской империи традиция исполнения газель претерпела изменения. В 20-х. годах прошлого столетия, с развитием киноиндустрии газель стала более популярна не только в Индии, но и за границей.

Классическая музыка Южной Индии именуется Карнатик (Карнатик Сангит), где также как и в северо-индийской Хиндустани основной акцент делается на вокал. Музыка карнатик имеет богатую историю и является одной из жемчужин мировой классической музыки. Карнатик развивалась на территориях современных штатов Андхра-прадеш, Карнатака, Керала и Тамил-наду, известных своей дравидской культурой, не попавшей под персидское и арабское влияние. Значительный вклад в развитие музыки карнатик внес южно-индийский композитор Пурандара Даса (1480-1560). Разработавший систему обучения и написавший тысячи песен, в которых осуждались пороки общества и кастовая система, он по праву считается отцом- основателем музыки карнатик.

Импровизация — это суть музыки карнатик. Основными ее жанрами являются варнам (varnam), крити (kriti) и рагам-танам-паллави (ragam tanam pallavi).
Варнам (Varnam) — это форма песнопения, состоящая из коротких произведений. Традиционно этим жанром начинают все концерты в Южной Индии. Обучение сложной системе музыки карнатик начинается именно с варнам, поскольку он весьма легок. Песни, исполняемые в жанре варнам, обычно рассказывают о преданности божеству или о земной любви.
Крити (Kriti) — один из основных песенных жанров карнатик, в котором исполняется большая часть классической южно-индийской музыки. Крити развился в период XIV-XVI вв., из киртана — песенного жанра, выражавшего религиозные традиции культа бхакти. Характерной особенностью киртана является исполнение песенной строки солистом запевалой, с её последующим повторением остальными участниками.
Тематика песен крити варьируется от героических и романтических до повествовательных и шутливых. Песни крити исполняются как в медленном, среднем, так и в быстром темпах в основном на языках телугу, тамильском, в последнее время и санскрите.
Рагам танам паллави (Ragam Tanam Pallavi) — песенный жанр, позволяющий музыкантам импровизировать. Лишь выдающиеся музыканты могут исполнять карнатик в этом жанре. Южно-индийский рагам танам паллави можно считать старшим братом афроамериканского импровизационного джаза.

Народная музыка

Каждый регион Индии обладает своими уникальными формами народной музыки, богатые традиции которой и по сей день живут в сельских регионах страны, а также во многих крупных городах. Индийская народная музыка полна очарования. Ее привлекательность заключается в простоте стиля и лирики. Фольклорная музыка принципиально отличается от классической, поскольку последняя требует, призывает полностью посвятить свою жизнь обучению и самосовершенствованию. Народная фольклорная индийская музыка не поглощает полностью жизнь и не требует самоотдачи. Люди рождаются, воспитываются и живут среди огромного разнообразия народных музыки и песен, которые часто сопровождаются красочными танцами. Вся жизнь индийцев пропитана народной музыкой, которая слышна как на свадьбах, днях рождения, так и повседневно. Традиционная фольклорная музыка Индии исполняется на различных инструментах, большинство из которых изготавливают из легкодоступных материалов, таких как бамбук, скорлупа коксового ореха или глиняные горшки.

Киномузыка

Одной из самых популярных музыкальных форм в Индии является музыка, написанная к кинофильмам. Индийская киноиндустрия выпускает тысячи фильмов в год, успех к которым приходит в большинстве случаев благодаря музыкальному оформлению. Саундтреки к кинофильмам, записанные на компакт-диски, раскупаются задолго до проката самого фильма. В последнее время музыка, написанная к индийским фильмам, являет собой синтез классики и западных традиций. Современные композиторы, желая удивить и удовлетворить всех любителей индийской киномузыки, постоянно эксперементируют, поддаваясь новым веяниям. Но все же особый индийский колорит всегда остается на первом месте.

Автор статьи: участник проекта Бхаратия.ру Ишвари Абани

Музыкальная культура Древней Индии.

Индийская музыкальная культура – одна из наиболее древних и самобытных. Её истоки восходят к III тыс. до н.э. Важный этап развития индийской музыки связан с древнейшими литературными памятниками Индии – Ведами (кон. II — 1-я пол. I тыс. до н. э.) — и представлен речитацией священных текстов Ригведы (веда гимнов) и мелодическими образцами гимнотворчества, зафиксированными в Самаведе (веда мелодий). Наряду с культово-ритуальной ведической традицией существовали развитые формы народного и светского искусства.

Древнеиндийская музыка, как и музыка других древневосточных народов, синтетична. Индийский термин «сангит» («музыка») — выражает единство пения, инструментальной музыки и танца. В одном древнеиндийском трактате различалось 24 поворота головы, соответственно выражавшие сострадание, удивление, страх, равнодушие, страсть и т. д., а также 57 вариантов движения рук.

В музыкальной культуре Индии танцевальная музыка занимает господствующее положение. Она всегда связана с определённым сюжетом (чаще из древних индийских легенд – особенно из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», а также темы природы и трудовой деятельности – образы посева, жатвы, рыбной ловли).

Ритм танцевальной древнеиндийской музыки подчёркивается ударными инструментами. В старинных трактатах описано 120 ритмических типов. Одновременно звучат двудольные, трёхдольные и смешанные ритмы (полиметрия, полиритмия), характерны многочисленные акценты и синкопы. Многокрасочность создаётся богатым набором инструментов – различные барабаны, колокольчики, бубенцы, гонги и т.д.

Характерными особенностями вокально-танцевального искусства Древней Индии являются:

Вокально-инструментальный аккомпанемент к танцу. Вокалисты сами играли на ударных инструментах и сами танцевали. Текст пения как бы объяснял содержание танца. Вокальное искусство Древней Индии имело много разновидностей пения: плавные мелодии, скороговорки, сложные колоратуры, украшения, трели (при помощи горла или языка).

Импровизационный характер исполнительства, предполагающий возникновение множества вариантов при каждом новом исполнении уже известного произведения.

Значительного развития достигло в древности индийское театральное искусство. Актёр в индийском театре одновременно должен был быть певцом, поэтом и музыкантом.

Древнеиндийская музыка в целом одноголосна. В основе её ладовой системы лежит семиступенный диатонический звукоряд. Северно-индийская музыкальная система опирается на 10 ладов, южно-индийская — на 72 лада.

Философско-эстетические и теоретические принципы индийского классического искусства, в т.ч. музыки, получили обоснование в трактатах «Брихаддеши» Матанги (5-7 вв.), «Сангитаратнакара» Шарнгадевы (13 в.), «Натьяшастра» Бхараты (14 в. н.э.). Звук (нада) рассматривался в виде энергии космоса, давшей начало жизни, а ритм развития Вселенной, как считалось, воплощался посредством определённого сочетания музыкальных звуков (система тала). На основе космологических представлений, в музыке возникают аналогии семи основных звуков индийского лада с семью планетами Солнечной системы, а также звуковая градация октавы на 22 интервала менее полутона — шрути (что значит «еле доступные восприятию»). Величина шрути примерно равна четверти тона – это наименьший из доступных восприятию интервалов. Каждому музыкальному звуку соответствовал определённый поэтико-цветовой символ, а лад, составленный с учётом преобладания тех или иных тонов и опорных ступеней (вади и самвади), рассматривался как носитель конкретного образно-эмоционального содержания (табл. 3).

Читайте также  Коммуикация. Коммуникационный процесс, его этапы и элементы

Символика индийского семиступенного звукоряда

Музыкальные звуки Социа льная группа Планеты Созвез дия Цвет Живо тные Органы тела Этическое воздействие
Шадджа Брахманы Сатурн Водо лей Цвет лотоса Павлин Душа Изумление и героизм
Ришабха Кшатрии (воины) Венера Весы Оран жевый Бык Голова Гнев
Гандхара Вайшья (земледель цы и торгов цы) Луна Рыбы Цвет золота Козел Руки Умиро тво рение
Мадхьяма Брахманы Солнце Лев Цвет жасмина Кроншнеп Грудь Любовь
Панчама Брахманы Меркурий Дева Белый Кокила Шея Любовь
Дхайвата Кшатрии Юпитер Стре лец Желтый Лошадь Бедра Отвращение
Нищада Шудры (слуги) Марс Скорпион Пестрый Слон Ноги Сострадание

Индийское музыкальное мышление в корне отличается от европейского. Его основой стала концепция раги (от санскритского «краска», «окрашивать», но также и «чувство, страсть»). Подобно арабскому макаму, рага имеет несколько семантических уровней:

принцип ладово-мелодического и метроритмического развёртывания (тала);

специфическая ладовая организация;

психоэмоциональный строй мелодии.

Считалось, что под влиянием рага у человека зарождаются определённые настроения и чувства – раса. Индийцы различают 9 основных раса: любовь, веселье, сочувствие, гнев, отвага, ужас, отвращение, изумление, покой. Нередко характер раса связан с картинами природы, с пейзажем (некоторые раса имеют название: «Весна», «Вечерняя краска», «Медовый цветок» и т.д.).

Содержание той или иной раги определено, с одной стороны, ладом, с другой – ритмом. Выбор в качестве доминирующей ступени лада того или иного звука (свара) определяет характер раса всей раги в целом. Например, если преобладает первая ступень лада – шадджа – то возбуждается раса изумления, героики и отваги.

Исполнение определённых рага предписывалось в предустановленное время суток (раги раннего утра, заката солнца, сумерек и т.д.) и года, подчинялось движению светил и т.д. Если данная рага не совпадает с предопределённым для неё временем звучания, то композиция, по мнению древнеиндийских философов и музыкантов, может оказать вредное воздействие на человека, вплоть до возникновения у него смертельной болезни.

Таким образом, в раговой композиции (как вокальной, так и инструментальной) нет такого уровня музыкальной организации, который не подчинился бы единой задаче воссоздания свойственной той или иной раге ментальной природы. Вся эстетико-философская система индийской классической музыки призвана гармонизировать и соединить в неразрывном целом Космос, Звук и Человека.

струнно-щипковые — вина, ситар, тампура;

струнно-смычковые – саранги, рабаб;

духовые — разновидности флейты, гобоя;

ударные — табла, гонги, тарелки (особая техника игры: удар не кистью, а пальцами – извлекаются тоны определённой высоты).

Презентация по музыке Музыка древней Индии

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнила: учитель музыки М.А.Пустовойтова МБОУ СОШ №33 Г.Озёрск челябинской обл. Музыка Древней Индии

Особенностью музыки Древней Индии являлось познания внутреннего бытия человека и его связи с Космосом. Основы мироосознания древних индусов базировались на положении о том, что душа человека после его смерти начинает новую жизнь в том облике, который соответствует благости прожитой жизни. Главным законом жизни индусов была идея о постоянном совершенствовании духа, ведущем к особому состоянию – нирване. Нирвана – такое прижизненное парение души, когда она освобождается от страданий и испытывает блаженство. Исходя из этого, мотивы медитирования, взаимодействия жизни человека с высшими сферами занимали ведущее положение и в музыкальном искусстве.

Индийская музыка не имеет конкретной даты рождения. Индусы во все времена считали, что такое искусство даровано высшими силами и родилось в колыбели цивилизации, как дар каждому человеку, живущему на земле.

Первое упоминание о музыке есть еще в Ведах — древней священной книге Древней Индии. Такому божественному искусству поклонялись, складывали легенды и сказания, что доказывает неоценимую важность такого культурного направления и величайшую ценность. Основа музыки в Индии — это сангит. Он заключается в искусном и гармоничном созвучии вокала, инструментальной мелодии и танца. Также существуют “Мантры” – звуковые комплексы, обладающие магическими свойствами. В мантра-йоге звуки рассматривались как энергия Космоса, а ритм – как движение Вселенной . Специальные мантры сочинялись для достижения гармонии души, для просвещения и успокоения, для творчества и благородного богатства, для преодоления трудностей и стремления к успехам.

В Древней Индии сложились многообразные представления о взаимосвязи музыки и цвета. Индусы верили, что человек и мир соединяются при помощи цветовой гаммы, что настроения и чувства, заложенные в музыке, передаются цветосочетаниями. Считалось, что каждый человек имеет свою определенную музыку и соответствующий ему цвет. Яркие цвета соответствовали интенсивным вибрациям, бледные – спокойным, гармоническим вибрациям. Семизвучная гамма ассоциировалась с семью цветами: белым, черным, желтым, синим, зеленым, красным, оранжевым. Существует афоризм древних индусов: “видеть звук и слышать краски”. Определенная символика цвета говорит: золотой – цвет солнца; зеленый – природы, растений; голубой – неба.

В VII в. н. э. появились ранние формы светской классической музыки. Ее основы составляли “раги”, которым также приписывалась способность воздействовать на жизнь Земли и Космоса. «Рага» выражали состояния мужества, героизма; «рагини» ассоциировались с нежностью, любовью и печалью. У индусов выработалось специфическое чувство восприятия раг: например, их слух не выносил утреннюю рагу, исполняемую вечером.

Космологические представления Древней Индии коснулись сфер вокальной и инструментальной музыки. Особой миссией наделялся певческий голос, способный выражать, по мнению древних музыкантов, дух, красоту и мудрость. По распространенной в Индии манере пения глаза должны быть закрыты, нос наморщен, мышцы рта сильно напряжены, шея вытянута. Этими приемами добивались особого гнусавого призвука при вибрации звука. Индусы, подобно их современникам древним грекам, связывали звукоряды лада с определенными психо-эмоциональными настроениями. Символом человеческого голоса был первый инструмент – флейта. Атрибутом бога Шивы считался барабан, символ созидания. Шиву изображали танцующим и стучащим в барабан, когда он создавал Вселенную. У бога Вишну атрибутом являлась морская раковина.

Звукоряд индийского лада состоял из семи главных тонов, число которых имело сакральный смысл: они ассоциировались с семью планетами Солнечной системы. Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.

Вывод: Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

В презентации рассказывается о происхождении индийской музыки, традициях,особенностях, связи человека с Космосом, познание себя и Мира. Понятие -Нирвана, Мантра, рага и др.

Так же речь идёт об особенностях вокального исполнения, связи с Индийскими богами,знакомством с музыкальными инструментами, сами музыканты считались пророками.

  • Пустовойтова Маина АлександровнаНаписать 924 23.06.2020

Номер материала: ДБ-1225968

  • Музыка
  • 8 класс
  • Презентации
    14.06.2020 0
    13.06.2020 0
    13.06.2020 0
    13.06.2020 0
    11.06.2020 0
    03.06.2020 0
    01.06.2020 0
    01.06.2020 0

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

РАО проверит школьный учебник со ссылкой на недопустимый контент

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

Российские школьники смогут представить свои регионы на конкурсе «Смотри, это Россия!»

Время чтения: 1 минута

У детей, проводящих много времени с гаджетами, больше друзей

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: