Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование - OXFORDST.RU

Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

Лекции — 13. Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование. | Текст песни

13. Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование.

Монополия — это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Экономисты насчитывают четыре фактора, каждый из которых, сочетание некоторых из них или все четыре способствуют тому, что некоторая фирма становится монополией. Рассмотрим поочередно каждый из этих факторов.

1. Полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства.

2. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции).

4. Государственные лицензии или привилегии. На многих рынках закон не разрешает заниматься бизнесом никому, кроме фирм, имеющих государственные лицензии.

Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

* монополист является единственным производителем данного товара;

* продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

* проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в
результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

* степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но
не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж, прямо пропорциональных росту цен).

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Существуют два типа естественных монополий:

а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

б) технико-экономические монополии. Так условно можно назвать монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с появлением эффекта масштаба.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции.

Конкуренция и монополия, антимонопольное государственное регулирование

Конкуренция — соперничество между отдельными хозяйствующими субъекта-ми (ХС) за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров. Существуют 3 типа конкурентного поведения рыночных субъектов: созидательное – создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками; приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве продукции; обеспечивающее – направлено на сохранение достигнутых позиций.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяютценовую (ЦК) и неценовую конкуренцию (НЦК).ЦК — борьба между производителями за получение доп. прибыли за счет уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. ЦК проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискрими-нации (предоставлении одного и того же товара по разн. ценам для разн. групп населения) и др.НЦК — это борьба между ХС на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и др. приемов.

Также различают совершенную (СК) и несовершенную конкуренцию (НСК). СК — такое состояние эк-кой системы, когда влияние каждого участника эк-ого процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. НСК существует тогда, когда возможен контроль над опр-ой долей рынка. Виды НСК:

· монополия — власть 1-го продавца (монопсония — власть 1-го покупателя);

· олигополия — власть неск. крупных фирм (олигопсония — власть неск. крупных покупателей);

· монополистическая конкуренция — соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Монополия — крупное хозяйственное объединение, контролирующее отрасли и рынки за счет высокой степени концент-рации производства и капитала и устано-вления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм — это исключительное положение одного из ХС, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство продукции и устанавливать господство на рынке.

Основные направления демонополиза-ции в России предполагают:

— контроль за соблюдением антимоно-польных требований при создании, реор-ганизации и ликвидации ХС;

— контроль за крупн. продажами и по-купками акций, кот. могут привести к до-минирующему положению ХС (>35 %);

— предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них ХС, впервые вступающих на данный товарный рынок;

— финансир-ие мероприятий по расшир-ю выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных ХС;

— привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

12.Рынок: условия возникновения, функции, структура и модели рынка.

Ры́нок в экономической теории — это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

Существуют 3 основных условия, сделавшие рынок объективно необходимым.1) общественное разделение труда и специализация. 2) экономическая обособленность производителей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйственных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию3) разрешение проблемы трансакционных издержек– издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав собственности. Для эффективного функционирования рынка необходимо и 4-ое условие –самостоятельность производителя.

К функциям рынка относятся:,информационная ,посредническая, ценообразующая , регулирующая , стимулирующая

Субъектами рынка выступают продавец, покупатель, посредник.

К объектам рынка относят: рабочую силу; потребительские товары и услуги; средства производства; финансовый капитал; интеллектуальную собственность.

Структура рынка– это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Существуют четыре основных типа рыночных структур. Первая из них носит название совершенной чистой конкуренции, вторая несовершенная конкуренция, третья – олигополия, четвертая — чистая монополия.

Рынок чистой конкуренции.Совершенно конкурентный рынок состоит из многих продавцов, ни один из которых не оказывает никакого влияния на цену, по которой он поставляет продукцию. Рыночная цена задается рынком, она не зависит от объема выпуска конкретной фирмы. Рынок чистой монополиихарактеризуется следующими чертами; наличие только одного продавца некоторого товара (отрасль состоит из одной фирмы); товар не имеет близких заменителей и покупатель должен покупать товар у монополиста или отказаться от него. Рынок чистой монополии в ее классическом понимании в реальности отсутствует. Цена определяется монополистом одновременно с определением объема предложения товара, при этом учитываются издержки и спрос.

Читайте также  Маркетинг и торговля

Монополистическая конкуренцияхарактеризуется следующими чертами, сочетающими элементы монополии и конкуренции: наличие множества фирм; выпускаемые фирмами однородные товары широко дифференцированы по качеству, сервису, рекламе, что делает каждую отдельную фирму мини-монополистом, контролирующим небольшую долю всего рынка соответствующего товара; фирмы сосредоточивают свои усилия в основном на производстве товара, пользующегося ограниченным спросом, и свойства которого соответствуют специальным запросам потребителей.

Олигополистический рынок самый распространенный рынок характеризуется следующими чертами:

на рынке действует небольшое число крупных; продукты могут быть и дифференцированными. Если олигополист уменьшит объем производства, то это приведет к росту цен на рынке. Если же несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их власть на рынке приблизится к монопольной.

Модели рынка. 1) Совершенная конкуренция:большое количетво продавцов и покупателей,которые не могут влиять на цены; товар однороден; свободный вход и выход4 информация общедоступна.

2)несовершенная конкуренция:

А)монополия- на рынке действует один крупный продавец, предлагает уникальную продукцию, монополист диктует цены и объемы производства.

Б)монопсония- на рынке один крупный покупатель, который диктует цены и объемы производства.

В)олигополия – на рынке существует несколько рупных продавцов, вход в эту отрасль ограничен, часто требует огромных капиталовложений.

Г) монополистическая конкуренция: свободный вход и выход, большое количество продавцов и покупателей, товар разнородный.

Монополия: сущность и виды. Антимонопольное регулирование

Министерство высшего и профессионального образования РФ

Российская Экономическая Академия имени Г. В. Плеханова

Кафедра экономической теории

Курсовая работа на тему:

«Монополия: сущность и виды.

Кандидат экономических наук, доцент М. И. Забелина

План курсовой работы

Введение (из истории монополизма)……………. …………………. стр. 3.

Определение монополии………………………………………….стр. 4.

Характерные черты монополии…………………………………. стр. 4.

Барьеры, защищающие монопольный рынок…………………….стр. 5.

Спрос на продукт монополиста……………………………………стр. 9.

Монопольное предложение…………………………………….….стр. 10.

Предельный доход монополиста……………………………. …. стр. 10.

Обобщение базовой модели монополии………………………….стр. 11.

Формы и виды монополий.

Естественная монополия……………………………………. стр. 14.

Административная монополия………………………………стр. 15.

Государственные монополии………………………………. стр. 16.

Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями ………………………….стр. 16.

Экономическая монополия…………………………………. стр. 16.

Антимонопольное регулирование…………………………………….. стр. 19.

Антимонопольная политика в России…………………………………стр. 23.

Список используемой литературы……………………………………. стр. 29.

Введение

История монополии достигает глубокой древности. Монополистические тенденции в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но новейшая история монополизма начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 г. Конец 19 века в экономической истории принято называть периодом монополистического капитализма. Взаимосвязанность явлений — кризисов и монополий — указывает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение кризисных потрясений в монополистической практике. Не случайно монополии в тогдашней экономической литературе получили название «детей кризиса».

Итак, в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за всю свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Эти проблемы были связаны с появлением на рынке монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции — этого необходимого атрибута рынка, о котором Адам Смит писал, как о «невидимой руке», которая регулирует рыночные отношения. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

Необходимо определиться, что же представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание, например, на промышленное производство, то монополии — это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.

Сначала хотелось бы отобразить саму сущность понятия монополии, затем перейти к антимонопольному регулированию, как к явлению в целом, и потом подробнее остановиться на антимонопольной политике в нашей стране.

Определение монополии

Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей. Во-вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например, в таком городе может быть только один врач — стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется муниципальными властями и правительственными организациями.

Характерные черты монополии

Совершенная монополия (так же, как и совершенная конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

монополист является единственным производителем данного товара;

продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;

проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;

степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).

К стати сказать, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой — монополистом за товар на рынке: «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».

Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

Читайте также  Занятость и безработица населения

Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Понятие и сущность конкуренции и монополии.

Конкуренция — соревнование, экономическая борьба, соперничество между продавцами — производителями за право получить максимальную прибыль, и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду.[2]

Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы нужно распределить по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила им прибыль. Ее называют регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит дал ей название «невидимая рука».[3]
Конкуренция в рыночной экономике выполняет важную функцию — она заставляет производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров выбирает только такие, какие нужны потребителям, и соответственно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить?
Конкуренция выполняет важнейшую роль в рыночных отношениях. Она способствует развитию экономики и самих работников. Через нее производители контролируют друг друга. Их борьба за покупателя, потребителя приводит к снижению цен, снижение издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса. Конкуренция является соперничеством между субъектами хозяйствования с целью достижения наилучших результатов в их пользу.
Если есть конкуренция на рынке, производители постоянно стремятся снизить свои издержки производства с целью увеличения прибыли. В результате повышается производительность труда, снижение затрат, и компания имеет возможность снизить цену. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество продукции и постоянно увеличивать разнообразие продуктов и услуг. Поэтому производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за клиентов на рынке за счет расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. Это приносит пользу потребителю.
Основные условия возникновения конкуренции:
1. Полная экономическая изоляция каждого товаропроизводителя;
2. Полная зависимость производителей от рыночных условий;
3. Оппозиция всех других производителей в борьбе за покупательский спрос.
Конкуренция — самый важный элемент рынка, играющий определенную роль в повышении качества продукции, работ и услуг, снижение затрат на разработку технических новшеств и открытий.[4]
Не будет преувеличением, если сказать, что конкуренция правит в рыночной экономике. Тем не менее, конкуренция в качестве движущей всего производства и торговли не действует сама по себе. Она должна постоянно поддерживаться и направляться государством. В данной ситуации в России из-за отсутствия конкуренции, в качестве одной из приоритетных задач является создание конкурентной среды в сфере торговли и других предприятий.
Реальное значение конкуренции не ограничивается стимулирующим эффектом на экономику. Так, отсутствие или недостаточность конкуренции выступают критерием для определения необходимости и степени вмешательства государства в регулировании экономической деятельности, осуществления защиты рыночных отношений. При слабости конкурентных процессов обострилась необходимость принятия мер на экономическую жизнь со стороны государственных органов.
Не менее значимым является тот факт, что конкуренция выявляет реальную потребительскую стоимость выпускаемой продукции, она удовлетворяет желания и предпочтения людей. В связи с этим, конкуренция является одним из основных инструментов, определяющая, какие элементы следует рассматривать как благо, чтобы потратить на их производство. Благодаря конкуренции обеспечивается свобода выбора. И это очень важный момент для обеспечения свободы личности, формирования человеческой личности, как иерархии ценностей.

В современном мире внутренняя экономическая политики направлена ​​на обеспечение справедливых условий конкуренции. Но способна ли конкуренция существовать в условиях монополии? Само установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегулирования.

Следует отметить, что не может быть никакой монополии во всех отраслях. Британский экономист Джоан Робинсон, исследуя монополию, выделил отрасли, где конкуренция не может существовать в силу технологических особенностей. Позже они стали называться «естественной монополией промышленности».

Для того чтобы понять вопросы, связанные с антимонопольной политикой, необходимо в целом понять сущность самой монополии.

Монополия — это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется только у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий других заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано. [5]

Монополистом может служить государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, конечно же, государственные и частные предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Как правило, монополизм связывают с крупнейшими предприятиями или корпорациями. Существенные признаки монополии подлежат владению имуществом и монопольной власти, возможность диктовать свои условия, чтобы влиять на равновесие рынка.

Виды монополии:

· Естественной монополией называется промышленность, где одна крупная компания, которая производит продукцию с самой низкой долгосрочной стоимости, способна удовлетворить весь рыночный спрос.

· Открытые монополии— это субъекты хозяйственной деятельности, источники монопольной власти, которые не могут обеспечить долгосрочные лидирующие позиции (например, инновации, недобросовестной конкуренции или неосведомленность покупателей, как правило, дают временные выгоды монопольной деятельности).

· Закрытие монополии являются те монополии, которые меньше боятся потенциальной конкуренции, в большей степени полагаются на устойчивые барьеры (например, свой собственный уникальный участок земли), имеют долгосрочный характер.
Выделены низшие и высшие формы монополистических объединений. Более низкие — временные союзы или соглашения достигаются для реализации конкретного проекта (бассейны, кольца, уголки и т.д.). Высшими формами монополий или монополистических союзов являются картели, синдикаты, тресты и концерны.
Монополия ассоциируется с целым рядом негативных последствий для экономики. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство и другие. Таковы причины, которые заставляют клиента мириться с высокими ценами, и вынуждены принять низкое качество продукта, его старение (замедление технического прогресса), отсутствие обслуживания и других проявлений пренебрежения интересами потребителя. Всемогущество монопольной власти непреодолимого барьера на пути промышленности был безопасен даже в долгосрочной перспективе. Собственный рынок не может решить эту проблему. В этих условиях, ситуация может только улучшить государство, проводящее намеренную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где не было бы никаких особых антимонопольных программ и не было бы никаких специальных органов для контроля ее существования.

Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на сокращение и ограничение мощности рынка или предотвратить его приобретения экономическими субъектами.

Политика в области конкуренции — это комплекс мер, предпринимаемых правительством, чтобы ограничить деятельность существующих монополий и предотвратить образование новых. При проведении антимонопольной политики, государство там, чтобы защитить интересы потребителей.

Антимонопольное регулирование — важное составляющее экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.[6]

Органы, которые проводят антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

1)Рыночная доля фирмы;

2)Антиконкурентное поведение фирмы;

3)Характер товара фирмы;

4)Наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, которая является признаком монопольной власти.

Читайте также  Голография и ее применение

Антимонопольный закон не является единственным методом антимонопольного регулирования.

Антимонопольное регулирование осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, которые устраняют или предупреждают монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

В дополнение к прямому методу антимонопольного регулирования существует еще и косвенный. Он заключается в поддержке конкурентной среды не за счет ограничения концентрации и централизации капитала, а за счет поощрения или поддержки развития среднего бизнеса при помощи государственных контрактов и привлечения иностранных инвестиций. То есть поддержка потенциальных конкурентов монополиста осуществляется средствами «невидимых регуляторов» государства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополия ассоциируется с целым рядом негативных последствий для экономики страны, с которой рынок не может справиться самостоятельно. В этих условиях, чтобы улучшить ситуацию поможет только государство, проводящее намеренную антимонопольную политику.

Особенности регулирования искусственных и естественных монополий в России

Система антимонопольного регулирования в России формируется с учетом зарубежного опыта, но имеет и ряд существенных особенностей: высокая степень монополизации российского рынка, и монополистическая деятельность не только хозяйствующих субъектов, но и государственных органов и органов местного самоуправления Главная цель антимонопольной политики — пресечение монополистических злоупотреблений. При этом по отношению к естественным и искусственным монополиям эти цели достигаются различными методами. Цель данной работы — изучение особенностей методов антимонопольного регулирования в отношении естественных и искусственных монополий.

Российским законодательством установлено, что предприятие является монополистом, если его доля на рынке превышает 35%. Согласно данным ФАС, в 2013 г. доля предприятий — монополистов составила 0,4% от общего числа хозяйствующих субъектов.

В Республике Карелия доминирующее положение (свыше 65%) имеют 11 хозяйствующих субъектов (ОАО «Карельская сбытовая компания», ОАО «Карелгаз», ФГУП «Почта России, ОАО «Славмо», ОАО «Кондопога»)

В отношении естественных монополий антимонопольное регулирование осуществляется в основном путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и реформирования структуры естественных монополий.

Например, в ходе реформирования крупнейшего российского монополиста РАО «ЕЭС России» произошла децентрализация, но полностью рыночной отрасль не стала. Не достигнута пока и главная цель — снижение тарифов для потребителей.

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, разрушение уже сложившихся, пресечение монополистических злоупотреблений. Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка: концентрация очень большой доли рынка в руках одной фирмы или переплетение ведущей фирмы с конкурентами (картельные соглашения).

В системе российского антимонопольного регулирования основным показателем является доля оборота фирмы на конкретном рынке.

ФАС России регулярно осуществляет анализ рынков товаров и услуг, среди которых основное внимание уделяется рынкам авиаперевозок, телекоммуникаций, продовольственных и фармацевтических товаров, зерна, нефти и нефтепродуктов.

Примером искусственных монополий является рынок нефти и нефтепродуктов.

Результаты 5-летнего мониторинга показывают, что на долю группы вертикально-интегрированных нефтяных компаний (в число которых входят ОАО «Газпром нефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «НК «Роснефть» и др.) приходится 78% объема поставок нефтяного сырья на внутренний рынок, 92% оптовых поставок автомобильного бензина и 79% оптовых поставок дизельного топлива. В отношении указанных компаний были возбуждены уголовные дела по признакам злоупотребления доминирующим положением на рынке и наличия сговора и согласованных действий.

В качестве антимонопольных мер предусмотрены следующие:
• обязанность участия в биржевых торгах нефти и нефтепродуктов,
• установление минимальной величины продаваемых на биржевых торгах нефти и нефтепродуктов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение — не менее 10% от объема реализации на внутреннем рынке России,
• утверждение критериев регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты,
• установление обязанности регистрировать внебиржевые контракты с нефтью и нефтепродуктами.

Таким образом, предметом анализа в данной работе явились две важные для экономики России отрасли: электроэнергетика и топливно-энергетический комплекс. Монополизм этих отраслей оказывает существенное негативное влияние на экономику страны, так как ведет к росту издержек всех субъектов. Методы антимонопольного регулирования в этих отраслях имеет свои особенности. Регулирование искусственных монополий, к которым относится сфера поставок нефти и нефтепродуктов, осуществляется преимущественно административными методами и направлено на обеспечении доступа на рынок независимых участников. В отношении естественной монополии — электроэнергетики — используются как методы прямого экономического регулирования (ценообразование), так и административного (разделение монополии). При этом в обоих случаях монополистов понуждают к участию в торгах, открытых по составу участников. Также большая роль отводится административному контролю над монополизированными рынками со стороны государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: