Мониторинг окружающей среды - OXFORDST.RU

Мониторинг окружающей среды

Экомониторинг: как работают новейшие технологии для сохранения природы

Сегодня во всем мире уделяют большое внимание экологической повестке. Помимо общепринятых подходов, закрепленных в 17 глобальных целях устойчивого развития ООН, в каждой стране действуют свои законы, которые регулируют нормы воздействия на окружающую среду и устанавливают экологические стандарты для производственных предприятий.

Ключевую роль в улучшении экологической обстановки и переходу на возобновляемые источники энергии играет мониторинг ресурсов и окружающей среды.

Какие технологии используются за рубежом

С помощью систем экомониторинга в разных странах фиксируют природные, антропогенные и техногенные факторы воздействия на среду, а также их последствия — изменения экологической обстановки, биоразнообразия, природных ресурсов и ландшафта. Данные, полученные в ходе мониторинга, используются инженерами-экологами, консультантами, региональными и федеральными властями, а также корпорациями в области добычи и переработки полезных ископаемых, горнодобывающей промышленности, сельского хозяйства.

Например, в Китае используют географические информационные системы (ГИС) и технологии дистанционного зондирования (ДЗ) в рамках единой централизованной системы экологического мониторинга. Данные со спутников, наземной и аэрофотосъемки помогают составлять подробные карты экологической обстановки даже в самых отдаленных областях.

В Австралии система ECO Environmental более 15 лет проводит мониторинг и анализ качества воздуха, подземных и наземных вод, уровня шума и вибрации, содержания газа в атмосфере и недрах в режиме реального времени. Платформа South Coast Scientific с открытым исходным кодом собирает и анализирует данные южного побережья континента.

Сейчас для экологического мониторинга все чаще применяются инновационные решения на базе сквозных цифровых технологий. Это, например, платформенные решения и онлайн-сервисы, источниками данных которых могут быть дроны и другое оборудование со специальными датчиками для наблюдений. Такие системы могут быть локальными, в рамках конкретного региона, или глобальными — в масштабах одной или нескольких стран.

Инновации становятся особенно востребованы в связи с тем, что ежегодно объем собираемых данных в рамках экомониторинга растет, и нужны все более технологичные решения для их обработки и анализа — включая машинное обучение, искусственный интеллект и аналитику больших данных.

Решения для экомониторинга в России

В России разрабатывается проект создания комплексной платформы для мониторинга окружающей среды. Новая система будет собирать информацию о состоянии окружающей среды посредством объединения данных нескольких существующих систем наблюдения и автоматического контроля, установленных на предприятиях. К 2023 году проект позволит контролировать показатели на 30% территории страны, а к 2030 году — 100%. Запуск платформы в эксплуатацию должен состояться к 2024 году.

По данным АСИ в России растет число крупных компаний, которые готовы полностью раскрывать данные о реализуемых ими проектах с потенциальным риском для окружающей среды. Экологическая открытость становится трендом во взаимоотношениях между государством, общественностью, бизнесом и инвесторами. Кроме того, крупные отечественные технологические компании создают различные решения для мониторинга окружающей среды.

Локальные системы мониторинга уже действуют в разных регионах России. Такие решения есть в Ростовской области, в Камчатском крае и так далее. Например, на Камчатке уже запущена система экологического мониторинга, а также специальный портал, на котором в картографическом удобном формате есть наглядная визуализация экологической обстановки в каждой точке мониторинга.

Системы экомониторинга уже протестировали в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Туле, Калининграде, Саратове, Калуге, Великом Новгороде, Ноябрьске, а также в ХМАО, Коми и Удмуртии на базе платформы экологического мониторинга «МегаФон Экология».

Например, в Ноябрьске система мониторинга позволяет отслеживать качество воздуха по нескольким параметрам в каждой точке, где установлены датчики.

Платформа может интегрироваться с различными устройствами и информационными системами: ситуационными центрами, информационными системами РОИВ, АПК «Безопасный город». Это позволяет передавать данные в режиме онлайн для экстренного реагирования и оперативного управления экологической ситуацией в регионах.

Как это работает?

Платформа собирает данные о загрязнении окружающей среды от различных типов существующих источников экологически значимых сведений, а также малогабаритного измерительного оборудования, размещаемого на базовых станциях оператора. Система оперативно отслеживает фактические изменения качества воздуха и метеорологических условий, рассчитывает индекс качества воздуха. Среди основных измеряемых веществ — массовое содержание пыли, оксида углерода, диоксида азота, сероводорода, диоксида серы, озона, а также метеорологические параметры: температура, влажность, атмосферное давление.

Данные в режиме онлайн поступают на единую электронную карту, где видны все потенциально опасные участки и объекты.

Перспективы технологии

Решение может применяться на промышленных, нефтяных и химических предприятиях. На производствах система автоматически контролирует уровень выбросов в соответствии с нормами законодательства и предупреждает, когда он достигает критической отметки. Это поможет предприятиям обеспечить экологическую безопасность своих технологических процессов и минимизировать возможные экологические и экономические риски.

Новые перспективы развития решений в области экомониторинга появятся с запуском сетей 5G, так как новый стандарт связи позволит передавать большие объемы данных, собираемых с датчиков.

Направления работы Минприроды России

  • Поиск
  • Версия для слабовидящих
  • Карта сайта
  • О сайте
  • Направление работы
  • Интерактивная карта
  • Особо охраняемые природные территории
  • Координационные и совещательные органы
  • Мероприятия
  • Новости
  • Медиагалерея
  • Контакты
  • Официальные издания
  • Rss
  • Facebook
  • Youtube
  • Instagram

Глава X. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

Статья 63.1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

1. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) создается в целях обеспечения охраны окружающей среды.

2. Задачами единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) являются: регулярные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, изменениями состояния окружающей среды;

хранение, обработка (обобщение, систематизация) информации о состоянии окружающей среды;

анализ полученной информации в целях своевременного выявления изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и (или) антропогенных факторов, оценка и прогноз этих изменений;

обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды.

3. Единая система государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) включает в себя подсистемы:

  • государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды;
  • государственного мониторинга атмосферного воздуха;
  • государственного мониторинга радиационной обстановки на территории Российской Федерации;
  • государственного мониторинга земель;
  • государственного мониторинга объектов животного мира;
  • государственного лесопатологического мониторинга;
  • государственного мониторинга воспроизводства лесов; (абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 27-ФЗ)
  • государственного мониторинга состояния недр;
  • государственного мониторинга водных объектов;
  • государственного мониторинга водных биологических ресурсов;
  • государственного мониторинга внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;
  • государственного мониторинга исключительной экономической зоны Российской Федерации;
  • государственного мониторинга континентального шельфа Российской Федерации;
  • государственного экологического мониторинга уникальной экологической системы озера Байкал;
  • государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания.

    4. Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на ведение подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в соответствии с федеральными законами осуществляются:

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации о состоянии окружающей среды, происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды;

    поиск, получение (сбор), хранение, обработка (обобщение, систематизация) и анализ информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, о характере, видах и об объеме такого воздействия;

    оценка состояния окружающей среды и прогнозирование его изменений под воздействием природных и (или) антропогенных факторов;

    определение связей между воздействием природных и (или) антропогенных факторов на окружающую среду и изменениями состояния окружающей среды;

    Читайте также  Микробиологические процессы порчи яиц и яичных продуктов

    выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на окружающую среду и направление их в органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям;

    направление в органы государственной власти, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора), и правоохранительные органы информации о нарушении нормативов в области охраны окружающей среды вследствие воздействия природных и (или) антропогенных факторов и предложений об устранении таких нарушений;

    направление в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложений для их учета при подготовке документов территориального планирования и (или) предложений об изменении указанных документов в целях формирования благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах нынешнего и будущего поколений;

    выпуск экстренной информации о необходимости снижения негативного воздействия на окружающую среду природных и (или) антропогенных факторов; оценка эффективности проводимых природоохранных мероприятий;

    создание и эксплуатация баз данных информационных систем в области охраны окружающей среды;

    хранение информации о состоянии окружающей среды, о происходящих в ней процессах, явлениях, об изменениях состояния окружающей среды и предоставление этой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам.

    Статья 63.2. Государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) (введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 331-ФЗ)

    1. Государственный фонд данных является федеральной информационной системой, обеспечивающей сбор, обработку, анализ данных и включающей в себя:

    информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

    результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора;

    данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

    2. Создание и эксплуатация государственного фонда данных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в осуществлении государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обязаны направлять получаемую в ходе осуществления соответствующего мониторинга информацию в государственный фонд данных.

    4. Порядок создания и эксплуатации государственного фонда данных, перечень видов включаемой в него информации, порядок и условия ее представления, а также порядок обмена такой информацией устанавливается Правительством Российской Федерации.

    5. Информация, включаемая в государственный фонд данных, подлежит использованию органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

    6. Информация, включенная в государственный фонд данных, предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, в том числе стихийного бедствия, а также о состоянии окружающей среды в границах зон чрезвычайных ситуаций, подлежит незамедлительному представлению в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

    8. Информация, включаемая в государственный фонд данных и свидетельствующая о возможном вредном воздействии на человека состояния окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, подлежит незамедлительному направлению в органы, уполномоченные осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

    9. Обмен информацией в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также между единой системой государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и органами, уполномоченными осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, предоставление такой информации органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам осуществляются на безвозмездной основе.

    10. На основе информации, содержащейся в государственном фонде данных, уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти подготавливает ежегодный государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды, порядок подготовки и распространения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Экология природных ресурсов

    Экологический мониторинг

    В систему экологического контроля входит также государственная служба наблюдения — экологический мониторинг.

    Под мониторингом (от лат. «monitor» — напоминающий, надзирающий) понимают систему наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды. Основной принцип мониторинга — непрерывное слежение.

    Мониторинг является важнейшей частью экологического контроля, которое осуществляет государство. Главная цель мониторинга — наблюдение за состоянием окружающей природной среды и уровнем ее загрязнения. Не менее важно своевременно оценить и последствия антропогенного воздействия на биоту, экосистемы и здоровье человека, а также эффективность природоохранных мероприятий. Но мониторинг — это не только слежение и оценка фактов, но и экспериментальное моделирование, прогноз и рекомендации по управлению состоянием окружающей природной среды.

    По территориальному охвату различают три ступени или блока современного мониторинга — локальный (биоэкологический, санитарно-гигиенический), региональный (геосистемный, природно-хозяйственный) и глобальный (биосферный, фоновый).

    В программу биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга, проводимого на локальном уровне входят наблюдения за изменением в различных сферах содержания загрязняющих веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными и иными неблагоприятными свойствами. Постоянным наблюдениям подвергаются следующие загрязняющие вещества, наиболее опасные для природных экосистем и человека:

    • в поверхностных водах — радионуклиды, тяжелые металлы, пестициды, бенз(а)пирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор;
    • в атмосферном воздухе — оксиды углерода, азота, диоксид серы, озон, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор, углеводороды;
    • в биоте — тяжелые металлы, радионуклиды, пестициды, бенз(а)пирен, азот, фосфор.

    Тщательно исследуют и такие вредные физические воздействия, как радиацию, шум, вибрацию, электромагнитные воля и др. Пункты экологических наблюдений располагают в местах концентрации населения и районах интенсивной его деятельности с таким расчетом, чтобы они контролировали основные линии связи человека (трофические и др.) с естественными и искусственными компонентами окружающей среды. Это могут быть территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем с интенсивным применением ядохимикатов и др.

    В составе биоэкологического (санитарно-гигиенического) мониторинга большое внимание уделяют наблюдениям за ростом врожденных дефектов в популяциях человека и динамикой генетических последствий загрязнения биосферы, в первую очередь мутагенами.

    На региональном (геосистемном) уровне наблюдения ведут за состоянием экосистем крупных природно-территориальных комплексов (бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем и т.д.), где имеются отличия параметров от базового фона ввиду антропогенных воздействий. Изучают трофические связи (биологические круговороты) и их нарушения, оценивают возможность использования ресурсов природных экосистем в конкретных видах деятельности, анализируют характер и количественные показатели антропогенных воздействий на окружающую природную среду в этих регионах. Например, ведут контроль за популяционным состоянием исчезающих видов животных в пределах какого-либо региона и т.д.

    Обеспечить наблюдение, контроль и прогноз возможных изменений в биосфере в целом — задача глобального мониторинга. Его называют еще фоновым или биосферным. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга окружающей природной среды осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

    Основными целями этой программы являются:

    • организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;
    • оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;
    • оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;
    • оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;
    • оценка реакции наземных экосистем на воздействие окружающей среды;
    • оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;
    • создание системы предупреждений о стихийных бедствиях в международном масштабе.

    При выполнении работ по программе глобального мониторинга особое внимание уделяют наблюдениям за состоянием природной среды из Космоса. Космический мониторинг позволяет получить уникальную информацию о функционировании экосистем как на региональном, так и на глобальном уровнях

    В России функционирует разветвленная общегосударственная служба наблюдения по всем ступеням мониторинга – локальном, региональном и глобальном. Обобщая результаты наблюдения на всех трех уровнях мониторинга, получают объективную картину антропогенных и природных процессов в различных регионах страны. С этой целью на многочисленных станциях, створах контроля, стационарных постах, в химических лабораториях, на самолетах, вертолетах и космических аппаратах наблюдают за загрязнением атмосферы, вод, почв, донных отложений, околоземного пространства, организуют слежение за состоянием земель, минерально-сырьевых ресурсов недр, сохранностью животного и растительного мира и т.д.

    Читайте также  Классификация рыночных структур

    Государственный экологический мониторинг в России ведется по следующим объектам: атмосферный воздух; водные объекты; объекты животного мира; леса; геологическая среда; земли; особо охраняемые природные территории; источники антропогенного воздействия.

    Наблюдение, оценка и прогноз состояния отдельных компонентов природной среды и источников антропогенного воздействия осуществляются в рамках соответствующей функциональной подсистемы экологического мониторинга. Функциональные подсистемы мониторинга состояния атмосферного воздуха, загрязнения почв, поверхностных вод суши и морской среды объединены в Государственную службу наблюдения за загрязнением окружающей природной среды (ГСН).

    С 1995 г. в России с целью радикального повышения эффективности службы наблюдения введена Единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ). К основным ее задачам, в частности, относятся ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку и гармонизация их с международными эколого-информационными системами, а также оценка и прогноз состояния объектов и антропогенных воздействий на них, откликов экосистем и здоровья населения на изменение состояния окружающей природной среды.

    Виды и методы экологического мониторинга окружающей среды

    Экологический мониторинг – комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды. Включает в себя исследования антропогенного воздействия на почву, воду, атмосферу и т.д. Проводятся измерения фонового радиационного излучения, уровня химического загрязнения.

    Мониторинг организуется по принятым стандартам, имеющим научное обоснование. Необходим вблизи промышленных предприятий, в зоне выброса вредных веществ.

    Что такое экологический мониторинг?

    Понятие экологического мониторинга означает систему наблюдений за природой и антропогенными объектами, предназначенную для получения достоверной и своевременной информации о загрязнениях на контролируемой территории. На основании полученных данных возможно составление прогнозов о дальнейшем развитии экологической ситуации в регионе наблюдения.

    В России действует единая государственная система экологического мониторинга. Наблюдения проводятся в соответствии с ФЗ №7 «Об охране окружающей среды», ФЗ №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

    Комплекс контрольных мер может разрабатываться отдельно для промышленного объекта. Измерительные системы отслеживают степень воздействия выбросов на природу. Наблюдения позволяют создать экономическое и правовое обоснование для природопользователей. Проводятся при градостроительных работах, перед реализацией промышленных проектов и др.

    Этапы проведения

    Контроль за состоянием объекта состоит из установленных этапов:

    1. Исследование экологической обстановки в выбранной местности.
    2. Взятие образцов почвы, воды и воздуха.
    3. Изучение проб по нескольким показателям в лабораторных условиях.
    4. Определение степени концентрации токсических веществ и сравнение полученных данных со значениями максимально допустимой концентрации.
    5. Выявление территорий, на которых повышен уровень загрязнений.
    6. Проведение мер по очистке загрязнённой местности.

    На объектах и предприятиях устанавливают автоматизированные системы, включающие аналитические передвижные лаборатории экологического мониторинга, стационарные пункты, средства связи и т.д. В автоматическом режиме контролируют метеоданные, температуру, радиационное излучение.

    Задачи

    Вне зависимости от объекта исследования (экологический мониторинг природного объекта, города, территориального субъекта, Земли) задачи наблюдений следующие:

    1. Выявление источников человеческого воздействия на природу.
    2. Наблюдение за влиянием антропогенного фактора на окружающую среду.
    3. Проведение исследований территорий, подвергшихся загрязнению токсическими веществами.
    4. Формирование информационных данных о состоянии объекта.
    5. Подбор методов борьбы с загрязнениями.
    6. Составление прогноза о дальнейших изменениях экологии в регионе.
    7. Создание правовых и экономических оснований для территорий с повышенной концентрацией загрязнителей.

    Основная цель исследований – диагностика человеческого влияния на природу и предупреждение жителей региона о возможных последствиях. Наблюдения проводятся в соответствии с международными требованиями.

    Объекты экологического мониторинга

    Объекты локального и глобального экологического мониторинга различают по происхождению:

    • Природные ресурсы (почва, вода, воздух, озоновый слой, недра).
      Исследуют совокупность условий, необходимую для поддержания жизни на планете.
    • Природные территории.
      Естественные природные комплексы, ландшафты.
    • Объекты, имеющие природно-антропогенное происхождение.
      Местность, обрабатываемая человеком.
    • Промышленные и хозяйственные объекты.
      Воздействуют на окружающую среду и загрязняют её.
    • Группы населения.
      Люди, находящиеся в зоне загрязнения.

    Наблюдения за экологией необходимы на месторождениях, в местах добычи ценных ресурсов. Регулируются действующими государственными законами и установленным порядком проведения.

    Уровни экологического мониторинга

    Наблюдения за антропогенным влиянием на природу проводятся на разных уровнях:

    1. Локальный уровень.
      Исследования проходят в пределах отдельного природного объекта. Также локальные измерения организуют на промышленных предприятиях.
    2. Территориальный.
      Наблюдения ведутся в рамках выбранного территориального субъекта (региона, округа, области).
    3. Федеральный.
      Контроль состояния окружающей среды в стране. Оценивает экологию всего государства.
    4. Глобальный.
      Международная система наблюдений за экологией Земли.

    Международный контроль проводится в рамках ЮНЕП и Всемирной метеорологической организации. В мире действует 22 сети глобальных наблюдений за экологической обстановкой. Изучают воздействие человека на климат, оценивают состояния мирового океана и грунтовых вод, предупреждают о стихийных бедствиях.

    Виды экологического мониторинга

    В наблюдениях за окружающей средой используют различные методы контроля. Виды локального экологического мониторинга:

    • Инструментальный.
      Физико-химические методы измерений. Сбор проб в области загрязнения, проведение лабораторного анализа.
    • Расчётный.
      Определение степени загрязнения на основании информации о выбросах на предприятиях.
    • Производственный (ПЭМ).
      Проведение измерений состояния природы на территориях вблизи промышленных объектов и на предприятиях.

    Выделяют общественный, биологический, радиационный экологический мониторинг, контроль выбросов отходов. Работа с социальными группами требуется для информирования людей, проживающих на опасных территориях. Биологические измерения нужны для определения степени воздействия человека на состояние растительного и животного мира.

    Экологические изыскания необходимы для оценки влияния антропогенного фактора на местность. Особое значение имеют наблюдения в промышленных зонах. С их помощью оценивают опасность выбросов, предупреждают природные катастрофы и создают меры для борьбы с загрязнениями.

    Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы

    Сброс сточных вод: залповый, на рельеф, в канализацию

    Определение степени загрязнения воды: прямые и косвенные показатели

    Антропогенное загрязнение атмосферы: виды, основные источники, последствия

    Глобальное потепление климата: миф или реальность

    Влияние загрязнения атмосферы на здоровье человека и окружающую среду

    Глобальные экологические проблемы и способы их решения

    Методы анализа сточных вод: химический, микробиологический, токсикологический

    Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу: источники и нормирование

    Экологические проблемы озера Байкал

    Как защитить воду и предотвратить ее загрязнение?

    Что такое мониторинг окружающей среды? Функции мониторинга окружающей среды

    К XXI веку человек достиг многого: его окружают дороги, высотки, автомобили, функциональные устройства. Эти вещи, однако, не могут полностью отстранить людей от природы, могучая и непокорная, она всегда будет оказывать влияние на общество. Человеку остается лишь научиться предсказывать ее поведение и в соответствии с ним выстраивать свои планы. В этих целях специально был создан мониторинг окружающей среды.

    Что мы знаем о слове «мониторинг»?

    Слово «мониторинг» зародилось в латинском языке, затем перекочевало в английский, позднее утвердилось и в русском словаре. Так, monitor означает «напоминающий», «надзирающий», «предостерегающий» и трактуется как целый комплекс регулярных наблюдений, оценок и прогнозов какого-либо объекта, с целью контроля и, если возможно, оптимизации процессов, происходящих с его участием.

    А мониторинг окружающей среды что такое?

    Если же речь идет о мониторинге окружающей среды (далее – МОС), то ясно – объектом исследования в этом случае будет являться природа и ее состояние, а также изменения, происходящие в ней как естественным путем, так и в качестве отклика на деятельность человека.

    Откуда пришло это понятие

    Официально, что такое мониторинг окружающей среды, решили в 1971 на заседании ЮНЕСКО перед Стокгольмской конференцией ООН 1972 года, которая как раз и была посвящена этому вопросу. Именно тогда впервые использовали данный термин.

    Однако в мире профессиональное отслеживание колебаний в климате, погоде, ее явлениях производилось еще задолго до этого – около ста с небольшим лет. К ним относятся всем известные метеорология, сейсмология и иные виды наблюдений и измерений. В наше время спектр исследований стремительно расширяется, растет количество измеряемых параметров, развивается сеть специальных станций. Вместе с этим существует утверждение занимающихся мониторингом окружающей среды о том, что эти мероприятия попутно усложняют проблемные вопросы, требующие незамедлительного разрешения.

    Мониторинг один или их несколько?

    Мониторинг бывает самый разнообразный, для создания целостной картины о данном предмете нелишним будет знакомство с его различными видами.

    Основываясь на целях и объектах, выделяют санитарно-гигиенический, экологический и климатический мониторинги.

    Читайте также  Выдающиеся люди башкирской культуры

    1. Санитарно-гигиенический прежде всего занимается мониторингом загрязнения окружающей среды и сопоставлением ее качества с гигиеническими нормативами ПДК (предельно допустимыми концентрациями), выявленными для защиты, здоровья и охраны благоприятной среды жизнедеятельности населения.

    2. Экологический мониторинг играет свою важную функцию в глобальной системе контроля окружающей среды. Концентрируется в первую очередь на возобновляемых ресурсах и анализирует антропогенное воздействие на экосистемы и их отклик на раздражитель в виде человека. Это основная цель данного вида мониторинга. Задачей же является исследование типичных, наиболее распространенных ответных эффектов не отдельных организмов, а их сообщества (экосистемы).

    Этот вид мониторинга включает в себя следующие разновидности контроля:

    — За атмосферным воздухом. Он характеризуется тем, что комплекс программных наблюдений направлен на накапливание данных для последующей их оценки и использования в качестве основы для прогнозирования возможных изменений в будущем.

    — За гидросферой. Его особенность в том, что здесь происходит наблюдение за положением дел в водах разного уровня, речь идет о поверхностных и подземных.

    — За землями (почвами). Наблюдения осуществляются за состоянием земельного покрова и составом почв, в соответствии с чем принимаются решения о мерах по защите земли от негативного воздействия внешних факторов.

    — За радиацией. Соответственно, оцениваются статус и конъюнктура радиационного фона.

    3. Климатический мониторинг – экослужба, занимающаяся, как водится, контролем и прогнозом изменений и колебаний климата. Он походит на экологический, но предмет его ведения находится в рамках не всей биосферы, а только в той части, что влияет на формирование климата. Это, как известно, атмосфера, поверхностные воды, снежные массы и т. д. Климатический мониторинг тесно соприкасается с гидрометеорологическими наблюдениями.

    Можно привести и иные классификации мониторинга.

    Так, в зависимости от масштабов выделяют:

    • Биосферный, он же еще глобальный. В его рамках осуществляется слежение за общими всемирными процессами в биосфере планеты в целях предсказания и предупреждения о возникающих чрезвычайных ситуациях и экстремальных угрозах.
    • Импактный. Работает на менее масштабном уровне – локальных точках (район или даже предприятие). Сообщает о влияниях антропогенного характера (промышленных объектов или отдельных источников) и чрезвычайных положениях (при возникновении катастроф, аварий, бедствий, эпидемий).
    • Биологический. Узконаправленные наблюдения за биологическими ресурсами – растениями и животными. Для этих мер используются биоиндикаторы. Исследования же проводятся на территориях заповедников или в иных природоохранных зонах.

    Осуществление мониторинга окружающей природной среды

    Необходимым условием высококачественного управления свойствами окружающей среды является правильная организация системы мониторинга.

    Система МОС включает четыре основных блока:

    1. Наблюдение (подразумевается получение данных об общем состоянии объектов, находящихся под наблюдением). Они осуществляются с определенной периодичностью, через четко установленные интервалы времени, что очень важно для получения полной и ясной картины. Наблюдения могут производиться как отдельными станциями (точечно), так и их целой сетью. Для того чтобы отделить друг от друга антропогенные и естественные (природные) модификации, необходимо хранить данные за прошедшие годы для сравнения с предыдущими показателями. Это даст возможность более точного расчета интенсивности процессов и предсказания их последствий.
    2. Оценка настоящего состояния. Информация, полученная из предыдущего этапа, анализируется специалистами, которые способны с высокой точностью определить степень ухудшения или, наоборот, благополучности состояния объекта, установить причины этого, наметить тенденции последующего варьирования его состояния.
    3. Прогноз состояния. На этом этапе не только предполагается будущее, но и осуществляются попытки подкрепления гипотез определенными доказательствами (расчетами, показателями и т. д.).
    4. Оценка прогноза. Полученные результаты снова подвергаются оценке, а затем доносятся до аудитории в том или ином формате.

    ГЭМОС

    Органы власти, ответственные за страну, более всех озабочены состоянием экологии, именно они организуют мероприятия по изучению и охране природы, дабы обеспечить гражданам комфортные условия жизни. Такую деятельность в правительственных структурах принято называть государственным мониторингом окружающей среды (ГЭМОС).

    Правовое регулирование ГЭМОСа

    Являясь необычайно важной, эта деятельность государства в полной мере регламентируется законодательством Российской Федерации. Данной сфере посвящены такие правовые акты, как ФЗ «Об охране окружающей среды», Водный и Лесной кодексы, ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и ряд других.

    Кроме того, регулирующие статьи о МОС имеются во всех природно-ресурсных и иных нормативных правовых актах. К примеру, органы санэпидемнадзора осуществляют свою работу по социально-гигиеническому мониторингу, на основании Положения о таком мониторинге.

    Кто осуществляет экологический мониторинг в России

    Законодатель исчерпывающе установил субъекты, организующие и осуществляющие экологический мониторинг окружающей среды в России. Прежде всего, всю систему уполномоченных органов возглавляет Правительство Российской Федерации. В его структуре находятся Минприроды РФ, Минсельхоз РФ и подведомственные им федеральные службы по мониторингу окружающей среды и агентства, компетентные в рассматриваемой области. Например, к таковым относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии; центром по мониторингу окружающей среды и гидрометеорологии является одноименная Федеральная служба Российской Федерации, относится сюда и Рыбнадзор, а также другие правительственные органы власти.

    Что такое мониторинг окружающей среды в РФ

    На государственном уровне ГЭМОС обозначается, во-первых, в качестве комплексной системы наблюдения за природной средой и ее состоянием, оценивания и прогноза его изменений под воздействием факторов естественного и антропогенного свойства. И во-вторых, как мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами федеральной государственной власти и властями субъектов.

    Из истории

    Мероприятия по ГЭМОС начались в 30-е годы еще в СССР. Тогда в связи с проблемой водопотребления актуальны были исследования и контроль поверхностных и подземных водоемов.

    В 50-е годы проводились первые испытания ядерного оружия, поэтому необходимым стало выявлять и организовывать борьбу с радиационным загрязнением природной среды.

    1972 год ознаменован созданием ряда специальных организаций, ведомств и служб, выполняющих сходные функции экологического мониторинга, поэтому их сохранение в обновленной России посчитали нецелесообразным. Поэтому в 1993 году была создана Единая государственная система экологического мониторинга России (ЕГСЭМ), а в качестве основной цели было поставлено обеспечение безопасности и охраны окружающей природы. Задачами выступали наблюдение, хранение и обработка сведений о статусе окружающей среды, а также исследование и комплексный анализ выявленных данных и последующее информирование граждан и заинтересованных лиц в данной сфере. Однако и эта попытка оказалась слабой, система мониторинга окружающей среды дожила лишь до 2003 года. Поскольку ее концепция остановилась в развитии, и цель не была достигнута. На сегодняшний день имеется новое решение Правительства РФ об организации и осуществлении ГЭМОС.

    Функции экологического мониторинга в РФ

    Среди большого их количества можно выделить основные:

    • Осуществление наблюдения за состоянием окружающей среды в местах нахождения факторов антропогенного влияния.
    • Анализ, оценка и выявление тенденций модификаций состояния природной среды под воздействием как биологических, так и антропогенных явлений.
    • Обеспечение нужд государства в целом, его должностных лиц, организаций и граждан полной, компетентной, достоверной информацией о состоянии природной среды. Это важно, поскольку является необходимым для предотвращения или уменьшения отрицательных последствий неблагоприятных изменений.

    Особенности организации ГЭМОС в РФ

    Некоторая советская закалка России привела к строительству ГЭМОС, деятельность которого регламентирована строжайшим образом. В нашей стране действуют принятые еще во времена СССР ГОСТы (государственные стандарты), СанПиНы (санитарные нормы и правила), РД (руководящие документы) и ОНД (общесоюзные нормативные документы). Государственный экологический мониторинг окружающей среды производят с помощью специальных наблюдательных станций, соединенных в сеть, и информационных ресурсов государственного фонда данных (далее – ГФД). Названные элементы являются частями ЕГСЭМ.

    Государственный фонд данных

    Для осуществления более качественного и мобильного мониторинга большое значение имеет ГФД. Надо сказать, что до 2013 года в стране контроль за окружающей средой осуществляло множество компетентных органов. Как следствие, исследовательские данные были разрозненно законсервированы в местах локации министерств, служб и ведомств, а их взаимообмен затруднен.

    Спасением было создание такого ценного ресурса, как фонд. Это единая информационная система, куда стекаются все данные, полученные в ходе мониторинга, что, конечно, решило вышеуказанную проблему.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: