Мои социальные роли и ролевые конфликты - OXFORDST.RU

Мои социальные роли и ролевые конфликты

Я и мои социальные роли

Содержание:

Предмет:
Тип работы: Доклад
Язык: Русский
Дата добавления: 19.01.2020
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать доклады по любым предметам, то на странице «что такое доклад и как его написать» я подробно рассказала.

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из самых интересных и актуальных в социологии.

В современном мире проблема человека и его социальных ролей является одной из важнейших проблем. Это связано с тем, что современный мир, где большинство стран выбрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, которые являются людьми, которые адекватно воспринимают свои социальные роли, должны быть в центре любого общества. Однако не все люди знают, что такое личность, они не осознают той роли, которую личность должна играть в современном мире.

Личность является основой для развития общества, поэтому мне очень интересна тема социальных ролей человека, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применять полученные знания на практике.

Считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, работая над обозначенной темой, выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть концепцию ролевого конфликта, его сущность. и причины.

Определение социальной роли

Человек, по мере взросления, вырастает включенным во многие группы общественных пространств, в каждой из которых общение воспроизводится на основе его языка, его внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль устанавливает и подсказывает типичные модели действий и усиливает определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый человек имеет представление о том, как это взаимодействие должно продолжаться.

Результатом является следующее видение человека: «С социологической точки зрения социальная личность не является определенной устойчивой данной сущностью, переходящей из одной ситуации в другую. Это процесс постоянного поколения и возрождения в любой социальной ситуации — процесс, связанный тонкой нитью памяти.

Против этого взгляда выступает другой, рассматривающий личность как стабильного, высококачественного социального субъекта, формирующуюся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.

В качестве подтверждения того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, мы можем рассмотреть выводы, которые возникают в связи с анализом уровня выполнения ролей. Анализ показывает, что этот уровень один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одним человеком. Человек в социальной повседневной жизни выполняет свои различные роли не выше и не ниже уровня, определяемого уровнем развития, богатством его «я».

Социальная роль — это ожидание, которое общество предъявляет человеку, имеющему определенный статус. Оно не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы в дополнение к самой личности. Как вести себя, как действовать в конкретной ситуации, человек с определенной позицией, социальным статусом — все это предопределено обществом, развитым обществом, его культурой, его историей. На языке театра, из которого заимствовано понятие роли, мы можем сказать, что общество рисует роли для всех драматических людей.

Я считаю, что роль — это пример поведения человека, имеющего определенный статус. Требуя этого статуса, человек должен выполнить все ролевые инструкции, которые назначены на эту социальную позицию. Это не роль, которая «приспосабливается» к исполнителю, но исполнитель должен выполнять роль, запланированную для него обществом, культурой и традициями.

По моему мнению, если работа требует сдержанности, а человек эмоциональный, вспыльчивый, он должен либо бросить свою карьеру, либо научиться контролировать себя.

Роль, являясь моделью поведения, независимой от личности, является основным средством обеспечения эффективного функционирования основополагающих принципов социальной жизни — социальных институтов.

Я согласен с точным мнением о том, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями и обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, принятыми в этом обществе стандартами поведения, культурой. В рамках социальной роли систематизация норм поведения в целом происходит в соответствии со спецификой функции, статуса, которой выполняет роль.

Типы социальных ролей, мои социальные роли

Типы социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые входит личность. В зависимости от социальных отношений различаются социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, построенные на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто выполняет эти роли. Различаются социальные и демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук . Мужчина и женщина также являются социальными ролями, биологически предопределенными и предполагающими специфическое поведение, закрепленное в социальных нормах и обычаях.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, забытый, семейный кумир, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек играет какую-то доминирующую социальную роль, своеобразную социальную роль как наиболее типичный индивидуальный образ, знакомый другим. Смена привычного образа чрезвычайно сложна как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Теперь я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, так кто же я?

Моими первыми социальными ролями были дочь моих родителей, внучка бабушки и дедушки, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Я тоже друг и друг. Я общительный человек, легко знакомлюсь. Мне повезло в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студент, недавний студент. Мне нравится учиться, хотя я не очень хороший ученик, но если мне нужно что-то делать в школе, по крайней мере, я всегда получаю положительные результаты.

Моя основная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так же как и статус или официальная роль, которая приобретается, когда человек начинает работать.

Итак, подведем итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, выполняемых личностью, образует ролевый набор личности. Формирование набора ролей является результатом социализации, в процессе которой мы изучаем новые роли.

Ролевые конфликты

Ролевые конфликты часто возникают в жизни людей, которые вызывают эмоциональное напряжение.

Ролевый конфликт — это ситуация, в которой происходит «столкновение» ролей в наборе ролей человека, когда одна роль противоречит другой или выполнение нескольких ролей невозможно.

Я приведу примеры ролевых конфликтов.

Работающий студент должен выполнять роль работника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя предприятия, выполнять его указания и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время он должен выполнять роль студента в университете в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, посещать лекции и семинары и сдавать экзамены и тесты вовремя.

Учительница (профессиональная роль), а ее собственный ребенок учится в своем классе. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.

На мой взгляд, конфликт ролей между отцами и детьми очень распространен. Я часто думаю о том, что и взрослые, и дети часто жалуются на проблемы со взаимопониманием. Я много думал о том, почему это так. Ведь проблема не возникла вчера. По моему мнению, родители и подростки занимают совершенно разные социальные статусы в обществе и выполняют разные социальные роли. И часто таких ролей для одного человека бывает не одно, а много. Каждая социальная роль имеет свои права и обязанности в обществе, свою меру ответственности. Мне кажется, что это может быть причиной этого конфликта.

Методы разрешения конфликтов ролей могут быть связаны либо с выбором приоритетной роли в конкретной ситуации, либо с отказом от одной из социальных ролей.

Вывод:

Таким образом, на основании вышеизложенного я могу сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуются использованием понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Основную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения им социальных норм, моделей поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа и средства массовой информации.

Социальная роль связана с определенной позицией индивида в социальной системе (социальный статус), т. е. с набором прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена ​​как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль — это только отдельный аспект целостного поведения индивида, который представляет собой определенный набор ролей.

Человек, который всегда выполняет несколько ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей, например, студент и член дружной компании. Социологи проводят различие между стандартизированными, безличными ролями, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их выполняет (официальные роли — продавец, кассир и т. д.), и ролей, которые определяются индивидуальными характеристиками их участников ( роли влюбленных).

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Реферат: Мои социальные роли и ролевые конфликты

Мои социальные роли, ролевые конфликты

Введение

На мой взгляд, тема проблемы личности является одной из наиболее интересных и актуальных в социологии.

В современном мире проблема человеческой личности и ее социальных ролей является одной из наиболее важных проблем. Это объясняется тем, что сегодняшний мир, где большинство стран избрали демократический путь развития, основан на гражданском обществе, состоящем из людей, вовлеченных в судьбу государства, знающих свои права, участвующих в общественно-политической жизни. Такие люди, являющиеся личностями, адекватно воспринимающие свои социальные роли должны находиться в основе любого общества. Однако далеко не все люди знают, что такое личность, не осознают той роли, которую должна играть личность в современном мире.

Читайте также  Внимание, его свойства, виды и функции

Личность является основой для развития общества, поэтому меня очень интересует тема социальных ролей личности, и я решила изучить ее подробно, чтобы в дальнейшем применить полученные знания на практике.

Я считаю необходимым ознакомиться с учебной литературой по социологии, со статьями в периодических изданиях, при работе над обозначенной темой и выяснить сущность личности, ее социальный статус и социальные роли, рассмотреть понятие ролевого конфликта, его сущность и причины.

В чем суть понятия «социальная роль»? Какими бывают социальные роли? Какие социальные роли выполняю я? В чем причина ролевых конфликтов?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе.

Итак, цель эссе – изучить проблему социальных ролей и ролевых конфликтов, охарактеризовать мои социальные роли.

Определение понятия «социальная роль»

Человек по мере становления, вырастания включается во множество групп, общественных пространств, в каждом из которых общение воспроизводится на основе своего языка, своей внутренней символики. Желая быть понятым и принятым, человек должен овладеть этими символами. Через понятие «роль» в социологии отражается способ придания человеку форм. Роль задает и подсказывает типовые образцы действия и закрепляет определенную идентичность. Вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как должно протекать это взаимодействие.

В результате получается следующее видение человека: « С социологической точки зрения, социальная личность не есть некая устойчивая данная сущность, переходящая от одной ситуации к другой. Она представляет собой процесс постоянного порождения и перерождения в каждой социальной ситуации — процесс, связываемый воедино тонкой нитью памяти.

Такому видению противостоит иное, рассматривающее личность как устойчивый, качественный социальный субъект, оформляющийся как главный носитель социального, по которому можно судить о сущности социальной жизни.

Как подтверждение того, что последний подход более адекватно отражает социальную реальность, можно рассматривать выводы, возникающие в связи с анализом уровня исполнения ролей. Анализ показывает, что уровень этот один, общий для всех ролей, выполняемых в обществе одной личностью. Личность в социальной повседневности выполняет свои разнообразные роли не выше и не ниже того уровня, который определен уровнем развития, богатства ее «Я».

Социальная роль — это ожидание, предъявляемое обществом к личности, занимающей тот или иной статус. Она не зависит от самой личности, ее желаний и существует как бы помимо и до самой личности. Как следует себя вести, как действовать в той или иной ситуации человеку с определенным положением, социальным статусом — все это предначертано обществом, выработано обществом, его культурой, его историей. На языке театра, откуда и было заимствовано понятие роли, можно сказать, что общество расписывает роли всем драматическим персонам.

Я считаю, что роль — это образец поведения человека, занимающего определенный статус. Претендуя на данный статус, человек должен выполнять все ролевые предуказания, которые закреплены за этой социальной позицией. Не роль «подстраивается» под исполнителя, а исполнитель должен выполнять расписанную для него обществом, культурой, традициями роль.

На мой взгляд, если работа требует сдержанности, а человек является эмоциональным, вспыльчивым, он должен или отказаться от карьеры, или научиться контролировать себя.

Роль, будучи независимым от личности образцом поведения, является основным средством обеспечения эффективного функционирования первоосновы социальной жизни — социальных институтов.

Я согласна с точной зрения, что необходимо соотносить социальные роли с ценностями, нормами поведения, традициями, обычаями.

Ценности, нормы и роли возникают и утверждаются в едином социокультурном пространстве. Содержание роли определяется ценностными приоритетами, стандартами поведения, принятыми в данном обществе, культуре. В рамках социальной роли происходит систематизация норм поведения в единое целое в соответствии со спецификой функции, статуса, которую роль обслуживает.

Виды социальных ролей, мои социальные роли

Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

На мой взгляд, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей.

Сейчас я перехожу к рассмотрению моих социальных ролей, итак кто же я?

Мои первые социальные роли – дочь своих родителей, внучка бабушек и дедушек, сестра, племянница. Эти роли считаются врожденными.

Также я еще подруга и приятельница. Я человек коммуникабельный, легко завожу знакомства. Мне везет в этой жизни — вокруг много действительно хороших людей.

Я студентка, в недавнем прошлом ученица. Мне нравиться учиться, хотя я не отличница, но зато, если мне необходимо выполнить что-то по учебе, как минимум, я всегда получаю положительные результаты.

Моя главная роль, которая определяет социальный статус, еще не определена, так это статусная или должностная роль, которая приобретается тогда, когда человек начинает работать.

Итак, подведу итог вышесказанному: совокупность социальных ролей, исполняемых личностью, образует ролевой набор личности. Формирование ролевого набора является результатом социализации, в процессе которой мы усваиваем новые роли.

Ролевые конфликты

В жизни людей нередко возникают Ролевые конфликты, которые вызывают эмоциональную напряженность.

Ролевой конфликт – это ситуация, при которой происходит «столкновение» ролей внутри ролевого набора личности, когда одна роль противоречит другой или исполнение нескольких ролей оказывается невозможным.

Приведу примеры ролевых конфликтов:

Работающий студент должен выполнять роль сотрудника, в соответствии с социальными ожиданиями руководителя фирмы, выполнять его поручения и соблюдать трудовую дисциплину; в то же время в вузе он должен выполнять роль студента в соответствии с ожиданиями преподавателей и требованиями деканата, обязан посещать лекции и семинары, вовремя сдавать экзамены и зачеты.

Женщина-учительница (профессиональная роль), а в ее классе учится ее собственный ребенок. Профессиональная роль и роль матери также могут сталкиваться.

На мой взгляд, ролевой конфликт отцов и детей, является очень распространенным. Я вот часто задумываюсь по поводу того, что очень часто звучат жалобы как со стороны взрослых, так и со стороны детей на проблемы с взаимопониманием. Много думала над тем, почему это так. Ведь и проблема не вчера возникла. На мой взгляд, родители и подростки занимают в обществе совершенно разные социальные статусы, и выполняют различные социальные роли. И часто таких ролей на одного человека не одна, а много. У каждой социальной роли свои права и обязанности в обществе, своя мера ответственности. Как мне кажется, это и может являться причиной данного конфликта.

Способы разрешения ролевых конфликтов могут быть связаны либо с выбором приоритетной в конкретной ситуации роли, либо с отказом от одной из социальных ролей.

Заключение

Таким образом, исходя из вышесказанного, я могу сделать вывод, что положение человека в обществе и обусловленное им поведение характеризуют с помощью понятий «социальный статус личности» и «социальная роль». Главную роль в процессе социализации личности, т. е. усвоения ею социальных норм, образцов поведения, духовных ценностей, играют семья, группа сверстников, школа, средства массовой информации.

Социальная роль связанна с определенной позицией индивида в социальной системе (социальным статусом), т. е. с совокупностью прав и обязанностей. Любая социальная структура общества может быть представлена как определенная статусно-ролевая структура. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является лишь отдельным аспектом целостного поведения индивида, представляющего собой определенный ролевой набор.

Индивид, выполняющий всегда несколько ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей, например, ученика и члена дружеской компании. Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли – продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных).

Список использованной литературы

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 512 с.

2. Иванов Д. В., Иванова Д. В. Социология. – М.: ЮРАЙТ, 2005. – 326 с.

3. Кравченко А. И., Анурин В. Ф. Социология. – СПб.: Питер, 2005. – 432 с.

4. Крысько В. Г. Социальная психология. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 432 с.

5. Общая социология : учеб. пособие /под ред. А.Г. Эфендиева.- М.: Инфра-М, 2002.- 653 с.

6. Парсонс, Т.О социальных системах /Т. Парсонс.- М., 2002.- 600 с.

7. Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. – М.: Форум, 2007. – 336 с.

8. Тернер, Дж. Структура социологической теории /Дж. Тернер.- М., 1985.- 342 с.

9. Фролов С. С. Социология. – М.: Гардарики, 2004. – 344 с.

Социальная роль. Ролевой конфликт

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено –ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Читайте также  Квалиметрия как наука

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это понятие отражает такие ситуации социального взаимодействия, когда регулярно на протяжении длительного времени воспроизводятся определенные стереотипы поведения. Поэтому социальную роль можно определить и как ожидаемое поведение индивида, обусловленное его статусом в обществе. Иными словами, это вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, присущих конкретному статусу.

Социологи рассматривают социальную роль как динамический аспект социального статуса. Если статус статичен, т. е. фиксирует позицию в данной социальной системе координат, то роль – это динамическая характеристика, определяющая, как должен вести себя человек, обладающий тем или иным статусом. Между статусом и ролью существует важное промежуточное звено –ожидание (экспектация), «предъявляемое» обществом или социальной группой к людям данного статуса. Ролевые ожидания (экспектации) могут закрепляться в виде правил, стандартов, норм поведения, а могут иметь и неформальный характер. И в том и в другом случае они выступают как особый тип социальной регуляции.

Каждый статус чаще всего предусматривает не одну, а несколько ролей. Так, статус университетского профессора предполагает такие роли, как преподавание, воспитание студентов, научное исследование, проведение экспертизы в соответствующей области, администрирование и т. д. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяют как «ролевой набор».

В ролевом наборе можно выделить основные роли, к которым относятся семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Успешное освоение и исполнение этих ролей членами общества обеспечивает нормальное функционирование всего общественного организма. В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.).

В процессе реализации социальных ролей могут возникать определенные трудности, связанные с необходимостью человека исполнять в различных ситуациях множество ролей. Это приводит в ряде случаев к несовпадению социальных ролей, к возникновению между ними противоречий и конфликтных отношений. Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

? внутриролевые конфликты это конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

? межролевые конфликты конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

? личностно-ролевые конфликты конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

Социальный опыт показывает, что очень немногие роли свободны от внутренних напряжений и конфликтов, которые нередко приводят к отказу от выполнения ролевых обязательств, к дискомфорту, моральному кризису, психологическому стрессу. Выходом из положения здесь является применение ряда защитных психологических механизмов («рационализация ролей» – перенос притязаний с одной роли на другую; «разделение ролей», предполагающее «выключение» из сознания индивида нежелательных ролей), а также нормативное регулирование ролей с целью разрешения конфликтных ситуаций.

Ролевой конфликт — что это такое в социологии

Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с ролевым конфликтом. Такой вид конфликта часто встречается в семейных отношениях, социуме, учебной и производственной структуре, политическом устройстве общества.

Ролевой конфликт сопровождает человека во всех сферах жизни

Ролевой конфликт в социологии

Ролевой конфликт в социологии рассматривается как столкновение ролевых требований, предъявляемых индивиду. Психология считает его негативным переживанием, затрагивающим внутренний мир. Чаще всего это показатель имеющихся у личности проблем взаимодействия с окружающими. Плохо это или хорошо, можно судить по тому, что дает ролевой конфликт человеку.

С одной стороны, благодаря ему, личность стремится к совершенству. К этому подталкивает роль, которую берет на себя человек, или какую предлагает общество. Например, молодой руководитель отдела старается соответствовать ожиданиям, которые возлагает на него высшее руководство. Это заставляет повышать квалификацию, изучать профессиональную литературу, то есть развиваться.

В то же время, как и любой конфликт, он вызывает отрицательные эмоции, заставляя делать определенные усилия против желания. Например, чтобы овладеть новыми технологиями, рабочего отправляют учиться на курсы. В душе он протестует против решения, но понимает, что без новых знаний не сможет выполнять работу.

Важно! Понимание того, что жизненные ценности легко не достаются, нежелательные усилия приходится совершать постоянно. Чтобы справиться с негативными проявлениями (столкновением понятий «не хочу», но «надо»), необходимо понять сущность ролевого конфликта и узнать выход из него.

Определение ролевого конфликта

В обществознании трактуется, что ролевой конфликт – это процесс, обусловленный противоречиями между различными ролями, которые вынуждена выполнять личность. В довершение принято рассматривать такой конфликт как разновидность ролевого стресса, возникающего из-за перегрузки обязанностями.

К сведению. Краткий контекст ролевому конфликту – это ситуация, в которой человек сталкивается с двумя или более разными требованиями, и выполнение одних делает невозможным следование другим. От этого появляется внутреннее напряжение, как итог – конфликтная ситуация.

Сталкиваясь с требованиями нескольких ролей одновременно и не умея их совместить, человек может испытывать ролевой стресс

Сущность социальных конфликтов

Кратко говоря, основная сущность ролевого социального конфликта заключается в преодолении противоречивых или несовместимых требований к личности со стороны общества. Занимая какое-либо место в группе, индивид приобретает определенное положение, от него ожидают соответствующих действий.

К сведению. Психологически отмечено, что, если участники группы вникают в роли друг друга, осознают адекватные требования к их исполнению, ситуациям соответствует их ролевое поведение, то эффективность взаимодействия гарантирована. При отсутствии этих характеристик возникают конфликты.

Конфликт ролей так же, как и любой другой, имеет позитивные и негативные функции. К позитивным относится стимулирование личности. Негативные функции вызывают возможные отклонения в поведении индивида.

Разновидности ролевых конфликтов с примерами

Понять смысл столкновения социальных ролей помогут разновидности ролевых конфликтов с примерами:

  • К конфликту между разными социальными ролями иллюстрацией является положение матери семейства. В профессии она пользуется уважением, с ней советуются, повышают в должности. В семье, погружаясь в домашнюю рутину, деловая женщина становится типичной домохозяйкой.
  • Для конфликта в пределах одной социальной роли примером является ситуация: выпускник школы с гуманитарным складом ума по настоянию близких поступает учиться в технический вуз. Безусловно, он будет чувствовать себя не на своем месте. Да и с учебой у такого студента не заладится, не будет истинного интереса, так как все подчинено слову «надо». Конфликт: для домашних он – гордость семьи, так как учится в престижном вузе, в учебе – не самый прилежный студент.

Статусно-ролевой

Классифицируя виды ролевых конфликтов, в первую очередь, называют статусно-ролевой. Его также считают межличностным, потому что объектом являются или межгрупповые позиции, или статусность в межличностных отношениях.

Статусно-ролевой конфликт нередко возникает в семейных отношениях и становится причиной разлада между супругами

Пример такого типа столкновения характерен для соперничества в семье, когда супруги борются за главенство. Психологи говорят, что наиболее приемлемым разрешением этой конфликтной ситуации будет приспособление, когда одна сторона пойдет на уступки другой. Полезно использование компромисса, когда стороны договариваются между собой, мирно распределяя обязанности.

Я-концепция

Причиной подобного типа ролевого поведения служит преодоление противоречий, возникающих у индивида в связи с несоответствием между ожиданиями социума и личными способностями. Бывает, что человеку сложно справиться с выполнением новой роли по той причине, что он еще «не дорос» до нее. Например, молодой специалист попадает в крупную компанию на ответственную должность. Кризис ролевой может наступить от осознания того, что не хватает опыта, трудно выполнить предъявляемые требования. В такой ситуации требуется изменить я-концепцию. Это всегда болезненно, потому что связано с эмоциональными переживаниями.

Неоднозначные условия

Этот тип внутриличностного противоречия готов возникнуть, когда к человеку предъявляют в рамках одной роли разные требования. Например, на предприятии отсутствуют разработки рабочего процесса. В то же время осуществить работу можно только при помощи определенных правил. Такая неоднозначная ситуация вызывает у работника ролевой стресс из-за различности требований, так как условия неоднозначны.

К сведению. Следовать социальной роли – значит, иметь некоторую степень несвободы. Приходится действовать не так, как требует индивидуальность, а так, как предписано нормами. Например, работник конвейера настолько регламентирован, что ограничено почти каждое его действие. Такое исполнение часто вызывает чувство психологической угнетенности и отчуждение.

Социальная роль требует от человека регламентированного поведения, которое может вызывать чувство психологического напряжения

На основе недостаточности ресурсов

Не менее распространенными являются ситуации, когда профессиональная позиция не позволяет раскрыть и проявить свои способности, реализовать жизненные устремления из-за недостаточности ресурсов, например, нет мотивации, не хватает образования, мало времени для реализации цели.

Оптимально будет такое соотношение между личностью и ролью, при котором к человеку предъявляются посильные требования, предлагаются разрешимые для него задачи, а у него самого есть для этого необходимые ресурсы.

К сведению. Психологический комфорт и качество выполнения ролевых обязанностей связаны с тем, насколько позиция соответствует личностным особенностям индивида, а его навыки и умения – ролевым требованиям.

Формирование ролевого конфликта

Для современного общества стало характерным, что человеку приходится выполнять множество социальных ролей, зачастую с противоречивыми требованиями и ожиданиями. Однако не всегда характер и способности личности являются соответствующими выбранной роли.

Полезно выбирать роли по своему темпераменту, способностям, характеру, или, наоборот, адаптироваться самому к ним. Например, выбирать профессию, группу общения под стать себе – музыкантом без музыкальных способностей стать сложно.

Читайте также  Водные ресурсы и их охрана

Или каждому хотя бы раз приходилось адаптироваться к новой позиции, например, идти в армию, становиться студентом, молодым мужем, начинать деятельность. Некоторые процессы идут одновременно, но с разной скоростью и интенсивностью, что может порождать конфликт.

Почему и когда может возникнуть

Специалисты выделяют основные причины, почему возникает ролевой конфликт. Главным поводом считают ситуацию, при которой не происходит намеченное статусно-ролевое развитие личности. Характерный пример – человек готов к защите диссертации, но ему не дают это сделать, считая, что еще рано. Кроме того, ролевой конфликт может быть обусловлен такими причинами:

  • Противоречивость ролей и потребностей;
  • Несоответствие способностей и роли;
  • Неадекватное выполнение роли.

Причиной конфликта может стать несоответствие способностей и роли

Социология конфликта

Замечено, что больше всего конфликтов происходит в сфере профессиональной деятельности. Всему виной – нарушения норм и правил, которые являются неотъемлемой частью любого взаимодействия, например, норм этикета и правил внутреннего распорядка.

В социологии чаще всего рекомендуются такие способы выхода из ролевого конфликта:

  • Сознательное выделение отрицательных сторон, то есть рационализация, происходит, когда роль недостижима. В просторечии – «не очень то и хотелось». Так, женщина считает, что среди мужчин нет ей равного, поэтому она не замужем.
  • Временное исключение одной позиции из жизни, то есть разделение ролей. Например, человек находится на корабле в дальнем плавании, ему не говорят о смерти родственника, чтобы не было стресса;
  • Перекладывание ответственности за последствия на других – регулирование ролей. Например, привычка некоторых на пике действия уйти в сторону, как бы «умыть руки».

Личности принадлежит в обществе множество социальных ролей. Если правильно их выполнять в соответствии со способностями и требованиями, порядок и комфорт в жизни будут обеспечены.

Видео

Понятие социальной роли. Роли и ролевые ожидания.

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Роли и ролевые ожидания.

1. Понятие социальной роли.

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, индивидуальными личностными характеристиками субъектов — с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями.

Общество осуществляет контроль за взаимодействием людей в соответствии с репертуаром ролей, исполняемых общающимися людьми. Каждому индивиду в течение жизни приходится исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, врача, представителя определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение необходимо, чтобы:

выполнять обязанности и пользоваться правами в соответствии с той или иной ролью;

приобрести установки, навыки поведения, которые соответствуют данной роли, и иметь адекватный ей эмоциональный настрой.

Социальная роль — это социальная функция личности, соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Как правило, это нормативно одобренный и предписанный обществом или социальной группой способ, алгоритм, шаблон деятельности и поведения личности, добровольно или принудительно ею принимаемый при реализации определенных социальных функций. Например, социальная роль учителя заключается в воспитании и обучении молодых людей в соответствии с их индивидуальными способностями. Успеха в общении добивается тот преподаватель, который правильно осознает свою социальную роль и успешно реализует предписываемые ею обязанности.

^ Существует точка зрения, что социальная роль — это совокупность социальных норм, освоить которые общество или группа побуждают или принуждают индивида. Обычно же социальную роль определяют как динамический аспект статуса, как перечень реальных функций, заданных группой ее члену, как набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы.

^ Социальные роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию. Один и тот же человек реализует несколько социальных ролей. Так, директор школы на уроке — учитель, для своих детей — отец, для своих родителей — сын, для жены — муж, на приеме у врача — пациент и т.д.

^ Внутренняя структура личности (картина мира, желания, установки) может располагать к одним социальным ролям и не способствовать выбору других социальных ролей. Люди по-разному идентифицируют себя со своей социальной ролью. Некоторые максимально сливаются с ней и ведут себя в соответствии с ее предписаниями везде и всюду, даже там, где совершенно не требуется.

^ Таким образом, социальной ролью называют ожидаемое поведение человека, обязывающее его вести себя определенным образом.

2. Виды и характеристики социальных ролей.

Виды социальных ролей определяются особенностью социальных групп, в которые включен индивид. В зависимости от общественных отношений существуют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, студент, продавец, покупатель и т.д.). Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т.п. Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи и т.д.).

— В зависимости от норм и ожиданий, приписываемых той или иной социальной роли, последние могут быть:
— представляемыми ролями (система ожиданий индивида и определенных групп);
— субъективными ролями (ожидания, которые связывает человек со своим статусом, то есть его субъективные представления о том, как он должен действовать по отношению к лицам с другими статусами);

-играемые роли (наблюдаемое поведение личности, имеющей данный статус, по отношению к другому лицу с другим статусом).

Поскольку личность — это сложная социальная система, можно говорить о том, что она есть совокупность социальных ролей и ее индивидуальных особенностей.

Основные характеристики социальной роли выделил американский социолог Т. Парсонс. К ним относятся: масштаб роли, способ ее получения, уровень эмоциональности, степень формализации, мотивация .

^ Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем он больше, тем больше масштаб роли. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений, они интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга. Другие отношения, например продавец — покупатель, ограничены конкретными действиями, связанными с покупкой товара.

^ Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, мужчины, женщины, старика автоматически определяются возрастом и полом. Другие роли достигаются в результате целенаправленных социальных усилий. Например, роль студента, профессора и т.д.

Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Есть роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность,например хирург, судья и т.п. Одна и та же социальная роль претерпевает значительные изменения на уровне общественных; представлений в историческом процессе развития общества, его культуры и цивилизованности. Например, в средневековом французском эпосе «Песнь о Роланде» великий король и полководец плачет от горя и рвет свою седую бороду — поведение, которое; не может быть характерным для современного полководца.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установлениетолько формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения. Следует отметить, что формальные отношения часто сопровождаются неформальными, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию или антипатию. Здесь чувства участников взаимодействия по отношению друг к другу выступают как побочный, но относительно стойкий рефлекс.

^ Мотивация роли зависит от системы потребностей и мотивов человека. Так, родителями в заботе о благе своего ребенка движет прежде всего чувство любви; любой руководитель трудится во имя дела и т.д.

В любом школьном коллективе роли распределяются по вертикали (классный руководитель, староста, рядовые ученики) и по горизонтали («рассказчик», «забияка», «ворчун», «клоун» и т.д.). Горизонтальные роли выбираются как стиль поведения в классе самим учеником, в основном на бессознательном уровне в соответствии с индивидуальными его особенностями. Вертикальная роль определяется выбором и статусом. Для педагога важно помнить, что новая социальная роль влияет на перестройку личности воспитанника. Например, «забияку» назначили главным дежурным в школе, и он добивается организации порядка на переменах.

№3. Ролевые ожидания. Ролевой конфликт.

В каждом человеке, сознает он это или нет, живет вера в чудо. Особенно сильно ожидание чуда в детстве. Ребенок живет в сказке, он искренне верит в волшебников и сам является одним из них. С возрастом мир становится предсказуемым, и в нем не остается места для чудес. В зависимости от тех ожиданий, которые мы сами строим исходя из выбранной нами роли, и реализации этих ожиданий мы испытываем степень удовлетворенности от своей жизни.

В проявлениях светлого человеческого могущества, здоровья, радости — ничего чудесного нет, надо лишь научиться видеть положительные стороны жизни.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации. В любом случае социальная роль имеет два аспекта изучения: ролевое ожидание и ролевое исполнение. Определенная согласованность ролевого ожидания с ролевым исполнением служит гарантией оптимального социального взаимодействия.

Человеку приходится быть в различных ролях, и он физически не может отвечать всем предписываемым ими требованиям. В этом случае может возникнуть ролевой конфликт (схема 19).

Ролевой конфликт — это ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями, или, иначе говоря, он не в состоянии выполнять предписываемые ролью требования.

Возможны следующие конфликты:

внутриличностный — вызывается противоречивыми требованиями, предъявляемыми к поведению личности в разных социальных ролях;

внутриролевой — возникает вследствие противоречий в требованиях, предъявляемых к исполнению социальной роли разными участниками ваимодействия;

личностно-ролевой — возникает из-за несовпадения представлений человека о себе и его ролевых функций;

инновационный — появляется как результат несоответствия ранее сформировавшихся ценностных ориентации и требований новой социальной ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: