Модели размещения городов - OXFORDST.RU

Модели размещения городов

Теория размещения городов (стр. 3 из 4)

Наибольшим научным достижением А. Лёша, поднимающим его над всеми теоретиками пространственной экономики до середины XX в., является разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Здесь А. Лёш занимает место, подобное месту Л. Вальраса в общей экономической теории.

А. Лёш дал подробное математическое описание рыночного функционирования системы производителей и потребителей, где каждая экономическая переменная привязана к определенной точке пространства. Основными элементами уравнений модели равновесия являются функции спроса и издержек. Состояние равновесия, по А. Лёшу, характеризуется следующими условиями:

1) местоположение каждой фирмы обладает максимально возможными преимуществами для производителей и потребителей;

2) фирмы размещаются так, что территория полностью используется;

3) существует равенство цен и издержек (нет избыточного дохода);

4) все рыночные зоны имеют минимальный размер (в форме шестиугольника);

5) границы рыночных арен проходят по линиям безразличия (изолиниям), что, по мнению А. Лёша, обеспечивает устойчивость найденного равновесия.

В модели А. Лёша число уравнений совпадает с числом неизвестных. Как и Л. Вальрас, он полагал, что это не только необходимо, но и достаточно для существования равновесия. Конечно это не так, однако следует иметь в виду, что математический аппарат для доказательства существования равновесия в сложных моделях был создан значительно позже. Модели А. Лёша свойственны многие упрощающие допущения, что впоследствии становилось поводом для критических замечаний. Однако для конструктивной критики теоретических допущений и выводов А. Лёша требуется подняться на его уровень мышления и кругозора.

Основной метод А. Лёша — это абстрактно-теоретический анализ в математической форме. Различие позиции А. Лёша и мнений большинства экономистов, мыслящих менее абстрактно, можно показать на примере объяснения такого важного феномена в пространственной экономике, как территориальное (или пространственное) разделение труда.

Заслуга А. Лёша состоит в том, что он ярко продемонстрировал логику и операционализм абстрактного мышления, открыв тем самым своим последователям прямой путь для создания общей теории пространственной экономики.

5. Основные теории размещения городов

Процесс зарождения городов уходит вглубь столетий, и, как правило, современные города находятся на месте древних поселений. Однако история знает немало случаев, когда процветающие города приходят в упадок и утрачивают свою былую роль. В англо-американской литературе существуют три основные теории расположения городов:

1. Теория транспортного изменения была впервые представлена в работах К. Кулия (С. Cooley). В основе данной теории происхождения городов лежит смена доминирующих транспортных средств доставки грузов. Развиваются те города, в которых сконцентрированы доминирующие виды транспорта. Так, первоначально американские города появились вдоль Атлантического побережья, вдоль Великих озер, а также крупных рек. Водные пути до появления железных дорог всегда были важнейшими транспортными путями. Впоследствии возросла роль городов, выросших в местах крупных железнодорожных узлов.

2. Другая теория, объясняющая расположение города, основывается на выяснении функциональной специализации города. Однако эта теория имеет более ограниченный спектр объяснений и характеризует, главным образом, лишь города, специализирующиеся на обработке сырья, связанные с особыми условиями окружающей среды и местом расположения. Многие столицы американских штатов создавались таким образом, чтобы можно было в течение одного дня любому, из проживающих в штате, за один день езды на лошадях добраться до столицы и вернуться обратно. Однако особенно ярко специализированная функция города проявилась в случае шахтерских, металлургических центров. Эти города, специализируясь на развитии лишь одной отрасли, впоследствии сталкиваются с катастрофическими трудностями собственного развития.

3. Теория центрального места города — получила свое отражение в работах германских географов В. Кристаллера (W. Cristaller. 1933) и А. Лэма (A. Lam). Концепция базируется на утверждении, что для поддержания городской территории необходимо значительное количество продуктивных сельскохозяйственных земель. Возникают отношения, в которых город создает зону торговли, также необходимую для функционирования сельской территории. Жители города и пригородов нуждаются в разного рода взаимных услугах. Для того, чтобы оказываемые услуги были прибыльны, необходимо статистически определяемое количество потребителей. Кроме того, чтобы жители пользовались услугами, необходимо, чтобы они проживали не дальше определенного расстояния. Существует своего рода порог (threshold), дальше которого потребителям перестает быть удобно и выгодно пользоваться удаленной булочной, больницей, что в свою очередь создает потенциальную возможность появления новых булочных, больниц.

Поэтому и сами города можно рассматривать как причудливую сеть взаимопереплетения границ различных «порогов». Однако из общей заинтересованности горожан в услугах различного уровня и появляется необходимость развития города именно в определенном месте. У приведенных выше подходов существует достаточное число критиков. Во многих странах постулированное деление городов не было обнаружено. Наряду с этим высказывались и мнения, что названные теории применимы лишь к развитым странам. Вместе с тем становление многих городов можно объяснить и с помощью теории «транспортного изменения» и «функциональной специализации города» одновременно.

6. Модели размещения городов

Важным показателем, характеризующим пространственную составляющую урбанизации является сформированность систем городского расселения как взаимного упорядоченного размещения крупных городов (как главных экономических центров), средних и малых городов, находящихся в зоне их влияния. На любой карте, показывающей размещение населенных пунктов можно выделить 3 основные составные части. линейная, в которой размещение населенных пунктов предопределяется транспортными магистралями — автомобильными или железными дорогами, судоходными реками; агломерационная, где скопление населенных пунктов с различными пунктами в системе расселения вокруг крупного города связано с месторождением полезных ископаемых или выгодным географическим положением. Равномерное размещение — характерно для населенных пунктов, выполняющих функции центров обеспечения товарами и услугами равномерно размещенного сельского населения.

Поиски закономерностей в пространственном размещении человеческих поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине 20 века. Модели этого класса нацелены на поиск оптимального размещения географических объектов в однородном пространстве — на бесконечной равнине, с одинаковой плотностью и покупательной способностью населения, одинаковым для всех транспортным сообщением, т.е. на идеальной территории, где влияние географических факторов рельефа, климата, социально-экономических условий элиминировано.

Сравнение реально существующего размещения с модельным позволяет сделать заключения о важнейших закономерностях социально-экономического развития территории — результате деятельности людей, деятельности, подчиняющейся объективным экономическим и пространственным законам.

Было выявлено, что поселения людей размещаются не случайно, а на основании общих правил и закономерностей, образуя сложную структуру соподчинения от городов-гигантов до деревень, которые связаны в единый комплекс «город и районы его тяготения». Фактическое размещение крупных, средних и малых городов является результатом взаимного действия экономических, природных, исторических факторов.

Одним из первых русских ученых, подошедших к созданию моделей географии городов был В.П. Семенов-Тян-Шанский. В работе «Город и деревня в Европейской России», опубликованной в 1910 г. он выявил «географический закон», согласно которому город как бы представляет собой центр планетарной системы, ибо вокруг него по радиусам, на известных расстояниях возникают вспомогательные к нему городов меньших размеров, находящиеся в экономической зависимости от главного города.

Прежде чем перейти к собственно распределению городских поселений в пространстве, давайте попробуем ответить на вопрос — есть ли какие-нибудь закономерности в количественном соотношении больших, малых и средних городов?

6.1 Иерархия городов, правило Ципфа

В 1913 году немецкий ученый Феликс Ауэрбах, анализируя фактические данные по соотношению числа городов разных размеров выявил закономерность, что людность города и его порядковый номер находятся в следующей зависимости: численность населения любого города равна численности жителей крупнейшего города, деленного на порядковый номер (ранг) первого. Закон Ауэрбаха не получил широкой известности, однако, вскоре подобная закономерность в распределении других видов человеческой деятельности была вновь найдена социологом Джоржем Зипфом (в другой русской транскрипции — Ципфом), по имени которого она сейчас называется как правило Ципфа «ранг-размер». (рис.2)

Согласно правилу Ципфа, если территория представляет собой целостный экономический район, население n-го по размеру города составляет 1/n числа жителей самого крупного города.

где r — ранг данного города

Nr — численность населения города ранга r

N1 — численность населения самого крупного города

Таким образом, если численность населения самого крупного города (города с рангом 1) гипотетической страны равняется 1 млн. чел, то расчетная численность 2-го города — 500 тыс. чел., 3-го — 333 тыс. чел., 4-го — 250 тыс. чел., 5-го — 200 тыс. чел.

Города как стартапы: почему модель компактного проживания победит страхи

В 2050 году около 75% населения земли будут жить в гигаполисах — эта цифра не раз звучала в докладах ООН, выступлениях городских исследователей и футурологов до начала пандемии. Один из самых масштабных примеров — Золотой треугольник Янцзы, в который входят Шанхай, Нанкин, Ханчжоу и еще несколько десятков китайских городов, население которых в общей сложности составляет более 100 млн человек. Менее крупные, но знаковые — агломерации Токио (больше 37 млн человек), Лондона (почти 14,2 млн человек), Москвы (свыше 20 млн человек), Мехико (20,9 млн человек) и Сеула (21,7 млн человек).

С началом мирового локдауна и закрытием городской инфраструктуры немалая часть людей стремится из городов уехать, потому что загородная жизнь безопаснее, дает больше свободы и не обременена цифровой слежкой. Один из самых известных философов современности Нассим Талеб предсказывает «новый локализм» и массовую миграцию в сельскую местность, потому что обеспеченным горожанам не нужно будет ездить на работу, все можно сделать онлайн. Но, несмотря на стремительную цифровизацию всех процессов (от образования и работы до досуга и отношений), рост зон доставки и простоту удаленных процессов, есть несколько факторов, которые создают преимущества жизни в городе, но уже не в таком, каким мы привыкли его видеть.

Читайте также  Копилка педагогических ситуаций

Главные изменения, которые нас ждут, — массовый поворот к модели 3P (Planet, People, Profit), вектор на создание компактного и здорового, а не только умного города и гибкость всех процессов.

Поиск компромисса между высокой плотностью и расползанием инфраструктуры

Уровень дохода определяет уровень архитектуры, это правило капиталистического мира. Хороший дом в пригороде могут позволить себе только обеспеченные люди — коммуникации и энергия по-прежнему дороги. 2020 год будет охарактеризован рецессией, локальными экономическими кризисами и падением доходов. Необходимость экономить, возможно, подтолкнет развитие альтернативных источников энергии и способов ее экономить, но не отразится на стоимости жилья (ни городского, ни загородного) — она по-прежнему будет высокой для большей части населения планеты. Жилье останется самым большим и надежным классом инвестиций.

Доступность и разнообразие инфраструктуры и возможность социализации — это второй и не менее важный критерий в пользу города.

Карантины в разных странах показали, что даже в мире победившей доставки, виртуальных экскурсий по главным музеям планеты и онлайн-свиданий люди все еще ценят город за его среду, возможность случайных пересечений и плотность культурной и социальной жизни.

Сейчас самый экологичный вариант расселения — компактный и плотный город, где соблюдена высокая транспортная связность, оптимальная высота застройки и есть необходимая горожанину инфраструктура. Эта модель позволяет избегать поляризации и социального разрыва, которые являются частью порочного круга бедности.

Будущий город — это операционная среда

Города будут развиваться как стартапы с сильными горизонтальными связями, а не вертикальной властью. Каждое изменение в городской среде должно быть построено, как цикл обратной связи в цифровых продуктах, — сначала появляется гипотеза (или запрос горожан), на основании этого строится минимально рабочий продукт (чаще виртуальная модель, а не физический прототип), по его результатам производится оценка показателей и только потом имплементируются изменения в необходимом масштабе.

Тестируй перед тем, как инвестировать — новая заповедь мэров городов. Проектировать эффекты (на здоровье, среду, бизнес), а не просто здания или городские пространства и проверять их соответствие первоначальным KPI помогут цифровые двойники. Уже сейчас у таких городов, как Сингапур, Бостон, Стокгольм и Роттердам, есть виртуальные модели, которые позволяют имитировать процессы и изменения, снижать количество градостроительных ошибок и предвидеть результаты нововведений, а значит экономить ресурсы, время, деньги. Примеры того, как строятся пешеходные потоки, цепи поставок, автомобильное и железнодорожное движение и управление неопределенностью, можно найти в Anylogic — открытой библиотеке российского софта для имитационного моделирования.

Экологичный и экономичный город случится быстрее, чем экодеревня

Главное, чему научатся в ближайшее время горожане, — это базовая экономия и оптимизация. Возможность повторного использования дождевой воды, строительных материалов, тепла, энергии и пластика станет массовым трендом. Как и создание экосистем внутри дома, квартала и города с тем, чтобы снизить потребление ресурсов из внешней среды и свои расходы. Такие кварталы уже существуют во Франции, Швеции, Голландии, Дании и Германии. Коронавирус не отменит шеринговую экономику, а наоборот, ускорит формирование локальных сообществ.

Переход к циркулярной экономике заставит нас пересмотреть все виды отходов, в частности строительные. Теперь перед началом проектирования архитекторы будут обязаны оценивать не только то, из чего строить, но и как демонтировать и перерабатывать здания. Возможно, произойдет отказ от остекленных небоскребов как от неэкологичных зданий. Главные претензии экспертов по устойчивому развитию — короткий срок службы стекла (всего около 40 лет), высокие расходы на кондиционирование (и, следовательно, большой углеродный след) и отсутствие на данный момент возможности переработки такого стекла. Плюс производство цемента и стали — высокоэнергоемкие процессы, сопровождающиеся тоннами выбросов CO₂.

Есть шанс, что кросс-ламинированная древесина (CLT) — высокоэластичная форма инженерной древесины — может стать для нашего столетия тем материалом, которым бетон, сталь и пластик были для ХХ века. В Скандинавии уже есть опыт строительства деревянных башен. По проекту CF Møller Architects в шведском городе Вестерос возвели 8,5-этажный дом Kajstaden. Общий расчет сокращения выбросов CO₂ при использовании дерева, а не бетона составит за годы существования дома 550 тонн.

В Норвегии бюро Voll Arkitekter спроектировало 85,4-метровую башню Mjøstårnet — самую высокую на данный момент деревянную постройку в мире. Само здание и даже шахты лифтов сделаны из кросс-ламинированной древесины.

Городское здоровье и изменение климата как главные критерии качества изменений

Все больше мегаполисов уходят от понятия «комфортная городская среда», теперь главный ориентир — здоровье в городе (urban health). Этот вектор стал актуальным еще до пандемии, сегодняшний кризис его только усилил. Градостроительные меры, направленные на борьбу с изменением климата, здоровье и благополучие горожан, уже работают в Сингапуре, Лондоне и Нью-Йорке. Так, в азиатском городе-государстве удалось снизить температуру на улицах на 2 °C за счет озеленения автобусных остановок и вертикальных садов. В городах Европы, США и Азии широко применяются сельскохозяйственные технологии — аквапоника, зеленые крыши и общественные огороды, чтобы закрывать потребности не только в чистом воздухе, но и в продовольствии.

Ментальное здоровье наравне с физическим будет критерием для работы с городской средой — как человеком воспринимается то, что его окружает, и как влияет на его эмоциональное состояние высокий уровень шума, света и информационный поток.

Аргументацией для городских изменений в мире страховой медицины будут не цифры высаженных деревьев и площадь уложенной плитки, а суммы, сэкономленные системой здравоохранения. То, какой эффект приносит набережная или парк в деньгах (не заболевшие астмой дети, активные и со здоровым сердцем взрослые, миллениалы без тревожных расстройств), важнее субъективного «красиво» или «нужно». Пока же убытки экономик от депрессий ежегодно оценивают в £100 млрд в Британии, более $200 млрд в Штатах. Всего, по данным ВОЗ, в мире от психических расстройств страдают около 7% людей.

Трансформируемая архитектура, гибкость сценария жизни и мобильность нового уровня

Мобильность останется базовым правом горожан, но относиться к своему времени мы начнем по-другому. Город 15-минутной доступности — вероятное будущее, которое можно описать словосочетанием «цифровая деревня». Из пространства, организованного вокруг работы, мегаполисы начнут превращаться в пространства для сервисной экономики и реализации разных сценариев жизни, а не маятниковых миграций к рабочему месту и обратно.

Кризисы будут случаться постоянно, поэтому запрос на трансформацию архитектуры, который мы уже наблюдаем в период пандемии (стадионы и аэропорты становятся госпиталями, квартиры совмещают в себе место для жизни, офис и детский сад), будет новой нормой. Запрос на проектирование зданий «с открытым кодом», которые при необходимости могут быть адаптированы под разные задачи, растет в последние несколько лет.

Проблема нехватки массового жилья и затратности его производства будет решена за счет сокращения разрыва между диджитал-дизайном и физическим производством.

  • Во-первых, низкий порог входа в архитектуру за счет доступного программного обеспечения позволит жителям самим решать, как должен выглядеть их дом. Пример такой самоорганизации — берлинский коливинг R50 (Ritterstrasse 50), построенный без участия девелоперов.
  • Во-вторых, софт и материалы для 3D-печати зданий уже позволяют создавать полноценные постройки для жизни в короткие сроки, с учетом ресурсных ограничений и для разных климатических зон.

Как известно, инновации начинают работать тогда, когда достаточное число людей готовы ими пользоваться на регулярной основе. За время карантинов прошел массовый процесс повышения диджитал-грамотности и переоценки приоритетов, поэтому новые городские стратегии не заставят себя долго ждать.

Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Модели городского развития. Часть 1. Пространственное развитие

Пространственное развитие современного города обычно анализируется с использованием трех моделей. Эти модели были разработаны на материале развития промышленных городов США, но с определенными поправками применимы и к городам Европы.

Модель концентрических зон (Concentric Zone Model), Берджесс. Разработанная еще в 1920-х, эта модель описывает развитие городской среды как набор концентрических кругов, где каждый круг обозначает способ использования земли. Внутренний круг – это центральный деловой район, затем изнутри наружу идут переходная зона, зона рабочих кварталов, зона дорогостоящего жилья и зона пригородов. Отличительной особенностью этой модели является положительная зависимость между уровнем жизни и расстоянием от центрального делового района. Обитателями центра являются иммигранты и люди с низким социально-экономическим статусом, обитателями окраин – люди с высоким достатком. По мере роста города и увеличения его центрального делового района, происходит соответствующее расширение зон.

Читайте также  Англо-русское соперничество в Иране

Секторная модель (Sector Model), Хойт. В 1939 году было отмечено, что, например, жители с низкими доходами живут ближе к железнодорожным веткам и вдоль них, а офисные здания имеют тенденцию располагаться вдоль ключевых дорог. На основании наблюдений было произведено расширение модели концентрических зон с учетом влияния транспортных осей. Новая модель рассматривала развитие города как сектора, образованные ключевыми транспортными осями, отходящими от центра города. В рамках этой модели, близость к транспортным путям увеличивала капитализацию земли и влияла на ее использование. Так, в центре города оставались деловые здания, а промышленное производство располагалось вдоль транспортных осей. Жилая недвижимость низкого класса располагается ближе к промышленным и складским районам, а высокого – вдали от них.

Многоядерная модель (Multiple Nuclei Model), Харрис и Уллман. К середине 1940-х стало понятно, что крупные города больше не укладывались в существующие модели развития. В них развивались значительные по площади пригородные зоны (субурбии), некоторые из которых, достигнув определенного размера, начинали функционировать как маленькие деловые районы – ядра развития. Несмотря на то, что центральный район города оставался центром экономической активности, стало понятно, что в этих ядрах также развиваются особые формы деятельности, часто собирающиеся в кластеры, т.е. образующие цепочки добавленной стоимости. В центре новой модели находится центральный район, вдоль транспортных осей располагаются районы легкой промышленности и оптовой торговли. Тяжелая промышленность, часто окруженная жилыми районами низкого класса, располагалась на внешних границах города, а периферию занимали жилые пригороды и небольшие деловые центры.

В рамках этих моделей, развитие Санкт-Петербурга в горизонте 15-20 лет является крайне предсказуемым. К середине 2000-х гг, в городе сформировалась базовая структура, включающая в себя сформированные и функционально определившиеся концентрические зоны, сектора и ядра (центр и города-спутники). Со второй половины 2000-х годов базовым процессом пространственного развития города стало появление второго уровня сложности – нового поколения ядер городского пространства.

Новые ядра – подцентры города формируются, в лучших традициях, на транспортной магистрали (в случае Питера – обычно линии метрополитена). Вокруг станции метро начали активно строится торговые центры, а в последние несколько лет – и отдельные деловые объекты. Таких подцентров в спальных районах сформировалось уже несколько, и все они привязаны к метро – Озерки, Пионерская, растяжка Проспект Большевиков-Улица Дыбенко, и так далее. Судьба этих ядер вполне понятна. Всех их ждет в ближайшие годы усложнение инфраструктуры, активное развитие общественного питания, строительство деловой недвижимости, и наконец — развитие общественных пространств.

Аналогичный процесс формирования самостоятельных ядер – городов-спутников под воздействием бума недвижимости пошел и в Ленинградской области, а также в окраинных районах Петербурга. За 7-10 лет в самостоятельные города-спутники превратятся в настоящее время сильно отстающие в развитии Петродворец, Пушкин, Ропша, Шлиссельбург и так далее. В рамках того же процесса формирования новых ядер городского пространства, лет через 15 мы сможем наблюдать перерастание хаотичной пригородной застройки в нечто более структурированное, с высотными доминантами, центрами занятости, внутренними потоками людей.

Появляются новые сектора, привязанные к заново осваиваемым зонам вдоль транспортных осей: Большой Сампсоньевский проспект и проспект Энгельса, проспект Салова, Ленинский проспект, Митрофаньевское шоссе, и т.д. Эти сектора будут все более активно застраиваться деловой недвижимостью, туда будет выносится часть деловой активности из исторического центра.
Новой итерацией развития городского пространства будет смена функциональной специализации и переформатирование уже существующих сегментов города. Так, исторический центр явным образом будет выдавливать из себя несвойственные ему деловые функции (недорогие офисные здания, в первую очередь). Встанет вопрос, куда и как это будет производится. Вообще, мы будем наблюдать расползание функциональной зоны культурно-исторического центра города от туристического «золотого треугольника» до включения в себя всей зоны внутри Обводного канала, всей старой Петроградки и Васильевского острова. Двигателем этого процесса будет развитие городского туризма и общественных пространств. Конкретный пример – развитие территории вокруг Новой Голландии.

Также возникнет проблема функциональной специализации и роли новых городских районов, в т.ч. намывных территорий на Васильевском острове, района вокруг Балтийской Жемчужины, проектов комплексного освоения территорий. С точки зрения старой структуры города, это «выселки», окраинные спальные районы. И некоторые из них, в частности, проекты КОТ, такими и станут. Но функции и содержание других явно не соответствуют этой характеристике, что означает появление новых центров, передел функций и потоков между территориями, и так далее.

На карте появятся новые элитные районы – к примеру, кварталы домов «пленных немцев», а некоторые районы ждет суровая переоценка — к примеру, переоцененный и «убитый» с точки зрения городской среды Крестовский остров. Проблемы возникнут и у иных девелоперских проектов, пространство вокруг которых начнет менять свои функции и характеристики. К примеру, отдельные пригородные поселки, позиционировавшиеся изначально как «экологически чистые, тихие элитные предместья» внезапно оказываются в центре района многоэтажной застройки…
Серьезная проблема, с которой городу придется столкнуться – это проблема пояса спальных районов, построенных в 1960-1980-х гг. В целом, количество типового дешевого многоэтажного жилья сейчас избыточно, а с развитием пригородной застройки и распространением новых типов застройки спрос на него будет падать в относительном объеме. А с формированием подцентров в спальных районах, удорожанием и ростом привлекательности земли рядом с ними, возникнет вопрос, что делать с многоэтажной застройкой, относящейся к прошлому периоду развития и не соответствующей новым требованиям. Собственно, эта проблема уже есть, но она пока не отрефлектирована: вспомните, как пытаются решить проблему торговых и офисных помещений в спальных районах через нелепую и неудобную встройку в подвалы и первые этажи многоэтажек и, скажем честно, нелепые же торговые центры.

В условиях роста конкуренции и предложения, девелоперским компаниям следует учитывать тренды развития городского пространства. Также это полезно знать и инвесторам, и покупателям недвижимости. А что уж говорить про Администрацию города! Впрочем, это уже тема для отдельного разговора.

Презентация по географии 11 класс ( профильный уровень УМК В.Н. Холина) на тему «Функциональные зоны городов и их размещение»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Описание презентации по отдельным слайдам:

УМК: В.Н. Холина. Профильная география 11 класс. Автор: Донская С.В. учитель географии МБОУ СОШ №12 г. Усолье-сибирское Функциональные зоны городов и их размещение.

Функциональные зоны 1. ДЕЛОВОЙ РАЙОН 2. ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ 3. ПРОМЫШЛЕННЫЙ РАЙОН 4. РАЙОНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

ДЕЛОВЫЕ РАЙОНЫ МОСКВЫ районе Ленинградского проспекта было построено 45 новых БЦ. Самыми значимыми из них являются «Метрополис», «Белая Площадь», «Капитал Плаза», «Четыре Ветра», «Виктория Плаза», «Авиатор», «Монарх Центр», «Трио», «Солюшнз Ямское Поле» и «Линкор».

ДЕЛОВЫЕ РАЙОНЫ.ГДЕ РАЗМЕЩАТЬ? Существует мировая практика создания БЦ вблизи основных транспортных узлов, в том числе аэропортов или станций скоростного транспорта.

ЖИЛЫЕ КВАРТАЛЫ РАЗЛИЧАЮТ: ПО ТИПУ ЗАСТРОЙКИ (Многоэтажная застройка 9 этажей и выше, Среднеэтажная застройка от 4 до 8 этажей, Малоэтажная застройка) ПО СТОИМОСТИ ЖИЛЬЯ ПО БЛАГОУСТРОЕННОСТИ

СТОИМОСТЬ КВАРТИР(однокомнатные.) Москва от 4, 5 млн. руб. до 11, 5 млн. руб. Иркутск от 1,5 млн. руб. до 3 млн. руб. АРЕНДА 57 000 руб/мес — 80 000 руб/мес. 12000 руб/мес -22 000 руб/мес

Жилые кварталы в разных странах Элитные районы Этнические кварталы Трущобные районы

ЗАДАНИЕ Почему пятиэтажные панельные дома в России называют «хрущевками»?

Модели размещения функциональных зон Концентрическая модель Она отражает равномерное снижение цен на земельные участки в пределах городской агломерации. Секторальная модель основана на том, что различные типы использования земли в городах «привязаны» к определенным радиальным автомобильным дорогам, отходящим от центрального делового район

Многоядерные модели характерны для крупных, динамично развивающихся городов, в которых вокруг нескольких деловых центров возникают жилые районы.

2. Какой фактор учитывают при размещении промышленных предприятий? 3. Какие факторы учитывают при размещении предприятий сферы услуг?

ПРОЕКТ « ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ГОРОДА Усолье-Сибирского» 1. Название проекта. Автор. 2. Город на карте. 3. ГП города ( описание) 4. Характеристика зон

Методы управления территориальной структурой городов Название страны Методы управления

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Педагогика и методика преподавания географии в условиях реализации ФГОС

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Донская Светлана ВладимировнаНаписать 1922 28.08.2016

Номер материала: ДБ-167782

  • География
  • 11 класс
  • Презентации
    28.08.2016 781
    28.08.2016 704
    28.08.2016 89891
    28.08.2016 3156
    28.08.2016 312
    27.08.2016 3589
    27.08.2016 2491

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Читайте также  Виды бухгалтерских счетов

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки предлагает дифференцированный подход к аккредитации вузов

Время чтения: 1 минута

В украинском университете открылся первый в мире факультет TikTok

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

ЕГЭ в 2022 году может пройти в допандемийном формате

Время чтения: 1 минута

В России разработали программу содействия занятости молодежи до 2030 года

Время чтения: 1 минута

Amazon оплатит своим сотрудникам обучение в вузах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Информационное моделирование территорий в мире и в России

В практике градостроительства сейчас очень актуален вопрос интеграции BIM (Building Information Modeling) и CIM (City Information Modeling). Для участников рынка понятие информационного моделирования зданий и сооружений уже давно стало привычным. В России, где по мировым меркам комплексное применение BIM началось относительно недавно, уже накоплен опыт в таких проектах, начиная от моделирования зданий типовых детских садов до сложнейшей конструкции Лахта-центра в Санкт-Петербурге. В то же время к практике создания цифровых двойников городов многие мегаполисы мира, в том числе и российские, только приступают. Мостом между моделированием отдельных зданий и целых городов служат небольшие территории, подходы к проектам которых в России сейчас формируются.

Термины

Говоря о моделировании территорий, мы подразумеваем создание цифровых двойников местности, застройки и инфраструктуры. На следующем уровне проработки таких проектов появляется понятие «цифровой тени» — цифровой модели, собирающей данные с реальных объектов, датчиков, камер, приложений. Цифровой двойник города — это венец применения технологий информационного моделирования, модель с двусторонней связью, позволяющая не только собирать данные, но и управлять процессами. Цифровые модели городов значительно превосходят модели объектов капитального строительства по уровню насыщения информацией. Объем необходимых для рассмотрения в рамках градостроительной деятельности данных, гораздо более масштабный и многофакторный, чем при строительстве отдельного здания или сооружения.

Программные возможности

Для создания цифровых моделей территорий используются программные комплексы, работающие с анализом существующих данных и созданием проектных сущностей. Ведущие поставщики программного обеспечения для BIM — компании Autodesk и Bentley — имеют инструменты и для CIM. Решения Autodesk, в том числе Revit и InfraWorks, поддерживают инструменты моделирования умных городов. Такие решения использовались в проектах Копенгагена, Барселоны и корейского U-City. CIM-решения Bentley широко применяются в крупномасштабных проектах цифровых двойников — Монреаля, Хельсинки, Сингапура и других городов.

На данный момент российский рынок ПО для моделирования территорий мало отличается от западного. В нашей стране высока популярность продуктов от компании Autodesk, активно применяется AutoCAD Civil 3D, завоевывает свою нишу InfraWorks. Некоторые специалисты используют решения от Bentley Systems, но массовой популярности в работе с мастер-планами и инфраструктурой они не нашли, отчасти в связи с высокой стоимостью по сравнению с продуктами Autodesk. Свою нишу имеют отечественные разработки типа GeoniCS, который работает как с AutoCAD, так и с российским программным комплексом NanoCAD.

Специалистам сейчас приходится решать задачи по взаимоувязке моделей отдельных зданий и модели всей территории, которые выполнены с помощью разных программных продуктов. Большая часть программ интероперабельны, хотя лучше всего взаимодействие происходят внутри одного программного пакета: программы Autodesk лучше работают в своей экосистеме, Bentley — в своей. Единым языком обмена данными должен быть формат IFC. Этот протокол активно применяется в сфере BIM, но для инфраструктурных объектов пока мало подходит. В 2022 году формат должны адаптировать к новым задачам — ожидается выход IFC 5.0, рассчитанного на обмен данными не только зданий, но и линейных объектов, а также территорий. ГИС-формат данных в этом вопросе стоит особняком, поскольку является заведомо более открытым, но все же надо отметить тесное сотрудничество компаний Esri и Autodesk, позволяющее удобно организовывать работу между Revit и ArcGIS.

Сингапурский опыт

Казалось бы, зачем изобретать что-то новое, когда уже есть готовые решения по развитию территорий — цифровые двойники Сингапура, Хельсинки, Ренна, Стокгольма и других городов, которые можно взять за основу для разработки модели любого другого города. Однако, сравнивая российские реалии с данными кейсами, можно сказать, что такой подход для нас слабо применим. Это связано с тем, что платформа Virtual Singapore разрабатывается в рамках коллаборации государственного института развития Сингапура и компании Dassault Systems — создателя платформы 3DExperience. Аналогично в связке с Dassault создан цифровой двойник города Ренн во Франции. Здесь в проекте также участвует родная французская компания-разработчик, кроме того, территория имеет относительно небольшой масштаб. В случае с созданием цифровых двойников городов России сложно представить себе передачу этой задачи на подряд иностранной компании, ведь в информационную модель закладывают огромное количество данных, многие из которых имеют гриф секретности. В Российской Федерации сейчас реализуется программа по созданию ГИСОГД РФ, которая в перспективе должна стать единой платформой сбора комплексных цифровых данных о городе, а заодно сформулировать требования к разработке территориальных моделей.

Цифровой двойник Сингапура. Источник: gisresources.com


Цифровой двойник Ренна (Франция). Источник: 3d.rennes2030.fr

Если говорить об адаптации западного опыта, то к российской действительности на данном этапе больше применимы инфраструктурные кейсы. К примеру, очень интересно и масштабно выглядит проект развития аэропорта Хитроу в Великобритании. В предложенном решении учитывается вся гигантская территория аэропорта, прилегающих зон и транспортных артерий, которые будут трансформированы для создания нового терминала, и прогнозируется воздействие на близлежащие населенные пункты и их сообщение.

BIM+ ГИС

Существующие цифровые модели территорий российских городов можно классифицировать в зависимости от применяемых подходов и программного обеспечения. Один подход, который практикует, например, институт Генплана Москвы, предполагает активное использование Civil 3D для создания актуальных схем местности, линейных объектов и объектов метрополитена, а также оцифровке площадок будущей реновации и разработке цифровых концепций застройки и размещения сетей. Достоинствами подхода является высокая степень детализации.

Другой подход, который используют в Градостроительном институте «Гипрогорпроект», заключается в создании гибридных решений с помощью связки инструментов «AutoDesk Revit + InfraWorks». Программный комплекс Infraworks изначально задумывался для решения задач по связи BIM с CIM и сейчас активно применяется передовыми западными фирмами для предпроектного анализа застройки и создания инфраструктурных проектов. Комбинация «AutoDesk Revit + InfraWorks» больше подходит для разработки концептуальных решений, чем Civil 3D ввиду своей простоты, наглядности и скорости реализации объемных решений. Данный подход, к примеру, применялся при формировании информационной модели территории в г. Кронштадте и подготовке проектов застройки во Владивостоке и Мурманске.

«Цифровой макет», город Кронштадт, регион – Санкт-Петербург. Источник: Градостроительный институт «Гипрогорпроект»


Проект застройки, город Владивосток. Источник: Градостроительный институт «Гипрогорпроект»


Проект застройки, город Мурманск. Источник: Градостроительный институт «Гипрогорпроект»

Еще один кейс такого плана — проекты цифровых генеральных планов развития территорий округов Пермского края, в которых зашито более 50 слоев — социальная инфраструктура, транспорт, инженерия, система расселения и другие — вплоть до информации о каждом кадастровом участке и о характеристиках планируемых объектов местного и регионального значения.

Комплексные модели территорий, созданные в связке «AutoDesk Revit + InfraWorks», являются базовыми кирпичиками — элементами таких систем как 3DExperience. Система 3DExperience в свою очередь является универсальной платформой для управления данными, а точнее PLM-системой (Рroject Lifecycle Management — прикладное программное обеспечение для управления жизненным циклом продукции). Вариант 3DExperience City заточен на взаимодействие со строительными проектами и обладает модулем, позволяющим импортировать в модель данные из сторонних программ для дальнейшего управления этими данными.

Повестка взаимодействия BIM и ГИС на сегодняшний день весьма актуальна. На прошедшей в конце 2020 года конференции Autodesk University было несколько презентаций, посвященных данному аспекту. Участники рынка обсуждали вопросы получения высокоточных и осознанных данных в ходе проектирования за счет использования информации из геоинформационных систем. На наш взгляд, это направление является наиболее перспективным и будет активно развиваться.

Тимофей Лютомский,

руководитель отдела информационного моделирования Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: