Модели предоставления сестринского ухода - OXFORDST.RU

Модели предоставления сестринского ухода

Приложение N 20. Правила организации деятельности отделения сестринского ухода для взрослых

Приложение N 20
к Положению об организации оказания
паллиативной медицинской помощи, включая
порядок взаимодействия медицинских
организаций, организаций социального
обслуживания и общественных объединений, иных
некоммерческих организаций, осуществляющих
свою деятельность в сфере охраны здоровья,
утвержденному приказом Министерства
здравоохранения Российской Федерации и Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации
от 31 мая 2019 г. N 345н/372н

Правила организации деятельности отделения сестринского ухода для взрослых

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации деятельности отделения сестринского ухода для взрослых (далее — Отделение ухода).

2. Отделение ухода является структурным подразделением медицинской организации или иной организации, осуществляющей медицинскую деятельность, и создается в целях повышения доступности медицинской помощи взрослым, нуждающимся в круглосуточном сестринском уходе, при отсутствии медицинских показаний для постоянного наблюдения врача.

3. Структура и штатная численность Отделения ухода устанавливаются руководителем медицинской организации, в составе которой оно создано, исходя из объема проводимой работы, а также с учетом рекомендуемых штатных нормативов отделения сестринского ухода для взрослых (приложение N 21 к Положению об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, утвержденному настоящим приказом (далее — Положение).

4. На должность заведующего Отделением ухода назначается врач по паллиативной медицинской помощи, соответствующий требованиям профессионального стандарта «Врач по паллиативной медицинской помощи» 1 , либо медицинский работник с высшим образованием по специальности (направлению подготовки) «Сестринское дело», прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам (повышение квалификации) по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи и имеющий стаж работы по специальности не менее 5 лет.

5. На должность медицинской сестры Отделения ухода назначается медицинский работник, соответствующий Квалификационным требованиям к медицинским работникам и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием 2 и прошедший обучение по дополнительным профессиональным программам по вопросам оказания паллиативной медицинской помощи.

6. Отделение ухода осуществляет следующие функции:

составление индивидуального плана ухода каждому пациенту и обучение его законного представителя, родственников, иных лиц, осуществляющих уход за пациентом, мероприятиям по уходу;

осуществление ухода за пациентами;

динамическое наблюдение за состоянием пациентов и контроль за витальными функциями;

выполнение профилактических, диагностических и лечебных медицинских вмешательств по назначению врача;

организация консультаций пациентов врачом-специалистом по профилю основного заболевания и врачами других специальностей;

оказание психологической помощи пациентам, нуждающимся в паллиативной медицинской помощи, в том числе проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, их родственникам и иным членам семьи или законным представителям;

осуществление учета пациентов, нуждающихся в оказании паллиативной медицинской помощи, в том числе с применением медицинской информационной системы медицинской организации;

представление отчетности, сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения;

взаимодействие с организациями социального обслуживания, общественными объединениями, иными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.

7. Основные медицинские показания для оказания паллиативной медицинской помощи взрослым в Отделении ухода:

неизлечимые прогрессирующие заболевания, в том числе онкологические, требующие проведения круглосуточного поддерживающего лечения и сестринского ухода, при отсутствии медицинских показаний для лечения в отделениях паллиативной медицинской помощи взрослым или хосписах для взрослых;

последствия травм и острых нарушений мозгового кровообращения, требующие круглосуточного сестринского ухода;

иные заболевания (состояния), сопровождающиеся ограничениями жизнедеятельности и мобильности различной степени и требующие проведения круглосуточного поддерживающего лечения и (или) сестринского ухода.

8. Оснащение Отделения ухода осуществляется в соответствии со стандартом оснащения отделения сестринского ухода для взрослых (приложение N 22 к Положению).

9. В структуре Отделения ухода рекомендуется предусматривать:

пост медицинской сестры;

палаты для больных, в том числе одноместные;

кабинет старшей медицинской сестры;

комнату для хранения медицинского оборудования;

буфетную и раздаточную;

помещение для сбора грязного белья;

душевую и туалет для медицинских работников;

душевые и туалеты для больных;

помещение для санитарной обработки:

помещение для психологической разгрузки.

10. Отделение ухода для обеспечения своей деятельности использует возможности лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой оно создано.

11. В Отделении ухода создаются условия, обеспечивающие возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации 3 .

В отделении рекомендуется предусмотреть планировочные решения внутренних пространств, обеспечивающих пребывание родственников.

1 Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2018 г. N 409н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач по паллиативной медицинской помощи» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 августа 2018 г., регистрационный N 51848).

2 Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337).

3 Пункт 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 30, ст. 4038; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6951; 2014, N 23, ст. 2930; N 30, ст. 4106, 4244, 4247, 4257; N 43, ст. 5798; N 49, ст. 6927, 6928; 2015, N 1, ст. 72, 85; N 10, ст. 1425; N 14, ст. 2018).

Модели предоставления сестринского ухода

Научной основой сестринского процесса являются:

 теории (и модели) сестринского дела

 теория окружающей среды

 теории гуманистической психологии

 теория адаптации и стресса

 анатомические, физиологические, биохимические, психические и социальные причины заболеваний

 теория научной организации труда (НОТ)

 виды вмешательств медицинской сестры

 Зависимое — выполнение назначений врача

 Независимое — действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого назначения врача. То и есть осуществление профессионального ухода, связанного с проблемами пациента. [6]

Теория сестринского дела подразумевает ряд положений, которые, в свою очередь, авторы разных моделей видят по-разному. Этими основными положениями теории являются:

1. пациент один из главных объектов деятельности сестринского персонала

2. необходимость выявления источников проблем пациента

3. обоснованность направленности сестринской деятельности и целей ухода

4. обоснованность способа вмешательства

5. обязательность оценки качества и результата

В настоящее время существуют следующие модели сестринского ухода [6]:

 модель Роупер, Логан, Тайэрни

Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестёр, так и в практической деятельности. [6]

Ниже (Таблица 1) представлены основные отличия врачебной модели и модели Хендерсон, рекомендуемой ВОЗ [6].

Таблица 1. Сравнение сестринской и врачебной моделей ухода.

Симптомы и синдромы

единиц и состояний

органов и систем до нормы

Не обязательна, так как

Итак, сестринский процесс, включает следующие этапы:

1. оценка состояния пациента по следующим данным:

Читайте также  Материнский капитал как стимулятор рождаемости в России

субъективным (опрос пациента и его родственников)

объективным (сестринское обследование)

дополнительным (врачебная документация)

2. интерпретация полученных данных

после первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации в лист сестринской оценки сестра обобщает её, анализирует и делает определённые выводы. Определяет проблемы пациента. Проблемы возникают когда есть трудности в удовлетворении основных потребностей человека. Проблемы могут быть:

потенциальными (прогнозируемыми м/с при определённых обстоятельствах)

3. постановка целей и планирование ухода

Цель — это то, чего хотят добиться пациент и медсестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента, записаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно.

4. реализация составленного плана

выполнение действий, направленных на достижение целей, включающие документальное изложение информации о выполнении специфических сестринских действий

5. оценка результатов и их коррекция

определение достигнуты ли поставленные цели

эффективно ли это для решения конкретной проблемы пациента

что необходимо сделать для переоценки потребностей пациента

Сестринская документация при таком подходе включает:

1. карта сестринской оценки состояния пациента (по заранее выделенным потребностям)

2. план сестринского ухода (по данным, целям и результатам)

3. протокол сестринских вмешательств (по манипуляциям и процедурам)

Существуют также следующие четыре модели сестринского ухода:

Функциональный сестринский уход;

Бригадная форма сестринского обслуживания;

Полный сестринский уход;

Узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

Функциональный сестринский уход основан на максимальном использовании опыта, профессиональных навыков и умений медицинской сестры для обеспечения качественного ухода за пациентом. При использовании этого метода делается акцент на эффективное разделение труда и контроль. Старшая медицинская сестра распределяет задания или сферы деятельности медицинским сестрам и контролирует выполнение. Например, одна медсестра отвечает за раздачу лекарств, вторая — за процедуры, третья — за перевязки, младшая медсестра — за кормление и гигиенические процедуры.

Бригадная форма сестринского обслуживания разработана с целью максимального повышения мастерства профессиональных медицинских сестер и контроля за уходом, который осуществляют менее квалифицированные работники. В отделении организуется работа одной, двух или более бригад. Руководитель бригады назначает задания по обслуживанию пациентов членам бригады. Например, медсестры могут отвечать за обслуживание нескольких пациентов или за выполнение каких-либо заданий. Члены бригады сообщают информацию о пациентах руководителю бригады, а тот доводит ее до сведения врача. Руководитель бригады несет ответственность за качество обслуживания пациентов, коммуникации с врачами и руководителями других подразделений.

Модель полного обслуживания пациента — медицинская сестра несет юридическую ответственность за пациента, находясь у постели больного, не только решает его проблемы, но и несет ответственность за оценку ситуации и результатов ухода, планирование, вмешательства. Она ведет от одного до пяти пациентов — в зависимости от состояния больного. Медсестра передает информацию об изменениях в состоянии пациента врачу или членам междисциплинарной команды (социальному работнику, специалисту по реабилитации), которые не являются медицинскими работникам

Специализированный (узкоспециализированный) уход — это метод сестринского обслуживания пациентов в различных учреждениях (больницах, амбулаторных клиниках и поликлиниках, реабилитационных центрах), а также структурах, осуществляющих уход на дому.

Лекция №7 на тему: «Модели сестринского ухода»

Если содержание процесса или явления слишком велико или абстрактно, чтобы обращаться непосредственно к ним, тогда оно заменяется моделью, которая облегчает его изучение и анализ. Различают политические модели, экономические, социальные, медицинские и т.д. Медицинская модель существует на протяжении веков, она ориентирована на заболевание, когда усилия врача направлены на постановку диагноза и лечения патологического состояния. Все его внимание сосредоточено на поиске и лечении отклонений, дисфункций и дефектов. Большинство видов деятельности врача – лечение, преподавание или научно-исследовательская работа, так или иначе направлены на различные аспекты заболевания и недугов.

Модель сестринского дела ориентирована на человека, а не на болезнь. Эта модель должна быть приложима к нуждам пациентов, их семей и общества, предоставлять медицинским сестрам широкий выбор ролей и функций для работы не только с больными и умирающими пациентами, но и со здоровым контингентом населения. Модели сестринской помощи отражают существующую действительность, дают возможность сравнивать различные концепции сестринского дела на протяжении длительного времени.
Например, до XIX века сестринское дело было сведено к уходу за пациентом. Как правило, не было никаких попыток активно повлиять на течение болезни. Модель сестринского дела, сложившаяся в США в конце XIX – XX начале века, отражает деятельность Флоренс Найтингейл, которая считала, что состояние пациента можно улучшить, воздействуя на окружающую обстановку, для этого обеспечивался свежий воздух, тепло, свет, питание и соответствующая гигиена. Постепенно эти факторы стали важными для всех, а не только для больных, это заложило основы профилактики.

С развитием медицинской помощи многие обязанности врача стали переходить к медицинской сестре (измерение температуры, артериального давления, выполнения ряда процедур и т.д.). Кроме ухода за пациентом, сестра принимает активное участие в реабилитации и профилактике.
В 60-е гг. XX века сестринская школа Йельского университета США выдвинула новые подходы к толкованию сестринского дела. Предлагалось рассматривать сестринское дело:

· как процесс, а не конечный результат;

· как взаимодействие, а не содержание;

· как взаимоотношения между двумя конкретными индивидами, а не связи между абстрактными медсестрой и пациентом.
В основу процесса положен системный подход к оказанию сестринской помощи, ориентированный на потребности пациента.

В связи с этим появились другие модели сестринской помощи. В каждой модели отражаются мировоззрения и убеждения медицинских сестер, занимающихся ее построением.

Концептуальные модели сестринского дела как необходимое условие профессиональной сестринской практики

Концептуальная модель сестринского дела – остов или структура, которая основана на философии сестринского дела, включает в себя четыре парадигмы сестринского дела и разработана в качестве руководства для учебного плана или практики.

Все концептуальные модели сестринского дела включают в себя четыре аспекта сестринского дела:

В настоящее время в мировой практике сестринского дела насчитывается более 30 концептуальных моделей сестринской помощи. Они содержат следующие основные положения:

· Источник проблем пациента

· Приоритетная задача сестры

· Ожидаемый результат
Модель сестринского дела можно определить как базовую структуру, отражающую суть сестринского дела. Она играет важную роль в развитии сестринского дела, направляя образование, научные исследования и практическую деятельность. Она способствует также формированию профессионального сознания и укреплению связей между медсестрами, работающими в различных областях сестринского дела.
Наибольшее распространение получили пять моделей:

· Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер).

· Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.)

· Модель поведенческой системы (Дороти Джонсон, 1968 г.)

· Модель дефицита самоухода (Дороти Орем, 1971 г.)

· Адаптационная модель (Каллиста Рой, 1976 г.)

Эволюционно – адаптационная (Канадская Ассоциация сестер). Определение пациента: (рассматривает пациента как личность, индивидуум) уникальное биологическое и психосоциальное существование, функционирующее благодаря врожденной и приобретенной адаптации.

Источник проблем пациента: настоящие или предстоящие изменения в его жизни, особенно в ее критические периоды, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья.

Читайте также  Аналитическая геометрия 2

Приоритетная задача сестры: оказание помощи пациенту в достижении и поддержании оптимального уровня здоровья в критические периоды жизни.

Роль сестры: наставник – координатор (помощь пациенту на протяжении жизни в развитии и использовании всех способов адаптации).

Фокус вмешательства: способы адаптации пациента к окружающей обстановке во время происходящих изменений в его жизни, требующие усилия или изменения для поддержания оптимального уровня здоровья. Способы вмешательства: применение различных способов стимулирования пациента.

Ожидаемый результат: достижение оптимального уровня здоровья пациента в критические периоды его жизни.
Добавочно – дополняющая (Вирджиния Хендерсон, 1955 г.) Определение пациента: полное и независимое существование заключается в удовлетворении 14 основных потребностей.

Источник проблем пациента: дефицит силы, воли и (или) знаний. Приоритетная задача сестры: обеспечение свободы и независимости в удовлетворении основных потребностей.

Роль сестры: действия по восстановлению и поддержанию независимости в удовлетворении основных потребностей.

Фокус вмешательства: источник проблем пациента.

Способы вмешательства: действия, направленные на закаливание организма, укрепление силы воли, восполнение знаний.

Ожидаемый результат: возрастание независимости (самостоятельности) пациента в удовлетворении 14 основных потребностей.

Данная теория имеет наибольшую известность и популярность среди медсестер. Основывается на удовлетворении 14 базовых потребностей пациента (нормальное дыхание, адекватный режим питания и питья, движение и сохранение желаемого положения, сон и отдых, поддержание нормальной температуры тела, общение с окружающими и т.д.). «Уникальная задача медсестры – оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья, которые он мог бы выполнять сам, если бы имел для этого достаточно сил, воли и знаний».

Сестринский процесс. Медицинская сестра как равноправный субъект здравоохранения

На протяжении всего обучения в медицинских колледжах и ВУЗах мы изучаем сестринский процесс как неотъемлемую часть своей будущей профессиональной деятельности. Однако после выпуска, начиная работать по специальности, не всегда удается понять, в чем же проявляется сестринский процесс. Попробуем в этом разобраться.

Любой вид деятельности можно усовершенствовать при помощи цикла, разработанного в первой половине XX века двумя американскими учеными — прародителем японского экономического чуда Э. Демингом и консультантом по теории управления качеством У. Шухартом. Совершенство этого цикла строится на научном подходе и человеческом факторе. Этот цикл и положил начало разработки сестринского процесса.

Если изначально сестринский уход был построен только лишь на указаниях врача, где медицинская сестра была лишена всякой самостоятельности и могла быть только «руками» своего врача, то сейчас у них есть собственный четко выстроенный план, по которому ведется вся работа.

Медицинская сестра в своей работе выступает как равноправный субъект системы здравоохранения, который обладает определенными полномочиями и выполняет свои специфические функции, включающие в себя уход за больными и решение их проблем согласно существующим стандартам деятельности медицинской сестры и своей компетенции. В круг сестринских полномочий входят умение выполнять сестринские манипуляции, забота о пациентах, способность нести ответственность за принимаемые решения, непрерывное совершенствование своих навыков и получение новых знаний.

Цели, которые преследует сестринский процесс:

  1. Контроль качества жизни пациента в связи с его состоянием;
  2. Решение настоящих проблем пациента и предупреждение потенциальных;
  3. Работа не только с пациентом, но и с его семьей в преодолении и решении проблем, связанных с заболеванием или травмой;
  4. Помощь в уходе или восстановлении независимости пациента при нарушенном удовлетворении основных потребностей организма или организации спокойной смерти.

Качество жизни пациента во многом зависит от медицинской сестры и представляет собой ощущение больным согласованности или несогласованности между реальным и желанным уровнем жизни и определяется по следующим критериям:

  • Способность к физической активности;
  • Отсутствие болей и дискомфорта;
  • Возможность самообслуживания;
  • Способность нормального существования в социуме.

При реализации модели сестринского процесса повышается качество осуществляемой медицинской помощи и, соответственно, качество жизни пациента. Квалифицированная сестринская работа позволяет сократить сроки госпитализации, снизить показатели смертельных исходов, а также повысить уровень знаний пациентов о профилактике различных заболеваний. Далее мы подробней рассмотрим цикл построения сестринской работы.

Пять этапов сестринского процесса – от знакомства с пациентом к оценке результатов работы

I этап — сестринское обследование (определение нарушенных потребностей)

Обследование построено на сборе информации у больного о его жалобах, образе жизни и профессиональной деятельности и фиксации полученных данных в сестринской истории болезни. На помощь медицинской сестре в определении нарушенных потребностей приходит пирамида Маслоу (спать, пить, принимать пищу, общаться, осуществлять трудовую деятельность и т. п.) и информация о том, что пациент считает для себя нормой в связи с утратой каждой указанной потребности, что поможет пациенту в их удовлетворении.

Обследование пациента

Группы исследуемых параметров:

  • Состояние основных функциональных систем организма;
  • Эмоциональные и умственные возможности;
  • Социальный статус;
  • Способность к самоуходу;
  • Информация о факторах риска.

Источники информации:

  • Пациент;
  • Родственники и близкие пациента;
  • Физикальное обследование;
  • Результаты опросника пациента;
  • Медицинская документация;
  • Наблюдение за пациентом.

Как только медицинская сестра приступила к анализу полученной информации, начинается следующий этап сестринского процесса.

II этап — постановка сестринского диагноза (формулирование настоящих и потенциальных проблем пациента по установленной схеме)

Сестринский диагноз требует клинического мышления для того, чтобы правильно определить проблемы пациента в связи с нарушенными потребностями.
Проблем у пациента, как настоящих, так и потенциальных, как правило может быть несколько, поэтому всегда необходимо определять приоритетную проблему, для решения которой будут определяться цели сестринского процесса.

Приоритетными проблемами являются:

  • Неотложные состояния;
  • Проблемы, наиболее важные для пациента;
  • Проблемы, которые ведут к ухудшению состояния или развитию осложнений;
  • Проблемы, препятствующие самоуходу;
  • Проблемы, решение которых повлияет на решение других проблем.

III этап — планирование и программирование сестринского вмешательства, направленное на удовлетворение выявленных потребностей и решение проблем пациента.

Составление плана идет по следующему принципу:

  • Определение очередности решения выявленных проблем по приоритетности;
  • Постановка краткосрочных и долгосрочных целей;
  • Выбор способов решения поставленных целей;
  • Обоснование способа реализации целей.

После разработки плана сестринского процесса медицинская сестра должна согласовать его с пациентом или его близкими. Затем она приступает к реализации составленного плана.

IV этап — реализация плана сестринского вмешательства.

Сестринские вмешательства по самостоятельности решения могут быть трех видов:

1. Независимые;
2. Взаимозависимые;
3. Зависимые.

Также их различают по характеру удовлетворения потребностей пациента:

1. Временные;
2. Постоянные;
3. Реабилитирующие.

IV этап сестринского процесса является определяющим для качества медицинской помощи и достигается профессиональным выполнением медицинской сестрой технических действий и манипуляций согласно стандартам профессиональной деятельности.
На данном этапе роль медицинской сестры заключается в своевременной оценке состояния пациента и сведению к минимуму риска развития осложнений во время лечебного процесса.

V этап — итоговая оценка полученных результатов, коррекция выполнения плана сестринского вмешательства.
Если следовать концепции Э. Деминга о непрерывном улучшении качества работы, то основная задача этого этапа — оценка качества реализованного плана ухода за пациентом и его коррекция. Главным в определении степени реализации намеченного плана является соответствие критериев стандартам. Например, если взять критерий «питание пациента», то за стандарт можно принять следующее положение: «пациент сыт и сообщает, что чувствует себя комфортно».

Читайте также  Англо-русское соперничество в Иране

Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств достигнута, значит, план сестринского ухода построен правильно и соответствует критериям стандартов деятельности медицинской сестры.
Если в запланированный срок цель сестринских вмешательств не достигнута, необходимо определить причины неэффективности, внести изменения и построить новый план сестринского процесса, начиная с I этапа.

Вывод

На сегодняшний день в России вопрос о необходимости внедрения сестринского процесса в учреждениях здравоохранения остается открытым. Это может позволить медицинским сестрам подняться на новую ступень профессиональной деятельности. Сестринский процесс обеспечит дальнейший рост и развитие сестринского дела как науки и предоставить качественный уход пациентам в лечебно-профилактических учреждениях.

Метод сестринского процесса применим к любой области сестринской деятельности и может быть использован в стационарах, поликлиниках, хосписах, домах ребенка, отделениях интенсивной терапии и так далее, а также не только по отношению к каждому отдельному пациенту, но и к группам пациентов, их семьям, обществу в целом.

Модели предоставления сестринского ухода

Модели предоставления сестринского ухода

Научной основой сестринского процесса являются:

 теории (и модели) сестринского дела

 теория окружающей среды

 теории гуманистической психологии

 теория адаптации и стресса

 анатомические, физиологические, биохимические, психические и социальные причины заболеваний

 теория научной организации труда (НОТ)

 виды вмешательств медицинской сестры

 Зависимое — выполнение назначений врача

 Независимое — действия, которые осуществляет сестра по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями без прямого назначения врача. То и есть осуществление профессионального ухода, связанного с проблемами пациента. [6]

Теория сестринского дела подразумевает ряд положений, которые, в свою очередь, авторы разных моделей видят по-разному. Этими основными положениями теории являются:

1. пациент один из главных объектов деятельности сестринского персонала

2. необходимость выявления источников проблем пациента

3. обоснованность направленности сестринской деятельности и целей ухода

4. обоснованность способа вмешательства

5. обязательность оценки качества и результата

В настоящее время существуют следующие модели сестринского ухода [6]:

 модель Роупер, Логан, Тайэрни

Единой модели на сегодняшний день не существует, хотя, конечно, она способствовала бы лучшему взаимопониманию, как в обучении сестёр, так и в практической деятельности. [6]

Ниже (Таблица 1) представлены основные отличия врачебной модели и модели Хендерсон, рекомендуемой ВОЗ [6].

Таблица 1. Сравнение сестринской и врачебной моделей ухода.

Основные положения теории ухода

Сестринская модель ухода

Врачебная модель ухода

Потребности здорового человека

Симптомы и синдромы

единиц и состояний

Вмешательства, направленные на замену самостоятельного удовлетворения потребностей и обучение самостоятельному удовлетворению потребностей

органов и систем до нормы

Определяются сестрой совместно с пациентом и/или его родственниками

Роль сестринского персонала

Оценка сёстрами результатов

Обязательна по каждой из потребностей

Не обязательна, так как

Итак, сестринский процесс, включает следующие этапы:

1. оценка состояния пациента по следующим данным:

субъективным (опрос пациента и его родственников)

объективным (сестринское обследование)

дополнительным (врачебная документация)

2. интерпретация полученных данных

после первичной оценки состояния пациента и записи полученной информации в лист сестринской оценки сестра обобщает её, анализирует и делает определённые выводы. Определяет проблемы пациента. Проблемы возникают когда есть трудности в удовлетворении основных потребностей человека. Проблемы могут быть:

потенциальными (прогнозируемыми м/с при определённых обстоятельствах)

3. постановка целей и планирование ухода

Цель — это то, чего хотят добиться пациент и медсестра в результате реализации плана по уходу. Цели должны быть ориентированы на пациента, записаны простыми словами, чтобы каждая сестра понимала их однозначно.

4. реализация составленного плана

выполнение действий, направленных на достижение целей, включающие документальное изложение информации о выполнении специфических сестринских действий

5. оценка результатов и их коррекция

определение достигнуты ли поставленные цели

эффективно ли это для решения конкретной проблемы пациента

что необходимо сделать для переоценки потребностей пациента

Сестринская документация при таком подходе включает:

1. карта сестринской оценки состояния пациента (по заранее выделенным потребностям)

2. план сестринского ухода (по данным, целям и результатам)

3. протокол сестринских вмешательств (по манипуляциям и процедурам)

Существуют также следующие четыре модели сестринского ухода:

Функциональный сестринский уход;

Бригадная форма сестринского обслуживания;

Полный сестринский уход;

Узкоспециализированный уход (при конкретном заболевании).

Функциональный сестринский уход основан на максимальном использовании опыта, профессиональных навыков и умений медицинской сестры для обеспечения качественного ухода за пациентом. При использовании этого метода делается акцент на эффективное разделение труда и контроль. Старшая медицинская сестра распределяет задания или сферы деятельности медицинским сестрам и контролирует выполнение. Например, одна медсестра отвечает за раздачу лекарств, вторая — за процедуры, третья — за перевязки, младшая медсестра — за кормление и гигиенические процедуры.

Бригадная форма сестринского обслуживания разработана с целью максимального повышения мастерства профессиональных медицинских сестер и контроля за уходом, который осуществляют менее квалифицированные работники. В отделении организуется работа одной, двух или более бригад. Руководитель бригады назначает задания по обслуживанию пациентов членам бригады. Например, медсестры могут отвечать за обслуживание нескольких пациентов или за выполнение каких-либо заданий. Члены бригады сообщают информацию о пациентах руководителю бригады, а тот доводит ее до сведения врача. Руководитель бригады несет ответственность за качество обслуживания пациентов, коммуникации с врачами и руководителями других подразделений.

Модель полного обслуживания пациента — медицинская сестра несет юридическую ответственность за пациента, находясь у постели больного, не только решает его проблемы, но и несет ответственность за оценку ситуации и результатов ухода, планирование, вмешательства. Она ведет от одного до пяти пациентов — в зависимости от состояния больного. Медсестра передает информацию об изменениях в состоянии пациента врачу или членам междисциплинарной команды (социальному работнику, специалисту по реабилитации), которые не являются медицинскими работникам

Специализированный (узкоспециализированный) уход — это метод сестринского обслуживания пациентов в различных учреждениях (больницах, амбулаторных клиниках и поликлиниках, реабилитационных центрах), а также структурах, осуществляющих уход на дому.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: