Мюзикл как музыкальный жанр - OXFORDST.RU

Мюзикл как музыкальный жанр

Что такое мюзикл и в чем его уникальность

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Найти универсальный жанр, который бы пришелся по нраву каждому, – задача нереальная.

Однако мюзиклы близки к этому, поскольку сочетают в себе не только танцы, хореографию и любимые музыкальные произведения, но и забавные диалоги, что позволяет удовлетворить запросы максимально широкой аудитории.

Где и когда зародилась эта концепция, как она менялась со временем и чем стала к настоящему моменту, разберемся по порядку.

Уникальное произведение

Термин заимствован из английского языка в советскую эпоху, при этом оригинальное «musical» – результат сокращения от «musical comedy», что буквально переводится как «музыкальная комедия».

Отбрасывание слова «комедия» из названия жанра оказалось пророческим, поскольку сегодня эта составляющая стала необязательной, а само понятие обрело достаточно узкое значение:

Мюзикл – это особый жанр музыкально-сценического искусства, представляющего собой гармоничное сочетание нескольких театральных форматов (драматического, музыкального, хореографического, вокального и пластического).

И хотя мюзикл как жанр считается относительно новым, корни у него достаточно древние, чтобы говорить об античном происхождении. Так, еще на заре V века до н.э. в греческом театре стали практиковать включение музыки и танцев в развлекательные постановки, а чуть позже – элементы политической и социальной сатиры.

Римляне же, переняв практически все формы и каноны греческого театра, добавили в такие постановки и немного своего. Так, в частности, обувь актеров стали подбивать металлическими пластинами, что давало возможность зрителю слышать каждое движение танцоров, а самих постановщиков эта «инновация» заставила задуматься о важности спецэффектов.

Но в любом случае – на всех этапах эволюции жанра – ключевыми составляющими мюзикла были и оставались три компонента:

  1. музыка (обычно это от 4 до 6 основных тематических мелодий или ряд песен, музыкально связанных с основными мелодиями);
  2. лирика (элемент, который вместе с музыкой формирует музыкальную партитуру);
  3. либретто (непосредственно «пьеса», она же – «история показа», представляющая собой разговорную/невокальную часть).

Во второй половине XIX века искусствоведы спорили, нужно ли выделять мюзиклы в отдельный жанр, ведь их особенности были почти как у классической оперетты. Однако, если оперетта тяготела к воспроизведению канонов, создатели мюзиклов позволяли себе экспериментировать.

Благодаря этому, мюзикл вскоре превратился в особую театральную форму, где музыке отводится не какая-то из главных ролей, а всего лишь роль одного из средств сценического монтажа – равно как и хореографии, пластике, постановочным эффектам и т.д.

Стремительное развитие жанра

Время шло, стали появляться новые выразительные средства, костюмы и спецэффекты, композиторы все чаще обращались к современным музыкальным направлениям, хореографы старались использовать популярные у обывателя танцы и пластические элементы.

Уже к XX веку все ощутимее чувствовалось влияние таких жанров, как:

  1. традиционная оперетта (с учетом национальной и жанровой специфики);
  2. комическая опера (особенно сентиментально-мелодраматического толка);
  3. водевиль;
  4. бурлеск.

Нашла свое отражение в развитии мюзиклов и эстрада – например, джазовые мотивы, весьма популярные в начале 1940-х, или возникновение целого направления на основе рока с вплетением библейских сюжетов.

Со временем мюзикл сформировался в самостоятельный музыкально-сценический жанр, пусть и носящий признаки близкого родства с опереттой и следующий традициям преемственности с ней.

Первой вехой в истории зарождения жанра большинство искусствоведов называет постановку «Black Crook», которую зрители увидели на нью-йоркской сцене в сентябре 1866-го.

И хотя этот мелодраматический музыкальный спектакль был отлично принят аудиторией, до конца 19 столетия моду задавали английские представления в духе «Хористки» Джорджа Эдвардса.

Яркими чертами таких постановок стали:

  1. большая зрелищность – мюзиклы старались превратить в эффектные шоу, как правило, роскошные;
  2. отсутствие собственной драматургии – в мюзиклах обычно нет собственного сценария, в качестве которого чаще всего используются переработанные либретто опер, истории из жизни, адаптированные литературные произведения либо пьесы, созданные для драматического театра;
  3. эклектичность – имеется в виду стилистическая раскованность и более богатое музыкальное разнообразие, включая заигрывание с роком, джазом и другими эстрадными элементами;
  4. динамичность – мюзиклы строятся на драматической коллизии, поэтому в них всегда присутствует и напряжение, и саспенс;
  5. упор на вокальную составляющую – разнообразие песенных форм;
  6. привлечение популярных артистов.

Влияние новой американской культуры усилилось в 1920-х с появлением так называемых новых американских композиторов (Д.Гершвина, Д.Керна, К.Портера), в числе которых оказались не менее талантливые эмигранты типа Р.Фримля, В.Херберта, З.Ромберга.

Теперь либретто перестали заимствовать у существующих опер, а начали адаптировать под нужды конкретного спектакля. В музыкальное сопровождение стали чаще включать джазовые композиции, а в хореографию – регтайм.

Это была классика начала XX века, не утратившая своей актуальности по сей день.

Незабытое старое

В период Второй мировой тренды несколько сместились, и вместо комбинации перепевок зрителям начали демонстрировать глубоко проработанную драматургию. Вкупе с выразительной игрой именитых актеров мюзиклы быстро завоевали расположение аудитории, о чем свидетельствуют такие нашумевшие постановки, как:

  1. «Оклахома!» (1943);
  2. «Карусель» (1945);
  3. «Юг Тихого океана» (1949).

Последующий этап развития мюзикла характеризуется возникновением более мрачных, философских настроений и усилением значения хореографии, как это произошло с «Вестсайдской историей» (1957), где драматичный сюжет сочетается с танцевальной экспрессией. Завораживающий контраст оценили даже самые суровые критики.

Настоящим расцветом мюзикла в качестве самодостаточного жанра можно назвать эпоху 1960 –1980-хх. Влияние рока впервые обозначил спектакль «Волосы» (1967), а затем продолжил британец Эндрю Ллойд Уэббер, ставший основным «поставщиком» мюзиклов для постановки в театрах на Бродвее.

Его уникальные произведения (а это около двух дюжин мюзиклов!) и сегодня встречают с восторгом на театральных подмостках во всех уголках мира:

  1. «Иисус Христос – суперзвезда» (1971);
  2. «Эвита» (1978);
  3. «Кошки» (1981);
  4. «Звездный экспресс» (1984);
  5. «Призрак Оперы» (1988);
  6. «Бульвар Сансет» (1993) и многие другие.

И хотя количество постановок периодически снижается, роскошные декорации, костюмы и высокий уровень подготовки артистов до сих пор обеспечивают этим спектаклям полные аншлаги. И это понятно: перед зрителем на сцене буквально разыгрывают полноценный фильм с одного дубля.

К концу прошлого тысячелетия более четко обозначился формат рок-оперы. Новое направление демонстрировало эволюцию мюзиклов и давало толчок жанру оперы, используя вместо классической музыки современную и разговаривая с аудиторией на красивом, но близком и понятном языке.

Современный взгляд

Мюзиклы из легкомысленных театральных постановок всего за сотню лет развились в самостоятельный жанр, где есть место и комедии, и трагедии, и прозаической повседневности.

Параллельно существует несколько форматов создания мюзикла:

  1. переосмысление и переработка чужих историй/песен для включения в новую постановку;
  2. создание либретто и музыки с нуля (специально под конкретную историю).

Первый вариант обычно используется при создании киномюзикла, тогда как театральные версии чаще базируются на втором.

Не знаете, как развлечь себя и близких? Попробуйте мюзиклы: шутки, любовные истории, детективные перипетии – там есть все!

Мюзикл как музыкальный жанр

  • Поддержите наш сайт →

Музыкально-сценический жанр, использующий выразит. средства музыки, драм., хореографич. и оперного иск-в. Их сочетание и взаимосвязь придали М. особую динамичность; характерной чертой мн. М. стало решение серьёзных драматургич. задач несложными для восприятия художеств. средствами. Возникновение М. связывают со сложившимися в последней трети 19 в. амер. театр.-муз. формами «увеселений» и «экстраваганц». Экстраваганца «Мрачный жулик», показанная в т-ре Ниблос Гарден (Бродвей, Нью-Йорк) в 1866 и продержавшаяся на сцене четверть века, вызвав серию подражаний, уже имела нек-рые признаки М. Своеобразными бурлескными приёмами (вплоть до цирковых номеров) отличались пост. с музыкой У. К. Кука, в к-рых участвовали негр. артисты Б. Уильямс, Д. Уокер. В кон. 19 — нач. 20 вв. элементы М. прослеживаются во взаимодействии форм минстрел-шоу с комич. оперой и развивавшейся на амер. почве европ. опереттой. Таковы комич. оперы У. Спенсера («Маленький магнат», 1886), В. Морзе («Уанг», 1891), Дж. Ф. Сузы («Капитан», 1886), Р. де Коуэна («Робин Гуд», 1890) и др., оперетты приехавших из Европы В. Херберта («Несносная Мариэтта», 1910), Р. Фримля, З. Ромберга. Следующий этап становления М. связан с обогащением его элементами мюзик-холла и ревю; сентиментальные песни сменяются музыкой в стиле регтайма и танцами типа чечётки. Подобные постановки, не связанные общей драматургич. линией, осуществлялись высокопрофессиональными группами («Зигфельд фоллиз» и др.) и артистами (Т. Пэстор, Ф. Брайз и др.). Эти постановки состояли из песенных шлягеров, танцев; они содержали отдельные яркие номера, но не были рассчитаны на долгую сценич. жизнь. Один из представителей этого направления — композитор, режиссёр и актёр Дж. Коэн («45 минут с Бродвея», 1906, и др.).

В 20 — нач. 30-х гг. мн. постановки стали называть муз. комедиями (мьюзикл комеди). Это — «Плавучий театр» (1927) и «Роберта» (1933) Дж. Керна, «Нет, нет, Нинетта!» В. Юменса (1925), «Леди, будьте добры» (1924) и «О тебе я пою» (1931) Дж. Гершвина (последний спектакль уже целиком отвечал всем осн. требованиям жанра М.). Для лучших постановок этих лет характерны острая драм. коллизия, более развитые муз. формы, отразившие влияние джаза, особенно стиля «суинг», а также использование элементов фольклора. К кон. 20-х гг. назв. «мьюзикл комеди» трансформировалось в термин «М.», в чём нашло выражение стремление к постановке более серьёзных проблем.

Читайте также  Истощение природных ресурсов 2

1930-40-е гг. — время интенсивного развития М. Муз. фильмы, появившиеся в эти годы («Волшебник страны Оз» и др.), способствовали повышению динамизма М. (использование принципа монтажа и др.). Сложнее стала муз. драматургия (что было связано с повышением этич. и художеств. задач), расширилась тематика; сюжеты, обращенные к насущным жизненным проблемам, подчас завершались трагич. развязкой вместо традиц. «счастливого конца» («happy end»). В муз. драме 1940-х гг. развитая хореография сменила танц. номера вставного типа. В постановках участвовали ведущие хореографы: Дж. Баланчин, X. Лимон, X. Холм, А. де Милль, Э. Соколова и др. Усложнился муз. язык, песенные структуры стали более развитыми. В М. стала использоваться муз. драматургия сквозного типа, нек-рые эпизоды получили симфонич. развитие. В эти годы начали творч. деятельность комп. И. Берлин, К. Портер, К. Вейль, X. Роум, X. Эрлин, А. Суорц, В. Дьюк, создавшие свои лучшие произв. после 2-й мировой войны 1939-45. Появились первые М. мастера этого жанра Р. Роджерса («Оклахома!», 1943, и др.). В 1943 была осуществлена пост. «Кармен Джоунз» — своеобразный негр. вариант «Кармен» Бизе (муз. аранж. Р. Р. Беннетта). Лучшие исполнители этих лет — Н. Террис, Э. Мёрмен, М. Мартин, Г. Лоуренс, Дж. Бледзоу, Дж. Дуранти, Ф. Астер, Дж. Келли, Э. Пинца, А. Дрейк. Наиболее известные постановщики — Ф. Зигфельд, Р. Мамулян, Дж. Эббот, Э. Казан.

Периодом расцвета М. стали послевоенные годы, особенно кон. 1950-х гг. Ряд постановок был осуществлён на весьма высоком художеств. уровне. Авторы стали требовательнее в выборе литературного и муз. материала (мн. М. созданы на сюжеты Плавта, Вольтера, Диккенса, Шекспира, Шоу, амер. писателей Ю. О’Нила, Т. Уайлдера, M. Андерсена, Т. Капоте (Кейпота), правда, подчас в несколько «облегчённых» вариантах). Выдвинулись талантливые либреттисты — А. Гершвин, О. Харбах, Л. Харт, О. Хаммерстайн младший, Дж. Мерсер, позднее Б. Кэмден и А. Грин, А. Дж. Лернер, С. Зондхейм и др. Муз. язык постановок, основой к-рого оставалась яркая мелодич. образность, обогатился более развитой хроматикой и диссонантностью, отходя от элементарных гармонич. последований и кадансов. Подготовка всего муз. материала спектакля осуществлялась опытными аранжировщиками Беннеттом, Ф. Ленгом, Д. Уокером, А. Превиным и др. Расширилась эмоциональная выразительность — от проникновенного лиризма до сатирич. характерности. Обогащается тематика М. — наряду с любовными привлекаются исторические, фольклорные сюжеты и политич. сатира. Лучшие М. этого периода — «Держи ружьё, Энн» Берлина (1946), «Целуй меня, Кэт» (1948) и «Канкан» (1954) К. Портера, «Карусель» (1945), «На юге Тихого океана» (1949), «Король и я» (1951) и «Звуки музыки» (1959) Р. Роджерса, «Затерянный в звёздах» К. Вейля (1949), «Парни и куколки» Ф. Лёссера (1950), «Хорошо бы ты была рядом» X. Роума (1952), «Крошка Эбнер» Дж. де Поула (1956), «Чёртовы янки» Р. Адлера (1955), «В городе новенькая» Б. Меррилла (1957), «Звонят звонки» Дж. Стайна (1956), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу (1956), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (постановщик и хореограф Дж. Роббинс) и «Музыкальный человек» М. Уилсона (оба — 1957) — окончательно утвердили жанр М. в США и сделали его популярным в странах Европы. Начиная с 1950-х гг. каждый удачный М. экранизировался, становясь достоянием широкой аудитории.

Из пост. М. 1960-х гг. приобрели известность «Как достичь успеха, не прилагая особых усилий» Ф. Лёссера (1961), «Прощай, Бэрди» Ч. Строуза (1960), «Скрипач на крыше» (по Шолом-Алейхему) Дж. Бока, «Хэлло, Долли!» Дж. Хермена, «Смешная девчонка» Стайна (все — 1964), «Человек из Ламанчи» М. Ли (1966), «Однажды в ясный день» Б. Лейна (1967) и др. Выдвинулись исполнители — Л. Хорн, Г. Вэрдон, Дж. Холидей, Дж. Эндрьюс, Д. Керрол и Б. Стрейзанд, Р. Пристон, Р. Гуле, С. Чаплин, С. Дейвис младший, Р. Морзе, З. Мостелл.

Как правило, постановки М. отличают высокий профессионализм (кроме навыков драм. актёра, исполнители должны обладать вок. и хореографич. подготовкой), большая эмоциональная и чисто физич. отдача всех участников. В то же время ориентация на коммерч. успех ограничивает авторов и постановщиков жёсткими жанровыми стереотипами и структурными рамками; это же приводит к сверхинтенсивному прокату (8 спектаклей в неделю; напр., «Моя прекрасная леди» — 2717 спектаклей подряд, «Оклахома!» — 2248).

Мелодии лучших песен из М. часто получают самостоят. жизнь и значительно переживают спектакли. Существует практика возобновления М. в новой постановке (напр., «Пижамная игра» Эдлера, 1954 и 1973). Все последующие пост. данного М. основываются обычно на традициях первого бродвейского спектакля.

Конец 60-х гг. отмечен кризисом М. — за это время не появилось ни одного спектакля, сравнимого с постановками предшеств. периода и достаточно долго удерживавшегося на сцене. Это объясняется вытеснением М. новым жанром — рок-М. (или рок-оперой), связанным с молодёжным движением в США и возникновением в музыке стиля бит (постановки «Волосы» Г. Макдермотта, 1967; «Иисус Христос — суперстар» Э. Л. Уэббера, 1970; «Годспелл» С. Шоурца, 1971, и др.) (см. Поп-музыка). В кон. 50-х гг. интерес к М. возник в Великобритании («Оливер» Л. Барта, 1960), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР поставлены «Моя прекрасная леди», «Вестсайдская история», «Как достичь успеха, не прилагая особых усилий», «Человек из Ламанчи», «Хелло, Долли!» и др.

А. В. Волынцев, Дж. К. Михайлов

Музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства вокального, драматического и хореографического искусств. Термин «М. » возник в США во 2-й пол. 19 в. и первоначально относился к разл. рода театрально-муз. увеселениям, шоу, комедиям с музыкой и нар. операм, которые заимствовали элементы европ. комической оперы, оперетты и мюзик-холла. Создатели таких произведений нередко черпали материал в нар. музыке, обращались к новым муз. стилям. Лучшие из популярных комедий, пост. на Бродвее в 20-30-х гг. 20 в., уже во многом отвечали осн. требованиям жанра М., имели развёрнутую драматургич. основу, развитые муз. формы, обилие танц. эпизодов и др. Таковы муз. комедии Дж. Гершвина — «Леди, будьте добры» (1924), «Смешное лицо» (1927) и «О тебе я пою» (1931); Дж. Керна — «Салли» (1920), «Плавучий театр» (1928) и «Робйрта» (1933); В. Юменса — «Нет, нет, Нанетта!» (1925) и др. 30-40-е гг. — время интенсивного развития М. Совершенствовались его выразит. средства, расширялась тематика и эмоциональный диапазон, всё большее место в них занимали действенные хореографич. сцены. Именно в это время в М. начали работать ведущие амер. балетмейстеры (Дж. Баланчин, Х. Хольм, А. Де Милль, Х. Тамирис, Дж. Роббинс). Одновременно появлялось мн. муз. фильмов, способствовавших широкой популярности М. Были пост.: «На пуантах» Роджерса (1933), «Я женился на ангеле», «Дети на руках» (оба — 1937), «Луизианская сделка» — все балетм. Баланчин; «Оклахома!» (1943) и «Карусель» (1945) Роджерса, «Бригадун» (1947) и «Покрась свой фургон» (1951) Лоу — все балетм. Де Милль; «О городке» Бернстайна (1944), «Малютка в миллиард долларов» (1946), «Высокие ботинки на пуговках» (1947), «Смотри, мама, я танцую» (1947) — все балетм. Роббинс; «Целуй меня, Кэт!» Портера (1948, балетм. Хольм); «Анни, возьми своё ружьё» Берлина (1946, балетм. Тамирис) и др. Наибольшего расцвета М. в США достиг в 50-х — нач. 60-х гг. Для бродвейских пост. этого периода характерен общий высокий художеств. и исполнительский уровень. Основой либретто для М. нередко служили произведения классич. и совр. литературы и драматургии (Шекспир, Вольтер, Диккенс, Шоу, Уайлдер и др.). Соответственно расширялся тематич. диапазон М., включавший лирику, социальную сатиру, историч., фольклорные и сказочные сюжеты. Усложнялся и обогащался их муз. язык. Выдвинулись исполнители, сочетавшие талант драматич. актёра, певца и танцовщика. Появление новой плеяды балетмейстеров повысило в М. удельный вес хореографии. Г. Чемпион, М. Кидд, Р. Фосс, Г. Росс создали новый тип драматически насыщенного танца, добились его неразрывного единства с действием. В их пост. развёрнутые хореографич. сцены заняли место, отводившееся ранее вставным танц. номерам. Танец стал одним из важнейших средств раскрытия внутр. мира героев, средством создания определённого настроения, обнажения драматич. коллизий, т. е. стал художественно необходимым. Это особенно ярко проявилось в пост.: Роббинса — «Зовите меня Мадам» Берлина (1950), «Король и я» Роджерса (1951), «Звонят звонки» Стайна (1956), «Вестсайдская история» Бернстайна (1957), «Цыганка» (1959); «Скрипач на крыше» Бока (1964); Фосса — «Игра в пижамы» (1954) и «Проклятые янки» (1955) Эдлера, «Милая Чарити» Коулмена (1966); Хольм — «Моя прекрасная леди» Лоу (1956); Чемпиона — «Прощай, Берди!» Строуза (1960), «Хэлло, Долли!» Хермена (1964); Кидда — «Пареньки и куколки» Лёссера (1951), «Канкан» Портера (1953); Де Милль — «Квамина» (1961).

Читайте также  Индий - Тезка страны чудес

В кон. 50-х гг. появились произведения в жанре М., отличавшиеся высоким уровнем хореографии, в Великобритании («Оливер» Барта, балетм. О. Уайт), Франции, Австрии, ФРГ, Чехословакии. В СССР в 1970-е гг. пост. М.: «Моя прекрасная леди» Лоу (Моск. театр оперетты, балетм. Г. А. Шаховская; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек), «Как сделать карьеру» Лёссера (балетм. С. П. Кузнецов) и «Мой друг Бенбери» Натчинского (балетм. Х. Васмер-Витт) — оба в Ленингр. театре муз. комедии, «В ту ночь. » — монтаж мьюзиклов Бернстайна, Роджерса и Хермена (театр «Эстония», балетм. К. Саареке), «Хэлло, Долли!» Хермена (Свердловский театр муз. комедии, балетм. С. П. Кузнецов), «Целуй меня, Кэт!» Портера (Театр-студия киноактёра, Москва, балетм. Т. Н. Кудашова; Ленингр. театр муз. комедии, балетм. Р. И. Гербек). Пост. также М., созданные сов. композиторами: «Весна в Москве» Богословского (балетм. Д. В. Плоткин), «Нет меня счастливее» Эшпая (балетм. Р. А. Цулукидзе), «Эспаньола, или Лопе де Вега подсказал» Кремера и Николаева (балетм. В. А. Гонсалес) и «Старая комедия» Фельцмана (балетм. Л. Г. Таубэ) — все в Моск. театре оперетты; «Свадьба Кречинского» Колкера (балетм. С. П. Кузнецов и Н. В. Пельцер), «Приключения Тома Сойера» Баневича (балетм. Л. Г. Барышев) — все в Ленингр. театре муз. комедии; «Легенда в музыке» Вальгре и Раудмяэ (балетм. Э. Суве), «Пеппи Длинный чулок» Винтера и Раудмяэ (балетм. Э. Экстон) — оба в театре «Эстония», и др.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

МЮЗИКЛ КАК МУЗЫКАЛЬНО-СЦЕНИЧЕСКИЙ ЖАНР

  • Авторы
  • Файлы работы
  • Сертификаты

Мюзикл, иногда называется музыкальной комедией — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, и большую роль играет хореография. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры, среди которых в первую очередь: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

Данный жанр привлекает своей атмосферой и оригинальностью. Каждый мюзикл рассказывает нам историю, рассказывает это очень необычно, красиво и эффектно, при помощи актерской игры, прекрасный вокальных номеров и зажигательных танцевальных композиций.

Сегодня мюзикл является одним из самых своеобразных жанров, который возник в результате сочетания различных стилей сценического искусства. Длительное время он не признавался как музыкально-театральный жанр и сегодня представляет большой интерес для исследователей. Мюзикл возник в США в конце 19 века. Наибольшую популярность и мировую известность жанру принесли «бродвейские мюзиклы». Особый этап развития мюзикла – постановки английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера, ставшего одной из ключевых фигур современного мюзикла. Французские мюзиклы покоряют мир в конце 20 века и имеют большой успех благодаря вокальным формам и хореографическому стилю.

Характерными особенностями мюзикла являются: равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля, широта жанрового диапазона, стремление к содержательности, глубине мысли и серьезности проблематики. Высокий литературный уровень большинства мюзиклов в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда просто выдающиеся произведения классической и современной литературы. Разнообразие мюзиклов позволяет классифицировать их по многим критериям, с учётом структурных особенностей, содержания, сюжета, музыкального языка, места создания и т.д. Художественные достоинства мюзикла позволяют ему стать достоянием не только какой-то одной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

Актуальность дипломного проекта очевидна, так как он исследует мюзикл, мало изученный музыкальный жанр. Данная тема является важной для организатора социально – культурной деятельности, так как отражает и воплощает вкусы и интересы современного зрителя. Мюзикл в последнее время занял одну из лидирующих позиций в современной культуре. Он становиться все более востребованным, что порождает широкий интерес к жанру. Мюзиклы – являются одним из самых востребованных жанров в современном театре и кинематографе. Многим людям данный жанр интересен, по той причине, что он сочетает в себе множество жанров, а также имеет некую яркость, а это, то, что очень любит современный зритель – шоу.

В результате изучения теоретических источников были сделаны выводы о том, что мюзикл возник в США в конце 19 века, мировую известность жанру принесли бродвейские и уэст-эндские постановки.

Французские мюзиклы покоряют мир в конце 20 века и имеют большой успех благодаря вокальным формам и хореографическому стилю. Характерными особенностями мюзикла являются: многоликость, широта жанрового диапазона, стремление к содержательности, высокий литературный уровень. На сегодняшний день учащиеся знакомы с мюзиклами, но недостаточно осведомлены о том, какова их история и в чём состоят особенности. Мы предполагаем, что работа является своевременной и восполняет недостаток знаний учащихся по данному аспекту. Учитывая то, что большинству респондентов тема исследования кажется интересной, для них будет полезно детально познакомиться с продуктами работы, ведь мюзикл является уникальным жанром мировой музыкальной культуры.

. Формой проведения мероприятия для практической интерпретации данной дипломной работы был выбран тематический вечер.

Работу была поделена на три блока: первый – введение в тему, «бродвейские» мюзиклы (за основу были взяты «Оклахома!», «Кошки», «Чикаго», «Призрак оперы»). Второй – мюзиклы Франции («Отверженные», «Ромео и Джульетта», «Нотр Дам Де Пари», «Клеопатра: Последняя царица Египта»). И финальный блок – мюзиклы в кино, мультипликации и современном мире (фильм «Кабаре», сериал «Хор»).

МЮЗИКЛ

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми. Мюзикл — постановочный жанр, работа над каждым проектом начинается с написания пьесы. Постановка пьесы осуществляется режиссером-постановщиком. В постановке также могут участвовать балетмейстеры, специалисты по пению. Мюзикл — один их наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров. При постановке мюзиклов часто используются массовые сцены с пением и танцами, нередко применяются различные спец. эффекты. По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактовый спектакль.

Смотреть что такое МЮЗИКЛ в других словарях:

МЮЗИКЛ

МЮЗИКЛ, -а, м. Музыкальное представление, фильм, сочетающие в себеэлементы эстрады, оперетты и балета.

МЮЗИКЛ

мюзикл м. Музыкально-сценическое произведение, обычно развлекательного характера, построенное на использовании элементов оперетты, балета, оперы и эстрады.

МЮЗИКЛ

МЮЗИКЛ

мюзикл музыкальный фильм, представление Словарь русских синонимов. мюзикл сущ., кол-во синонимов: 6 • джатра (2) • киномюзикл (1) • поп-мюзикл (1) • представление (65) • телемюзикл (1) • фильм (86) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: джатра, киномюзикл, поп-мюзикл, представление, фильм. смотреть

МЮЗИКЛ

(от англ. musical comedy, musical play — муз. комедия, муз. пьеса) — музыкально-театральный жанр. Зародился в 20-е гг. 20 в. на Бродвее, явился символом новой театр. эстетики и нового театр. менеджмента (в годы «великой депрессии», тотального наступления кино и радио муз. т-р вынужден был жить в условиях жесткой конкуренции). Первым образцом М. принято считать пьесу «Show Boat» (1927) Оскара Хаммерстайна и Джерома Керна по одноименному роману Эдны Ферберс, в к-рой впервые отчетливо обозначились типологич. черты жанра: единство лит-ры и музыки (стихов и пения), сценич. движения и оформления. М. как жанр впитал в себя нек-рые черты оперетты, эстрадных шоу, варьете с особым ощущением сценич. времени и темпо-ритма, броскости материала и т. п. В 1930-е гг. развитие М. связано с именами Д. Гершвина («Тебе я пою», 1931, отмечен Пулитцеровской премией), Г. Роума («Булавки и иголки», выдержал 1108 представлений), К. Портера, К. Вайля, Р. Роджерса и Л. Харта: «Американская милашка», 1931; «На цыпочках», 1936; «Парни из Сиракуз», 1938, либретто Дж. Эббота, хореография Дж. Баланчина, по шекспировской «Комедии ошибок». Здесь было положено начало традиции использования сюжетов «высокой» лит-ры, что особенно заметно становится в «золотой период» развития М. в 1940-50-е гг. Обращение к «чертам вечности» (А. Керр) ощутимо в М. «Оклахома!» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна (1943, по народной пьесе), «Целуй меня, Кэт» К. Портера (1948, оригин. либретто Б. и С. Спевак по «Укрощении. строптивой» Шекспира), «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А. Дж. Лернера (1956, по пьесе Б. Шоу «Пигмалион»), «Вестсайдская история» Л. Бернстайна (1957, с аллюзиями из «Ромео и Джульетты» У. Шекспира). Известны случаи адаптации в М. «высокой» музыки — Э. Грига в «Песни о Норвегии» (1943) в обработке Р. Райта и Дж. Фореста. Ими же сделана обработка музыки А. П. Бородина для М. «Кисмет» (1953, по пьесе Э. Кноблока) и И. Штрауса («Большой вальс», 1970).

Читайте также  Виды современного искусства

В 1960-е гг. создается ряд популярнейших М.: «Скрипач на крыше» Дж. Стайна (1964, по рассказам Шолом-Алейхема), «Хелло, Долли» Дж. Германа (1964), «Человек из Ламанчи» М. Лея и Д. Вассермана (1965, по «Дон Кихоту» Сервантеса), «Кабаре» Дж. Кэндера и Ф. Эбба (1966), «Аплодисменты» («Все о Еве») Ч. Строуза и Л. Адамса (в сезоне 1969/70 удостоен премии «Тони» — бродвейского аналога премии «Оскар» в Голливуде; за роль в этом спектакле певица Б. Стрейзанд получила звание «лучшей актрисы десятилетия»).

В отличие от европейских стран, где М. развивался под сильным влиянием американской традиции жанра, в СССР и России жанр М. в значит. степени испытал воздействие отеч. традиций — водевиля 19 в., оперетты и песни (Н. Стрельников, И. Дунаевский) и представлен именами А. Петрова («Мы хотим танцевать»), Г. Гладкова («Дульсинея Тобосская», «Бременские музыканты»), А. Колкера («Овод», «Труффальдино», трилогия по Сухово-Кобылину «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»), М. Дунаевского «Три мушкетера»), Е. Птичкина («Дилижанс из Руана»), А. Журбина («Мымра», «Агент 00»), В. Дашкевича («Белоснежка», «Пеппи Длинныйчулок»), В. Плешака («Валенсианская вдова»), А. Сойникова («Сирано де Бержерак») и др.

Лит.: Кудинова Т. Н. От водевиля до мюзикла. М., 1982.

Значение слова «мюзикл». Мюзикл — это что такое?

Мюзикл — это один из жанров музыкально-сценического искусства. Он представляет собой смесь музыки, песен, танцев и драмы.

Мюзикл как музыкальный жанр

Зародился этот жанр на основе оперетты, водевиля, бурлеска и комической оперы. Долгое время его не признавали отдельным видом театрального искусства. Мюзикл — это коммерческий жанр, поскольку он зрелищный, яркий, сложный в постановочном плане, с дорогими костюмами и спецэффектами.

Чем же отличается, к примеру, от оперы мюзикл? Опера предъявляет к вокальным данным артистов более высокие требования. Но в мюзикле артистам необходимо не только петь, но и танцевать. В опере же поющие актёры не танцуют. К тому же в мюзикле используются различные вокальные и танцевальные жанры – эстрадные, народные, джаз, рок и так далее. Манера пения отличается от оперной.

История зарождения

Мюзикл зародился в Америке и представлял собой синтез шоу в варьете, французского романтического балета, драматических интерлюдий, комедийных номеров, мелодрамы и так далее. Сентябрь 1866 года считается временем зарождения жанра. Самой первой мюзикловой постановкой стал «Чёрный посох». Изначально этот вид театрального искусства считался музыкальной комедией, поскольку это были развлекательные представления, где содержанию не придавалось большого значения. Сегодня большинство мюзиклов имеет драматический сюжет и литературную основу.

Бродвей

Талантливейшие люди (продюсеры, композиторы) способствовали развитию в Америке в 20-30 годы 20 века такого жанра, как мюзикл. Это такие личности, как Р.Фримль, Дж. Гершвин, Р. Роджерс, О. Хаммерстайн, Л. Бернстайн и другие. Многие из них были эмигрантами, уехавшими из России в годы революции. В этот период американский мюзикл претерпел большие изменения – либретто стало более сложным, музыка приобрела джазовую окраску, вокальное мастерство актёров повысилось.

Самые знаменитые бродвейские постановки того времени:

  • «Я пою о тебе» Дж. Гершвина;
  • «Оклахома» Р. Роджерса и О. Хамместайна;
  • «Звуки музыки» Р. Роджерса и О. Хаммерстайна;
  • «Вестсайдская история» Л. Бернстайна;
  • «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта;
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу.

Самыми знаменитыми театрами в мире, где осуществляются постановки мюзиклов, являются бродвейские. Бродвей – это улица в Нью-Йорке, на которой располагается около 40 театров (количество постоянно меняется). Бродвейские постановки самые знаменитые и успешные в мире.

Что же представляют собой бродвейские театры? Они отличаются от того, к чему привыкла Европа. Это коммерческие театры, они не имеют постоянных актёров и постановщиков, это просто здания со зрительным залом. Помещения сдают в аренду антрепренёру, который организует постановку. Под каждый конкретный спектакль посредством кастинга подбираются актёры. Спектакли идут ежедневно и до тех пор, пока они успешны и приносят прибыль. Когда успех и заработки уменьшаются, проект закрывают и труппу распускают.

Некоторые мюзиклы живут на Бродвее несколько десятилетий.

Европейские мюзиклы

Первые мюзиклы появились в Европе в середине 50-х годов 20 века. Всё началось с постановки «Целуй меня, Кэт!» К. Портера. Хотя в тот период для европейской публики мюзиклы ещё не были жанром, который был бы способен соперничать по популярности с оперой и опереттой. Большую популярность он приобрёл несколько позже.

Первый в Европе опередивший по популярности оперу и оперетту мюзикл – это «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А. Дж. Лернера. В начале 70-х годов количество мюзикловых постановок увеличилось, и сейчас это самый популярный жанр в Европе. Европейские постановки существенно отличаются от американских – музыкой, содержанием, манерой исполнения и процессом подготовки спектакля.

С 70-х годов началась эпоха Э. Л. Уэббера, творения которого уже несколько десятков лет не сходят со сцены, являются самыми кассовыми и долгоиграющими в мире.

С конца 80-х годов 20 века на сцене начали появляться и завоёвывать популярность французские и австрийские мюзиклы.

Самые известные в мире мюзиклы на сегодняшний день

  • мюзикл «Призрак Оперы» Э. Л. Уэббера;
  • «Кошки» Э. Л. Уэббера;
  • «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера;
  • «Отверженные» К.М. Шонберг, А.Бублиль;
  • «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и А.Лернер;
  • «Звуки музыки» Р. Роджерс и О.Хаммерстайн;
  • «Кабаре» Дж. Канцер, Ф. Эбб, Дж. Мастерофф;
  • «Нотр-Дам де Пари» Р.Коччианте и Л. Пламондона;
  • «Мамма мия» Б.Андерсон и Б.Ульвеус;
  • «Ребекка» М. Кунце и С. Левай.

Телемюзиклы

Очень популярен сейчас среди молодёжи музыкальный телефильм «Классный мюзикл». Он представляет собой трилогию, первая часть которой вышла в 2006 году в Америке. В Россию «Классный мюзикл» пришёл в 2008 году. В основе сюжета история о молодых людях, которые грезят о сцене. Начинается «Классный мюзикл» с того, что главные герои знакомятся друг с другом на вечеринке. Потом оказывается, что они учатся в одной школе и мечтают принять участие в школьном музыкальном спектакле. В 2007 году вышел «Классный мюзикл–2» – продолжение первой части. Здесь в основе сюжета лежат интересные каникулы всё тех же друзей. А ещё через год вышел «Классный мюзикл-3». В третьей части сюжет разворачивается вокруг школьного выпускного. В телефильм «Классный мюзикл» входит 9 музыкальных номеров. В нашей стране в этой картине дублированными были не только диалоги, как это делается обычно, но и песни были спеты нашими артистами на русском языке. «Классный мюзикл» является рекордсменом Книги Гиннесса. Он стал самым первым телефильмом, все музыкальные композиции которого одновременно попали в сотню самых популярных.

В нашей стране популярны мюзиклы новогодние. Телевидение каждый год создаёт своим зрителям в подарок такие телеспектакли. Мюзиклы новогодние делятся на 2 вида. Для одних были специально созданы песни современными композиторами и поэтами. Мюзиклы новогодние второго типа – это такие, где используются старые, но до сих пор не теряющие популярности музыкальные композиции. В них изменяется текст под выбранный сюжет.

Мюзиклы новогодние, созданные современными авторами:

  • «Золушка»;
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
  • «Сорочинская ярмарка»;
  • «За двумя зайцами».

Все роли исполняют российские и украинские знаменитые певцы и актёры.

Мюзиклы новогодние, в которых использованы старые песни:

  • «Морозко»;
  • «Старые песни о главном»;
  • «Золотой ключик».

Телемюзикл «Старые песни о главном» включает в себя цикл из 4 фильмов. Главные каналы, которые создают мюзиклы новогодние, – это «Первый» и «Россия».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: