Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура - OXFORDST.RU

Министерство юстиции России задачи, функции, полномочия, структура

Общая информация

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики (государственное управление) и нормативно-правовое регулирование в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Деятельность

Правовые основы деятельности

  • Положение о Министерстве
  • Регламент Министерства
  • Положение о Главном управлении Министерства по субъекту (субъектам) Российской Федерации
  • Положение об Управлении Министерства по субъекту (субъектам) Российской Федерации

Информационные и аналитические материалы

  • Планы деятельности Министерства юстиции Российской Федерации
  • Доклады об основных итогах деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, доклады по мониторингу правоприменения
  • Прочее

Открытое министерство

  • Планы, перечни и приказы
  • Новости и объявления
  • Рекомендации
  • Выступления руководства
  • Открытые данные​
  • Комментарии и разъяснения

Историческая справка

Министерство юстиции России было учреждено 8 сентября 1802 года Манифестом Александра I «Об учреждении министерств». Этим же документом в составе Правительства предусматривалась должность министра юстиции, и он одновременно являлся генерал-прокурором Российской империи.

На Министерство юстиции были возложены функции подготовки законодательных актов, а также управления деятельностью судов и прокуратуры. Оно занималось вопросами назначения, перемещения, увольнения чинов судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществляло надзор за их работой.

Первым министром юстиции — генерал-прокурором Российской империи был утвержден выдающийся русский поэт и государственный деятель Гавриил Романович Державин.

Осуществляя управление всей системой юстиции, Министерство с первых дней своего образования большое значение придавало совершенствованию законодательства. Под руководством известного государственного деятеля М. М. Сперанского была проведена кодификация законодательства: издано 56 томов Полного собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов.

В 1828 году М. М. Сперанский представил Императору предложения о необходимости кадрового укрепления судов судьями и правоведами, причем их подготовка требовала непосредственного участия Министерства юстиции.

После проведенной в 1864 году в России судебной реформы, в подготовке и проведении которой Минюст принимал деятельное участие, полномочия Министерства юстиции заметно расширились. На всех этапах прохождения судебной реформы роль Министерства юстиции была значительной, а то и определяющей. Министерство юстиции осуществляло руководство судебными органами, управление межевой и тюремной частями, нотариатом. Заведуя личным составом суда и прокуратуры, оно получило право назначения и увольнения следователей по важнейшим делам в окружных судах, а также городских судей и членов уездных окружных судов. Министерство ввело институты мировых судей и присяжных заседателей, напрямую руководило деятельностью прокуратуры и осуществляло управление местами лишения свободы. Министерство обладало достаточными полномочиями по формированию и проведению в жизнь правовой политики государства.

По представлению Министерства юстиции Законом от 16 июня 1884 года было усилено наказание за служебные растраты и хищения, в том числе для лиц привилегированных сословий. По ходатайству Министерства юстиции 26 мая 1881 года было отменено публичное исполнение смертной казни. В области гражданского права 19 мая 1881 года Министерством юстиции были составлены Правила о порядке укрепления прав на недвижимое имущество.

Все законодательные предложения представлялись на заключение Министерства юстиции до внесения их на рассмотрение Государственного совета, а с 1881 года законопроекты других ведомств стали поступать на заключение Министерства юстиции не только для их оценки с юридической стороны, но и для согласования с существующими законами.

Законотворчество Министерства юстиции конца 19 века — начала 20 века характеризуется особым вниманием к правам личности.
В 1897 году разработан проект закона об изменении порядка возбуждения вопросов об ответственности губернаторов; в 1903 году — проект закона об условном осуждении, что являлось совершенно новым и весьма демократичным институтом для России; в том же году Министерством юстиции был разработан дисциплинарный устав, регламентирующий наказание за служебные проступки; в 1904 году разрабатывается проект закона о некоторых изменениях в наказуемости и порядке преследования государственных преступлений. В том же году Министерством юстиции утверждены Правила о порядке содержания в тюрьмах гражданского ведомства политических арестантов.
С середины 19 века министры юстиции активно занимались международной деятельностью: председательствовали в Международном трибунале, были членами постоянной Международной палаты Третейского суда в Гааге. Задачей Министерства юстиции было информировать министров об утверждении уставов вновь созданных организаций и обществ, а сам министр обязан был еженедельно представлять Императору личные или письменные доклады о состоянии порученных дел.

13 декабря 1895 года из ведения Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции было передано Главное тюремное управление, что объяснялось «…целью сближения тюремного дела в его законодательной постановке и практическом осуществлении с интересами правосудия».

После Октябрьской революции 1917 года Министерство юстиции было преобразовано в Народный комиссариат юстиции. Практическое претворение в жизнь Декрета № 1 «О суде» потребовало от органов юстиции усилий, связанных с формированием судов и подбором для них кадров. Заметное место в деятельности комиссариата юстиции занимало создание нового законодательства. Принятым 30 января 1928 года постановлением ВЦИК и СНК наркому юстиции были непосредственно подчинены в качестве заместителей прокурор и председатель Верховного Суда республики. Согласно Положению о Народном комиссариате юстиции, утвержденному 26 ноября 1929 года, Верховный Суд входил в состав аппарата Наркомюста.

Впоследствии полномочия Наркомата юстиции претерпели радикальные изменения — в 1936 году прокуратура была выделена в самостоятельное ведомство.

С 1936 года на Наркомат юстиции СССР была возложена задача систематизации и подготовки материалов по кодификации законодательства и до 1946 года законотворческая деятельность шла по трем основным направлениям: подготовка общесоюзных кодексов (Уголовного, Гражданского, Уголовно-процессуального, Гражданско-процессуального, Основ трудового законодательства и Основ законодательства о браке и семье); подготовка Хронологического собрания законов, указов и постановлений Правительства СССР и Систематического собрания законов; справочная работа по законодательству.

В системе Министерства юстиции СССР создаются научно-исследовательские криминалистические лаборатории и Всесоюзный институт юридических наук. Примечательно, что именно по инициативе Минюста РСФСР в 1957 году (впервые в российском праве) в текст УПК РСФСР было включено понятие «презумпция невиновности».

По положению о Наркомате юстиции СССР от 8 декабря 1936 года Наркомюст и его местные органы получили право давать судам указания о правильности и единообразии применения судебной практики. Такие взаимоотношения органов юстиции и судов подвергались критике и послужили одним из поводов упразднения Министерства юстиции СССР в 1963 году.

Поскольку излишняя радикальность и отчасти ошибочность такого решения была очевидна и подтверждена временем, 30 августа 1970 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ, положивший начало воссозданию органов юстиции. Учитывая острую потребность в высококвалифицированных кадрах для воссозданного ведомства, в этот же день Президиумом Верховного Совета СССР издал Указ о создании в структуре Минюста Всероссийского института усовершенствования работников юстиции.

После распада Советского Союза Министерство юстиции обновило функции и ныне находится на пути дальнейшего укрепления и развития.
Возрождение сильной государственной власти потребовало обеспечения единого правового пространства, упрочения верховенства закона, реального разделения властей, гарантий прав и законных интересов граждан, равной ответственности государства и гражданина.
Современный этап реформ в России характеризуется совершенствованием и укреплением правового государства, созданием и развитием демократических институтов общества. Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 года № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.

В ведении Министерства юстиции в настоящее время находятся Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная служба судебных приставов.

Кроме этого, в структуру Минюста России входит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

На всех этапах развития Российского государства Минюст России выполняет свое главное предназначение — способствовать формированию и упрочению в России основ правового государства.

Читайте также  Наркомания и токсикомания

Фильмы о Минюсте

Технологии справедливости

Министерство юстиции Российской Федерации: функции и полномочия

Минюст России в системе правоохранительных органов находится на особом месте. Президент России своим указом в 2004 году утвердил Положение о Минюсте России, где основной целью данного органа определено формирование и реализация государственной политики в сфере юстиции. В отличие от деятельности в советский период исключительных полномочий на данном этапе Минюст не имеет.

Согласно Положению (п.1) функции Министерства юстиции России заключаются в следующем:

  • выработка и реализация государственной политики в сфере юстиции;
  • нормативно-правовое регулирование в отдельных областях.

Замечание 1

Минюст осуществляет контроль в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации и контроля НКО, в том числе отделений организаций международного уровня и зарубежных некоммерческих неправительственных организаций, в сфере адвокатской и нотариальной деятельности, ЗАГСа, порядка деятельности судов и исполнения судебных актов, оказания юридической помощи на бесплатной основе, правового просвещения населения, политических партий и религиозных организаций.

Руководит деятельностью Минюста глава государства, Министр юстиции напрямую подчиняется Президенту.

Организационная система Минюста России

Органы юстиции построены по-иному, чем судебные органы или органы прокуратуры. Минюст включает службы: Федеральную службу исполнения наказаний России и Федеральную службу судебных приставов России, выстроенные по системе из трех звеньев. В тоже время сами органы юстиции образуют трехзвенную систему. Первым звеном является Центральный аппарат Минюста России, включающий в себя Министра, 7 заместителей, 12 департаментов, около 70 отделов, сюда же входит аппарат уполномоченного РФ при ЕСПЧ. Вторым звеном являются субъектные территориальные управления юстиции. Третьим звеном являются местные учреждения, которые подчинены территориальным управлениям. Эта группа неоднородна и включает в себя разные учреждения: Государственную регистрационную палату, НЦПИ и пр. Некоторые учреждения имеют двойное подчинение. ЗАГС действует при муниципалитетах, но в то же время он подчинен территориальным управлениям.

Федеральный орган Министерство юстиции, функции которого нашли отражение в главном документе Положении о Министерстве юстиции, занимается вопросами в области юстиции. Следует отметить, что функции не закреплены в нормативно-правовом плане. В Положении говорится о задачах, полномочиях и правах данного органа.

Задачи органов юстиции

  1. Разработка общих стратегических направлений гос. политики в сфере юстиции.
  2. Издание нормативно-правовых документов в сфере юстиции.
  3. Защита прав и свобод граждан в пределах своих полномочий.
  4. Деятельность Уполномоченного РФ при ЕСПЧ.
  5. Государственная регистрация НКО.
  6. Контроль и надзор за адвокатской и нотариальной деятельностью

Полномочия Министерства юстиции РФ очень широки, на сегодняшний день их около 100. Они классифицируются и систематизируются в соответствии с основными направлениями деятельности.

Функции Минюста России

При анализе полномочий Минюста можно выделить следующие функции:

  • анализа;
  • исполнения судебных решений;
  • контроля;
  • международного взаимодействия;
  • науки и образования;
  • нормотворчества;
  • обеспечения;
  • регистрации;
  • экспертной оценки.

Аналитическая функция заключается в осуществлении Минюстом мониторинговых мероприятий по применению права с точки зрения реализации решений Конституционного суда РФ и постановлений ЕСПЧ, где требуется принять, изменить или отменить НПА РФ. Орган юстиции также осуществляет мониторинговые мероприятия по применению НПА субъектов РФ.

Минюст обобщает имеющуюся практику применения законов, анализирует ее, делает выводы о реализации гос. политики в сфере юстиции, разрабатывает меры по улучшению своей деятельности.

Минюст обобщает практическую деятельность федеральных министерств в области подготовки проектов законов и обеспечивает методическую составляющую их подготовки.

Функцию исполнения судебных решений можно назвать одной из основных. Справедливое судебное разбирательство по заключению ЕСПЧ вбирает в себя не только судебную деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении споров правового порядка, но и деятельность до и после суда. Этим ЕСПЧ подчеркивает, что ценность вынесения правильного решения суда зависит от его исполнения. Минюст осуществляет данную функцию в двух направлениях: исполнение наказаний по уголовным делам и исполнение других решений судов и иных гос. органов. О важности и значимости этого направления деятельности говорит существование в рамках Минюста России двух служб федерального уровня.

ФСИН находится в ведомстве Минюста России, занимается осуществлением функций правоприменения, контролирующих и надзорных функций.

Функции реализуются в отношении осужденных, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений лиц, подсудимых, находящихся под стражей. Орган обеспечивает их охрану и сопровождение под конвоем , контролирует поведение осужденных на условный срок и осужденных,с отсрочкой отбывания наказания, предоставленной судом..

ФСИН создана для исполнения наказаний и для содержания под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных. В подчинение службы входят все места лишения свободы России.

ФССП обеспечивает порядок по которому выстроена деятельность судов, осуществляет исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, осуществляет функцию правоприменения, контролирующую и надзорную функции в установленной сфере деятельности.

Функция международного взаимодействия включает в себя сотрудничество с иностранными государствами в области юстиции от имени Российской Федерации. Минюст получает запросы о правовой помощи по различного рода делам. Занимается исполнением этих запросов, либо перенаправляет их в компетентные органы. Он также направляет соответствующие запросы в иностранные государства. Минюст России обладает исключительными полномочиями, он проставляет апостиль на бумагах официального характера, которые предназначены для вывоза за рубеж, удостоверяет подпись нотариуса и подлинность его печати, если бумаги легализуются для предоставления в компетентные органы иностранных государств и т.п.

Именно эта функция делает возможным представление интересов РФ в ЕСПЧ. Заместитель Министра юстиции является Уполномоченным РФ при ЕСПЧ, при нем существует Аппарат Уполномоченного, занимающийся правовым и организационно-техническим обеспечением в ЕСПЧ и в российском правовом поле.

Функция контроля носит разноплановый характер. Условно контролирующие полномочия Минюста можно разделить на несколько блоков: осуществление общего контроля, контроля в области регистрации и деятельности НКО, контроля за соблюдением законов адвокатским сообществом, контроля за исполнением своих обязанностей нотариусами, контроля в области деятельности ЗАГС, контроля за обеспечением правовой помощи на бесплатной основе.

Функция экспертной оценки реализуется Минюстом в следующих мероприятиях:

  • проведения правовой экспертизы проектов НПА, которые вносятся на рассмотрение главы государства и Правительства РФ федеральными органами, органами субъектов РФ на предмет их соответствия конституционным нормам и законам;
  • проведения антикоррупционной экспертизы проектов федеральных законов, указов Президента РФ и проектов постановлений Правительства РФ при проведении их правовой экспертизы;
  • упорядочения экспертизы, касающейся вопросов религии;
  • руководство деятельностью судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Функция регистрации заключается в гос. регистрации НПА федеральных органов исполнительной власти, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан, устанавливающих правовую форму организаций, ведение гос. реестра НПА. Функция осуществляется путем регистрации НКО, государственной регистрации уставов муниципалитетов, гос. регистрации актов гражданского состояния.

В реестры вносятся НКО, политические партии, организации религиозного направления, национально-культурные автономии. Существует перечень независимых экспертов, перечень нотариусов и нотариальных контор, адвокатов.

Функция нормотворчества также реализуется по нескольким направлениям: систематизация законодательства РФ и подготовка Свода законов, подготовка законопроектов для Президента и Правительства РФ.

Органы юстиции: задачи, основные направления деятельности

Министерством юстиции называются ведомства, отвечающие за разработку и осуществление законного регулирования, касаемо исполнения уголовных наказаний, оформления документов различных структур, обеспечивающие соблюдение порядка работы судов и реализации судебных решений, проверку прохождения регистрационных этапов для организаций.

Что такое органы юстиции Российской Федерации?

Это одна из важнейших структур, принимающих участие в организации нормативно-правового регулирования в стране. Функции данного подразделения власти достаточно широки. Органы юстиции являются правоохранительной системой, обеспечивающей исполнение судебных решений и имеющей большое значение в создании надлежащих предпосылок для функционирования множества государственных структур. Они тождественны судебным органам и применяют предписанные законом санкции относительно противоправных действий юридических или физических лиц.

История возникновения органов юстиции

Министерство юстиции образовано 8.09.1802 г. на базе верховного апелляционного суда Российской империи (криминальные и общественные дела). В том же году впервые был введен пост министра юстиции, который давал право действовать на основании предписаний генерал-прокурора. Окончательно органы юстиции завершили процесс формирования в 1811 г.

Образование департамента данного ведомства произошло в 1803 году. В это же время подразделение получило право на составление законопроектов и делало это вплоть до создания Госсовета. Далее органы юстиции вели проверку деятельности всех судов в Российской Империи, кроме военно-морских и церковных.

Министр юстиции выполнял полномочия генерал-прокурора Главного сената. В процессе Верховного суда он выступал в роли прокурора, а с 1864 г. функции министра пополнились обязанностями Главы прокуратуры. Помимо этого, чиновник занимался смещением, установлением и изменением должностей в органах суда.

Читайте также  Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие

К 1870 году Правительством Российской империи было принято решение передать юстиции соблюдение земельного порядка и надзора.

Функционирование Минюста

Функции органов юстиции России включают в себя:

  • проверку современных законопроектов на отсутствие противоречий Конституции и уже имеющихся ранее принятых законов;
  • трактовку нормативно-правовой документации, с юридической точки зрения;
  • учет и узаконивание общественных ведомств и формирований;
  • произведение контроля за нотариатом;
  • контролирование судов, прокуратуры;
  • улучшение правовых знаний граждан страны.

Состав Минюста

Система органов юстиции – это структурированный строй правительственных учреждений власти России, которые проводят регулирование работы исполнительного порядка и выполняют контроль во всех направлениях, подчиненных юстиции.

В данную структуру входят:

  • Министерство юстиции РФ;
  • Федеральная регистрационная служба.
  • ФСИН;
  • УФССП;
  • территориальные органы юстиции.

Все эти ведомства выполняют предписанные им поручения и распоряжения со стороны правительства во взаимодействии друг с другом.

Главные задачи Минюста

Задачи органов юстиции:

  • осуществление политики страны в пределах деятельности юстиции;
  • проверка соблюдения прав человека и державы в целом;
  • осуществление защиты прав интеллектуальной собственности;
  • надзор за функционированием судебных ведомств;
  • проверка исполнения установленных судом решений и актов;
  • наблюдение за выполнением уголовных наказаний.

Контроль за работой Минюста производит президент России.

Какие права входят в сферу деятельности Министерства юстиции?

Полномочия органов юстиции:

  • осведомление президента и правительства России о созданных законопроектах;
  • разработка графика функционирования органов юстиции и прогнозирование ее результатов, включая деятельность подструктур и государственных структур, имеющихся в подчинении;
  • соблюдение и исполнение Конституции, законов, международных соглашений России в областях, контролируемых органами юстиции;
  • введение правовых актов относительно работы всех органов власти, находящихся в подчинении;
  • разработка мероприятий по улучшению показателей работы Минюста;
  • выполнение юридической экспертизы законов;
  • учет государственных документов, разъясняющих права, свободы и обязанности граждан РФ;
  • выполнение юридического аудита правовых актов всех регионов РФ на согласованность с ФЗ и Конституцией;
  • ведение учета всей правовой документации регионов России;
  • утверждение форм регистрационных реестров функционирования нотариального аппарата;
  • определение порядка создания и управления реестрами, регулирует ведение данных документов региональными юристами;
  • контролирование работы судебно-экспертных учреждений Минюста;
  • подведение итогов деятельности и результатов функционирования, создание способов по их усовершенствованию;
  • контролирование соответствия заключений ведомств, подчиненных органам юстиции, законам Российского государства;
  • организация и проведение проверок территориальными органами юстиции;
  • выполнение прочих предписаний в установленной форме.

Полномочия Министра юстиции

Главой органов Минюста является министр юстиции Российской Федерации, которого назначает президент РФ (он же назначает заместителей). Глава юстиции непосредственно несет ответственность за выполнение всех полученных поручений, а также реализацию политики государства.

К его полномочиям относятся:

  • распределение обязанностей между заместителями министров, разделение полномочий среди чиновников;
  • утверждение положений о функциональных филиалах Министерства;
  • утверждение ежегодного графика работы и прогнозируемых показателей функционирования государственных структур, составление отчетов об их работе;
  • внесение на рассмотрение администрации президента РФ и демонстрация непосредственно главе государства проектов положений о подчиненных структурах, об их регламенте, возможной численности и об оплате труда рабочих этой сферы;
  • утверждение списка филиалов главного управления Министерства Российской Федерации, его региональных ведомств и учреждений;
  • утверждение на должность и освобождение от нее должностных лиц главного управления, если это не противоречит ФЗ;
  • внесение в Госдуму проектов концепции о подчиненных ведомству государственных органах;
  • отмена противоречащих Конституции РФ и законодательству нормативов правовой документации;
  • осуществление планирования функционирования юстиции;
  • издательство новых правовых актов, включая документы, разработанные коллегиально с руководством иных федеральных структур;
  • присвоение работникам ФСИН первых специальных званий за службу;
  • образование научных, экспертных и консультационных ведомств;
  • прочие полномочия, установленные для министра вышестоящим начальством.

Федеральная служба исполнения наказаний

На основании Указа Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1314, ФСИН представляет собой национальную госструктуру исполнительных органов власти, выполняющих правоохранительные действия, контроль за следованием предусмотренного порядка при выполнении уголовного взыскания. Что касается осужденных, данная служба производит ряд мер по содержанию задержанных, которые находятся под охраной, и проверяет деятельность обвиняемых.

Задачи Федеральной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Российской федерации:

  • выполнение согласно законодательству РФ уголовного взыскания и арест людей, которых подозревают или обвиняют в участии противозаконных действий;
  • мониторинг действий осужденных, получивших условное наказание;
  • защита прав и свобод находящихся под арестом обвиняемых;
  • соблюдение порядка в организациях, где происходит заключение осужденных, в СИЗО; контроль за безопасностью как самих заключенных под стражу, так и работников этой сферы деятельности;
  • транспортировка обвиняемых до необходимого места пребывания;
  • выполнение всех необходимых условий для содержания заключенных, согласно правилам международных прав и ФЗ России;
  • помощь осужденным для социальной адаптации;
  • регулирование деятельности территориальных центров ФСИН Российской Федерации и подведомственных учреждений.

Основные полномочия ФСИН Российской Федерации:

  • обеспечение порядка и соблюдения законодательства РФ в СИЗО и местах лишения свободы;
  • транспортировка осужденных к местам, где они будут пребывать все время, назначенное для них судом;
  • подготовка документов, которые нужны для того, чтобы подать прошение о пересмотре дела, и выполнение юридической экспертизы;
  • взаимодействие со всеми территориальными учреждениями ФСИН в стране, контролирование их работы;
  • создание, ликвидация и дифференциация структур, исполняющих предписанные уголовные наказания.

Нотариат как структура

Минюст Российской Федерации занимается структурированием, контролем и регулированием многих сфер народной деятельности, включая и нотариальную.

Нотариат – госструктура, выполняющая функции сохранности прав и потребностей граждан и юридических организаций РФ.

Нотариальные органы юстиции удостоверяют сделки, которые, согласно установленному законодательству, обязательно должны иметь нотариальную форму (завещание, доверенность). А также выдают свидетельство о праве государственной регистрации собственности, заверяют копии документов, подписей и переводов.

Кто такие нотариусы?

Вышеуказанной деятельностью в нашей стране занимаются нотариусы. Местом их работы являются нотариальные органы юстиции.

В процессе своей деятельности нотариус должен быть неподкупным и справедливым, руководствоваться исключительно законами Российской Федерации, Конституцией и иными правовыми актами.

Он должен уведомлять обратившихся клиентов о последующем исходе в процессе нотариальной работы. Нотариусу предписано сохранять втайне информацию, известную ему вследствие исполнения своих должностных обязанностей. Он вынужден отказывать в сотрудничестве лицам, если таковое противоречит законодательству. Индивидуально практикующий нотариус возлагает на себя личную ответственность, если его действия привели к причинению ущерба.

Нотариальная палата – что это?

Общественная организация, которая включает в себя специалистов, имеющих членство в коллегии нотариусов и практикующих индивидуально, называется нотариальная палата.

Нотариальная палата считается юридической структурой, которая основывается на самоуправлении. Она представляет и защищает интересы членов своей организации, оказывая им помощь в успешном продвижении частных дел, стажирует людей, желающих стать нотариусами, проводит повышение квалификации и многое другое. Члены палаты платят взнос для её финансовой поддержки и функционирования и передают сведения о своих нотариальных процессах.

Судебная экспертиза

Судебная экспертиза — это процедура, основанная на законодательстве Российской Федерации и включающая в себя ряд исследований и составление заключений экспертом по тем задачам, которые были поставлены перед назначением экспертизы.

В неразрешимых ситуациях, когда нужна помощь профессионала и присутствуют сомнения относительно тех или иных судебных дел, человек обращается в центр судебной экспертизы. Подобных организаций очень много в России.

Центр судебной экспертизы выполняет свою службу согласно законодательству Российской Федерации. Кроме того, ведомство руководствуется Федеральным Законом № 73 и Инструкцией по организации работы судебных экспертиз в государственных экспертных ведомствах системы Минюста.

Таким образом, органы юстиции РФ исполняют колоссальный перечень поручений, которые они должны реализовать в различных областях деятельности соответственно законодательству и Конституции РФ при помощи территориальных филиалов.

Министерство юстиции — это. Понятие, структура, функции и полномочия

Область права — это одна из самых известных тем. Очень часто у нас любят обсуждать различные ограничения, проблемы и конфликты. А вот институтам, что следят за выражением прав, как правило, внимание уделяется не очень существенное. Одним из таких является министерство юстиции. Это один из самых важных институтов, что нужен для создания правового государства. Что он собой представляет? Какие функции возложены на него? Какие структуры включены в Министерство юстиции Российской Федерации? Давайте разбираться.

Общая информация

Какие задачи оно выполняет?

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности правительства и президента РФ.
  2. Организационно-правовая поддержка судебной реформы.
  3. Регистрация актов гражданского состояния, юридических лиц и правовой принадлежности недвижимости (а также сделок с нею).
  4. Регулирование правового обслуживания.
  5. Контроль над соблюдением законодательства.
  6. Осуществление юридических экспертиз принимаемых правовых актов органами субъектов РФ.
  7. Обеспечение информатизации.
Читайте также  Живые организмы мирового океана: детритофаги и редуценты

Вот так, в общем, и выглядят функции министерства юстиции. Прежде, чем рассматривать их более внимательно, давайте сосредоточимся на структуре этого органа власти.

Что оно собой представляет?

Структура министерства юстиции состоит из управлений (департаментов) и отделов. Каждая единица занимается работой по одному из направлений. Как самостоятельное структурное подразделение здесь функционирует центральный орган уголовно-исполнительной власти. Начальники всех единиц назначаются лично руководителем Минюста. Кроме этого, в органы министерства юстиции входит ряд научно-исследовательских подразделений вроде Российской правовой академии.

В субъектах РФ

У читателя может сложиться впечатление, что Министерство юстиции Российской Федерации существует только в Москве. Но это не так. Есть министерства республик, отделы юстиции областей, краев и прочих субъектов РФ, что возглавляются определёнными начальниками и министрами. В случае, если рассматриваются вопросы, что затрагивают всю Российскую Федерацию – они рассматриваются центром. Но лицензионную работу, функционирование нотариата, нормотворческая деятельность в субъектах РФ – это всё совершается на местах.

Чем же занимается управление министерства юстиции?

  1. Участвует в правовом обеспечении осуществляемой нормотворческой деятельности. В данном случае подразумевается координация федеральных органов, что относятся к исполнительной власти, во время подготовки законопроектов, что вносятся на рассмотрение соответствующим субъектам.
  2. Осуществление юридической экспертизы относительно рассматриваемых правовых актов. В случае, если будет установлено, что они не соответствуют Конституции или федеральным законам, то готовится мотивированное заключение, где указывается, в чем проблема. Этому способствует система правовой информатизации, что разрабатывается и совершенствуется.
  3. Государственная регистрация нормативно-правовых актов ведомств федеральных органов, относящихся к исполнительной власти. В этом случае осуществляется контроль над соответствием Конституции, федеральным законам, распоряжениям и указам президента, постановлениям правительства. Также Минюст следит за правильностью и своевременностью их публикации. К тому же, он берёт участие в их подготовке к выпуску кодексов и сборников.

Это далеко не полный список.

Взаимодействие с судебной системой

  1. Обеспечивается установленный порядок функционирования судов. Обеспечение данной функции возложено на судебных приставов, которые являются частью министерства юстиции.
  2. Исполнение принятых судебных актов, а также решений других органов. Министерство юстиции занимается организацией и контролем порядка принудительного исполнения принятых постановлений.
  3. Минюст следит за исполнением наказаний уголовных преступлений. Так, в его ведение была передана пенитенциарная служба.
  4. Участвует в охране законных интересов граждан в международно-правовом поле. Так, министерство юстиции предоставляет предложения (вместе с МИД) о заключении договоров с иностранными субъектами, может вести переговоры по отдельным ситуациям.
  5. Организовывает и развивает систему юридических услуг. В данном случае подразумевается сотрудничество с различными организациями и объединениями адвокатов, регистрация и выдача лицензий гражданам, правовое просвещение.

Контролирующий аспект деятельности

Ещё министерством юстиции осуществляется государственная политика в сфере обеспечения защиты на права интеллектуальной собственности. Под его ведением также находится единственный реестр недвижимого имущества, посредством которого реализуется регистрация собственности и любые изменения в составе её конечных бенефициаров. Для обеспечения права граждан на квалифицированную высококачественную юридическую помощь осуществляется взаимодействие с адвокатурой и нотариатов, выдаются лицензии, координируется их деятельность. Также министерством юстиции осуществляется регистрация уставов создаваемых общественных объединений. На Минюст возложено создание, руководство, развитие и совершенствование деятельности учреждений судебной экспертизы.

Что ещё?

Важным является обеспечение органов и учреждений квалифицированным кадрами. Для этого Минюст взаимодействует с образовательными учреждениями, обеспечивает организацию профессиональной учебы и повышения уровня сотрудников. В силу специфики работы здесь как никогда актуально утверждение – кадры решают всё.

newinspire

  • Лекции по экономической теории
  • Лекции по бюджетной системе РФ
  • Лекции по экономике организаций
  • Лекции по экономической безопасности
  • Экономический обзор
  • Спортивный обзор
  • Курьезы

Характеристика, задачи, направления деятельности и функции Министерства юстиции РФ

Характеристика Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В систему Минюста РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность.

Задачи Министерства юстиции РФ

Основными задачами Министерства юстиции РФ являются:

— реализация государственной политики в сфере юстиции;

— обеспечение прав и законных интересов личности и государства;

— обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;

— обеспечение установленного порядка деятельности судов;

— обеспечение исполнения актов судебных и других органов;

— обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функциональными полномочиями, осуществляемыми в нескольких основных направлениях во взаимодействии с функциональными структурами аппарата Министерства, функционально-отраслевыми структурными подразделениями, ответственными за конкретное направление деятельности Минюста России, а также действующими в его системе Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Одной из приоритетных сфер Министерства юстиции РФ является его участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности, и в том числе в законодательном процессе, осуществляемое на основе планов законопроектной деятельности Президента и Правительства РФ.

Направления деятельности Министерства юстиции РФ

Основными направлениями деятельности Министерства юстиции РФ являются:

— разработка проектов планов законопроектной деятельности Правительства РФ, планирование законопроектной деятельности Министерства;

— контроль за исполнением планов законопроектной деятельности;

— методическое обеспечение подготовки федеральными органами исполнительной власти законопроектов;

— участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, включая подготовку правовых заключений на законопроекты, вносимые в Правительство РФ;

— сопровождение законопроектов в палатах Федерального Собрания РФ.

Функции Министерства юстиции РФ

Министерство юстиции РФ выполняет следующие функции :

— проводит юридическую экспертизу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также их нормативных правовых актов, поступивших на рассмотрение в Минюст России по поручениям Президента РФ, Правительства РФ, обращениям федеральных органов государственной власти, должностных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;

— организует проведение юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ территориальными органами Минюста России;

— разрабатывает методические материалы по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов РФ и правовому обеспечению ведения Федерального регистра;

— осуществляет контроль за проведением этой работы территориальными органами Минюста России и ряд других функций.

Участие Минюста России в правовом обеспечении нормотворческой деятельности проявляется и в том, что это Министерство является уполномоченным Правительством РФ государственным органом по контролю за соблюдением установленных Правительством РФ Правил подготовки нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти и их государственной регистрацией в целях обеспечения защиты прав, свобод и законных интересов граждан, совершенствования правового регулирования и контроля за соответствием издаваемых федеральными органами исполнительной власти и иными органами и организациями нормативных правовых актов Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ, международным договорам.

При этом Правительство РФ установило, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции РФ.

Компетенция Минюста России по всем ее направлениям реализуется им непосредственно, а также через разветвленную систему его территориальных органов, созданных и действующих во всех федеральных округах и субъектах РФ.

Федеральные управления Министерства юстиции РФ по федеральным округам являются окружными территориальными органами Минюста России.

Основными задачами Федерального управления Министерства юстиции РФ являются:

— обеспечение реализации Министерством юстиции РФ в федеральном округе государственной политики в сфере юстиции;

— организация и осуществление контроля за соответствием федеральному законодательству актов органов государственной власти субъектов РФ в федеральном округе;

— организация и осуществление контроля в федеральном округе за состоянием работы по выполнению задач, возложенных на территориальные органы и учреждения Министерства юстиции РФ, не входящие в уголовно-исполнительную систему, а также за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

— координация деятельности органов и учреждений Министерства юстиции РФ, осуществляющих деятельность в субъектах РФ, входящих в федеральный округ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: