Мифы древности и их значение для современности - OXFORDST.RU

Мифы древности и их значение для современности

Контрольная работа: Мифы древности и их значение для современности

1. Первобытная культура

2. Мифы древности и их значение

Список использованной литературы

Введение

Вхождение в целостно естественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самом первозданном их состоянии) и рождение первочеловека представляет строго синхронное, полностью взаимообусловленное явление. Тем самым определяется хронологический «объем» предмета культурологии. Его общее измерение в свете открытий последних десятилетий в Восточной Экваториальной Африке выражается астрономическим диапазоном примерно в 2,5 млн. лет.

99,8 % этой исторической дистанции приходится на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. Таким образом, вопросы первобытной культуры крайне важны при определении культуры настоящее.

В данной работе мы рассмотрим главным образом мифологию, как один из основных элементов первобытной культуры.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.[1] Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70–1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

2. Мифы древности и их значение

Нагромождение знаний о первобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизни людей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Давнего мифа – освоения пространства и времени. Это значит, что от начала существования культуры, ее содержание определяется мифом, который выступает как описание, средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным стремлением человеческого творчества к овладению и преодолению пространства и времени. Когда древний человек покрывала стены пещеры, поверхность скал или глиняных сосудов разными изображениями, он в своем сознании осваивал пространство и время.

Известно, что содержание культуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разных проявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведения и в то же время сама организуется этой системой. Это значит, что культура в целом, может быть описана, и сроками этологии Разнообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила ее из окружающей среды, позволила выйти из состояния полной покорности природе и создать универсальный канон своего бытия, Которое учитывает биологический, социальный и идеологический аспекты. Труды об этологии животных и человека свидетельствуют, какую важную роль играет поведение в формировании ритуалов.

Система ритуалов в значительной мере воспроизводит в модифицированной форме определенным языком систему поведения. Эта этологическая система порождает систему мифов, как определенную универсальную систему, которая определяет ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифов утверждается и обосновывается представление человека об окружающем мире. Затрагивается много фундаментальных вопросов образования мира. С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира»: Неспособность определить различие между естественным, и сверхприродным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно конкретный характер, метафорическая эмоциональность – эти и другие особенности первобытного мышления превратили миф в достаточно, своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспроизводится и описывается весь мир.[2]

В настоящее время оказывается большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучные формы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и поисками альтернативных света глянцевых ориентаций. Эпистемология и религия представляют анализ шаманизма и магии, причем первые обращаются к ним, чтобы предоставить науке «человеческое лицо», путем отыскания в ней черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, как своеобразный тип рациональности. В новейшей западной философии выявляется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения.

Полностью понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развитой способность к рефлексии. Под последней, – (рефлексия), следует понимать высокую форму теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия. Которые были достигнуты древнегреческой и римской философией (от Сократа, Платона и Аристотеля, к Платону и другим). Понятие рефлексии не применимо к мышлению человека каменного возраста.

Однако мышление гомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулирует поведение человека, но и развивает способность к членораздельному языку, графической деятельности, обобщению и образно символическому отображению света, благодаря чему человек осмысливает и выделяет свою причастность к окружающему миру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтеза человеческой деятельности. Представление человека о цельности природы, ее «оптимуме» или «экономности», которые в современных науках зафиксированы общими законами, в момент появления науки были выражены своеобразно в изобразительной деятельности.

Эта изобразительная деятельность являет собой достаточно сложную и глубокую специфическую форму «удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась с помощью символического использования объема, линии и цвета. Следует отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос происхождения изобразительной деятельности, о живописи, ее возникновении. В связи с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует так называемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами черепа и конечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символический характер этих комплексов.[3] Развитие изобразительной деятельности происходило по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результате анализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что «между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собой возникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно не только то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществить переход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основе заключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрического подобия – отображение и повторение общего принципа природы, который стал одновременно принципом познания и творчества.

Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод о пользе следующей концепции, приведенной советским ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»[4] . «Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс». Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

В заключении отметим, что в первобытном обществе функционирует триада – родовой уклад, миф и изобразительная деятельность. Во время распада первобытного общества и зарождения классового, на смену этой триаде приходит новая – государство, религия и письменность, происходит замена мифа религией, которая содержит в себе и моральный момент. Однако во всех религиозных системах, порожденных мифами каменного века, сохраняются идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертия души происходит от самого древнего в истории человечества сюжета о жизни и смерти, отображенного в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколько об этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностью социальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью «схожести» духовной культуры разных человеческих отношений.

Во время развития первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социально-культурные системы.

Список использованной литературы

1. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003.

2. Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

3. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.

4. Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

5. Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982.

[1] Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.

[2] Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

[3] Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003, С.68-78.

[4] Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982.

Эссе на тему «Мифы древности и их значение для современности»

Введение. Мифы — это, прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений.

С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов.

Целью данной работы является рассмотрение значения мифов древности в современной культуре.

1. Значение мифов для древнего мира

Человечество, на ранней стадии развития, в форме мифов и преданий пыталось дать ответы на глобальные вопросы: как появился мир, возникла природа, животные и люди, тайны рождения и смерти. Также большое место занимают мифы о культурных достижениях людей: добывании огня, изобретения ремесел, земледелие и т.д. Миф служит для оправдания определенных общественных установлений, для санкционирования определенного типа верований и поведения. Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть объяснение первоначала мира, происхождения природных и общественных явления сводилось к рассказу о том, кто кого породил. Как, например, в “Теогонии” Гесиода, “Илиаде” и “Одиссее” Гомера, и Книге Бытия у древних евреев.

Читайте также  Дермоидная киста яичника

Главное значение мифов состоит в том, что они были нацелены на установление гармонии между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали согласие человеческой жизни.

Мир мифа всегда целостен, он есть мир, мир непрерывный и мир целый, где каждое воздействие на любую из составляющих влечёт за собой изменение всех других элементов. В то же время миф дискретен. Любой эпос говорит лишь о значимых событиях, опуская события малозначащие и маловажные. Точно так же география мифа дискретна, так как все события в мире Мифа происходят в опорных точках пространства, прочие же места для Мифа значения не имеют. Эту особенность мифологического сознания можно считать источником некоторых анахронизмов в мифе. Например, друид Мирддин Эмрис может жить раньше легендарного короля Артура, одновременно с ним и быть учителем этого героя, и жить через сотню лет после смерти Артура. То же происходит и с другими историческими личностями – бардом Талиесином. Нас это может коробить, но эти анахронизмов естественны для мифа. В конце концов, миф живёт по своим собственным законам, и, поскольку некоторая историческая личность органично вписывается в ткань Мифа, постольку она, эта личность, обязана пребывать там, а не в тех местах и временах, которые им назначили. Всякий человек, живущий в Мифе, относится к миру как к единому целому. Такова основная черта, отличающая сознание мифологическое от нашего, обыденного и прагматичного. Вне мира не существует ничего. Следовательно, и человек не существует вне мира. Однако мир человека – не только всё окружающее, это ещё и род, и земля, где он рождён. Человек вне рода – не человек. Он даже не животное, ибо всякое животное тоже существует внутри своего рода. Человек, не способный перечислить своих предков до четвёртого колена, достоин осмеяния. Человек, не гордящийся своими славными предками, не достоин доброго слова.

Род человека неотделим от мира. Род человека – это и славные предки тоже, но главное – это родовая удача, это все те, кто стоят за спиной героя и поддержат его в трудное время. Поэтому любой человек Мифа, отвечая на вопрос “Как тебя зовут?”, скажет: “Люди зовут меня таким-то из рода таких-то, из земли такой- то”. Мир действует на человека не только непосредственно, через физические воздействия типа зимних морозов или летней жары. Воздействие мира Мифа существенно шире, поскольку всякое проявление внешнего мира содержит, кроме видимых явлений (ворон уселся на ветку священного дуба, собака лает на пустое место) ещё и некий тайный смысл. Отсюда следует твёрдая убеждённость человека Мифа в том, что по полёту птиц можно предсказать будущее, что уроненное с пиршественного стола подбирать никак нельзя и так далее. Отсюда следуют личные и массовые видения, которые посещали людей слишком часто для того, чтобы рассказы о них можно было считать пустой выдумкой малограмотных хронистов.

2. Значение мифов древности для современного мира

Интерес к мифам древнего мира не угасает на протяжении многих столетий. Значение мифов в современном мире неоценимо, они дают нам возможность узнать и изучить образ жизни древних людей, способ их мышления, их культуру. Мифы помогают нам погрузится в фантастический мир древнего человека.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Миф в современной культуре создает средства и способы символического мышления, он способен интерпретировать ценности современной культуры через идею «героического», что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственное и рациональное даны слитно, что малодоступно другим средствам культуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолевать несовместимость смыслов и содержания, так как в мифе все условно и символично.

В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и, следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости, что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая явления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этой почве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а это один из самых простых способов упорядочивания его деятельности.

Мифология часто используется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет их гипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или иной аспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать и даже выпячивать.

Зачастую в обыденной речи употребляются имена, названия, образные выражения, заимствованные из древнегреческой мифологии. Говорят о “титанической борьбе”, “яблоке раздора”, “паническом страхе”, “олимпийском спокойствии”, “ахиллесовой пяте”. Употребляя эти метафоры, многие не в состоянии точно объяснить их первоначальный смысл, так как не знакомы с образами древнегреческой мифологии. Знание античной мифологии совершенно необходимо преподавателям истории, языка и литературы, философии, искусствоведческих дисциплин, а также студентам соответствующих специальностей.

Знакомство с содержанием мифологии не только расширяет кругозор, но одновременно доставляет и художественно-эстетическое наслаждение читателю. В свое время Маркс писал: “Мужчина не сможет снова превратиться в ребенка, не впадая в ребячество. Но разве его не радует наивность ребенка. И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не находится в противоречии с той ступенью, на которой оно выросло”.

Заключение

Миф – это понятие имеет в обыденном и культурном языке три значения: 1) древнее предание, рассказ; 2) мифотворчество; 3) особое состояние сознания, исторически и культурно обусловленное. Мифология коренится не в сознании человека, а в его отношении к миру, в системе ценностей, в механизмах социальной регуляции поведения, формах и способах мировидения. Носителями политических мифов вполне могут быть и современные образованные люди.

Миф, верят ли в него в буквальном смысле или нет, воспринимается с религиозной серьезностью либо как исторический факт, либо как мистическая истина. Типичная тема мифа трагична, а его персонажи склонны сливаться со стабильными личностями сверхъестественного характера. Два божества, в какой-то степени подобные друг другу, становятся отождествляемыми; они превращаются в одного бога с двумя именами. Эти имена могут становиться простыми эпитетами, связывающими этого бога с различными культами. С другой стороны, миф, по крайней мере, в его наиболее значительном виде, это постижение естественных конфликтов, человеческого желания, расстроенного нечеловеческими силами, вражеским гнетом или противоположными желаниями; это история рождения, страсти и поражения, наступающего со смертью, которая является уделом всех людей.

Мифы древности и их значение для современности (стр. 1 из 2)

1. Первобытная культура

2. Мифы древности и их значение

Список использованной литературы

Введение

Вхождение в целостно естественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самом первозданном их состоянии) и рождение первочеловека представляет строго синхронное, полностью взаимообусловленное явление. Тем самым определяется хронологический «объем» предмета культурологии. Его общее измерение в свете открытий последних десятилетий в Восточной Экваториальной Африке выражается астрономическим диапазоном примерно в 2,5 млн. лет.

99,8 % этой исторической дистанции приходится на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. Таким образом, вопросы первобытной культуры крайне важны при определении культуры настоящее.

В данной работе мы рассмотрим главным образом мифологию, как один из основных элементов первобытной культуры.

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.[1] Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70–1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

2. Мифы древности и их значение

Нагромождение знаний о первобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизни людей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Давнего мифа – освоения пространства и времени. Это значит, что от начала существования культуры, ее содержание определяется мифом, который выступает как описание, средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным стремлением человеческого творчества к овладению и преодолению пространства и времени. Когда древний человек покрывала стены пещеры, поверхность скал или глиняных сосудов разными изображениями, он в своем сознании осваивал пространство и время.

Известно, что содержание культуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разных проявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведения и в то же время сама организуется этой системой. Это значит, что культура в целом, может быть описана, и сроками этологии Разнообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила ее из окружающей среды, позволила выйти из состояния полной покорности природе и создать универсальный канон своего бытия, Которое учитывает биологический, социальный и идеологический аспекты. Труды об этологии животных и человека свидетельствуют, какую важную роль играет поведение в формировании ритуалов.

Система ритуалов в значительной мере воспроизводит в модифицированной форме определенным языком систему поведения. Эта этологическая система порождает систему мифов, как определенную универсальную систему, которая определяет ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифов утверждается и обосновывается представление человека об окружающем мире. Затрагивается много фундаментальных вопросов образования мира. С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира»: Неспособность определить различие между естественным, и сверхприродным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно конкретный характер, метафорическая эмоциональность – эти и другие особенности первобытного мышления превратили миф в достаточно, своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспроизводится и описывается весь мир.[2]

В настоящее время оказывается большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучные формы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и поисками альтернативных света глянцевых ориентаций. Эпистемология и религия представляют анализ шаманизма и магии, причем первые обращаются к ним, чтобы предоставить науке «человеческое лицо», путем отыскания в ней черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, как своеобразный тип рациональности. В новейшей западной философии выявляется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения.

Полностью понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развитой способность к рефлексии. Под последней, – (рефлексия), следует понимать высокую форму теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия. Которые были достигнуты древнегреческой и римской философией (от Сократа, Платона и Аристотеля, к Платону и другим). Понятие рефлексии не применимо к мышлению человека каменного возраста.

Однако мышление гомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулирует поведение человека, но и развивает способность к членораздельному языку, графической деятельности, обобщению и образно символическому отображению света, благодаря чему человек осмысливает и выделяет свою причастность к окружающему миру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтеза человеческой деятельности. Представление человека о цельности природы, ее «оптимуме» или «экономности», которые в современных науках зафиксированы общими законами, в момент появления науки были выражены своеобразно в изобразительной деятельности.

Читайте также  Боевая машина пехоты БМП-1

Эта изобразительная деятельность являет собой достаточно сложную и глубокую специфическую форму «удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась с помощью символического использования объема, линии и цвета. Следует отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос происхождения изобразительной деятельности, о живописи, ее возникновении. В связи с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует так называемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами черепа и конечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символический характер этих комплексов.[3] Развитие изобразительной деятельности происходило по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результате анализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что «между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собой возникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно не только то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществить переход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основе заключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрического подобия – отображение и повторение общего принципа природы, который стал одновременно принципом познания и творчества.

Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод о пользе следующей концепции, приведенной советским ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»[4]. «Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс». Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

Роль мифов в современной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:31, реферат

Краткое описание

В данном реферате я хочу рассмотреть следующие вопросы:
Во-первых, что же такое миф,
Во-вторых, сравнение мифа с поэзией, религией и философией,
В-четвертых, какие бывают формы мифа,
В-пятых, какова же роль мифа в современной культуре.
Понятие мифа и мифологии и их сущность

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

главный мифы древности и их значение для современности2.doc

Понятие мифа и мифологии и их сущность……………………………………..5

Роль мифов в современной культуре…………………………………………. 19

Список использованной литературы…………………………………………. 23

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология.

Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия: индивидуальном, социальном, культурном. Многое в его понимании зависит от того, каково его место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, философия, психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в социологической литературе и политической публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить сознание от всех мифов.

Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженные наукой и философией древние люди рвалась к постижению бытия.

Воображение — великий дар природы, драгоценное качество людей, их творческая энергия. Воображение древнего человека создало царство мифа. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.

Пытаясь понять природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира.

Этот процесс шел через олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т. п.

Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы. Без них не жило и, видимо, не может жить ни одно общество и ни один человек, будь это общество или человек даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства перед вождями.

Содержание мифа представлялось человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т. п. Мифология является существенной частью религиозного сознания. Она включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания.

В данном реферате я хочу рассмотреть следующие вопросы:

Во-первых, что же такое миф,

Во-вторых, сравнение мифа с поэзией, религией и философией,

В-четвертых, какие бывают формы мифа,

В-пятых, какова же роль мифа в современной культуре.

Понятие мифа и мифологии и их сущность

Греческое слово «миф» имеет множество смыслов. Это и «сказание», и «речь», и «разговор», и «замысел», и «известие». В древней Греции он порой воспринимался как нечто противостоящее действительным событиям, правде. Но, с другой стороны, миф оценивался как произведение самой жизни. В традиционном понимании — это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в олицетворенной и одухотворенной форме.

В более поздней трактовке — это исторически обусловленная разновидность общественного сознания. Миф часто оценивают как универсальный способ человеческого мирочувствования.

В современной культуре и в современной культурологии слово «миф» является одним из наиболее популярных и общеупотребительных. Им пользуются философы, политики, литературоведы, психологи; и, тем не менее, это слово, которое до сих пор является неразгаданным глубоко таинственным.

Миф можно трактовать как повествование, сказку, особенно историю богов. Он содержит религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания наподобие человеческих

Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества. В нем присутствует родство с поэзией. Некоторые считают, что древний миф — это та почва, на которой постепенно вырастает современная поэзия. В самом деле, миф часто служит материалом для искусства.

Однако между мифологией и искусством есть существенное различие. Когда творит художник, ему совсем не нужно существование реального объекта. Жил ли на самом деле тот или иной бог — человеку, создающему искусство, это безразлично. Ведь его волнует собственное воображение.

Однако, нужно заметить, что миф без веры невозможен. Каким бы странным он ни выглядел, сколь ни казался бы неправдоподобным, мы относимся к нему с полным доверием. Без веры в реальность своего объекта он теряет свою основу.

В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности его опыт галлюцинаций, и драматургия бессознательного. Мифы, в которых человек пытался осмыслить мир и самого себя, порой выдавая видимость за сущность — это форма мифологического мировоззрения

В духовной жизни первобытного человека формируется мировоззрение, в котором в едином, универсальном, виде были представлены знания о мире и человеке, верования, этические и эстетические взгляды и т.п. В этой специфической форме мировоззрения, которую и называют мифологией, выражалось мироощущение человека того времени, его мировосприятие и миропонимание. Типичным для мифологии было очеловечивание природы, недостаточно четкое разделение пространства и времени.

В первобытном обществе мифы были первой попыткой ответить на вопросы о происхождении мира и человека, о том, как устроен мир, и каковы причины возникновения тех или иных явлений. Ответы на эти вопросы давались в художественно-образной форме, где свойства природы, человека и фантастических существ причудливым образом переплетались, создавая такую картину мира, в которой соединялись фантазия и реальность, предмет и знак, вещи и слова, вера и знание, эмоциональное и рациональное. Однако было бы неправильно представлять миф лишь как легенду, историческое предание или только как художественный вымысел. Миф представляет собой значительно большее. Это реальность, которой и в которой живут люди.

Итак, главная функция мифа не повествование о прошлом, а обоснование того, что происходит в природе и мире и сохранение обычаев и традиций.

«В общественной жизни для мифологического сознания характерна ставка не столько на осмысление и целенаправленное совершенствование социальной действительности, сколько на традицию, ритуал, устоявшиеся нормы поведения и системы ценностей. Тем самым происходит формирование и регулирование общественных отношений.

Предметом мифологии выступают: вопросы происхождения мира и человека, исторические события, культурный мир, вопросы жизни и смерти, добра и зла, т.е. извечные философские проблемы, а также будущее человека и мира.» 1 .

Хорошо известны мифы Древней Греции и Древнего Рима о природе, происхождении человека и его достижениях. Миф о Сфинксе олицетворяет тайну природы, которая никогда не раскрывается человеку полностью; миф о кентаврах символизирует происхождение человека от животного; миф о Прометее раскрывает историю происхождения огня; миф об Икаре воплощает стремление человека подняться в небо; миф о Сизифе является попыткой выяснить, в чем смысл жизни.

Многие сюжеты мифов стали достоянием различных культур Запада и Востока. Различные образы античной мифологии заняли прочное место в произведениях литературы, живописи, скульптуры и музыки.

С мифом и мифологией тесно связана также и религия. Их содержание на начальных этапах развития человечества во многом совпадает, поскольку они обусловлены уровнем освоения индивидом окружающего мира, степенью его зависимости от природы и социального бытия. Но миф, в отличие от религии, не требуют веры в реальность представлений и обращается не только к чувству, но и к разуму.

Выделяют два основных подхода понятий мифа и мифологии: традиционный и современный. «Традиционный миф и миф современный имеют ряд общих черт, позволяющих их объединить под общим понятием «миф», но вместе с тем существенно отличаются друг друга. Из признаков, объединяющих разные типы мифов, мы выделим три основных.

Во-первых, они по-своему объясняют окружающий мир, создавая особый символически окрашенный воображаемый образ реальности, обращенный в прошлое, настоящее и будущее, воплощающий мечты и надежды людей, их самые потаенные мотивы и желания, закрепляющий господствующие в обществе предрассудки и иллюзии.

Во-вторых, и это во многом важнее объяснения мира – они оправдывают и, следовательно, узаконивают существование той общности, той культуры, которая этот миф исповедует, наделяя их существование чрезвычайно важным для них смыслом (оправдание человека смыслом).

В-третьих, они являются организующей силой общества, способом его духовной самоорганизации, определяя отношения в обществе (коллективе) и поведение людей, реализуясь в общественных отношениях, укрепляя социальные связи, воплощаясь в ценностях и идеалах, закрепляясь в нормах и ритуалах, определяя основные параметры человеческого бытия, отличного от других сообществ и культур. Таким образом, они придают осмысленность всему человеческому существованию, гармонизируя и упорядочивая его.

Следует отметить, что отличия, по которым обычно разделяют архаичные мифы от современных, на наш взгляд весьма условны. Так, принято считать, что в отличие от традиционных (архаичных) мифов, объектом мифологизации которых являются боги, предки и культовые герои, современные мифы рассматривают реальные события прошлого и настоящего. Хотя, в первом случае, речь тоже может идти о реально происходивших событиях.» 2

Мифология и поэзия

Различие между мифологией и поэзией является очень запутанным вопросом. Многие понимают мифы как поэтические метафоры первобытного образа мышления. Разобраться в отношении мифологии и поэзии — действительно непросто. И, конечно, сходство того и другого бросается в глаза гораздо скорее, чем различие.

Читайте также  Лондонский и Парижский клубы кредиторов 3

Во-первых, мифология и поэзия – это виды выразительной формы, то есть плод человеческого творческого воображения, не вещь, не документ, но особый мир, вторая реальность. Как поэзия является выразительной формой, то есть с помощью слов выражает те или иные чувства, действия, так и миф всегда выразителен.

Во-вторых, мифология и поэзия — это не только выражение, но и одушевленное, одухотворенное выражение. В поэзии всегда присутствует что-то, что всегда имеет собственную красоту, собственную душу, жизнь, даже если это что-то неживой предмет. Она или прямо трактует о живых существах и личностях, или говорит о неживом так, что видна их изначальная одушевляющая и одухотворяющая точка зрения. Но, говоря, что поэзия изображает прекрасное, вовсе не значит что предмет ее описания действительно прекрасен. Это означает, что прекрасен не предмет, а способ его выражения, его понимания. То же самое можно сказать и про мифологию Мифология дает нечто живое, одухотворенное, прекрасное. Но это не значит, что мифологический предмет есть всегда живое существо, личность, одухотворенный предмет. Прекрасен сам способ выражения мифического предмета.

В-третьих, и поэтический и мифический образ не нуждается в логическом объяснении, науке, философии и теории вообще. Он наглядно и непосредственно представлен и для его понимания нужно только посмотреть на него.

Но все же мифология и поэзия это не одно и то же…

Различие прежде всего в авторской принадлежности. Мифы автора не имеют, их создавал народ на протяжении многих поколений. Поэзия всегда имеет автора, даже если мы его не знаем.

Так же различие заключается в самом отношении людей к мифу и поэзии.

И рассказчик и слушатель воспринимает миф как реальность. Поэзия же воспринимается как выдуманная история.

Мифы древности и их значение для современности

1. Первобытная культура

2. Мифы древности и их значение

Список использованной литературы

Вхождение в целостно естественный до этого мир земли начал социальной культуры (разумеется, в самом первозданном их состоянии) и рождение первочеловека представляет строго синхронное, полностью взаимообусловленное явление. Тем самым определяется хронологический «объем» предмета культурологии. Его общее измерение в свете открытий последних десятилетий в Восточной Экваториальной Африке выражается астрономическим диапазоном примерно в 2,5 млн. лет.

99,8 % этой исторической дистанции приходится на первобытную культуру. Все следующие за первобытностью разделы культурологии углубляются в прошлое на 2-3 тыс. лет, максимально, обращаясь к древнейшим цивилизациям, на 5 тыс. лет. Таким образом, вопросы первобытной культуры крайне важны при определении культуры настоящее.

В данной работе мы рассмотрим главным образом мифологию, как один из основных элементов первобытной культуры.

1. Первобытная культура

Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.1 Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века, это до- и бесписьменная культура.

Первобытное искусство – искусство эпохи первобытного общества. Оно возникло в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента. В эпохи неолита, энеолита, бронзового века у племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой мифологией (орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Поскольку о них уже шла речь, рассмотрим первобытное искусство.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70–1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.

2. Мифы древности и их значение

Нагромождение знаний о первобытной и традиционной культуре, свидетельствует о важной роли мифа в жизни людей древнейшей эпохи, ее существование. В живописном творчестве человека каменного века значительными являются две главных функции Давнего мифа – освоения пространства и времени. Это значит, что от начала существования культуры, ее содержание определяется мифом, который выступает как описание, средство познания мира. Миф органически связан с фундаментальным стремлением человеческого творчества к овладению и преодолению пространства и времени. Когда древний человек покрывала стены пещеры, поверхность скал или глиняных сосудов разными изображениями, он в своем сознании осваивал пространство и время.

Известно, что содержание культуры являет собой продукт творческой деятельности в своих разных проявлениях. Также известно, что любая деятельность формирует систему поведения и в то же время сама организуется этой системой. Это значит, что культура в целом, может быть описана, и сроками этологии Разнообразная система поведения человека своей парадоксальностью выделила ее из окружающей среды, позволила выйти из состояния полной покорности природе и создать универсальный канон своего бытия, Которое учитывает биологический, социальный и идеологический аспекты. Труды об этологии животных и человека свидетельствуют, какую важную роль играет поведение в формировании ритуалов.

Система ритуалов в значительной мере воспроизводит в модифицированной форме определенным языком систему поведения. Эта этологическая система порождает систему мифов, как определенную универсальную систему, которая определяет ориентацию человека в природе и обществе. В системе мифов утверждается и обосновывается представление человека об окружающем мире. Затрагивается много фундаментальных вопросов образования мира. С. Токарев и В. Мелетинский пишут в «Мифах народов мира»: Неспособность определить различие между естественным, и сверхприродным, безразличие к противоречиям, слабое развитие абстрактных понятий, чувственно конкретный характер, метафорическая эмоциональность – эти и другие особенности первобытного мышления превратили миф в достаточно, своеобразную символическую (знаковую) систему, в терминах которой воспроизводится и описывается весь мир.2

В настоящее время оказывается большой интерес к древнейшей мифологии, магии и шаманизму. Не случайно в фокусе философских исследований Запада сегодня очутились ненаучные формы знания и сознания. Это связано с ростом негативного отношения к сциентизму и поисками альтернативных света глянцевых ориентаций. Эпистемология и религия представляют анализ шаманизма и магии, причем первые обращаются к ним, чтобы предоставить науке «человеческое лицо», путем отыскания в ней черт ненаучного мышления и следов человеческих интересов и ценностей, а вторые рассматривают магию, как своеобразный тип рациональности. В новейшей западной философии выявляется релятивистская тенденция к сближению науки и ненаучных форм мировоззрения.

Полностью понятен вывод современной психологии, что у первобытного человека не была развитой способность к рефлексии. Под последней, – (рефлексия), следует понимать высокую форму теоретической мысли, самопознания, постижения божественности бытия. Которые были достигнуты древнегреческой и римской философией (от Сократа, Платона и Аристотеля, к Платону и другим). Понятие рефлексии не применимо к мышлению человека каменного возраста.

Однако мышление гомосапиенса создало образотворчество – механизм, который не только регулирует поведение человека, но и развивает способность к членораздельному языку, графической деятельности, обобщению и образно символическому отображению света, благодаря чему человек осмысливает и выделяет свою причастность к окружающему миру и свое место в нем. Образотворчество – вершина первобытного синтеза человеческой деятельности. Представление человека о цельности природы, ее «оптимуме» или «экономности», которые в современных науках зафиксированы общими законами, в момент появления науки были выражены своеобразно в изобразительной деятельности.

Эта изобразительная деятельность являет собой достаточно сложную и глубокую специфическую форму «удвоения мира» в исторических условиях древнекаменного века, когда окружающая среда постигалась с помощью символического использования объема, линии и цвета. Следует отметить, что наукой до сих пор окончательно не решен вопрос происхождения изобразительной деятельности, о живописи, ее возникновении. В связи с этим заслуживает внимания подход А. Д. Столяра, который анализирует так называемые «медвежьи пещеры», где находятся собранные неандертальцами черепа и конечности медведя, и показывает на изобразительную природу, символический характер этих комплексов.3 Развитие изобразительной деятельности происходило по схеме: от натурального макета животного через скульптуру, которая передавала образ зверя, к плоскостным рисункам на глине, которые отвечали образно абстрактному аспекту первобытного мышления. В результате анализа древнейшей изобразительной деятельности А. Д. Столяр делает вывод, что «между конкретно образным и абстрактным типами мышления словно сами собой возникают первые контуры образно абстрактного мышления, что переходное по своему характеру, оправданного как логикой развития, так и фактами». Важно не только то, что изобразительная деятельность дала возможность осуществить переход от конкретно образного типа мышления, но и то, что в ее основе заключается принцип пропорции, принцип ровной перемены и геометрического подобия – отображение и повторение общего принципа природы, который стал одновременно принципом познания и творчества.

Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Да, существует магическая концепция генезиса искусства, согласно которой источником искусства являются магические верования и обряды. С нашей точки зрения, изложенный выше материал позволяет сделать вывод о пользе следующей концепции, приведенной советским ученым Д. Угриновичем в его книге «Искусство и религия»4. «Хотя искусство и религия порождены принципиально разными социальными потребностями, возникли они в одночасье и реализовались сначала в единственной, не размежеванной системе духовно практической деятельности, которую являл собой первобытный мифологический обрядовый комплекс». Существенным является то, что источником эстетичного отношения к миру, сконцентрированным в изобразительной деятельности, танцах, музыке и других, служит трудовая деятельность. Однако возникновение искусства связано не только с трудовой деятельностью, но и с развитием общения индивидов. Членораздельный звуковой язык – форма высказывания логического понятийного мышления, но общение может существовать благодаря рисунку, жесту и пению, которые часто выступают элементами ритуала. К тому же следует учитывать тот важный эмпирический факт, что искусство является суггестивною формой существования социально значимой информации, которая существует в обществе, а также системы эстетичных ценностей. Этот факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности первобытного коллектива, ведь информация, выраженная в системе эстетичных кодов, была необходима для осуществления практических коллективных действий, которые обеспечивали, в конечном счете, существование племени.

В заключении отметим, что в первобытном обществе функционирует триада – родовой уклад, миф и изобразительная деятельность. Во время распада первобытного общества и зарождения классового, на смену этой триаде приходит новая – государство, религия и письменность, происходит замена мифа религией, которая содержит в себе и моральный момент. Однако во всех религиозных системах, порожденных мифами каменного века, сохраняются идеи древнейшего мифа. Да, идея бессмертия души происходит от самого древнего в истории человечества сюжета о жизни и смерти, отображенного в росписях палеолитической пещеры Ляско. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социально-культурная система характеризуется, насколько об этом можно думать, на современном уровне знаний, удивительной однородностью социальных структур, одинаковым набором типов деятельности, высокой степенью «схожести» духовной культуры разных человеческих отношений.

Во время развития первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляются разнообразные социально-культурные системы.

Список использованной литературы

Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003.

Драч Г.В. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.

Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982.

1 Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2001.

2 Токарев С. и Мелетинский В. Мифы народов мира. Мифологическая энциклопедия в двух томах. – М.: Советская энциклопедия, 1982.

3 Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. – СПб., 2003, С.68-78.

4 Угринович Д.М. Искусство и религия. Теоретический очерк. – М.: Политиздат, 1982.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: