Межевание объектов землеустройства - OXFORDST.RU

Межевание объектов землеустройства

Межевание объектов землеустройства

Лекция 8

Межевание- определенный законом процесс установления границ земель различной собственности (федеральной, муниципальной, частной) — включается в состав землеустроительных действий.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства проводится:

1. Как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, т. е. установление на местности проектных границ объекта землеустройства.

2. Как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ объекта землеустройства.

3. Как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства, т. е. восстановление на местности границ объекта землеустройства.

Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ (приложение 1).

Задание подготавливается заказчиком или по его поручению поручиком, т. е. исполнителем работы, на основе проекта территориального землеустройства или сведений земельного кадастра о земельном участке, предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка. Утверждается задание заказчиком.

Межевание объекта включает в себя следующие работы:

1. подготовительные работы;

2. составление технического проекта;

3. уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

4. определение границ участка на местности, их согласование со смежными и закрепление на местности межевыми знаками установленного образца;

5. определение координат межевых знаков;

6. определение площади объекта землеустройства (т. е. участка);

7. составление карты (плана) участка или границ;

8. формирование землеустроительного дела;

9. утверждение документации дела в установленном порядке.

При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава работ не исключается:

— согласование границ участка;

— определение координат межевых знаков;

— составление карты (плана).

Материалы межевания и карта (план) участка формируются в землеустроительное дело в количестве не менее 27 экземпляров.

При проведении, подготовительных работ осуществляется сбор и изучение сведений госземкадастра о земельном участке, т. е. объекте землеустройства; документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии — право устанавливающих документов); каталога координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов; адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

При установлении на местности проектных границ объекта землеустройства дополнительно к перечисленным документам добавляется проект территориального землеустройства, а при упорядочении на местности границ объекта землеустройства добавляется землеустроительная и градостроительная документация, связанная с перераспределением земель в кадастровом квартале.

Полевое обследование территории объекта землеустройства при проведении подготовительных работ включает выявление состояния межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы. Результаты обследования ОМС и иной геодезической основы отражается в техническом проекте.

Составление технического проекта.

При межевании объекта землеустройства технический проект составляется в соответствии с заданием на межевание и включает:

В текстовой части технического проекта отражается: основание и цель выполнения работы, сведения о пунктах ОМС и иной геодезической основы; сведения о ранее проведенных работах по межеванию; организация, порядок производства и математической обработки геодезических или фотограмметрических измерений; организация и сроки межевания объекта землеустройства.

Разбивочный чертеж составляется в удобном для работы масштабе с отображением существующих и проектных границ объекта землеустройства, положения межевых знаков, пунктов опорной межевой сети и иной геодезической основы, ярко опознаваемых контурных точек, угловых и линейных данных для геодезических измерений и кадастровых номеров. На чертеже все проектные элементы показываются красным цветом. Технический проект межевания объекта межевания утверждается заказчиком. Подпись утверждающего лица ставится на титульный лист технического проекта. Подпись юридического лица заверяется печатью организации (предприятия).

Уведомление лиц, права которых затрагиваются при межевании.

Лица, права которых затрагиваются при межевании (собственники земельных долей, земельных участков, землевладении, арендаторы, соответствующие органы власти государственной или местного самоуправления) не позднее 7 дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства, исполнителем работ, дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Извещение передается заинтересованным лицам под расписку с указанием даты вручения. Извещение и расписка о вручении изготавливается в двух экземплярах, одно из которых формируется в дело.

Определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками.

Определение границ на местности и их согласование проводится в присутствии лиц, права которых затрагиваются при проведении работ или уполномоченных лиц или лиц (представителей) при наличии у них соответственно оформленных доверенностей.

Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями госземкадастра, землеустроительной, градостроительной документацией или иными сведениями.

При неявке или отказе от процедуры согласования границ кого либо из ранее указанных лиц, в акте согласования отмечается их отсутствие , а по границе объекта проводится межевание. В течение 30 календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления. В случае повторной их неявке или отказа, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке установленном законодательством РФ.

Результаты согласования границ оформляются актом, который подписывается всеми участками согласования границ объекта, включая исполнителя работ.

Процедура согласования границ не проводится при наличии в госземкадастре сведений (координат поворотных точек границ) позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

Границы объекта землеустройства закрепляются на местности межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ.

Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета , закрепленного в земле или твердом покрытии обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства (долговременный межевой знак).

Необходимость установления долговременных межевых знаков определяет заказчик межевания. Он же утверждает тип межевого знака из числа рекомендуемых образцов исполнителем работ.

Определение координат межевых знаков.

При определении координат межевых знаков следует принимать во внимание, что плановое положение на местности границ объекта землеустройства характеризуется плоскими прямоугольными координатами центров межевых знаков, вычисленными в местной системе координат. Геодезической основой межевания объектов землеустройства являются пункты ОМС двух классов ОМС1 и ОМС2, создаваемой в соответствии с требованиями Росземкадастра.

| следующая лекция ==>
| Введение. по дисциплине «Юридическая психология

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 31 октября 2014, 11:35

Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.

Читайте также  Виды конструкций дуги в бюгельном протезировании

Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).

Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.

Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.

Прокуратура
Ярославской области

Прокуратура Ярославской области

31 октября 2014, 11:35

Ответственность за уничтожение межевых знаков

Проведя, согласно со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», регистрацию права собственности на землю; получив на неё свидетельство о праве собственности, собственники стремятся обособить принадлежащие им земли от смежных участков, проводя межевание.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Осуществляется межевание в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июня 2001 г. (ред. от 18.07.2011) N 78-ФЗ «О землеустройстве», «Правил установления на местности границ объектов землеустройства» (утв. постановлением Правительства РФ от 20.08.2009 N 688), с применением Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Федеральной службой земельного кадастра России 17.02.2003 в ред. от 18.04.2003), Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 08.04.1996.

Межевание осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ), собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

Межевые знаки — это материальные знаки, определяющие границы земельных участков, устанавливаются в поворотных точках границ земельных участков. Независимо от вида ограждения земельного участка поворотные точки границ и места примыкания соседних участков закрепляются межевыми знаками установленного типа. В качестве опорных межевых знаков применяются бетонный пилон, бетонный монолит, железная труба, деревянный столб, штырь в пне, марка (штырь, болт). Чаще всего в качестве межевых знаков используют деревянные колья высотой 75-80 см, диаметром 5-7 см, железные штыри и трубы, забитые в грунт на 0,4 — 0,6 м. При установке межевой знак ориентируют таким образом, чтобы его лицевая сторона (с надписями) была обращена к следующему межевому знаку при движении по границе по ходу часовой стрелки.

Эти знаки нельзя выкапывать, спиливать, сжигать, подрубать и т.п. Уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет административную ответственность по статье 7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. К ответственности можно привлечь не только за их умышленное, но и за неосторожное уничтожение (например, случайный наезд автотранспортом).

Протоколы о данном административном правонарушении составляют должностные лица органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, а также органов внутренних дел (полиции). Рассматривать административные дела данной категории вправе:

1) главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители;

2) главные государственные инспекторы субъектов РФ по использованию и охране земель, их заместители;

3) главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель, их заместители.

Уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Привлечение лица, виновного в уничтожении или повреждении межевых знаков границ земельных участков, к административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.

Согласно п. 3 ст. 76 Земельного Кодекса РФ — восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства.

Споры между собственниками (пользователями) смежных земельных участков должны разрешаться не путём уничтожения межевых знаков границ земельных участков, а путем обращения с исковым заявлением в суд.

Межевание объектов землеустройства.

Межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных образований и других административно — территориальных образований, границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства осуществляется на основе сведений ГКН, землеустроительной, градостроительной и иной, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель документации.

Межевание объектов землеустройства включает в себя следующие работы:

— определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование;

— закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

— составление карты (плана) объекта землеустройства.

Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых ЗУ, при купле-продаже, мене, дарении всего или части ЗУ, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на ЗУ, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Читайте также  Наука как часть культуры

Восстановление границ ЗУ выполняют при наличии межевых споров, а также по просьбе граждан и юридических лиц в случае полной или частичной утраты на местности межевых знаков и других признаков границ принадлежащих им ЗУ.

Согласно Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ межевание (кадастровую деятельность) вправе осуществлять кадастровые инженеры, т.е. лица, имеющие действующий квалификационный аттестат. Однако до 1 января 2011 году кадастровую деятельность могут осуществлять также лица, обладающие на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензией на выполнение соответствующих работ.

Межевание земель включает:

· подготовительные работы по сбору и изучению правоустанавливающих, геодезических, картографических и других исходных документов;

· полевое обследование и оценку состояния пунктов ГГС и ОМС – опорных межевых знаков (ОМЗ);

· полевое обследование границ размежевываемого ЗУ с оценкой состояния межевых знаков;

· составление технического проекта (задания) межевания земель (включает в себя содержание, объемы, трудовые затраты, необходимые материалы, сметную стоимость, сроки выполнения и технику безопасности работ);

· уведомление собственников, владельцев и пользователей размежевываемых ЗУ о производстве межевых работ;

· согласование и закрепление на местности межевыми знаками границ ЗУ с собственниками, владельцами и пользователями размежевываемых ЗУ;

· сдачу пунктов ОМС на наблюдение за сохранностью;

· определение координат пунктов ОМС и межевых знаков;

· определение площади ЗУ;

· составление чертежа границ ЗУ;

· контроль и приемку результатов межевания земель производителем работ;

· гос. контроль за установлением и сохранностью межевых знаков;

Результатом работ по межеванию объектов землеустройства является межевой план – документ, необходимый документов для представления в орган кадастрового учета с целью постановки на учет земельного участка.

Межевой план составляют на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке. Межевой план состоит из графической и текстовой частей. В графической части межевого плана указываются местоположение границ образуемого земельного участка или земельных участков, либо их частей. В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных, а также сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ

Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

Геодезической основой межевания земель служат:

— пункты ГГС (триангуляция и полигонометрия);

Межевые знаки размещают на всех поворотных точках границы ЗУ, кроме границ, проходящих по «живым урочищам» и линейным сооружениям, совпадающим с границами ЗУ. Границы ЗУ, проходящие по «живым урочищам», закрепляются межевыми знаками только на стыках с суходольными границами.

Что такое объекты землеустройства, установление границ, проведение межевания объекта землеустройства

О том, что такое землеустройство и какие задачи решает мы писали в отдельной статье, здесь же поговорим об объектах землеустройства, узнаем, как они выглядят на карте, где проходят границы и как проводится межевание объектов землеустройства.

Объекты землеустройства — понятие

Понятие объектов землеустройства содержится в законе от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О землеустройстве» (ст. 1):
Объекты землеустройства — это территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований а также части указанных территорий.
Объекты земельных правоотношений — это части земли, которые имеют обособленные границы, и принимаются за отдельную единицу.
Объекты земельных правоотношений существуют испокон веков. С течением времени они то утрачиваются, то преобразуются.

До 11 января 2018 года к объектам землеустройства также относились территории населенных пунктов, территориальные зоны и их части. Затем в Закон «О землеустройстве» внесли изменения и территории населенных пунктов и территориальные зоны исключили из объектов землеустройства. Это привело к упрощению процедуры и сокращению сроков внесения сведений о границах населенных пунктов, территориальных зон и частей таких территорий в ЕГРН.
Объекты землеустройства 2019 с учетом требований нового законодательства, беспрестанно меняются (земли перераспределяются, делятся, объединяются). Это отражается и учитывается в государственном кадастре.
Образование новых объектов землеустройства нас ждет и в 2020 году и в последующие годы.

Любые изменения (в том числе уточнение) границ объектов землеустройства обязательно должны быть подтверждены документально и оформлены государством.

Какие факторы влияют на образование объектов землеустройства

Установление на местности границ объектов землеустройства происходит с учетом следующих факторов:

  • целевое назначение участка,
  • допустимое использование территорий,
  • охрана и защита земли,
  • наличие или отсутствие инфраструктурного развития (транспорт, коммуникации, электросети и т.д.),
  • прочие важные характеристики земель.

Карта план объекта землеустройства в 2019 году

Объекты земельных правоотношений фиксируются на картах и планах объектов землеустройства.
План объекта землеустройства (карта объекта землеустройства) – это вид землеустроительной документации.
На карте (плане) объектов землеустройства отображаются местоположение, размер, границы объекта землеустройства и прочие подробные характеристики.
Карты объектов землеустройства составляются по форме, утвержденной Постановлением Правительства от 30.06.2009 № 621. (На конец 2019 начало 2020 года действует версия постановления от 17.05.2016).
В соответствии с требованиями Постановления № 621 карта-план объектов землеустройства составляется кадастровым инженером или иным специалистом в области картографии.
Правила формирования карты плана четко прописаны в постановлении. Сведения в документацию вносят в виде графических изображений с описанием, в установленной последовательности.
Заказчиками карты объектов землеустройства могут быть физические или юридические лица, административные органы власти.
План объекта землеустройства может понадобиться, например, в случае необходимости внесения сведений об охранных зонах объектов землеустройства (сведения о линии электропередачи или газопровода).
Карта объекта землеустройства сдается на регистрацию в Росреестр, после чего вносятся сведения о параметрах и границах объекта в ЕГРН.

Описание местоположения границ объектов землеустройства

План объекта землеустройства, также как и межевой план, содержит сведения о заказчике и исполнителе и имеет приложение в виде документов, на основании которых выполняется.
Сведения о местоположении границ вносятся в графическую и текстовую часть. Обязательно указывается система координат, в которой выполнены измерения, сведения о характерных точках границ объекта землеустройства.
Если границы объекта землеустройства изменяются или уточняются в соответствии с решением органов власти, тогда в реквизите «Сведения о характерных точках границ объекта землеустройства» указываются методы геодезических измерений (метод триангуляции, полигонометрии, фотограмметрический, картометрический методы и др.)

Проведение межевания объектов землеустройства

Межевание объектов землеустройства — это работы по установлению на местности границ административных образований. Границы закрепляются межевыми знаками, определяются координаты.
Межевание объектов землеустройства включает в себя:

  • подготовительные работы,
  • составление тех. проекта,
  • уведомление лиц, чьи интересы могут быть затронуты при межевании,
  • определение границ, площади и закрепление межевых знаков на местности,
  • определение координат,
  • составление карты (плана) объекта землеустройства,
  • формирование и утверждение землеустроительного дела.

Обследование полей на местности при межевании объекта землеустройства включает в себя работы по выявлению состояния межевых знаков, пунктов опорной геодезической сети и иной геодезической основы. Все результаты затем фиксируются документально и отражаются в землеустроительной документации.

Работы по межеванию земельных участков выполняют кадастровые инженеры. Для того, чтобы узнать кто выполняет кадастровые работы по межеванию в вашем регионе, можно воспользоваться онлайн каталогом кадастровых инженеров, а чтобы рассчитать стоимость их услуг, используйте бесплатный онлайн калькулятор кадастровых работ.

Землеустроительная экспертиза: когда и как проводят землеустроительную экспертизу?

Землеустроительную экспертизу часто назначают при рассмотрении в судах общей юрисдикции гражданских дел, связанных с разрешением земельных споров. Частое нарушение земельных прав связано с неправильным формированием земельного участка, в том числе подготовкой землеустроительной и другой документации, противоречащих требованиям законодательства.

По статистике имущественных споров именно земельные споры являются самой распространённой категорией. В судебном процессе перед судьёй встаёт огромное множество таких технических вопросов, ответ на которые могут дать лишь специальные исследования. Данный факт определяет необходимость проведения независимой судебной землеустроительной экспертизы.

Читайте также  Диалектика принципы, законы, категории

До того, как мы коснёмся методики землеустроительной экспертизы, стоит остановиться на термине «землеустройство».

Что такое землеустройство описывает Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». Это система мероприятий.

C 2018 г. объектами землеустройства являются:

  • территории субъектов РФ и их части;
  • территории муниципальных образований и их части.

Землеустроительная экспертиза (земельная экспертиза) – процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных землеустроительных знаний в области геодезии и кадастра объектов недвижимости, правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Это определение выводит землеустроительную экспертизу за рамки землеустройства.

Когда нужна землеустроительная экспертиза?

Землеустроительную экспертизу назначают при рассмотрении судебных споров:

  • о предоставлении и изъятии земельных участков органами исполнительной власти;
  • с органами кадастрового учета по отказам в осуществлении кадастрового учета земельных участков и их частей или изменений исходных сведений;
  • по отказам в регистрации прав на землю;
  • о разделе и объединении земельных участков;
  • о местоположении выделяемых участков в счет долей и земель сельскохозяйственного назначения;
  • об определении порядков пользования земельными участками;
  • о признании прав собственности на участки
  • об установлении положения границ земельных участков на местности;
  • иные споры и разногласия.

Стороны и другие лица, участвующие в деле по земельному спору, имеют право: просить суд назначить производство судебной землеустроительной экспертизы, просить поручить её производство конкретному эксперту или экспертной организации, заявлять отвод эксперту (п. 2 ст. 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации – далее ГПК РФ).

Решение о назначении и производстве экспертизы принимается только судьей. Землеустроительная экспертиза сегодня является дорогостоящим исследованием, поэтому судья старается примирить спорящие стороны путем заключения мирового соглашения.

Что является объектами землеустроительной экспертизы?

  • земельные участки и их части;
  • границы земельных участков;
  • геодезические координаты земельных участков и иных объектов недвижимости, эксплуатация которых предусмотрена или не предусмотрена на данном земельном участке;
  • правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельный участок (свидетельство о государственной регистрации права на землю, кадастровый паспорт на земельный участок, постановления о предоставлении земельных участков в пользование, графические материалы — планы участков, рабочие чертежи с привязкой к местности, акты об отводе границ земельных участков, сведения об имеющихся обременениях земель участка (сервитут), и прочие);
  • межевой план или землеустроительное дело;
  • материалы топографических съемок;
  • зоны с особыми условиями использования территорий;
  • территориальные зоны в соответствии с правилами землепользования и застройки;
  • иные объекты

Кто может быть экспертом при производстве судебных землеустроительных экспертиз?

Проводить землеустроительные экспертизы могут кадастровые инженеры, обладающие соответствующим аттестатом, а также юридические лица, имеющие лицензию на осуществление геодезических работ.

Как показывает судебная практика, экспертизу, как правило, доверяют именно кадастровым инженерам.

Эксперт должен иметь знания в области землеустройства и кадастра, а также геодезии и картографии.

Эксперты используют специальные технические средства и научные методики, которые позволяют ответить на все вопросы, поставленные судом. Полный перечень требований, предъявляемых к эксперту, приведен в ст. 13 ФЗ № 73.

Какую методику используют эксперты?Определенной методики или техники экспертного исследования для проведения судебной землеустроительной экспертизы к настоящему времени еще не существует.

Поэтому, каждый эксперт-землеустроитель путем проб и ошибок выводит для себя определенный порядок действий при работе (свою методику или технику). Условно методику проведения землеустроительной экспертизы можно разделить на две группы: геодезический и документальный.

Геодезический метод заключается в изучении участка, проведения замеров с помощью специальных измерительных приборов и создании плана участка с применением специализированных компьютерных программ.

Документальный метод состоит в анализе имеющихся документов на это недвижимое имущество и, при необходимости, вынесении вердикта о необходимости их корректировки.

В процессе исследования эксперт формирует информационную основу, включающую следующие критерии анализа:

1. Фактическая площадь исследуемого участка.

2. Соответствие установленной фактической площади участка и заявленной в правоустанавливающей документации.

3. Установление факта наложения границ исследуемых земельных участков.

4. Определение состава имущества на земельном участке.

5. Соответствие действительного расположения имущества его местонахождению, внесенному в документацию.

6. Расчет совокупной площади пересеченных частей исследуемых земельных участков.

7. Установление площади участка, свободного от застройки / занятого постройками.

8. Возможность осуществления строительства объекта недвижимости на исследуемом участке.

9. Правомочность землеустроительных работ, произведенных на участке.

10. Условия соблюдения вида разрешенного использования земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки.

Каковы этапы проведения землеустроительной экспертизы?

Землеустроительная экспертиза осуществляется в три этапа:

Подготовительный этап

Исследовательский этап (полевой)

Камеральный этап (оформление экспертного заключения)

Уяснение экспертной задачи

Осмотр, описание объекта; экспертный осмотр земельных участков начинается со знакомства со сторонами и их представителями.

Заключение эксперта регламентируется ст. 86 ГПК РФ и состоит из трех основных частей: вводной, исследовательской и выводов.

Изучение материалов дела, нормативной и справочной литературы

Полевые измерения – получение характеристик земельных участков с помощью специальных приборов. Эксперт проводит топографическую съемку и фотосъемку объекта исследования, определяет параметры, характеризующих его пространственное положение.

При изложении исследовательской части следует руководствоваться указанием закона (ст. 204 УПК РФ, ст. 86 АПК РФ): в исследовательской части должны быть указаны «содержание и результаты исследования с указанием примененных методик (методов)».

Предварительное исследование представленной документации

По результатам топографической съемки может составляться топографический план участка местности или абрис.

Об общеизвестном «факте» в исследовательской части пишут менее подробно, а о менее известном – подробнее.

Анализ полученных при полевом измерении «сырых» данных, включающий экспериментальное компьютерное моделирование среды на основании имеющихся полевых расчетов.

После выводов эксперта располагаются Приложения. В приложения могут входить: графические изображения, сметы, таблицы с координатами, графики, копии документов об образовании экспертов, копии документов о поверке инструментов, фототаблицы.

Сравнение полученных пространственных параметров объекта с нормативными и правовыми допусками

На каждом листе приложения ставится подпись эксперта или экспертов, а также печать экспертной организации. Заключение эксперта оформляется в двух экземпляра.

Одна из самых сложный проблем – определение местоположения характерных точек объекта исследования. Наиболее точным и универсальным способом является геодезическое описание местоположения с помощью координат поворотных точек границ земельного участка в установленной системе координат. В кадастровой системе России геодезической основой кадастра является государственная геодезическая сеть (ГГС) и создаваемые в установленном Правительством Российской Федерации порядке геодезические сети специального назначения.

Что такое сложившийся порядок пользования и почему он важен при проведении землеустроительной экспертизы?

Важным фактором при проведении землеустроительной экспертизы является понятие «сложившийся порядок пользования». Это понятие дано в ст. 35 Земельного кодекса РФ, которая гласит, что в случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам, порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.

Эксперт обязан учитывать данный аспект при проведении землеустроительной экспертизы, а также при изучении материалов дела. Сложившийся порядок пользования земельным участком определяется наличием административно-правового акта или иного документа о закреплении за собственником права на земельный участок.

В судебной практике необходимо учитывать сложившийся порядок пользования как одно из главных доказательств на право владения и пользования земельным участком именно в определенных границах, а также при подтверждении эти границ экспертным заключением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: