Международная уголовная ответственность физических лиц - OXFORDST.RU

Международная уголовная ответственность физических лиц

Международная уголовная ответственность физических лиц.

Международные преступления принято относить к тягчайшим международно-противоправным деяниям, посягающим на основы существования государств и народов, подрывающим основные принципы международного права, угрожающим международному миру и безопасности.

Представляется целесообразным остановиться более подробно на проблеме ответственности физических лиц.

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Привлечение физических лиц к ответственности за международные преступления неразрывно связано с созданием специальных органов для рассмотрения подобного рода дел, называемых трибуналами. После окончания Второй мировой войны были созданы Международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками, хотя первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны без создания трибунала. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды, чье правительство отказалось его выдать.

Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г. В связи с разработкой проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления. Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Среди физических лиц, совершивших международные преступления, различают две группы субъектов преступлений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени их совершения, а к преступлениям против человечности — также и от того, были они совершены в военное или в мирное время.

2. Консульства: понятие, порядок учреждения, виды, функции.

Консульство — орган внешних отношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу отношений консульства со своим правительством, дипломатическим представительством, другими консульствами своего государства, где бы они ни находились, с использованием средств связи, шифров, дипломатических и консульских курьеров.

Порядок формирования. Консулы, как правило, назнача­ются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. При этом назначаемому консулу выдается специ­альное удостоверение о его полномочиях — консульский па­тент. Консульский патент выдается главой государства, гла­вой правительства или министром иностранных дел представ­ляемого государства. В Российской Федерации выдача консуль­ского патента производится МИД РФ.

Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула — консуль­скую экзекватуру. С момента ее получения начинается дея­тельность консула.

Заведующий консульским отделом при дипломатическом представительстве не нуждается в получении консульского па­тента и консульской экзекватуры. Его назначение происходит в порядке, установленном для дипломатического персонала.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслужи­вающего персонала.

Существуют следующие виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Во всех этих случаях никакой разницы в статусе этих учреждений нет. Сейчас большинство консульских учреждений в мире имеют статус генерального консульства. В столичных городах может не существовать отдельного консульского учреждения, а только действовать консульский отдел посольства (такова, например, почти повсеместная практика России). Консульский отдел не является самостоятельным учреждением, высшей инстанцией является не заведующий консульским отделом (которого могут для удобства называть генеральным консулом, хотя это неточно), а посол. При этом на сотрудников консульского отдела распространяются дипломатические (т. е. более широкие) привилегии и иммунитеты, а не консульские.

Консульские функции. Их условно можно разделить на две категории. К первой относятся аналогичные или близкие функциям дипломатических представительств (имеются, есте­ственно, различия в масштабах деятельности). Это защита ин­тересов представляемого государства, его граждан и юридиче­ских лиц; содействие развитию торговых, экономических, куль­турных и научных связей между государствами; выяснение все­ми законными путями условий и событий в государстве пребы­вания — и сообщение о них своему правительству.

Вторая категория охватывает собственно консульские вопросы:

выдачу паспортов гражданам представляемого государст­ва и виз (иных документов) лицам, выезжающим в представ­ляемое государство;

оказание помощи и содействия гражданам и организациям представляемого государства, обеспечение надлежащего пред­ставительства своих граждан в судебных и иных учреждениях государства пребывания;

оказание помощи судам и самолетам, зарегистрированным в представляемом государстве, и их экипажам;

выполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и некоторых функций административ­ного характера.

Перечень названных и ряда других функций, содержащихся в Венской конвенции о консульских сношениях, дополняется в двусторонних консульских конвенциях, а также — примени­тельно к консульским учреждениям Российской Федерации — в Консульском уставе СССР 1976 г., основные положения кото­рого сохраняют силу и значение. Здесь, в частности, названы такие функции, как учет постоянно проживающих и временно находящихся в консульском округе граждан РФ, включая их воинский учет; подготовка материалов по вопросам гражданст­ва; действия — в рамках законов государства пребывания и консульских конвенций — в отношении граждан, находящихся под арестом, задержанных, лишенных свободы в иной форме или отбывающих» наказание.

В то время, как посольство занимается в первую очередь решением политических вопросов (переговоры, сбор информации о стране пребывания), консульство осуществляет контакты с местными властями, занимается обслуживанием граждан, решением их проблем в рамках законодательства и оформлением документов (визы,паспорта, нотариальные документы, справки и др.). В посольствах обычно функционирует консульские отделы, оформляющие документы и выдающие визы.

Экзаменационный билет № 32

Основы международной уголовной ответственности физических лиц

Особенности и субъекты преступлений

Международная ответственность в сфере права со стороны государства-агрессора, касающаяся нарушения мира и безопасности, дополнена мерами ответственности физических лиц, которые нарушают нормы, обеспечивающие мир. Эта область включает понятие «законы и обычаи войны».

Принято выделять 2 вида субъектов преступлений в международном праве:

  • главные военные преступники (политики, глава государств, военные и др.). Они обладают ответственностью за преступления, которые совершили сами и преступления, совершенные рядовыми исполнителями;
  • непосредственные исполнители, которые занимаются выполнением преступных приказов или совершают преступления по своей инициативе.
Читайте также  Имплантаты в стоматологии

Военных преступников судят специально сформированные для этой цели международные суды, называемые международными военными трибуналами. Также это могут осуществлять национальные суды той страны, где лицо совершило преступление.

Международные преступления и их регулирование

Международная уголовная ответственность физических лиц впервые проявилась в попытке привлечения военных преступников к международной уголовной ответственности, что произошло после завершения Первой мировой войны. В соответствии с положениями Версальского мирного договора, принятого в 1919 году, должен был пройти суд над германским кайзером Вильгельмом II, который после окончания военных действий сбежал в Голландию, где его отказалась выдать.

В Тегеране и Ялте во время Второй мировой войны состоялись встречи руководителей стран антигитлеровской коалиции. Они решили справедливо наказать всех военных преступников.

В 1945-46 гг. были приняты Уставы международных военных трибуналов, которые содержали информацию о составах преступлений, совершая которые физическое лицо должно быть подвергнуто международной уголовной ответственности. Там же были сформулированы процессуальные нормы деятельности.

Уставы и приговоры МВТ установили несколько видов международных преступлений:

  • против мира (планирование, подготовка, развязка, осуществление агрессивных войн или войн, нарушающих условия международных договоров, участие в заговоре или общем плане, которые направлены на ведение подобных действий);
  • военные преступления (нарушение законов и обычаев войны, включая убийство, истязание, рабство населения оккупированной территории, лиц или военнопленных, которые находятся в море; убийство заложников; ограбление частной или общественной собственности; бессмысленное разрушение поселений и др.);
  • против человека (порабощение, истребление, убийство, ссылка и прочие жестокие действия, которые совершаются по отношению к гражданскому населению до или во время войны, преследование в соответствии с политическими, расовыми или религиозными мотивами для осуществления любых преступлений, которые подлежат юрисдикции трибунала вне зависимости от того, являются ли они нарушением внутреннего права государства, в котором совершались).

Нельзя считать исчерпывающим список преступлений, за совершение которых физическое лицо может быть привлечено к ответственности, которая предусмотрена приговорами и уставами МВТ. Его дополнили Женевские конвенции 1949 года, нормы Дополнительного протокола I, положения прочей международной документации.

В соответствии с нормами МП для военных преступников не должно предоставляться убежище. Неприменимость срока давности рассматривает Конвенция 1968 года (Нью-Йорк) в отношении военных преступлений и преступлений против человечества. В ней сформулировано правило о неприменении срока давности для военных преступлений, вне зависимости от времени их совершения. Что касается преступлений против человечности, также и от того, совершались они во время войны или в мирное время.

Использование принципов МП в работе судов

В отношении ответственности за исполнение преступных приказов, Уставом МВТ фиксируется признанная всеми норма — «тот факт, что подсудимый действовал в соответствии с распоряжением правительства или приказом начальника, не должно освобождать его от ответственности».

Кроме уставов международные уголовные суды принимают к руководству:

  • элементы преступлений, которые принимаются странами-участницами устава, Правила процедуры и доказывания, которые принимают сами суды;
  • иные международные договора, принципы и нормы МП, в том числе признанные всеми принципы МП, касающиеся вооруженных конфликтов.

Замечание 3

Судами также могут быть использованы общие принципы права, которые берутся из национального закона правовых систем мира с условием, что они совместимы с МП.

Сегодня увеличилось количество международных уголовных судов. Они включают Международный трибунал, использующий судебное преследование лиц, которые несут ответственность за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные с 1991 года в рамках бывшей Югославии. Эта организация отвечает за судебное преследование лиц, которые ответственны за геноцид и прочие серьезные нарушения международного гуманитарного права (территория Руанды), а также граждан Руанды, которые участвуют в геноциде и других подобных нарушений, совершенных на территории соседних стран в 1994 году.

Международная уголовная ответственность физических лиц

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица — уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.

После окончания второй мировой войны для суда над главными военными преступниками были созданы два Международных военных трибунала: в Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности (1993 г.) предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991 г. Возможность создания международных уголовных судов предусмотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года. В вязи с разработкой проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества в Комиссии международного права ставится вопрос о создании Международного уголовного суда.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления. Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года указывает, что представители государственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления.

Если по соответствующему соглашению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать его суду, либо выдать другому государству, на территории которого было совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

Особенности ответственности международных организаций.(как дополнение)

Международные организации могут нести ответственность по международному публичному, международному частному праву, а также по внутреннему праву государств за нарушение ими международных обязательства, вытекающих из договоров и др. источников права, а также за несоблюдение уставных и др. обязанностей своими органами и международными должностными лицами и за причинение ущерба своими действиями государствам, др. международным организациям и физическим лицам.

Международно-правовая ответственность международных организаций может иметь место в области космического права и при возмещении ядерного ущерба, так как подобные организации могут выступать в качестве операторов космических и ядерных объектов.

В Конвенции 1972 года «О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами» предусмотрена солидарная ответственность государств, участвующих в данной международной организации и совместно осуществивших запуск космического объекта при возмещении причиненного этим объектом вреда (ст. XXII). При солидарной ответственности должны быть соблюдены следующие условия:

Первоначально требование о возмещении вреда, причиненного космическим объектом, предъявляется непосредственно к данной организации, а солидарная ответственность государств-участников наступает лишь по истечении шести месяцев по повторному заявлению государства-истца в случае неуплаты организацией суммы возмещения.

При материальной ответственности международной организации учитывается то, что ее средства составляются из взносов государств-членов. В некоторых случаях, как, например, в области космического права устанавливается первоочередная ответственность самой организации, иногда же существует равная возможность для предъявления требования возместить причиненный ущерб как к организации, так и непосредственно к государству-члену.

Компетенция Совета Безопасности в деле мирного разрешения споров

Понятие «международный спор» обычно используется для обозначения взаимных претензий между государствами.

Согласно доктрине МП и практике СБ, а также Международного Суда ООН, спор имеет место в том случае, когда государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними.

Читайте также  Герман Августович Ларош — музыкально-литературный критик

Устав ООН не устанавливает критериев разделения споров и ситуаций на две указанные категории, предоставляя решение этого вопроса СБ.

СБ ООН в случае возникновения спора или ситуации уполномочен «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», принимая во внимание процедуру, которая уже была принята сторонами. Споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд (ст. 36 Устава ООН).

Для предотвращения ухудшения ситуации в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии СБ может «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст. 40). Эти временные меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению заинтересованных сторон.

В практике ООН применялись такие временные меры, как создание полностью или частично демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск, проведение временных демаркационных линий.

Так, СБ ООН в 1991 г. на основании ст. 39 и 40 Устава охарактеризовал действия Ирака как «вторжение вооруженных сил Ирака в Кувейт» и потребовал выполнения временных мер, чтобы предотвратить ухудшение ситуации, а именно отвода Ираком, незамедлительно и безусловно, всех своих сил из Кувейта, а также призвал обе страны «приступить к интенсивным переговорам для урегулирования их разногласий» (рез. 660/1990). На основании резолюции СБ от 4 марта 1964 г. были созданы Вооруженные силы ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК).

В главе VIII Устава ООН говорится о возможности существования «региональных соглашений или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию международного, мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий, при условии, что такие соглашения или органы и их деятельность совместимы с целями и принципами Организации» (ст. 52).

См. ГЛАВА 6 Устава ООН — МИРНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРОВ

Совет Безопасности ООН уполномочен:

в случае возникновения спора или ситуации «рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования», учитывая уже принятую самими сторонами процедуру. Споры юридического характера должны передаваться в Международный Суд (ст.36 Устава ООН);

в случае угрозы мира или его нарушения, или акта агрессии «потребовать от заинтересованных сторон выполнения тех временных мер, которые он найдет необходимыми или желательными» (ст.40 Устава ООН).

Такие меры не должны наносить ущерб правам, притязаниям или положению сторон. Это такие меры, как создание демилитаризованных зон, замораживание притязаний сторон, отвод войск и т.п.

Так, в 1991 году СБ потребовал от Ирака после вторжения в Кувейт незамедлительного отвода сил и от обеих сторон — интенсивных переговоров в качестве временных мер. Применение временных мер как правило осуществляется уже после начала конфликта. Сейчас стоит задача заблаговременного планирования таких мер.

Уголовная ответственность гражданина России на территории иностранного государства

Тематика данной публикации достаточно редкая и направленность вопроса узкая. Касается, в первую очередь, тех граждан нашей страны которые имеют двойное гражданство или тех, кто находится на выезде в другом государстве по различным основаниям.

Возник вопрос по случаю обращения доверителя к миграционному юристу с вопросом об утере паспорта и привлечения к уголовной ответственности гражданина России на территории другого государства.

Однако, очевидно, что поскольку данный вопрос обширный, то сможет раскрыть его только специалист, разбирающийся в уголовной-правовой сфере и международном праве.

Итак, что делать, если гражданин России утерял паспорт и привлекается к уголовной ответственности на территории другого государства?

Несет ли он уголовную ответственность если совершил преступное деяние на территории иностранного государства, не являющее преступлением на территории РФ?

Для примера, возьмём уголовное деяние, за которое могут привлечь к уголовной ответственности на территории иностранного государства, а на территории РФ не повлечет уголовного наказания.

Это деяние за просмотр и пользование материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. За данное деяние в ряде иностранных государств привлекают к уголовной ответственности.

В России, похожая статья 242.1 УК РФ — изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.

Данная статья предусматривает уголовную ответственность только за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Наказываются лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет либо без такового.

Таким образом, в России преступлением является не просмотр и использование детской порнографии, а ее изготовление, демонстрация и распространение.

Поэтому при депортации гражданина России из другой страны за данное деяние, по законам Российской Федерации уголовной ответственности он не подлежит.

Статья 12 УК РФ о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации гласит, что Граждане РФ и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УПК РФ, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Это означает, что в случае совершения уголовно преследуемого проступка на территории иностранного государства, лицо не будет нести уголовную ответственность в РФ, если оно не является преступлением в Российской Федерации (по УК РФ).
Так же, если лицо уже было подвергнуто уголовному наказанию на территории иностранного государства (приговором суда), то оно не будет повторно привлечено к ответственности в РФ.

Может возникнуть следующий вопрос — Что предпринимает консул в случае установления факта привлечения к уголовной ответственности гражданина РФ?

Об этом говорит Федеральный закон от 05.07.2010 N 154-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Консульский устав Российской Федерации» Статья 18 Консульского Устава гласит: Консульские действия в отношении граждан Российской Федерации, находящихся под арестом, заключенных в тюрьму, взятых под стражу, задержанных либо пропавших без вести:
В случае получения сведений о том, что гражданин Российской Федерации, находящийся на территории государства пребывания, арестован, заключен в тюрьму, взят под стражу или задержан, консульское должностное лицо:

  1. получает через компетентные органы государства пребывания информацию о гражданине (фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, место жительства, принадлежность к гражданству Российской Федерации), а также об обстоятельствах дела и регистрирует эти сведения в специальном журнале;
  2. информирует о факте ареста, заключения в тюрьму, взятия под стражу или задержания гражданина Российской Федерации главу консульского учреждения, а в случае необходимости дипломатическое представительство Российской Федерации в государстве пребывания;
  3. принимает меры по обеспечению надлежащей юридической помощью гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного;
  4. принимает меры для встречи с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным;
  5. содействует в пределах, допускаемых международным правом и законодательством государства пребывания, передаче корреспонденции и посылок, адресованных гражданину Российской Федерации, находящемуся под арестом, заключенному в тюрьму, взятому под стражу или задержанному.

Консульское должностное лицо при личной встрече с гражданином Российской Федерации, находящимся под арестом, заключенным в тюрьму, взятым под стражу или задержанным, должно убедиться, что в отношении такого гражданина соблюдаются общепризнанные принципы и нормы международного права, положения международных договоров, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, и законодательство государства пребывания. В случае, если права гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, нарушаются, консульское должностное лицо в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания, принимает в пределах своих полномочий меры, допускаемые законодательством государства пребывания, по их восстановлению.

Читайте также  Молчание как межкультурный феномен

Консульское должностное лицо воздерживается от принятия любых мер от имени гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного, если указанный гражданин возражает против принятия таких мер.

Глава консульского учреждения или глава дипломатического представительства Российской Федерации в государстве пребывания информирует федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, о мерах, принятых в отношении гражданина Российской Федерации, находящегося под арестом, заключенного в тюрьму, взятого под стражу или задержанного.

Таким образом, мы видим, что консул РФ предпринимает все меры для защиты граждан своей страны и обеспечении его защиты. Но не все это знают. Впрочем с уголовной защитой лучше справиться квалифицированный уголовный адвокат.

И, последний вопрос — как быть если гражданин России утерял паспорт и не может вернуться в свою страну?

Согласно ведомственным документам МИД России, для выезда из чужой страны и возвращения в Россию, гражданину необходимо получить свидетельство на въезд (возвращение) в РФ.

Для получения такого свидетельства необходимо обратиться в российское консульство или дипломатическое представительство РФ либо представительство МИДа России, находящееся в пределах приграничной территории, и представить следующие документы (ч. 1 ст. 11 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. п. 12, 20 Административного регламента, утв. Приказом МИД России от 28.06.2012 N 10304) с заявлением о выдаче свидетельства. Бланк заявления можно получить у должностного лица загранучреждения или представительства, ответственного за прием документов, или распечатать образец заявления, размещенный на официальных сайтах МИДа России, Консульского департамента, загранучреждения, а также на Едином портале госуслуг;
приложить две черно-белые или цветные фотографии размером 3,5 x 4,5 см;
паспорт гражданина РФ (при наличии) или заверенные в загранучреждении либо представительстве письменные заявления двух граждан РФ, подтверждающих личность заявителя и наличие российского гражданства, которые подаются ими лично;
документы, подтверждающие права законного представителя либо представителя, в случае оформления свидетельства несовершеннолетнему либо недееспособному;
документы, позволяющие идентифицировать личность заявителя и гражданство. К таким документам, в частности, могут относиться водительское удостоверение, служебное удостоверение с фотографией и другие документы.

В случае непредставления паспорта гражданина РФ или заявлений свидетелей должностное лицо принимает у заявителя имеющиеся у него иные указанные выше документы и сообщает о необходимости проведения дополнительной проверки.

Консульское учреждение или дипломатическое представительство сделает запрос в уполномоченный орган в сфере внутренних дел или его территориальные органы по месту проживания (пребывания) заявителя либо направит запрос в другие загранучреждения. В этом случае свидетельство вам выдадут после подтверждения вашей личности (п. 44, пп. 2 п. 49, п. п. 51, 53 Регламента; п. 1 Положения, утв. Указом Президента РФ от 21.12.2016 N 699).

Свидетельство должно быть выдано не позднее двух рабочих дней со дня регистрации заявления, а в случае проведения дополнительной проверки — не позднее 27 рабочих дней (п. 16 Регламента). За выдачу свидетельства госпошлина и иная плата не взимаются (п. 28 Регламента).

По возвращении в течение трех дней с момента прибытия к месту проживания (пребывания) в РФ нужно сдать свидетельство в уполномоченный орган, где вы получали загранпаспорт (ч. 2 ст. 11 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; п. 67 Регламента).
Кроме того, за утрату паспорта предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 100 до 300 руб. (ст. 19.16 КоАП РФ).

Не теряйте паспорт и будьте осторожны с законами других государств.

§ 5. Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности

Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мерами ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, законов и обычаев войны.

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т.п.), которые несут ответственность как за свои преступления, так и преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершали преступления.

Первая попытка привлечь к международной уголовной ответственности военных преступников была предпринята после Первой мировой войны. Согласно положениям Версальского мирного договора 1919 г. должен был состояться суд над кайзером Германии Вильгельмом II, однако после войны он бежал в Нидерланды. Правительство этой страны отказалось его выдать.

На состоявшихся во время Второй мировой войны конференциях руководителей стран антигитлеровской коалиции (Тегеран, Ялта) было принято решение подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию. Уставы международных военных трибуналов, принятые в 1945 г., сформулировали составы преступлений, за совершение которых физические лица должны подвергаться международной уголовной ответственности, и зафиксировали процессуальные нормы деятельности международных военных трибуналов.

Уставами и приговорами трибуналов были установлены следующие виды международных преступлений:

преступления против мира, а именно: планирование, подготовка, развязывание, ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, а также участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление этих действий;

военные преступления, а именно: нарушение законов и обычаев войны, к которым относятся убийства, истязания, увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупируемой территории; убийства, истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение городов и деревень и другие преступления;

преступления против человечности, а именно: убийства, истребление, порабощение, ссылка и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам с целью осуществления любого преступления, подлежащего юрисдикции трибунала независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где были совершены, или нет.

Перечень преступлений, установленный уставами и приговорами международных военных трибуналов, не является исчерпывающим. Он был дополнен Женевскими конвенциями 1949 г., нормами Дополнительного протокола I, положениями других международных документов.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может быть предоставлено убежище.

Что касается ответственности за исполнение преступных приказов, то Устав Международного военного трибунала по наказанию главных военных преступников 1945 г. зафиксировал норму — «тот факт, что подсудимый действовал по распоряжению правительства или приказу начальника, не освобождает его от ответственности».

В 1993 г. Советом Безопасности ООН было принято решение о создании Международного уголовного трибунала по преступлениям, совершенным на территории бывшей Югославии. Был утвержден Устав трибунала, а в 1995 г. начался процесс над руководителями некоторых государств. В 1994 г. резолюцией 955 Совет Безопасности ООН учредил Международный уголовный трибунал для Руанды для преследования лиц, виновных в геноциде и других серьезных нарушениях международного гуманитарного права в течение 1994 г. Деятельность трибуналов для Югославии и для Руанды стала заметным шагом в формировании международного уголовного права.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: